Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Н А К О Н Т Р О Л Е « К И Р О В Ц А » — Л Т З - 1 4 5 В Р Е М Я Т О Р О П И Т Пройдена примерно пол овина пути сравнительных государст­ венных испытаний универсально­ пропа шных тракторов Л ТЗ-145 и МТЗ-142 ка к по времени, рак и по объему выполненных работ. Можно подвести некоторые ито­ ги. В КубНИИТиМе , являющемся ведущим институтом в системе Госкомсельхозтехники по испыта­ ниям тракторов, закончены срав­ нительные испытания машин на подготовке почвы, посеве и возде­ лывании сахарной свеклы, к у к у ­ рузы, подсолнечника и сои, а также на скашивании зерновых в валки. Институт располагает со ­ лидной базой, это лучшее пред­ приятие страны такого профиля со сложившейся системой и вы­ сококвалифицированными кадра ­ ми, проводившими испытания всех отечественных и многих за­ рубежных тракторов. Поэтому мнение КубНИИТиМ а по этой или иной машине всегда было-ре ­ шающим. Результаты эксплуатационно ­ технологических испытаний пока ­ зали, что на целом ряде работ у Л ТЗ-145 производительность вы­ ше, а погектарный расход топли ­ ва в абсолютном большинстве случаев меньше, чем у МТЗ-142, до 20 процентов. Такие результа­ ты объясняются лучшими показа ­ телями удельного расхода топли­ ва у двигателя Л ТЗ-145, более удачно подобранным скоростным рядом коробки передач, меньшей материалоемкостью агрегатов на базе ЛТЗ-145 за счет отсутствия у него балластных грузов. Для МТЗ-142 они необходимы в коли ­ честве от 200' до 600 кг . практи ­ чески на всех сельхозоперациях. Наш трактор отличается также меньшими механическими потеря­ ми в трансмиссии. Испытателями КубНИИТиМа по-прежнему отмечается отсутст ­ вие сельхозмашин, наиболее при­ способленных для ЛТЗ-145 и бо­ лее полно раскрывающих его по­ тенциальные возможности. По инициативе КубНИИТиМа на базе ЛТЗ-145 составлен и прошел испытания новый интерес­ ный - комбинированный агрегат для одновременного скашивания зерновых в валки и поукосного посева кукурузы стерневой сеял­ кой. Трактор при этом перестроен на реверс, впереди у него жатка , сзади — сеялка. Такой агрегат в отличие от агрегата на базе МТЗ- 142 обеспечивает высокуф прямо­ линейность посева за счет того, что у ЛТЗ-145 управляемыми яв­ ляются не только передние, но и задние колеса. Специалисты КубНИИТиМа считают этот агрегат перспектив ­ ным, т. к. появляется возмож ­ ность снимать второй урожай к у ­ курузы на силос или зерна (в зависимости от погодных усло­ вий). Большая заслуга в получе­ нии этих результатов наших бри- гДд-специалистов в К убНИИ Ти ­ Ме, возглавляемых опытными ис­ пытателями Н. А. Вовнянко и В. Н. Сосниным. По ряду причин несколько ху ­ же показатели эксплуатационно ­ технологических испытаний в ЦМИСе. 8 июля с. г. в КубНИИТиМе состоялось совещание по рассмот­ рению хода испытаний МТЗ-142 и ЛТЗ-145, которому предшествовал показ их в работе. На совещании был подвергнут резкой критике генеральный конструктор ГСКБ по пропашным тракторам (г . Минск), руководитель набора сельскохозяйственных машин к тракторам- тягового класса 2 П. А. Амельченко за плохую координа ­ цию работ по созданию машинно- тракторных агрегатов на базе ис­ пытываемых тракторов. В целом показ и совещание для нас прошли относительно успеш­ но. Однако, наряду с положитель ­ ными результатами, испытания вскрыли целый "ряд недоработок, промахов, допущенных в процес­ се подготовки к государственным испытаниям. Так. конструкторами не обеспечена требуемая жест ­ кость корпуса главной передачи заднего моста, в результате име­ ет место выход из строя главной передачи (отказ 3-ёй группы сложности). Не решены все воп­ росы по стабилизации задних ко ­ лес при движении тракторов в междурядьях пропашных культур. Без должного контроля уста ­ новлен ряд подшипников, оказав ­ шихся бывшими в употреблении и реставрированными, что послу­ жило причиной выхода их из строя. С отклонениями от техдо­ кументации изготовлен ряд дета­ лей ведущих мостов, в частности; корпуса и следящих механизмов поворота задних колес, что выз­ вало, наряду с конструктивными недоработками этого механизма, нечеткую работу рулевого управ ­ ления на испытаниях в ЦМИСе. Отрицательно сказалось на качестве подготовки 8-ми образ­ цов тракторов позднее поступле­ ние деталей на сборку из-за не­ оправданной четырехмесячной за­ держки с началом их изготовле­ ния. В связи с этим ряд деталей и узлов (особенно гидравлики) не были как следует проверены г. лабораториях на стендах перед установкой на тракторы. Детали с обнаруженными отклонениями от документации нечем было за ­ менить, так как не было необхо­ димого задела. Не все благополучно с органи­ зацией испытаний. Имеют место отступления от графиков выезда специалистов, а также нарушения дисциплины в ходе испытаний. В результате грубейшего нару ­ шения трудовой дисциплины од­ ним из водителей в начале июля был выведен из строя наборный трактор. Эта машина имела 3-х месячный набор моторесурсов, равный 1556 моточасам, т. е. бо­ лее половины требуемого прог ­ раммой госиспытаний (3000 час). На испытания порой направля­ ются такие «специалисты», кото ­ рым не должно быть места на за­ воде, особенно из шоферского состава. В результате старшим по точкам вместо испытаний трак ­ торов приходится заниматься бесконечными разбирательствами в милиции нарушений водителями элементарных норм поведения и их воспитанием. По-прежнему в КубНИИТиМе для постоянной перевозки испы­ тателей используется малоприспо­ собленный грузовой автомобиль ГАЗ-66, к тому же имеющий большой расход топлива. Брига ­ ды" специалистов других заводов, находящиеся на испытаниях, име­ ют, как правило, микроав ­ тобусы типа УАЗ-452, солидную базу запчастей и необходимого ремонтного инвентаря: электриче­ ские и ручные дрели, сверла, рез­ цы и пр. Наши товарищи в отли­ чие от специалистов других заво­ дов не обеспечены фирменной или специальной одеждой, хотя это мероприятие предусматривалось протоколом технического совеща­ ния у генерального директора ПО «Л ТЗ» от 23.03.1983 г. Испытаниями выявлен недоста­ ток конструкций тракторов МТЗ- 142 и ЛТЗ-145, заключающийся в больших затратах времени и вы­ сокой трудоемкости перестройки трактора на реверс. В связи с этим Минскому и Липецкому тракторным заводам поставлена задача — к концу госиспытаний представить по одному трактору, оборудованному быстродействую­ щим реверсивным управлением. На ЛТЗ-145 за счет большей ши­ рины кабины имеется возмож ­ ность внедрить такое мероприя­ тие, которое позволит перестройку на реверс производить не за 4—5 часов, как сейчас, а за считанные минуты. В настоящее время в на­ шем отделе создана комплексная бригада конструкторов из КБ: ЛТЗ-145, кабин, гидравлики и электрооборудования, которой не­ обходимо в кратчайшие сроки разработать конструкцию быстро- реверсируемого поста управления и выпустить рабочие чертежи. А экспериментальному цеху — из­ готовить его и установить на трактор, подготавливаемый к зак ­ лючительному заседанию госко- миссин. Состояние дел с изготовлением этого образца оставляет Желать много лучшего. Из выданных в экспериментальный цех 1700 наи­ менований чертежей на 13 июля с. г. изготовлено только 395 наи­ менований. Хотя в апреле уже было выдано 1600 наименований чертежей, в т. ч. на все детали трансмиссии. Медленно также ведется изго ­ товление узлов трансмиссии и ру ­ левого управления для ускорен­ ных стендовых испытаний на за­ воде и в Московском автомеха­ ническом институте, в результате имеющиеся в наличии малочис- —ленные стенды простаивают. К сожалению, до сих пор на заводе отсутствует должная коор ­ динация работ по ЛТЗ-145, что отрицательно сказывается на го ­ сударственных испытаниях трак ­ торов. Более того, у ряда работ­ ников, от которых многое зави­ сит, имеет место безразличие к тому, какой трактор мы будем производить. Хотя они должны представлять себе, насколько трактор МТЗ-142 сложнее по кон ­ струкции и ка к трудно будет ор­ ганизовывать его производство на нашем заводе. Такое настроение не способствует мобилизации всех сил завода на успешное заверше­ ние работ по трактору ЛТЗ-145. До конца сравнительных Госис­ пытаний остается чуть более 3-х месяцев. Еще имеются возможно ­ сти дгГя того, чтобы ЛТЗ-145 вы­ играл в -соревновании. Но для этого отделу главного конструкто ­ ра и экспериментальному цеху нужно еще более мобилизоваться и вместе с другими подразделе­ ниями завода сделать все от них зависящее для успешного заверше­ ния государственных испытаний. Рабкоровский пост газеты «Кировец» при отделе главного конструктора и эксперименталь­ ном цехе. Четверть века работает на нашем заводе подручный кузне ­ ца горизонтально-ковочных ма ­ шин кузнечного цеха Алексей Иванович Фролов. 115— 120 про ­ центов нормы в смеыу — такова его выработка. Алексей Иванович с честью носит звание ударника коммунистического труда. На снимке: А. И. Фролов. Фото В. Лизунова. РОБОТЫ- МНО ГОСТАНОЧНИКИ Объединить в роботизирован­ ные комплексы отдельные токар ­ ные, фрезерные и- шлифовальные станки помогут автоматические манипуляторы, серийный выпуск которых начат на Чугуевском опытном заводе прецизионного оборудования. Первая партия та ­ ких устройств отправлена пред­ приятиям сельскохозяйственного машиностроения Российской Фе ­ дерации и Украины. Каждый из роботов подает и устанавливает заготовку, а после окончания обработки передает ее на металлорежущий агрегат для выполнения последующих опера­ ций. Действия роботов и стан­ ков, осуществляемые по «согласо­ ванной» программе, координиру ­ ет автоматика. Благодаря этому один оператор может обслужи ­ вать десяток агрегатов. Д о конца пятилетки предприя­ тие значительно расширит воз­ можности выпускаемых манипу ­ ляторов. Оди «освоят» специаль­ ности штамповщиков, сварщиков, контролеров ОТК. Ми н с кий или липецкий? В №116 за 1982 год наша газета поместила статью из журнала «Техника и наука» инженера Л . Евсеева «Трудная судьба липецкого трактора». В этом же журнале (№ 6, 1983 г .) опубликован отклик «Минский или липецкий?», ознакомиться с которым мы предлагаем нашим читателям. С большим интересом мы озна ­ комились со статьей Л . Евсеева «Трудная судьба липецкого трак ­ тора». В ней объективно изложе ­ на история создания универсаль ­ но-пропашного трактора ЛТЗ-145, судьба которого оказалась дейст­ вительно весьма непростой... Вот уже несколько десятилетий основной объем сельскохозяйст­ венных работ и перевозок в ра ­ стениеводстве Нечерноземной по ­ лосы РСФСР выполняется тра к ­ торами средней мощности типа «Беларусь». Отвечает ли трактор «Беларусь» всем требованиям, ко ­ торые диктуются условиями Не ­ черноземья? К сожалению, нет. Серьезный недостаток — их нель­ зя эффективно использовать в со ­ ставе сложных агрегатов с перед­ ней и задней навеской сельскохо­ зяйственных машин и орудий. Поэтому согласно системе ма­ шин для комплексной механиза­ ции сельскохозяйственного произ­ водства на 1981— 1990 гг. в конце текущей пятилетки на смену «Бе­ ларуси» должен прийти новый универсально-пропашной трактор тягового класса 20 кН (2 тс). Во исполнение этого решения тракто ­ ростроители создали два новых образца: МТЗ-142 и ЛТЗ-145. Первый, разработанный ГСКБ Минского тракторного завода, представляет собой колесный уни ­ версально-пропашной трактор с колесами разного диаметра. Вто ­ рой — с колесами одинакового диаметра — создан липецкими тракторостроителями. В сущест­ вующем исполнении эти тракторы в корне отличаются ка к компо ­ новкой, так и конструктивным ис ­ полнением отдельных узлов и всей машйны в целом. Поэтому возникает естественный вопрос: какой из двух различных тракто ­ ров одного класса тяги больше подходит для условий современ­ ного сельскохозяйственного про­ изводства? В получении какого трактора больше заинтересованы труженики сельского хозяйства? Если допустить, что сравнивае­ мые тракторы не уступают друг другу с экономической точки зре­ ния — а именно таков результат сравнительных испытаний на Центральной испытательной стан­ ции Госкомсельхозтехники, — на первый план выдвигаются агро ­ технические показатели и удобст­ во работы тракториста. Конструкция ходовой части Л ТЗ-145 позволяет задним коле­ сам даже на поворотах прохо ­ дить точно по следу передних. Это снижает буксирование, а сле­ довательно, уменьшает глубину колеи, оставляемой трактором на поверхности поля, способствуя тем самым сохранению структуры почвы и увеличению проходимо­ сти машины. При междурядной обработке орудия, навешиваемые на такой трактор, будут меньше повреждать культурные растения за счет уменьшения их попереч­ ного сдвига при поворотах агре ­ гата при следовании вдоль бороз­ ды. Сдваивание колес значитель ­ но уменьшает удельное давление движителя на почву, что небхо- димо ка к в условиях повышенно­ го увлажнения (для уменьшения буксования), так и на предпо­ севной подготовке почвы и посе­ ве, когда трактор движется по свежевспаханному полю (для уменьшения уплотнения почвы по следу трактора). Малый радиус поворота — 4 м по внутреннему колесу — сни­ жает размеры поворотных полос до минимума, увеличивая продук ­ тивную площадь каждого поля, что очень важно при дефиците пашни. Далее, конструкция Л ТЗ- 145 позволяет навешенным спере­ ди и сзади сельскохозяйственным орудиям раздельно копировать рельеф поля. Благодаря одинако ­ вому размеру всех колес кабину тракториста удалось разместить в центре машины, сделать ее бо­ ле просторной. Этим существенно улучшены условия труда механи­ затора: уменьшена тряска, улуч ­ шена обзорность вперед, по бо­ кам и назад, что необходимо при работе с сельскохозяйственными машинами, навешенными одновре­ менно и спереди, и сзади. В поддержку липецкого тракто ­ ра со страниц центральных газет и журналов неоднократно выска ­ зывались крупные специалисты сельского хозяйства 'и машино­ строения. Государственная ко ­ миссия, которая в 1980 году про ­ извела тщательную всестороннюю оценку обоих тракторов, призна ­ ла неоспоримое превосходство ЛТЗ-145 л рекомендовала его в серийное производство. Но... дело так и не сдвинулось с места. Почему же не везет удачной машине? По нашему мнению, главный тормоз —- боязнь головного кон ­ структорского бюро по пропаш­ ным тракторам — ГСКБ МТЗ, нынешнего законодателя мод, — выпустить из своих рук инициа­ тиву в создании пропашного трактора класса тяги 20 кН , свое- . го рода боязнь за честь мундира. Решить все эти внутриведомст ­ венные неувязки должно Мини ­ стерство тракторного и сельско­ хозяйственного машиностроения, тем более что авторитетная госу ­ дарственная комиссия дала поло­ жительное заключение по Л ТЗ- 145. Сейчас подведомственный это­ му министерству Государствен- ' ный научно-исследовательский ■ тракторный институт (НАТИ ) совместно с Минским и Л ипец ­ ким тракторными заводами про­ водит комплекс исследований по повышению технического уровня и надежности образцов универ­ сального пропашного трактора мощностью 150 л. с, (ПО кВ т ) . Работа эта должна быть закон ­ чена в 1983 г. Одним из резуль­ татов должно стать окончатель ­ ное решение судьбы липецкого трактора. Хотелось, чтобы оно оказалось положительным, и судь­ ба, наконец, улыбнулась очень нужной сельскому хозяйству ма ­ шине' и ее создателям. А пока нельзя забываль, что отсутствие в сельском хозяйстве такого тра к ­ тора оборачивается ежегодно миллионными убытками, значи­ тельным , недобором сельскохозяй­ ственной' продукции. В. ЕГОРОВ, канд. техн. наук, предсе­ датель комиссии по комплекс ­ ной механизации растение­ водства комитета ВСНТО по проблемам развития Нечерноземной зоны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz