Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я З А В О Д А - Д Е Л О К А Ж Д О Г О П О Д ГО ТО ВКА К А Д Р О В — В А Ж И А Л З А Д А Ч А Реконструкция предприя­ тия и переход на выпуск но. вого универсально-пропашно­ го трактора предъявляют вы­ сокие требования подготовке кадров. Ведь объединению потребуется дополнитель н о около 6 Тысяч рабочих. Проб­ лема обеспечения завода до­ полнительной рабочей силой сложная, чтобы решить ее не­ обходим комплексный подход. Эта работа должна вестись тремя этапами, которые за­ ключают в себе трудовое обу. чение учащихся общеобразо­ вательных школ, подготовку рабочих кадров в профессио­ нально - технических учили­ щах, подготовку и повышение квалификации кадров непос­ редственно на производстве. Говоря о трудовом обуче­ нии учащихся средних школ тракторозаводского жилого района, нужно отметить, что эта работа проводится в меж­ школьных производственных мастерских, созданных на ба­ зе Липецкого профессиональ. но - технического училища № 23» Здесь учащиеся школ под руководством опытных мастеров осваивают токарное, фрезерное и слесарное дело. Наряду с теоретическим про­ водится производственное обу­ чение непосредственно н а станках и рабочих местах в мастерских училища. Причем на практичеоьих занятиях уча­ щиеся изготавляют детали к вертикально - сверли л ь н ы м станкам, молотки, универсаль­ ные метчикодержатели и т. д. По итогам учебного года среди учащихся выпускных классов средних школ прово­ дятся конкурсы профессио­ нального мастерства, на кото­ рых большинство учащихся показывают хорошие теорети­ ческие знания, умелое обраще­ ние с инструментом и обору­ дованием. В этом году кон­ курс профессионального мас­ терства был посвящен 40-ле­ тию выпуска первого липец­ кого пропашного трактора. В нем участвовали и учащиеся технического училища № 23.. Кроме- трудового обучения, учащиеся занимаются в круж ­ ках технического творчества, где изготавляют действующие модели механических пил, сверлильных станков и неко­ торое другое. Конечно, дело это хорошее, но если бы ре­ бята делали детали для трак ­ торов пользы было бы значи­ тельно больше. Во-первых, учащиеся помогали бы произ­ водству, во-вторых, они осо. знали важность выполняемой работы их родителями по соз­ данию техники для сельского хозяйства. В связи с реформой обще­ образовательной и политехни­ ческой школы необходимо тру­ довое обучение начинать с младших классов. Здесь есть свои трудности, ГПТУ № 23 по всей видимости, не сможет в дальнейшем предоставлять учебную базу для профориен­ тационной работы со школь­ никами. Поэтому необходимо самостоятельный центр проф­ ориентации и трудового обу­ чения. Его создание было бы хорошим вкладом в дело пре­ творения в жизнь реформы общеобразовательной школы. Проводимая работа по проф­ ориентации дает положитель­ ные результаты. Летом прош­ лого года 50 учащихся школ трудились в цехах производ­ ственного объединения, а бо­ лее 20 выпускников школ пришли работать на предпри­ ятие постоянно. Руководство предприятия уделяет большое внимание ук ­ реплению материально-техни­ ческой базы ГПТУ № 23. Однако отдача пока незна­ чительна. Ежегодно не выпол­ няется план набора учащихся. Техническое училище № 23 не в состоянии удовлетворить растущие потребности завода в кадрах. Вот почему надо заключить договора о подго­ товке рабочих с другими учи­ лищами области. Нельзя забывать о подго­ товке и повышении квалифи­ кации кадров непосредственно на производстве. К сожале­ нию, здесь также имеются свои сложности. Для качест­ венного обучения рабочих не­ обходима соответствую щ а я учебная база. Однако такой базой завод не располагает и обучение работников предпри­ ятия ведется в основном в красных уголках, подсобных помещениях и других местах. В настоящее время намети­ лись перспективы решения этой проблемы. С освобожде­ нием здания бывшего заводо­ управления намечено создание на этих площадях учебного центра. С развитием бригадных форм организации труда большое внимание уделяется обучению бригадиров и членов бригад вторым и смежным професси­ ям. В этом заложены боль­ шие резервы увеличения вы­ пуска и улучшения качества продукции. Комплексный подход к под­ готовке кадров позволит нам решить ряд вопросов, связан­ ных с реконструкцией пред­ приятия. А. САНИН, начальник отдела техни­ ческого обучения. На этом снимке вы видите передовую шлифовщицу тракторного цеха № 1 Людмилу Серафимовну Ефанову. «Мастер — золотые^зу- кн» — это звание станочница оправдывает с честью. НА РОД СТ ВЕННЫХ ПРЕД ПРИЯТ ИЯХ Б А Н Д Е Р О Л Ь — В Н И К А Р А Г У А Бандероль с адресом» «Никара­ гуа — Торгпредство СССР» от­ правлена с Минского тракторного завода. Ее содержимое — 46 фо­ тографий, рассказывающих - о МТЗ, тружениках предприятия, их работе и отдыхе. Запечатлевшие многогранную жизнь минских тракторостроите­ лей фотографии разместятся на специальных стендах в пунктах техобслуживания белорусских ма­ шин в центрально-американской стране., А своего рода передвиж­ ные плакаты о МТЗ будут со­ провождать ремонтные бригады' советских специалистов в их по­ ездках по самым отдаленным уголкам Никарагуанской., респуб­ лики. В П Я Т Н А Д Ц А Т Ь Р Е С П У Б Л И К С погрузочных площадок МТЗ тракторы «Беларусь» отправля­ ются в разные уголки страны — во все союзные республики. Са­ мые «солидные» заказчики в ны­ нешнем году — РСФСР и рес­ публики Прибалтики. Например, базам Ярославской области и г. Воронежа будет отгружено в течение года 1328 и 1076 трак ­ торов. В Литву и Латвию — со­ ответственно 1443 и 1079 машин. Тракторный парк Грузии попол­ нят 919 «Беларусей», Узбеки­ стана — 946. На Украину — в г. Херсон и г. Харьков — прибу­ дут 702 трактора, в Казахстан — на базы Кустаная и Алма- Аты — соответственно 351 и 441 машина. Шршгаднын подряд : у рожи вн едр ени я Е с л и с у д и т ь о б ъ е к т и в н о | Как мы уже сообщали, социологическая группа Липецкого политехнического института в этом году проводит изучение состояния внедрения бригадных форм организации и стиму­ лирования труда в трех подразделениях нашего предприятия — в кузнечном, чугунолитейном цехах и в сталелитейном корпусе. В предыдущей публикации (см. № 63 «Кировца») мы познакомили читателей с данными, полученными группой в ходе опроса лиц, непосредственно занятых организацией ра­ боты по-новому и отвечающих за результаты внедрения бри­ гадного подряда. Сегодня мы предлагаем познакомиться с материалами исследований, которые социологическая группа получила в ходе опроса руководителей бригад. Думается, что они послужат предметом для размышлений всех, кто так или иначе связан с внедрением бригадных форм организации и стимулирования труда. 2л/ЧЛЛ/\ЛЛЛ/\Л/\Л/>ЛЛЛ/\/ При проведении выборочного опроса в кузнечном цехе со­ циологи получили ответы ру­ ководителей коллективов, ра­ ботающих по принципам хоз­ расчета. Следует отметить, в их число попал лишь один бригадир из основного, ос­ тальные — из вспомогательно­ го производства. Это руково- - дители коллективов — В. А. Сазонов, (участок холодной обрезки), И. И. Евсеев, Ю. Н. Козлов, А. Е. Козодеров (слу. жба механика), и А. Ф. По ­ пов (служба энергетика цеха). Все онц приняли участие в анкетировании, целью которо­ го было выявить проблемы бригадной организации труда в связи с задачами укрепле­ ния трудовой и производст­ венной дисциплины. На первый вопрос анкеты: «Как вы оцениваете состояние трудовой дисциплины в вашей бригаде?» — четверо выбрали вариант «удовлетворительно» и один — «хорошо». Оценки трудовой дисциплины объек­ тивны, подтверждаются тем, что больше половины брига­ диров постоянно сталкиваются с таким явлением в бригадах, л л л л л л \л л л л л л л л \ п л ^ как опоздание на работу, двое с фактами появления в не­ трезвом виде. Они встречают­ ся со случаями прогулов и грубости, неуважения к то ­ варищам. Все это ведет к сни­ жению как количественных, так и качественных показате. лей работы бригады. Особен­ но много перечисленных нару­ шений трудовой дисциплины в бригадах И. И. Евсеева и В. А. Сазонова. Бригадир Коз ­ лов причины, мешающие ра­ ботать' его бригаде, не назвал, но он в силе применить такую меру воздействия для укреп­ ления трудовой дисциплины, кащ например, лишение пре­ мии. Другие применяют более широкий перечень мер: трое обсуждают нарушителей на собрании, двое — добиваются административного взыскания, один из них — переноса оче­ реди на жилье, переноса от­ пуска на неудобное время. Никто из опрошенных, оказа­ лось, не в состоянии перевес­ ти на нижеоплачиваемую ра­ боту или исключить из брига­ ды наиболее нерадивых рабо­ чих, Это связано с тем, что нехватка рабочих кадров в цехе не дает возможности применить более крутые меры к тунеядцам и пьницам. Вопрос «Какие трудности в управлении бригадой кажутся вам наиболее сложными?» вы­ звал затруднения у всех бри­ гадиров. Может, не возникает трудностей? Нет, трудности есть. Те, у кого определено мнение по этому вопросу, ука ­ зали на такие, как распреде­ ление зарплаты, премии, КТУ, разрешение конфликтов между членами бригады, обеспечение инструментом. Чтобы решить эти вопросы, бригадирам в большинстве случаев необходима помощь извне. На помощь им прихо­ дят и мастер, и совет брига­ диров цеха, и начальник уча­ стка,. и заместитель начальни­ ка цеха. Наибольшую под­ держку бригадиры получают со стороны непосредственных руководителей и совета брига, диров цеха. Общественные организации цеха остаются по. ка в стороне. А ведь именно они совместно с администра­ цией цеха могли бы помочь руководителям бригад ликви­ дировать причины конфликтов в коллективах. В числе их причин — производственные трудности, которые отмечают 40 процентов опрошенных; вы­ сокий уровень конфликтности, неправильное использование материальных и моральных стимулов. Вопрос анкеты: «Удовлет­ ворены ли взаимоотношения­ ми, сложившимися в брига­ де?» вызвал следующие отве­ ты: у трех — «не совсем», у двух — «да». Эти же вопросы были пос­ тавлены перед бригадирами Н. М. Фроловым, В- И; Руд­ невым, Н. И. Тншко, А. А. Кукушкиным, С. Д. Добрыни­ ной из чугунолитейного цеха, В. П. Лябиным, М. А. Несте­ ровым, В. Е. Щеголевым, А. П. Чеботаревым и И. Н. Малы­ гиным из сталелитейного кор­ пуса. Примечательно, что их от. веты во многом совпадают с высказываниями руководите­ лей бригад кузнечного цеха. В сталькорпусе на пер­ вый план выступил вопрос обеспечения ' работой членов бригад. Это .одна из харак­ терных трудностей управления коллективами. Небыло у бри­ гадиров этого подразделения единого мнения при оценке психологического климата в их бригадах, при объяснении" при. чин конфликтов. Но почти все указали на такую причину, как производственные' трудно­ сти — именно они кладут на взаимоотношения свой нега­ тивный отпечаток. При анкет­ ном опросе для бригадиров чу­ гунолитейного цеха наиболее сложным оказался вопрос о трудностях в управлении бри­ гадами. На него ответили только двое: для одного — обеспечение работой, для дру­ гого — распределение- зара­ ботной платы, премии, КТУ. То-есть, общие, типичные за­ труднения для всех опрошен­ ных бригадиров. Вывод напра­ шивается сам собой: все они нуждаются в помощи и в спе. циальной подготовке. Стоит заметить, что почти все руко ­ водители бригад чугунолитей­ ного цеха (из числа анкетиро­ ванных) не удовлетворены и взаимоотношениями, которые сложились в их коллективах. Итак, анализ полученной со­ циологической информации о состоянии внедрения бригад­ ного метода позволяет сделать следующие выводы: подгото­ вительный, организационно, пропагандистский этап в обс­ ледованных подразделениях идет не на должном уровне, носит в основном стихийный характер; в цехах фактически отсутствуют оперативно дейст­ вующие штабы, вопросы бри­ гадной организации редко за­ слушиваются на оперативках. Факты говорят о том, что раз­ работанный ООТиЗом Регла­ мент мало изучен администра­ цией цехов, в ряде случаев он нуждается в коррективах, учи­ тывающих специфику произ­ водства. Далее.. Партийные, и общественные организации по­ ка не проя'вляют достаточной инициативы в пропаганде и организации бригадного мето­ да, не оказывают каждоднев­ ной помощи бригадирам в управлении коллективами. Вы. борочный опрос руководителей бригад, работающих с элемен­ тами хозрасчета, показал низ­ кую трудовую дисциплину. Это говорит о формальном подходе к созданию бригад, системе использования КТУ для морального и материаль. ного стимулирования и нака­ зания. Получены также фак­ тические данные о низком уровне общей культуры бри­ гадиров, образовательного цен­ за, о слабой ориентации в эко­ номических вопросах. Опрос бригадиров свиде­ тельствует, что в их работе возникают сложности произ. водственного характера, соци­ ально-психологического плана, связанные с трудностями уп ­ равления членами бригад. Действенную помощь в управ, лении бригадами, судя по от­ ветам бригадиров, они полу­ чают лишь от мастеров; со стороны администрации под­ разделений и их обществен­ ных организаций ее практиче­ ски нет. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, старший научный сотрудник. Т. ГОЛОВАНЬ, младший научный сотрудник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz