Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » ст р. 8 -V- С о ц и а л и с т и ч е с к о е ® О П Ы Т • П Р О Б Л Е М Ы • с о р е в н о в а н и е П Е Р С П Е К Т И Н Ы Активным внедрением бригад­ ной формы организации и оплаты труда на нашем заводе начали за­ ниматься в 1979 году. К этому побудила создавшаяся ситуация: постоянная нехватка производст­ венных и вспомогательных рабо­ чих, неритмичная деятельность цехов и завода в целом. Судите сами: ни за один год IX пятилетки, ни за первые годы X пятилетки завод ни разу не достиг производственных мощно­ стей по выпуску пропашных 1рак- торов. Более того, 12—14 процен­ тов их выпуска приходилось на выходные дни. Поэтому необхо­ димо было усилить ответствен­ ность каждого работника за об­ щие результаты деятельности за­ вода. Сама жизнь подсказала вы­ ход из трудного положения — это переход на бригадную форму организации и оплаты труда. Бригады существовали на за­ воде и ранее. Так, в 1977 году охват рабочих бригадными фор­ мами груда составлял 16,8 про­ цента от общей численности. Но что это были за бригады? Они создавались в основном по техно­ логическому принципу, там, где индивидуальная организация тру­ да была невозможна. К ним от­ БРИГАД АМ - Ш И РО К УЮ Д ОРОГУ носились, в первую очередь, бри­ гады, обслуживающие кузнечные молоты и прессы, конвейеры в ли­ тейных цехах, а также ремонтни­ ки. Эти коллективы были, как пра­ вило, малочисленны и не отвеча­ ли требованиям бригад нового типа. В начале Х4 пятилетки внедре­ ние бригадной формы организа­ ции труда было поставлено на за­ воде на плановую основу. В ре­ зультате проведенной работы удельный вес рабочих, объединен­ ных в бригады, возрос в 1983 го­ ду до 63,7 процента. Сейчас в производственных подразделени­ ях предприятия созданы и успеш­ но работают более 880 бригад. 68 процентов рабочих трудятся в них на единый наряд с опла­ той труда по конечным результа­ там. Изменился и качественный состав бригад. В цехах действу­ ют более 300 комплексных кол­ лективов. Из них 134—сквозные. Средняя численность рабочих до­ стигла в каждой 9—12 человек. К концу текущей пятилетки на­ мечено довести процент охвата рабочих бригадными формами труда до 75 процентов. Благотворные последствия пе­ рехода на новую форму работы с одновременным совершенствова­ нием системы планирования и оплаты труда очевидны. Только за счет сокращения потерь рабо­ чего времени производительность труда повысилась на 3,4 процен­ та. Благодаря овладению смеж­ ными профессиями и расширению зон обслуживания высвобожде­ ны 70 человек, что позволило по­ лучить экономию от снижения се­ бестоимости продукции в сумме 54,6 тысячи рублей. Планомерная и последователь­ ная работа по внедрению бригад­ ных форм организации и оплаты труда проводится в цехах: треть­ ем и четвертом тракторных, прес­ совом, ремонтно - строительном. При высоком охвате рабочих в них большое внимание уделяется качественному составу бригад, распределению заработной пла­ ты по коэффициенту трудового участия. По итогам работы в 1981— 1982 годах ряд бригад из этих цехов были признаны лучшими среди родственных коллективов ВIIО «Союзсельхозтрактор». Это бригады маляров М. Р. Сурино­ вой, слесарей-сборщиков В. А. Ковешникова из прессового цеха. Внедрение бригадной формы организации груда повысило не только эффективность работы, но и способствовало созданию благо­ приятного социально-психоЛогиче- ского климата. Так, анализ рабо­ ты коллективов, в которых бри­ гадная форма стала основной, по­ казывает, что количество наруше­ ний трудовой дисциплины, а сле­ довательно, внутрицеховые потери рабочего времени значительно со­ кратились, улучшилось и качест­ во. Например, в бригадах термо­ обрубного отделения сталелитей­ ного корпуса, руководимых М. А. Нестеровым, П. Г. Кудряшовым, В. Г. Курбатовым благодаря зна­ чительному росту производитель­ ности труда и сокращению чис­ ленности рабочих количество на­ рушений трудовой дисциплины сократилось на 31 процент по сравнению с 1981 годом. Создание бригад — это слож­ ный процесс. К сожалению, неко­ торые начальники цехов — вто­ рого и пятого тракторного, сбор ки трансмиссий, а также руково­ дители некоторых отделов и глав- вые специалисты формал ь н о относятся к развитию бригадных форм организации труда. В рабо­ ту по созданию бригад не вклю­ чились по-настоящему мастера. Не везде активно участвуют в этом и отдельные цехкомы проф­ союза. В целях повышения активности всех ведущих функциональных служб заводоуправления, цехов и общественных организаций на предприятии разработан комп­ лексный план по развитию бри­ гадных форм организации труда на 1982—1985 годы, утвержден регламент его внедрения и совер­ шенствования, определены обязан­ ности каждого подразделения, каждой службы. А. БАБАНОВ, заместитель начальника ООТиЗ. В о с п и т а н и е к о л л е к т и в о м Нина Нестеровна Абравитова, которую вы видете на снимке, идет в авангарде социалистического соревнования в четвертом тракторном цехе. Свои задания передовая рабочая перевыполняет в полтора и более раза. Фото В. Лизунова. Преимущества очевидны Когда в 1976 году в третьем тракторном цехе начали зани­ маться внедрением бригадной формы организации груда, мно­ гие рабочие отнеслись к новшест­ ву весьма настороженно. Да и понятно: каждый привык рабо­ тать на себя. Поэтому менять что-нибудь никто не хотел. Это в других профессиях лучше рабо­ тать бригадой, рассуждали неко­ торые. К примеру, строителям. Иначе им нельзя: один человек дом не построит. Но вот совсем другое дело, когда работаешь за станком. Управляешься сам, и вроде бы нет никакой нужды объединяться в бригады. Но в цехе пошли на экспери­ мент. Начали создавать бригады на самых трудных участках, где не удовлетворительно обстояло дело и с выполнением плана, и с трудовой дисциплиной. Это дела­ лось для того, чтобы с переходом на новую форму организации тру­ да сплотить коллектив, вывести ею из отстающих и в дальней­ шем доказать рабочим, что бри­ гады имеют значительное преиму­ щество. В виде эксперимента был вы­ бран четвертый участок, который нестабильно работал уже дли­ тельное время. Бригадиром утвер­ дили опытного рабочего Ивана Ивановича Аникеева. Включили в бригаду и квалифицированных специалистов, и середнякоз, и мо­ лодежь. Было все как положено в этом коллективе: единый наряд, коэффициент трудового участия. И на бумаге бригада смотрелась вроде бы неплохо. Только на бу­ маге. Но в цехе не учли многого. Выяснилось, что в отдельных практических вопросах специали­ сты, взявшиеся за внедрение нов­ шества, в общей спешке до кон­ ца не разобрались. К тому же, нелады вышли и с оплатой. У ра­ бочих резко упал заработок. Не учли еще и так называемого «человеческого фактора». А рабо­ чим требовалось время, чтобы примериться к новому, понять, что оно лучше, а не хуже. Но очень уж хотелось сразу получить все те выгоды, которые сулил прогрессивный метод организации труда. В результате бригада не просуществовала и месяца, рас­ палась. Осталось одно — начи­ нать все с начала, с азов. И здесь стало ясно, что начи­ нать надо не с вопросов оплаты труда, как необдуманно поступи­ ли ранее, оторвав ее от техноло­ гической и организационной осно­ вы, а именно с создания этой ос­ новы. В цехе рассуждали так: бесперспективно начинать пере­ стройку организации и оплаты труда при низком уровне механи­ зации. Поэтому первое, за что взялись — модернизация обору­ дования. На том же четвертом участке обновили станочный парк, были заменены несколько восьми­ шпиндельных токарных полуав­ томатов. И все это делалось в предвидении того, что хозрасчет­ ная бригада станет основной про­ изводственной единицей, интере­ сам ее ритмичности и слаженно­ сти будет подчинено все. Другим экзаменом стало внима­ тельное изучение мнения рабо­ чих, разъяснение им преимуществ бригадной формы организации труда. Причем, у рабочих не про­ сто спрашивали мнение, а совето­ вались: стоит ли создавать на их участках бригады, кого в новые коллективы включать и так далее. Попутно изучали опыт в других цехах. И руководителям цеха, плановым службам, партийной и общественным организациям уда­ лось главное: переход к коллек­ тивным формам организации тру­ да позволил обогатить человека знаниями, выявить в нем неви­ данный ресурс творческих воз­ можностей, мастерства, инициа­ тивности, словом, всего того, что можно назвать хозяйским отно­ шением к делу. И вот, когда была проведена вся подготовительная работа в один год создали сразу три бри­ гады. Одна из них была органи­ зована на том же четвертом уча­ стке под руководством Ивана Ивановича Аникеева. Две другие возглавили также опытные рабо­ чие Петр Александрович Ушков и Анатолий Иванович Брыкин. Про­ ходил месяц, другой. Все три коллектива работали в полную силу, каждый день обеспечивая успешное выполнение своих зада ­ ний. Весь цех следил за их рабо­ той. На специальной доске пока­ зателей вывешивались результаты труда бригад. И цифры убежда­ ли, что после объединения уча­ сток заработал лучше, резко упа­ ло число нарушителей дисципли­ ны, вырос заработок. Сомневающихся в преимущест­ вах бригадной формы организа­ ции труда становилось все мень­ ше. Люди убеждались на практи­ ке в совершенстве новой системы. А совет хозрасчетной бригады стал самым лучшим контролером, воспитателем. Ибо члены совета, те же рабочие коллектива, сооб­ ща определяли меру труда каж­ дого. У совета немало прав, по­ могающих наводить порядок на производстве. Скажем, завелся в бригаде прогульщик или бездель­ ник. Раньше ими начальство за­ нималось. Теперь — сами рабо­ чие. Итак, новая бригадная система оправдала себя в третьем трак­ торном цехе. Особенно на основ­ ном производстве. В коллективе хорошо помнят, какие сбои в ра­ боте происходили на первом уча­ стке по обработке корпуса транс­ миссий до организации на нем бригады. Здесь, можно сказать, дневали и ночевали не только ру­ ководители третьего тракторного цеха, но и начальник цеха сборки трансмиссий. Чего только не предпринималось! Ничего не по­ могало. И только с созданием бригады, проведенной соответст­ вующей подготовительной работы, участок заработал на полную мощь. На сегодняшний день в треть­ ем тракторном цехе насчитывает­ ся 18 бригад. Каждый рабочий владеет 2—3 смежными профес­ сиями, что, дает возможность за­ менить отсутствующего товарища. А в отдельных бригадах рабочие трудятся с меньшей численностью. И с планами справляются успеш­ но. Коллективный труд значительно повысил творческую инициативу членов бригады, что дает возмож­ ность изыскивать новые резервы роста производительности труда и снижения трудоемкости изго­ товления деталей. Так, в брига­ де И. И. Аникеева за счет раци­ онального использования рабоче­ го времени, экономного расходо­ вания режущего инструмента, бе­ режного отношения к оборудова­ нию снижена трудоемкость изго­ товления стаканов подшипников на одну минуту. В результате по­ лучен экономический эффект в сумме 900 рублей. На видном месте в цехе выве­ шена таблица, в которой отража­ ется работа некоторых бригад, их членов. И по ней уже видно, кто как работает. Надо победителя в соцсоревновании определить, по­ жалуйста, они вот — споров нет, все ясно. Причем, трудовому со­ перничеству как среди бригад, так и внутри коллективов в цехе придают немалое значение. Это объясняется тем, что именно со­ ревнование помогает регулировать отношения в бригадах, поддержи­ вать их в состоянии движения, развития. Нельзя сказать, что с бригад­ ной формой организации труда в третьем тракторном цехе сегод­ ня все благополучно. На от­ дельных участках, в частности, на седьмом, новая система еще се­ бя не утвердила. Вырабатывается здесь собственная программа пе­ рехода на бригадный хозрасчет. И лишь основательная подготовка станет залогом прочности созда­ ваемых коллективов, залогом ус­ пеха всего цеха. Т ЮРОВА. В нынешнем году исполняется ровно двадцать лет моей работы на тракторном заводе. И все эти годы я трудился в одном цехе — тракторосборочном. Пришел сюда, когда мне было девятнадцать лет. Имел специальность автослесаря, которой обучился в одной из ав ­ токолонн города. Так что общее представление о своей будущей работе на главном конвейере уже имел. И все же в первые дни было нелегко. Быстрый ритм конвейе­ ра не позволял останавливаться ни на минуту. Ведь на каждую операцию отводилось считанное время. Я знал, что допусти в своем деле далее небольшую оп­ лошность, она тут же скажется на всей работе конвейера. Поэто­ му старался работать быстро. Выручали здесь, в первую оче­ редь, молодость, юношеская хват­ ка, сила и энергия. Может быть я так и остался работать на конвейере, если бы два года назад не предложили перейти в бригаду. Собрали нас семь человек. В основном это бы­ ли рабочие с немалым трудовым стажем, опытом, профессиональ­ ными навыками. Знаем мы друг друга уже давно: работали вме­ сте долгие годы. Это, к примеру, Сергей Василь­ евич Полунин, удостоенный вы­ сокого звания «Почетный тракто­ ростроитель», братья Дмитрий Ильич и Иван Ильич Иноземце­ вы, Леонид Васильевич Жемчуж­ ников, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. А' своим бригадиром мы' выбрали Сергея Васильевича Савочкина, пользующего доброй славой и большим авторитетом среди води- телей-испытателей. И вот, когда собрали нас вме­ сте — объяснили чем будем зани­ маться, какую выгоду будет иметь каждый из нас, а в целом весь завод. А должны мы были быстро определять и устранять средние дефекты в только что сошедших с конвейера машин. С этой задачей ранее не могла спра­ виться так называемая тяжелоде­ фектная группа слесарей. Она в основном исправляла лишь боль­ шие погрешности, допущенные при сборке пропашного трактора. А легко устранимые недоделки или же упускала из виду, или не было времени их устранять. В ре­ зультате число некомплектных машин росло с каждым месяцем. С большим желанием взялась наша бригада за новую работу. Причем, трудились мы по едино­ му наряду. Каждый мог устра­ нять любые дефекты — и мелкие, и сложные. С каждой неделей росли темпы обработки и сдача полностью укоплектованных ма­ шин. Да и преимущество бригад­ ной формы организации труда коллектив почувствовал в пер­ вые же месяцы. За два года существования в нашей бригаде не было ни нару­ шений трудовой дисциплины, ни увольнений из коллектива. Это результат слаженности и большо­ го взаимопонимания членов бри­ гады, хорошо продуманной орга­ низации и оплаты нашей работы. И. ЕГОРОВ, водитель-испытатель тракторосборочного цеха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz