Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Кировец. 1983 г. (г. Липецк)

Н а Ма м аево м к ургане Воевал я в составе 651-го ист ­ ребительно-противотанкового ар­ тиллерийского полка 201-й От­ дельной артиллерийской бригады в Сталинграде. Полк был пред­ назначен для уничтожения тан­ ков противника, а также и пехо­ ты. Это'было 27 сентября 1942 го­ да на юго-восточных скатах вы­ соты 102,0 (Мамаев курган) как раз перед металлургическим за­ водом «Красный Октябрь». Шел жестокий бой. Танки противника начали атаковать нас еще с ут ­ ра, примерно часов с 8-ми—9-ти. Вьем прямой наводкой по танкам. Несут потери немцы, несем поте­ ри и мы. Рискуя каждую м и н у т у жизнью, люди выходили из укры ­ тий к орудиям и быстро выпу­ скали серию прицельных снаря­ дов. Солдаты моего взвода не терялись, не робели, а отбивали все атаки противника. От применения авиационной, артиллерийской и танковой тех­ ники все кругом горело, все пере­ мешалось с землеТт Гибли люди, гибла техника, но мы продолжа ­ ли стрелять. Так вели себя отважные артил­ леристы в бою. От взрывов бомб, снарядов и мин, шума авиационных и танко ­ вых моторов невозможно было говорить. Солнца не было видно, хотя день был ясный. Дым, пыль и смрад заволокли небо. То, что я увидел в направлении Мамаева кургана, трудно опи­ сать. Кругом все гудело, стонало и рвалось. В небе ревели моторы пикирующих бомбардировщиков. Падающие из них бомбы при по­ лете вниз издавали душераздира­ ющие звуки, оказывая гнетущее моральное воздействие. Рвались снаряды зениток, а внизу, на зем­ ле, вообще становилось темно от разрывов снарядов, от пыли, вздымаемой гусеницами танков. Рушились стены домов, полы­ хали корпуса металлургического завода «Красный Октябрь». В этот день развернулась жесточай­ шая борьба. От разрывов снаря­ дов, мин и особенно бомб блин­ дажи трясло, как в лихорадке, земля звенела, а с потолка на­ ших укрытий сыпался песок. Ухо­ дить нам было некуда, нечем бы­ ло дышать от смрада разрывов снарядов, мин и бомб. Противник применил огнеметы. Конечно, мы несли потери. При­ ходилось отстреливаться, перехо­ дить в контратаки, в рукопашные схватки... Танки противника мы расстре­ ливали в упор. В этой схватке мы подбили 4 танка (перебили гусеницы), уничтожили 3 танка (сожгли), а также побили много живой силы противника. В живых нас осталось очень мало. Погиб и мой ближайший друг по учебе и службе в военном училище за­ меститель командира батареи лейтенант М. А. Модестов. Имя его ныне занесено в списки на одном из символических красных знамен на Мамаевом кургане. Я стоял у блиндажа, наблюдая за боем. И только хотел войти в блиндаж за солдатами, чтобы дать следующую серию выстре­ лов по танкам и живой силе про­ тивника, .как тут же от взрыва бомбы получил ранение в голень правой ноги и удар воздушной волной в спину, который втолк ­ нул меня в щель блиндажа. Нас завалило. Но солдатам удалось выбраться из блиндажа и выта­ щить меня. Ими же я был до­ ставлен в полевой госпиталь. В этом бою особенно храбро вели, себя командир орудия стар­ ший сержант Федоров и навод­ чик сибиряк Когодеев, которые сражались в составе моего огне­ вого взвода. Выкатив орудие на открытое место на прицельную наводку, они отважно вступили в бой с танками противника. И за этот подвиг получили боевые на­ грады. После окончания Сталинград­ ской битвы прошло более сорока лет. Я часто вспоминаю своих боевых друзей и товарищей по оружию, которые отдали свои жизни за то, чтобы солнце све­ тило всем. П. КРЕТОВ, инженер-технолог отдела материальных нормативов, участник Сталинградской битвы, капитан запаса. Под С п а с - Д е м е н с к о м --------- —- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ------------------------------ ------- т Оборона Москвы, освобождение Смоленщины, Белоруссии, Польши, участие в боях в Восточной Пруссии и за Берлин. Форсирование на этом пути всех больших и маленьких рек и речек, в ом числе таких, как Сож, Проня, Днепр, Бере­ зина, Неман, Висла, Одер, Шпрее. Все это — за течами бывшего связиста-проволочника, а ныне конструктора конструкторского отдела Ивана Ивановича Кузнецова, фронтовой путь которого авершился на берегу Эльбы. — На всем боевом пути, — вспоминает он, — очти каждый населенный пункт приходилось брать боем. А уж за каждый город велись на- тоящие сражения. Особенно за такие, как Спас- Деменск, Дорогобуж, Ельня, Смоленск, Чаусы, Могилев, Орша, Минск, Новогрудок, Белосток, Ломжа, Инстербург, Кенигсберг, Данциг, Штет­ тин и, наконец, Берлин... За отличное выполнение боевых заданий ко ­ мандования фронтовой связист Кузнецов на­ гражден орденом Красной Звезды, тремя меда­ лями «За отвагу», а также медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другими. Он получил пять благодарностей Верховного Главнокомандующего. Сегодня мы начинаем публикацию воспомина­ ний И. И. Кузнецова о своем участии в боях под Спас-Деменском. В п у т и Город Спас-Деменск — центр Спас-Деменского района К а л уж ­ ской области. Железнодорожная станция Спас-Деменск находится на линии Сухиничи — Смоленск в 197-ми километрах к западу от Калуги. Б начале августа 1943 года здесь проходили жесточайшие сражения советских войск с не­ мецко-фашистскими оккупантами. В районе города Спас-Демен- ска советские войска Западного фронта нанесли один из мощных сокрушительных ударов основным силам противника—группе армий «Центр». Здесь было главное направление удара. Мне довелось быть непосредственным участни­ ком этих сражений, рядовым свя­ зистом 70-го стрелкового корпуса 33-й армии, которая входила в состав Западного фронта1и нахо­ дилась на направлении главного удара. Немецко-фашистское командо ­ вание уделяло большое внимание укреплению своей обороны в этом районе. После потери ржево- вяземского плацдарма противник находился всего в 250—300 кило ­ метрах от столицы нашей Родины и все еще вынашивал идеи нане­ сения удара на Москву. Вот по ­ чему на этом направлении он держал свои главные силы - группу армий'«Центр». В начале лета 1943 года наш воинский эшелон на станции Щурово был выведен с запасного пути п с наступлением сумерек двинулся на запад в сторону Вязьмы. Па станциях не задер­ живались, ехали только ночыо. Ка к только начинало светать, эшелон загоняли в тупик на ка ­ ком-нибудь разъезде. С целью маскировки из ваго ­ нов не разрешалось выходить и даже открывать люки. В пути следования и на стоян­ ках эшелон бдительно охранялся, были выставлены дежурные пос­ ты, на крышах передних и зад ­ них вагонов устанавливались зе­ нитные пулеметы. Поезд двигался медленно, ос­ торожно, иногда совсем тихо. Такая бдительность была необ­ ходима. На пути к фронту были случаи диверсий. Ведь эта тер­ ритория совсем недавно освобож ­ дена от фашистской оккупации. Отступая, гитлеровцы оставляли своих диверсантов. Часто в небе появлялись само­ леты противника. Тогда по ваго ­ нам раздавалась команда: «Воз­ дух-!.. Воздух!..». Чем ближе к фронту, тем боль­ ше мы видели сожженные дотла деревеньки и полустанки, торча­ щие голые закопченные трубы русских печей, обгоревшие ж у ­ равли колодцев. И все еще ды ­ шало горьковатым запахом, по ­ жарищ. Редко встречались местные ж и ­ тели. На суровых лицах этих лю ­ дей отражалась горечь ужасов войны. В вагонах с личным составом проводились беседы, нам расска­ зывали о положении на фронтах. В нашем воинском коллективе в основном формировалась атмо­ сфера дружбы, братства, взаимо­ уважения, хотя многие из нас здесь встретились впервые. Все хорошо понимали, куда и зачем едем. От этого укреплялось са­ мосознание, ответственность пе­ ред предстоящим. Знакомились с новичками, да ­ вали свои домашние адреса, обе­ щали в бою оказывать друг дру ­ гу помощь, а в случае чего и сообщить подробности родным. До рассвета третьего дня эше­ лон сделал остановку на желез­ нодорожной станции Вязьма, ко ­ торая была прифронтовой и на­ ходилась в нескольких километ­ рах от переднего края линии обо­ роны. На станции наблюдалось боль­ шое скопление железнодорожных составов. Света не было. Здание вокзала разрушено, окна выбиты, часть стен развалена, кровля сне­ сена, всюду валялись груды би­ тых кирпичей, воздух пропитан острым запахом гари. По команде «Разгружаться!» личный состав повзводно был построен напротив вагонов и мар­ шем в полном боевом снаряже ­ нии двинулся на юго-запад в сторону города Спас-Деменска, который был в руках фашистов. Такая поспешность была необхо­ дима. На станцию приходили все новые и новые эшелоны. Авиация противника наносила удары по скоплениям войск. С дополнительным грузом к личному боевому снаряжению тяжеловато было в походе. К то ­ му же у ротного старшины не оказалось в наличии ботинок мое­ го размера, пришлось надеть обувь на два номера больше. Это очень мешало в движении. С рассветом успели войти в лес и по команде «Привал» бой­ цы полегли вдоль обочины доро­ ги. В это время наш конный связ­ ной, прибывший со станции, сооб­ щил командованию приказ всем задержаться на месте. А через некоторое время с подъехавших повозок подгрузили на нас еще имущество связи — телефонные аппараты, катушки с проводом и другое снаряжение. Нам стало известно, что над станцией, как только посветлело и рассеялся туман, в воздухе по ­ явились немецкие самолеты. Они сбросили бомбы, несколько из которых упало на железнодорож­ ные вагоны. Были выведены из строя часть наших грузовых авто­ машин, конные повозки, имущест­ во связи. Были раненые. В общем-то наши потери были незначительными. Однако и ча­ стичная потеря транспорта и вы­ ход из строя людей отражались на маневренности, а стало быть, и па боеспособности подразделе­ ния. Это мы ощутили уже сразу, взвалив на свои плечи еще до­ полнительный груз, к тому же нашей полевой кухне надолго пришлось задержаться в районе станции. П о д о р о г а м См о л е н щ и н ы На марше в сторону Спас-Де­ менска по грунтовым разбитым дорогам переходы в основном совершали ночью, а днем укры ­ вались в лесах. Такая маскиров­ ка была необходима. Противник не должен был зна^ь о концент ­ рации наших войск в этом райо­ не. Подготовка к наступлению велась в строгом секрете. Мы скрытно шли к линии фронта в непосредственной бли­ зости от полосы обороны. Перед­ ний край был совсем рядом. Все слышнее и ближе раздавались одиночные выстрелы и пулемет­ ные очереди, все ближе и чаще рвались долетающие до нас вра­ жеские снаряды. В воздухе кружили немецкие самолеты, больше с разведыва­ тельной целью, иногда налетали н бомбардировщики-. По ночам усиливались артил­ лерийские выстрелы и пулемет­ ные очереди на переднем крае со стороны противника. В небе зависали ярко светящиеся раке­ ты. Ближе к переднему краю, особенно во время ночных пе­ реходов, обстановка казалась та ­ кой, как будто мы находились в огненном кольце.- Ракеты све­ тили кругом — и спереди, и сза­ ди, и слева, и справа, кругом раздавались пулеметные очереди. Снаряды рвались то впереди, то позади нас. Так казалось мне, новичку. Марш-бросок был нелегким. Бойцы, загруженные до предела, очень устали. Дороги, как и все фронтовые дороги, сильно разби­ ты. Известно, что на Смоленщине много лесов, низменных болоти­ стых мест, речек и ручьев. Вес­ пой реки разливаются и затапли­ вают обширные территории. Дол ­ го потом дороги становятся не­ проходимыми. В июле 1943 года было много дождей. Это усугубляло положе­ ние на марше. К тому же сам по себе ночной переход гораздо тя ­ желее, дороги совсем не видно. Под ноги то и дело попадаются то пни, то выбоины с водой. На коротком привале, свесив ноги в колею с грязью, а то и с водой, не ложишься, а валишься от усталости, и быстро сами смы­ каются глаза. «Эх, хотя бы так поспать минут шестьсот», — ду ­ мали про себя н вслух бойцы. По команде «Подъем!..» как тяжелая свинцовая глыба, с большим трудом отрываешься от земли. Вот уж когда поистине сполна прочувствуешь земное притяжение! Нс сразу сдвинешь­ ся с места и наберешь темп в движении, только потом, пройдя несколько шагов медленно и ус ­ тало, постепенно входишь в этот ритм тяжелого и трудного мар­ ша. Последние километры были особенно тяжелыми. Шли уже совсем молча, устали очень, но тем не менее старались как-то помочь друг другу: поднять и взвалить на плечи тяжесть, за руки поднять товарища с земли после привала, а кое-кому и об ­ легчить груз, переложить его на свои плечи. И. КУЗНЕЦОВ , конструктор конструкторского отдела, участник Великой Отечественной войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz