Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » е т р , 3 ШКОЛ Е РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ - 40 лет „ З Д Е С Ь М О Я Ж И З Н Ь " За 40 лет своего существования школа работающей мо лодежи превратилась в еще один — учебный — цех пред приятия. Многим тракторостроителям дала она путевку в жизнь: за прошедшие после ее открытия годы 3959 учащихся по лучили здесь среднее образование, 1592 — восьмилетнее. Из них 1375 окончили техникумы, 798 человек — вузы. Школа гордится своими выпускниками — известными рабочими завода, умелыми организаторами производства, ак тивными общественниками. В их числе — мастер кузнеч ного цеха Александр Васильевич Щербатых, парторг кор пусного цеха корпуса МС-4 Анатолий Леонидович Трухачев, много лет возглавлявший одну из лучших комплексных ком сомольско-молодежных бригад объединения, заместитель начальника теплосилового цеха Василий Иванович Кузнецов, мастер сталелитейного корпуса Надежда Ивановна Коробей никова и многие другие тракторостроители. Сегодня вместе с выпускниками прошлых лет займут ме ста в большом зале Дворца культуры, где состоится празд нование 40-летия школы, и нынешние ее учащиеся. В первый день нового учебного года за парты школы се ли 420 молодых транторозаводцев. Для их успешной учебы в школе созданы все условия. Занятия проходят в хорошо оборудованных кабинетах. Опытные педагоги, стаж у кото рых составляет 15— 20 лет, проводят в школе не только учебную, но и большую воспитательную работу. - Л ВСПОМИНАЯ „ВЕЧЕРКУ"... Сегодня школе рабочей молодежи № 2, где в разное время по лучили среднее образование сотни тракторозаводцев, исполняется 40 лет. Нам, бывшим ее выпускникам, вспоминается конец пятиде сятых — начало шестидесятых годов, когда мы, после большого перерыва, вызванного разными объективными причинами, решили продолжить учебу без отрыва от производства. Мы понимали, что нелегко будет нам днем стоять за станком, а вечером сидеть за партой, придется во многом себе отказывать, но сознательно шли на это. Настолько велика была тяга к знаниям, что никакие труд ности не пугали. А если у кого и были сомнения -в том, что он не сможет вспом нить давно пройденный материал, что ему трудно будет наверстать упущенное, то на помощь приходили учителя, директор школы Вла димир Дмитриевич Шумаков. Он был большим оптимистом, воспи тывал нас такими, чтобы мы не боялись трудностей, настойчиво шли к своей заветной цели и часто подбадривал: «Ничего, ребята, учиться никогда не поздно». "А первое время действительно было как-то страшновато. В шко ле было много учащихся, классы — переполнены. За партами си дели и 16-летние юноши, девуФкн, которые недавно учились в вось милетках, и те, кто был в два раза старше, кто годился им в от цы. Конечно, молодым было намного легче вспомнить тот или иной материал или овладеть новым. Кому было трудно — не стеснялись обращаться за помощью к молодежи, к учителям. Были среди нас и такие, которые побывали на фронте, а сегодня они пришли в школу за знаниями. Такие люди, которым война по мешала получить среднее образование, были окружены особым вни манием учителей. Они проводили с ними дополнительные занятия, консультации, терпеливо объясняли трудные темы. Постепенно они втягивались, выходили на уровень с другими и успешно заканчи вали школу. Особенно много и терпеливо занимались, так сказать, со взрослы ми учащимися преподаватели математики Татьяна Михайловна Строкова, Надежда Ивановна Бучнева. У каждой из них, как и у нас, были семьи, дети, но они находили время для того, чтобы помочь нам лучше понять ту или иную теорему, формулу. Интересно проходили уроки по химии, физике, истории, русско му языку и литературе, которые вели Владимир Иванович Буянков, Зинаида Ивановна Рубанова, Ольга Александровна Кравцова, Зи наида Ивановна Коровина, Тамара Петровна Бочарова, Нина Ки рилловна Придатко и другие педагоги. Отдельные учителя были на много моложе своих подопечных, однако это не мешало в ходе уро ка находить общий язык, полнее раскрывать темы и закреплять знания. Наиболее интересно, живо проходили уроки по литературе, исто рии, обществоведению. Люди мы были взрослые, имеющие уже жизненный опыт. Многие события, о которых говорилось в учебни ках, проходили на наших глазах, мы были или свидетелями, или их участниками. И потому учителя старались каждый урок строить в тесной связи с жизнью, с действительностью. Много было дискуссий на уроках литературы при изучении и об суждении произведений писателей-классиков, а также современных писателей. Особенно живо проходили уроки литературы, которые вела Ольга Александровна Кравцова. Кстати, нам приятно было знать, Что Ольга Александровна пробовала свои силы в литерату ре, издала повесть «Семь тетрадей», в местной печати печатались ее материалы о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Тол стого! С той поры, как мы окончили школу рабочей молодежи, много -т' прошло времени. Многие из нас, получив аттестат о среднем обра зовании, не остановились на достигнутом, пошли учиться в техни кумы, институты. Работая в разных подразделениях родного заво да, мы часто вспоминаем свою «вечерку», которая помогла нам из брать верную дорогу в жизнь. Закон природы неумолим. Одни наши учителя уже ушли из жиз ни, другие находятся на заслуженном отдыхе, третьи продолжают работать. Но как бы там ни было, а у нас о них остались самые лучшие воспоминания. От имени многих выпускников мы сердечно поздравляем педагогический коллектив с юбилеем школы, желаем ему новых творческих успехов. И. ХРАПОВ, инженер-конструктор отдела главного механика. М. ПУТИЛИН, энергетик ремонтно-механического цеха. Дина Александровна Воробьева, которую вы видите на снимке, — ветеран школы рабочей молоде жи № 2. Большую часть своей педагогической деятельности она посвятила обучению и воспитанию молодых тракторостроителей. Се годня, когда учителя, выпускни ки и учащиеся ШРМ № 2 отме чают сразу два знаменательных события — праздник знаний и юбилей школы —слова благодар ности и признательности звучат и в адрес бывшего завуча школы, человека большой души Дины Александровны Воробьевой. В канун юбилея школы рабо чей молодежи № 2 мы попросили ее рассказать о том, как начинал работать педагогический коллек тив в трудные послевоенные го ды, какие перемены произошли в школе за сорок лет. — Я пришла в «вечерку» трид цать семь лет назад, то есть спу стя- три года после ее открытия. Когда вчерашние солдаты и бойцы трудового фронта верну лись к мирной жизни и работе, у многих из них появилась по требность продолжить учебу, пре рванную войной. Но возможности «вечерки» бы ли ограничены. В те годы школа не имела своего помещения. Нас «поселили» в здание десятой школы. В одном классе размести лись и кабинет директора, и учи тельская. Здесь же находились стеллажи и шкафы с наглядны-1 ми пособиями, книгами, химика тами, пробирками... Помню, с каким интересом и желанием учились рабочие. Ни кто из них не уходил из школы, если не смог на уроках решить задачу или не разобрался в учеб ном материале. Оставались до победного конца. С такими це леустремленными учениками было интересно и радостно работать. Многие выпускники, получив в школе рабочей молодежи среднее образование, поступили в техни кумы, вузы, стали потом веду щими специалистами предприя тий города, области. Один из первых моих выпуск ников Григорий Николаевич Пе- релыгин, фронтовик, тяжело ра ненный в годы войны, закончил после школы Воронежский сель скохозяйственный институт. Дол гое время работал в бухгалтерии тракторного завода, а сейчас на ходится на заслуженном отдыхе. Виталий Григорьевич Хорол, то- На снимке: Дина Александровна Воробьева. Фото А. Козина. же мой выпускник, уже двадцать восемь лет работает в системе профтехобразования. Сейчас он возглавляет профессионально-тех ническое училище № 20. Почти всю свою жизнь связа ла со школой рабочей молодежи № 2 Тамара Петровна Бочарова. Здесь она получила аттестат о среднем образовании, сюда после окончания педагогического инсти тута пришла работать учителем литературы. Часто встречаю своих учеников. Многие из них стали бабушками и дедушками, достигли больших высот в работе. Эти люди с боль шой теплотой и благодарностью вспоминают свою вечернюю шко лу, учителей. Я уже двенадцать лет на пен сии. Но школа для меня до сих пор осталась вторым домом. Ра дуюсь успехам ребят и учителей, вместе с ними переживаю неуда чи. Часто бываю здесь и не пере стаю удивляться: как изменилась бывшая «вечерка». Просторные, светлые классы, оборудованные всем необходимым для учебы: методическими пособиями, раз личными приборами для нагляд ного изучения школьного матери ала. Для занятий отводятся спе циальные дни, свободные от ра боты, учащейся молодежи созда ются все условия на предприя тии — только учись! Обо всем этом мы, старшее по коление, в сороковые годы мог ли только мечтать. Пользуясь случаем, хочу позд равить через заводскую газету всех учителей, выпускников, ны- нешних учащихся с юбилеем шко лы рабочей молодежи № 2. С п а с и б о В а м ,у ч и т е Сегодня, в день, когда испол няется 40 лет нашей родной ве черней средней школе № 2, хо чется вспомнить самое первое знакомство с ней. Наш одиннадцатый «вг» класс подобрался наславу — всех воз растов: от 33-х до 50-ти лет. Ко нечно, у каждого из нас были и совершенно разные взгляды на жизнь, разные характеры: кто любил пошутить, а кто был спо собен и на грубость. Прозвенел звонок. И вот к нам в класс вошла и стала у стола девчонка. — Сядьте. Успокойтесь, — ска зала она. — Давайте знакомить ся: зовут меня Тамара Петровна Бочарова, я преподаватель рус ского языка и литературы и ваш классный руководитель. Мы невольно усмехнулись всяк про себя: такая молоденькая! Чему она научит — смеяться или петь? Это мы и сами давно мо жем. Но через один — два урока Тамара Петровна сумела пол ностью завладеть нашим внима нием и, в полном смысле слова, увлечь в мир' знаний. И мы ее полюбили все как один. И до сих пор вновь и. вновь вспоминаются ее уроки, герои книг, которые мы изучали: Павка Корчагин из романа «Как закаля лась сталь» Н. Островского, боль шевик Давыдов из «Поднятой целины» М. Шолохова, наш со временник, герой века, перво проходец и покоритель космоса Юрий Гагарин... ' Около 35 человек было нас в классе. Сидели мы за партами по два — три человека. Класс был неуютный, проходной, на против физического кабинета. Кое-кто пытался отвлечь препо давателя от урока, делая как бы разрядку, с целью укоротить урок. Однако снисхождения и в этом случае нам не делалось. Вся программа, определенная для данного урока, непременно выполнялась: что недоделали — преподаватель задавал для само стоятельной работы. Трудно было напряженно ра ботать и учиться. Но мы все пре одолевали. Как же нам тогда по могали во всем этом наши учи теля Тамара Петровна Бочарова, Алла Ивановна Тишина, Василий Васильевич Печенкин, Нина Аб рамовна Шипицына, Зинаида Ива- невна Коровина и другие! Они не стеснялись приходить к нам в цехи, домой, то есть прямо в общежития, узнавая, чем мы за няты, как проводим свой досуг. Они же организовывали и прово дили с нами интересные вечера и диспуты на сеоборные темы. Такие, например, как «Что такое любовь», «Кем бы ты хотел стать» и многие другие. Школа всегда была как бы нашим родным домом. Возле нее мы собирались по выходным дням, чтобы организовать кол лективный поход в кино. Или для поездки в музей-усадьбу «Ясная Поляна» великого писате ля земли русской Л. Н. Толсто го, а также в города-герои Вол гоград и Ленинград. И в этом активно способствовали нам ад министрация, партийная и профсо юзная организации завода, а преподавательский состав школы возглавлял эти незабываемые по ездки. Во всем этом была велика роль нашего классного руководи теля Т. П. Бочаровой. Она была нашим настоящим другом и то варищем. И сегодня, в этот знаменатель ный для школы день, мы, выпу скники ее 1968 года, говорим самое сердечное спасибо учите лям родной «вечерки» за все, что они сделали для нас, за то, что сумели они вселить в нас главное, чем руководствуемся в жизни, — умение понимать друг друга. Здоровья, счастья, новых успе хов в вашем благородном труде, дорогие наши наставники! М. ПАНОВА (САДОНИНА), мастер термического цеха,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz