Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
„ Я р у г а и з д а н а в ст о л и ц е В мае 1 974 года тр ак то р о за в о д цы в п ервые п о з нак оми ли сь с п ро и зведен ием м о ло до го липец к о го поэта Леонида Ширнина — то гда з № 50 «Кир овца» была напеч а тана его поэма «Рябина». Это выдерж анная в р усск о м к ласси ч еск ом стиле р оман тич еск ая и сто рия славян ск ой к няж ны — п оло нянк и, отданной в налож ницы хану, но не п о к о р ившей ся: она по гибла, убив хана. В к ратк ой вводной зам етк е, п р едвар явшей п о эму, го ворило сь, что стихи Л . Ширнина печатались в ж ур нале «Ю но сть», о бластных газетах «Ленинск ое знамя» и «Л е нинец» и что поэт го то ви т к из данию первую к ниж к у своих сти хов. «Рябина» п ривлек ла внимание ч итателей не то льк о сю ж етом , но и хор ошим сло гом , за к о торыми ч увствовались даро вание и оп р е делен но е п р офессио н альн о е м ас тер ство автора. С то го времени устано вилась прочная тво р ч еск ая связь Леонида Ш ирнина с нашей заво дск о й газето й . На ее страни цах впервые увидели свет мно гие его сти хо тво р ен ия, а так ж е поэма «Яр уга», ск аз «Хо хлом а». Сам о е большое и, на наш взгляд, наиболее зр ело е п роиз ведение из них — «Яр уга», к о то рое п еч аталось в «Кир о вце» по ч астям до вольно дли тельно е вр е м я, вызывая благо п р иятные о тзы вы тр ак то р о стр о и телей . Это — лиро - эпич еск ий р асск аз о м ален ь кой р усск о й реч ушк е Яр уге, с к о торой и здр евле связаны судьбы лю дей , ж ивущих на ее бер егах, а ч ер ез них — нити мно го век о вой р усск о й истории . По эма «Яр уга» дала название п ер вому сбо р н и к у стихов Лео н и да Ширнина, вышедшем у в к онце 1981 года в серии «Пер вая к нига в столице» в и здательстве «Со временни к ». И в этой связи хо ч ет ся от всей души п о здравить наше го ак тивно го автора с твор ч еск о й победой , с удач ным дебю том и пож елать ем у новых усп ехо в на м н о го тр удн о й ниве поэзии , но вых полновесных к ни г. Сбо р н и к «Яр уга» вобрал очень мно гое из то го , что впервые выш ло к ч итателю со страниц «Ки р о в ца», в том ч исле, помимо заглав ной поэмы, «Рябину» и ск аз «Хо х лома». Авто р осно вательно до р а бо тал их, п о двер г , что н азывается, стр ож айшем у о тбо р у, сж ал по объему. С одной сто р о ны , это по мо гло выдвинуть на первый план о сновное, главное в со держ ани и к аж до го сти хо тво р ен ия и поэмы. А с др уго й стороны, местами при вело , дум ается, чуть ли не к ч р ез мерной усеч енно сти , фр агм ен тар ности , нар ушению эпич еск о го стр о я, ск аж ем , в той ж е поэме «Рябина». Но мож но и понять это : о бъем к ниж к и не позволил вме стить бо льшего . » В своем п редисло вии к сбо р ни к у «Яр уга» известный со ветск ий по эт наш зем ляк Иван Лысцов ск азал, что поэтич еск ие страницы Леонида Ширнина расп о лагаю т к себе своей солнеч но стью , р асп ах н уто стью далей и хар ак тер о в тр у до вых р усск и х лю дей , во сп евае мых им, а так ж е с^ оей просто той и о бр азн о стью . Он назвал полно звуч ным и мн о го к р асо ч ным по этич еск ий мир Л . Ширнина. И к этом у тр удн о ч то - либо д о бавить. Н. ДОРОФЕЕВ, На снимке: сборник «Яруга». М арина ГРАЧЕВА Л ь К Ладонью холодною к теплому полю притронусь. Березам, под ветром стоящим. Покланяюсь в пояс. С дорогою синей, летящей Обеспокоюсь. И в памяти прошлой любви по привычке Пороюсь. Найду утешение За прегрешения В радостном пении! В минуту отчаянья вспомню про обещания! Развею печали, Разрушу сомнения Нетерпением... Но только Березам, под ветром стоящим. Покланяюсь в пояс. И только Ладонью холодною К теплому полю притронусь.. Дождь умывает город, не слеша. Не торопясь глядится в наши лица. Куда ему бежать и торопиться! Вот он и льет без края и конца. Печаль — печать поющего Он за окном на ксилофоне пляшет. Ему не жить, душой кривя. Характер он еще не раз покажет. Как нянька в седине, И сказки строго бережет у сердца Назойливо стучится в тишине, И никуда от этого не деться. П О Э Т Ч ЕСТ Н Ы Й И СМ Е Л Ы Й дождя, Он прям и горд, Н А Ч Затихнет боевой рожок, И — в паузах войны — Садятся ратники в кружок У крепостной стены. Про неприступные валы Гусляр ведет рассказ, Блок прав, сказав: «Нас тьмы, и тьмы, и тьмы...» — В плену Демографического роста Нас подсчитать И выделить непросто, И часто «Я» Заменено на «Мы». м о ц На сцене рыдает скрипка, А чудится — детский плач. Над скрипкою, как над зыбкой, Склонился седой скрипач. И нет для него оркестра, И зрителей в зале нет — Один среди звезд маэстро, А звуки — брызги комет. ХУДОЖНИК- ПЕЙЗАЖИСТ Вчера исполнилось 150 лет со дня рождения русского художника И. И. Шишкина. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из са мых крупных и самобытных художников, с его именем связан расцвет русского реалистического искусства второй половины XIX века. В своих произведениях ху дожник-пейзажист создал жизнеутверждающие обра зы родной природы, созвуч ные демократическим взгля дам художников-передвиж- ников. Большое влияние на ми ровоззрение И. И. Шишкина оказали работы Н. Г. Чер нышевского по эстетике, они 'помогли художнику найти свое место в искусстве. Влюбленный в родную землю, полный сознания ее красоты и величия, худож ник пристально изучал при роду, постоянно работал над этюдами с натуры, совер шенствовал свое мастерство. В результате родились та кие полотна, как «Сосновый бор», «Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом ле су» и многие другие. Первоклассный живопи сец, блестящий офортист, И. И. Шишкин своими про изведениями заложил осно вы российского пейзажа. Его работы сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в конце прошлого века. Фотохроника ТАСС. Анатолий ФИСЕННО А Н О Про оперение стрелы В прищуре узких глаз. Подходят молча млад и стар, Садятся в тесный кру.г — Поет о Родине гусляр, Былинный политрук. Но мы спешим К грядущим временам — И наши Неродившиеся внуки Пожмут в веках Протянутые руки И всех нас Назовут по именам. А Р Т Они пробивают стены. Вонзаются в потолок — И в небе вечерней Вены Искрится живой цветок. Скрипач опускает руки. Смычка затихает дрожь. Но плачут немые звуки, И падает звездный дождь. Р О М А Н С Я ухожу не навсегда — И нет верней тому поруки. Ведь для того нужны разлуки. Чтоб встречи были иногда. Я ухожу не навсегда, Ведь сердцу возвращая муки, Твои глаза, улыбка, руки Не сгинут в прошлом без следа. Я ухожу не навсегда — И клятва не пустые звуки. Все дни печали и разлуки Уйдут, как вешняя вода. В серии «Отчий край» в Цент рально-Черноземном книжном из дательстве вышла в свет и посту пила в магазины облкниготорга книга поэта фронтовика-добро- вольца Василия Кубанева. В нее вошли стихотворения, эскизы поэм, миниатюры, письма, днев ники, афоризмы. Свою мысль о Кубаневе остро выразил Константин Симонов в одном из своих последних писем: «...с горечью думаешь, что смерть на двадцать первом году жизни утащила из литературы человека, который, будь он жив, был бы способен сделать в этой литерату ре больше, чем ты сам сделал...». Из предисловия известного ли тературоведа профессора А. М. Абрамова мы узнаем, что автор книги ровесник той молодежи, ко торая дала стране замечательных героев — Матросова, Космодемь янскую, выдвинула из своей сре ды ярких поэтов — Майорова, Когана... А Кубанев — один из самых сильных в их ряду. Как истинного поэта, Кубанева волнует мысль о счастье. И он смело шагает ему навстречу, го воря, что «счастье не только в радости. Счастье во всем: и в го ре, и в скрежете зубовном... Сча стье в познании, в понимании. А понимать можно только дейст вуя. Всякое действие, даже самое маленькое, самое будничное, надо направлять лицом к человеку». Кубанев — сын советской жиз ни, и сын честный, смелый, умный. Для его высокогражданских сти хов требовалось соответствующее личное начало. В далекие тридца тые годы юноша писал о своей гражданской цели так: «Почему- то пока еще считается смешным и чуть ли не нелепым, когда люди начинают говорить о коммунизме, как о личном... Вот, дескать, ма- лохольный! Нет бы подумать о том, чтобы калоши купить...». И в этих словах Кубанев поэт, он запальчив, горяч, искренен. Од нако ведь без личного осознания великой цели нашей страны он не сказал бы так проникновенно о партии, о единой душе народа: Народ одною душою живет, И партия народная одна у власти. Она — не отдельно, она — народ. Она — это мы , в своей лучшей части. Новизна, порожденная теплотой личного чувства, отличает Васи лия Кубанева и в подходе к обра зу вождя. Вот его стихотворение «Ленин»: Я вижу родные бессонные руки, Берущие голову в ласковый плен, Усталость в глазах и неновые брюки, Немножко растянутые у колен. Как видим, облик Ильича дорог поэту не медными чертами, а из вечно человеческим в нас, также ставших иными, преображенны ми, потому что в наш мир вошел Ленин. Значительны письма двадцати летнего поэта, его размышления. Вот сердцевина этих размышле ний: «Я за последнее время всем стал завидовать. Отчего бы это? Во всех я вижу что-то такое бла городное, неповторимое и сверка ющее, что просто изнемогаю от желания указать людям на эти чистейшие капли и крикнуть им: «Посмотрите, посмотрите сюда, мои люди, мои дорогие люди, ведь это ваше, ведь это вы, ведь это в вас такая чудесность скрыта...». Кубанев любил людей, потому и стал поэтом. Любил такими, ка кие они есть, и за то, что могут быть лучше, дающими свет и теп ло друг другу. В. КУПАВЫХ. Ир ина Ж ИВЫХ Очень Люблю осень. Я постарела что ли! Не синева — просинь, Не седина — проседь. Это моя осень — Смесь доброты и боли. Здравствуй, Мое ненастье! Что же не даешь остыть! Вся я — окошко настежь, А остальное — ты. Рукопись осени — Листья проносятся, В спешке попав не туда куда-то; Но знаю, у осени. Но помню, у осени Даже ненужный листок крылатый. Очень Люблю осень. Ир оч:тште д е т я м Алла ТУМАРОВСНАЯ Н а ш а г о с т ь я Сколько снега на ветвях У зеленой елки! Видно, ехала в санях Наша гостья долго. Снег пушистый отряхнем, Веточки расправим. Елку в комнату внесем, На виду поставим. Грейся, елка, пусть метет За окошком вьюга. Мы мечтали целый год Встретиться друг с другом. В выходной Физкульт-ура, физкульт-ура! Сегодня с самого утра На лыжи встал весь город. И лес встречает дружно всех. Кто любит спорт, задор и смех. Кто вечно юн и молод. В лесу зимою благодать. Снег разлинован, как тетрадь, И вдоль, и вкось, и прямо. Вот этот росчерк—лыжный след Оставил внук, а этот — дед, А этот папа, мама. Физкульт-ура, физкульт-ура! Домой давно уже пора, Но не берет усталость. И равномерный сердца звук Чуть-чуть доносится: тук, тук, Еще побыть бы малость. Скользит на лыжах стар и мал, Вот и последний перевал, Все ближе, ближе город. Встречает весело он всех. Кто любит спорт, задор и смех, Кто вечно юн и молод.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz