Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

с К И Р О В Е ц » е тр. 3 Б ри г адн ая форма: опыт, пробл емы Около двух лет существует в перлом тракторном цехе бригада шлифовщиков, руководимая одним ид лучших рабочих 'Николаем - Петровичем Хрипунковым . Ритмично и стабильно трудится этот коллектив. Работая на единый наряд с учетом коэффициента тр у ­ дового участия, бригада добивается хороших показателен. Еж е ­ сменно она выполняет намеченные задания на 101 102 процента. Тон в коллективе задают кадровые рабочие. Среди них-ударни- ки коммунистического труда Л и н а '11етровна Фролова, Нина Федо ­ ровна М узалькова , Николай Петрович Х рипунков Каж ды й из них не только успешно справляется с заданиями, но и значительно их перевыполняет. Высокопроизводительно трудятся та кж е в бригаде Валентина Федоровна Налиткина, Зинаида Николаевна Тихонова, Татьяна Петровна Кузьмина, Л идия Ивановна Моисеева. Умело и со зна ­ нием дела выполняют они порученную им работу. 105— ПО про ­ центов — таковы их ежесменные показатели. .Н а снимке: бригада I I П Хр'ипункова Фото В. Л изунова. О ч е м з а д у м а л с я б р и г а д и р Недавно, ка к сообщалось в на ­ шей газете, один из коллективов участка обработки корпус о в трансмиссии третьего тракторно ­ го цеха — а именно, комплекс ­ ная бригада Евгения Ивановича Д убовы х — успешно завершила задание трех лет и начала тру ­ диться в счет четвёртого года пя ­ тилетки. Этот успех стал особен ­ но заметен потому, что обраба ­ тываемая членами бригады кор ­ пусная деталь — одна из в аж ­ нейших и во многом определяет ритм сборки тракторов. В чем же истоки этого успеха? По мне ­ нию руководителей цеха, к нему привела внедренная на участке бригадная организация труда. Так у ж сошлись даты, что в эти дни в коллективе дают оцен ­ к у не только уходящему трудо ­ вому году, но и работе в тече­ ние двух лет в условиях бригад ­ ного подряда. Что он дал кол ­ лективу, оправдались ли связан ­ ные с его внедрением надежды и ожидания? На этот вопрос есть лишь однозначный ответ: да. Уже в ходе подготовки к внед­ рению бригадного подряда с уче­ том коэффициента трудового участия были заложены основы будущего успеха — ка к техниче ­ ские, та к и организационные. Но главным можно считать, — говорит Е. И. Дубовы х , — то, что удалось создать заинтересо ­ ванный, по-настоящему сплочен­ ный коллектив, который способен решать и более сложные задачи. Теперь нас, — продолжает бри ­ гадир, .— не может застать врас ­ плох ни одна трудность . Многие освоили смежные профессии, а это дает бригадиру свободу ма ­ невра силами бригады, возмож ­ ность принимать оперативные ре­ шения при непредвиденных об­ стоятельствах. Большим дисциплинирующим чракторсм явился учет коэффици­ ента трудового участия, личный пример и влияние на новичков таких кадровых рабочих ка к на ­ ладчик В. Д . Пономарев, токарь- расточник И. В. Романов, свер­ ловщик Ю. И. Белозерцев и др у ­ гих. В итоге заметно сократились потери рабочего времени, увели ­ чилась отдача на каждой техно ­ логической операции. Это лишь немногое из того, что дала кол ­ лективу — ощутимо, наглядно — бригадная форма организации труда. Бригадир Е. И. Дубовы х , чле­ ны бригады довольны результа ­ тами работы в уходящем году, ка к в целом и итогами труда по бригадному подряду. Но есть не­ мало обстоятельств, которые за ­ ставляют их задумываться. Одно из них — положение с качеством корпусных деталей, идущих на сборку. В целом по участку об­ работки корпусов трансмиссии брак составляет выше норматив ­ ного. И намного. Из трех бри ­ гад, работающих на участке, особенно велик он в коллективе Е. И. Бессонова. Но вот пара ­ докс: в равной мере страдают от этого члены бригады Е. И. Д у ­ бовых, а та к же А. И. Филоно ­ ва. Почему? Д а потому, что брак, та к сказать , обезличен, то- есть некачественные корпуса трансмиссии поступают на сбор ­ ку с «обратным адресом» участ ­ ка в целом, но не бригад. Есте­ ственно, что штрафные санкции предъявляемые сборщиками , «де­ лятся» на участке поровну. Без определения правых и виноватых. Мало того, зачастую возника ­ ет необходимость исправлять бракованный корпус на месте сборки. И тут «достается» брига ­ де Е. И. Дубовы х : рабочие тех или иных специальностей теряют немало времени на устранение не только рвоего, но и чужо го брака в худших, чем на участке производственных условиях. Нельзя не учитывать при этом и моральный ущерб, который от ­ рицательно сказывается на наст ­ роении людей, на психологиче ­ ском микроклимате в бригадах. Бригадир, члены его бригады видят выход в усилении техниче ­ ского контроля, который на уча ­ стке вызывает нарекания, а так же в переводе бригад на само ­ контроль. Видимо, службе техни ­ ческого контроля стоит поду ­ мать над этим предложением. Бригадное клеймо на изделии ра ­ зом исключит все сомнения в оп ­ ределении «хозяина» бракованно ­ го корпуса трансмиссии. Оно, это клеймо, поможет совету той или иной бригады дифференцирован ­ но оценивать качество труда ра ­ бочих, а значит, и включить этот показатель в сумму других, оп ­ ределяющих коэффициент трудо ­ вого участия. Сейчас, кстати, это ­ го нет, то-есть повышение уров ­ ня качества ни ка к не стимулиру ­ ется — ни морально, ни матери ­ ально. Нельзя не учесть и того, что внедрение бригадного клей ­ ма приведет к ощутимому воспи ­ тательному эффекту: в результа ­ те несомненно повысится ответ ­ ственность за качество труда на каждом рабочем месте. Сам бри ­ гадир считает такой самоконт ­ роль временной мерой, но мерой необходимой. Бригадный метод, — говорит он,— надо совершенствовать, раз ­ вивать его, так сказать , до логи ­ ческого конца, то-есть до созда ­ ния сквозной комплексной брига ­ ды на участке корпусов трансмис ­ сии. Тогда сами собой отпадут многие проблемы, в том числе и вопрос об ответственности за вы ­ ход деталей низкого качества. К о ­ нечно, это требует длительной подготовки, но по мнению Е. И. Дубовы х , пора ее начинать. Ина ­ че, нынешние трудности могут стать большим тормозом при ре ­ шении многих производственных задач. Размышляя о работе в буду ­ щем году, бригадир указал на многие факты, которые а гитиру ­ ют за организацию сквозной бри ­ гады на участке. Взять, напри ­ мер, внедряемые здесь элементы хозрасчета. По данным специали ­ стов цеха за 11 месяцев здесь сэкономлено 226 тысяч киловатт часов электроэнергии, на сумму, превышающую 33 тысячи рублей — режущего , абразивного, мери ­ тельного и друго го инструмента. Внушительные цифры. Но какая бригада, сколько и что сэкономи ­ ла — этого никто не может оп ­ ределить. Та же обезличка, но обезличка успеха, которая ведет все к тем же нежелательным последствиям. Или еще. Бригада Е. И. Д убовы х часто (а точнее систематически) теряет до часа времени на подготовку оборудо ­ вания в начале смены. А час по­ терянного времени — это мини ­ мум десяток обработанных кор ­ пусов трансмиссии. Почему бы предыдущей смене не подгото ­ вить станки к работе до прихода сменяющей ее бригады? Этот во ­ прос отпадает сам собой после организации сквозной бригады, когда все будут заинтересованы ка к морально, та к и материально в общем успехе. Бригадир надеется-, что в но ­ вом году ка к -то будет решен во­ прос и с простоями из-за нерит ­ мичных поставок заготовок. Сей­ час бригада работает, огляды ­ ваясь, есть ли на подходе оче­ редная отливка. Значит, у нее практически нет возможности создать «задел», который бы вы ­ свободил время для ремонта обо ­ рудования. Н ужда же в нем оче­ видна. Многие в цехе, в бригаде Е. И. Дубовы х считают, что в этом от ­ ношении было бы очень полез ­ ным заключить договор о сорев ­ новании со смежниками из ч у г у ­ нолитейного цеха. Мы охотно пойдем на такое соревнование, — говорит бригадир, — даже на по ­ сильную помощь смежникам в случае необходимости. Дело толь ­ ко за организацией трудового соперничества. К . ' Л А Р И Н . В нашем четвертом тракторном цехе внедрение бригадной формы организации и стимулирования труда началось еще в 1980 году. За прошедшие три года коллек ­ тив цеха уж е добился некоторых положительных результатов. На 3,5 процента возросла производи ­ тельность труда рабочих. Мы пошли по пути укрупнения производственных участков и бригад, что позволило высвобо ­ дить десятки людей. Однако после выхода в свет постановления Ц К КПСС «О ме­ рах по дальнейшему развитию и повышению эффективности бри ­ гадной формы организации и стимулирования труда в про ­ мышленное ги» мы убедились в том, что работы впереди еще непочатый край. И вот сейчас руководство цеха, его партийная и профсоюзная организации со- вместо с заводским советом бри ­ гадиров принимают конкретные меры по дальнейшему совершен ­ ствованию бригадной формы тру ­ да. В настоящее время в цехе име­ ется семь бригад в основном производстве, работающих на принципе хозрасчета по коэффи ­ циенту трудового участия и пять бригад во вспомогательном про ­ изводстве. Всего бригадной фор­ мой труда охвачено 64 процента рабочих. У нас, например, имеется очень хорошая бригада на участке № 6, руководимая наладчиком 6-го разряда Николаем Васильевичем Протасовым, об опыте которой пресс-центром парткома объеди ­ нения в 1982 году был выпущен настенный плакат. С большой от­ дачей и систематическим повы ­ шением производительности гр у ­ В Н Е Д Р Я Е М , Э К СП Е Р ИМЕ Н ТИ Р УЕМ да работают сквозные бригады П. Н. Дергунова на участке № 3, где обрабатываются сложные тракторные детали, такие, ка к вилки переключения перемены передач и другие, бригада А. В. Грачева на участке пластмасс, А. И. Печенкина в службе ре­ монтно-инструментальной мастер ­ ской и некоторые другие. Существенным недостатком в работе хозрасчетных сквозных бригад, мы считаем, являются еще имеющиеся простои станоч ­ ного оборудования при их сроч ­ ных предупредительных и дру ­ гих ремонтах. Исходя из постановления Ц К КПСС , в котором рекомендовано избрать новые тенденции и опре ­ делять перспективы дальнейшего развития бригадной формы орга ­ низации груда и с учетом специ ­ фики отраслей народного хозяй ­ ства отрабатывать эксперимен ­ ты по внедрению новых коллек ­ тивных форм труда, мы совмест ­ но с заводским советом бригади ­ ров пришли к выводу — с ново ­ го 1984 года внедрить один из намеченных нами экспериментов. Он заключается в том, чтобы включить в состав комплексных бригад и слесарей-ремонтников, которые по ходу дела устраняли бы возникающие неполадки в станочном оборудовании, даже с привлечением при необходимости к этой работе и самих станочни ­ ков, которые кровно заинтересо ­ ваны — не допустить вынужден ­ ных простоев. Подобная тенден­ ция — устранять неполадки на месте уже явно наметилась сама по себе. Приведу хотя бы такой пример. На участке пластмасс, где бригадиром Анатолий Викто ­ рович Грачев, а наладчиком — его отец, кадровый рабочий Вик ­ тор Григорьевич Грачев, недавно вышла из строя литьевая маши ­ на, в которой следовало заме ­ нить поршни. На эту операцию работники службы механика обычно затрачивают день-два, да и сразу их не дождешься после вызова. Весь участок, естествен­ но, оказывается в прорыве. И пот династия Грачевых предло ­ жила руководству цеха самим восстановить машину, используя для этого свой предстоящий вы- ходный день. Все было сделано быстро и с высоким качеством. Будем надеяться, что наш эк ­ сперимент включать в бригады слесаря-ремонтника даст положи ­ тельные результаты. Дальнейшее внедрение коллек ­ тивных форм труда находится у нас под неослабным вниманием и контролем руководства цеха и общественности. Вся работа ве­ дется на основании производст ­ венной схемы, утвержденной вы ­ шестоящими организациями объ­ единения. Цеховой совет бригад, который возглавляет опытный специалист электрик Н. Н. М аклаков , регу ­ лярно собирается в кабинете на ­ чальника цеха, где обсуждаются все текущие вопросы. Учитывает ­ ся каждое предложение бригади ­ ров и все недостатки оперативно устраняются . Недавно в производственном объединении отделами рациона ­ лизации, изобретательства и на ­ учно-технической информации и советом бригадиров было прове­ дено, на мой взгляд, очень по ­ лезное мероприятие. Все началь ­ ники цехов в порядке обмейа опытом посетили Л ипецкий стан ­ костроительный завод, где до ­ стигнуты определенные успехи во внедрении бригадных форм тру ­ да. Взаимный обмен опытом ока ­ зался, безусловно, очень полез ­ ным и для нас, и для станко ­ строителей. Сейчас, когда мы стоим на по ­ роге нового года — четвертого года 11-й пятилетки, следует ве­ сти кропотливую массово-разъяс ­ нительную работу в цеховых коллективах, практически пока ­ зывая преимущества „ коллектив ­ ного труда. На наш взгляд, это необходимо дополнить и органи ­ зацией социалистического сорев ­ нования между бригадами меха- пообраба гывающнх и за готови ­ тельных цехов, скажем , для нас, таких, ка к чугунолитейный, к у з ­ нечный, заготовительный. Ведь совершенно ясно, что. если в ме­ ханические цехи своевременно поступают доброкачественные за ­ готовки , то и весь дальнейший производственный процесс прохо ­ дит в нужном ритме, выполняет ­ ся заданная программа. В наступающем году все эти наши наметки и планы мы будем проводить в жизнь. В. МОИСЕЕВ , начальник тракторного цеха № 4. Добросовестный труд фрезе­ ровщицы модельного цеха Тама ­ ры Ивановны Фадиной отмечен многими почетными грамотами благодарностями . На 106— ПО процентов выполняет Т. И. Фади ­ на сменные задания и всегда с высоким качеством. На снимке: Т. И. Фадина. Фото: В Л изунова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz