Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

П р о д о ш о л & с т м е м н а л п р о г р а м м а : т е х н и к а д л я с е л а От взаим ны х п ре т ен зий — к взаим опом ощи В Продовольственной програм­ ме, которую одобрил майский (1982 года) Пленум Ц К КПСС, четко определены роль и место практически всех отраслей народ­ ного хозяйства в решении цент­ ральной проблемы нынешнего де­ сятилетня «...Продовольственная программа, — подчеркнул това­ рищ ~Я. И. Брежнев, — это не только коренной поворот в подъ­ еме сельского хозяйства и связан­ ных с ним отраслей. По своему ха ­ рактеру, масштабности она при­ звана обеспечить прогресс всего народного хозяйства». Большие, ответственные задачи поставлены в связи с этим перед машиностроителями и, в частно­ сти, перед нашей отраслью. В пе­ риод до 1990 года предстоит за­ вершить в основном комплексную механизацию сельскохозяйственно­ го производства на новой техни­ ческой основе. Колхозам и совхо­ зам должно быть поставлено за десятилетие 3.740—3.780 тысяч тракторов, 1.170 тысяч зерноубо­ рочных комбайнов, а также дру ­ гих сельскохозяйственных машин для растениеводства на сумму 38 —40 млрд, рублей. Но количественная сторона — это сегодня еще не главная ха ­ рактеристика. Буквально с каж ­ дым годом мы ощущаем, как рез­ ко возрастают требования к тех­ ническому уровню, качеству и на­ дежности нашей продукции. Ост­ ро прозвучали эти требования в открытом письме председателя колхоза «Заветы Ильича» В. Рын­ дина, опубликованном в «Социа­ листической индустрии». Колле­ гия министерства внимательно рассмотрела письмо, и сейчас при­ нимаются меры, направленные на устранение отмеченных недостат­ ков. В целом же паша задача за­ ключается в том, чтобы постав­ лять селу гораздо более мощное машины, с увеличенной ширино, захвата, — другими словами, со­ временную высокопроизводитель­ ную технику, позволяющую мень шим числом людей высококачест­ венно и в срок выполнять необхо­ димые сельскохозяйственные ра­ боты. В конструкторских бюро п на заводах отрасли сейчас соз­ даются новые, отвечающие требо­ ваниям времени зерноуборочные комбайны, универсально-пропаш­ ной трактор мощностью 150 л. с., многие другие машины. Однако практика показывает, что отдельными, пусть даже очень хорошими машинами невозможно поднять эффективность сельского хозяйства. К примеру, трактор «Т-150» способен, в принципе, за­ менить два , семндесятипятиснль- ных. Но в действительности эти возможности используются дале­ ко не полностью,так как потреб­ ность в навесных и прицепных орудиях к нему не удовлетворя­ ется. Чтобы исправить положение, в этой пятилетке намечено почти вдвое увеличить их выпуск. Если же говорить в целом о проблеме комплексного подхода к механизации сельскохозяйственно­ го производства, то на ее реше­ ние нацелена система машин, раз­ работанная п утвержденная сов­ местно с Министерством сельско­ го хозяйства СССР и Госкомсель- А. Е Ж Е В С К И И , Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения хозтехннкой СССР. Она охваты­ вает 20 почвенно-климатических зон страны, предусматривает по­ точность выполнения всех сель­ скохозяйственных работ в опти­ мальные агротехнические сроки, повышение урожайности, сниже­ ние потерь зерна н других про­ дуктов. На нынешнее пятилетие система включает 1.062 наимено­ вания технических средств. И поч­ ти половину их нам еще предсто­ ит разработать й освоить в - се­ рийном производстве. В результате создания новой и модернизации выпускаемой тех­ ники мы должны обеспечить рост производительное т и машинно- тракторных агрегатов в 1,3— 1,5 раза, повысить энерговооружен­ ность, увеличить ресурс, основных узлов с пяти-шести тысяч до вось­ ми тысяч мото-часов, а срок службы отдельных машин — в 2—2,5 раза. Одновременно нужно будет снизить удельную матери­ алоемкость, улучшить эргономиче­ ские показатели машин и создать комфортные условия труда меха­ низаторам. Кроме того, нам необ­ ходимо выйти на такой уровень производства запасных частей, ко ­ торый бы полностью соответство­ вал научно обоснованным нормам их потребления. Таковы основные черты боль­ ших и важных задач, которые по­ ставлены Продоволсьтвенной про­ граммой перед тракторным и сель­ скохозяйственным машинострое­ нием. На их решение направлена глубокая, я бы сказал, коренная перестройка отрасли. По важней­ шим направлениям, связанным прежде всего с созданием принци­ пиально новой техники, мы раз­ работали 62 целевые комплексные программы. Предприняты серьез­ ные меры, направленные на фор­ мирование мощных научно-техни­ ческих центров, оснащение их ав­ томатизированными системами проектирования, исследований и информационного обеспечения, укрепление экспериментальных баз. Выполнение крупномасштабных задач требует значительного уве­ личения производственного потен­ циала отрасли. На ее развитие в этой пятилетке направлено в 2,2 раза больше капитальных вложе­ ний, чем в предыдущей. Измени­ лась и их структура. Теперь три четверти средств выделяется на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение дей­ ствующих предприятий. Только за счет технического перевооруже­ ния производств нам необходимо заменить до 60 процентов мораль­ но устаревшего и физически из­ ношенного металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. Всего предстоит расширить и ре­ конструировать свыше ста пред­ приятий и построить 14 новых за­ водов. Без всякого преувеличения мож ­ но сказать, что сейчас формирует­ ся фундамент качественно новой отрасли сельскохозяйственного ма­ шиностроения. Именно этот уча­ сток определяет конечный резуль­ тат предпринимаемых нами уси­ лий. Вполне естественно, что и руководство министерства, и про­ изводственные коллективы уделя­ ют ему самое пристальное внима­ ние. С самого начала и мы, и руко ­ водители строительных мини­ стерств понимали, что решить по­ ставленные задачи будет непро­ сто. Тем более что в минувшей пятилетке не удалось справиться даже со значительно Меньшим объемом строительно-монтажных работ. Поэтому был разработан комплекс мер по коренному улуч ­ шению организации капитально­ го строительства. В регионах, где сконцентрированы наши предпри­ ятия, сформированы областные, районные и городские штабы по контролю за ходом строительства и выполнением плана подрядных работ. Ежемесячно положение дел рассматривается на заседаниях Всесоюзного штаба. В его состав вошли представители министерств и ведомств, которые принимают участие в сооружении объектов сельскохозяйственного машино­ строения и снабжают их оборудо­ ванием. Самое пристальное внимание мы уделяем работе проектировщиков. От их усилий зависит не только своевременность обеспечения стро­ ек комплектной документацией, но и возможность применения про­ грессивных строительных конст ­ рукций, поточной сборки промыш­ ленных зданий, строительство про ­ изводственных цехов в много­ этажном исполнении, а в конеч­ ном счете — снижение сметной стоимости строительства, сокра­ щение его сроков. Проектными институтами отрасли широко под­ держала одобренная Ц К КПСС инициатива института «Гидро- проект» им. С. Я. Ж ука и приня­ ты социалистические обязатель­ ства, направленные на экономное расходование металлопроката, труб, цемента и других строи­ тельных материалов. Своевременному обеспечению строек проектной документацией способствует также привлечение к их разработке проектных инсти­ тутов Госстроя СССР н строи­ тельных министерств. В нынеш­ нем году подрядным способом выполняется до половины общего объема проектных работ, а по энергокомплексам и того больше — до 80 процентов. На наиболее крупных объектах — в Челябин­ ске, Чебоксарах, Павлодаре, Д а ­ выдово, Краснодаре, Целиногра­ де, Белой Калитве и Таганроге — созданы отделы или группы комп ­ лексного проектирования, которым дано право осуществлять автор­ ский надзор, а также решать мно­ гочисленные оперативные вопросы. I I все же план капитальных вложений н строительно-монтаж­ ных работ по объектам производ­ ственного назначения выполнен в прошлом году лишь на 93, 6 про­ цента. Результат, прямо скажем неутешительный, даже с учетом того, что было освоено средств на 100 миллионов рублей больше, чем в предыдущем году. Сегодня важно выявить причины невыпол­ нения задания, определить, на­ сколько действенными оказались предложенные способы преодоле­ ния недостатков. Причины срыва, разумеется, в каждом конкретном случае свои: в одном сил у строителей не хватило, в другом сказалась за­ держка с поставкой металлокон­ струкций и строительных материа­ лов, в третьем запоздали техдоку­ ментация и поставка оборудова­ ния. Но разве обходилась когда- либо хоть одна стройка без труд­ ностей? Все дело в том, как' люди к ним относятся, насколько полны решимости их преодолеть. А ре­ шимости такой, зачастую, и не от ­ мечалось. Вот почему необходимо было добиться прежде всего пере­ лома в сознании, повышения от ­ ветственности, понимания, что именно здесь, на стройках трак ­ торного и сельскохозяйственного машиностроения, сегодня заклады­ вается ближайшая перспектива развития отрасли, наш завтрашний достаток. Стержнем этой работы стало решение партии и правительства об отнесении строящихся и рекон­ струируемых предприятий сельско­ хозяйственного машиностроения к категории объектов особой госу­ дарственной важности. В нем чет­ ко определено значение задач, стоящих перед отраслью, подчерк­ нута их первоочередность. Опи­ раясь на это указание, ощущая постоянную помощь Ц К КПСС, Совета Министров СССР, партий­ ных и советских органов на мес­ тах, нам удалось добиться извест­ ного перелома. В нынешнем году три наши основные подрядные ми­ нистерства — Минтяжстрой СССР, Минпромстрой СССР и Минстрой СССР впервые справились с зада­ ниями как первого квартала, так и полугодия. Безусловно, речь не идет, да и не может идти о какой бы то ни было успокоенности. Уже потому хотя бы, что перелом наступил не везде. Скажем, на Таганрогском комбайновом заводе план строи­ тельно-монтажных работ выпол­ нен за январь — июнь лишь на 89 процентов, на Первомайском заводе сельхозмашин — на 95, Тульском комбайновом заводе — на 79 процентов, на Ровенском за ­ воде тракторных запасных час­ тей — на 81 процент, и на Мели­ топольском тракторных гидроагре­ гатов — на 84 процента. Никак нельзя забывать и дру ­ гое: чтобы справиться с поставлен­ ными перед отраслью задачами, необходимо к концу пятилетки уд ­ воить темпы строительства. Так что работа предстоит еще очень большая, и мы отдаем себе отчет в ее масштабах и сложности. Именно поэтому мы всячески ста­ раемся закрепить и развить про- ___________________________/ исходящие перемены во взаимо­ отношениях со строителями, то есть перейти'на деле от взаимных претензий к взаимной помощи. Только на основе заинтересован­ ного делового партнерства мы смо­ жем широко применить передовой опыт совмещения проектных, строительно-монтажных и пуско ­ наладочных работ, внедрить па­ раллельно-поточную организацию работ, предусматривающую ис- пользование методов крупноблоч­ ного строительства и других про­ грессивных новшеств. По построить новые корпуса, ре­ конструировать существующие — это не самоцель. Что проку в том, что на Лозовском кузнечно-ме­ ханическом заводе, к примеру, еще в прошлом году были сданы площади заготовительного отде­ ления корпуса механических це­ хов, если Воронежское объедине­ ние по выпуску тяжелых механи­ ческих прессов не обеспечило по­ ставку необходимого оборудова­ ния, заморозив тем самым ввод производственных мощностей? По той же причине, но уже по вине сальских станкостроителей, не да­ ет отдачи новый блок цехов на Ставропольском заводе поррше- вых колец. И, к сожалению, пе­ речень подобных примеров можно продолжить. А стоит за всем этим, если разобратся, все то же — недооценка важности задач, свя­ занных с перестройкой отрасли тракторного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения, дефицит от ­ ветственности. Центральный Комитет КПСС весной этого года одобрил ини­ циативу коллективов строитель­ ных, монтажных, проектных орга­ низаций и предприятий тракторно­ го и сельскохозяйственного маши­ ностроения Харьковской области по развертыванию в 1982 году со­ циалистического соревнования в честь 60-лётия образования СССР за досрочное выполнение планов капитального строительства и за­ даний по вводу в действие и осво­ ению производственных мощнос­ тей, сдачи в эксплуатацию объек­ тов жилищного и культурно-быто­ вого назначения. Ценная инициа­ тива харьковчан поддержана про­ изводственными коллективами и строителями на волгоградских тракторном и моторном заводах, Камышинском кузнечно-литейном, «Ростсельмаше», «Красном Ак- сае», Таганрогском комбайновом и других предприятиях. Очень важно, чтобы почин харьковчан получил дальнейшее распростра­ нение как на стройках, так и в тех коллективах, которые обеспечива­ ют их необходимыми материалами и оборудованием. Продовольственная программа страны — плод коллективных уси­ лий партийных, советских и хозяй­ ственных органов, ученых, руково­ дителей колхозов и совхозов, спе­ циалистов. В ней учтено сложней­ шее переплетение хозяйственных связей, установлены четкие зада­ ния, подкрепленные необходимы­ ми средствами. Задача теперь за­ ключается в том, чтобы полностью реализовать намеченное. И труже ­ ники отрасли полны решимости направить на ее решение все свои силы, знания, накопленный опыт. НА СТР ОЙКЕ - ДРУЗЬЯ Венгерская речь слышна на од­ ной из важнейших строек пятилет­ ки — Чебоксарском заводе про­ мышленных тракторов. Сюда при­ был интернациональный студен­ ческий отряд из венгерской обла­ сти Хевеш — побратима Чуваш­ ской АССР. Гостям поручено сооружение.по­ лигона, предназначенного для ис­ пытания гусеничных машин. Состоялись встречи с молодыми строителями и студентами Чебок­ сар. Гости из Венгрии во время пребывания на чувашской земле познакомятся со многими досто­ примечательностями автономной республики. В Хевеш отправился студенче­ ский отряд из Чувашии. Он при­ мет участие в сельскохозяйствен­ ных работах. Газопровод строится З а к а р п а т с к а я о б л а с т ь . ( У к р а и н с к а я С С Р ) . С о тн и с т р о и т е л ь ны х , т р а н с п о р т ­ ны х , п р о е к т н ы х к о л л е к т и в о в в к л ю ч и л и с ь в с о ц и а л и с т и ч е ­ с ко е со р е в но в а ни е по п р и н ­ ц и п у « Р а б о ч а я э стаф е та» за до ср о ч но е с о о р у ж е н и е г а з о ­ п р о в о д а У р е н г о й -У ж г о р о д . Н а г о р н ы х п е р е в а ла х К а р ­ п а т п р и с т у п и л и к з е м л е р о й ­ ны м р а б о там . З а в е рш е н м о н т а ж н о п р о б о в а н и е с в а р ­ ной б а зы в р а йо н е села Р у с ­ с к и е К о м а р о в ц ы бли з У ж г о ­ рода . О т сю д а , св а р е н ны е в п ле ти , т р у б ы б у д у т т р а н ­ с п о р т и р о в а т ь с я на все у ч а ­ с т к и с тр о и те л ь с тв а в З а к а р ­ патье . На сн им ке : с в а р щ и к А л е к ­ са н д р К л о ч к о в . О н п р и бы л в З а к а р п а т ь е из К у й б ы ш е в ­ с к о й о б ла с ти , где т а к ж е р а ­ б о тал на с тр о и те л ь с тв е г а ­ з о п р о в о д а . Ф о т о х р он и к а ТАСС ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz