Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

П р е д о вол, , с т вен н у ю п р о гр а м м у — в д е й с тв а е! Л ТЗ-145: на финишной прямой? «Разработать конструкцию и приступить к выпуску мощного про ­ пашного трактора»—так записано в Основных направлениях разви ­ тия народного хозяйства, принятых XXVI съездом КПСС. В Продо ­ вольственной программе, одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, вновь подчеркивается: «Ставится задача в тракторном и селькохозяйственном машиностроении в двенадцатой пятилетке обеспечить выпуск новых и модернизированных энергонасыщенных тракторов, приступить к производству универсально-пропашных тракторов мощностью примерно 150 л. с.». Каков вклад липецких тракторостроителей в решение этой общегосударственной задачи! В нашей газете, Ф центральной печати страны не раз сообщалось о разработанном липецкими кон ­ структорами тракторе ЛТЗ-145, Что и говорить, ему досталась нелегкая судьба. Межведомствен­ ные барьеры, амбиции Головного КБ , не желающего признавать превосходотво разработки «пери­ ферийных» конструкторов, нако ­ нец, подчас субъективная привер­ женность руководителей отрасли ведущему заводу страны — Мин ­ скому '— все это нашло принци ­ пиальную оценку и подверглось справедливой критике на страни­ цах «Правды», «Известий», «Со­ ветской России». Твердая пози ­ ция липецких конструкторов, под ­ держка печати и ряда ведущих специалистов отрасли не дали ра­ боте заглохнуть. Сегодня на ма­ шиноиспытательных станциях, в хозяйствах многих регионов стра ­ ны липецкие универсально-про­ пашные тракторы ЛТЗ-145 ус ­ пешно эксплуатируются, получая высокую оценку ка к рядовых ме­ ханизаторов, так и экспертов тракторбстроения. Однако маши­ ны эти созданы в единичных э к ­ земплярах силами эксперимен­ тального цеха завода. Десяток- другой тракторов, необычайно до ­ рогих, т. к. делались они почти вручную, предназначен прежде всего для «доводки» конструкции. Что касается массового (Производ­ ства, то оно по-прежнему, «в пер­ спективе». М ежду тем годы идут. Со вре­ мени начала работ над новой мо­ делью на Липецком тракторном заводе минуло около двадцати лет. За этот период было создано несколько вариантов машины по единой принципиальной схеме — от «первенца» заводского КБ Т-5 до современного ЛТЗ-145, по ос­ новным параметрам превосходя­ щего зарубежные аналоги и оте­ чественные экспериментальные конструкции. Наиболее наглядно его преиму­ щество проявляется в сравнении с ныне использующимся комплек ­ сом тракторов и сельхозмашин. У него в 2,4 раза выше производи­ тельность: на одном гектаре по ­ севов сберегается не менее двух рублей. Удачная компоновка ма­ шины, возможность навески сель­ скохозяйственных агрегатов спе­ реди и сзади позволяет на этом тракторе выполнять три опера­ ции одновременно. А это озна­ чает экономию времени, горюче­ го, моторесурса. К тому ' же, ис ­ пользование липецкого трактора способствует сохранности почвы благодаря более редким проездам машины по полю и меньшему да(влению на единицу поверхно­ сти по сравнению с другими трак ­ торами. Кроме того, при обработ­ ке посевов сдвоенные колеса не повреждают междурядий, я то время как тракторы, созданные по классической схеме, губят до 12 процентов всходов. 14 еще од­ на существенная выгода: как подсчитали на заводе,’ широкое применение ЛТЗ-145 позволит высвободить в сельском хозяй ­ стве около 20 тысяч трактори ­ стов. При нынешнем дефиците механизаторских кадров это рав­ нозначно привлечению на село такого же количества людей. -Итак, (преимущества ЛТЗ-145 оспаривать трудно. Это еще раз подтвердили и сравнительные го ­ сударственные испытания 1980 года. В протоколе Государствен­ ной комиссии, в состав которой входили авторитетные ученые, ве­ дущие специалисты и руководите­ ли отрасли, говорится: «...Конст ­ руктивно-компоновочная схема трактора ЛТЗ-145 в большей ме­ ре соответствует требованиям сельскохозяйственного производ­ ства в части составления комби ­ нированных агрегатов, агрегати­ рования с существующими маши­ нами и экономически более целе­ сообразно. ...18 членов комиссии из 29 счи­ тают более перспективной схему трактора с передними и задними колесами одинакового размера типа ЛТЗ-145, как более манев­ ренную, более приспособленную для совмещения операций и раз­ мещения технологических мощ­ ностей». Вывод комиссии после испыта­ ний минувшего года вновь одно­ значен: «Испытания подтвердили необходимость и целесообраз­ ность наличия1 в сельском хозяй ­ стве тракторов тягового класса 2 тс с двигателем 150 л. р., вы­ полненного как по традиционной схеме (МТЗ-142), так и с четырь­ мя колесами одинакового разме­ на (Л ТЗ-145), на серийное про­ изводство которого следует ори ­ ентировать Липецкий -трактор ­ ный завод». Казалось бы, липчане одержа ­ ли победу, и вскоре начнется под­ готовка к серийному производств ву повой машины. У-вы, так толь ­ ко казалось... В то время, как проектировщики дорабатывали конструкцию овоего детища, в ми­ нистерстве пришли к решению, для многих неожиданному: нала­ дить на Липецком тракторном производство трактора Т-60. Ко ­ нечно, переход на новую продук ­ цию сулил заводу большие вы­ годы: реконструкция производст­ ва, а значит, замена устаревшего оборудования, которого здесь не­ мало, поднимет техническ и й уровень предприятия, появятся средства и на решение одной из самых острых проблем — обеспе­ чение рабочих жильем. Однако знали на заводе и другое: Т-60, по4 существу, лишь модификация устаревшего Т-40 и представляет собой вчерашний день тратсторо- строения. К такому же выводу пришли и в Госкомсельхозтехни- ке СССР: увеличение мощности двигателя Т-40 «...позволит под­ нять производительность этого трактора на 4—5 процентов. Та ­ кой прирост' не оправдывает вло­ жений на реконструкцию завода и модернизацию трактора. В луч ­ шем случае Т-60 по своим эксплу ­ атационно-технологическим ха ­ рактеристикам приблизится к не ­ перспективному трактору МТЗ-50, уже замененному тра к т о р о м МТЗ-80». Вот почему заводчане отказа ­ лись от «синицы в руках». Нет нужды рассказывать, каких тру ­ дов стоит работникам завода и ряда институтов и ведомств доби­ ваться отмены перехода на Т-60. Только официальная переписка по этому вопросу занимает сотни страниц. Важен результат: сегод- НЯ( от производства Т-60 в ми­ нистерстве склонны отказаться ввиду его неперспективное™. Как отказались и от закупки за рубе­ жом лицензии на выпуск иност ­ ранного трактора. Выходит, Л ТЗ- 145 все же пробивает себе дорогу? — Окончательный ответ дадут испытания 1983 года, — расска­ зывает заместитель главного кон ­ структора А. С. Дурманов. — Ес ­ ли наша .машина выдержит их успешно, а в этом мы не сомне­ ваемся, то, думаю, будет принято решение о подготовке ее серийно­ го выпуска. .Своеобразный «тайм­ аут» нынешнего года позволил нам доработать конструкцию, пс« высить ее надежность. Уверенность конструкторов в своем детище понятна и оправда­ на. Она подтверждена и преды­ дущими многократными испыта ­ ниями. Сомнение вызывает дру ­ гое: сумеют ли заводчане в срок — к февралю — подготовить во­ семь машин, необходимых для ис ­ пытаний? Ведь в противном слу ­ чае завод, говоря спортивным языком, сойдет с дистанции уже на финишной прямой. В отделе главного конструкто ­ ра мне показали аккуратно вы­ черченный график, в котором пре­ дусмотрено все: и сроки проек­ тирования и изготовления, и вре­ мя поставки деталей на сборку. Но, к сожалению, кривая, отра ­ жающая реальное положение дел, даже приблизительно не совпада­ ла с первоначальным графиком. Сегодня сроки задерживаются бо- ■лее чем на месяц. Почему? Ответить на этот вопрос мож ­ но, побывав в конструкторских бюро и в экспериментальном це­ хе завода. К сожалению, несмот­ ря на то, что завод не раз под­ вергался критике, изменилось здесь немногое. По-п.режнему конструкторы отвлекаются на не свойственные им работы. Месяца­ ми стоят инженеры у станков, у главного сборочного конвейера: заводу нужен план. И все чаше уходят из КБ люди —. работа «йа подхвате» их не устраивает. Особенно тревожно, что уволь ­ няются молодые специалисты, те, кому бы и продолжать работу ве­ теранов. Не лучше положение и в экс ­ периментальном цехе, где долж ­ ны воплощаться в металл разра-_ боткн конструкторов. Нехватка слесарей, сборщиков стала хрони ­ ческой для Этого подразделения. Но и имеющиеся силы зачастую используются не по назначению. Вот и в день нашей беседы с конструкторами еще четыре тока ­ ря вытачивали детали для массо­ вого производства. Нерациональ ­ ность этого очевидна: универсаль ­ ные станки экспериментального цеха в несколько раз менее про­ изводительные, чем специализи­ рованные, установленные в ос­ новных цехах. Между тем времени, оставшего­ ся до начала испытаний, стано ­ вится все меньше. I I сегодня, по­ жалуй, как никогда, необходимы отделу главного конструктора и экспериментальному цеху внима­ ние и поддержка руководителей предприятия. Ведь их успех, ус ­ пех ЛТЗ-145 определяет будущее завода. о . с о к о л о в , спец. корр. «Ленинского знамени». («Ленинское знамя», № 227). « ПОДГОТОВКЕ II ЗИМЕ & П А Р Т К О М Е 3 А В О Д А На очередном заседании пар­ тийного комитета был рассмотрен вопрос о работе администрации, технических служб жилищно- коммунального отдела, отдела бытового и хозяйственного об­ служивания и производственного объединения «Л ипецкремстрой- монтаж» по подготовке цехов предприятия и поселка к осен­ не-зимнему периоду. В принятом постановлении отмечается, что администрация завода, техниче­ ские службы и другие подразде­ ления проводят определенную работу по подготовке цехов и по­ селка к зиме. В мае нынешнего года с целью обеспечения нормальных условий труда для работающих в цехах, снижения заболеваемости трудя ­ щихся в осенне-зимний период, экономии электроэнергии и топ ­ лива на заводе был издан приказ о подготовке заводского энерго­ хозяйства к отопительному сезо­ ну 1982— 1983 годов. В него были включены графики подготовки энергетического оборудования, отопительно-вентиляционных сис­ тем и энергокоммуникаций произ­ водственных цехов. По состоянию на 1 сентября из 187 намеченных мероприятий выполнено лишь 43. 144 мероприятия находятся в ста­ дии выполнения. Срок окончания основных работ по подготовке к осенне-зимнему периоду — 10 о к ­ тября 1982 года. В заводских мероприятиях по подготовке к зиме было намечено отремонтировать 103400 кв. мет­ ров кровли, 20510 кв. метров до ­ рог и площадок, остеклить 11365 кв. метров. По состоянию на I сентября отремонтировано кровли всего 20249 кв. метров, дорог и площадок — 1630 кв. метров, ос­ теклено 519 кв. метров. Как отмечается в постановле­ нии партийного комитета, такие низкие темпы работ под подго ­ товке цехов завода к зиме объяс­ няются прежде всего неудовлет­ ворительной работой подрядных организаций. На ремонтные рабо­ ты выделяется недостаточное ко ­ личество рабочих. Для выполне­ ния необходимых работ по подго­ товке к зиме цехов завода требу­ ется сто сорок человек, в том чис­ ле—сорок человек на спецмон- тажные работы. В настоящее время работает шестьдесят чело­ век, в том числе на спецмонтаж- ных работах — двадцать. Сроки подготовки цехов к зиме срываются и в результате плохо ­ го обеспечения ремонтно-строи­ тельного управления необходимы­ ми материалами. Для ремонта зданий промышленной зоны, объ­ ектов жилья и соцкультбыта под­ рядные организации не получают в достаточном количестве цемен­ та, нефтебитума, пиломатериалов, мягкой кровли, металлопроката, стекла и других строительных ма­ териалов. В постановлении также отмеча­ ется, что проведенная в ряде це­ хов проверка показала, что хо ­ зяйственные руководители и пар­ тийные организации слабо зани­ маются подготовкой своих зда­ ний к осенне-зимнему периоду. Крайне плохо подготовлены к зи ­ ме сталелитейный корпус, чугуно ­ литейный, фасоннолитейный, тер­ мический, автоматный, второй и третий тракторные цехи, цех сбор­ ки трансмиссий. Плохо ведет под­ готовку складов к зиме отдел сбыта. Не лучшим образом обстоят де­ ла по подготовке к зимнему се­ зону объектов жилья и соцкульт ­ быта. Медленно ведутся работы по реконструкции теплотрасс. Со стороны жилищно - коммунально ­ го отдела нет должного контро ­ ля за ходом ремонтных работ на теплотрассах. Не готов к зи ­ ме и ряд детских дошкольных учреждений. Два года ведется ремонт детского сада № 82. На­ чальники Ж КО В. П. Фролов и ОБХО В. Н. Кожуха,рин не про­ являют инициативы и растороп ­ ности в ускоренной подготовке к зиме жилья и объектов соцкульт­ быта. Партийный комитет обязал ру ­ ководство завода, начальника от ­ дела технического надзора тов. Долгова, начальник Ж КО тов. Фролова, начальника ОБХО тов. Кожухарина и руководителей цехов принять самые неотложные меры и закончить подготовку це­ хов, объектов жилья и соцкульт ­ быта к зиме не позднее 1 ноября. Решено обратиться к руковод ­ ству и партийной организации производственного объединения «Липецкремстроймонтаж» с прось­ бой взять под контроль ход вы­ полнения работ по подготовке це. хов и поселка Л ТЗ к зимнему се­ зону, увеличить количество рабо­ тающих на ремонтных объектах. Партком постановил также об­ ратиться к начальнику Всесоюзно­ го производственного объедине­ ния «Союзсяльхозтрактор» тов. Бадалову и партийной организа ­ ции ВПО с просьбой помочь Л и ­ пецкому тракторному заводу в обеспечении необходимыми строи­ тельными материалами. Руководство завода в свою оче­ редь обязано прекратить всякое отвлечение материалов и людских ресурсов на другие объекты с тем, чтобы своевременно, в срок до 1 ноября, закончить подготов­ ку цехов и объектов жилья и соцкультбыта к зимнему периоду. На этом снимке вы видите пе­ редового электросварщика участ ­ ка баков прессового цеха Викто ­ ра Алексеевича Матерка. В со­ ревновании в честь 60-летия об­ разования СССР В. А. Матерка идет в числе правофланговых. Фото В. Л изу нова. В п омощь п р о п а г а н д и с т а м К началу нового учебного го ­ да в системе комсомольской по­ литической учебы и экономиче­ ского образования заводская профсоюзная библиотека органи ­ зовала несколько тематических книжных выставок в помощь пропагандистам. Главное место среди них зани ­ мает обширная и интересная вы­ ставка «Наша Родина — СССР», посвященная 60-летию образова­ ния Союза ССР. Па ней • ши ­ роко представлены книги, расска ­ зывающие о каждой советской республике, о достижениях брат ­ ских народов в экономической и культурной областях, в строи ­ тельстве развитого социализма. Большим интересом читателей пользуется серия книг «Республи­ ки Страны Советов». О нашей большой, мнопонационал ь н о й стране рассказывается в книге «Родина Советская. 1917— 1980». По Материалам периодических изданий оформлена выставка «Во имя народного блага», рассказы ­ вающая о Продовольствен и о й пропрамме КПСС па период 1982— 1990 годы и задачах ее реализации. Здесь же — материа­ лы о ходе выполнения Продо ­ вольственной программы, опубли ­ кованные в газетах «Правда», •«Известия», «Ленинское знамя», журналах «Агитатор» и «Полити ­ ческая агитация». Богата разнообразной общест ­ венно-политической литературой книжная выставка «Молодежь и советский образ жизни». На Ней представлены произведения В. И. Ленина «О молодежи», Л . И. Брежнева «Молодым строить коммунизм», Е. М. Тяжельнико- ва «Союз молодых ленинцев». В помощь комсомольским пропаган ­ дистам предложен список реко ­ мендательной литературы на эту тему. «Ленинская партия — руково ­ дящая сила советского общества». Так называется еще одна выстав­ ка, подготовленная библиотекой к Всесоюзному дню пропагандиста. В нее включены сборник статей В. И Ленина и руководителей -КПСС «О советском многонацио­ нальном государстве», работа Л . И. Брежнева «Воспоминания», краткий биографический очерк о Л. И. Брежневе, материалы XXV I съезда партии и другие об­ щественно-политические материа­ лы. _ ^ Произведения Д . Г ранина , В. Титова, О. Гончара, А. Ре- кемчука и других писателей представлены на выставке «Моло ­ дой герой в современной совет­ ской литературе». Все эти книжные выставки, вы­ звавшие интерес у читателей, бы­ ли с большой любовью оформле­ ны работниками заводской проф­ союзной библиотеки. Л. ШУЛЬЖЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz