Кировец. 1983 г. (г. Липецк)
Выдающийся вклад в сокро вищницу отечественной культу ры внесла Академия художеств, 225-летне которой отмечается в эти дни. Этой знаменательной да те посвящена экспозиция, от крывшаяся 4 апреля в Москве, в Центральном выставочном зале. Она предваряет серию юбилей ных выставок, которые познако мят зрителей с деятельностью замечательной школы мастерства. Среди документов, экспонируе мых в Манеже, — записка М. В. Ломоносова, одного из создате лей Академии художеств, кото рый пророчески утверждал, что ее основание приведет «к укра шению отечества... ко введению в России дивных дел, почитаемых издревле со всего света...». В экспозиции представлены дипломные и программные рабо ты выпускников Академии всех поколений. В общей сложности юбилейная экспозиция включает более трех тысяч работ. На верхнем снимке: (слева на право) народный худож ни к СССР, академик Д. А. Налбан- дян, народный художник СССР Е. 11. Зверьков и заслуженный деятель искусств РСФСР П. М. Сысоев. На нижнем снимке: народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР М. К. Аникушин. Фотохроника ТАСС. Ш К О Л А МАСТЕРСТВА С тм х м - д е тя м Ал л а Т УМ АРОВСНЛВ И ван С ТРЕЛ ЬНИ НОВ В. ЕРМОЛОВУ, Л е о н и д Ш ИРНИН ЛИРИЧЕСКИЕ СТРОКИ П ридет оно — красное время, Придет — как награда, оно: Лиловые волны сирени Плеснут в голубое окно... И в розово-белом тумане, Над сказочным царством людей Весна пронесет караваны Увитых цветами ладей. Зазеленело за окном, Заполыхало: Сады цветут ненастным днем — Бело и ало... Но сроки весен — коротки, Прозрачны очень... Яркий солнечный день. Забубенный апрель Моего завоенного детства... Я сидел на печи да в окошко смотрел: Знамо — не во что было одеться. А сверкающий зайчик, скользя над водой, В деревянные крался палаты, А на лавке старался отец молодой: На калоши все ладил заплаты. Я прозрачным ручьем из светелки утек, Тихим облаком выпорхнул в сени, Вот подсолнух расцвел, наконец, Осиял васильковую мглу; Вот пришел развеселый отец, Медогонку поставив в углу... Вот уж рамки из ульев несут, Вот уж пчелы звенят о стекло: Искрометным потоком в сосуд И чувства нахлынут, и звуки, И звон отразится в ручьях. И нежные, знойные руки Сомкнутся на милых плечах... Да будет им холод неведом! Храни их, любовь,—не ломай! И всклень да наполнится светом Сердца обжигающий май... ... Свевает ветер лепестки В колодец ночи. И у тебя — одна весна, Коль ты любима... Она расплескана до дна — Невозвратима. Подхватил и помчал меня звонкий поток По лощинам и весям весенним. Я скитался, штаны засучив до колен, Ликовал, как медовая брага... Я в воронку упал, что наполнена всклень Голубой Жаворонковой влагой... А вода — холодна и крепка, что кремень... Позабыл я, как вылез из ямы, Только помню горячий отцовский ремень Да глаза озабоченной мамы... Пролилось золотое тепло... ... Я лишь только в любви не узнал, Как он сладок — тот первый привет, Что хранит восковая уза В сочных сотах, рождающих свет... Купается утром ракита В прозрачной примолкшей воде. Поля легкой дымкой повиты. Кричат петухи в слободе. Вставать на заре мне в охотку. Как светел родительский дом! В сенях поджидает махотка С коровьим парным молоком. Пиджак я на плечи наброшу, По стежке пройду над рекой А утро такое хорошее... Повсюду незримый покой. А н а то л и й ФИСЕННО Рось Над речкой в тумане предчувствие звука Разящей стрелы из хазарского лука, Набега, погрома, пожара, полона. Предчувствие вскрика, предчувствие стона. Забыты былые бои и походы, Но плещут по-прежнему вечные воды. И брезжит над Росью рассветно-туманной Прообраз России — еще безымянной. Луна стремительно летит, В прорехи облаков светя, На шеях тоненьких ракит Светлеют бусины дождя. Вода так призрачна в реке, Что сосчитаешь каждый брод, А кромку леса вдалеке Расплавил радужный восход. Мы недаром зовемся вожатыми, Имя гордое — не на словах, Потому что повсюду с ребятами В пионерских задорных делах. Потому что дороги отрядные Из конца прошагали в конец Настоящие — не плакатные Комиссары ребячьих сердец. Д Е Д У Ш К А И В Н У К С горы и на горку Везет старый дед Внученка Егорку, Мальчишку трех лет. Глядит на Егора, А сердце: тук-тук. Вот вырастет скоро У дедушки внук. Он будет опорой Для деда служить. Пока же Егора Возить да возить. М А М А П Р И Ш Л А Слез как будто не бывало, Их в помине даже нет. И светлее в доме стало. В чем загадка! В чем секрет! Солнце в окна посмотрело! Туча к лесу уплыла! Нет, совсем не в этом дело: Мама Танина пришла. С Б Е Ж А Л О М О Л О К О Из кухни послышался Бабушкин крик: Сбежало с плиты молоко. А внучка скорее Захлопнула дверь — Теперь не уйдет далеко. С К В О Р Е Ц И В О Р О Б Е Й Скворец вернулся в старый дом, Где третий год гнездится он. И вдруг увидел воробья В окошке своего жилья. Немало было шума, писка: —А покажи-ка, где прописка!— Спросил скворец, повыся тон. — Прошу с моей квартиры вон! Но воробей не сразу сдался: — Один я на зиму остался. Когда поля покрыл снежок, Я перебрался в теремок. Теперь уйду и не заплачу, Переберусь к себе на дачу. Под крышей ждет меня прохлада — Квартиры лучшей мне не надо. Л итер а тур а — эт о с вященн о... — Да я ее терпеть не могу, эту литературу, — как-то нестер пимо громко и отчетливо произ нес молодой человек, очевидно, учащийся школы или техническо го училища. Невольно оглядыва юсь на сказавшего эти слова. Строгий, симпатичный паренек, вроде бы никого не хочет уди вить или показаться умнее. И все-таки мне очень не хочется, чтобы он так говорил, так думал. 11 тут как бы на помощь мне и, хочется верить, слегка расте рявшимся пассажирам в автобу се приходит не менее задорный и чистый голос собеседницы: -— Ты что? Соображаешь, что говоришь?.. А им всего-то лет по шестнад цати. И они, может быть, даже чуточку вк.иоблекы друг в друга, эти два оживленных мечтателя, столь звонко н столь неосторож но обнажившие на людях свой, конечно же, хороший и нужный спор. Нет, понимаешь, читать я люблю, — уже уступчивее про должает паренек. — Только вот как начинают про эти «сюжеты», «образы», «кульминации» — ни чего не понимаю!.. А что? Убедительно. И, не смотря на парадоксальность, мне чем-то нравится этот искренний парнишка, у которого и на лице написано то же, что и в душе. Говорит что думает, а не приспо сабливается к мнениям авторите тов. Сами спорят и беспокоятся о том, почему же им все-таки не правится литература, которую преподают им, и наверное непло хо, в школе, в училище. Действительно, почему?.. Но разве у меня не было так? Чи тать, не отрываясь, особенно по вечерам, страшного «Вия», пока еще вне школьной программы, от души смеяться над забавными чеховскими ловцами налимов и в то же время тянуться, опять же вне программы, к таинствен ной тонкости рассказов Мопасса на, печалиться над судьбой Ово да. И... отворачиваться от «Мерт вых душ», которые совсем не привлекательны для мысли, для подражания, но их надо знать по программе? Хотя как же это хо рошо и правильно, что нам зада вали учить наизусть «Чуден Днепр...», «Русь-Тройка». Благо говение перед тишиной реки и устремленность в русскую будущ ность. Благодарно отраженные в душе, эти состояния ведь до сих пор не выплескиваются, став ча стью тебя! Жесткость, категоричность, обя зательность всегда вызывают ка кое-то непроизвольное сопротив ление, от которого рождается су хость, а не связующая, добрая любовь. А литературу надо лю бить. Если Тургенев говорил, что все прекрасное на земле рождает ся от любви к женщине, то от любви к литературе, можно ска зать, рождается то же самое плюс доброта и интеллигентность. Мне нравятся люди, у которых есть любимые книги. Мне нра вятся учителя, у которых есть любимые авторы. II они умеют по-своему, доказательно говорить об этом, по-своему открыто лю бить, проводить жизненные па раллели. Я также не против, если в жизненном горниле этих па раллелей будет полыхать и от тачиваться и мой, и твой харак тер, ученик, пока еще неопреде ленный, разъятый и жаждущий цельности. Однако почти всегда мы слы шим на уроках одинаково торже ственные тона обо всех писате лях. И нет во всем этом того чут кого колокольчика избирательной любви, которая и образует у че ловека ясность ума, здоровое чув ство меры. А также — влюблен ность, скажем, в русскую и со ветскую литературу, этот пре красный и священный предмет изучения. Школа... Она будет позже. А пока со мной рядом идет наш деревенский дедушка Иван Ар темьевич, необыкновенно легкий и внимательный человек с отшли фованной годами палочкой в ру ках. Как-то по-старинному, легко и мило он покачивает ее над зем лей, чтобы затем несильно опе реться на нее. И говорит-говорит со мной обо мне, о себе. О своих козочках, которых я пасу каждый день на выгоне, на полевых тра вах, на лугу у реки. Ему за семь десят, мне — шесть. Но мне ка жется, что никакой разницы меж ду нами нет, так понятны и необ ходимы мы друг другу, идущие в этотлетний день по теплой де ревенской улице, смягченной ут ренней росой. Я сажусь на зеленый островок выгона. II дедушка тоже садит ся. Затем бережно срывает у са мой земли низкий сиреневый коре шок. — А знаешь, — говорит он мне доверительно. — Ведь это чебрец. В Чернаве все его чобором зовут. Правильно же, по-литературному, надо говорить чеб-рец. Цветок так прекрасно пахнет. И пока держится очарование это го запаха, этого вновь открытого для меня названия, ранее обыкно венного, а теперь радостного и приподнятого растения, я жду от дедушки чего-то еще. Еще како го-то, пока отдаленного, но столь нужного и близкого моей душе знания. Но дедушка молчит. Но даже его молчание для меня как пред чувствие тайны, сказки, яркости среди приметного теперь и во всю пахнущего чебреца. — Вчера опять читал Толстого, «Войну и мир», — вдруг загова ривает дедушка. — В четвертый раз перечитываю... Читал в гим назии, затем — в окопах. И вот сейчас под старость опять откры ваю заново... Я тоже читаю свои детские книжки... Но... чтобы читать их в третий, четвертый раз? Но, оказывается, Толстого мож но и надо перечитывать по не скольку раз. И Иван Артемьевич с задумчивым увлечением начи нает мне рассказывать о Пьере, Болконском, о русских дубах. И он, конечно же, не употреблял тогда слова «сюжет», «идея», «композиция». Однако именно этот разговор о Толстом остался во мне как запах чебреца в ог ромном поле, как состояние ду ши, живой и отзывчивой, и к ма лой травинке, и к великой слож ности мира. Нет, не зря этот простой и ува жительный человек так любил де тей. Хотя мы частенько залезали за грушами в его небогатый, ду шистый сад, где на нас гавкала для приличия совсем не злая и даже непривязанная собака. Пря мо здесь же, на выгоне, возле дедушкиного сада, пока мы ели его вкусные, сочные груши, эта белолобая «сторожиха» играла, прыгала вместе с нами, обнимала лапами. Может быть, еще и поэтому мы так покорно и распахнуто люби ли слушать нашего дедушку, по куда наши простодушные родите ли растили на полях хлеб, строи ли колхозные амбары, дружно пе рекликались на звонких и труд ных токах, без громких фраз и суеты удерживая на своих плечах и коллективное поле, и коллек тивную душу. И мирное небо над нами. Вот почему я приглашаю тебя, мой искренний острый собеседник, не лениться делать открытия са мому. И, пожалуйста, люби ли тературу. Спорь, отвергай, сомне вайся — но люби! В. КУ ПАВЫХ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz