Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц стр . & ■А и » м г ВЕСЬ Ц Е Х - О Д Н А Б Р И Г А Д А опыт ор г а ни з а ции бриг а дно г о подряда на же л е з н о д о р ожн о м у ч а с т к е т р а н с по р т но г о цеха производственного объе дине ния «Це лино г ра дс е льмаш» Стало плохой трад ицией, ногда на многих ■ предприятиях отрасли, подводя итоги работы за Iмесяц, квартал, год самые нелестные слова го ворят в адрес железнодорожных у частков тран спортных цехов. Там, нан правило, срывается ■ выполнение заданий, предприятия платят боль ши е штрафы за простои вагонов, много наруше н и й трудовой и производственной дисциплины, Селина текучесть кадров и- т. д. и т. п. В результате огромное количество вагонов • обрабатывается несвоевременно. В масштабах: страны потери выглядят довольно впечатляюще. И порой кажется, что из бесконечного к р уга; этих проблем нет никакого выхода. А выход, оказывается есть. Его нашли в про изводственном объединении «Целиноградсель маш», организовав на железнодорожном участ : ке транспортного цеха бригадный подряд. I/\ЛЛЛЛЛЛЛ*\/\/ч/' > ■ Г , Г Г 'Г '1 У ' / Ч / ' / \ / %/ ч А л / %А, ' Л / ‘ .А у ‘'./ Х/ Х/ х Г'У х А / \ / \ / \ / ,С' У \ Г' / \ / \ / ' СЧ А / Х / \ АЛ / \ ААЛ / \ А / \ / \ А / \ УХ / ' / х АА / ХУ \ А / ‘ у /Ч/ >^ \ , ~ <?* ‘го о о с е м > * 0 ' '* С т р а н ы ц « п е р е О о в о г о о п ы т а в. ШЛЫКОВ, начальник цеха № 13 завода «Целиноградсельмаш» Ц ЕХ № 13 на заводе «Цслн- ноградсельмаш» к железно дорожный участок — это одно и тоже. Большой путь про шел коллектив- цеха до того мо мента, когда его действительно можно уже было назвать коллек- ■пвом. До 1976 года погрузо-разгру- зочрые работы были, что называ ется, самым «узким» местом в объединении. Несвоевременное и некачественное выполнение опера ций приводило к большим про стоям железнодорожных вагонов, огромным штрафам, снижению общих показателей объединения. Низкая трудовая и производст венная дисциплина, большая те кучесть кадров были как бы ло гическим продолжением общей обстановки в цехе. Между бригадами грузчиков постоянно возникали споры о том, кому заниматься выгрузкой, а кому разгрузкой. Причины на то были веские: большую часть грузов приходилось разгружать вручную, а это тяжело, на по грузке же работали механизмы, гам было полегче. А разницы в оплате практически никакой. В результате такой междоусоби цы вагоны под разгрузкой про стаивали по 2—3 дня вместо не скольких часов. Простаивали они в ночное время, и в воскресные дни, а также по причине прогу лов: Цех склоняли на каждой пла нерке, его коллектив лишалгг пре мий, накапливались горы прика зов с различными административ ными взысканиями. Ничего не помогало. И все-таки работать по-старому было нельзя. Жизнь подсказыва ла, что следовало переходить на коллективную ответственность за выполнение заданий, состояние трудовой дисциплины. Вот тогда-то мы и обратились к бригадному подряду. Многие сомневались: мол, бригадный под ряд у грузчиков, да еще в от стающем коллективе? Нет, не пойдет. Но отступать нам, как говорит ся, было некуда. В одной из смен, а их было 4, решено было пойти на эксперимент. Из трех бригад грузчиков, создали одну бригаду, работающую на единый наряд. Возглавил ее опытный ра бочий Г. Мустафин. Г. МУСТАФИН, бригадир грузчиков Н АЧИНАТЬ всегда трудно. Во всяком деле. Вот и здесь никго не хотел риско вать. Многие сильные физически грузчики, просто опытные рабо чие понимали бригадный подряд как уравниловку. И это настора живало их. Была еще одна причина бес покойства. Раньше наши бригады работали по заводскому графику. Теперь необходимо было перейти на график работы железной доро ги, т. е. на 12-ти часовой рабо чий день. Пришлось разъяснять принци пы бригадного подряда, условия договора с администрацией и профсоюзной организацией. На конец, сошлись на том, что по пробуем по-новому отработать всего месяц. Если не понравится, вернемся к старой системе. Между рабочими, руководст- вон цеха и профсоюзной органи зацией заключили письменный договор, в котором были опреде лены объем работ, предусмотрен ный планом, сроки его выполне-. ния, численный состав бригады, технология, но которой будут произведены работы, наличие ло комотивного парка и т. д. Выде лялись необходимые фонды для материального стимулирования труда рабочих. В договоре предусматривалась коллективная ответственность членов бригады за конечные ре зультаты — за количество и ка чество своевременно обработан ных вагонов, выполнение других видов работ, а также коллектив ная ответственность за поведе ние каждого члена бригады, тру довую и производственную дис циплину. Бригада напряженно работала весь месяц. Исчезли выгодные или невыгодные операции. Общая ответственность спаяла бригаду в единый, устремленный к одной цели коллектив. Рабочим приш лось осваивать смежные профес сии, что дает возможность прий ти на помощь друг другу. Результаты оказались для тех лет просто ошеломляющими, пре взошли самые смелые ожидания. За месяц в бригаде не оказа лось ни одного простоя вагонов, не было также ни единого случая нарушения трудовой и производ ственной дисциплины. Никто не только не потерял в заработке, наоборот, он несколько повысил ся. Успех был налицо. Но мы по нимали, что бить в литавры еще рано. Подряд оказался неполным. В нем участвовали лишь грузчи ки, а другие члены смены — ма шинисты железнодорожных кра нов, крановщики башенных и козловых кранов, тепловозные бригады — не были заинтересо ваны в новой организации труда. Получалось, что обработанные вагоны подолгу простаивали в ожидании вывозки, оставались простои и по вине крановщиков, которым торопиться вроде было и некуда. Эксперимент показал, что кол лектив такой бригады имел огра ниченную самостоятельность. Он не нес ответственности за всю смену, за окончательные сроки обработки вагонов. Нужны были более совершенные взаимоотно шения грузчиков с тепловозными бригадами, крановщиками, всеми рабочими, занятыми своевремен ным приемом и отправкой гру зов. Иначе говоря, требовался не бригадный, а сменный подряд. Бог тогда-то и были организо ваны комплексные сменные бри гады. Н. А В Г У С Т ЕН О К , начальник отдела труда и заработной платы У НАС разработана четкая си стема материального и мо рального стимулирован и я труда бригад, включившихся в подряд. Так, коллектив бригады, включивший в себя всю смену, берет на себя ответственность за качественную и своевременную обработку вагонов, за рациональ ное использование рабочего вре мени и механизмов, за состояние трудовой и производственной дис циплины. Оплата груда в смене произ водится за фактическое выполне ние объема работ для работаю щих сдельно и за фактически от работанное время для работаю щих повременно. Распределение заработка про изводится в соответствии с при своенным разрядом и пропорци онально отработанному времени с учетом коэффициента трудового участия (КТУ), определяемому каждому работнику решением об щего собрания смены на основа нии реального трудового вклада. Текущее премирование произ водится из фонда заработной платы при достижении следую щих показателей в работе: за вы полнение норм выработки и ка чества выполняемых работ — 20 процентов к заработку, за соблю дение трудовой и производствен ной дисциплины, общественного порядка — 20 процентов. При условии выполнения этих показателей сдельщикам начисля ется 40 процентов премии к сдельному заработку. В случае, если смена допустит брак в работе, влекущий за со бой снижение показателей или сверхнормативный простой ваго нов, за нарушение трудовой и производственной дисциплины или общественного порядка, пре дусмотрено снижение премии за каждый конкретный случай на 3 процента, а также за брак или допущенный производственный травматизм. С целью сокращения 'простоев вагонов под грузовыми операци ями условиями сменного подряда предусмотрено 1 дополнительное премирование из фонда матери ального поощрения за снижение простоев вагонов против установ-' ленного норматива в размере до 20 процентов суммы основного заработка. Порядок начисления премии следующий: за сокращение про стоев вагонов на 0,1 часа начис ляется 2 процента премии, за 0,2 часа — 4 процента, за 0,3 — 6 процентов и т. д. С введением дополнительного премирования смена берет на себя ответственность за перемро- стой вагонов, при допущении ко торого ей снижается размер те кущей премии в такой же про порции. При этом дополнительное премирование не производится. ■Бригадный подряд стимулирует смену работать с меньшим чис лом работников. В этом случае 50 процентов экономии фонда за работной платы используется на доплаты оставшимся членам бри гады. Решением общего собрания коллектив смены может вывести из своего состава любого члена, нарушающего трудовую дисцип лину, недобросовестно относяще гося к труду. Бригадный подряд нашел свое распространение и среди ре монтников цеха, что незамедли тельно сказалось на улучшении содержания кранового хозяйства, повысилось качество ремонта. Сейчас краны практически не простаивают. Бригадный подряд в цехе стал всеобъемлющим. В. АЛЕКСЮК, заместитель начальника отдела движения по грузовой работе Целиноградской железной дороги С ВНЕДРЕНИЕМ на тран спортном участке . объедине ния «Целиноградсельмаш» бригадной формы организации труда взаимоотношения между заводчанами и железнодорожни ками в корне изменились. Из взаимных претензий они превра тились во взаимовыгодное со трудничество. Известно, какой острой пробле мой является для нас ремонт ва гонов. Поддержав патриотиче скую инициативу передовых про мышленных предприятий Моск вы, целиноградцы также взяли на себя ремонт платформ и вагонов. Только в прошлом году заводча не своими силами отремонтирова ли более 400 вагонов. А это так же значительный резерв использо вания подвижного состава, уве личения грузооборота нашей до роги. ' В прошлом году на заводе «Целиноградсельмаш» построено полтора километра новых путей, столько же сделано и на заводе «Казахсельмаш». Причем, все рельсы положены на бетонном основании. В этой работе мы оказали заводчанам необходимую помощь. Во время снежных заносов ра бочие завода сами выходят на очистку путей. В случае необхо димости выделяю! товарной стан ции подъемный кран или трак тор. Многообразно наше сотрудни чество. Приведу еще хотя бы один пример. Гак, раньше на платформу грузили по три комп лекта разбрасывателей минераль ных удобрений. Железнодорож ники вместе с машиностроителя ми разработали такую схему по грузки, которая позволяет гру зить на одну платформу сразу шесть машин. Это позволяет вы свободить дополнительные плат формы, снизить стоимость пере возок важнейших народнохозяй ственных грузов. В. ШЛЫКОВ, начальник цеха № 13 завода «Целиноградсельхозмаш» Г ЛАВНЫЙ результат внедре ния бригадного подряда — это не только существенное улучшение работы цеха, но это прежде всего становление коллек тива,, причем коллектива зрелого, современного,, которому до всего есть дело, который за все в от- •вете. В людях проснулась инициатива, заинтересованность в общих де лах, ответственность за них. Раньше, стыдно вспомнить, к нам направляли провинившихся рабочих из других цехов в по рядке наказания. Теперь мы не каждого принимаем в свой кол лектив. У нас крепкие партийная,проф союзная и комсомольская органи зации. Мы принимаем активное участие во всех общественных начинаниях заводского коллекти ва. Так, например, в Фонд мира рабочие цеха ежегодно перечис ляют более 1500 рублей. В социалистическом соревнова нии за досрочное выполнение плана участвуют все смены, бри гады и участки. По его итогам коллективу цеха • неоднократно присуждалось переходящее Крас ное знамя предприятия. Более ста рабочих цеха — ударники коммунистического труда. А в прошлом году нам было присуж дено почетное звание коллекти ва коммунистического труда. Вог уже более двух лет мы не имеем травм и аварий. К нам едут перенимать опыт организации бригадного подряда не только работники нашего объ единения, но представители мно гих коллективов нашей отрасли и других предприятий. На базе цеха был проведен семинар по обмену опытом работы всех стан ций Целинной железной дороги. Производственные успехи поз волили коллективу цеха по-ново му взглянуть на условия труда рабочих и служащих. Своими си лами были построены новые раз девалки и душевые, комната от дыха, медпункт, красный уголок. Если раньше практически все погрузо-разгрузочные и ремонт ные работы проводились под от крытым небом, то теперь постро ен цех профилактического ремон та, сооружены навесы. Коллектив цеха сегодня живет интересной жизнью. У нас есть команды по футболу, настольно му теннису. Зимой мы участву ем в соревнованиях по лыжам и хоккею. За победы в состязаниях имеем много вымпелов, почетных грамот. И все это, мы считаем — ре зультаты внедрения в цехе бри гадных форм организации и оп латы труда. Но жизнь не стоит на месте. Так и бригадный подряд посто янно из года в год совершенст вуется, обогащает себя новыми крупицами опыта. Сейчас, на пример, на результаты работы, а следовательно и оплаты труда, влияют такие показатели, как экономия воды, электроэнергии, материалов, топлива и нефтепро дуктов. Бригады грузчиков обя зуются не допускать недогруза или порчи вагонов. Важное место в договоре отводится эффектив ности рационализаторской рабо ты. Эти направления позволяют сделать бригадный подряд поис тине всеобъемлющим, а каждого его участника ответственным за его конечные результаты. Сейчас никто из нас не мыслит работать по-старому. Страница подготовлена коррес пондентом пресс-центра Минсель хозмаша СССР В. Калачиковым. •уЧАЛАЛ / В 1 9 7 5 году объединение выплатило железной дороге ' '2 0 6 5 0 1 рублей штрафов за простои вагонов. Платформа в среднем простаивала под разгрузкой 14 ча сов при норме 7 ,9 часа . В цехе работало 1 8 6 человек при объеме выпуска про дукции 6 2 3 ,2 ты сячи рублей. Сейчас объединение практически не имеет штрафов за простои железнодорожных вагонов, При норме 6 ,8 часа платформы находятся под разгрузкой 6 ,3 часа. Сегодня объем выпускаемой, а следовательно, и отгружа емой продукции возрос до 6 6 7 тысяч рублей. В то ж е вре мя количество рабочих сократилось на 16 человек. ААЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛАЛАЛААЛАЛАЛЛЛЛЛЛЛАЛААЛЛАЛЛЛЛ / 'АЛЛЛЛАУЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛАЛАЛАААЛЛАЛАЛЛАЛЛАЛЛАААЛЛААЛЛАЛАЛЛЛАЛАЛАЛАЛАЛ /'АЛАЛЛЛАЛАЛАЛЛЛЛЛЛ г , До в н е д р е н и я Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы После внедрения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz