Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я З А В О Д А - Д Е Л О К А Ж Д О Г О П О Д ГО ТО ВКА К А Д Р О В — В А Ж И А Л З А Д А Ч А Реконструкция предприя тия и переход на выпуск но. вого универсально-пропашно го трактора предъявляют вы сокие требования подготовке кадров. Ведь объединению потребуется дополнитель н о около 6 Тысяч рабочих. Проб лема обеспечения завода до полнительной рабочей силой сложная, чтобы решить ее не обходим комплексный подход. Эта работа должна вестись тремя этапами, которые за ключают в себе трудовое обу. чение учащихся общеобразо вательных школ, подготовку рабочих кадров в профессио нально - технических учили щах, подготовку и повышение квалификации кадров непос редственно на производстве. Говоря о трудовом обуче нии учащихся средних школ тракторозаводского жилого района, нужно отметить, что эта работа проводится в меж школьных производственных мастерских, созданных на ба зе Липецкого профессиональ. но - технического училища № 23» Здесь учащиеся школ под руководством опытных мастеров осваивают токарное, фрезерное и слесарное дело. Наряду с теоретическим про водится производственное обу чение непосредственно н а станках и рабочих местах в мастерских училища. Причем на практичеоьих занятиях уча щиеся изготавляют детали к вертикально - сверли л ь н ы м станкам, молотки, универсаль ные метчикодержатели и т. д. По итогам учебного года среди учащихся выпускных классов средних школ прово дятся конкурсы профессио нального мастерства, на кото рых большинство учащихся показывают хорошие теорети ческие знания, умелое обраще ние с инструментом и обору дованием. В этом году кон курс профессионального мас терства был посвящен 40-ле тию выпуска первого липец кого пропашного трактора. В нем участвовали и учащиеся технического училища № 23.. Кроме- трудового обучения, учащиеся занимаются в круж ках технического творчества, где изготавляют действующие модели механических пил, сверлильных станков и неко торое другое. Конечно, дело это хорошее, но если бы ре бята делали детали для трак торов пользы было бы значи тельно больше. Во-первых, учащиеся помогали бы произ водству, во-вторых, они осо. знали важность выполняемой работы их родителями по соз данию техники для сельского хозяйства. В связи с реформой обще образовательной и политехни ческой школы необходимо тру довое обучение начинать с младших классов. Здесь есть свои трудности, ГПТУ № 23 по всей видимости, не сможет в дальнейшем предоставлять учебную базу для профориен тационной работы со школь никами. Поэтому необходимо самостоятельный центр проф ориентации и трудового обу чения. Его создание было бы хорошим вкладом в дело пре творения в жизнь реформы общеобразовательной школы. Проводимая работа по проф ориентации дает положитель ные результаты. Летом прош лого года 50 учащихся школ трудились в цехах производ ственного объединения, а бо лее 20 выпускников школ пришли работать на предпри ятие постоянно. Руководство предприятия уделяет большое внимание ук реплению материально-техни ческой базы ГПТУ № 23. Однако отдача пока незна чительна. Ежегодно не выпол няется план набора учащихся. Техническое училище № 23 не в состоянии удовлетворить растущие потребности завода в кадрах. Вот почему надо заключить договора о подго товке рабочих с другими учи лищами области. Нельзя забывать о подго товке и повышении квалифи кации кадров непосредственно на производстве. К сожале нию, здесь также имеются свои сложности. Для качест венного обучения рабочих не обходима соответствую щ а я учебная база. Однако такой базой завод не располагает и обучение работников предпри ятия ведется в основном в красных уголках, подсобных помещениях и других местах. В настоящее время намети лись перспективы решения этой проблемы. С освобожде нием здания бывшего заводо управления намечено создание на этих площадях учебного центра. С развитием бригадных форм организации труда большое внимание уделяется обучению бригадиров и членов бригад вторым и смежным професси ям. В этом заложены боль шие резервы увеличения вы пуска и улучшения качества продукции. Комплексный подход к под готовке кадров позволит нам решить ряд вопросов, связан ных с реконструкцией пред приятия. А. САНИН, начальник отдела техни ческого обучения. На этом снимке вы видите передовую шлифовщицу тракторного цеха № 1 Людмилу Серафимовну Ефанову. «Мастер — золотые^зу- кн» — это звание станочница оправдывает с честью. НА РОД СТ ВЕННЫХ ПРЕД ПРИЯТ ИЯХ Б А Н Д Е Р О Л Ь — В Н И К А Р А Г У А Бандероль с адресом» «Никара гуа — Торгпредство СССР» от правлена с Минского тракторного завода. Ее содержимое — 46 фо тографий, рассказывающих - о МТЗ, тружениках предприятия, их работе и отдыхе. Запечатлевшие многогранную жизнь минских тракторостроите лей фотографии разместятся на специальных стендах в пунктах техобслуживания белорусских ма шин в центрально-американской стране., А своего рода передвиж ные плакаты о МТЗ будут со провождать ремонтные бригады' советских специалистов в их по ездках по самым отдаленным уголкам Никарагуанской., респуб лики. В П Я Т Н А Д Ц А Т Ь Р Е С П У Б Л И К С погрузочных площадок МТЗ тракторы «Беларусь» отправля ются в разные уголки страны — во все союзные республики. Са мые «солидные» заказчики в ны нешнем году — РСФСР и рес публики Прибалтики. Например, базам Ярославской области и г. Воронежа будет отгружено в течение года 1328 и 1076 трак торов. В Литву и Латвию — со ответственно 1443 и 1079 машин. Тракторный парк Грузии попол нят 919 «Беларусей», Узбеки стана — 946. На Украину — в г. Херсон и г. Харьков — прибу дут 702 трактора, в Казахстан — на базы Кустаная и Алма- Аты — соответственно 351 и 441 машина. Шршгаднын подряд : у рожи вн едр ени я Е с л и с у д и т ь о б ъ е к т и в н о | Как мы уже сообщали, социологическая группа Липецкого политехнического института в этом году проводит изучение состояния внедрения бригадных форм организации и стиму лирования труда в трех подразделениях нашего предприятия — в кузнечном, чугунолитейном цехах и в сталелитейном корпусе. В предыдущей публикации (см. № 63 «Кировца») мы познакомили читателей с данными, полученными группой в ходе опроса лиц, непосредственно занятых организацией ра боты по-новому и отвечающих за результаты внедрения бри гадного подряда. Сегодня мы предлагаем познакомиться с материалами исследований, которые социологическая группа получила в ходе опроса руководителей бригад. Думается, что они послужат предметом для размышлений всех, кто так или иначе связан с внедрением бригадных форм организации и стимулирования труда. 2л/ЧЛЛ/\ЛЛЛ/\Л/\Л/>ЛЛЛ/\/ При проведении выборочного опроса в кузнечном цехе со циологи получили ответы ру ководителей коллективов, ра ботающих по принципам хоз расчета. Следует отметить, в их число попал лишь один бригадир из основного, ос тальные — из вспомогательно го производства. Это руково- - дители коллективов — В. А. Сазонов, (участок холодной обрезки), И. И. Евсеев, Ю. Н. Козлов, А. Е. Козодеров (слу. жба механика), и А. Ф. По пов (служба энергетика цеха). Все онц приняли участие в анкетировании, целью которо го было выявить проблемы бригадной организации труда в связи с задачами укрепле ния трудовой и производст венной дисциплины. На первый вопрос анкеты: «Как вы оцениваете состояние трудовой дисциплины в вашей бригаде?» — четверо выбрали вариант «удовлетворительно» и один — «хорошо». Оценки трудовой дисциплины объек тивны, подтверждаются тем, что больше половины брига диров постоянно сталкиваются с таким явлением в бригадах, л л л л л л \л л л л л л л л \ п л ^ как опоздание на работу, двое с фактами появления в не трезвом виде. Они встречают ся со случаями прогулов и грубости, неуважения к то варищам. Все это ведет к сни жению как количественных, так и качественных показате. лей работы бригады. Особен но много перечисленных нару шений трудовой дисциплины в бригадах И. И. Евсеева и В. А. Сазонова. Бригадир Коз лов причины, мешающие ра ботать' его бригаде, не назвал, но он в силе применить такую меру воздействия для укреп ления трудовой дисциплины, кащ например, лишение пре мии. Другие применяют более широкий перечень мер: трое обсуждают нарушителей на собрании, двое — добиваются административного взыскания, один из них — переноса оче реди на жилье, переноса от пуска на неудобное время. Никто из опрошенных, оказа лось, не в состоянии перевес ти на нижеоплачиваемую ра боту или исключить из брига ды наиболее нерадивых рабо чих, Это связано с тем, что нехватка рабочих кадров в цехе не дает возможности применить более крутые меры к тунеядцам и пьницам. Вопрос «Какие трудности в управлении бригадой кажутся вам наиболее сложными?» вы звал затруднения у всех бри гадиров. Может, не возникает трудностей? Нет, трудности есть. Те, у кого определено мнение по этому вопросу, ука зали на такие, как распреде ление зарплаты, премии, КТУ, разрешение конфликтов между членами бригады, обеспечение инструментом. Чтобы решить эти вопросы, бригадирам в большинстве случаев необходима помощь извне. На помощь им прихо дят и мастер, и совет брига диров цеха, и начальник уча стка,. и заместитель начальни ка цеха. Наибольшую под держку бригадиры получают со стороны непосредственных руководителей и совета брига, диров цеха. Общественные организации цеха остаются по. ка в стороне. А ведь именно они совместно с администра цией цеха могли бы помочь руководителям бригад ликви дировать причины конфликтов в коллективах. В числе их причин — производственные трудности, которые отмечают 40 процентов опрошенных; вы сокий уровень конфликтности, неправильное использование материальных и моральных стимулов. Вопрос анкеты: «Удовлет ворены ли взаимоотношения ми, сложившимися в брига де?» вызвал следующие отве ты: у трех — «не совсем», у двух — «да». Эти же вопросы были пос тавлены перед бригадирами Н. М. Фроловым, В- И; Руд невым, Н. И. Тншко, А. А. Кукушкиным, С. Д. Добрыни ной из чугунолитейного цеха, В. П. Лябиным, М. А. Несте ровым, В. Е. Щеголевым, А. П. Чеботаревым и И. Н. Малы гиным из сталелитейного кор пуса. Примечательно, что их от. веты во многом совпадают с высказываниями руководите лей бригад кузнечного цеха. В сталькорпусе на пер вый план выступил вопрос обеспечения ' работой членов бригад. Это .одна из харак терных трудностей управления коллективами. Небыло у бри гадиров этого подразделения единого мнения при оценке психологического климата в их бригадах, при объяснении" при. чин конфликтов. Но почти все указали на такую причину, как производственные' трудно сти — именно они кладут на взаимоотношения свой нега тивный отпечаток. При анкет ном опросе для бригадиров чу гунолитейного цеха наиболее сложным оказался вопрос о трудностях в управлении бри гадами. На него ответили только двое: для одного — обеспечение работой, для дру гого — распределение- зара ботной платы, премии, КТУ. То-есть, общие, типичные за труднения для всех опрошен ных бригадиров. Вывод напра шивается сам собой: все они нуждаются в помощи и в спе. циальной подготовке. Стоит заметить, что почти все руко водители бригад чугунолитей ного цеха (из числа анкетиро ванных) не удовлетворены и взаимоотношениями, которые сложились в их коллективах. Итак, анализ полученной со циологической информации о состоянии внедрения бригад ного метода позволяет сделать следующие выводы: подгото вительный, организационно, пропагандистский этап в обс ледованных подразделениях идет не на должном уровне, носит в основном стихийный характер; в цехах фактически отсутствуют оперативно дейст вующие штабы, вопросы бри гадной организации редко за слушиваются на оперативках. Факты говорят о том, что раз работанный ООТиЗом Регла мент мало изучен администра цией цехов, в ряде случаев он нуждается в коррективах, учи тывающих специфику произ водства. Далее.. Партийные, и общественные организации по ка не проя'вляют достаточной инициативы в пропаганде и организации бригадного мето да, не оказывают каждоднев ной помощи бригадирам в управлении коллективами. Вы. борочный опрос руководителей бригад, работающих с элемен тами хозрасчета, показал низ кую трудовую дисциплину. Это говорит о формальном подходе к созданию бригад, системе использования КТУ для морального и материаль. ного стимулирования и нака зания. Получены также фак тические данные о низком уровне общей культуры бри гадиров, образовательного цен за, о слабой ориентации в эко номических вопросах. Опрос бригадиров свиде тельствует, что в их работе возникают сложности произ. водственного характера, соци ально-психологического плана, связанные с трудностями уп равления членами бригад. Действенную помощь в управ, лении бригадами, судя по от ветам бригадиров, они полу чают лишь от мастеров; со стороны администрации под разделений и их обществен ных организаций ее практиче ски нет. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, старший научный сотрудник. Т. ГОЛОВАНЬ, младший научный сотрудник.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz