Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
«КИР ОВЕЦ» стр. 3 щ и л : . . . ■; , \ ■ Й М М М — : ш УДАРНЫХ к 4 0 - летию в ып у ск а перв о г о липе цк ог о трак тора Д е н ь в ч е р а ш н и й , д е н ь с е г о д н я ш н и й . . . Более двух десятков лет — изо дня в день — становится к своему станку (тоже вете рану) шлифовщица Мария Ильинична Туголукова, стано вится с намерением: перекрыть сегодня сменное задание, а удастся — превысить рекорд пятого тракторного цеха. Не всякому по плечу столь высо кая производительность труда — до 150— 160 процентов нор мы! Вот и получается, что опытная станочница борется подчас за превышение ею же достигнутых показателей вы работки. Ее трудовые дости жения объясняются большим профессиональным опытом, самодисциплиной и умением четко организовывать своп ра бочий день. На снимке: М. И. Туголуко ва. Фото А. Козина. В такие вот апрельские дни 1944 года цеху шасси (читайте: I тракторному № 5) было «от ро- ! ду» всего месяц. Газета «Киро вец» писала: «Коллектив цеха шасси молод как по стажу рабо- 1ты, так и по опыту. Но молодые 1станочники, недавно начавшие ! работать самостоятельно, стара ются вывести цех в число луч- ’ ших, стать стахановцами военно- 1го времени. Это право уже з а воевала станочница т. Мешкова. Она — двухсотница». (Примеча ние: двухсотниками называли в ту пору рабочих, которые дости- ' тали выработки 200 процентов). А неделю спустя — 27 апреля - под заголовком «Цех шасси в предмайском соревновании» его начальник Г. Пещанский сооб щал: «Молодой коллектив в ап реле получил боевое задание — обеспечить выпуск первых трак торов .сложными деталями и уз лами. Работая с одними учени ками, не имея ни одного квали фицированного рабочего, мы... до бились успехов... Так, когда пе ред цехом была поставлена зада ча выдать узлы № 16 и № 17, нужные сборке, то мастер тов. Федорцев и ученик токаря Анти пова две смены не уходили из цеха, пока не выдали необходи мые изделия. Точно гак же по ступил бригадир слесарей гов. Сырцов. Он не оставил цеха, по ка не сдал сборочному цеху узел № 10. Имея такой коллектив, можно с уверенностью сказать, что цех шасси не подведет и со своей задачей справится...» Гак в то трудное время рождался кол лектив пятого тракторного цеха < — коллектив самоотверженных, < преданных своему делу людей. < Они вписали немало ярких стра- | ниц в историю цеха, заложили < славные трудовые традиции. Как $ хранят их рабочие нынешнего по- < коления, живо ли в них беспо- > койство души, стремление к до- ■ стижению рекордов? На эти и многие другие вопро сы нам отвечают кавалер ордена Трудовой Славы II 1-й степени шлифовщица Анна Андреевна Таболина, сверловщица Мария Дмитриевна Турецких, бригадир слесарей ремонтно-инструменталь ной мастерской Иван Михайло вич Татарников, бригадир слеса- рей-ремонтников Александр Ми хайлович Коротаев. Д /\ /V ^ /VVVЛ У \/VV \/ \ Л Л Л /V \-^ /V \Л /\Л /\ /V \Л Л /V \Л /\ А Л / \Л /'^^ /^ А Л Л Л /\Л ^ Л АААААЛ Л АЛ А/ \Л АЛ Л Л АЛ У\ - Впереди — наш праздник, как- никак, исполняется сорок лет производству липецких тракто ров. Мы сейчас по мере сил ста раемся отметить юбилей успеха ми в труде. Я так же стараюсь добиваться высокой производи тельности — за смену даю не меньше 120 процентов нормы. Могла бы и я, и другие рабочие трудиться еще лучше, но есть не мало причин, которые сдержива ют самые лучшие стремления. Сейчас я занята на сверловке, а перед тем работала почти на всех станках участка — на токарных, фрезерных, шлифовальных и мо гу судить об организации труда чуть ли не на каждом рабочем месте. Она пока далека от долж ного уровня. И виновны в недо статках все мы — смирились. Каждый может рассказать, при мерно, о том же, о чем скажу я. Бывает, и часто, выходит из строя оснастка (мы говорим: «выбивается» втулка); точности сверления не жди. Я туда, я сю- М . Д . Т У ш л и ф о в щ и ц а да — втулок нет, заменить не чем. Вот и продолжаю работать, хотя наперед знаю, что придется делать пересверловку. Ладно, я не проявила настойчивости, не добилась своего. Но ведь об этом знает мастер, в курсе дела слесари ремонтно-инстру менталь ной мастерской, которые обслу живают наш участок... Что же они? Не торопятся. Так вот и те ряем рабочее время: мало этого, снижается качество. А в конце месяца всех захватывает беспо койство за судьбу производст венного плана, все пытаются на верстать упущенное. Или, бывает, что у кого-то ос тановился станок. Мастер, ре монтники посмотрели: «задел» де талей есть — и успокоятся. Ста нок же может простоять и день, Р Е Д К И Х , у ч а с т к а № 1 и два... Повторяю: о подобных случаях может рассказать почти каждый рабочий. Разве можно мириться с таким отношением к делу? Сейчас в цехе намечаются ме ры к тому, чтобы преодолеть инерцию, заставить некоторых безответственных людей отвечать за упущения в работе. Знаю, что большинство рабочих — за такие перемены. Может, не совсем кстати было упоминать о недостатках, когда ожидается такой юбилей. Но ме ня знают в цехе: что волнует — о том и говорю... Ну а что касается праздника, то он для меня, вроде бы семей ный — муж тоже тракторострои тель, трудится в нашем же цехе', наладчиком. Моя жизнь, настоящая жизнь началась с приходом на завод: только тут я поняла, как ценится человек труда, как много зависит от его личного вклада в общее дело. Может, осознание этого и научило меня относиться к рабо те, как велит совесть. Стала всерьез изучать «секре ты» своего дела, станки — сейчас в случае необходимости могу встать к токарному, шлифоваль ному, протяжному и др. Это по могает мне управляться с з ад а ниями, обязательствами, а так же находить резервы повышения про изводительности труда. Скажем, по плану мне за смену надо об работать 190 деталей, я могу А . А . Т А Б О Л И Н А , б р и г а д и р у ч а с т к а № сделать, если не задержат смеж ники (у меня конечная операция) до 250. Значит, я имею резерв возможностей для обработки поч ти 60 изделий. А вот использует ся он не всегда или не в полной мере. Мешают «неувязки» по всей технологической линии. Устранить их можно только коллективно, усилиями как станочников, так и наладчиков. Вот почему у нас и возникла мысль об организации бригадной формы работы на уча стке. Ясно, что это поможет до биться повышения производитель ности труда. Сейчас закончился подготови тельный период к переходу на бригадный подряд. Много дум у меня, у бригадира, вызывает внедрение этого новшества. Оно касается ведь не только работы, но и взаимоотношений в коллек тиве, жизни каждого его члена в отдельности. Конечно, будет не легко перестроиться психологиче ски, но главное, что люди приня ли бригадную форму заинтересо ванно и с надеждой. Хорошо, что у нас свой объем работы, выпол нение его можем поставить на самоконтроль. А это, как и мно гое другое, даст нам большие пре имущества. Словом, я ожидаю лучшего. Наверное, это настрое ние владеет и остальными рабо чими. А наше моральное состоя ние много значит: ведь и труд, и жизнь на коллективистских нача лах будут на виду у всего цеха. Надеюсь, повысится «в цене» и труд каждого члена бригады — его отдача станет и зримее, и ве сомее. И . М . Т А Т А Р Н И К О В , б р и г а д и р с л е с а р е й Р И М Я начинал чуть позже, чем Александр Михайлович Коротаев, но с той поры «набежало» ни много, ни мало — 36 лет трудо вого стажа. Был свидетелем мно гих славных дел в цехе, тому, как рос и закалялся коллектив. Сейчас, наверное, трудно пред ставить, что завод выпускал тог да по 8—10 гусеничных тракторов в сутки. Но и они давались нелег ко; мы работали по закону: не выполнил задание — не уходи до мой. И не уходили; мои сверстни ки, вступившие в жизнь в после военное время, понимали, как ждет наших машин русское поле. Большой вклад внес в общее дело коллектив нашего цеха, а точнее, старшее поколение тракторострои телей. Им я обязан рабочей вы учкой, жизненным опытом; а учиться мне приходилось не р а з - сначала на токаря, потом на на ладчика станков, да и став ма стером, опирался на их помощь. Многих надо вспомнить добрым словом в предстоящий праздник. Что я еще вынес из тех лет? Были трудности, большие, не в пример нынешним, но мы не «эко номили» ни сил, ни энергии. Не доставало знаний — учились, не- хватало опыта — приобретали. Сейчас иногда возникает горькое чувство, когда видишь, как неко торые боятся «переработать», ста раются не выйти из рамок «от» и «до». И этим добровольно обед няют свою жизнь. Недавно в нашу бригаду при шли двое молодых рабочих: Вик тор Сапронов и Дмитрий Мулю- кин (последнего в ремонтно-инст рументальную мастерскую привел отец, слесарь Александр Дмитри евич Мулюкин). Мы учим и вос питываем их в духе наших тра диций, и думаю, что эти способ ные ребята станут не только хо рошими слесарями, но и людьми, болеющими душой за общее де ло. А беспокойство вызывает по ка многое: порой небрежное от ношение к оборудованию, техос- настке и инструменту приводит к дефициту времени при ремонте. Конечно, мы ищем пути его эко номии. Например, в марте мы сократили плановое время на предупредительные ремонты на 6—7 часов. Но и этого недоста точно, чтобы успеть создать «за дел» необходимой оснастки. А без него, без «задела», никто не застрахован от простоев обору дования. Думаю, что перемены, намечаемые в нашем цехе, и прежде всего, бригадные формы работы, приведут к бо.Тее береж ному отношению к оснастке и инструменту. А. М. К О Р О Т А Е В , б р и г а д и р с л е с а р е й - р е м о н т н и к о в Скоро мы отметим сорокалетие выпуска первого липецкого трак тора. Для нас, ветеранов цеха, эти четыре десятилетия — почти вся наша жизнь. Я пришел в цех двумя годами позже и не был свидетелем этого события, но хо рошо помню атмосферу трудово го подъема тех лет. И еще ка кую-то радость опытных рабочих при появлении в коллективе «мо лодой смены» — я был одним из тех, кто рос под их мужской опекой и отеческим вниманием. Пришел из ремесленного учи лища. «Поглядим, что умеешь,— и сунули мне в руки болванку, —сделай из нее утюг». И не было у меня в жизни более ответст венного) задания, чем это — так хотелось мне зарекомендовать себя в глазах старших. Тогда-то и появилась в моей трудовой книжке первая запись — и пока единственная — «принят»... С тех пор, что бы ни делал лично я или мои товарищи — все делалось для тракторов — тракторов различных поколений. Вот почему предстоящий юбилей для нас, ветеранов, имеет особое значение. Кроме того, эта дата наводит и на некоторые размышления, з а ставляет сравнить день сегод няшний с днем вчерашним. Мно го рассказывалось, в каких усло виях мы начинали1 свои трудовые биографии: в неизмеримо худ ших, чем теперь. Несмотря на это, оборудование содержалось в строгом порядке; отцы тепереш них рабочих были более береж ливы и заботливы. Я знаю, о чем говорю: ведь я бригадир слесарей-ремонтников, и вижу, как иной рабочий относится к своему станку. Не редкость сей час в цехе, когда оборудование работает на завышенных режи мах. Мне объясняют: экономим, мол, рабочее время. Экономия ценой износа станков? Вот и по лучается, что те, кто «экономит» таким! образом, чаще, чем другие, вызывают ремонтников. Я помню, как бывало: обычно в субботу все рабочие задержи вались после смены и старательно мыли свои станки; понимали, во сколько они обходятся заводу и берегли их пуще глаза. Вспоми наю об этом не для упрека, а с пожеланием сохранять одну из лучших трудовых традиций, зало женных первыми тракторостроите лями: быть бережливыми. Наверное, о многом напомнит нам юбилейная дата. Обо всем не расскажешь. Но вот как мы готовимся к юбилею — скажу. Бригада приняла на себя обяза тельства выполнить раньше срока задание по ремонту, повысить его качество, добиться экономии ме талла ( в том числе, цветного), электроэнергии, горюче-смазочных материалов. И надо сказать, что мы держим слово. В нашем кол лективе дисциплинированные, зна ющие и заинтересованные в сво ем деле люди. Мало этого, мы •постоянно изучаем оборудование, интересуемся передовыми метода ми ремонта. Так что в соревно вании ремонтных бригад первое— не случайное для нас место
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz