Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
П р о д о ш о л & с т м е м н а л п р о г р а м м а : т е х н и к а д л я с е л а От взаим ны х п ре т ен зий — к взаим опом ощи В Продовольственной програм ме, которую одобрил майский (1982 года) Пленум Ц К КПСС, четко определены роль и место практически всех отраслей народ ного хозяйства в решении цент ральной проблемы нынешнего де сятилетня «...Продовольственная программа, — подчеркнул това рищ ~Я. И. Брежнев, — это не только коренной поворот в подъ еме сельского хозяйства и связан ных с ним отраслей. По своему ха рактеру, масштабности она при звана обеспечить прогресс всего народного хозяйства». Большие, ответственные задачи поставлены в связи с этим перед машиностроителями и, в частно сти, перед нашей отраслью. В пе риод до 1990 года предстоит за вершить в основном комплексную механизацию сельскохозяйственно го производства на новой техни ческой основе. Колхозам и совхо зам должно быть поставлено за десятилетие 3.740—3.780 тысяч тракторов, 1.170 тысяч зерноубо рочных комбайнов, а также дру гих сельскохозяйственных машин для растениеводства на сумму 38 —40 млрд, рублей. Но количественная сторона — это сегодня еще не главная ха рактеристика. Буквально с каж дым годом мы ощущаем, как рез ко возрастают требования к тех ническому уровню, качеству и на дежности нашей продукции. Ост ро прозвучали эти требования в открытом письме председателя колхоза «Заветы Ильича» В. Рын дина, опубликованном в «Социа листической индустрии». Колле гия министерства внимательно рассмотрела письмо, и сейчас при нимаются меры, направленные на устранение отмеченных недостат ков. В целом же паша задача за ключается в том, чтобы постав лять селу гораздо более мощное машины, с увеличенной ширино, захвата, — другими словами, со временную высокопроизводитель ную технику, позволяющую мень шим числом людей высококачест венно и в срок выполнять необхо димые сельскохозяйственные ра боты. В конструкторских бюро п на заводах отрасли сейчас соз даются новые, отвечающие требо ваниям времени зерноуборочные комбайны, универсально-пропаш ной трактор мощностью 150 л. с., многие другие машины. Однако практика показывает, что отдельными, пусть даже очень хорошими машинами невозможно поднять эффективность сельского хозяйства. К примеру, трактор «Т-150» способен, в принципе, за менить два , семндесятипятиснль- ных. Но в действительности эти возможности используются дале ко не полностью,так как потреб ность в навесных и прицепных орудиях к нему не удовлетворя ется. Чтобы исправить положение, в этой пятилетке намечено почти вдвое увеличить их выпуск. Если же говорить в целом о проблеме комплексного подхода к механизации сельскохозяйственно го производства, то на ее реше ние нацелена система машин, раз работанная п утвержденная сов местно с Министерством сельско го хозяйства СССР и Госкомсель- А. Е Ж Е В С К И И , Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения хозтехннкой СССР. Она охваты вает 20 почвенно-климатических зон страны, предусматривает по точность выполнения всех сель скохозяйственных работ в опти мальные агротехнические сроки, повышение урожайности, сниже ние потерь зерна н других про дуктов. На нынешнее пятилетие система включает 1.062 наимено вания технических средств. И поч ти половину их нам еще предсто ит разработать й освоить в - се рийном производстве. В результате создания новой и модернизации выпускаемой тех ники мы должны обеспечить рост производительное т и машинно- тракторных агрегатов в 1,3— 1,5 раза, повысить энерговооружен ность, увеличить ресурс, основных узлов с пяти-шести тысяч до вось ми тысяч мото-часов, а срок службы отдельных машин — в 2—2,5 раза. Одновременно нужно будет снизить удельную матери алоемкость, улучшить эргономиче ские показатели машин и создать комфортные условия труда меха низаторам. Кроме того, нам необ ходимо выйти на такой уровень производства запасных частей, ко торый бы полностью соответство вал научно обоснованным нормам их потребления. Таковы основные черты боль ших и важных задач, которые по ставлены Продоволсьтвенной про граммой перед тракторным и сель скохозяйственным машинострое нием. На их решение направлена глубокая, я бы сказал, коренная перестройка отрасли. По важней шим направлениям, связанным прежде всего с созданием принци пиально новой техники, мы раз работали 62 целевые комплексные программы. Предприняты серьез ные меры, направленные на фор мирование мощных научно-техни ческих центров, оснащение их ав томатизированными системами проектирования, исследований и информационного обеспечения, укрепление экспериментальных баз. Выполнение крупномасштабных задач требует значительного уве личения производственного потен циала отрасли. На ее развитие в этой пятилетке направлено в 2,2 раза больше капитальных вложе ний, чем в предыдущей. Измени лась и их структура. Теперь три четверти средств выделяется на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение дей ствующих предприятий. Только за счет технического перевооруже ния производств нам необходимо заменить до 60 процентов мораль но устаревшего и физически из ношенного металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. Всего предстоит расширить и ре конструировать свыше ста пред приятий и построить 14 новых за водов. Без всякого преувеличения мож но сказать, что сейчас формирует ся фундамент качественно новой отрасли сельскохозяйственного ма шиностроения. Именно этот уча сток определяет конечный резуль тат предпринимаемых нами уси лий. Вполне естественно, что и руководство министерства, и про изводственные коллективы уделя ют ему самое пристальное внима ние. С самого начала и мы, и руко водители строительных мини стерств понимали, что решить по ставленные задачи будет непро сто. Тем более что в минувшей пятилетке не удалось справиться даже со значительно Меньшим объемом строительно-монтажных работ. Поэтому был разработан комплекс мер по коренному улуч шению организации капитально го строительства. В регионах, где сконцентрированы наши предпри ятия, сформированы областные, районные и городские штабы по контролю за ходом строительства и выполнением плана подрядных работ. Ежемесячно положение дел рассматривается на заседаниях Всесоюзного штаба. В его состав вошли представители министерств и ведомств, которые принимают участие в сооружении объектов сельскохозяйственного машино строения и снабжают их оборудо ванием. Самое пристальное внимание мы уделяем работе проектировщиков. От их усилий зависит не только своевременность обеспечения стро ек комплектной документацией, но и возможность применения про грессивных строительных конст рукций, поточной сборки промыш ленных зданий, строительство про изводственных цехов в много этажном исполнении, а в конеч ном счете — снижение сметной стоимости строительства, сокра щение его сроков. Проектными институтами отрасли широко под держала одобренная Ц К КПСС инициатива института «Гидро- проект» им. С. Я. Ж ука и приня ты социалистические обязатель ства, направленные на экономное расходование металлопроката, труб, цемента и других строи тельных материалов. Своевременному обеспечению строек проектной документацией способствует также привлечение к их разработке проектных инсти тутов Госстроя СССР н строи тельных министерств. В нынеш нем году подрядным способом выполняется до половины общего объема проектных работ, а по энергокомплексам и того больше — до 80 процентов. На наиболее крупных объектах — в Челябин ске, Чебоксарах, Павлодаре, Д а выдово, Краснодаре, Целиногра де, Белой Калитве и Таганроге — созданы отделы или группы комп лексного проектирования, которым дано право осуществлять автор ский надзор, а также решать мно гочисленные оперативные вопросы. I I все же план капитальных вложений н строительно-монтаж ных работ по объектам производ ственного назначения выполнен в прошлом году лишь на 93, 6 про цента. Результат, прямо скажем неутешительный, даже с учетом того, что было освоено средств на 100 миллионов рублей больше, чем в предыдущем году. Сегодня важно выявить причины невыпол нения задания, определить, на сколько действенными оказались предложенные способы преодоле ния недостатков. Причины срыва, разумеется, в каждом конкретном случае свои: в одном сил у строителей не хватило, в другом сказалась за держка с поставкой металлокон струкций и строительных материа лов, в третьем запоздали техдоку ментация и поставка оборудова ния. Но разве обходилась когда- либо хоть одна стройка без труд ностей? Все дело в том, как' люди к ним относятся, насколько полны решимости их преодолеть. А ре шимости такой, зачастую, и не от мечалось. Вот почему необходимо было добиться прежде всего пере лома в сознании, повышения от ветственности, понимания, что именно здесь, на стройках трак торного и сельскохозяйственного машиностроения, сегодня заклады вается ближайшая перспектива развития отрасли, наш завтрашний достаток. Стержнем этой работы стало решение партии и правительства об отнесении строящихся и рекон струируемых предприятий сельско хозяйственного машиностроения к категории объектов особой госу дарственной важности. В нем чет ко определено значение задач, стоящих перед отраслью, подчерк нута их первоочередность. Опи раясь на это указание, ощущая постоянную помощь Ц К КПСС, Совета Министров СССР, партий ных и советских органов на мес тах, нам удалось добиться извест ного перелома. В нынешнем году три наши основные подрядные ми нистерства — Минтяжстрой СССР, Минпромстрой СССР и Минстрой СССР впервые справились с зада ниями как первого квартала, так и полугодия. Безусловно, речь не идет, да и не может идти о какой бы то ни было успокоенности. Уже потому хотя бы, что перелом наступил не везде. Скажем, на Таганрогском комбайновом заводе план строи тельно-монтажных работ выпол нен за январь — июнь лишь на 89 процентов, на Первомайском заводе сельхозмашин — на 95, Тульском комбайновом заводе — на 79 процентов, на Ровенском за воде тракторных запасных час тей — на 81 процент, и на Мели топольском тракторных гидроагре гатов — на 84 процента. Никак нельзя забывать и дру гое: чтобы справиться с поставлен ными перед отраслью задачами, необходимо к концу пятилетки уд воить темпы строительства. Так что работа предстоит еще очень большая, и мы отдаем себе отчет в ее масштабах и сложности. Именно поэтому мы всячески ста раемся закрепить и развить про- ___________________________/ исходящие перемены во взаимо отношениях со строителями, то есть перейти'на деле от взаимных претензий к взаимной помощи. Только на основе заинтересован ного делового партнерства мы смо жем широко применить передовой опыт совмещения проектных, строительно-монтажных и пуско наладочных работ, внедрить па раллельно-поточную организацию работ, предусматривающую ис- пользование методов крупноблоч ного строительства и других про грессивных новшеств. По построить новые корпуса, ре конструировать существующие — это не самоцель. Что проку в том, что на Лозовском кузнечно-ме ханическом заводе, к примеру, еще в прошлом году были сданы площади заготовительного отде ления корпуса механических це хов, если Воронежское объедине ние по выпуску тяжелых механи ческих прессов не обеспечило по ставку необходимого оборудова ния, заморозив тем самым ввод производственных мощностей? По той же причине, но уже по вине сальских станкостроителей, не да ет отдачи новый блок цехов на Ставропольском заводе поррше- вых колец. И, к сожалению, пе речень подобных примеров можно продолжить. А стоит за всем этим, если разобратся, все то же — недооценка важности задач, свя занных с перестройкой отрасли тракторного и сельскохозяйствен ного машиностроения, дефицит от ветственности. Центральный Комитет КПСС весной этого года одобрил ини циативу коллективов строитель ных, монтажных, проектных орга низаций и предприятий тракторно го и сельскохозяйственного маши ностроения Харьковской области по развертыванию в 1982 году со циалистического соревнования в честь 60-лётия образования СССР за досрочное выполнение планов капитального строительства и за даний по вводу в действие и осво ению производственных мощнос тей, сдачи в эксплуатацию объек тов жилищного и культурно-быто вого назначения. Ценная инициа тива харьковчан поддержана про изводственными коллективами и строителями на волгоградских тракторном и моторном заводах, Камышинском кузнечно-литейном, «Ростсельмаше», «Красном Ак- сае», Таганрогском комбайновом и других предприятиях. Очень важно, чтобы почин харьковчан получил дальнейшее распростра нение как на стройках, так и в тех коллективах, которые обеспечива ют их необходимыми материалами и оборудованием. Продовольственная программа страны — плод коллективных уси лий партийных, советских и хозяй ственных органов, ученых, руково дителей колхозов и совхозов, спе циалистов. В ней учтено сложней шее переплетение хозяйственных связей, установлены четкие зада ния, подкрепленные необходимы ми средствами. Задача теперь за ключается в том, чтобы полностью реализовать намеченное. И труже ники отрасли полны решимости направить на ее решение все свои силы, знания, накопленный опыт. НА СТР ОЙКЕ - ДРУЗЬЯ Венгерская речь слышна на од ной из важнейших строек пятилет ки — Чебоксарском заводе про мышленных тракторов. Сюда при был интернациональный студен ческий отряд из венгерской обла сти Хевеш — побратима Чуваш ской АССР. Гостям поручено сооружение.по лигона, предназначенного для ис пытания гусеничных машин. Состоялись встречи с молодыми строителями и студентами Чебок сар. Гости из Венгрии во время пребывания на чувашской земле познакомятся со многими досто примечательностями автономной республики. В Хевеш отправился студенче ский отряд из Чувашии. Он при мет участие в сельскохозяйствен ных работах. Газопровод строится З а к а р п а т с к а я о б л а с т ь . ( У к р а и н с к а я С С Р ) . С о тн и с т р о и т е л ь ны х , т р а н с п о р т ны х , п р о е к т н ы х к о л л е к т и в о в в к л ю ч и л и с ь в с о ц и а л и с т и ч е с ко е со р е в но в а ни е по п р и н ц и п у « Р а б о ч а я э стаф е та» за до ср о ч но е с о о р у ж е н и е г а з о п р о в о д а У р е н г о й -У ж г о р о д . Н а г о р н ы х п е р е в а ла х К а р п а т п р и с т у п и л и к з е м л е р о й ны м р а б о там . З а в е рш е н м о н т а ж н о п р о б о в а н и е с в а р ной б а зы в р а йо н е села Р у с с к и е К о м а р о в ц ы бли з У ж г о рода . О т сю д а , св а р е н ны е в п ле ти , т р у б ы б у д у т т р а н с п о р т и р о в а т ь с я на все у ч а с т к и с тр о и те л ь с тв а в З а к а р патье . На сн им ке : с в а р щ и к А л е к са н д р К л о ч к о в . О н п р и бы л в З а к а р п а т ь е из К у й б ы ш е в с к о й о б ла с ти , где т а к ж е р а б о тал на с тр о и те л ь с тв е г а з о п р о в о д а . Ф о т о х р он и к а ТАСС ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz