Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 БРИ Г А Д НЫЙ ПОД РЯД : ОПЫТ В Н Е Д Р Е НИ Я Г а р а н т и и п е р е м е н ^ Как уже сообщалось, пар- ? тийный комитет завода проа- ^ нализировал ход развития и < повышения эффективности брн- | гадных форм организации и ( стимулирования труда на пред приятии и принял соответст вующее постановление. Наря_ ду с успехами в выполнении комплексного плана по разви тию коллективных форм ор ганизации и оплаты труда, в постановлении отмечены мно гочисленные недостатки в де ле внедрения и совершенство- | вания бригадного метода. В нынешнем году по обяза- ^ 'У\ЛУ\ЛАААЛАЛ/\У\/'\АЛЛЛ/' У\ЛУ\Л СВЕРНОЧУК: Рассмотрение на заседании партийного ко митета конкретных вопросов внедрения и совершенствова ния бригадных форм организа. пни и стимулирования труда, выводы и предложения, сде ланные в постановлении, должны послужить активиза ции этой работы на нашем предприятии. В результате на. до ожидать более скоордини рованных и энергичных уси лий со стороны партийных, проюсоюзных и комсомольских организаций, руководителей и специалистов цехов и служб в деле внедрения и развития бригадного метода. И, конеч но, окончательную переакцен. товку внимания с количествен ной стороны этой работы на качественную. Дело в том, что такой подход — количествен ный — открывает доступ фор мализму, что, в свою очередь, сводит на нет все преимуще ства новой организации и сти. мулирования труда. КОРР: Святослав Михайло вич, видимо, совет бригадиров предприятия, все, кто занят организацией коллективных форм работы, делают такую переориентацию, В чем она выражается на деле? СВЕРНОЧУК: Прежде все го в том, что у многих изме нилось или меняется представ ление об «идеале» брига ды — она видится более у к рупненной, ком п л е к с н о й , сквозной, работающей с при менением коэффициента тру дового участия и выдающей конечную, готовую продукцию. Естественно, что создание таких коллективов требует тельству охват коллективными . формами труда должен соста- г вить 73 процента работающих > (к июлю 1984 года он состав- <1 лял 66,4 процента). Как идет работа по выпол- < нению обязательства, что пла. > нируется сделать и какие 5 трудности стоят на пути внед- > рения и совершенствования > бригадного метода — об этом > беседа нашего корреспондента ? с председателем совета бри- | гадиров предприятия Свято- ? славом Михайловичем Сверно. > чуком. г Т А Л Л Л Л Л А л л л л л л л л л л л л л л л » иного, более ответственного подхода к обеспечению уело, вий, в которых бы раскрылись все преимущества бригадного метода — производствен н ы е, воспитательные и другие. Вот сейчас ведется деятель ная подготовка к внедрению коллективных форм работы в ремонтно - инструментальной, ремонтно-механической мае. терских А в службе энергетика пятого тракторного цеха. Что примечательно: здесь всерьез изучают варианты технологи, ческих перестроек, номенкла. туру изделий, вносят коррек. тивы в планирование, пере сматривают оплату труда и т. д. Все это с определенной целью — создать для буду щих бригад те условия, в ко торых бы новая организация труда оправдала бы все ожи дания. А они известны: до биться повышения производи тельности труда при сокраще нии затрат, обеспечить рит мичность и качество, создать благоприятную морально-пси хологическую обстановку в коллективах, внедрить хозрас. чет и др. Добавлю: в цехе уже нес колько месяцев по бригадному подряду трудятся коллективы Таболиной и Бочарова. Так вот, для достижения этих це лей решено, например, укруп нить бригаду Таболиной — анализ показал, что при соз дании здесь технологически замкнутого цикла работ, этот коллектив может раскрыть свои возможности во всем объеме. Эти факты свидетель, ствуют о возросшем внимании к качественной стороне внед рения бригадного метода, к тому, чтобы получать ту эф фективность производства, ко торую сулит новая организа. ция труда. Между прочим, вопросу ук рупнения бригад серьезное внимание уделяют в сталели тейном корпусе, в чугуноли тейном цехе и некоторых дру гих подразделениях. В круп ных, тем более, сквозных, комплексных коллективах лег че решать многие вопросы производства и воспитания людей. Кроме того, укрупне ние бригад дает гарантии ус пешного внедрения хозяйст венного расчета. А это одна из важнейших целей бригад ной организации труда вооб ще. Уже то, о чем я расска зал, говорит о каких-то поло жительных сдвигах. КОРР.: Если более широко рассматривать качественную сторону организации труда по-новому, то нельзя мино вать вопрос подбора бригади ров, их специальной подготов ки. Как показывают социоло гические исследования, мы ис пытываем серьезную нехватку квалифицированных руководи телей низового звена... СВЕРНОЧУК: Это — факт, который, желая того, невоз можно опровергнуть. Не ста ну раскрывать значение лич ности бригадира — в бригаде он, бесспорно, «заглавная» фигура. Вот почему порой вы бор кандидатур на эту роль представляет для коллективов немалую трудность. От брига диров ждут не только знания производства, но и больших организаторских способностей, умения работать с людьми... Совет бригадиров предприя тия наметил немало меропри ятий для всесторонней подго товки руководителей такого ранга. Речь идет, прежде все го, о курсах технического обу. чения бригадирского состава. У нас уже есть опыт такой подготовки — ее прошли око ло 120 человек. Отдел техни ческого обучения завода по. знакомил их с основами эко номики, организации произ. водства, планирования и т. д. В сентябре начнется новый «год» обучения, правда слу шателей курсов станет немно го меньше. Мы говорили о сегодняшнем процессе укруп нения бригад, так вот, сокра щение числа бригадиров — результат этого мероприятия. Кроме того, большое коли чество руководителей подряд, ных коллективов пройдут 180. часовые курсы подготовки при областном Доме техники. Про грамма обучения включает та. кие вопросы, как организаци. онная работа, социальная пси хология и др. Сейчас идет комплектование этих курсов. Одновременно мы подбираем кандидатуры для учебы в ве чернем механическом технику, ме. Например, коллектив прес. сового цеха рекомендует де вять бригадиров — надеемся, что они, как и представители других цехов, станут в буду щем квалифицированными ор. ганизаторами производства, умелыми воспитателями. Не. мало внимания мы уделяем и общеобразовательной подго товке бригадирского состава. Большое значение мы при даем. в этом плане оператив ным совещаниям с привлечени. ем руководителей бригад и председателей цеховых сове тов бригадиров. Анализ ин формации с мест, разбор прак. тики их работы, думаю, ста нут предметными уроками бри гадного метода труда. Мы рассчитываем, что в итоге уме. ло и грамотно начнут рабо тать советы бригадиров цехов. А это гарантия достижения целей коллективных форм ор ганизации и стимулирования труда. КОРР.: И наконец, скажите: в чем вы видите трудности внедрения и совершенствова ния бригадного метода, а, может быть, и противодейст вие ему? СВЕРНОЧУК: Противодей ствия, как такового, нет. Но по результатам к нему можно приравнять пассивность неко торых руководителей цехов и, главное, общественных органи заций, их отстраненность от поддержки этого первоочеред. ного дела. Если я скажу, что большой интерес к бригадно му подряду, инициативу про являют руководители прессо вого, кузнечного и тракторно го № 5 цехов и ограничусь этим, то все становится яс ным. Столь же мало мы получаем поддержки от партийных, профсоюзных, комсомольских организаций многих цехов. Беседу записал К. ДАНИЛОВ. В моем рабочем столе лежит одна фотография. На ней запе чатлена группа выпускников ба зового профессионально-техничес кого училища вместе с рабочими и руководителями цехов. Еще совсем юные лица. С этими ребя. тами нам предстоит работать — снимок совсем недавний, 1984 года. У меня хранится несколько та ких фотографий. Судьбы боль шинства из тех, кто изображен на них, мне хорошо известны. Многие наши бывшие новички стали квалифицированными рабо. чими, передовиками производства и сами обучают молодежь. У нашего производственного объединения одно базовое учи лище — ГПТУ № 23. Жизнь сводит будущих тракто ростроителей с рабочими трак торного завода, их будущими то варищами и наставниками еще в процессе комплектования учебных групп, которые затем закрепля ются за производственными це хами и бригадами. Связь эта сохраняется на весь период обу чения ребят. Профсоюзная организация на шего завода делает все для того, чтобы создать на производстве такую атмосферу, такой социаль но-психологический, нравствен ный климат, при которых наибо лее полно раскрывались бы луч шие черты советского характера, лучшие качества советского че ловека. Между цехами и учебными группами заключаются договоры. Они определяет ответственных Р А С Т И М П О П О Л Н Е Н И Е за помощь училищу работников цеха, наставников, бригады, в которых учащиеся будут прохо дить практику. Наставники сразу же активно включаются в жизнь групп: участвуют во многих ме роприятиях, экскурсиях, вечерах отдыха, встречах с интересными людьми, приезжают в общежи. тие. Учащиеся не менее часто бывают на заводе. Сначала они приходят сюда на экскурсии для знакомства с предприятием. Мы стремимся к тому, чтобы первое их посещение совпало с каким- либо знаменательным событием в жизни завода. На наших трудовых праздни ках обычно присутствуют рабочие большинства заводских цехов, многочисленные гости. Будущие наши подопечные приходят целы ми учебными группами. Они ис пытывают высокое чувство гор дости за свой завод, новую тру довую победу тракторостроите лей. А когда настает экзаменаци. онная пора в училищах, настав ники, бригадиры, представители цеховых профсоюзных организа ций посещают группы, стараются поддержать ребят добрым сло вом, советом. Еще несколько лет назад ГПТУ № 23 испытывало острей ший дефицит в кадрах мастеров. Партийный, профсоюзный коми теты н совет наставников завода обратились тогда за помощью к >пытным производственникам, коммунистам. Речь шла о подготовке смены, знающей свое дело, принимающей у стар ших поколений эстафету рабочей чести и гордости. На этот призыв откликнулись десятки тракторо строителей. Сейчас эта проблема почти полностью решена. Среди мастеров люди разных специаль ностей. Они стремятся привить ребятам вкус к их будущей про фессии. Кроме того, учащиеся закрепляются за бригадами и тем самым становятся, по сути дела, полноправными членами бригады, всего цехового коллек. тива. Между выпускником училища и его наставником сразу заклю чается «Товарищеское соглаше ние». Эту форму договора разра ботал на основе обобщения на копленного опыта совет настав ников и утвердил заводской ко митет профсоюза. Содержание соглашения предельно конкретно. Наставник, заключая со сво им подопечным соглашение, обя. зуется оказывать содействие в выполнении производственных заданий с высоким качеством, прививать чувство ответственно сти за строгое соблюдение трудо- вой дисциплины, правил техники безопасности. Рабочий-педагог также считает своим долгом по мочь парню, если надо, правиль но организовать быт, досуг, соз дать условия для наиболее эф фективной реализации его трудо вых способностей, для повышения общеобразовательного и культур, ного уровня. В свою очередь, подопечный дает слово осваивать свою профессию, бережно относить ся к технике, перенимать опыт и приемы труда передовых рабочих, бороться за изготовле ние продукции отличного качест ва, повышать свой политический и культурный уровень, активно участвовать в общественной жиз ни бригады, цеха, предприятия. Советы бригад и рабочие со брания периодически заслушива ют отчеты молодых рабочих и на ставников о том, как выполняют ся подписанные ими соглашения. Эта работа проводится и проф союзными комитетами. Совет наставников довольно строго относится к подбору рабо- чих-педагогов. Каждого кандида та на эту трудную «должность» приглашают для специальной бе седы. Завком также уделяет много внимания тому, чтобы цеховые организации были осмотрительны и требовательны при подборе на ставников. Это с одной стороны. А с другой — он заботится о том, чтобы труд воспитателей молодежи был по достоинству оценен. Звание «Лучший на ставник завода» ежегодно при суждается по представлению це- Двадцать лет трудится на на шем заводе Владимир Андреевич Еремин. Нелегкая у него профес сия. Он — обрубщик литья в сталькорпусе. Много сил и энер гии, творческой смекалки требу ется от В. А. Еремина, чтобы обработать заготовку качествен, но и быстро. О том, как трудит ся Владимир Андреевич говорят многочисленные Почетные грамо ты, которыми, награжден передо вик производства. На снимке: В. А. Еремин. Фото А. Козина. е с « с х \ч \\\ч \у \ч \\\х \\\ч \\\ч \> На р о д ст в е н н ых п р е д п р и я т и я х ТЕЛЕГРАММА В МИНСК «Несем ударную вахту в честь города-героя Минска. Деньги, за работанные на лицевые счета ге роев войны, перечисляем в Фонд мира. Впереди идет бригада куз нецов лауреата Государственной премии СССР А. Дузанова. Со общите о ваших успехах. Жела ем трудовых побед, счастья, мир ного неба». Такую телеграмму направили в Минск белорусским тракторо строителям труженики кузнечно го корпуса Волгоградского трак торного завода. — В мае волгоградцы встали на вахту мира в честь городов- героев, посвященную 40-летию Победы. Первыми среди инициа торов были кузнецы нашего за вода, — комментирует телеграм му секретарь парткома кузнечно. го корпуса Ф. П. Елисин. — В состав почти каждой бригады включены герои Сталинградской битвы или тракторостроители, павшие в боях. Бригады выпол няют их сменные нормы, перепи сываются и встречаются с род ными и близкими. С \\> \Х Ч \Х Х \\Х \\\\Ч \\\Х \Ч \\Х \Ч » ховых комитетов профсоюза и советом наставников лучшим вос питателям молодежи. Им вруча ются дипломы и денежные пре мии. Среди них можно назвать таких, как слесарь МС-4 В. А. Поповичев, старший мастер пер вого тракторного цеха Н. Т. Кла дов, И. Д. Хрипунков из прессо вого цеха, В. С. Голиков из ре монтно-механического цеха, В. Ф. Селютин из экспериментального цеха, старший мастер деревооб делочного цеха Ю. И. Мельников, и многих других. Нравоучительные беседы, тем более взыскания — плохие по мощники наставника. Тут нужны опыт, такт. В сложных производ ственных ситуациях не накачка, а дружеский совет, личный при мер нужен. Таковы правила ра бочей педагогики, которым следу, ют названные мной рабочие- вос питатели. Как мне кажется, нам на за воде удалось сформировать ак тивно действующий совет настав ников, умело и целенаправленно занимающихся подготовкой рабо. чей смены. Все больше у нас знающих, умелых наставников, любящих молодежь и хорошо понимающих ее особенности и потребности. Учась у них мастерству еще до окончания ПТУ, ребята проника ются уважением к рабочей про фессии, трудовому коллективу предприятия. Л. ДЫМОВА, инспектор отдела кадров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz