Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 8 И с н Фотография зачастую не пере­ лает самого главного... Того, как быстро улыбка переходит в сос ­ редоточенную серьезность, а углубленность в себя — в ясную приветливость. В полшестого утра, зажи гая от одной спички разом четыре го ­ релки на плите, она уже знает: на одной будет через несколько минут кипеть картош ка , на дру ­ гой жариться оладьи, на треть ­ ей... А она в это время еще ус ­ пеет стереть всюду пыль, осталь ­ ное доделают без нее. Ей сегод ­ ня во вторую смену. М уж , Григорий Николаевич — слесарь, работает в ремонтно-ме ­ ханическом цехе. Внучка Л еноч ­ ка — второклассница. Надо ее покормить повкуснее. Но вот и за внучкой хлопнула дверь. Сон отлетел, образовалось о кош ко — час свободного време­ ни. Еще с вечера надеялась вы­ кроить его. Вчера после работы задержалась в цехе — было от ­ крытое партийное собрание. Се­ годня с утра н уж н о забежать в цехком, решить кое-какие вопро ­ сы. Дел много. А руки уже тя ­ нутся к хозяйственной сумке и скоренько до остановки. О В А Д Е Н Ь День — обычный рабочий день — единица измерения труда зу- борезчицы первого тракторного цеха Нины Михайловны Полухи ­ ной. Кто-то завершает жатву , кто-то дописывает кни гу , достра ­ ивает дом... у Полухиной работа не знает конца. И начала у нее не было. Вот так однажды , тридцать два года назад, ша гну ­ ла Нина Михайловна в гот по­ ток, который был работой на родном заводе — и пошел день за днем. ...А наша героиня уже на оста ­ новке. Высматривает свой 20-й автобус. Среди больших и блес­ тящих собратьев — этот ка к бед­ ный родственник — старой мар ­ ки, с узкими дверцами. И вот проходные тракторного завода. Нина Михайловна торо ­ пясь идет в цех. Переодевается — и к станку, вернее к станкам, а их у нее — десять. Тяжело, ко ­ нечно, работать на десяти зубо ­ резных станках , но она удиви ­ тельно легко управляется с ними. С большой точностью наносит она резьбу на детали, и это умение с радостью передает своим учени ­ цам. В круговерти дел незаметно пролетело время, рабочая смена закончилась. На остановке она пропускает один автобус — не войдешь. Стоит устало присло ­ нившись к газетному киоску , о чем-то задумалась... Поджидая свой автобус, она иногда присматривается к прохо ­ дящим женщинам, к тем, что праздничны и красивы. «Ты у меня, мамочка, не модница», как- то сказала дочь. И впрямь: не модница. Правда, недавно заста ­ вила себя встать раньше обыч ­ ного, выстояла очередь в ателье, отдала шить два платья, но все без затей, по необходимости. Часто Нина Михайловна дума ­ ет о том, что смогла бы жить интереснее. Больше читать, чаще видеться с друзьями (их много, друзей со стажем ), ездить с му ­ жем в лес по грибы и по ягоды... Человеку не дано успеть взять от жизни все, что нравится, — приходится выбирать главное. А главное для нее — работать на станке, на родном заводе. Она поняла это очень рано, ощутив свое предназначение с явственной силой: всегда хотела носить ра ­ бочую спецовку, держать в ру ­ ках теплые, сделанные ею самой детали. Полухина нагр а ж д е н а ор ­ деном Трудового Красного Зна ­ мени и орденом Трудовой Славы I I I степени. Но если честно, так называемую славу она переносит трудно. Рядом со своими станка ­ ми в цехе чувствует себя куда увереннее, чем в президиуме в аж ­ ного совещания, мучается: ка к -то без нее справятся. Нина Михайлована Полухина относится к тем людям, у кото ­ рых срабатывает четко и быстро внутренний компас. Назвать этот компас можно совестью, можно скромностью, можно достоинст ­ вом, все будет правильно. Она же ощущает это верностью самой себе, любимой работе, дому. Л . С А Д О В Н И КО В А . На снимке: Н . М . Полухина. Фото В. Л изунова. В ш к о л а х к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а Д Е Л О В С Е X И К А Ж Д О Г 0 Сталелитейный корпус — одно из крупнейших подразделений за ­ вода. Его продукция поступает не только в цехи нашего объеди ­ нения, но и на другие предприя ­ тия отрасли. Наряду с этим большое количество отливок от ­ правляется труженикам села, где они используются при ремонте тракторов. Чтобы удовлетворить запросы потребителей в стальном литье, мало иметь хорошие кад ­ ры, надо еще постоянно зани ­ маться внедрением новой техни ­ ки, механизацией и автоматиза ­ цией производства. И в этом на ­ правлении сталелитейщиками сде ­ лано немало. Вот уже несколько лет в кор ­ пусе действует прессово-автома ­ тическая формовочная линия. Ввод ее в эксплуатацию помог улучшить условия труда литей ­ щиков, повысил куль туру произ ­ водства на участке. Если рань ­ ше выпуск продукции был сопряжен с немалыми трудностя ­ ми, то теперь ее изготовление значительно облегчено. Солидный эффект получен за счет внедрения полуавтоматов для производства стержней по горячей оснастке. Они позволили сократить трудовые затраты, уменьшить расходование матери ­ алов, улучшить качество изделий. Заметные изменения произош ­ ли в термообрубном цехе. Здесь появились механизированные по ­ точные линии, внедрен ряд агре ­ гатов. Реализация технических мероприятий дала хорошие ре­ зультаты Однако, несмотря на то, что в вопросах технического прогресса сталелитейщиками сделано мно ­ гое, все же «узких» мест на уча ­ стках корпуса остается немало. На них заострили свое внимание слушатели школы коммунистиче ­ ского труда службы энергетика во время очередного занятия, ко ­ торое было посвящено изучению опыта передовых коллективов по сокращению ручного труда. На ­ до сказать , во вр'емя собеседова ­ ния слушатели школы больше всего говорили о нерешенных проблемах, вносили предложения, ка к лучше устранить тот или иной недостаток. В. Ф. Л япин работает электри ­ ком много лет. Он не просто а к ­ куратно выполняет свои обязан ­ ности, но и творчески относится к порученной работе. На счету Валентина Филипповича десятки рационализаторских предложений, внедрение которых оказало поло ­ жительное влияние ка к на облег ­ чение труда рабочих, та к и на экономию электрической энергии. Но В. Ф. Л япина тревожит то, что порой в корпусе мало дума ­ ют над улучшением технической оснащенности участков, а это ме­ шает достижению высоких по ка ­ зателей в работе. Взять, к приме ­ ру, тельферы. Их в корпусе не достает. А ведь если бы их было больше, то ремонт электрообору ­ дования можно сократить в не­ сколько раз. За В. Ф. Л япиным берет слово слесарь-электрик Н. Ф. Губин. Выражая мысли дру гих слушате ­ лей, он с возмущением говорит о том, что на заводе не наведен порядок с ремонтом электромото ­ ров. Эта работа часто выполня ­ ется не качественно, что застав ­ ляет сталелитейщиков по не­ скольку раз возить одни и те же электромоторы в электросиловой цех. М. И. Акиньшин решил выска ­ заться по поводу отношения не­ которых работников корпуса к оборудованию. «Почему второй формовочный конвейер работает с перебоями?» — задает он во ­ прос. И ту т же отвечает: «Да потому, что слесари службы ме­ ханика допускают небрежность при устранении неисправностей, конвейера ломая механизмы элек ­ трооборудования. К сожалению, за бесхозяйственность они не наказываются. А ведь это надо делать». Один из слушателей говорит о том, что в последнее время часто стали выходить из строя электро- держатели на плавильных печах, хотя раньше их меняли всего один раз в год. Этот недостаток не трудно устранить. Однако у руководителей технической с л уж ­ бы корпуса до него не доходят руки. Их пассивность дорого об­ ходится производству. Снова включается в беседу электрик М. И. Акиньшин. Он обеспокоен тем, что вторая авто ­ матическая формовочная линия конструкции «ХТЗ», внедренная в корпусе, до сих пор не дает должной отдачи. Вместе с тем такая же линия на Харьковском тракторном заводе действует хо ­ рошо. Заместитель пропаганди с т а И. П. Михеев дополняет ответы слушателей. Он говорит о важно ­ сти сокращения ручного труда. Решение этой проблемы дает возможность увеличить выпуск продукции , снизить потери от брака. Свой рассказ И. П. Михе ­ ев увязывает с конкретными фак ­ тами, взятыми из жизни корпуса и завода. Разве нормально, отме ­ чает он, когда тележка для тран ­ спортировки шихты на плавиль ­ ном отделении то и дело проста ­ ивает. А ведь стоит применить на ней металлический трос и простоям будет положен конец. Вопрос не такой у ж сложный, однако, руководство корпуса по ­ чему-то медлит с его решением, хотя осуществление этого ме­ роприятия могло бы облегчить труд и плавильщиков, и работни ­ ков службы энергетика. Больше надо заботиться об удовлетворении н уж д сталели ­ тейщиков и руководителям отде ­ ла капитального строительства. Неужели нельзя сделать так, что ­ бы в корпусе были всегда в на ­ личии электрокабель и изоляци ­ онные материалы? М ожно , конеч ­ но. Но нерасторопность руковод ­ ства ОКСа мешает этому, хотя дело всех и каж до го — добросо ­ вестно выполнять свои обязан ­ ности, вносить вклад в повыше ­ ние эффективности производства и улучшение качества труда. Принципиальный, заинтересо ­ ванный разговор состоялся на занятии школы коммунистическо ­ го труда. И он не должен ос ­ таться незамеченным админист ­ рацией сталелитейного корпуса и руководителями соответствующих служб предприятия. В. Ю Д И Н . На р о д с тв е н н ы х п р е д п р и я ти я х ГОТОВЯТСЯ СТАТЬ М А С Т Е Р А М И «Резерв» — та к называется клуб будущего мастера. И нициа ­ тором его создания выступил от ­ дел научно-технической пропаган ­ ды Дворца культуры и техники ЧТЗ. В условиях научно-технической революции современному произ ­ водству требуются руководители, умеющие творчески и по-делово ­ му направлять трудовой процесс. На занятиях клуба и готовится будущая смена руководителей производства. Юноши и девушки знакомятся со славными тради ­ циями тракторостроителей, встре ­ чаются с передовыми рабочими, рационализаторами и изобретате ­ лями, ведущими специалистами Челябинского тракторного заво ­ да. Недавно в клубе состоялось занятие на тему «Закон о трудо ­ вых коллективах». Перед учащи ­ мися машиностроительного тех ­ никума выступили председатель совета мастеров производственно ­ го объединения Н. В Перестен- ко и юрисконсульт юридического отдела объединения С. П. М ан - гилев. Н . В. Перестенко рассказал учащимся о традициях клуба, по ­ делился опытом своей работы, сообщил о том, какие требования выдвигаются к современному р у ­ ководителю среднего звена. С. П . Мангилев разъяснил слу ­ шателям клуба положение З а ко ­ на о трудовых коллективах. ^ / / / / У / / / / У / / / / / / У Л а / / / У / / / / / / / / / / / / / У У / / У / / / / / / / / / / / У / / Л У / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Л У / / / / / / / / / / / / / / / / / / / У / ^ / / / / / / / / / у / / / / / у / у Г У / / / / / / / / / / / / / » / / / / / / / / / » Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О О Б З О Р Л И Т Е Р А Т У Р Ы Развитие массового движения наставничества — дело большого общегосударственного значения, одно из важнейших средств под ­ готовки рабочих кадров и даль ­ нейшего улучшения коммунисти ­ ческого воспитания молодых тру ­ жеников. Наставник — это опыт ­ ный, внимательный учитель, тер ­ пеливо обучающий тонкостям профессионального мастерства, и вместе с тем умелый воспитатель, немало делающий для духовного развития молодого человека. Наставничество приобрело сей­ ч а с не только массовый, но и многообразный характер. Оно включает в себя индивидуальные и коллективные формы воспита ­ ния рабочей молодежи. Все шире становится диапазон применения педагогического опыта ветеранов, новаторов, передовиков произ ­ водства. Вопросам воспитания тр уд я ­ щихся исключительное внимание уделял в своих произведениях В. И. Л енин. Об этом свидетель ­ ствует большое количество работ, та к или иначе связанных с проб ­ лемами воспитания и образова ­ ния молодежи. Они объединены в сборнике: Л Е Н И Н В. И. «О воспитании и образовании: В 2-х томах. (Сост. Е. М . Кожевников , И. М . Ж у к о в ) . — М ., «Педагогика», 1980 г. Представленные в сборнике ра ­ боты Л енина показывают не только путь, пройденный К ом м у ­ нистической партией в борьбе за утверждение в нашей стране со ­ циалистической системы образо ­ вания, но и широкие перспективы развития этой системы в общест ­ ве зрелого социализма. В первом томе даны работы, написанные в дореволюционный период, во вто ­ ром — после Великой О ктябрь ­ ской социалистической револю ­ ции. Материалы X X V I съезда КП С С .—М., Политиздат, 1981 г. Материалы съезда свидетель ­ ствуют о большом внимании, уделяемом партией вопросам комплексного подхода к воспита ­ нию молодежи, профессиональной подготовке рабочей смены. В О т ­ четном докладе Центрального Комитета КП С С X X V I съезду Коммунистической партии Совет ­ ского Союза предлагается уси ­ лить воспитательную работу сре ­ ди молодежи, имея в виду, «и воспитание трудовое, и воспита ­ ние нравственное, воспитание идейно-политическое». Развивать наставничество. Обеспечивать своевременное обоб ­ щение и планомерное распрост ­ ранение передового опыта. Все это будет способствовать осуще ­ ствлению широкой программы экономического и социального развития страны в одиннадцатой пятилетке. Материалы Пленума Централь ­ ного Комитета КПСС : 2 ноября 1982 г. — М ., Политиздат 1982 г. На ноябрьском (1982 г.) Пле ­ нуме Ц К КПСС были обсуждены вопросы дальнейшего развития советской экономики. Обсуждая проект Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государствен ­ ного бюджета СССР на 1983 г., выступавшие отмечали, что про ­ екты плана и бюджета в целом отвечают установкам X X V I съез ­ да КПСС . В речи Генерального секретаря Ц К КПСС товарища Ю. В. Андропова подчеркивается необходимость темпов развития экономики , роста производитель ­ ности труда. Мысли, высказан ­ ные в речи тов. Ю. В. Андропо ­ ва, еще раз подчеркивают в аж ­ ность воспитания рабочих в духе коммунистического отношения к труду. Рабочая кни га наставника: Практическое пособие (С . И. К Р А М А Р Е Н КО , И. Г. СТОЛ ЯР , В. С. Я ЗЫ КО В А , Н. С. М А К С И ­ МО ВА ; сост. С. И . Крамаренко ). — М., Профиздат, 1981 г. Основываясь на опыте, накоп ­ ленном в результате широкого развития наставничества в т р у ­ довых коллективах нашей стра ­ ны, авторы раскрывают перед воспитателями рабочей смены задачи и методику организации наставничества на предприятиях, пишут о планировании их рабо ­ ты, об учебе, о наиболее эффек­ тивных формах и методах помо ­ щи молодому рабочему, дают рекомендации по различным на ­ правлениям деятельности настав ­ ников. Эти книги вы можете получить в нашей библиотеке. А. Ш У Р У П О В А , главный библиотекарь заводской научно-технической библиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz