Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц * СФ р. 3 П О И С К К люч к успеху О Н о в ы е ф о р м ы т р у д а О Г л а в н о е з в е н о — б р и г а д а О Э н о н ом ить в большом и малом Обойщицу Марию Терентье в ну Чепрасо ву в д ере вообд елочном цехе знают многие. Более тридцати лет трудится М. Т. Чепрас ов а на за вод е, ,3а с во ю доброс овестную работу передовая труженица награждена медалью «За трудовое отличие». На снимне: М. 'Г. Чепрасова. Фото В. Лизунова. Н о в и н к и т е х н и к и ТРАКТОР ... НА ДВУХ КОЛЕСАХ Коллектив нашего объеди нения досрочно выполнил план трех лет одиннадцатой пяти легки по всем технико-эконо мическим показателям. Дости жению успехов в работе на ряду с совершенствованием социалистического соревнова ния способствовало повыше ние технического уровня про изводства, перспективное тех нико-экономическое и опера тивно-производственное плани рование. В практике планирования производства на нашем пред приятии используются про грессивные технико-экономи ческие нормы и нормативы. Важное значение при этом придается вопросам нормиро вания труда и заработной пла ты, внедрению расчетно-техни ческих норм. У нас в объединении почти половина рабочих являются сдельщиками. Удельный вес технически обоснованных норм па сдельно оплачиваемых ра ботах в настоящее время со ставляет около 90 процентов, а удельный вес рабочих-повре- менщиков доведен до 71 про цента. Разработку и совершенство вание технически обоснован ных норм осуществляют спе циалисты отдела главною технолога. Вновь рассчитанные нормы, как правило, проверя ются и уточняются на основе фотохронометражных наблю дений. В целях дальнейшего совер шенствования нормирования труда и снижения трудоемко сти выпускаемой продукции в объединении применяется по вышающий коэффициент на сдельные расценки. В последнее время наши специалисты изыскивают про грессивные формы организа ции и оплаты труда рабочих вспомогательного производст ва. Внедрена расчетная чис ленность наладчиков металло режущих станков и слесарей- инструментальщиков. Получи ла дальнейшее развитие нор мативно - сдельно - премиаль ная система оплаты труда, по которой работает свыше 50 процентов ремонтников пред приятия. На кос венно-сдельно-преми альную оплату труда переве дены 85 процентов рабочих- транспортировщиков и более 45 процентов наладчиков ме таллорежущею оборудования. Внедрение прогрес с и в н ы х форм оплаты труда способст вовало закреплению кадров в ремонтных, других вспомога тельных службах и улучше нию качества их работы. Планом технического пере вооружения завода преду сматривается выполнение ме роприятий, направленных на совершенствование обслужи вания рабочих мест. Более по ловины из них оборудованы в соответствии с типовыми про ектами. Благодаря этим меро приятиям постоянно сокраща ется численность рабочих, не выполняющих норм выработ ки. В подразделениях объедине ния широкое распространение получила бригадная органи зация труда. В настоящее время 65 процентов рабочих входят в бригады. Из 870 бригад — 311 комплексные, 559 специализированных. В 407 бригадах распределение заработка осуществляется с учетом коэффициента трудо вою участия, а в 366 внедре ны элементы хозрасчета. Благодаря переходу на бри гадный метод работы произ водительность труда повыси лась на 4,9 процента, рост за работной платы составил 2,1 процента, высвобождено с на чала пятилетки 156 человек. В текущем пятилетии совер шенствование брганиз а ц и и труда будет осуществляться за счет дальнейшего развития бригадных форм, путем внед рения прогрессивных нормати вов, углубления бригадного хозрасчета, расширения мно гостаночного обслуживания и совмещения профессий. В нашем объединении при дается большое значение при менению прогрессивных нор мативов при расчете норм рас хода материалов на изготов ляемую продукцию. При этом используются методические указания, разрабо т а й н ы е Центральным научно-исследо вательским институтом трак торного и сельскохозяйствен ного машиностроения, а так же материалы научно-техни ческой информации и передо вой опыт родственных пред приятий. Вопросы экономного расхо дования металла и материа лов решаются за счет совер шенствования и внедрения прогрессивной технологии, из менения конструкций изде лий, изготовления деталей из пластмасс и более де шевых материалов. В настоя щее время в объединении из готовляется 150 наименова ний деталей из полимеров. Они помогают предприятию ежегодно экономить сотни тонн металла. При раскрое листового про ката учитываются типовые размеры и группы деталей, мерные и кратные длины ис ходного материала, рациональ ное использование отходов. На заводе расширяется внедрение таких процессов ма лоотходной технологии, как получение заготовок методом полугорячей высадки, обработ ка деталей деформирующим инструментом, накатывание шлицев на валах в холодном состоянии, внедрение безоб- лойной штамповки поковок. Повышая эффективно с т ь производства, липецкие трак торостроители тем самым уве личивают свой вклад в реали зацию планов 11-й пятилетки, делом отвечают на решения декабрьского (1983 г .) Плену ма ЦК КПСС. А. НЕДОМОЛ КИН , начальник отдела орга низации труда и заработной платы. П. АНЦУПОВ , начальник отдела рациона лизации, изобретательства н научно-технической информации. Принципиально новую в отече ственной практике конструкцию трактора предложили специали сты Харькова. Здесь завершены заводские испытания первой ма шины. предназначенной для комп лексной механизации ' труда ж и вотноводов на малых фермах.' Она создана конструкторами за вода тракторных самоходных шасси в содружестве с учеными Украинского НИИ сельскохозяй ственного машиностроения. Основной частью модели явля ется своеобразный моторный мо дуль-кабина с двигателем на двух колесах. Разработчики пред ложили агрегатнровать его с на бором машин: погрузчиками, раз- Неразличим простым глазом сварной шов, оставляемый тон чайшим лучом нового газового лазера, сконструированного в Ленинграде. Установка предназначена для автоматической сварки, резки и термообработки таких миниатюр- личными кузовами, кормораздат чиками, вагончиками для пере возки людей, механизмами для уборки и чистки помещений... Все они имеют одинаковые стыковоч ные узлы с одноосным тракто ром. Завершив, к примеру, раз дачу кормов, механизатор воз вращает на стоянку уже ненуж ный ему агрегат, тут же авто матически отсоединяет его. Что бы двухколесный трактор не по терял равновесия, водитель в этот момент предусмотрительно опускает опоры сферической фор мы и так подъезжает к следую щему «прицепу». Стыковка с ним также происходит без участия человека. пых изделий, которые просто «сгорели» бы при использовании любой другой технологии. Во Всесоюзном научно-исследова тельском институте электросва рочного оборудования завершено изготовление первой такой уста новки. ЧТО МОЖЕТ Л АЗЕР К С О Р О К А Л Е Т И Ю В Ы П У С К А П Е Р В ОГО Л И П Е Ц К О Г О Т Р А К Т О Р А ОБСТАНОВКА ТЕХ ДНЕЙ В заводском музее Трудо вой и боевой славы хранятся ценные архивы по истории тракторного производства в Липецке. Они были собраны и систематизированы инжене ром Маратом Николаевичем Захаровым, долгое время ра ботавшим на заводе в отделе главного конструктора и на учно-технической информации. М. Н. Захаров в то время был на фронте и не стал свидетелем выпуска первого трактора, но уже после войны настойчиво занимался поиска ми исторических фактов того времени. В его архивах — многие вырезки из газет соро ковых и последних годов, вы писки из приказов и бухгал терских отчетов предприятия, технические данные о тракто рах и их первых испытаниях. Сейчас, когда в нашем про изводственном объединении началась широкая подготовка к сорокалетию со дня выпу ска первого липецкого тракто ра, многое из архивных дан ных представляет определен ный интерес. Суровой и сложной была обстановка в стране в конце 1943 и начале 1944 годов, когда армады фашистского вермахта еще занимали зна чительную часть РСФСР, У к раины, Белоруссии и Прибал тики. В тот предпусковой период территория завода по сравне нию с существующей была зна чительно меньше. Достаточно сказать, что здания пожарно го депо и теперешней поли клиники, находились вне за водской территории, да и ко личество производственных корпусов, оставшихся от преж него предприятия, можно бы ло пересчитать по пальцам. Каждый придя на работу непременно останавливался у огромной карты, расположен ной на главном заводском проезде. На ней ежедневно от мечалась линия фронта, ос вобожденные нашими войска ми города и населенные пунк ты. С этого и начинался тру довой день. Вот несколько строк из вос поминаний главного конструк тора завода, лауреата госу дарственной премии Б. Е. Ар хангельского: — В июне 1943 года вместе с небольшой группой инжене ров я приехал в Липецк, — к этому времени здесь уже были развернуты строитель- но-монт а ж н ы е р а б о т ы , укомплектовывались людьми и оборудованием участки заго товительных и механических цехов. Постепенно начали комплектоваться кадрами тех нические службы завода. Д е лалось это за счет инженерно- технических работников, отко мандированных с Алтайского, Челябинского и других заво дов. А потом начали подхо дить демобилизованные вои ны и выпускники учебных за ведений. В это время в научно-ис следовательском тракторном институте (НАТИ ) уже раз вернулись работы по созда нию трактора «Кировец-35» для выпуска его на нашем за воде. По мере комплектования отдела главного конструктора подключились к этой работе и мы... К а к рассказывается в ар хивных записях, в первую группу специалистов входили — директор завода А. П. Ни каноров, ныне проживающий в Москве и приезжавший год назад в Липецк, А. А. Пуч ков, Г. А. Сенкевич, А. М. Шапаровский, М. Д . Овчинни ков, П. А. Александров и другие. Многих из них уже нет в живых. О трудностях того времени можно в какой-то степени судить по сообщениям в 1944 году заводской много тиражной газеты «Кировец»: «Шерстяные и хлопчатобу мажные ткани получил завод ской ОРС. .Ими будут поощ ряться стахановцы, лучшие инженерно-технические работ ники и служащие». «... Для отгрузки 1000 тонн топлива, необходимых заводу, на одну из шахт «Сталино- горскугля» выехали двенад цать рабочих. В распоряжение бригады передана автомаши на, на которой уголь будет перевозиться...». «...Большую помощь Л ТЗ оказывает липецкий горпром- комбинат. За сравнительно короткое время комбинат из готовил для завода 40 саней, 1400 табуреток, 170 обеден ных и канцелярских столов, 200 стеганных одеял и около 3 тонн строительных гвоздей». « На завод поступили три паровоза. Все они будут ис пользованы для отопительных целей в основных производст венных цехах». Сейчас эти скупые сообще ния невольно вызывают улыб ку: «ткани для поощрения», «паровозы для отопления», «три тонны строительных гвоз дей». Жили тесно в полухолод- ных домах, а в основном в бараках, которые были разо браны уже в послевоенные годы. Одевались кое-как, пи тались плохо. Но строили, ра ботали, выполняли задание Родины. И не только работа ли и строили. Вот еще не сколько сообщений из завод ской многотиражки: ...«Трудящиеся завода заку пили н отправили в подарок бойцам Красной Армии 3 пу да печенья, 50 литров вина, 30 килограммов сливочного масла, 120 килограммов кон сервов, 30 носовых платков, 25 кисетов, 3 шапки-ушанки, 10 пар шерстяных перчаток, 8 пар теплых носков, 4 свите ра и т. д. В фонд обороны страны внесено 405 тысяч рублей...». На заводе широко развер нулось движение «двухсотни- ков» — рабочих, ежедневно выполняющих не менее двух производственных норм выра ботки: одну за себя, другую за товарища, сражающегося на фронте. Перед выпуском первого трактора на территории удар но работали 18 комсомоль ско-молодежных фронтовых бригад. Сейчас в прошлом эти тя желые времена, не так уж много осталось тракторостро- ителей-первопроходцев, но не которые из них еще продолжа ют работать в нашем произ водственном объединении. Об этих людях мы расскажем в следующий раз. ю. к о ч к и н . Шт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz