Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р ОВ Е Ц» Часто, но поневоле, вспомина ют сейчас в пятом тракторном цехе о бригаде, которую возглав лял Н. И. Юдин. О бригаде, ко торой нет. Ее в свое время орга низовали на втором участке для изготовления детали № 2301062 с тем, чтобы она трудилась по единому наряду с учетом коэф фициента трудового участия. От хорошего замысла ожидали хоро шей отдачи. Но... чего не случи лось — того не случилось. Дело в том, что подрядная бригада была вызвана к жизни лишь доб рыми намерениями, голым энту зиазмом ее организаторов. Безус ловно, что инициатива, не подк репленная ни организационно, ни технологически, не могла оправ дать ожиданий. Естественно, сре ди членов бригады возникли не доверие к новой организации тру да, неудовлетворенность его опла той, сомнения в необходимости коллективной формы ра.боты... Словом, бригада распалась, а бригадир, так тот даже оставил предприятие... Этим и закончился первый опыт по внедрению бри гадного подряда. Теперь, анализируя случившееся, в цехе указывают на многие причины неудачи, сознают, что для успеха недостаточно благих пожеланий или волевых решений, что залогом ему служат тща тельная подготовка, организаци онное, технологическое обеспече ние, кропотливая работа с людь ми... Сейчас в цехе проходит боль шая подготовительная работа по созданию условий для внедрения бригадной формы труда. Вот по чему так часто вспоминают здесь о горьком опыте бывшей брига ды И. И. Юдина. О своем подходе к проблеме внедрения бригадного подряда, о характере подготовки к нему рассказывает начальник пятого тракторного цеха Эдуард Алек сандрович Пучков: —Уроки, которые преподнес нам случай с этой бригадой, заставил задуматься о главном: с какого конца подходить к внедрению но вой организации труда. С про возглашения бригад подрядными, с «оформительской», так сказать, стороны или с создания таких'' условий, в которых иначе, как по единому наряду трудиться уже нельзя? Сейчас для нас нет дв^х мнений: внедрению подряда должна предшествовать масштаб ная м самая исчерпывающая под готовка. То-есть, надо начинать .с фундамента, «от нуля», а не на оборот. Попытка обеспечить ка кие-то условия для производи тельной, эффективной работы бригады после формального огла шения, «когда-то потом», как по казал пример с бригадой Юдина, ненадежная затея. Начинать «с НЕ ЛУЧШЕ ЛИ НАЧАТЬ С „НУЛЯ ?4 нуля» — особенно характерно для нашего цеха, если иметь в ви ду условия, которые сложились у нас к моменту разговора. Боль шая разбросанность участков, их технологическая обособленность доставляют нам немало дополни тельных забот. Для того, чтобы внедрить бригадные формы тру да и создать реальные условия для эффективной работы бригад, нам предстоит очень многое сде лать по рациональной организа ции рабочих мест в цехе, по «спрямлению» маршрутов движе ния обрабатываемых деталей, по созданию предметно - замкнутых производственных циклов и т. д. Я назвал лишь часть того объема работы, которую необхо димо провести для того, чтобы «подготовить почву» для бригад ного подряда. Безусловно, мно гое из намеченного не под силу коллективу цеха; значит, нужна помощь. И прежде всего, помощь производственных служб завода. К сожалению, без упреков не обойтись. Например, со стороны службы главного технолога мы до сих пор не видим направлен ных усилий по подготовке произ водства к работе именно в усло виях бригадного подряда. Это же можно сказать в адрес и некото рых других служб. Это не зна чит, что мы уповаем только на помощь и сидим сложа руки. Мы разработали структурную схему организации будущих под рядных' бригад, провели серьез ный анализ готовности производ ства. В итоге был составлен пе речень необходимых организа ционно - технических мероприя тий, который вошел в общий план по научной организации труда, в общую программу по со вершенствования производства. Сроки исполнения этих планов определят — приблизят или от далят — сроки внедрения бри гадных форм работы. Менее сложную, посильную нам работу по подготовке производства приз вана выполнить созданная в цехе специальная бригада, в которую вошли специалисты и рабочие. Бригада, которую возглавил за меститель по технической части А. А. Бахаев, уже начала изго тавливать, например, нестандарт ное оборудование. Это транс портные тележки для инструмен та, разнообразные подставки и т. д. Словом, все, что нужно для улучшения условий труда, для механизации трудоемких процессов, Мы провели немалую! органи зационную и разъяснительную работу. Но если уж взялись за создание прочного фундамента бригадного подряда, нам пред стоит сделать еще больше. Так придется решать такие, напри мер, проблемы, как обучение бри гадиров, членов бригад; организа ция учета продукции, поступаю щей на сборку, н т .д. Особенно беспокоит нас вопрос с определе нием выработки бригад. Без ор ганизации четкой системы учета, вряд ли стоит спешить с органи зацией бригадных форм работы. Как видите, серьезный подход к бригадной организации труда диктует необходимость серьезно го пересмотра всего производст венного и управленческого комп лекса. КОРР: Эдуард Александрович, проводя столь масштабную под готовку, вы, видимо, убеждены, что бригадный подряд оправдает все затраты... ПУЧКОВ: Другого выхода у нас нет. Благодаря внедрению системы единого наряда — и только ей — мы можем решить внутрицеховые задачи по закреп лению кадров, повышению произ водительности труда, снижению себестоимости продукции и дру гие. Бригадный подряд «развя жет» инициативу, побудит к творческим поискам, окажет большое дисциплинирующее влия ние на людей.. Это такие резер вы, которые нельзя не учитывать. Сейчас мы готовим к переводу на бригадные формы работы коллективы первого и восьмого участков. Почему начинаем с них? Потому, что на этих участ ках уже есть какая-то техноло гическая основа для новой орга низации труда. Более того, кол лективы этих подразделений цеха готовы к работе по-новому и, так сказать, внутренне, психоло гически. Они объединятся в че тыре бригады, в каждой из ко торых будет проходить «обкатка» бригадного подряда. Бригады станут объектом изучения, «по ставщиками» материала для ана лиза, обобщений, рекомендаций. Уверен, что мы получим нужные результаты. Вслед за ними, по мере готовности «базы», перейдут на бригадную форму работы кол лективы и других участков. Это му апробированному пути и надо следовать, если мы хотим, чтобы бригадный подряд оправдал на ши надежды. К. ЛАРИН. Успешно выполняет социалистические "обязательства в честь 40-летня со дня выпуска первого пропашного липецкого трак тора коллектив автоматного цеха. Есть в этом п определен ный вклад .кадрового рабочего - тракторостроителя первого участка Сергея Михайловича Савенкова, трудовой стаж в цехе которого исчисляется тридцатью годами. Опытный производственник, он много лет работает перепа- ладчиком токарных многошпиндельных станков-полуавтома тов и тем самым непосредственно влияет на увеличение про изводительности труда и улучшение качества продукции. Ра ботает он творчески, имеет на своем счету немало рационали заторских предложений, направленных на ликвидацию узких мест, способствующих более полному использованию внутрен них резервов. А иначе нельзя, считает С. М. Савенков, ведь он же входит в состав цехового общественного бюро норми рования. Своим опытом Сергей Михайлович щедро делится с 'моло дыми рабочими, является примерным'-наставником. В числе других кадровых рабочих ему в прошлом году присвоено звание «Лучший рабочий своей профессии». На снимке: С. Савенков. Фото А. Козина. Цель конкурса —экономия Объявлен первый Всесоюзный конкурс на лучшие работы по экономному использованию метал ла, топлива н энергии при произ водстве и эксплуатации машин, оборудования и конструкций. Ос новная задача конкурса — моби лизация научно - технических и производственных коллективов на выполнение решений XXVI съезда КПСС и последующих постанов лений ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР по разработке и внедрению, в том числе средства ми стандартизации, новых высо копрочных конструкционных ма териалов, экономичных видов проката, прогрессивных средств н методов контроля и испытаний, малоотходной, энергосберегающей и упрочняющей технологии, но вых машин и оборудования в це лях снижения расхода металла, топлива и энергии. Конкурс направлен на выявле ние п широкую популяризацию наиболее эффективных проектных, конструкторских, технологических решений, позволяющих умень шить расходование металла, топ лива, тепловой н электрической энергии, запасных частей и ком плектующих узлов. На Всесоюзный конкурс прини маются работы, выполненные и внедренные в 1980—1983 годах. Победители конкурса награжда ются денежными премиями, дип ломами и медалями ВДНХ СССР. ОПТИМАЛЬ НЫЙ В АРИА НТ В условиях интенсивного зем леделия возникла проблема, в'нед- рения почвозащитных , техноло гий. Предупредить ветровую и водную эррозию грунта, — при остановить ее — значит зало жить в комплексе с другими ме роприятиями надежную основу повышения урожайности сельско хозяйственных культур, плодоро дия почвы. Над выполнением этой задачи и трудится, в част ности, многотысячный коллектив производственного объединения «Целииоградсельмаш», поставля ющий селу различные культива торы, сеялки, рыхлители, разбра сыватели удобрений и пр. Две пятых орудий аттестованы госу дарственным Знаком, качества. Ныне в объединении осваива ется выпуск ' широкозахватных машин для почвозащитных тех нологий нового поколения. До срочно пошли в массовую серию культиватор - глубокорыхлите л ь ПГ-3-5, сеялки СКН-3 и СТС-2,1. Эти машины на 40 процентов производительнее своих пред шественниц. Немало факторов способствуют, достижению хороших результатов производственной деятельности целиноградцев. Один из решаю щих —: это внедрение, дальней шее развитие и совершенствова ние бригадных форм организации и оплаты труда,- Сначала бригады создавались в производственных подразделени ях, где изделия после обработки получали законченный вид, а все операции были ' связаны между собой технологической цепочкой. Второй этап — внедрение бригад на участках-с большой номенкла турой изделий, разрывом между операциями, где традиционно на иболее эффективным считался индивидуальный труд. Вплотную занялись этим вопросом потому, что такие участки, как правило, являются «узким местом», сдер живающим производство. Речь идет, в частности, о прессово-за готовительном цехе № 2 завода «Целииоградсельмаш», который является начальной стадией все го производства и накладывает отпечаток на работу предприятия в целом. Идея внедрить в цехе бригад ный труд нашла немало оппонен тов. Немногие верили в эффек тивность этого нововведения в силу так называемого производ ственного консерватизма. Чтобы побороть его, нужен был убеди тельный эксперимент. Ему пред шествовала большая разъяс нительная работа в коллективе цеха. И вот 11 рабочих изъявили желание объединиться в сквоз ную комплексную бригаду под руководством высококвалифици рованного коллеги В. 'Я. Спода- рнка. Вместе с основными произ водственниками в ее состав вош ли также два грузчика-стропаль- щика и наладчик оборудования. За новым «детищем» присталь но следили в цехе. Н оно очень скоро солидно заявило о себе. Используя преимущества бригад ной формы организации труда, вскоре стали выполнять произ водственную программу силами семи человек. Выработка каждо го увеличилась на 36 процентов, зарплата — на 11. Коллектив стабилизировался, стал для дру гих образцом соблюдения трудо вой и технологической дисципли ны. Ныне в прошлом трудный цех полностью перешел на бригадную форму организации и оплаты труда, с повестки дня производ ственных совещаний и заседаний технического совета предприятия снят вопрос о его неблагополу чии. Все производство «задыша ло» ровнее, ритмичнее. За пос ледние два года объем производ ства в цехе увеличился почти на треть, высвобождено 52 рабочих и 12 мастеров. Функции послед них теперь выполняют старшие мастера и частично бригадиры. Рост производительности труда по цеху составил 161,4 процента. Средняя заработная плата ос новного рабочего достигла 260 рублей вместо прежних 192, поч ти на четверть выросла фондоот дача. Много хлопот доставляли объ единению погрузочно-разгрузоч ные работы. Срыв оптимальных сроков и низкое качество их вы полнения приводили к значитель ным простоям железнодорожных вагонов. Так, задержка каждого достигала 14 часов вместо 7,9, предусмотренных нормой. Еже годно объединение выплачивало железной дороге в среднем 206 тысяч рублей штрафов. Проана лизировав причины отставания вспомогательного подразделения, пришли к выводу, что оно вызва но отсутствием четкой системы материальной заинтересованности в коллективной ответственности рабочих за обработку подвижно го состава. И опять-таки средством ликви дации прорыва оказалась брига да. Сначала — поиски оптималь ного ее варианта. Создание .комп лексных сменных коллективов за метно поправило дело. Но не на столько, чтобы останавливаться на достигнутом. Суть в том, что такой бригаде не хватало самос тоятельности, коллективной от ветственности за конечный ре зультат. Необходим был вариант, при котором бы исчезла сама природа возникновения этих не удобств. Такой формой организации и оплаты труда, рабочих стал смен ный бригадный подряд. За такой бригадой закрепили постоянное рабочее время, технику, четко определили фронт работ, задание по объему производства, числен ности работников, фонду зара ботной платы, нормам обработки вагонов. Коллектив обязывался отвечать за сроки и качество по грузочно-разгрузочных работ, ра циональное использование рабо чего времени и механизмов, сос тояние трудовой и производст венной дисциплины. Заработок — по конечному результату. На оп лату труда влияли и затраты на выполнение работ. Оговорены были также все возможные ста тьи йознаграждения и депреми- ровання людей в рамках бригад ного подряда. Словом, поиски оптимального варианта привели к успеху. Про стои вагонов под грузовыми опе рациями сократились до 6,6 часа, выплата штрафов — до 3 тысяч рублей в год. Если раньше годо вой. оборот составлял 56272 ваго на, то теперь 39767. Себестои мость перевозок на рубль вало вой продукции снизилась с 0,51 до 0,16 копейки, а потери рабо чего времени сократились почти втрое. Эти цифры красноречиво говорят о качественных сдвигах, происшедших в объединении. С. ЖАРСКИИ. старший научный сотрудник Кировоградского НПО ЦНИИТЭИтракторосельхоз- маша,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz