Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » е т р , 3 ШКОЛ Е РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ - 40 лет „ З Д Е С Ь М О Я Ж И З Н Ь " За 40 лет своего существования школа работающей мо­ лодежи превратилась в еще один — учебный — цех пред­ приятия. Многим тракторостроителям дала она путевку в жизнь: за прошедшие после ее открытия годы 3959 учащихся по­ лучили здесь среднее образование, 1592 — восьмилетнее. Из них 1375 окончили техникумы, 798 человек — вузы. Школа гордится своими выпускниками — известными рабочими завода, умелыми организаторами производства, ак ­ тивными общественниками. В их числе — мастер кузнеч­ ного цеха Александр Васильевич Щербатых, парторг кор­ пусного цеха корпуса МС-4 Анатолий Леонидович Трухачев, много лет возглавлявший одну из лучших комплексных ком­ сомольско-молодежных бригад объединения, заместитель начальника теплосилового цеха Василий Иванович Кузнецов, мастер сталелитейного корпуса Надежда Ивановна Коробей­ никова и многие другие тракторостроители. Сегодня вместе с выпускниками прошлых лет займут ме­ ста в большом зале Дворца культуры, где состоится празд­ нование 40-летия школы, и нынешние ее учащиеся. В первый день нового учебного года за парты школы се­ ли 420 молодых транторозаводцев. Для их успешной учебы в школе созданы все условия. Занятия проходят в хорошо оборудованных кабинетах. Опытные педагоги, стаж у кото­ рых составляет 15— 20 лет, проводят в школе не только учебную, но и большую воспитательную работу. - Л ВСПОМИНАЯ „ВЕЧЕРКУ"... Сегодня школе рабочей молодежи № 2, где в разное время по­ лучили среднее образование сотни тракторозаводцев, исполняется 40 лет. Нам, бывшим ее выпускникам, вспоминается конец пятиде­ сятых — начало шестидесятых годов, когда мы, после большого перерыва, вызванного разными объективными причинами, решили продолжить учебу без отрыва от производства. Мы понимали, что нелегко будет нам днем стоять за станком, а вечером сидеть за партой, придется во многом себе отказывать, но сознательно шли на это. Настолько велика была тяга к знаниям, что никакие труд­ ности не пугали. А если у кого и были сомнения -в том, что он не сможет вспом­ нить давно пройденный материал, что ему трудно будет наверстать упущенное, то на помощь приходили учителя, директор школы Вла­ димир Дмитриевич Шумаков. Он был большим оптимистом, воспи­ тывал нас такими, чтобы мы не боялись трудностей, настойчиво шли к своей заветной цели и часто подбадривал: «Ничего, ребята, учиться никогда не поздно». "А первое время действительно было как-то страшновато. В шко­ ле было много учащихся, классы — переполнены. За партами си­ дели и 16-летние юноши, девуФкн, которые недавно учились в вось­ милетках, и те, кто был в два раза старше, кто годился им в от­ цы. Конечно, молодым было намного легче вспомнить тот или иной материал или овладеть новым. Кому было трудно — не стеснялись обращаться за помощью к молодежи, к учителям. Были среди нас и такие, которые побывали на фронте, а сегодня они пришли в школу за знаниями. Такие люди, которым война по­ мешала получить среднее образование, были окружены особым вни­ манием учителей. Они проводили с ними дополнительные занятия, консультации, терпеливо объясняли трудные темы. Постепенно они втягивались, выходили на уровень с другими и успешно заканчи­ вали школу. Особенно много и терпеливо занимались, так сказать, со взрослы­ ми учащимися преподаватели математики Татьяна Михайловна Строкова, Надежда Ивановна Бучнева. У каждой из них, как и у нас, были семьи, дети, но они находили время для того, чтобы помочь нам лучше понять ту или иную теорему, формулу. Интересно проходили уроки по химии, физике, истории, русско­ му языку и литературе, которые вели Владимир Иванович Буянков, Зинаида Ивановна Рубанова, Ольга Александровна Кравцова, Зи ­ наида Ивановна Коровина, Тамара Петровна Бочарова, Нина Ки­ рилловна Придатко и другие педагоги. Отдельные учителя были на­ много моложе своих подопечных, однако это не мешало в ходе уро­ ка находить общий язык, полнее раскрывать темы и закреплять знания. Наиболее интересно, живо проходили уроки по литературе, исто­ рии, обществоведению. Люди мы были взрослые, имеющие уже жизненный опыт. Многие события, о которых говорилось в учебни­ ках, проходили на наших глазах, мы были или свидетелями, или их участниками. И потому учителя старались каждый урок строить в тесной связи с жизнью, с действительностью. Много было дискуссий на уроках литературы при изучении и об­ суждении произведений писателей-классиков, а также современных писателей. Особенно живо проходили уроки литературы, которые вела Ольга Александровна Кравцова. Кстати, нам приятно было знать, Что Ольга Александровна пробовала свои силы в литерату­ ре, издала повесть «Семь тетрадей», в местной печати печатались ее материалы о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Тол­ стого! С той поры, как мы окончили школу рабочей молодежи, много -т' прошло времени. Многие из нас, получив аттестат о среднем обра­ зовании, не остановились на достигнутом, пошли учиться в техни­ кумы, институты. Работая в разных подразделениях родного заво­ да, мы часто вспоминаем свою «вечерку», которая помогла нам из­ брать верную дорогу в жизнь. Закон природы неумолим. Одни наши учителя уже ушли из жиз­ ни, другие находятся на заслуженном отдыхе, третьи продолжают работать. Но как бы там ни было, а у нас о них остались самые лучшие воспоминания. От имени многих выпускников мы сердечно поздравляем педагогический коллектив с юбилеем школы, желаем ему новых творческих успехов. И. ХРАПОВ, инженер-конструктор отдела главного механика. М. ПУТИЛИН, энергетик ремонтно-механического цеха. Дина Александровна Воробьева, которую вы видите на снимке, — ветеран школы рабочей молоде­ жи № 2. Большую часть своей педагогической деятельности она посвятила обучению и воспитанию молодых тракторостроителей. Се­ годня, когда учителя, выпускни­ ки и учащиеся ШРМ № 2 отме­ чают сразу два знаменательных события — праздник знаний и юбилей школы —слова благодар­ ности и признательности звучат и в адрес бывшего завуча школы, человека большой души Дины Александровны Воробьевой. В канун юбилея школы рабо­ чей молодежи № 2 мы попросили ее рассказать о том, как начинал работать педагогический коллек­ тив в трудные послевоенные го­ ды, какие перемены произошли в школе за сорок лет. — Я пришла в «вечерку» трид­ цать семь лет назад, то есть спу­ стя- три года после ее открытия. Когда вчерашние солдаты и бойцы трудового фронта верну­ лись к мирной жизни и работе, у многих из них появилась по­ требность продолжить учебу, пре­ рванную войной. Но возможности «вечерки» бы­ ли ограничены. В те годы школа не имела своего помещения. Нас «поселили» в здание десятой школы. В одном классе размести­ лись и кабинет директора, и учи­ тельская. Здесь же находились стеллажи и шкафы с наглядны-1 ми пособиями, книгами, химика­ тами, пробирками... Помню, с каким интересом и желанием учились рабочие. Ни­ кто из них не уходил из школы, если не смог на уроках решить задачу или не разобрался в учеб­ ном материале. Оставались до победного конца. С такими це­ леустремленными учениками было интересно и радостно работать. Многие выпускники, получив в школе рабочей молодежи среднее образование, поступили в техни­ кумы, вузы, стали потом веду­ щими специалистами предприя­ тий города, области. Один из первых моих выпуск­ ников Григорий Николаевич Пе- релыгин, фронтовик, тяжело ра­ ненный в годы войны, закончил после школы Воронежский сель­ скохозяйственный институт. Дол­ гое время работал в бухгалтерии тракторного завода, а сейчас на­ ходится на заслуженном отдыхе. Виталий Григорьевич Хорол, то- На снимке: Дина Александровна Воробьева. Фото А. Козина. же мой выпускник, уже двадцать восемь лет работает в системе профтехобразования. Сейчас он возглавляет профессионально-тех­ ническое училище № 20. Почти всю свою жизнь связа­ ла со школой рабочей молодежи № 2 Тамара Петровна Бочарова. Здесь она получила аттестат о среднем образовании, сюда после окончания педагогического инсти­ тута пришла работать учителем литературы. Часто встречаю своих учеников. Многие из них стали бабушками и дедушками, достигли больших высот в работе. Эти люди с боль­ шой теплотой и благодарностью вспоминают свою вечернюю шко­ лу, учителей. Я уже двенадцать лет на пен­ сии. Но школа для меня до сих пор осталась вторым домом. Ра ­ дуюсь успехам ребят и учителей, вместе с ними переживаю неуда­ чи. Часто бываю здесь и не пере­ стаю удивляться: как изменилась бывшая «вечерка». Просторные, светлые классы, оборудованные всем необходимым для учебы: методическими пособиями, раз­ личными приборами для нагляд­ ного изучения школьного матери­ ала. Для занятий отводятся спе­ циальные дни, свободные от ра ­ боты, учащейся молодежи созда­ ются все условия на предприя­ тии — только учись! Обо всем этом мы, старшее по­ коление, в сороковые годы мог­ ли только мечтать. Пользуясь случаем, хочу позд­ равить через заводскую газету всех учителей, выпускников, ны- нешних учащихся с юбилеем шко­ лы рабочей молодежи № 2. С п а с и б о В а м ,у ч и т е Сегодня, в день, когда испол­ няется 40 лет нашей родной ве­ черней средней школе № 2, хо ­ чется вспомнить самое первое знакомство с ней. Наш одиннадцатый «вг» класс подобрался наславу — всех воз ­ растов: от 33-х до 50-ти лет. Ко ­ нечно, у каждого из нас были и совершенно разные взгляды на жизнь, разные характеры: кто любил пошутить, а кто был спо ­ собен и на грубость. Прозвенел звонок. И вот к нам в класс вошла и стала у стола девчонка. — Сядьте. Успокойтесь, — ска ­ зала она. — Давайте знакомить ­ ся: зовут меня Тамара Петровна Бочарова, я преподаватель рус ­ ского языка и литературы и ваш классный руководитель. Мы невольно усмехнулись всяк про себя: такая молоденькая! Чему она научит — смеяться или петь? Это мы и сами давно мо ­ жем. Но через один — два урока Тамара Петровна сумела пол­ ностью завладеть нашим внима­ нием и, в полном смысле слова, увлечь в мир' знаний. И мы ее полюбили все как один. И до сих пор вновь и. вновь вспоминаются ее уроки, герои книг, которые мы изучали: Павка Корчагин из романа «Как закаля­ лась сталь» Н. Островского, боль­ шевик Давыдов из «Поднятой целины» М. Шолохова, наш со ­ временник, герой века, перво ­ проходец и покоритель космоса Юрий Гагарин... ' Около 35 человек было нас в классе. Сидели мы за партами по два — три человека. Класс был неуютный, проходной, на­ против физического кабинета. Кое-кто пытался отвлечь препо ­ давателя от урока, делая как бы разрядку, с целью укоротить урок. Однако снисхождения и в этом случае нам не делалось. Вся программа, определенная для данного урока, непременно выполнялась: что недоделали — преподаватель задавал для само ­ стоятельной работы. Трудно было напряженно ра ­ ботать и учиться. Но мы все пре ­ одолевали. Как же нам тогда по ­ могали во всем этом наши учи­ теля Тамара Петровна Бочарова, Алла Ивановна Тишина, Василий Васильевич Печенкин, Нина Аб ­ рамовна Шипицына, Зинаида Ива- невна Коровина и другие! Они не стеснялись приходить к нам в цехи, домой, то есть прямо в общежития, узнавая, чем мы за­ няты, как проводим свой досуг. Они же организовывали и прово ­ дили с нами интересные вечера и диспуты на сеоборные темы. Такие, например, как «Что такое любовь», «Кем бы ты хотел стать» и многие другие. Школа всегда была как бы нашим родным домом. Возле нее мы собирались по выходным дням, чтобы организовать кол­ лективный поход в кино. Или для поездки в музей-усадьбу «Ясная Поляна» великого писате­ ля земли русской Л. Н. Толсто­ го, а также в города-герои Вол­ гоград и Ленинград. И в этом активно способствовали нам ад­ министрация, партийная и профсо ­ юзная организации завода, а преподавательский состав школы возглавлял эти незабываемые по ­ ездки. Во всем этом была велика роль нашего классного руководи ­ теля Т. П. Бочаровой. Она была нашим настоящим другом и то ­ варищем. И сегодня, в этот знаменатель­ ный для школы день, мы, выпу­ скники ее 1968 года, говорим самое сердечное спасибо учите­ лям родной «вечерки» за все, что они сделали для нас, за то, что сумели они вселить в нас главное, чем руководствуемся в жизни, — умение понимать друг друга. Здоровья, счастья, новых успе­ хов в вашем благородном труде, дорогие наши наставники! М. ПАНОВА (САДОНИНА), мастер термического цеха,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz