Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 * М Е Д А Л Ь З А В одесском издатель с т в е «Маяк» вышла в свет книга В. К. Черниевского «Незабывае мый апрель». Эта очень увлекательная доку ментально-публицистическая кни га рассказывает об участии со ветских летчиков в освобождении от гитлеровцев южных районов нашей страны, городов Николае ва и Одессы. Автор мемуаров — ныне пол ковник в отставке, оставляя себя как бы в тени, ярко повествует о своих боевых друзьях-летчиках, стрелках-радистах, технических специалистах аэродромных служб, принимавших непосредственное участие в боевых действиях с ко варным врагом. Недавно эгу интересную книгу в качестве подарка от автора получил участник войны, инже нер-нормировщик прессового цеха Сергей Яковлевич Анцупов. На суперобложке книги читаем та кую надпись: Б О Й , М Е Д А «Дорогому фронтовому другу, отважному воздушному бойцу, мастеру воздушного боя, сбивше му в одесскую операцию враже ский инстребитель Сергею Яков левичу Анцупову. Память огнен ных лет Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Автор В. Черниевский. Москва — Пушкино. 1983 г.» Нелегкой оказалась судьба стрелка-радиста 17-й воздушной армии. Войну ныне старшина в отставке С. Я. Анцупов прошел от первых дней и до самой По беды. Ранним утром 22 июня 1941 года он испытал первую враже скую бомбежку, обучаясь тогда в Киеве на курсах младших авиа специалистов. Затем закончил эту школу, где его обучили ме теорологии, радиотехнике и мет кой стрельбе из пушек и крупно калиберных пулеметов, которыми были оснащены тогда наши са молеты. Л Ь Л А Т Р У Д Для девятнадцатилетнего па ренька родом из Липецка судьба сложилась так, что, получив наз начение в полк, его определи ли сразу же в состав воздуш ной разведки. Здесь требова лась не только высокая воин ская квалификация, но и особая выдержка, храбрость и закалка характера. В своей книге автор неодно кратно добрым словом вспоми нает своего боевого воздушного стрелка. Он, например, пишет: «Весна 1944 года. Наш фронт перешел в наступление. Развед чики летают уже над Румынией, Болгарией, Югославией, Вен грией... По путевому времени че рез несколько минут мы должны «перескочить» линию фронта. — Запроси погоду, — приказы ваю Сергею Анцупову. У нас в полку его зовут асом эфира. Не было еще случая, что бы по его вине в полете оборва-' лась связь с землей. При любых Подвиг танк истов В начале августа 1943 года наш 3-й гвардейский Котельни- ковскйй Краснознаменный танко вый корпус в составе войск Степного фронта был введен в бой на Курской дуге. В первый день части корпуса вышли в рас положение немецкого сборного пункта аварийных машин, где противник сосредотачивал танки, подбитые в ходе этого сражения. В щели из танка видно, как разворачиваются и идут на сбли жение с врагом наши «тридцать четверки», КВ, самоходные уста новки. Одна группа танков, прой дя 100—200 метров, останови лась и дружным залпом ударила по противнику. Вторая группа машин осуществляет обходный маневр с целью зайти во фланг вражеским танкам. Третья мчит ся на большой скорости вперед. Это танки комбата Амелина, среди которых и танк геройски погибшего комиссара Д . Лар- ченко, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Машина его получила наимено вание «Дмитрий Ларченко» и продолжала сражаться, ведомая новым экипажем во главе с лей тенантом Егоровым. О том, как экипаж этого тапка вел себя в бою, и хочу расска зать. На поле — рев, грохот, стрель ба. Из конца в конец перекаты ваются густые клубы огня. Дым закрывает солнце. Постороннему человеку может показаться, что здесь господствует хаотический беспорядок. Но танкисты с по мощью радио понимают товари ща и своего командира за бро ней, откуда свет виден лишь в щели и перископы. ' Уклоняться от снарядов и бомб становилось все труднее. Вначале механик-водитель танка «Дмитрий Ларченко» Опанасен- ко заметил выстрелы вражеских танков и орудий сквозь щель. А потом — только черную лавину фашистских чудовищ. Танкисты слышали не только глухие звуки от ударов вражеских снарядов, но и скрежет металла. Это наши танки сталкивались с чужими. Но и в такой сложной обстанов ке механики--водители умело ве ли на врага свои танки. Башенный Петрикин нервни чал: танк подбрасывало будто на волнах, и он из-за болтанки не мог точно стрелять по цели. Вдруг машина вползла в какую- то воронку, а на пути танка по казалась фашистская «пантера». Командир танка Егоров спросил 11етрикнна: — Видишь «пантеру?». — Бью! — был ответ. И «пан тера» вспыхнула с первого вы стрела. В этот момент командир корпуса Вовченко передал по ра дио: — Самолеты! Для танкистов началось самое тяжелое. Приходится маневриро вать, чтобы одновременно отра жать удары с воздуха и с зем ли. Теперь уже Опанасенко сооб щает командиру танка; — Впереди «тигр»! После выстрела Егорова «тигр» загорелся. И в тот же миг на танк «Дмитрий Ларченко» слов но коршуны, набросились чер ные «юнкерсы». Лейтенант Его ров открыл люк и стал следить куда будут лететь бомбы фаши стских пикировщиков. Если на танк — срываться с места. Бом бы рвутся рядом. Танк мчится на бешеной скорости вперед, в сторону, назад, не давая пилоту возможности прицелиться. Вместе с другими нашими ма шинами «Дмитрий Ларченко» глубоко вклинился в боевые по рядки фашистов. И снова перед ним вынырнул немецкий танк. Механик-водитель Опанасенко не дал противнику осуществить ма невр. Круто повернув свою ма шину, он зашел с боку враже ского танка, а лейтенант Егоров выстрелом поджег его. Танки батальона Амелина ма неврировали, избегая ударов «тигров» и «пантер». Опанасенко только вырвался из-под выстре ла одного танка, как второй «тигр» ударил прямо в мотор. И танк остановился среди чужих машин. Это конец. «Тигр», от которого только что уклонился «Дмитрий Ларченко», теперь смело шел на неподвижную ма шину. Но Егоров успел дать два выстрела и из «тигра» вырва лось желтоватое пламя. Рассвирепевшие фашисты от крыли огонь по танку лейтенан та Егорова из нескольких ма шин. Снаряд разорвался на бро не. Машина наполнилась едким дымом. Оглушенный Опанасенко увидел неподвижно лежавшего Петрикина. Он был убит. Рука тяжело раненого Егорова лежала на поворотном механизме. Меха ник-водитель бросился перевязы вать командира. Вокруг все бушевало. Опана сенко ждал еще удара в танк, но враг уже не стрелял — он отступал. Огненное поле, где прежде колосилась пшеница, бы ло изрыто черными воронками. Полосы бурьяна сожжены огнем. I I всюду черные, изуродованные танки — вражеские и наши. Люди сильнее танков. Они продолжают бой, когда плавится сталь, когда танк пылает как стог сена, стреляют, задыхаясь от огня и дыма, идут на таран, продолжают сражаться с врагом до последнего вздоха. Именно так сражались танки сты нашего прославленного кор пуса, героический экипаж танка «Дмитрий Ларченко» под коман дованием лейтенанта Егорова. Все члены экипажей, прини мавшие участие в этом самом грандиозном за всю историю танковом сражении, были на граждены орденами и медалями. п. ч е р к а с о в , ветеран Великой Отечественной войны и труда. атмосферных помехах примет ра диограмму и четко передаст свою. К тому же Сергей не только радист, но и воздушный стрелок...». В своем рабочем коллективе Сергей Яковлевич необычайно скромен, не мастак хвалиться боевыми эпизодами, а ведь они были порой и поистине героиче скими. Он участвовал в воздуш ных разведках на Воронежском и Сталинградском фронтах, Ор ловско-Курской дуге. Во время одесской операции 1944 года не однократно летал над Веной, Бу дапештом, Бухарестом и многи ми другими важными объекта ми, доставляя всякий раз цен ные сведения воздушной развед ки. Первую боевую награду за это — медаль «За отвагу» перед строем полка ему лично вручил командующий армией, тогда ге нерал, а ныне маршал авиации В. А. Судец. На счету воздушного развед чика, стрелка и радиста — два сбитых вражеских самолета, де сятки боевых вылетов. За храб рость и мастерство в оператив ной радиосвязи и воздушных боях С. Я. Анцупов награжден орденами Красной Звезды и Сла вы I I I степени, а также пятнад цатью медалями... Через каждые пять лет его приглашают в Москву на тради ционную встречу воинов бывшей 17-й воздушной армии. Кажется, не бывает конца вос поминаниям о трудном военном лихолетье. Фронтовик С. Я. Анцупов пос ле войны окончил вечернее отде ление Липецкого машинострои тельного техникума и уже 36 лет беспрерывно работает в одном и том же цехе, занимаясь вопроса ми нормирования труда. — Недавно, — как говорит он сам, — совершенно незаметно «подкрался» пенсионный возраст, но силы еще есть, и как-то без работы себя не могу предста вить... В мирные дни кадровый трак торостроитель награжден ме далью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В И. Ленина». ю. кочкин. Б и т в а за Д н е п р — о д н а из к р у п н е й ш и х б и т в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й и в т о р о й м и р о в о й в о й н . П о т е р п е в п о р а ж е н и е на К у р с к о й д у г е л е т о м 1943 г о д а , г и т л е р о в с к о е в е р х о в н о е к о м а н д о в а н и е в ы н у ж д е н о б ы л о п е р е й т и к о б о р о н е . О н о р а с с ч и ты в а л о , ч т о е го а р м и я м у д а с т с я о с т а н о в и т ь н а с т у п л е н и е с о в е т с к и х в о й с к на з а р а н е е п о д г о т о в л е н н ы х р у б е ж а х , п р о х о д и в ш и х по р е к а м В о с т о ч ной Б е л о р у с с и и , Л е в о б е р е ж н о й У к р а и н ы и Д о н б а с с а . О д н о в р е м е н н о п р о т и в н и к п р и с т у п и л к с т р о и т е л ь с т в у г а к н а з ы в а е м о г о « В о с т о ч н о г о в а л а » , к о т о р ы й п р о х о д и л о т Б а л т и й с к о г о д о Ч е р н о г о м о р я . Г л а в н о й ч а с т ь ю э т о г о ва ла н е м е ц к о е к о м а н д о в а н и е с ч и т а л о Д н е п р . Б о л ь ш и е н а д е ж д ы в о з л а г а л и с ь на в ы с о к и й п р а в ы й б е р е г р е к и с г у с т о й с е т ь ю м о щ н ы х у к р е п л е н и й . Н о н и ч т о не м о г л о у ж е о с т а н о в и т ь м о г у ч е г о н а т и с к а . В д о х н о в л е н н а я п о б е д а м и п о д М о с к в о й , С т а л и н г р а д о м , К у р с к о м , о с н а щ е н н а я н о в о й б о е в о й т е х н и к о й , н е п р е р ы в н о п о с т у п а в ш е й о т т р у ж е н и к о в т ы л а , С о в е т с к а я А р м и я б е з о с т а н о в о ч н о г н а л а в р а г а на з а п а д . О ж е с т о ч е н ны е бои р а з в е р н у л и с ь на Д н е п р е . В те ч е н и е с е н т я б р я 1943 г о д а С о в е т с к а я А р м и я д о б и л а с ь б о л ь ш и х у с п е х о в . В о й с к а Ц е н т р а л ь н о г о , В о р о н е ж с к о г о , С т е п н о г о и Ю г о - З а п а д н о г о ф р о н т о в п о ч т и на 7 0 0 - к и л о м е т р о в о м ф р о н те о т Л о е в а д о З а п о р о ж ь я в ы ш л и к Д н е п р у , ф о р с и р о в а л и м о г у ч у ю р е к у и з а х в а т и л и 23 п л а ц д а р м а на п р а в о м б е р е г у . В р а г б ы л о т б р о ш е н за Д н е п р . 2 438 в о и н о в за п р о я в л е н н о е п р и э т о м м у ж е с т в о и г е р о и з м б ы л и у д о с т о е н ы з в а н и я Г е р о я С о в е т с к о г о С о ю з а . Н а с н и м к е : г е р о и б и т в ы н а Д н е п р е . Ф о т о х р о н и к а Т А С С . Н а п о д с т у п а х к С т а л и н г р а д у В этом году наша страна от метила знаменательную дату — 40-летие разгрома фашистских полчищ под Сталинградом. В со ставе 62-го танкового корпуса мне пришлось участвовать в ос вобождении города Котельнико- во, расположенного недалеко от Сталинграда. Зима 1942—43 гг. выдалась не обычно морозная, ветренная. 28 декабря наша бригада с большим трудом и с немалыми потерями ночью форсировала реку Дон. Достигнув берега, мы стали рас- средотачиваться. А укрыться не где — снега нет, мерзлую землю ничем не угрызешь и немцы ве дут сплошной пулеметный и ми нометный огонь по нашим вой скам. Особенно донимал нас один фа шистский пулемет. Я попросил разрешения у своего командира ликвидировать эту огневую точ ку. Вдвоем с товарищем попол зли мы по открытой местности. Немцы постоянно освещали берег ракетами. Во время их вспышек мы маскировались рядом с уби тыми солдатами. И вот, наконец, добрались до дзота. Выбрав под ходящий момент, бросили одну за другой гранаты. Раздались взрывы и дзот замолчал. И в этот же миг послышались крики «ура!» наших солдат. Через некоторое время мы взя ли село Захаровку, где после на летов на Сталинград отдыхали немецкие летчики. Застали их врасплох, так что почти никто из фашистов не смог скрыться. Большинство немецких самолетов больше не поднялись в воздух. А утром, 29 декабря, город Ко тельникове был освобожден. Ве чером мы узнали, что Родина вы соко оценила наше мужество и отвагу — нашему танковому кор пусу было присвоено звание гвар дейского. ...Минуло уже 40 лет после тех тяжелых, героических военных дней. Но воспоминания о них жи вы. Нельзя допустить, чтобы вновь все это повторилось. И се годня я счастлив, что нахожусь еще в трудовом строю, вношу своей работой вклад в дело мира, завоеванного такой дорогой це ной. Д . МИЛ ЬКОВ , электрик корпуса МС-4,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz