Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 5 Р а б о ч и е — х о з я е в а п р о и з в о д с т в а К алини н с ки й о рд ен а Труд ово го Кр а сно го З н ам е н и п о ли г р афич е ский к ом б и н а т почти к аж ды й д ен ь посеща - . ют гости. Ср еди них не тол ь ко пр ед с т а ви т ели ро д с т в е н ­ ных пр едприя тий , но и д ру гих о т р а сл е й н ародно го хо ­ з яй с т в а . Чем вы з в а н т а кой повышенный интерес к р а б о т е к а ­ линин ских поли гр афи с тов ? Н а комбин ат е , но сящ ем з в ани е п р ед при я ти я к омм у ­ нистического т руд а , н а к опл ен бо га тый опыт по пр и в л е ­ чению с амы х широких м а с с т р у д ящ и х с я к у пр а в л ению прои зводс твом . П р о б уж д е н и е з а ин т ер е со в анн о с ти рабочих , и нж е н е р ­ но -технических р а б о тни ко в п с л уж ащ и х в д е л а х к ом б и ­ н а т а н ач ин а е т с я с их уч ас тия в п л а ни ро в ании п р о и з в о д ­ ства . Ни один годовой , к в ар т ал ьный , ' месячный план не у т в е рж д а е т с я без широко го о б с уж д е н и я - в с е х его п у н к - ~ тов на собр ан и ях , в б р и г а д а х , н а уч а с т к ах , в цехак . Р о л ь к о л л е к ти в а п о л п г р аф к ом б н н а т а в с о в е рш е н с т ­ вовании прои з вод с тв а я рко пр о я в л я е т с я в обеспечении р еж и м а экономии , б ер еж л и в о г о о тношения к с о ц и ал и с ­ тической собственности и. р абоч ему времени . Уж е д а в н о п р иж и л с я на пр едприя тии б ри г адный под ­ ряд . Чи сло колл ективов , р а б о т ающ и х по этому методу , постоянно р а с т е т и о х в а ты в а е т у ж е более 40 процентов поли гр афи с т о в . Н е д а вн о о р г а н и з о в а н а с п е ц и а л ь н а я с к в о з н а я б р и г а д а , р а б о т аю щ а я на один н аряд . П а р т и й н а я и пр оф сою зн а я о р г а н и з а ц и и д е л аю т все, чтобы сод ей с тво в а т ь р а з ви тию с амы х р а з н о о б р а з ны х форм уч ас тия к о л л е к т и в а в у п р а в л ени и прои зводством ч ере з р або т у постоянно д ей с твующи х прои зводс твенных со в ещаний и обще с твенно го о т д ел а кад ро в , д е я т е л ь ­ ность постов н ародно го кон трол я и «Комсомол ьско го п р ож е к т о р а » . Все это во спи ты в а е т у к аж д о г о рабочего чувство хо зяин а пр едприя тия , чувство большой о т в е тс т ­ венности за общи е д ел а . Д л я К алинин с ко го пол и г р афич е ск о г о к ом б ин а т а х а ­ р а к т е р н а вы со ка я с т абил ьн о с т ь кол л е к ти в а . Текучесть к а д р о в зд е сь вдвое меньше , чем в средн ем на ро д с т в е н ­ ных пр едприя тиях . - К аж ды й р а б о т ающ и й на к ом б ин а т е з н а е т свою п ер ­ спективу , во зм ожн о с ти проф е с сион ал ьно го и с л уж ебно г о роста . Н а пр едприя тии , особенно ср еди руководит ел ей , нет людей «со стороны» . Многи е ком а н ди ры пр о и з ­ водств н ачин али зд е сь рядо выми рабочими . На снимк ах : (сл ева н а п р а в о ) п ечатники А. Б. Б е л я в ­ ский, В. С. Х а р л ам о в и Ю. Я- Гл а зырин . Они р а б о т аю т по упло тн енным норм ам р а сход а бумаги . Фо тохрони ка ТАСС . НА Р О Д С Т В Е Н Н Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х Д о с т о й н ы й п р и м е р Юрий Владимирович Андропов ма июньском Пленуме ЦК КПСС говорил, что «...необходимо сос­ редоточить внимание на таких целях соревнования, как повыше­ ние качества продукции, увеличе­ ние использования производст­ венных мощностей, сырья, энер­ гии, рабочего времени. II, конеч­ но,' разумная экономия на всем— от тонны металла до килограмма хлеба». Невозможно не согласить­ ся с этими словами. Тракторостроители Волгограда справляются с производственны- . ми заданиями. На лицевом счету нашего завода немало трудовых •шобед. Но как лее обстоят дела с экономией энерторесурсов? Отдельные цехи добились ощу­ тимых результатов в экономии электроэнергии, условного топли­ ва, сжатого воздуха, ‘ Так за июль текущего года це­ хами кузнечного производства* сэкономлено 68 тысяч киловатт- часов электроэнергии и 767 тонн условного топлива. Коллектив прессово-штампового цеха — 70 тысяч киловатт-часов электро­ энергии, а в цехе рам за это вре­ мя сэкономили 276 киловатт-ча­ сов и 13 тонн условного топлива. А вот коллектив сборочного цеха № 1 бережно расходовал сжатый воздух, в результате чего месяч­ ная его экономия составила 5 ты­ сяч кубометров. В сборочном це­ хе № 2 в этом отношении доби­ лись больших результатов, удво­ ив этот показатель. - Достижения, безусловно, хоро­ шие. Остальным цехам и отде­ лам есть на кого равняться. Е. ВЛАСОВА, экономист ОГЭ. Б Р И Г А Д Н А Я Ф ОРМ А Т Р УД А ; д о с т и ж е н и я , п у т и р а з в и т и я С созданием механизированных поточных линий усиливаются вза ­ имосвязи и взаимная зависимость между рабочими, что обусловли­ вает необходимость бригадной ор- ганизации труда. А в условиях комплексной автоматизации про­ изводственных процессов, осно­ ванной на использовании автома­ тических линий, полностью иск­ лючается возможность индивиду­ альной работы. Бригадная форма организации- труда, возросший образователь­ ный и культурный уровень рабо­ чих способствуют повышению их квалификации, творческому под­ ходу к выполнению порученного дела. В частности, в комплексных бригадах, члены которых владе­ ют несколькими профессиями и имеют высокую квалификацию, значительно быстрее осваивается производство новой продукции. Дальнейшее распространение к повышение эффективности бри­ гадной формы организации и оп­ латы труда входит в число мер по совершенствованию управле­ ния и повышению уровня хозяй­ ствования, предусмотренных Ос­ новными направлениями экономи­ ческого и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. БРИГАДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ Большую роль в повышении эффективности производства и совершенствовании организации- и оплаты труда играют советы бри­ гад и бригадиров, которые явля­ ются новой формой проявления производственной демократии. Например, в ПО «Агоммаш» соз­ даны и функционируют 376 сове­ тов бригад, в состав которых входят 1439 передовых рабочих. В Объединении действуют совет бригадиров (29 человек) и его президиум при генеральном ди­ ректоре. Совет бригадиров объ­ единения на своих заседаниях рассматривает вопросы загрузки оборудования, особенно уникаль­ ного, планирования работ участ­ кам,. бригадам, организации и оплаты труда'. Кроме того, он уделяет большое внимание воспи­ танию и подготовке молодых ра ­ бочих (бригадиры выступили с инициативой по закреплению уча­ щихся ГПТУ, проходивших прак­ тику в объединении, за их брига­ дами). Бригады как первичные трудо­ вые коллективы имеют право самостоятельно решать многие производственные и социальные вопросы. Они определяют в пре­ делах установленных им норма­ тивов и средств размеры премий и заработка, выплачиваемых каж­ дому члену коллектива с учетом его реального вклада ' в общие результаты работы: представляют членов бригады к установлению надбавок и доплат за професси­ ональное мастерство и совмеще­ ние профессий, рекомендуют ад­ министрации и профсоюзной орга­ низации изменять в установлен­ ном порядке разряд работника с учетом качества его работы; оп­ ределяют: победителей социали­ стического соревнования внутри бригады и размеры их поощре­ ния. Бригада приобретает само­ стоятельность в планировании ра­ боты, изыскивая пути наиболее рационального использован и я имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Так, на кировоградском заводе «Красная звезда» и ряде других предприятий по инициативе бри­ гад введен .порядок, при котором объемы заданий не подлежа? корректировке в связи с умень­ шением численности работающих в бригаде\или увеличением невы­ ходов на работу. При современ­ ной демографической ситуации, когда предприятия нередко ли­ шены возможности восполнить дефицит рабочей силы на тех или иных участках, такая инициатива является важным фактором ста­ бильного выполнения производст­ венных обязательств. ЧТО СДЕЛАНО Па современном этапе повыше­ ние эффективности работы каж­ дой бригады — наиболее актуаль­ ная задача. О реальности ее ре­ шения свидетельствует анализ успешной работы более тысячи бригад в период 1979 — 1982 гг. Он показывает, что прирост про­ изводительности труда в этих бригадах составил в среднем в год создания 5—6 проц.; в пер­ вый год после организации — 6—8; во второй год — 8—9 про­ центов. Для сравнения отметим, что на участках производства, где были’ сформированы бригады, в год, предшествовавший их организа­ ции, прирост производительности труда составил в среднем 2—3 процента. Несколько, улучшилось соотно­ шение между ростом производи- тельности труда и заработной платы. Если до перехода на бри­ гадную форму на 1 проц. прирос­ та производительности труда при­ ходилось 0,72 процента прироста заработной платы, то после пере­ хода этот показатель составил 0,65 процента. При бригадной организации стабилизировались трудовые кол­ лективы, укрепилась производст­ венная и трудовая дисциплина, улучшилось использование рабо­ чего времени. Текучесть кадров, например, снизилась в 1,5 раза; количество прогулов на одного человека — в 4, внутрисменные потери рабочего времени — в 2— 2,5 раза. Значительно ускорился рост квалификации работников. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В последнее время налюдается значительный рост числа комп­ лексных бригад, включающих ра­ бочих разных профессий. По сравнению со специализирован­ ными бригадами, состоящими из рабочих одной профессии, в них создаются лучше условия для за ­ крепления за коллективом завер­ шенной части общего производст­ венного процесса. Все более широкое развитие получают и сквозные бригады ( в них включаются рабочие всех смен). В промышленности треть бри­ гад имеет пока численность 5 и менее человек. В малых бригадах не в полной мере реализуются такие преимущества коллективной организации труда, как возмож­ ность освоения смежных профес­ сий, повышения квалификации молодых рабочих, взаимопомощи и усиления трудовой и производ­ ственной дисциплины- участия ра­ бочих в управлении производст­ вом. В настоящее время в порядке эксперимента на предприятиях ряда отраслей промышленности внедряется система Волжского автомобильного завода, на ко­ тором большая часть бригад — сквозные, полностью выполняю­ щие законченный объем работ. Численность работающих в таких бригадах составляет от 30 до 100 человек, возглавляют работу мас­ тера, которые руководят произ-' водством в тесном контакте с со­ ветами бригад. ОПЛАТА ТРУДА Главное направление совершен­ ствования системы заработной платы при переходе на новую бригадную форму заключается в усилении стимулирования конеч­ ных результатов коллективного труда с помощью установления комплексных расценок на плано­ во-учетную продукцию и коллек­ тивное премирование за высокие конечные результаты работы бри­ гады в целом. Задача состоит не в том, чтобы заменить личную заинтересован­ ность коллективной, а в том, что­ бы сохранить положительные сто­ роны индивидуальной сдельной оплаты и устранить ее недостат­ ки (такая форма оплаты заинте­ ресовывает рабочего только в увеличении объема произведенной продукции или выполненной ра­ боты). Бригадная форма оплаты труда позволяет с помощью ус­ тановления коэффициентов трудо­ вого участия (КТУ) учесть при оценке личного вклада каждого и другие факторы: передачу опы­ та, оказание помощи товарищам, освоение нескольких профессий и операций, трудовую и производ­ ственную дисциплину, качество работы и т. д. На сегодняшний день в целом по стране КТУ применяют только 30,6 проц. бритад. Между тем для существенного повышения эффективности бригадной формы оплаты труда необходимо, чтобы КТУ применялись шире. Важное направление повыше­ ния эффективности коллективной формы организации -и оплаты труда — развитие бригадного хозрасчета, что способствует бо­ лее полному использованию ре­ сурсов и снижению трудовых Я1 материальных затрат на произ­ водство продукции. Пока из каждых десяти бригад только одна работает по методу хозяйственного расчета. В по­ следние годы количество хозрас­ четных бригад увеличивается значительно быстрее количества бригад в целом. Оценивая в целом развитие бригадной формы организации и оплаты труда, следует отметить ее неоспоримые преимущества как социалистической формы хо­ зяйствования. Вместе с тем надо признать, что в деле повышения ее эффективности есть еще нема­ лые резервы. Добиться их полно­ го использования — задача се­ годняшнего дня. И. ШАПИРО, доктор экономических наук, профессор. Б е л о р у с с к а я ССР . В п р о ­ изводственном объедин ении «Б о б р у й с кши н а » строится з а в о д с в е р х к р у п н о г а б а р и т ­ ных шин д л я 120- и 180-тон- ных Б е лА З о в . Д л я освоения нового т ехнологиче ского процесса на пр едприя тии со зд ан э к сп ер им ен т ал ьны й уч а с т о к (на с нимк е ) . Зд е с ь у ж е и з го товл ены опытные о б р а з цы гигантских п о к ры ­ шек д и ам е т р ом 3,5 метра . Но вы е шины — бескамер - ные , с г ерм е ти зирующим слоем . Они зн ачи т ел ьно прочнее и д олгов ечн е е к а ­ мерных .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz