Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
С ОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗАВОДА ПЕ РЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ а Анкетный опрос, проведенный среди мастеров и бригадиров тра- кторосборочного цеха в феврале 1983 года, касался проблем ста новления бригадных форм и у к репления трудовой дисциплины. В 1981 году в этом же цехе про водился анкетный опрос руково дящего состава для определения степени информированности о но вой коллективной организации труда и ее влиянии на повыше ние производительности труда и укрепление производственной ди сциплины. Поэтому полезно про вести небольшой сравнительный анализ для выявления того ново го, что появилось за два года. В 1981 году на момент опроса в цехе функционировало 9 бри гад. Из них: на участке главного конвейера — 3, на малярно-сда точном — 1, на экспортном — 5 бригад. Однако эти коллективы работали в то время не по фор мам низового хозрасчета. Работа у них была сдельная, оплата — сдельно-премиальная. В числе 6С- новных причин, мешающих нор мальной организации бригад, ру ководящий урстав цеха называл организационные, производствен ные и психологические трудности. Тогда еще не было конкретных методических разработок по пе реходу на бригадные формы с учетом специфики сборочного производства, существенную роль играли непонимание новых фор'.м оплаты, применение КТУ , боязнь перейти от сдельного груда к коллективному. За прошедшее время в цехе многое было сделано для пере хода на новую форму организа ции и оплаты труда. Сейчас здесь имеется 25 бригад с общим охва том 250 человек. Из них 4 бри гады — на сдаче тракторов и 3 — на малярном участке рабо тают на хозрасчете. В этом году систему коллективной ответствен ности за конечный результат пла нируется внедрить и на первой половине главного конвейера. В цехе проводится большая подго товительная работа, в которую включены экономисты, технологи, нормировщики. Вместе с тем опрос, проведен ный среди мастеров и бригади ров, показал, что еще не все де лается для становления бригад ного подряда. Оценка состояния трудовой дисциплины на участ ках дана всеми мастерами доста точно высокая — 55 процентов считают ее удовлетворительной и 44 — хорошей. Наиболее частым из нарушений дисциплины назва ны опоздания на работу — 66 процентов ответивших. Второе место поделили прогулы и появ ление на работе в нетрезвом ви де (33 процента). Опрошенные нами мастера счи тают, что в бригадах на их уча стках такие виды нарушений тру довой дисциплины, как грубость и неуважение к товарищам по работе, отказ в помощи, стали редкими явлениями. Анкетный опрос ставил своей целью выявить изменения, кото рые произошли на участке с внедрением бригадного метода. Мнения мастеров разделились следующим образом: обеспечение работой стало луч ше — 44 процента; обеспечение работой как было — 44 процента; нормирование труда стало луч ше — 55 процентов, нормирование труда как было — 44 процента; распределение зарплаты, пре мии стало лучше — 44 процента; распределение зарплаты, пре мии как было — 44 процента; конфликты с рабочими умень шились — 77 процентов; конфликты с рабочими как бы ло — 22 процента; взаимоотношения с админист рацией цеха стали лучше - - 33 процента; взаимоотношения с администра цией цеха как было — 66 про центов; рюль мастера повысилась — 33 процента; роль мастера осталась прежней — 55 процентов. Ка к видим, только в одном из заданных измерений — уменьше ние конфликтных ситуаций с ра бочими — определился сдвиг в положительную сторону. В осталь ном мнения опрошенных масте ров делятся поровну между поня тиями «улучшилось» и «как бы ло», т. е. больших качественных изменений люди пока еще не ощутили. Ряд вопросов анкеты был на целен на изучение статуса ма стера в новых условиях бригад ной организации труда. 88 про центов опрошенных ответили, что задумываются над проблемами формирования рабочего коллекти ва. Каковы же полномочия ма стера? Из предложенных в анке те мер воздействия мастер в си ле применить обсуждение на ра бочем собрании (88 процентов), добиться переноса отпуска на не удобное время (44 процента), ли шить премии и перевести на ни- жеоплачнваемую работу (33 про цента). Такие же строгие меры воздействия, ка к перенос очереди на жилье, объявление админист ративного взыскания, постановка вопроса об увольнении, оказа лись под силу только 22 процен там ответивших нам мастеров. Наличие конфликтных ситуа ций отмечают 77 процентов оп рошенных. 22 процента считают, что работают без конфликтов. Главными причинами недоразу мений называются недостатки в организации производственного процесса, наличие выгодных «■ не выгодных работ при расстановке людей по местам. Большинство мастеров (77 про центов) решают вопросы распре деления фонда самостоятельно. Но в моральном поощрении рабо чих постоянно принимает участие лишь половина. Остальные де лают это редко или не прини мают участия вообще. Одна треть опрошенных мастеров от метила, что вопросы приема, увольнения и перемещения рабо чих решаются без их участия. Создание на участках бригад поставило перед мастерами но вые задачи, с которыми им под час сложно справиться без по мощи. Наибольшую поддержку в повседневном управлении брига дами оказывает мастерам началь ник цеха (это отметили 55 про центов ответивших). 44 процен та дали высокую оценку своим начальникам участков и одна треть сослалась на помощь сове та бригадирюв. Подбор бригадиров на своих участках большинство (77 про центов) опрошенных мастеров оценивают ка к удачный. Но, оце нивая ик деятельность как орга низаторов производства и воспи тателей коллектива, меньше по ловины мастеров дают хорошую оценку. Остальные оценивают эти стороны ка к удовлетворительные. С точки зрения перераспределе ния функций между мастерами и бригадирами четкой позиции ана лиз ответов не дает. В анкетах записаны предложения по переда че воспитательных функций, рас становке по рабочим местам, предлагается усилить роль брига дира как Организатора производ ственного процесса. АНАЛ ИЗ ОПРОСА БРИГАДИРОВ Во многом аналогичные ответы с учетом специфики должности были предложены бригадирам. Оценивая состояние трудовой дисциплины в своих первичных производственных подразделе ниях, половина опрошенных счи тает ее удовлетворительной, 38 процентов — хорошей. Наиболее частыми нарушениями трудовой дисциплины бригадиры считают опоздания на работу (50 процен тов), прогулы (25 процентов), появление на работе в нетрезвом виде. Отклонения в области меж личностных отношений в коллек тиве (грубость и неуважение к товарищам, отказ от помощи) бригадиры не отмечают. Поэтому 75 процентов ответивших удов летворены взаимоотношениями, сложившимися в бригаде. Поло вина бригадиров отмечает, что члены коллектива встречаются и во внерабочее время. К а к наиболее сложные момен ты в управлении бригадой опро шенные отметили обеспечение ра ботой и распределение зарплаты, премии, КТУ . Применение коэф фициента трудового участия, ка к показал анализ дальнейших ответов, связан у бригадиров с определенными трудностями и применяется ограниченно. Вот, например, ка к выглядит распре деление ответов на вопросы ис пользования КТ У для моральных и материальных поощрений и на казаний: использую постоянно — 38 про центов; пользуюсь, но не всегда — 25 процентов; очень хлопотно, использую ред ко — 25 процентов. Вместе с тем арсенал средств воздействия на нарушителей тру довой дисциплины, судя по от ветам, очень узкий. 75 процентов бригадиров отмечают как глав ную меру — обсуждение на соб рании бригады. Применение та ких мер, ка к лишение премии, исключение из бригады, объявле ние административного взыска ния, оказалось по плечу лишь 25 процентам опрошенных бригади ров. Перевод на нижеоплачивае- мую должность, перенос очереди на жилье и отпуска на неудоб ное время как средства воздей ствия на нарушителей трудовой дисциплины бригадирами не ис пользуются. К а к главные причины конфлик тов в своих первичных производ ственных подразделениях брига диры выдвинули сложности уп равления людьми и недостатки в организации производства. Глав ным помощником в повседневном управлении производствен н ы м коллективом большинство брига диров (88 процентов) назвали мастеров своих участков. Помощь начальника цеха и начальников участка отметили 25 процентов опрошенных. Очень низко оцене на роль служб БТЗ, ПРБ, заме стителей начальника цеха, руко водителей общественных органи заций и совета бригадиров. Дея тельность мастеров на участках как организаторов производства и воспитателей коллектива оцени вается большинством бригадиров (63 процента) как хорошая. Сегодняшний руководи т е л ь бригады — вчерашний рабочий, которому не приходилось сталки ваться с проблемами, которые по ставила жизнь перед бригадиром. 88 процентов наших респондентов отметили, что они теперь за думываются над вопросами фор мирования рабочего коллектива, и считают, что воспитательные функции мастера могли бы быть переданы бригадирам. 63 процента опрошенных оце нивают подбор бригадиров как удачный, 25 — не совсем удач ный. По сравнению с положением по организации бригад,которое скла дывалось в 1981 году, в цехе произошли определенные положи тельные сдвиги. Увеличилось ко личество бригад с 9 до 25 с об щим охватом 250 рабочих. Всего в цехе трудятся 639 человек. Д о статочно высокий процент масте ров (44 процента) и бригадиров (38 процентов) определяет со стояние дисциплины как хорошее, остальные считают ее удовлетво рительной. Вместе с тем опрошенные нами мастера и бригадиры отмечают как наиболее частые нарушения трудовой дисциплины — опозда ния на работу, прогулы, появле ние на работе в нетрезвом виде. Коллективная ответственность за результаты труда значительно по высила уровень сознательности рабочих. Большинство бригади ров (75 процентов) отмечают свою удовлетворенность взаимо отношениями, сложившимися в бригаде. Большинство мастеров (77 процентов) отмечают, что с ортанизацией бригад количество конфликтов с рабочими уменьши лось. Однако и- мастера, и бригадиры пока не отмечают существенных сдвигов в обеспечении работой, хотя в целом ритм работы цеха по сравнению с прошлыми года ми стал более четким и ровным. По сравнению с прошлыми го дами более значимым стал ста тус мастера в цехе. Во многом это произошло потому, что в его ведение полностью передали рас пределение фонда мастера. Одна ко высокий процент отвечающих (44 процента) считает, что недо статочно или совсем не участвует в моральном поощрении рабочих. Треть опрошенных мастеров счи тает себя обойденной при1 реше нии руководством цеха вопросов приема, перемещения и увольне ния рабочих. Со своей стороны бригадиры дают хорошую оценку деятельности мастеров как орга низаторов производства и воспи тателей коллектива. По мнению бригадиров, к ним могли перейти следующие функции мастера: — воспитание; — расстановка рабочих по ме стам и контроль за качеством. Опрошенные нами мастера и бригадиры отмечают сложность повседневного управления бри гадами, которая складывается из следующих параметров: обеспече ние работой, распределение зар платы, премии, КТУ , разрешение конфликтов между членами бри гады, нормирование труда, взаи моотношения с администрацией цеха. На этом фоне интересна таблица оценки помощи бригади рам и мастерам со стороны це ховых организаций: началоник цеха его за местители. - начальник БТЗ . начальник ПРБ начальник участка мастер парторг цеха профорг цеха комсорг цеха совет бригадиров помогает мастерам 55 процентов 22 процента 22 процента 44 процента . 11 процентов 11 процентов 33 процента помогает бригадирам 25 процентов 12.5 процента 12.5 процента 25 процентов 88 процентов 12.5 процента 12,5 процента. Анализ цифровых данных гово рит о слабом участии обществен ных организаций цеха в станов лении бригадного метода и у к реплении трудовой дисциплины. Руководству цеха молено поре комендовать более активное прив лечение всех служб цеха и его общественных организаций к внедрению бригадного метода ор ганизации н стимулирования тру да. Если экономическая и техно логическая подготовка идет здесь на уровне, то идеологическая и психологическая настройка рабо чих пока отстает. Е. ЕМЕЛ ЬЯНОВА, старший научный сотрудник Липецкого политехнического института. И Н С Т И Т У Т - ПРОИЗВОДСТВУ К а р а г а н д а . Х и м и к о -м е т а л л у р г и ч е с к и й и н с т и т у т А к а д е м и и н а у к К а з а х с к о й С С Р веде т б о л ь ш у ю н а у ч н о -и с с л е д о в а т е л ь с к у ю р а б о т у , н а п р а в л е н н у ю на с о в е р ш е н с т в о в а н и е п р о и з в о д с т в а в х и м и ч е с к о й и м е т а л л у р г и ч е с к о й п р о м ы ш л е н н о с ти . Э к с п е р и м е н т ы п р о в о д я т в с о в р е м е н н ы х л а б о р а т о р и я х и н с т и т у т а , а т а к ж е на п р о м ы ш л е н н ы х п р е д п р и я т и я х . Н а с н и м к е : м л а д ш и й н а у ч н ы й с о т р у д н и к Ю . К у з н е ц о в и с т а р ш и й л а б о р а н т Л . К о т о в а с п о м о щ ь ю э л е к т р о н н о г о м и к р о с к о п а У Э М В -Ю О к и с с л е д у ю т с о с та в р у д н ы х п о р о д . Ф о т о х р о н и к а Т А С С . Д О В Д Н К 1 СВЕРХТВЕРДЫ Детали из закаленных сталей, чугунов, твердых сплавов группы В К и других высокопрочных ма териалов обрабатывают новые лезвийные режущие инструменты, оснащенные сверхтвердым мате- Т Е Х Н И К И Й ИНСТРУМЕНТ риалом — гекеанитом-Р, выпуск которых освоил Полтавский завод искусственных алмазов и алмаз ного инструмента имени 50-летия СССР. РОБОТ ОБ Р ЕТАЕТ З РЕНИЕ В сборочный конвейер любого машиностроительного производст ва смогут вписаться промышлен ные манипуляторы, если снабдить их оригинальной системой распоз навания образов, разработанной учеными кафедры физической электроники Петрозаводского го сударственного университета. Эта интегральная система светочувст вительных элементов выполняет роль органа зрения. Электронное устройство держит в памяти очертания нужных для той или иной операции деталей, по внешним признакам определяет качество их изготовления Это по могает с высокой эффективностью применять автоматы на сборке узлов и механизмов. При этом исключено использование в них бракованных или плохо обрабо танных деталей. Ни одна из них, имеющая даже незначительные отклонения от эталона, не пойдет в дело. Компактная новинка петроза- водцев состоит из электронного глаза и ЭВМ, умещающейся в обычном чемодане. Достаточно подвести электропитание от город ской сети напряжением 220 вольт — и устройство обретает жизнь, подчиняясь командам оператора,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz