Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 5 Р а б о ч и е — х о з я е в а п р о и з в о д с т в а К алини н с ки й о рд ен а Труд ово го Кр а сно го З н ам е н и п о ли г р афич е ский к ом б и н а т почти к аж ды й д ен ь посеща - . ют гости. Ср еди них не тол ь ко пр ед с т а ви т ели ро д с т в е н ных пр едприя тий , но и д ру гих о т р а сл е й н ародно го хо з яй с т в а . Чем вы з в а н т а кой повышенный интерес к р а б о т е к а линин ских поли гр афи с тов ? Н а комбин ат е , но сящ ем з в ани е п р ед при я ти я к омм у нистического т руд а , н а к опл ен бо га тый опыт по пр и в л е чению с амы х широких м а с с т р у д ящ и х с я к у пр а в л ению прои зводс твом . П р о б уж д е н и е з а ин т ер е со в анн о с ти рабочих , и нж е н е р но -технических р а б о тни ко в п с л уж ащ и х в д е л а х к ом б и н а т а н ач ин а е т с я с их уч ас тия в п л а ни ро в ании п р о и з в о д ства . Ни один годовой , к в ар т ал ьный , ' месячный план не у т в е рж д а е т с я без широко го о б с уж д е н и я - в с е х его п у н к - ~ тов на собр ан и ях , в б р и г а д а х , н а уч а с т к ах , в цехак . Р о л ь к о л л е к ти в а п о л п г р аф к ом б н н а т а в с о в е рш е н с т вовании прои з вод с тв а я рко пр о я в л я е т с я в обеспечении р еж и м а экономии , б ер еж л и в о г о о тношения к с о ц и ал и с тической собственности и. р абоч ему времени . Уж е д а в н о п р иж и л с я на пр едприя тии б ри г адный под ряд . Чи сло колл ективов , р а б о т ающ и х по этому методу , постоянно р а с т е т и о х в а ты в а е т у ж е более 40 процентов поли гр афи с т о в . Н е д а вн о о р г а н и з о в а н а с п е ц и а л ь н а я с к в о з н а я б р и г а д а , р а б о т аю щ а я на один н аряд . П а р т и й н а я и пр оф сою зн а я о р г а н и з а ц и и д е л аю т все, чтобы сод ей с тво в а т ь р а з ви тию с амы х р а з н о о б р а з ны х форм уч ас тия к о л л е к т и в а в у п р а в л ени и прои зводством ч ере з р або т у постоянно д ей с твующи х прои зводс твенных со в ещаний и обще с твенно го о т д ел а кад ро в , д е я т е л ь ность постов н ародно го кон трол я и «Комсомол ьско го п р ож е к т о р а » . Все это во спи ты в а е т у к аж д о г о рабочего чувство хо зяин а пр едприя тия , чувство большой о т в е тс т венности за общи е д ел а . Д л я К алинин с ко го пол и г р афич е ск о г о к ом б ин а т а х а р а к т е р н а вы со ка я с т абил ьн о с т ь кол л е к ти в а . Текучесть к а д р о в зд е сь вдвое меньше , чем в средн ем на ро д с т в е н ных пр едприя тиях . - К аж ды й р а б о т ающ и й на к ом б ин а т е з н а е т свою п ер спективу , во зм ожн о с ти проф е с сион ал ьно го и с л уж ебно г о роста . Н а пр едприя тии , особенно ср еди руководит ел ей , нет людей «со стороны» . Многи е ком а н ди ры пр о и з водств н ачин али зд е сь рядо выми рабочими . На снимк ах : (сл ева н а п р а в о ) п ечатники А. Б. Б е л я в ский, В. С. Х а р л ам о в и Ю. Я- Гл а зырин . Они р а б о т аю т по упло тн енным норм ам р а сход а бумаги . Фо тохрони ка ТАСС . НА Р О Д С Т В Е Н Н Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х Д о с т о й н ы й п р и м е р Юрий Владимирович Андропов ма июньском Пленуме ЦК КПСС говорил, что «...необходимо сос редоточить внимание на таких целях соревнования, как повыше ние качества продукции, увеличе ние использования производст венных мощностей, сырья, энер гии, рабочего времени. II, конеч но,' разумная экономия на всем— от тонны металла до килограмма хлеба». Невозможно не согласить ся с этими словами. Тракторостроители Волгограда справляются с производственны- . ми заданиями. На лицевом счету нашего завода немало трудовых •шобед. Но как лее обстоят дела с экономией энерторесурсов? Отдельные цехи добились ощу тимых результатов в экономии электроэнергии, условного топли ва, сжатого воздуха, ‘ Так за июль текущего года це хами кузнечного производства* сэкономлено 68 тысяч киловатт- часов электроэнергии и 767 тонн условного топлива. Коллектив прессово-штампового цеха — 70 тысяч киловатт-часов электро энергии, а в цехе рам за это вре мя сэкономили 276 киловатт-ча сов и 13 тонн условного топлива. А вот коллектив сборочного цеха № 1 бережно расходовал сжатый воздух, в результате чего месяч ная его экономия составила 5 ты сяч кубометров. В сборочном це хе № 2 в этом отношении доби лись больших результатов, удво ив этот показатель. - Достижения, безусловно, хоро шие. Остальным цехам и отде лам есть на кого равняться. Е. ВЛАСОВА, экономист ОГЭ. Б Р И Г А Д Н А Я Ф ОРМ А Т Р УД А ; д о с т и ж е н и я , п у т и р а з в и т и я С созданием механизированных поточных линий усиливаются вза имосвязи и взаимная зависимость между рабочими, что обусловли вает необходимость бригадной ор- ганизации труда. А в условиях комплексной автоматизации про изводственных процессов, осно ванной на использовании автома тических линий, полностью иск лючается возможность индивиду альной работы. Бригадная форма организации- труда, возросший образователь ный и культурный уровень рабо чих способствуют повышению их квалификации, творческому под ходу к выполнению порученного дела. В частности, в комплексных бригадах, члены которых владе ют несколькими профессиями и имеют высокую квалификацию, значительно быстрее осваивается производство новой продукции. Дальнейшее распространение к повышение эффективности бри гадной формы организации и оп латы труда входит в число мер по совершенствованию управле ния и повышению уровня хозяй ствования, предусмотренных Ос новными направлениями экономи ческого и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. БРИГАДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ Большую роль в повышении эффективности производства и совершенствовании организации- и оплаты труда играют советы бри гад и бригадиров, которые явля ются новой формой проявления производственной демократии. Например, в ПО «Агоммаш» соз даны и функционируют 376 сове тов бригад, в состав которых входят 1439 передовых рабочих. В Объединении действуют совет бригадиров (29 человек) и его президиум при генеральном ди ректоре. Совет бригадиров объ единения на своих заседаниях рассматривает вопросы загрузки оборудования, особенно уникаль ного, планирования работ участ кам,. бригадам, организации и оплаты труда'. Кроме того, он уделяет большое внимание воспи танию и подготовке молодых ра бочих (бригадиры выступили с инициативой по закреплению уча щихся ГПТУ, проходивших прак тику в объединении, за их брига дами). Бригады как первичные трудо вые коллективы имеют право самостоятельно решать многие производственные и социальные вопросы. Они определяют в пре делах установленных им норма тивов и средств размеры премий и заработка, выплачиваемых каж дому члену коллектива с учетом его реального вклада ' в общие результаты работы: представляют членов бригады к установлению надбавок и доплат за професси ональное мастерство и совмеще ние профессий, рекомендуют ад министрации и профсоюзной орга низации изменять в установлен ном порядке разряд работника с учетом качества его работы; оп ределяют: победителей социали стического соревнования внутри бригады и размеры их поощре ния. Бригада приобретает само стоятельность в планировании ра боты, изыскивая пути наиболее рационального использован и я имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Так, на кировоградском заводе «Красная звезда» и ряде других предприятий по инициативе бри гад введен .порядок, при котором объемы заданий не подлежа? корректировке в связи с умень шением численности работающих в бригаде\или увеличением невы ходов на работу. При современ ной демографической ситуации, когда предприятия нередко ли шены возможности восполнить дефицит рабочей силы на тех или иных участках, такая инициатива является важным фактором ста бильного выполнения производст венных обязательств. ЧТО СДЕЛАНО Па современном этапе повыше ние эффективности работы каж дой бригады — наиболее актуаль ная задача. О реальности ее ре шения свидетельствует анализ успешной работы более тысячи бригад в период 1979 — 1982 гг. Он показывает, что прирост про изводительности труда в этих бригадах составил в среднем в год создания 5—6 проц.; в пер вый год после организации — 6—8; во второй год — 8—9 про центов. Для сравнения отметим, что на участках производства, где были’ сформированы бригады, в год, предшествовавший их организа ции, прирост производительности труда составил в среднем 2—3 процента. Несколько, улучшилось соотно шение между ростом производи- тельности труда и заработной платы. Если до перехода на бри гадную форму на 1 проц. прирос та производительности труда при ходилось 0,72 процента прироста заработной платы, то после пере хода этот показатель составил 0,65 процента. При бригадной организации стабилизировались трудовые кол лективы, укрепилась производст венная и трудовая дисциплина, улучшилось использование рабо чего времени. Текучесть кадров, например, снизилась в 1,5 раза; количество прогулов на одного человека — в 4, внутрисменные потери рабочего времени — в 2— 2,5 раза. Значительно ускорился рост квалификации работников. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В последнее время налюдается значительный рост числа комп лексных бригад, включающих ра бочих разных профессий. По сравнению со специализирован ными бригадами, состоящими из рабочих одной профессии, в них создаются лучше условия для за крепления за коллективом завер шенной части общего производст венного процесса. Все более широкое развитие получают и сквозные бригады ( в них включаются рабочие всех смен). В промышленности треть бри гад имеет пока численность 5 и менее человек. В малых бригадах не в полной мере реализуются такие преимущества коллективной организации труда, как возмож ность освоения смежных профес сий, повышения квалификации молодых рабочих, взаимопомощи и усиления трудовой и производ ственной дисциплины- участия ра бочих в управлении производст вом. В настоящее время в порядке эксперимента на предприятиях ряда отраслей промышленности внедряется система Волжского автомобильного завода, на ко тором большая часть бригад — сквозные, полностью выполняю щие законченный объем работ. Численность работающих в таких бригадах составляет от 30 до 100 человек, возглавляют работу мас тера, которые руководят произ-' водством в тесном контакте с со ветами бригад. ОПЛАТА ТРУДА Главное направление совершен ствования системы заработной платы при переходе на новую бригадную форму заключается в усилении стимулирования конеч ных результатов коллективного труда с помощью установления комплексных расценок на плано во-учетную продукцию и коллек тивное премирование за высокие конечные результаты работы бри гады в целом. Задача состоит не в том, чтобы заменить личную заинтересован ность коллективной, а в том, что бы сохранить положительные сто роны индивидуальной сдельной оплаты и устранить ее недостат ки (такая форма оплаты заинте ресовывает рабочего только в увеличении объема произведенной продукции или выполненной ра боты). Бригадная форма оплаты труда позволяет с помощью ус тановления коэффициентов трудо вого участия (КТУ) учесть при оценке личного вклада каждого и другие факторы: передачу опы та, оказание помощи товарищам, освоение нескольких профессий и операций, трудовую и производ ственную дисциплину, качество работы и т. д. На сегодняшний день в целом по стране КТУ применяют только 30,6 проц. бритад. Между тем для существенного повышения эффективности бригадной формы оплаты труда необходимо, чтобы КТУ применялись шире. Важное направление повыше ния эффективности коллективной формы организации -и оплаты труда — развитие бригадного хозрасчета, что способствует бо лее полному использованию ре сурсов и снижению трудовых Я1 материальных затрат на произ водство продукции. Пока из каждых десяти бригад только одна работает по методу хозяйственного расчета. В по следние годы количество хозрас четных бригад увеличивается значительно быстрее количества бригад в целом. Оценивая в целом развитие бригадной формы организации и оплаты труда, следует отметить ее неоспоримые преимущества как социалистической формы хо зяйствования. Вместе с тем надо признать, что в деле повышения ее эффективности есть еще нема лые резервы. Добиться их полно го использования — задача се годняшнего дня. И. ШАПИРО, доктор экономических наук, профессор. Б е л о р у с с к а я ССР . В п р о изводственном объедин ении «Б о б р у й с кши н а » строится з а в о д с в е р х к р у п н о г а б а р и т ных шин д л я 120- и 180-тон- ных Б е лА З о в . Д л я освоения нового т ехнологиче ского процесса на пр едприя тии со зд ан э к сп ер им ен т ал ьны й уч а с т о к (на с нимк е ) . Зд е с ь у ж е и з го товл ены опытные о б р а з цы гигантских п о к ры шек д и ам е т р ом 3,5 метра . Но вы е шины — бескамер - ные , с г ерм е ти зирующим слоем . Они зн ачи т ел ьно прочнее и д олгов ечн е е к а мерных .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz