Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
НАШ П ЕРВЫЙ ДИРЕКТОР В конце июня в гостях у трак торостроителей побывал бывший первый директор нашего завода, а ныне персональный пенсионер Александр Парфентьевич Никано- ^ ров. В цехах и заводоуправлении, в музее трудовой славы и жилом районе он встречался с ветерана ми труда, с кем пришлось закла дывать первый камень в фунда мент нашего завода, с людьми, которые ныне продолжают дело своих отцов и дедов, создают трудовую славу родному пред приятию. И всегда были самые добрые, самые искренние воспо минания о тех далеких и очень трудных военных годах, когда ему, первому директору, с груп пой помощников, специалистов, прибывших из разных уголков страны, буквально с нуля в ста пятидесяти километрах от линии фронта пришлось создавать Ли пецкий тракторный завод. ...Из Москвы в Липецк А. П. Ни каноров прибыл 1 апреля 1943 года. Ехал поездом в товарном вагоне. В Ельце попал под бом бежку, но все обошлось благопо лучно. В Казинке вышел из ваго на, осмотрелся и стал звонить в Липецк, на бывший «Станко- строй», эвакуированный на Урал. Ждал автомашину или хотя бы конскую повозку, а прислали... паровоз. Да, именно паровоз, по тому что на заводе кроме .не скольких пустых помещений цехов и этого старенького паровоза тогда ничего не было. Такова уж, видимо, ирония судьбы: в молодости А. П. Ника норов работал машинистом паро воза. Вот и здесь, в Липецке, пер вым его встретил и привез на за вод — паровоз. — И вот я хожу по заводу, — вспоминает Александр Парфенть евич. — Кругом — пустота, в це хах кроме стен и худых крыш ни чего не осталось, все вывезли на Урал, в г. Касли. Ходил и думал: с чего и с кем начинать делать тракторный завод? Ездил в гор ком партии, писал и звонил в Во ронежский обком ВКП(б), просил помощи. Вскоре по путевкам ком-, сомола на завод прибыло более семисот девушек. С горем попо лам мы их разместили в неблаго устроенных общежитиях, где они спали на трехэтажных нарах. Но самое трудное было — на кормить людей. Оборудовали не большую столовую, а готовить пи щу не из чего. Варили щи из свекольной ботвы. Тогда и мы, и секретарь горкома партии убеди лись, что без подсобного хозяй ства заводу никак не обойтись. Секретарь горкома партии т. Те- ненбаум предложил нам земли бывшего совхоза «Горняк». По смотрел я эту землю, заросшую сурепкой, другими сорняками, и согласился. Затем поехал в Моск ву, в Совет Министров РСФСР, чтобы до конца решить этот во прос. Совхоз «Горняк» был передан нашему заводу. Здесь сразу же стали выращивать картофель, ка пусту, другие овощи. Стол в завод ской столовой стал богаче, пища сытнее. И тут встал другой во прос: куда девать урожай, где хранить картофель, овощи. В рай оне четвертого участка завод по строил несколько овощехрани лищ, которыми и сегодня пользу ется наш комбинат питания. Проблем у директора в ту пору было множество. Из эвакуации стали возвращаться рабочие, имевшие в Липецке и близлежа щих селах семьи, а также фрон товики, получившие ранения. Ими в первую очередь укомплектовы вали инструментальный цех, ре монтную службу. Не было объекта, над чем сле довало работать коллективу. И тогда нас очень здорово выручи ли конструкторы во главе с Бори сом Евграфовичем Архангель ским, вспоминает А. П. Никано ров. Они в сравнительно короткое время создали конструкцию гусе ничной машины, которая в июне 1944 года вышла из ворот сбороч ного цеха. В 1943 году на зазоде не было ни одного автомобиля. Не на чем было привезти с нефтебазы го рючее, а из районов — хлеб. Прослышал директор, что в Моск ве на автозаводе (нынешнем ЗИЛе) ремонтируют поврежден ные на фронте автомобили, и пое хал в столицу. С помощью нар комата ему удалось выхлопо тать пять восстановленных ЗИСов. Нашлись у нас и шоферы, кото рые своим ходом пригнали на за вод автомащины. Эта техника очень помогала оперативно ре шать жизненно важные вопросы. Потом на заводе стали созда вать партийную, профсоюзную и комсомольскую организации, ко торые явились надежной опорой директора в создании и воспита нии молодого коллектива, в реше нии многих организационных, тех нических и хозяйственных задач. В беседах и встречах, прохо дивших в кабинете директора, в •цехах А. П. Никаноров тепло ото звался о бывших главном конст рукторе Б. Е. Архангельском, главном инженере А. А. Пучкове, о начальниках цехов: Р. М. Дех- тяре, А. М. Плясове, С. М. Игна тове, И. А. Панченко, П. А. Алек сандрове, о первом парторге А. С. Мамзине, комсорге К. Н Рагулиной (ныне Мамзиной) и многих других. Это были его са мые верные и ближайшие помощ ники, соратники, не жалевшие своих сил и знаний в решении важнейшей государственной зада чи по созданию в центре России тракторного завода. С ними пер вый директор переносил все трудности и лишения военного лихолетья. С некоторыми из первосозда телей нашего завода Александру Парфентьевичу удалось встре титься и побеседовать за чашкой чая. Это была волнующая и за поминающаяся встреча людей, начинавших создавать историю родного завода. Воспоминаниями поделились И. А. Степанов, рабо тавший в ту пору в отделе глав ного металлурга, И. Т. Ерошенко, посвятивший всю свою трудовую жизнь подбору и воспитанию кад ров, А. И. Портнихин, бывший в ту пору секретарем Трактороза водского райкома партии, Р. М. Дехтярь, с первых дней рожде ния завода и до ухода на заслу женный отдых работавший на чальником ремонтно-механическо го цеха, Г. Ф. Матюхов, бывший заместитель главного конструкто ра, Г. С. Мирное, бывший летчик завода, а ныне начальник отдела внешней кооперации, К. Н. Мам- зина, бывший комсорг предприя тия, и другие. Во встрече приняли также участие ветераны труда: бывший начальник кузнечного це ха И. А. Панченко, бывший глав ный энергетик завода А. А. Ле винсон и нынешний начальник модельного цеха Н. Г. Путилин. Только и слышалось в зале: «А помните вот такой случай?», «А помните, как мы начинали делать то-то и то-то?». «А помните, как мы с помощью ручной лебедки (механизмов тогда никаких не было) монтировали в цехах тяже лое крупногабаритное оборудова ние?» — сказал Р. М. Дехтярь. А еще ему запомнились моменты посещения рабочих общежитий, где в одной комнате жили по 60 человек. Среди них были умные, работящие люди разных нацио нальностей. Спали они на нарах в три яруса, ели свекольник, тра ву, но не жаловались на трудно сти, не хныкали. Все понимали, что идет война, идет великая бит ва с коварным врагом. Нелегко было начинать свои первые шаги и нашим конструкто рам, о чем поведал Г. Ф. Матю хов. — Наш отдел в ту пору распо лагался в комнате одного из ста рых цехов, — сказал Георгий Фаддеевич. — Захожу я' впер вые в это помещение и вижу, как люди собрались вокруг «буржуй ки» и греют руки. Конструкторов было всего 27 человек. Работали в две смены. Первым конструкто ром мы считали Зину. Помню, Архангельский спрашивает ее: «Ты, Зина, хоть что-нибудь уме ешь делать?». Улыбнувшись, она ответила: «Умею. Медведей и то учат. А я-то ведь человек». Государственная комиссия, про должает. Г. Ф. Матюхов, дала на шему трактору «добро», но сде лала 81 замечание. Над их устра нением наш небольшой коллектив напряженно работал в две смены и справился с задачей. Волнующим был рассказ Г. С. Мирнова Он вспомнил эпизоды, когда ему, летчику, приходилось подниматься в небо и лететь в сторону Воронежа, чтобы помочь водителям как-то выбраться из грязи или снега. Дороги асфаль тированной до Воронежа тогда не было, и автомашины, груженные кислородными баллонами, утопа ли в грязи, буксовали. И тогда по сигналу тревоги Георгий Семено вич поднимался в воздух и вез во дителям продукты, а у них заби рал баллоны и доставлял их на за вод. И. А. Степанову в 1944 году пришлось оставить инженерную работу в отделе "главного метал лурга и перейти на преподава тельскую работу в только что рожденный машиностроительный техникум. Здесь он был директо ром филиала, готовил молодых специалистов - тракторострои т е- лей. Многие инженерно-техничес кие работники первого выпуска техникума и поныне трудятся в цехах и отделах нашего предпри ятия. Много интересных фактов, эпи зодов вспомнили на встрече и другие ветераны завода. Им, жи вым свидетелям и участникам соз дания родного предприятия, есть что вспомнить, есть о чем расска зать. Они — живая история заво да. Много времени Александр Пар фентьевич посвятил знакомству с нашим заводом, который он по во ле партии оставил в 1948 году. За 34 года завод неузнаваемо изме нился, он практически вырос за ново. Знакомыми остались корпу са чугунолитейного, ремонтно-ме ханического, первого тракторного цехов, инструментального завода и некоторые другие старые поме щения. Хорошее впечатление на гостя произвели инструменталь ный завод с его новейшим парком расточных станков, четвертый ме ханосборочный корпус, первая ав томатическая литейная линия в сталелитейном корпусе. В экспериментальном цехе А. П. Никаноров подробно знакомился с конструкцией колесных универ сально - пропашных тракто р о в Т-60М и ЛТЗ-145, с новым испыта тельным стендом. Пояснения да вали начальник экспериментально го цеха М. Г. Максимов, замести тель главного конструктора канди дат технических наук А. С. Дур манов, начальник бюро трансмис сий кандидат технических наук В. А. Чунихин. ЛТЗ-145 понравил ся бывшему первому директору завода, посвятившему всю свою жизнь развитию отечественного тракторостроения. Не удержался ветеран-тракторостроитель от соб лазна влезть в комфортабельную кабину нового трактора и покру тить баранку, примерить сиденье. И он посоветовал конструкторам «драться» за свое детище, не от ступать, как бы трудно ни было, довести начатое дело до конца. Это будет отвечать духу Продо вольственной программы страны, утвержденной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС. Осматривая наш жилой район, Александр Парфентьевич побывал на спортивном комплексе «Пла мя», на других объектах соцкульт быта. Во Дворце культуры он ос мотрел заводской музей трудо вой славы. Многие экспонаты му зея воскресили в памяти эпизоды из жизни и трудовой деятельнос ти первого директора. Нельзя так же без волнения читать копии приказов за подписью директора Никанорова, в которых говорится о премировании передовиков про изводства, членов комсомольско- молодежных фронтовых бригад столькими-то килограммами хле ба, картофеля, крупы, фасоли, овощей... Здесь он также позна комился с фотографиями и мате риалами, рассказывающими о первопроходцах, с которыми вме сте работал, но которых уже нет в живых. Позже Александр Парфентье вич своими впечатлениями о по сещении завода поделился в ка бинете генерального директора объединения Н. Г. Загорского, где присутствовали руководители предприятия, а также ряда це хов, отделов. Первый директор сказал, что на нашем заводе большие мощности, что у нас хо рошие соцгород, детские учреж дения, спортивный комплекс, где созданы все условия для занятий спортом. — Но я не уверен, что кто-то из сидящих здесь руководителей ре гулярно занимается спортом, хо тя бы физзарядкой,—сказал А. П. Никаноров. — А кто из вас сядет на велосипед? Пожалуй, никто, по стесняетесь. А зря. Не забывайте, товарищи, что завод — это ваша жизнь, а спорт — здоровье. И тут же наш первый директор сообщил присутствующим, что он и сейчас, в свои 73 года, регуляр но и активно занимается спортом. Живет он в Москве недалеко от Лужников. Зимой катается на ста дионе на коньках, на лыжах, а ле том ездит на велосипеде на заго родную дачу. Кстати, и вид у Александра Парфентьевича спор тивный, он подтянут, бодр, с доб рой улыбкой на лице. Присутствовавший на беседе на чальник производственного объе динения «Липецкремстроймонтаж» В. И. Завершинский спросил мос ковского гостя: «Вы всю жизнь проработали в отрасли тракторо строения. Покидая вечером каби нет, Вы всегда уходили домой удовлетворенным итогами своей работы?». — Нет, никогда, — последовал ответ. — В войну приходилось ра ботать по 14—16 часов в сутки, потом поменьше. И всегда уходил домой с мыслями о том, что вот это, другое, третье не успел сде лать, не решил ту или иную зада чу. Вот и сейчас, спустя десять лет, как ушел на пенсию, как и раньше, мне снятся сны о том, как работал на паровозе, что вот я нахожусь в литейном или куз нечном цехе и решаю тот или иной неотложный вопрос. А вот кабинет, канцелярия ни разу не приснились. Завершая свою беседу, А. П. Никаноров высказал ряд ценных советов, пожелал руководителям завода, а также цехов и отделов больше внимания уделять повы шению культуры производства, наведению чистоты и порядка на дворе и в помещениях, механиза ции трудоемких операций, осо бенно в литейных цехах. В кузнеч ном и других цехах много метал лолома, есть старое оборудова ние. Все это надо вывезти, осво бодить помещения. Чтобы в цехах было светло, надо на заводе соз дать бригаду, которая бы регу лярно промывала стекла окон, фо нарей или заменяла бы их. Тогда будет светло, будет порядок. Словом, Липецкий тракторный завод, расположенный в центре России, должен полностью отве чать своему назначению, так зак лючил свою беседу наш первый директор. Н. Г. Загорский сердечно побла годарил А. П. Никанорова за по сещение нашего завода, за инте ресные встречи и беседы с вете ранами производства и руководи телями цехов, отделов, с другими тракторозаводцами, за справедли вые замечания и добрые советы, вручил ему книгу «Земля наша Липецкая» и другие сувениры. м. нлливкин. На снимках: вверху — гене ральный директор объединения Н. Г. Загорский (справа) вручает А. П. Никанорову на память о по сещении завода книгу «Земля на ша Липецкая»; внизу — П. А. Ни каноров беседует с кандидатами технических • наук заместителем главного конструктора А. С„ Дур- мановым и начальником бюро трансмиссий В. А. Чунихиным о Перспективном тракторе ЛТЗ-145. Фото В. Финогина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz