Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 БРИ Г А Д НЫЙ ПОД РЯД : ОПЫТ В Н Е Д Р Е НИ Я Г а р а н т и и п е р е м е н ^ Как уже сообщалось, пар- ? тийный комитет завода проа- ^ нализировал ход развития и < повышения эффективности брн- | гадных форм организации и ( стимулирования труда на пред­ приятии и принял соответст­ вующее постановление. Наря_ ду с успехами в выполнении комплексного плана по разви­ тию коллективных форм ор­ ганизации и оплаты труда, в постановлении отмечены мно­ гочисленные недостатки в де­ ле внедрения и совершенство- | вания бригадного метода. В нынешнем году по обяза- ^ 'У\ЛУ\ЛАААЛАЛ/\У\/'\АЛЛЛ/' У\ЛУ\Л СВЕРНОЧУК: Рассмотрение на заседании партийного ко ­ митета конкретных вопросов внедрения и совершенствова­ ния бригадных форм организа. пни и стимулирования труда, выводы и предложения, сде­ ланные в постановлении, должны послужить активиза­ ции этой работы на нашем предприятии. В результате на. до ожидать более скоордини­ рованных и энергичных уси­ лий со стороны партийных, проюсоюзных и комсомольских организаций, руководителей и специалистов цехов и служб в деле внедрения и развития бригадного метода. И, конеч­ но, окончательную переакцен. товку внимания с количествен­ ной стороны этой работы на качественную. Дело в том, что такой подход — количествен­ ный — открывает доступ фор­ мализму, что, в свою очередь, сводит на нет все преимуще­ ства новой организации и сти. мулирования труда. КОРР: Святослав Михайло­ вич, видимо, совет бригадиров предприятия, все, кто занят организацией коллективных форм работы, делают такую переориентацию, В чем она выражается на деле? СВЕРНОЧУК: Прежде все­ го в том, что у многих изме­ нилось или меняется представ­ ление об «идеале» брига­ ды — она видится более у к ­ рупненной, ком п л е к с н о й , сквозной, работающей с при­ менением коэффициента тру­ дового участия и выдающей конечную, готовую продукцию. Естественно, что создание таких коллективов требует тельству охват коллективными . формами труда должен соста- г вить 73 процента работающих > (к июлю 1984 года он состав- <1 лял 66,4 процента). Как идет работа по выпол- < нению обязательства, что пла. > нируется сделать и какие 5 трудности стоят на пути внед- > рения и совершенствования > бригадного метода — об этом > беседа нашего корреспондента ? с председателем совета бри- | гадиров предприятия Свято- ? славом Михайловичем Сверно. > чуком. г Т А Л Л Л Л Л А л л л л л л л л л л л л л л л » иного, более ответственного подхода к обеспечению уело, вий, в которых бы раскрылись все преимущества бригадного метода — производствен н ы е, воспитательные и другие. Вот сейчас ведется деятель­ ная подготовка к внедрению коллективных форм работы в ремонтно - инструментальной, ремонтно-механической мае. терских А в службе энергетика пятого тракторного цеха. Что примечательно: здесь всерьез изучают варианты технологи, ческих перестроек, номенкла. туру изделий, вносят коррек. тивы в планирование, пере­ сматривают оплату труда и т. д. Все это с определенной целью — создать для буду­ щих бригад те условия, в ко ­ торых бы новая организация труда оправдала бы все ожи ­ дания. А они известны: до­ биться повышения производи­ тельности труда при сокраще­ нии затрат, обеспечить рит­ мичность и качество, создать благоприятную морально-пси­ хологическую обстановку в коллективах, внедрить хозрас. чет и др. Добавлю: в цехе уже нес­ колько месяцев по бригадному подряду трудятся коллективы Таболиной и Бочарова. Так вот, для достижения этих це­ лей решено, например, укруп ­ нить бригаду Таболиной — анализ показал, что при соз­ дании здесь технологически замкнутого цикла работ, этот коллектив может раскрыть свои возможности во всем объеме. Эти факты свидетель, ствуют о возросшем внимании к качественной стороне внед­ рения бригадного метода, к тому, чтобы получать ту эф­ фективность производства, ко­ торую сулит новая организа. ция труда. Между прочим, вопросу ук ­ рупнения бригад серьезное внимание уделяют в сталели­ тейном корпусе, в чугуноли­ тейном цехе и некоторых дру­ гих подразделениях. В круп­ ных, тем более, сквозных, комплексных коллективах лег­ че решать многие вопросы производства и воспитания людей. Кроме того, укрупне­ ние бригад дает гарантии ус­ пешного внедрения хозяйст­ венного расчета. А это одна из важнейших целей бригад­ ной организации труда вооб­ ще. Уже то, о чем я расска­ зал, говорит о каких-то поло­ жительных сдвигах. КОРР.: Если более широко рассматривать качественную сторону организации труда по-новому, то нельзя мино­ вать вопрос подбора бригади­ ров, их специальной подготов­ ки. Как показывают социоло­ гические исследования, мы ис­ пытываем серьезную нехватку квалифицированных руководи­ телей низового звена... СВЕРНОЧУК: Это — факт, который, желая того, невоз­ можно опровергнуть. Не ста­ ну раскрывать значение лич­ ности бригадира — в бригаде он, бесспорно, «заглавная» фигура. Вот почему порой вы­ бор кандидатур на эту роль представляет для коллективов немалую трудность. От брига­ диров ждут не только знания производства, но и больших организаторских способностей, умения работать с людьми... Совет бригадиров предприя­ тия наметил немало меропри­ ятий для всесторонней подго­ товки руководителей такого ранга. Речь идет, прежде все­ го, о курсах технического обу. чения бригадирского состава. У нас уже есть опыт такой подготовки — ее прошли око­ ло 120 человек. Отдел техни­ ческого обучения завода по. знакомил их с основами эко­ номики, организации произ. водства, планирования и т. д. В сентябре начнется новый «год» обучения, правда слу­ шателей курсов станет немно­ го меньше. Мы говорили о сегодняшнем процессе укруп ­ нения бригад, так вот, сокра­ щение числа бригадиров — результат этого мероприятия. Кроме того, большое коли­ чество руководителей подряд, ных коллективов пройдут 180. часовые курсы подготовки при областном Доме техники. Про­ грамма обучения включает та. кие вопросы, как организаци. онная работа, социальная пси­ хология и др. Сейчас идет комплектование этих курсов. Одновременно мы подбираем кандидатуры для учебы в ве­ чернем механическом технику, ме. Например, коллектив прес. сового цеха рекомендует де­ вять бригадиров — надеемся, что они, как и представители других цехов, станут в буду­ щем квалифицированными ор. ганизаторами производства, умелыми воспитателями. Не. мало внимания мы уделяем и общеобразовательной подго­ товке бригадирского состава. Большое значение мы при­ даем. в этом плане оператив­ ным совещаниям с привлечени. ем руководителей бригад и председателей цеховых сове­ тов бригадиров. Анализ ин­ формации с мест, разбор прак. тики их работы, думаю, ста­ нут предметными уроками бри­ гадного метода труда. Мы рассчитываем, что в итоге уме. ло и грамотно начнут рабо­ тать советы бригадиров цехов. А это гарантия достижения целей коллективных форм ор­ ганизации и стимулирования труда. КОРР.: И наконец, скажите: в чем вы видите трудности внедрения и совершенствова­ ния бригадного метода, а, может быть, и противодейст­ вие ему? СВЕРНОЧУК: Противодей­ ствия, как такового, нет. Но по результатам к нему можно приравнять пассивность неко­ торых руководителей цехов и, главное, общественных органи­ заций, их отстраненность от поддержки этого первоочеред. ного дела. Если я скажу, что большой интерес к бригадно­ му подряду, инициативу про­ являют руководители прессо­ вого, кузнечного и тракторно­ го № 5 цехов и ограничусь этим, то все становится яс­ ным. Столь же мало мы получаем поддержки от партийных, профсоюзных, комсомольских организаций многих цехов. Беседу записал К. ДАНИЛОВ. В моем рабочем столе лежит одна фотография. На ней запе­ чатлена группа выпускников ба­ зового профессионально-техничес­ кого училища вместе с рабочими и руководителями цехов. Еще совсем юные лица. С этими ребя. тами нам предстоит работать — снимок совсем недавний, 1984 года. У меня хранится несколько та­ ких фотографий. Судьбы боль­ шинства из тех, кто изображен на них, мне хорошо известны. Многие наши бывшие новички стали квалифицированными рабо. чими, передовиками производства и сами обучают молодежь. У нашего производственного объединения одно базовое учи­ лище — ГПТУ № 23. Жизнь сводит будущих тракто­ ростроителей с рабочими трак­ торного завода, их будущими то­ варищами и наставниками еще в процессе комплектования учебных групп, которые затем закрепля­ ются за производственными це­ хами и бригадами. Связь эта сохраняется на весь период обу­ чения ребят. Профсоюзная организация на­ шего завода делает все для того, чтобы создать на производстве такую атмосферу, такой социаль­ но-психологический, нравствен­ ный климат, при которых наибо­ лее полно раскрывались бы луч­ шие черты советского характера, лучшие качества советского че­ ловека. Между цехами и учебными группами заключаются договоры. Они определяет ответственных Р А С Т И М П О П О Л Н Е Н И Е за помощь училищу работников цеха, наставников, бригады, в которых учащиеся будут прохо­ дить практику. Наставники сразу же активно включаются в жизнь групп: участвуют во многих ме­ роприятиях, экскурсиях, вечерах отдыха, встречах с интересными людьми, приезжают в общежи. тие. Учащиеся не менее часто бывают на заводе. Сначала они приходят сюда на экскурсии для знакомства с предприятием. Мы стремимся к тому, чтобы первое их посещение совпало с каким- либо знаменательным событием в жизни завода. На наших трудовых праздни­ ках обычно присутствуют рабочие большинства заводских цехов, многочисленные гости. Будущие наши подопечные приходят целы­ ми учебными группами. Они ис­ пытывают высокое чувство гор­ дости за свой завод, новую тру­ довую победу тракторостроите­ лей. А когда настает экзаменаци. онная пора в училищах, настав­ ники, бригадиры, представители цеховых профсоюзных организа­ ций посещают группы, стараются поддержать ребят добрым сло­ вом, советом. Еще несколько лет назад ГПТУ № 23 испытывало острей­ ший дефицит в кадрах мастеров. Партийный, профсоюзный коми­ теты н совет наставников завода обратились тогда за помощью к >пытным производственникам, коммунистам. Речь шла о подготовке смены, знающей свое дело, принимающей у стар­ ших поколений эстафету рабочей чести и гордости. На этот призыв откликнулись десятки тракторо­ строителей. Сейчас эта проблема почти полностью решена. Среди мастеров люди разных специаль­ ностей. Они стремятся привить ребятам вкус к их будущей про­ фессии. Кроме того, учащиеся закрепляются за бригадами и тем самым становятся, по сути дела, полноправными членами бригады, всего цехового коллек. тива. Между выпускником училища и его наставником сразу заклю­ чается «Товарищеское соглаше­ ние». Эту форму договора разра­ ботал на основе обобщения на­ копленного опыта совет настав­ ников и утвердил заводской ко ­ митет профсоюза. Содержание соглашения предельно конкретно. Наставник, заключая со сво­ им подопечным соглашение, обя. зуется оказывать содействие в выполнении производственных заданий с высоким качеством, прививать чувство ответственно­ сти за строгое соблюдение трудо- вой дисциплины, правил техники безопасности. Рабочий-педагог также считает своим долгом по­ мочь парню, если надо, правиль­ но организовать быт, досуг, соз­ дать условия для наиболее эф­ фективной реализации его трудо­ вых способностей, для повышения общеобразовательного и культур, ного уровня. В свою очередь, подопечный дает слово осваивать свою профессию, бережно относить­ ся к технике, перенимать опыт и приемы труда передовых рабочих, бороться за изготовле­ ние продукции отличного качест­ ва, повышать свой политический и культурный уровень, активно участвовать в общественной жиз ­ ни бригады, цеха, предприятия. Советы бригад и рабочие со­ брания периодически заслушива­ ют отчеты молодых рабочих и на­ ставников о том, как выполняют­ ся подписанные ими соглашения. Эта работа проводится и проф­ союзными комитетами. Совет наставников довольно строго относится к подбору рабо- чих-педагогов. Каждого кандида­ та на эту трудную «должность» приглашают для специальной бе­ седы. Завком также уделяет много внимания тому, чтобы цеховые организации были осмотрительны и требовательны при подборе на­ ставников. Это с одной стороны. А с другой — он заботится о том, чтобы труд воспитателей молодежи был по достоинству оценен. Звание «Лучший на­ ставник завода» ежегодно при­ суждается по представлению це- Двадцать лет трудится на на­ шем заводе Владимир Андреевич Еремин. Нелегкая у него профес­ сия. Он — обрубщик литья в сталькорпусе. Много сил и энер­ гии, творческой смекалки требу­ ется от В. А. Еремина, чтобы обработать заготовку качествен, но и быстро. О том, как трудит­ ся Владимир Андреевич говорят многочисленные Почетные грамо­ ты, которыми, награжден передо­ вик производства. На снимке: В. А. Еремин. Фото А. Козина. е с « с х \ч \\\ч \у \ч \\\х \\\ч \\\ч \> На р о д ст в е н н ых п р е д п р и я т и я х ТЕЛЕГРАММА В МИНСК «Несем ударную вахту в честь города-героя Минска. Деньги, за­ работанные на лицевые счета ге ­ роев войны, перечисляем в Фонд мира. Впереди идет бригада куз ­ нецов лауреата Государственной премии СССР А. Дузанова. Со­ общите о ваших успехах. Жела­ ем трудовых побед, счастья, мир­ ного неба». Такую телеграмму направили в Минск белорусским тракторо­ строителям труженики кузнечно­ го корпуса Волгоградского трак ­ торного завода. — В мае волгоградцы встали на вахту мира в честь городов- героев, посвященную 40-летию Победы. Первыми среди инициа­ торов были кузнецы нашего за­ вода, — комментирует телеграм­ му секретарь парткома кузнечно. го корпуса Ф. П. Елисин. — В состав почти каждой бригады включены герои Сталинградской битвы или тракторостроители, павшие в боях. Бригады выпол­ няют их сменные нормы, перепи­ сываются и встречаются с род­ ными и близкими. С \\> \Х Ч \Х Х \\Х \\\\Ч \\\Х \Ч \\Х \Ч » ховых комитетов профсоюза и советом наставников лучшим вос­ питателям молодежи. Им вруча­ ются дипломы и денежные пре­ мии. Среди них можно назвать таких, как слесарь МС-4 В. А. Поповичев, старший мастер пер­ вого тракторного цеха Н. Т. Кла­ дов, И. Д. Хрипунков из прессо­ вого цеха, В. С. Голиков из ре­ монтно-механического цеха, В. Ф. Селютин из экспериментального цеха, старший мастер деревооб­ делочного цеха Ю. И. Мельников, и многих других. Нравоучительные беседы, тем более взыскания — плохие по­ мощники наставника. Тут нужны опыт, такт. В сложных производ­ ственных ситуациях не накачка, а дружеский совет, личный при­ мер нужен. Таковы правила ра­ бочей педагогики, которым следу, ют названные мной рабочие- вос­ питатели. Как мне кажется, нам на за­ воде удалось сформировать ак ­ тивно действующий совет настав­ ников, умело и целенаправленно занимающихся подготовкой рабо. чей смены. Все больше у нас знающих, умелых наставников, любящих молодежь и хорошо понимающих ее особенности и потребности. Учась у них мастерству еще до окончания ПТУ, ребята проника­ ются уважением к рабочей про­ фессии, трудовому коллективу предприятия. Л. ДЫМОВА, инспектор отдела кадров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz