Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Н А К О Н Т Р О Л Е « К И Р О В Ц А » — Л Т З - 1 4 5 В Р Е М Я Т О Р О П И Т Пройдена примерно пол овина пути сравнительных государст венных испытаний универсально пропа шных тракторов Л ТЗ-145 и МТЗ-142 ка к по времени, рак и по объему выполненных работ. Можно подвести некоторые ито ги. В КубНИИТиМе , являющемся ведущим институтом в системе Госкомсельхозтехники по испыта ниям тракторов, закончены срав нительные испытания машин на подготовке почвы, посеве и возде лывании сахарной свеклы, к у к у рузы, подсолнечника и сои, а также на скашивании зерновых в валки. Институт располагает со лидной базой, это лучшее пред приятие страны такого профиля со сложившейся системой и вы сококвалифицированными кадра ми, проводившими испытания всех отечественных и многих за рубежных тракторов. Поэтому мнение КубНИИТиМ а по этой или иной машине всегда было-ре шающим. Результаты эксплуатационно технологических испытаний пока зали, что на целом ряде работ у Л ТЗ-145 производительность вы ше, а погектарный расход топли ва в абсолютном большинстве случаев меньше, чем у МТЗ-142, до 20 процентов. Такие результа ты объясняются лучшими показа телями удельного расхода топли ва у двигателя Л ТЗ-145, более удачно подобранным скоростным рядом коробки передач, меньшей материалоемкостью агрегатов на базе ЛТЗ-145 за счет отсутствия у него балластных грузов. Для МТЗ-142 они необходимы в коли честве от 200' до 600 кг . практи чески на всех сельхозоперациях. Наш трактор отличается также меньшими механическими потеря ми в трансмиссии. Испытателями КубНИИТиМа по-прежнему отмечается отсутст вие сельхозмашин, наиболее при способленных для ЛТЗ-145 и бо лее полно раскрывающих его по тенциальные возможности. По инициативе КубНИИТиМа на базе ЛТЗ-145 составлен и прошел испытания новый интерес ный - комбинированный агрегат для одновременного скашивания зерновых в валки и поукосного посева кукурузы стерневой сеял кой. Трактор при этом перестроен на реверс, впереди у него жатка , сзади — сеялка. Такой агрегат в отличие от агрегата на базе МТЗ- 142 обеспечивает высокуф прямо линейность посева за счет того, что у ЛТЗ-145 управляемыми яв ляются не только передние, но и задние колеса. Специалисты КубНИИТиМа считают этот агрегат перспектив ным, т. к. появляется возмож ность снимать второй урожай к у курузы на силос или зерна (в зависимости от погодных усло вий). Большая заслуга в получе нии этих результатов наших бри- гДд-специалистов в К убНИИ Ти Ме, возглавляемых опытными ис пытателями Н. А. Вовнянко и В. Н. Сосниным. По ряду причин несколько ху же показатели эксплуатационно технологических испытаний в ЦМИСе. 8 июля с. г. в КубНИИТиМе состоялось совещание по рассмот рению хода испытаний МТЗ-142 и ЛТЗ-145, которому предшествовал показ их в работе. На совещании был подвергнут резкой критике генеральный конструктор ГСКБ по пропашным тракторам (г . Минск), руководитель набора сельскохозяйственных машин к тракторам- тягового класса 2 П. А. Амельченко за плохую координа цию работ по созданию машинно- тракторных агрегатов на базе ис пытываемых тракторов. В целом показ и совещание для нас прошли относительно успеш но. Однако, наряду с положитель ными результатами, испытания вскрыли целый "ряд недоработок, промахов, допущенных в процес се подготовки к государственным испытаниям. Так. конструкторами не обеспечена требуемая жест кость корпуса главной передачи заднего моста, в результате име ет место выход из строя главной передачи (отказ 3-ёй группы сложности). Не решены все воп росы по стабилизации задних ко лес при движении тракторов в междурядьях пропашных культур. Без должного контроля уста новлен ряд подшипников, оказав шихся бывшими в употреблении и реставрированными, что послу жило причиной выхода их из строя. С отклонениями от техдо кументации изготовлен ряд дета лей ведущих мостов, в частности; корпуса и следящих механизмов поворота задних колес, что выз вало, наряду с конструктивными недоработками этого механизма, нечеткую работу рулевого управ ления на испытаниях в ЦМИСе. Отрицательно сказалось на качестве подготовки 8-ми образ цов тракторов позднее поступле ние деталей на сборку из-за не оправданной четырехмесячной за держки с началом их изготовле ния. В связи с этим ряд деталей и узлов (особенно гидравлики) не были как следует проверены г. лабораториях на стендах перед установкой на тракторы. Детали с обнаруженными отклонениями от документации нечем было за менить, так как не было необхо димого задела. Не все благополучно с органи зацией испытаний. Имеют место отступления от графиков выезда специалистов, а также нарушения дисциплины в ходе испытаний. В результате грубейшего нару шения трудовой дисциплины од ним из водителей в начале июля был выведен из строя наборный трактор. Эта машина имела 3-х месячный набор моторесурсов, равный 1556 моточасам, т. е. бо лее половины требуемого прог раммой госиспытаний (3000 час). На испытания порой направля ются такие «специалисты», кото рым не должно быть места на за воде, особенно из шоферского состава. В результате старшим по точкам вместо испытаний трак торов приходится заниматься бесконечными разбирательствами в милиции нарушений водителями элементарных норм поведения и их воспитанием. По-прежнему в КубНИИТиМе для постоянной перевозки испы тателей используется малоприспо собленный грузовой автомобиль ГАЗ-66, к тому же имеющий большой расход топлива. Брига ды" специалистов других заводов, находящиеся на испытаниях, име ют, как правило, микроав тобусы типа УАЗ-452, солидную базу запчастей и необходимого ремонтного инвентаря: электриче ские и ручные дрели, сверла, рез цы и пр. Наши товарищи в отли чие от специалистов других заво дов не обеспечены фирменной или специальной одеждой, хотя это мероприятие предусматривалось протоколом технического совеща ния у генерального директора ПО «Л ТЗ» от 23.03.1983 г. Испытаниями выявлен недоста ток конструкций тракторов МТЗ- 142 и ЛТЗ-145, заключающийся в больших затратах времени и вы сокой трудоемкости перестройки трактора на реверс. В связи с этим Минскому и Липецкому тракторным заводам поставлена задача — к концу госиспытаний представить по одному трактору, оборудованному быстродействую щим реверсивным управлением. На ЛТЗ-145 за счет большей ши рины кабины имеется возмож ность внедрить такое мероприя тие, которое позволит перестройку на реверс производить не за 4—5 часов, как сейчас, а за считанные минуты. В настоящее время в на шем отделе создана комплексная бригада конструкторов из КБ: ЛТЗ-145, кабин, гидравлики и электрооборудования, которой не обходимо в кратчайшие сроки разработать конструкцию быстро- реверсируемого поста управления и выпустить рабочие чертежи. А экспериментальному цеху — из готовить его и установить на трактор, подготавливаемый к зак лючительному заседанию госко- миссин. Состояние дел с изготовлением этого образца оставляет Желать много лучшего. Из выданных в экспериментальный цех 1700 наи менований чертежей на 13 июля с. г. изготовлено только 395 наи менований. Хотя в апреле уже было выдано 1600 наименований чертежей, в т. ч. на все детали трансмиссии. Медленно также ведется изго товление узлов трансмиссии и ру левого управления для ускорен ных стендовых испытаний на за воде и в Московском автомеха ническом институте, в результате имеющиеся в наличии малочис- —ленные стенды простаивают. К сожалению, до сих пор на заводе отсутствует должная коор динация работ по ЛТЗ-145, что отрицательно сказывается на го сударственных испытаниях трак торов. Более того, у ряда работ ников, от которых многое зави сит, имеет место безразличие к тому, какой трактор мы будем производить. Хотя они должны представлять себе, насколько трактор МТЗ-142 сложнее по кон струкции и ка к трудно будет ор ганизовывать его производство на нашем заводе. Такое настроение не способствует мобилизации всех сил завода на успешное заверше ние работ по трактору ЛТЗ-145. До конца сравнительных Госис пытаний остается чуть более 3-х месяцев. Еще имеются возможно сти дгГя того, чтобы ЛТЗ-145 вы играл в -соревновании. Но для этого отделу главного конструкто ра и экспериментальному цеху нужно еще более мобилизоваться и вместе с другими подразделе ниями завода сделать все от них зависящее для успешного заверше ния государственных испытаний. Рабкоровский пост газеты «Кировец» при отделе главного конструктора и эксперименталь ном цехе. Четверть века работает на нашем заводе подручный кузне ца горизонтально-ковочных ма шин кузнечного цеха Алексей Иванович Фролов. 115— 120 про центов нормы в смеыу — такова его выработка. Алексей Иванович с честью носит звание ударника коммунистического труда. На снимке: А. И. Фролов. Фото В. Лизунова. РОБОТЫ- МНО ГОСТАНОЧНИКИ Объединить в роботизирован ные комплексы отдельные токар ные, фрезерные и- шлифовальные станки помогут автоматические манипуляторы, серийный выпуск которых начат на Чугуевском опытном заводе прецизионного оборудования. Первая партия та ких устройств отправлена пред приятиям сельскохозяйственного машиностроения Российской Фе дерации и Украины. Каждый из роботов подает и устанавливает заготовку, а после окончания обработки передает ее на металлорежущий агрегат для выполнения последующих опера ций. Действия роботов и стан ков, осуществляемые по «согласо ванной» программе, координиру ет автоматика. Благодаря этому один оператор может обслужи вать десяток агрегатов. Д о конца пятилетки предприя тие значительно расширит воз можности выпускаемых манипу ляторов. Оди «освоят» специаль ности штамповщиков, сварщиков, контролеров ОТК. Ми н с кий или липецкий? В №116 за 1982 год наша газета поместила статью из журнала «Техника и наука» инженера Л . Евсеева «Трудная судьба липецкого трактора». В этом же журнале (№ 6, 1983 г .) опубликован отклик «Минский или липецкий?», ознакомиться с которым мы предлагаем нашим читателям. С большим интересом мы озна комились со статьей Л . Евсеева «Трудная судьба липецкого трак тора». В ней объективно изложе на история создания универсаль но-пропашного трактора ЛТЗ-145, судьба которого оказалась дейст вительно весьма непростой... Вот уже несколько десятилетий основной объем сельскохозяйст венных работ и перевозок в ра стениеводстве Нечерноземной по лосы РСФСР выполняется тра к торами средней мощности типа «Беларусь». Отвечает ли трактор «Беларусь» всем требованиям, ко торые диктуются условиями Не черноземья? К сожалению, нет. Серьезный недостаток — их нель зя эффективно использовать в со ставе сложных агрегатов с перед ней и задней навеской сельскохо зяйственных машин и орудий. Поэтому согласно системе ма шин для комплексной механиза ции сельскохозяйственного произ водства на 1981— 1990 гг. в конце текущей пятилетки на смену «Бе ларуси» должен прийти новый универсально-пропашной трактор тягового класса 20 кН (2 тс). Во исполнение этого решения тракто ростроители создали два новых образца: МТЗ-142 и ЛТЗ-145. Первый, разработанный ГСКБ Минского тракторного завода, представляет собой колесный уни версально-пропашной трактор с колесами разного диаметра. Вто рой — с колесами одинакового диаметра — создан липецкими тракторостроителями. В сущест вующем исполнении эти тракторы в корне отличаются ка к компо новкой, так и конструктивным ис полнением отдельных узлов и всей машйны в целом. Поэтому возникает естественный вопрос: какой из двух различных тракто ров одного класса тяги больше подходит для условий современ ного сельскохозяйственного про изводства? В получении какого трактора больше заинтересованы труженики сельского хозяйства? Если допустить, что сравнивае мые тракторы не уступают друг другу с экономической точки зре ния — а именно таков результат сравнительных испытаний на Центральной испытательной стан ции Госкомсельхозтехники, — на первый план выдвигаются агро технические показатели и удобст во работы тракториста. Конструкция ходовой части Л ТЗ-145 позволяет задним коле сам даже на поворотах прохо дить точно по следу передних. Это снижает буксирование, а сле довательно, уменьшает глубину колеи, оставляемой трактором на поверхности поля, способствуя тем самым сохранению структуры почвы и увеличению проходимо сти машины. При междурядной обработке орудия, навешиваемые на такой трактор, будут меньше повреждать культурные растения за счет уменьшения их попереч ного сдвига при поворотах агре гата при следовании вдоль бороз ды. Сдваивание колес значитель но уменьшает удельное давление движителя на почву, что небхо- димо ка к в условиях повышенно го увлажнения (для уменьшения буксования), так и на предпо севной подготовке почвы и посе ве, когда трактор движется по свежевспаханному полю (для уменьшения уплотнения почвы по следу трактора). Малый радиус поворота — 4 м по внутреннему колесу — сни жает размеры поворотных полос до минимума, увеличивая продук тивную площадь каждого поля, что очень важно при дефиците пашни. Далее, конструкция Л ТЗ- 145 позволяет навешенным спере ди и сзади сельскохозяйственным орудиям раздельно копировать рельеф поля. Благодаря одинако вому размеру всех колес кабину тракториста удалось разместить в центре машины, сделать ее бо ле просторной. Этим существенно улучшены условия труда механи затора: уменьшена тряска, улуч шена обзорность вперед, по бо кам и назад, что необходимо при работе с сельскохозяйственными машинами, навешенными одновре менно и спереди, и сзади. В поддержку липецкого тракто ра со страниц центральных газет и журналов неоднократно выска зывались крупные специалисты сельского хозяйства 'и машино строения. Государственная ко миссия, которая в 1980 году про извела тщательную всестороннюю оценку обоих тракторов, призна ла неоспоримое превосходство ЛТЗ-145 л рекомендовала его в серийное производство. Но... дело так и не сдвинулось с места. Почему же не везет удачной машине? По нашему мнению, главный тормоз —- боязнь головного кон структорского бюро по пропаш ным тракторам — ГСКБ МТЗ, нынешнего законодателя мод, — выпустить из своих рук инициа тиву в создании пропашного трактора класса тяги 20 кН , свое- . го рода боязнь за честь мундира. Решить все эти внутриведомст венные неувязки должно Мини стерство тракторного и сельско хозяйственного машиностроения, тем более что авторитетная госу дарственная комиссия дала поло жительное заключение по Л ТЗ- 145. Сейчас подведомственный это му министерству Государствен- ' ный научно-исследовательский ■ тракторный институт (НАТИ ) совместно с Минским и Л ипец ким тракторными заводами про водит комплекс исследований по повышению технического уровня и надежности образцов универ сального пропашного трактора мощностью 150 л. с, (ПО кВ т ) . Работа эта должна быть закон чена в 1983 г. Одним из резуль татов должно стать окончатель ное решение судьбы липецкого трактора. Хотелось, чтобы оно оказалось положительным, и судь ба, наконец, улыбнулась очень нужной сельскому хозяйству ма шине' и ее создателям. А пока нельзя забываль, что отсутствие в сельском хозяйстве такого тра к тора оборачивается ежегодно миллионными убытками, значи тельным , недобором сельскохозяй ственной' продукции. В. ЕГОРОВ, канд. техн. наук, предсе датель комиссии по комплекс ной механизации растение водства комитета ВСНТО по проблемам развития Нечерноземной зоны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz