Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

НАШ П ЕРВЫЙ ДИРЕКТОР В конце июня в гостях у трак­ торостроителей побывал бывший первый директор нашего завода, а ныне персональный пенсионер Александр Парфентьевич Никано- ^ ров. В цехах и заводоуправлении, в музее трудовой славы и жилом районе он встречался с ветерана­ ми труда, с кем пришлось закла­ дывать первый камень в фунда­ мент нашего завода, с людьми, которые ныне продолжают дело своих отцов и дедов, создают трудовую славу родному пред­ приятию. И всегда были самые добрые, самые искренние воспо­ минания о тех далеких и очень трудных военных годах, когда ему, первому директору, с груп­ пой помощников, специалистов, прибывших из разных уголков страны, буквально с нуля в ста пятидесяти километрах от линии фронта пришлось создавать Ли­ пецкий тракторный завод. ...Из Москвы в Липецк А. П. Ни­ каноров прибыл 1 апреля 1943 года. Ехал поездом в товарном вагоне. В Ельце попал под бом ­ бежку, но все обошлось благопо­ лучно. В Казинке вышел из ваго­ на, осмотрелся и стал звонить в Липецк, на бывший «Станко- строй», эвакуированный на Урал. Ждал автомашину или хотя бы конскую повозку, а прислали... паровоз. Да, именно паровоз, по­ тому что на заводе кроме .не ­ скольких пустых помещений цехов и этого старенького паровоза тогда ничего не было. Такова уж, видимо, ирония судьбы: в молодости А. П. Ника­ норов работал машинистом паро­ воза. Вот и здесь, в Липецке, пер­ вым его встретил и привез на за­ вод — паровоз. — И вот я хожу по заводу, — вспоминает Александр Парфенть­ евич. — Кругом — пустота, в це­ хах кроме стен и худых крыш ни­ чего не осталось, все вывезли на Урал, в г. Касли. Ходил и думал: с чего и с кем начинать делать тракторный завод? Ездил в гор ­ ком партии, писал и звонил в Во­ ронежский обком ВКП(б), просил помощи. Вскоре по путевкам ком-, сомола на завод прибыло более семисот девушек. С горем попо­ лам мы их разместили в неблаго­ устроенных общежитиях, где они спали на трехэтажных нарах. Но самое трудное было — на­ кормить людей. Оборудовали не­ большую столовую, а готовить пи­ щу не из чего. Варили щи из свекольной ботвы. Тогда и мы, и секретарь горкома партии убеди­ лись, что без подсобного хозяй­ ства заводу никак не обойтись. Секретарь горкома партии т. Те- ненбаум предложил нам земли бывшего совхоза «Горняк». По­ смотрел я эту землю, заросшую сурепкой, другими сорняками, и согласился. Затем поехал в Моск ­ ву, в Совет Министров РСФСР, чтобы до конца решить этот во­ прос. Совхоз «Горняк» был передан нашему заводу. Здесь сразу же стали выращивать картофель, ка ­ пусту, другие овощи. Стол в завод­ ской столовой стал богаче, пища сытнее. И тут встал другой во­ прос: куда девать урожай, где хранить картофель, овощи. В рай­ оне четвертого участка завод по­ строил несколько овощехрани­ лищ, которыми и сегодня пользу­ ется наш комбинат питания. Проблем у директора в ту пору было множество. Из эвакуации стали возвращаться рабочие, имевшие в Липецке и близлежа­ щих селах семьи, а также фрон­ товики, получившие ранения. Ими в первую очередь укомплектовы­ вали инструментальный цех, ре ­ монтную службу. Не было объекта, над чем сле­ довало работать коллективу. И тогда нас очень здорово выручи­ ли конструкторы во главе с Бори­ сом Евграфовичем Архангель­ ским, вспоминает А. П. Никано­ ров. Они в сравнительно короткое время создали конструкцию гусе­ ничной машины, которая в июне 1944 года вышла из ворот сбороч ­ ного цеха. В 1943 году на зазоде не было ни одного автомобиля. Не на чем было привезти с нефтебазы го­ рючее, а из районов — хлеб. Прослышал директор, что в Моск ­ ве на автозаводе (нынешнем ЗИЛе) ремонтируют поврежден­ ные на фронте автомобили, и пое­ хал в столицу. С помощью нар­ комата ему удалось выхлопо­ тать пять восстановленных ЗИСов. Нашлись у нас и шоферы, кото­ рые своим ходом пригнали на за­ вод автомащины. Эта техника очень помогала оперативно ре ­ шать жизненно важные вопросы. Потом на заводе стали созда­ вать партийную, профсоюзную и комсомольскую организации, ко ­ торые явились надежной опорой директора в создании и воспита­ нии молодого коллектива, в реше­ нии многих организационных, тех­ нических и хозяйственных задач. В беседах и встречах, прохо­ дивших в кабинете директора, в •цехах А. П. Никаноров тепло ото­ звался о бывших главном конст­ рукторе Б. Е. Архангельском, главном инженере А. А. Пучкове, о начальниках цехов: Р. М. Дех- тяре, А. М. Плясове, С. М. Игна­ тове, И. А. Панченко, П. А. Алек ­ сандрове, о первом парторге А. С. Мамзине, комсорге К. Н Рагулиной (ныне Мамзиной) и многих других. Это были его са­ мые верные и ближайшие помощ­ ники, соратники, не жалевшие своих сил и знаний в решении важнейшей государственной зада­ чи по созданию в центре России тракторного завода. С ними пер­ вый директор переносил все трудности и лишения военного лихолетья. С некоторыми из первосозда­ телей нашего завода Александру Парфентьевичу удалось встре­ титься и побеседовать за чашкой чая. Это была волнующая и за­ поминающаяся встреча людей, начинавших создавать историю родного завода. Воспоминаниями поделились И. А. Степанов, рабо­ тавший в ту пору в отделе глав­ ного металлурга, И. Т. Ерошенко, посвятивший всю свою трудовую жизнь подбору и воспитанию кад­ ров, А. И. Портнихин, бывший в ту пору секретарем Трактороза­ водского райкома партии, Р. М. Дехтярь, с первых дней рожде ­ ния завода и до ухода на заслу­ женный отдых работавший на­ чальником ремонтно-механическо­ го цеха, Г. Ф. Матюхов, бывший заместитель главного конструкто­ ра, Г. С. Мирное, бывший летчик завода, а ныне начальник отдела внешней кооперации, К. Н. Мам- зина, бывший комсорг предприя­ тия, и другие. Во встрече приняли также участие ветераны труда: бывший начальник кузнечного це­ ха И. А. Панченко, бывший глав­ ный энергетик завода А. А. Ле­ винсон и нынешний начальник модельного цеха Н. Г. Путилин. Только и слышалось в зале: «А помните вот такой случай?», «А помните, как мы начинали делать то-то и то-то?». «А помните, как мы с помощью ручной лебедки (механизмов тогда никаких не было) монтировали в цехах тяже­ лое крупногабаритное оборудова­ ние?» — сказал Р. М. Дехтярь. А еще ему запомнились моменты посещения рабочих общежитий, где в одной комнате жили по 60 человек. Среди них были умные, работящие люди разных нацио­ нальностей. Спали они на нарах в три яруса, ели свекольник, тра­ ву, но не жаловались на трудно­ сти, не хныкали. Все понимали, что идет война, идет великая бит­ ва с коварным врагом. Нелегко было начинать свои первые шаги и нашим конструкто­ рам, о чем поведал Г. Ф. Матю­ хов. — Наш отдел в ту пору распо­ лагался в комнате одного из ста­ рых цехов, — сказал Георгий Фаддеевич. — Захожу я' впер­ вые в это помещение и вижу, как люди собрались вокруг «буржуй­ ки» и греют руки. Конструкторов было всего 27 человек. Работали в две смены. Первым конструкто­ ром мы считали Зину. Помню, Архангельский спрашивает ее: «Ты, Зина, хоть что-нибудь уме ­ ешь делать?». Улыбнувшись, она ответила: «Умею. Медведей и то учат. А я-то ведь человек». Государственная комиссия, про­ должает. Г. Ф. Матюхов, дала на­ шему трактору «добро», но сде­ лала 81 замечание. Над их устра­ нением наш небольшой коллектив напряженно работал в две смены и справился с задачей. Волнующим был рассказ Г. С. Мирнова Он вспомнил эпизоды, когда ему, летчику, приходилось подниматься в небо и лететь в сторону Воронежа, чтобы помочь водителям как-то выбраться из грязи или снега. Дороги асфаль­ тированной до Воронежа тогда не было, и автомашины, груженные кислородными баллонами, утопа­ ли в грязи, буксовали. И тогда по сигналу тревоги Георгий Семено­ вич поднимался в воздух и вез во­ дителям продукты, а у них заби­ рал баллоны и доставлял их на за­ вод. И. А. Степанову в 1944 году пришлось оставить инженерную работу в отделе "главного метал­ лурга и перейти на преподава­ тельскую работу в только что рожденный машиностроительный техникум. Здесь он был директо­ ром филиала, готовил молодых специалистов - тракторострои т е- лей. Многие инженерно-техничес­ кие работники первого выпуска техникума и поныне трудятся в цехах и отделах нашего предпри­ ятия. Много интересных фактов, эпи­ зодов вспомнили на встрече и другие ветераны завода. Им, жи ­ вым свидетелям и участникам соз ­ дания родного предприятия, есть что вспомнить, есть о чем расска­ зать. Они — живая история заво­ да. Много времени Александр Пар­ фентьевич посвятил знакомству с нашим заводом, который он по во­ ле партии оставил в 1948 году. За 34 года завод неузнаваемо изме­ нился, он практически вырос за­ ново. Знакомыми остались корпу ­ са чугунолитейного, ремонтно-ме­ ханического, первого тракторного цехов, инструментального завода и некоторые другие старые поме­ щения. Хорошее впечатление на гостя произвели инструменталь­ ный завод с его новейшим парком расточных станков, четвертый ме­ ханосборочный корпус, первая ав­ томатическая литейная линия в сталелитейном корпусе. В экспериментальном цехе А. П. Никаноров подробно знакомился с конструкцией колесных универ­ сально - пропашных тракто р о в Т-60М и ЛТЗ-145, с новым испыта­ тельным стендом. Пояснения да­ вали начальник экспериментально­ го цеха М. Г. Максимов, замести­ тель главного конструктора канди­ дат технических наук А. С. Дур ­ манов, начальник бюро трансмис­ сий кандидат технических наук В. А. Чунихин. ЛТЗ-145 понравил­ ся бывшему первому директору завода, посвятившему всю свою жизнь развитию отечественного тракторостроения. Не удержался ветеран-тракторостроитель от соб­ лазна влезть в комфортабельную кабину нового трактора и покру ­ тить баранку, примерить сиденье. И он посоветовал конструкторам «драться» за свое детище, не от­ ступать, как бы трудно ни было, довести начатое дело до конца. Это будет отвечать духу Продо­ вольственной программы страны, утвержденной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС. Осматривая наш жилой район, Александр Парфентьевич побывал на спортивном комплексе «Пла­ мя», на других объектах соцкульт­ быта. Во Дворце культуры он ос­ мотрел заводской музей трудо ­ вой славы. Многие экспонаты му ­ зея воскресили в памяти эпизоды из жизни и трудовой деятельнос­ ти первого директора. Нельзя так­ же без волнения читать копии приказов за подписью директора Никанорова, в которых говорится о премировании передовиков про­ изводства, членов комсомольско- молодежных фронтовых бригад столькими-то килограммами хле­ ба, картофеля, крупы, фасоли, овощей... Здесь он также позна­ комился с фотографиями и мате­ риалами, рассказывающими о первопроходцах, с которыми вме­ сте работал, но которых уже нет в живых. Позже Александр Парфентье­ вич своими впечатлениями о по­ сещении завода поделился в ка­ бинете генерального директора объединения Н. Г. Загорского, где присутствовали руководители предприятия, а также ряда це­ хов, отделов. Первый директор сказал, что на нашем заводе большие мощности, что у нас хо­ рошие соцгород, детские учреж ­ дения, спортивный комплекс, где созданы все условия для занятий спортом. — Но я не уверен, что кто-то из сидящих здесь руководителей ре ­ гулярно занимается спортом, хо­ тя бы физзарядкой,—сказал А. П. Никаноров. — А кто из вас сядет на велосипед? Пожалуй, никто, по­ стесняетесь. А зря. Не забывайте, товарищи, что завод — это ваша жизнь, а спорт — здоровье. И тут же наш первый директор сообщил присутствующим, что он и сейчас, в свои 73 года, регуляр­ но и активно занимается спортом. Живет он в Москве недалеко от Лужников. Зимой катается на ста­ дионе на коньках, на лыжах, а ле­ том ездит на велосипеде на заго­ родную дачу. Кстати, и вид у Александра Парфентьевича спор ­ тивный, он подтянут, бодр, с доб­ рой улыбкой на лице. Присутствовавший на беседе на­ чальник производственного объе­ динения «Липецкремстроймонтаж» В. И. Завершинский спросил мос ­ ковского гостя: «Вы всю жизнь проработали в отрасли тракторо­ строения. Покидая вечером каби­ нет, Вы всегда уходили домой удовлетворенным итогами своей работы?». — Нет, никогда, — последовал ответ. — В войну приходилось ра­ ботать по 14—16 часов в сутки, потом поменьше. И всегда уходил домой с мыслями о том, что вот это, другое, третье не успел сде­ лать, не решил ту или иную зада­ чу. Вот и сейчас, спустя десять лет, как ушел на пенсию, как и раньше, мне снятся сны о том, как работал на паровозе, что вот я нахожусь в литейном или куз ­ нечном цехе и решаю тот или иной неотложный вопрос. А вот кабинет, канцелярия ни разу не приснились. Завершая свою беседу, А. П. Никаноров высказал ряд ценных советов, пожелал руководителям завода, а также цехов и отделов больше внимания уделять повы­ шению культуры производства, наведению чистоты и порядка на дворе и в помещениях, механиза­ ции трудоемких операций, осо­ бенно в литейных цехах. В кузнеч ­ ном и других цехах много метал­ лолома, есть старое оборудова­ ние. Все это надо вывезти, осво­ бодить помещения. Чтобы в цехах было светло, надо на заводе соз ­ дать бригаду, которая бы регу ­ лярно промывала стекла окон, фо­ нарей или заменяла бы их. Тогда будет светло, будет порядок. Словом, Липецкий тракторный завод, расположенный в центре России, должен полностью отве­ чать своему назначению, так зак ­ лючил свою беседу наш первый директор. Н. Г. Загорский сердечно побла­ годарил А. П. Никанорова за по­ сещение нашего завода, за инте­ ресные встречи и беседы с вете­ ранами производства и руководи­ телями цехов, отделов, с другими тракторозаводцами, за справедли­ вые замечания и добрые советы, вручил ему книгу «Земля наша Липецкая» и другие сувениры. м. нлливкин. На снимках: вверху — гене­ ральный директор объединения Н. Г. Загорский (справа) вручает А. П. Никанорову на память о по­ сещении завода книгу «Земля на­ ша Липецкая»; внизу — П. А. Ни ­ каноров беседует с кандидатами технических • наук заместителем главного конструктора А. С„ Дур- мановым и начальником бюро трансмиссий В. А. Чунихиным о Перспективном тракторе ЛТЗ-145. Фото В. Финогина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz