Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
Н а Ма м аево м к ургане Воевал я в составе 651-го ист ребительно-противотанкового ар тиллерийского полка 201-й От дельной артиллерийской бригады в Сталинграде. Полк был пред назначен для уничтожения тан ков противника, а также и пехо ты. Это'было 27 сентября 1942 го да на юго-восточных скатах вы соты 102,0 (Мамаев курган) как раз перед металлургическим за водом «Красный Октябрь». Шел жестокий бой. Танки противника начали атаковать нас еще с ут ра, примерно часов с 8-ми—9-ти. Вьем прямой наводкой по танкам. Несут потери немцы, несем поте ри и мы. Рискуя каждую м и н у т у жизнью, люди выходили из укры тий к орудиям и быстро выпу скали серию прицельных снаря дов. Солдаты моего взвода не терялись, не робели, а отбивали все атаки противника. От применения авиационной, артиллерийской и танковой тех ники все кругом горело, все пере мешалось с землеТт Гибли люди, гибла техника, но мы продолжа ли стрелять. Так вели себя отважные артил леристы в бою. От взрывов бомб, снарядов и мин, шума авиационных и танко вых моторов невозможно было говорить. Солнца не было видно, хотя день был ясный. Дым, пыль и смрад заволокли небо. То, что я увидел в направлении Мамаева кургана, трудно опи сать. Кругом все гудело, стонало и рвалось. В небе ревели моторы пикирующих бомбардировщиков. Падающие из них бомбы при по лете вниз издавали душераздира ющие звуки, оказывая гнетущее моральное воздействие. Рвались снаряды зениток, а внизу, на зем ле, вообще становилось темно от разрывов снарядов, от пыли, вздымаемой гусеницами танков. Рушились стены домов, полы хали корпуса металлургического завода «Красный Октябрь». В этот день развернулась жесточай шая борьба. От разрывов снаря дов, мин и особенно бомб блин дажи трясло, как в лихорадке, земля звенела, а с потолка на ших укрытий сыпался песок. Ухо дить нам было некуда, нечем бы ло дышать от смрада разрывов снарядов, мин и бомб. Противник применил огнеметы. Конечно, мы несли потери. При ходилось отстреливаться, перехо дить в контратаки, в рукопашные схватки... Танки противника мы расстре ливали в упор. В этой схватке мы подбили 4 танка (перебили гусеницы), уничтожили 3 танка (сожгли), а также побили много живой силы противника. В живых нас осталось очень мало. Погиб и мой ближайший друг по учебе и службе в военном училище за меститель командира батареи лейтенант М. А. Модестов. Имя его ныне занесено в списки на одном из символических красных знамен на Мамаевом кургане. Я стоял у блиндажа, наблюдая за боем. И только хотел войти в блиндаж за солдатами, чтобы дать следующую серию выстре лов по танкам и живой силе про тивника, .как тут же от взрыва бомбы получил ранение в голень правой ноги и удар воздушной волной в спину, который втолк нул меня в щель блиндажа. Нас завалило. Но солдатам удалось выбраться из блиндажа и выта щить меня. Ими же я был до ставлен в полевой госпиталь. В этом бою особенно храбро вели, себя командир орудия стар ший сержант Федоров и навод чик сибиряк Когодеев, которые сражались в составе моего огне вого взвода. Выкатив орудие на открытое место на прицельную наводку, они отважно вступили в бой с танками противника. И за этот подвиг получили боевые на грады. После окончания Сталинград ской битвы прошло более сорока лет. Я часто вспоминаю своих боевых друзей и товарищей по оружию, которые отдали свои жизни за то, чтобы солнце све тило всем. П. КРЕТОВ, инженер-технолог отдела материальных нормативов, участник Сталинградской битвы, капитан запаса. Под С п а с - Д е м е н с к о м --------- —- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ------------------------------ ------- т Оборона Москвы, освобождение Смоленщины, Белоруссии, Польши, участие в боях в Восточной Пруссии и за Берлин. Форсирование на этом пути всех больших и маленьких рек и речек, в ом числе таких, как Сож, Проня, Днепр, Бере зина, Неман, Висла, Одер, Шпрее. Все это — за течами бывшего связиста-проволочника, а ныне конструктора конструкторского отдела Ивана Ивановича Кузнецова, фронтовой путь которого авершился на берегу Эльбы. — На всем боевом пути, — вспоминает он, — очти каждый населенный пункт приходилось брать боем. А уж за каждый город велись на- тоящие сражения. Особенно за такие, как Спас- Деменск, Дорогобуж, Ельня, Смоленск, Чаусы, Могилев, Орша, Минск, Новогрудок, Белосток, Ломжа, Инстербург, Кенигсберг, Данциг, Штет тин и, наконец, Берлин... За отличное выполнение боевых заданий ко мандования фронтовой связист Кузнецов на гражден орденом Красной Звезды, тремя меда лями «За отвагу», а также медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другими. Он получил пять благодарностей Верховного Главнокомандующего. Сегодня мы начинаем публикацию воспомина ний И. И. Кузнецова о своем участии в боях под Спас-Деменском. В п у т и Город Спас-Деменск — центр Спас-Деменского района К а л уж ской области. Железнодорожная станция Спас-Деменск находится на линии Сухиничи — Смоленск в 197-ми километрах к западу от Калуги. Б начале августа 1943 года здесь проходили жесточайшие сражения советских войск с не мецко-фашистскими оккупантами. В районе города Спас-Демен- ска советские войска Западного фронта нанесли один из мощных сокрушительных ударов основным силам противника—группе армий «Центр». Здесь было главное направление удара. Мне довелось быть непосредственным участни ком этих сражений, рядовым свя зистом 70-го стрелкового корпуса 33-й армии, которая входила в состав Западного фронта1и нахо дилась на направлении главного удара. Немецко-фашистское командо вание уделяло большое внимание укреплению своей обороны в этом районе. После потери ржево- вяземского плацдарма противник находился всего в 250—300 кило метрах от столицы нашей Родины и все еще вынашивал идеи нане сения удара на Москву. Вот по чему на этом направлении он держал свои главные силы - группу армий'«Центр». В начале лета 1943 года наш воинский эшелон на станции Щурово был выведен с запасного пути п с наступлением сумерек двинулся на запад в сторону Вязьмы. Па станциях не задер живались, ехали только ночыо. Ка к только начинало светать, эшелон загоняли в тупик на ка ком-нибудь разъезде. С целью маскировки из ваго нов не разрешалось выходить и даже открывать люки. В пути следования и на стоян ках эшелон бдительно охранялся, были выставлены дежурные пос ты, на крышах передних и зад них вагонов устанавливались зе нитные пулеметы. Поезд двигался медленно, ос торожно, иногда совсем тихо. Такая бдительность была необ ходима. На пути к фронту были случаи диверсий. Ведь эта тер ритория совсем недавно освобож дена от фашистской оккупации. Отступая, гитлеровцы оставляли своих диверсантов. Часто в небе появлялись само леты противника. Тогда по ваго нам раздавалась команда: «Воз дух-!.. Воздух!..». Чем ближе к фронту, тем боль ше мы видели сожженные дотла деревеньки и полустанки, торча щие голые закопченные трубы русских печей, обгоревшие ж у равли колодцев. И все еще ды шало горьковатым запахом, по жарищ. Редко встречались местные ж и тели. На суровых лицах этих лю дей отражалась горечь ужасов войны. В вагонах с личным составом проводились беседы, нам расска зывали о положении на фронтах. В нашем воинском коллективе в основном формировалась атмо сфера дружбы, братства, взаимо уважения, хотя многие из нас здесь встретились впервые. Все хорошо понимали, куда и зачем едем. От этого укреплялось са мосознание, ответственность пе ред предстоящим. Знакомились с новичками, да вали свои домашние адреса, обе щали в бою оказывать друг дру гу помощь, а в случае чего и сообщить подробности родным. До рассвета третьего дня эше лон сделал остановку на желез нодорожной станции Вязьма, ко торая была прифронтовой и на ходилась в нескольких километ рах от переднего края линии обо роны. На станции наблюдалось боль шое скопление железнодорожных составов. Света не было. Здание вокзала разрушено, окна выбиты, часть стен развалена, кровля сне сена, всюду валялись груды би тых кирпичей, воздух пропитан острым запахом гари. По команде «Разгружаться!» личный состав повзводно был построен напротив вагонов и мар шем в полном боевом снаряже нии двинулся на юго-запад в сторону города Спас-Деменска, который был в руках фашистов. Такая поспешность была необхо дима. На станцию приходили все новые и новые эшелоны. Авиация противника наносила удары по скоплениям войск. С дополнительным грузом к личному боевому снаряжению тяжеловато было в походе. К то му же у ротного старшины не оказалось в наличии ботинок мое го размера, пришлось надеть обувь на два номера больше. Это очень мешало в движении. С рассветом успели войти в лес и по команде «Привал» бой цы полегли вдоль обочины доро ги. В это время наш конный связ ной, прибывший со станции, сооб щил командованию приказ всем задержаться на месте. А через некоторое время с подъехавших повозок подгрузили на нас еще имущество связи — телефонные аппараты, катушки с проводом и другое снаряжение. Нам стало известно, что над станцией, как только посветлело и рассеялся туман, в воздухе по явились немецкие самолеты. Они сбросили бомбы, несколько из которых упало на железнодорож ные вагоны. Были выведены из строя часть наших грузовых авто машин, конные повозки, имущест во связи. Были раненые. В общем-то наши потери были незначительными. Однако и ча стичная потеря транспорта и вы ход из строя людей отражались на маневренности, а стало быть, и па боеспособности подразделе ния. Это мы ощутили уже сразу, взвалив на свои плечи еще до полнительный груз, к тому же нашей полевой кухне надолго пришлось задержаться в районе станции. П о д о р о г а м См о л е н щ и н ы На марше в сторону Спас-Де менска по грунтовым разбитым дорогам переходы в основном совершали ночью, а днем укры вались в лесах. Такая маскиров ка была необходима. Противник не должен был зна^ь о концент рации наших войск в этом райо не. Подготовка к наступлению велась в строгом секрете. Мы скрытно шли к линии фронта в непосредственной бли зости от полосы обороны. Перед ний край был совсем рядом. Все слышнее и ближе раздавались одиночные выстрелы и пулемет ные очереди, все ближе и чаще рвались долетающие до нас вра жеские снаряды. В воздухе кружили немецкие самолеты, больше с разведыва тельной целью, иногда налетали н бомбардировщики-. По ночам усиливались артил лерийские выстрелы и пулемет ные очереди на переднем крае со стороны противника. В небе зависали ярко светящиеся раке ты. Ближе к переднему краю, особенно во время ночных пе реходов, обстановка казалась та кой, как будто мы находились в огненном кольце.- Ракеты све тили кругом — и спереди, и сза ди, и слева, и справа, кругом раздавались пулеметные очереди. Снаряды рвались то впереди, то позади нас. Так казалось мне, новичку. Марш-бросок был нелегким. Бойцы, загруженные до предела, очень устали. Дороги, как и все фронтовые дороги, сильно разби ты. Известно, что на Смоленщине много лесов, низменных болоти стых мест, речек и ручьев. Вес пой реки разливаются и затапли вают обширные территории. Дол го потом дороги становятся не проходимыми. В июле 1943 года было много дождей. Это усугубляло положе ние на марше. К тому же сам по себе ночной переход гораздо тя желее, дороги совсем не видно. Под ноги то и дело попадаются то пни, то выбоины с водой. На коротком привале, свесив ноги в колею с грязью, а то и с водой, не ложишься, а валишься от усталости, и быстро сами смы каются глаза. «Эх, хотя бы так поспать минут шестьсот», — ду мали про себя н вслух бойцы. По команде «Подъем!..» как тяжелая свинцовая глыба, с большим трудом отрываешься от земли. Вот уж когда поистине сполна прочувствуешь земное притяжение! Нс сразу сдвинешь ся с места и наберешь темп в движении, только потом, пройдя несколько шагов медленно и ус тало, постепенно входишь в этот ритм тяжелого и трудного мар ша. Последние километры были особенно тяжелыми. Шли уже совсем молча, устали очень, но тем не менее старались как-то помочь друг другу: поднять и взвалить на плечи тяжесть, за руки поднять товарища с земли после привала, а кое-кому и об легчить груз, переложить его на свои плечи. И. КУЗНЕЦОВ , конструктор конструкторского отдела, участник Великой Отечественной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz