Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
стр , 2 « К И Р О В Е Ц » Л и ш & щ к о т у т р а к т о р у — 4 © л е т Р а б о т а л и у в л е ч е н н о В отделе главно го ко н с т р у к тора ЛТЗ я работаю с ноября 1945 года , ко г да после четы рех фронтовых лет во звра тился к м и р н о м у , труд у . В к о н с т р у к т о р с ко м деле я уж е не был н о ви ч ком , так как .п р ош е л х о р ош ую ш колу на С талин градс ком . тра кто р ном заводе (1931— 1941 г г .), где участвовал в р а зр а б о т ке п е р во го отечественно го с е л ь с ко хо зяйс твенно го гусен ич но го тра ктора массово го п р о и з в о д ства — СХТЗ НАТИ. О тдел главно го ко н с тр у к тор а то гда размещ ался в бытовках тр а к то р н о г о кор п у са и был малочисленным . По транс миссии работал и нж енер И. Ирхин , по х о д о в о й части В. Т качевский . К том у врем ени за конч и лись госиспытания и велась ко н с тр у к т о р с ка я д орабо тка узлов тра ктора КД -35 . В о тде ле было холодно , ко н с тр у к т о ры грелись у « б урж уй ки» . Бы ли частые переб ои в подаче эле ктро энер гии . Работали мы м н о го и увлеченно . Большая часть времени уходила на ра зреш ение п рои звод с твен ных вопросов в цехах завода, а меньшая, в основном , по вечерам , уделялась чисто к о н с тр у к то р с ко й работе. В конце 1946 года тра ктор КД -35 после кон трольны х ис пытаний был у тверж ден к п о становке на производ с тво ■и в дальнейшем все время д о р а батывался и усоверш енс тво вался. В это ж е время по за данию главно го ко н с тр у к тор а Б. Е. А р ха н г е л ь с ко г о я цачал заниматься ра зр а б о т ко й п р о пашной м одиф и кации — тр а к то р ом КДП -35 и выполнил о б щ ую ко м п о н о в к у и эс ки зн ую р а зр а б о т ку новых узлов . В 1947 год у к этой работе п о д ключ ились первые вы пус кни ки м аш иностроительно го те хни ку ма Н. Б обровский , Т. Л опатин, Р. Б орови к (Л опатина), а нес ко л ь ко п о зж е приш ло м ощ ное по д кре пле ни е в лице вы пу с кни ко в МВТУ — К. Вино градова , Н. Разиной, В. Греч - К ивс ко го . В этом составе на первых порах и велись работы по ко н с тр уи ро в ан ию , расчету, участию в испытаниях и д о во д ке тра кторов КД -35 , КД П - 35, а затем и тра ктора Т-38. В то время было меньш е канце ляр с кой перепи с ки , а ведущ ие ко н с тр у к т о ры и р у ководители бю р о больше работали за ч ер теж ной дос кой . М н о г о неприятностей доста вил нам узел двухступенчатой конечной" передач и трактора КДП -35 . В дальнейшем , с внедрением гидронавесной системы п р и шлось теоре тич ес ки о смы с лить и боро ться с « ко н с ким и боле знями» гусеничных т р а к торов — галопированием и дыблением . Г алопированием было названо усиленное п р о дольное раскачивание тр а кто ров, доводящ ее трактористов до «м о р с ко й болезни» , а дыблением — увеличенный на клон остова при подъеме о р у дий в транспор тное п о л о ж е ние. Эти недостатки удалось в значительной степени осла бить путем увеличения о п о р ной длины гусениц , а та кж е прим енением тор сионной п о д вески . Внешне неизменная форма тра ктора в течение р я да лет приобретала с о ве р ш енно новое содерж ание . Наша ко н с тр у к т ор с ка я раб о та велась в тесном с о д р у ж е стве с техноло ги ч ес кими слу ж б ам и завода и опы тными пра кти кам и - механизаторами . Выезды в полевой о тр яд и на места внешних испытаний все гда обо гащ али наш опыт. П ри веду два прим ера . Зимой 1947 года в вы ходной день мы вы ехали в лес для за готов ки дров на тра кторны х санях. Пока гру зили лес, сани при мер зли , и тра ктор КД -35 см о г их стронуть с места только после ослабления троса , а за тем сильно го рывка . Как раз в это время разрабатывалось прице пн ое устройство тр а к то ра, и мы е го сра зу ж е уси лили . ' Второй прим ер . П рименение гусеничных тра кторо в в хлоп ководстве было признано не рациональным толь ко после того, ко г да на почвах, засо ренны х галеч ни ком , машина при круты х поворотах сильно на гребала их у з ки м и гусен и цами, а ведущ ие колеса начи нали работать ка к кам н е д р о билки , ч р е зм е р н о пе р е г р уж а я хо д о в ую часть. П рош ло м н о го лет после о конч ания вы пуска г усенич ных тра кторов на нашем за воде и, наверное , для мно гих читателей представит интерес их кра тка я характеристика . Т рактор КД -35 выпускался у нас с 1944 по 1960 годы . На этом м ало габаритном гусенич ном тр а кторе вначале устанав ливался бензиновый дви га тель Урал-ЗиСГ Затем тр а к торным институтом НАТИ был разработан дизель вод яно го охлаждения 37 л. с., рабочие ч ер теж и ко т о р о г о дораба ты вались уж е на ЛТЗ. В даль нейш ем по инициативе нашего завода был увеличен диаметр цилиндров и мощ ность дви га теля повышена до 50 л. с. Этот двигатель дол гое время выпускался на нашем заводе, получил ш и р о ко е ' ра спро с тра нение и устанавливался не толь ко на машинах ЛТЗ, но и на первых колесных пропаш ных тракторах МТЗ. Небольшие р а зм еры тр а к тора КД -35 по ш ирине и вы соте и больш ие тя говые уси лия позволили ем у работать на вино градни ках и в садах. В К ры м у в послевоенные годы он буквально спас больш ое количество вино град ни ко в . В честь это го КД -35 установлен там на пьедестале. На базе КД -35 были разработаны тр а к торы — сперва КДП -35 , а за тем Т-38. У тра кторов КДП -35 и Т-38М выявились качества, к о торых мы и не ожидали . Бла годаря больш ом у д о р о ж н о м у просвету тра ктор м о г п р о х о дить по г луб о кой г ря зи и с н еж н ом у п о кр о в у и снискал себе признание при сне го за держ ании , вы во зке удобрений . Т ра кторы КД -35 , КДП -35 и Т-38 использовались та кж е на дрейф ующ и х станциях «Се верный полюс» , главным о б р а зом для расчистки поса дочных площ адо к самолетов. У нас тра ктор Т-38М вы пус кался до 1973 года. Эстафету по производ ству гусеничных пропаш ных тра кторов принял Киш иневский тра кторный за вод . А тра ктор Т-38 установ лен на пьедестале при въезде с пра во го бере га Л ипецка на тра кторный завод. К о р о т к о об опытных о б р а з цах семейства ДТ-40, со с то я щ е го из гусеничных тра кторов : о бщ е го назначения, садово -ви - н о г р ад н и ко во го (очень малых габаритов), све кло вод ч ес ко го , боло то ходн о го , с ш и ро ко й г у сеницей и хло п ко во д ч е с ко г о с просве том 900 мм . Все эти тра кторы имели более со вре м ен н ую трансмиссию с боль шим набором передач , ум ен ь ш енн ую массу и были ш и ро ко униф ицированы м еж д у собою . Ходовая система этих тра кторов был$ во м н о г ом ис пользована в киш иневских тракторах . Отдельные элементы кон с т р у кц и й ДТ-40 нашли прим ене ние в тра кторе Т-38. Сами ж е тра кторы в производ ство не пошли , т. к. завод был о р и е н тирован на массовый вы пуск колесных тра кторов . К этому времени состав ОГК ЛТЗ уж е вырос в не с коль ко раз. М н о гие м олодые то гда ко н с т р у к торы переросли своих уч ите лей, а сейчас уж е сами явля ются ветеранами т р а к то р о строения . К сож алению , на заводе из- за отсутствия свободны х пло щадей не был создан в свое время м узей тракторов . Если бы выстроить в один р яд все опытные обра зцы гусеничных и колесных тра кторов , то они протянулись бы, наверное , от э ксперимен тально го цеха до проходны х . В за во д с ком м у зее, они, и то не в полном объеме , представлены фото граф иями . В последнее время на стра ницах п ериоди ч е с кой печати появилось м н о го исторических п о д б о р о к по автомобилю и автобусам . Наверное , пора за няться этим и тр а кто р о с тр о и телям. Техническая история ОГК, да и д ру гих технических отделов , представила бы, на верное , значительный интерес. Г. МАТЮХОВ, инженер, ветеран труда. Н О В И Н К И Т Е Х Н И К И СТАНОЧНИК СКАЖЕТ СПАСИБО Еще недавно основной задачей по расширению применения в от расли твердых сплавов и сверх твердых материалов являлось дальнейшее повышение эффек тивности производства тракторов и сельхозмашин, качества обра ботки деталей, снижение расхода инструмента - и экономия дефи цитных вольфрамосодержащих инструментальных материалов. В настоящее время нашли широкое применение безвольфрамовые твердые сплавы (БВТС) как в на шей стране, тай и за рубежом, они успешно конкурируют с тра- диционнными вольфрамосодержа щими твердыми сплавами на опе рациях чистовой, получистовой, а в ряде случаев и черновой меха нической обработки стальных де талей, деталей из цветных метал лов и их сплавов. Отечественной промышленнос тью серийно выпускаются для ре зания БВТС двух марок: КНТ-16 и ТН-20. Специалистами НПО «Технолог» (г. Ташкент) более десяти лет проводятся работы по внедрению на предприятиях трак торного и сельхозмашиностроения безвольфрамовых твердых спла вов. Исследования показали, что на иболее эффективно безвольфра мовые твердые сплавы применя ются во фрезах с механическим креплением режущих пластин. Стойкость таких фрез в 1,2—2,7 раза выше, чем аналогичного ин струмента, оснащенного сплавом Т15К6. Резание возможно со ско ростью до 600 метров в минуту, при этом шероховатость поверх ности улучшается на 1—2 класса. Такие фрезы внедряются на Днепропетровском комбайновом, Павлодарском тракторном, Хер сонском комбайновом, Ташкент, ском тракторном, Харьковском тракторном и других заводах от расли. В. ОБЫДЕННАЯ, младший научный сотрудник Кировоградского НИО ЦНИИ - ТЭ Итра кторосельхозмаша, На снимке: ветеран завода тракторист-испытатель тракторосбо рочного цеха Петр Иванович Чекрыжов, один из лидеров соци алистического соревнования. *. Фото А. Козина. И Р И М ЕР | Гы Е Т Е М Ы политинформаций и бесед на июнь 1984 года Общеполитические вопросы Новая реда кция П ро граммы КПСС — п р о грамм а соверш енство вания ра звито го социализма. Советы — политическая основа СССР, мо г уч ее ор уди е социали с тич ес ко го строительства. Утверждать единство слова и дела. Д р у ж б а народов — источник нашей силы. К ом сом о л — надежны й резерв партии, ее боевой помощ ни к . И деоло гич еская работа КПСС — важный фронт борьбы за к о м м унизм . Экономическая жизнь Развивать и совершенствовать бри гадные ф ормы ор гани зации и оплаты труда. Все ре зервы — в дело ! План — за кон хозяйственной ж изни . Л учше работать — лучше жить. Крепч е дисциплина — производительнее труд . Товарам для народа — отличное качество , ш и ро ки й ассортимент (к Д ню рабо тни ков ле г кой промыш ленности — 10 июня). Повышение качества сырья, товаров, услуг — важнейшая хозяй ственная и социальная задача. Культура и мораль Кадровые рабочие — гордость трудовых коллективов , главная созидательная сила социалистич еско го общества. М оло д ом у п о колению страны Советов — основательную идейно политич ес кую под го то в ку , богатый нравственный опыт предш еству ющ их по колений борцов за социализм и ко м м у н и зм (к Д ню совет с кой м оло д еж и — 24 июня). Реформа нашей ш колы — веление времени . Здоровье народа — богатство страны (к Д ню м ед и ци н с ко го ра ботни ка — 17 июня). И скусство кин о — на сл уж б у делу народа , делу комм ун и зм а . Международная жизнь Внеш неполитический ку р с КПСС — м ирное сосуществование , в заимовы годное м еж д у н а р о д н о е сотрудничество . Безопасность С ове тс ко го государства и е го сою зни ко в — под на д еж но й защитой . Добиться военн о -с тра те ги ч е с ко го превосходства над странами со . циализма — несбыточная надежда империалистических сил. Л ицемерие и увер тки правящих кр у г о в Вашингтона. Историческая обреченность с о в рем ен но го капитализма , Для агитаторов План пер во го полу годия — д осро ч но ! Быстрее возмещ ать затраты на р е ко н с тр у кц ию , создание новых мощ ностей . Эффективно расходовать материальные ресурсы . Технич еском у творчеству миллионов — ш и ро ки й размах (к Д ню изобретателя и рационализатора — 30 июня .) Умееш ь сам — научи дру гих . ЛИТЕРАТУРА: Ленин В. И. Вопросы строительства социализма и коммунизма. Сборник, 2-е изд., доп., М., Политиздат, 1980 г. Материалы XXV I съезда КПСС. Политиздат, 1981 г. Материалы апрельского (1984 г.) Пленума Ц К КПСС и первой сессии Верховнего Совета СССР одиннадцатого созыва. «Правда», И — 15 апреля, 1984 г. Долгих В. И. Учение и дело Ленина — в революционном твор честве миллионов. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 114-й годовщине со дня рождения В. И Ленина. «Правда», 21 апреля, 1984 г. В Ц К КПСС. «Правда», 26 апреля 1984 г. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной шко лы, Постановление Ц К КПСС и Совета Министров СССР. «Прав да», 29 апреля 1984 г. Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда, Постановление Ц К КПСС и Совета Ми нистров СССР, «Правда», 4 мая 1984 г. См. также журналы «Агитатор», «Политическая агитация» и мно готиражную, газету «Кировец».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz