Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 8 И с н Фотография зачастую не пере лает самого главного... Того, как быстро улыбка переходит в сос редоточенную серьезность, а углубленность в себя — в ясную приветливость. В полшестого утра, зажи гая от одной спички разом четыре го релки на плите, она уже знает: на одной будет через несколько минут кипеть картош ка , на дру гой жариться оладьи, на треть ей... А она в это время еще ус пеет стереть всюду пыль, осталь ное доделают без нее. Ей сегод ня во вторую смену. М уж , Григорий Николаевич — слесарь, работает в ремонтно-ме ханическом цехе. Внучка Л еноч ка — второклассница. Надо ее покормить повкуснее. Но вот и за внучкой хлопнула дверь. Сон отлетел, образовалось о кош ко — час свободного време ни. Еще с вечера надеялась вы кроить его. Вчера после работы задержалась в цехе — было от крытое партийное собрание. Се годня с утра н уж н о забежать в цехком, решить кое-какие вопро сы. Дел много. А руки уже тя нутся к хозяйственной сумке и скоренько до остановки. О В А Д Е Н Ь День — обычный рабочий день — единица измерения труда зу- борезчицы первого тракторного цеха Нины Михайловны Полухи ной. Кто-то завершает жатву , кто-то дописывает кни гу , достра ивает дом... у Полухиной работа не знает конца. И начала у нее не было. Вот так однажды , тридцать два года назад, ша гну ла Нина Михайловна в гот по ток, который был работой на родном заводе — и пошел день за днем. ...А наша героиня уже на оста новке. Высматривает свой 20-й автобус. Среди больших и блес тящих собратьев — этот ка к бед ный родственник — старой мар ки, с узкими дверцами. И вот проходные тракторного завода. Нина Михайловна торо пясь идет в цех. Переодевается — и к станку, вернее к станкам, а их у нее — десять. Тяжело, ко нечно, работать на десяти зубо резных станках , но она удиви тельно легко управляется с ними. С большой точностью наносит она резьбу на детали, и это умение с радостью передает своим учени цам. В круговерти дел незаметно пролетело время, рабочая смена закончилась. На остановке она пропускает один автобус — не войдешь. Стоит устало присло нившись к газетному киоску , о чем-то задумалась... Поджидая свой автобус, она иногда присматривается к прохо дящим женщинам, к тем, что праздничны и красивы. «Ты у меня, мамочка, не модница», как- то сказала дочь. И впрямь: не модница. Правда, недавно заста вила себя встать раньше обыч ного, выстояла очередь в ателье, отдала шить два платья, но все без затей, по необходимости. Часто Нина Михайловна дума ет о том, что смогла бы жить интереснее. Больше читать, чаще видеться с друзьями (их много, друзей со стажем ), ездить с му жем в лес по грибы и по ягоды... Человеку не дано успеть взять от жизни все, что нравится, — приходится выбирать главное. А главное для нее — работать на станке, на родном заводе. Она поняла это очень рано, ощутив свое предназначение с явственной силой: всегда хотела носить ра бочую спецовку, держать в ру ках теплые, сделанные ею самой детали. Полухина нагр а ж д е н а ор деном Трудового Красного Зна мени и орденом Трудовой Славы I I I степени. Но если честно, так называемую славу она переносит трудно. Рядом со своими станка ми в цехе чувствует себя куда увереннее, чем в президиуме в аж ного совещания, мучается: ка к -то без нее справятся. Нина Михайлована Полухина относится к тем людям, у кото рых срабатывает четко и быстро внутренний компас. Назвать этот компас можно совестью, можно скромностью, можно достоинст вом, все будет правильно. Она же ощущает это верностью самой себе, любимой работе, дому. Л . С А Д О В Н И КО В А . На снимке: Н . М . Полухина. Фото В. Л изунова. В ш к о л а х к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а Д Е Л О В С Е X И К А Ж Д О Г 0 Сталелитейный корпус — одно из крупнейших подразделений за вода. Его продукция поступает не только в цехи нашего объеди нения, но и на другие предприя тия отрасли. Наряду с этим большое количество отливок от правляется труженикам села, где они используются при ремонте тракторов. Чтобы удовлетворить запросы потребителей в стальном литье, мало иметь хорошие кад ры, надо еще постоянно зани маться внедрением новой техни ки, механизацией и автоматиза цией производства. И в этом на правлении сталелитейщиками сде лано немало. Вот уже несколько лет в кор пусе действует прессово-автома тическая формовочная линия. Ввод ее в эксплуатацию помог улучшить условия труда литей щиков, повысил куль туру произ водства на участке. Если рань ше выпуск продукции был сопряжен с немалыми трудностя ми, то теперь ее изготовление значительно облегчено. Солидный эффект получен за счет внедрения полуавтоматов для производства стержней по горячей оснастке. Они позволили сократить трудовые затраты, уменьшить расходование матери алов, улучшить качество изделий. Заметные изменения произош ли в термообрубном цехе. Здесь появились механизированные по точные линии, внедрен ряд агре гатов. Реализация технических мероприятий дала хорошие ре зультаты Однако, несмотря на то, что в вопросах технического прогресса сталелитейщиками сделано мно гое, все же «узких» мест на уча стках корпуса остается немало. На них заострили свое внимание слушатели школы коммунистиче ского труда службы энергетика во время очередного занятия, ко торое было посвящено изучению опыта передовых коллективов по сокращению ручного труда. На до сказать , во вр'емя собеседова ния слушатели школы больше всего говорили о нерешенных проблемах, вносили предложения, ка к лучше устранить тот или иной недостаток. В. Ф. Л япин работает электри ком много лет. Он не просто а к куратно выполняет свои обязан ности, но и творчески относится к порученной работе. На счету Валентина Филипповича десятки рационализаторских предложений, внедрение которых оказало поло жительное влияние ка к на облег чение труда рабочих, та к и на экономию электрической энергии. Но В. Ф. Л япина тревожит то, что порой в корпусе мало дума ют над улучшением технической оснащенности участков, а это ме шает достижению высоких по ка зателей в работе. Взять, к приме ру, тельферы. Их в корпусе не достает. А ведь если бы их было больше, то ремонт электрообору дования можно сократить в не сколько раз. За В. Ф. Л япиным берет слово слесарь-электрик Н. Ф. Губин. Выражая мысли дру гих слушате лей, он с возмущением говорит о том, что на заводе не наведен порядок с ремонтом электромото ров. Эта работа часто выполня ется не качественно, что застав ляет сталелитейщиков по не скольку раз возить одни и те же электромоторы в электросиловой цех. М. И. Акиньшин решил выска заться по поводу отношения не которых работников корпуса к оборудованию. «Почему второй формовочный конвейер работает с перебоями?» — задает он во прос. И ту т же отвечает: «Да потому, что слесари службы ме ханика допускают небрежность при устранении неисправностей, конвейера ломая механизмы элек трооборудования. К сожалению, за бесхозяйственность они не наказываются. А ведь это надо делать». Один из слушателей говорит о том, что в последнее время часто стали выходить из строя электро- держатели на плавильных печах, хотя раньше их меняли всего один раз в год. Этот недостаток не трудно устранить. Однако у руководителей технической с л уж бы корпуса до него не доходят руки. Их пассивность дорого об ходится производству. Снова включается в беседу электрик М. И. Акиньшин. Он обеспокоен тем, что вторая авто матическая формовочная линия конструкции «ХТЗ», внедренная в корпусе, до сих пор не дает должной отдачи. Вместе с тем такая же линия на Харьковском тракторном заводе действует хо рошо. Заместитель пропаганди с т а И. П. Михеев дополняет ответы слушателей. Он говорит о важно сти сокращения ручного труда. Решение этой проблемы дает возможность увеличить выпуск продукции , снизить потери от брака. Свой рассказ И. П. Михе ев увязывает с конкретными фак тами, взятыми из жизни корпуса и завода. Разве нормально, отме чает он, когда тележка для тран спортировки шихты на плавиль ном отделении то и дело проста ивает. А ведь стоит применить на ней металлический трос и простоям будет положен конец. Вопрос не такой у ж сложный, однако, руководство корпуса по чему-то медлит с его решением, хотя осуществление этого ме роприятия могло бы облегчить труд и плавильщиков, и работни ков службы энергетика. Больше надо заботиться об удовлетворении н уж д сталели тейщиков и руководителям отде ла капитального строительства. Неужели нельзя сделать так, что бы в корпусе были всегда в на личии электрокабель и изоляци онные материалы? М ожно , конеч но. Но нерасторопность руковод ства ОКСа мешает этому, хотя дело всех и каж до го — добросо вестно выполнять свои обязан ности, вносить вклад в повыше ние эффективности производства и улучшение качества труда. Принципиальный, заинтересо ванный разговор состоялся на занятии школы коммунистическо го труда. И он не должен ос таться незамеченным админист рацией сталелитейного корпуса и руководителями соответствующих служб предприятия. В. Ю Д И Н . На р о д с тв е н н ы х п р е д п р и я ти я х ГОТОВЯТСЯ СТАТЬ М А С Т Е Р А М И «Резерв» — та к называется клуб будущего мастера. И нициа тором его создания выступил от дел научно-технической пропаган ды Дворца культуры и техники ЧТЗ. В условиях научно-технической революции современному произ водству требуются руководители, умеющие творчески и по-делово му направлять трудовой процесс. На занятиях клуба и готовится будущая смена руководителей производства. Юноши и девушки знакомятся со славными тради циями тракторостроителей, встре чаются с передовыми рабочими, рационализаторами и изобретате лями, ведущими специалистами Челябинского тракторного заво да. Недавно в клубе состоялось занятие на тему «Закон о трудо вых коллективах». Перед учащи мися машиностроительного тех никума выступили председатель совета мастеров производственно го объединения Н. В Перестен- ко и юрисконсульт юридического отдела объединения С. П. М ан - гилев. Н . В. Перестенко рассказал учащимся о традициях клуба, по делился опытом своей работы, сообщил о том, какие требования выдвигаются к современному р у ководителю среднего звена. С. П . Мангилев разъяснил слу шателям клуба положение З а ко на о трудовых коллективах. ^ / / / / У / / / / У / / / / / / У Л а / / / У / / / / / / / / / / / / / У У / / У / / / / / / / / / / / У / / Л У / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Л У / / / / / / / / / / / / / / / / / / / У / ^ / / / / / / / / / у / / / / / у / у Г У / / / / / / / / / / / / / » / / / / / / / / / » Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О О Б З О Р Л И Т Е Р А Т У Р Ы Развитие массового движения наставничества — дело большого общегосударственного значения, одно из важнейших средств под готовки рабочих кадров и даль нейшего улучшения коммунисти ческого воспитания молодых тру жеников. Наставник — это опыт ный, внимательный учитель, тер пеливо обучающий тонкостям профессионального мастерства, и вместе с тем умелый воспитатель, немало делающий для духовного развития молодого человека. Наставничество приобрело сей ч а с не только массовый, но и многообразный характер. Оно включает в себя индивидуальные и коллективные формы воспита ния рабочей молодежи. Все шире становится диапазон применения педагогического опыта ветеранов, новаторов, передовиков произ водства. Вопросам воспитания тр уд я щихся исключительное внимание уделял в своих произведениях В. И. Л енин. Об этом свидетель ствует большое количество работ, та к или иначе связанных с проб лемами воспитания и образова ния молодежи. Они объединены в сборнике: Л Е Н И Н В. И. «О воспитании и образовании: В 2-х томах. (Сост. Е. М . Кожевников , И. М . Ж у к о в ) . — М ., «Педагогика», 1980 г. Представленные в сборнике ра боты Л енина показывают не только путь, пройденный К ом м у нистической партией в борьбе за утверждение в нашей стране со циалистической системы образо вания, но и широкие перспективы развития этой системы в общест ве зрелого социализма. В первом томе даны работы, написанные в дореволюционный период, во вто ром — после Великой О ктябрь ской социалистической револю ции. Материалы X X V I съезда КП С С .—М., Политиздат, 1981 г. Материалы съезда свидетель ствуют о большом внимании, уделяемом партией вопросам комплексного подхода к воспита нию молодежи, профессиональной подготовке рабочей смены. В О т четном докладе Центрального Комитета КП С С X X V I съезду Коммунистической партии Совет ского Союза предлагается уси лить воспитательную работу сре ди молодежи, имея в виду, «и воспитание трудовое, и воспита ние нравственное, воспитание идейно-политическое». Развивать наставничество. Обеспечивать своевременное обоб щение и планомерное распрост ранение передового опыта. Все это будет способствовать осуще ствлению широкой программы экономического и социального развития страны в одиннадцатой пятилетке. Материалы Пленума Централь ного Комитета КПСС : 2 ноября 1982 г. — М ., Политиздат 1982 г. На ноябрьском (1982 г.) Пле нуме Ц К КПСС были обсуждены вопросы дальнейшего развития советской экономики. Обсуждая проект Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государствен ного бюджета СССР на 1983 г., выступавшие отмечали, что про екты плана и бюджета в целом отвечают установкам X X V I съез да КПСС . В речи Генерального секретаря Ц К КПСС товарища Ю. В. Андропова подчеркивается необходимость темпов развития экономики , роста производитель ности труда. Мысли, высказан ные в речи тов. Ю. В. Андропо ва, еще раз подчеркивают в аж ность воспитания рабочих в духе коммунистического отношения к труду. Рабочая кни га наставника: Практическое пособие (С . И. К Р А М А Р Е Н КО , И. Г. СТОЛ ЯР , В. С. Я ЗЫ КО В А , Н. С. М А К С И МО ВА ; сост. С. И . Крамаренко ). — М., Профиздат, 1981 г. Основываясь на опыте, накоп ленном в результате широкого развития наставничества в т р у довых коллективах нашей стра ны, авторы раскрывают перед воспитателями рабочей смены задачи и методику организации наставничества на предприятиях, пишут о планировании их рабо ты, об учебе, о наиболее эффек тивных формах и методах помо щи молодому рабочему, дают рекомендации по различным на правлениям деятельности настав ников. Эти книги вы можете получить в нашей библиотеке. А. Ш У Р У П О В А , главный библиотекарь заводской научно-технической библиотеки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz