Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
Н О В А Т О Р * РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ— ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ Коллектив новаторов нашего за вода успешно справился с полу годовым заданием по рационали зации. От использова!Ния в произ водстве 600 технических новшеств получено 530 тысяч рублей эконо мии. Внедрение рацпредложений позволило сберечь около 500 тонн черных и цветных металлов, ме таллопроката, более 600 тысяч ки ловатт-часов электроэнергии, сни зить трудоемкость изготовления деталей и узлов трактора на 75 тысяч нормо-часов. Хороших результатов в первом полугодии добились рационализа торы корпуса МС-4, фасонноли тейного, заготовительного, авто матного, теплосилового, железно дорожного, ремонтно-механическо го и модельного цехов, цеха сбор ки трансмиссий. В этих коллекти вах царит творческая обстановка, поэтому они досрочно, к 20 июня, выполнили задания первого полу годия по рационализации. Беспомощность и полную безот ветственность за развитие техниче ского творчества проявляют руко водители цехов: второго трактор ног о, консервации, эксплуатации инструмента, тракторосборочного. Выполнение полугодового задания у них идет на уровне 10 процен тов. Значительно ухудшили работу по рационализации коллективы чугунолитейного, третьего, пятого тракторных, термического и цвет- иолнтейного цехов. Большую работу по разработке и реализации технических нов шеств осуществляют обществен ные конструкторские бюро и твор ческие бригады. Заслуживает одобрения опыт коллективов ОК Б отделов главно го металлурга , главного техноло га, комплексной механизации и автоматизации производства, ко торыми руководят П. М. Огрыз ков, А. В. Минченков, И. С. Сте панов, Л . Д. Гугнина и А. А. Ситнянский. Следовательно, изобретатели и рационализаторы своим творчес ким трудом вносят весомый вклад в развитие технического прогресса, в улучшение технико-экономичес ких показателей завода. Но для того, чтобы сегодня можно было с успехом решать важную задачу по дальнейшей интенсификации народного хозяй ства, ;надо постоянно привлекать к активной творческой деятельности новых рабочих, инженеров, техни ков, а также создавать необходи мые условия для скорейшего внед рения в производство рационали заторских предложений. Ведь не редко получается так, что рац предложения, дающие значитель ный экономический эффект, внед ряются годами. Так, на реализацию рационали заторского предложения А12763, направленного на экономию про ката, потребовалось более трех лет. А есть предложения, которые не внедряются и более длительное время. Печальная судьба постигла ра ционализаторское предложение № 18335 по изменению технологии обработки ряда деталей, использу емых при сборке узлов трактора. Два года оно ходило из отдела главного технолога в отдел глав ного конструктора то на согласо вание, то на заключение. Потом почти в течение шести лет изготов лялась оснастка. И вот с 1979 го да тракторный цех № 3 никак не может внедрить это предложение. Затягивается внедрение предло жения № А 12292 по вине руково дителей ремонтно-механического цеха. Его использование позволило бы коллективу тракторного цеха № 5 повысить производительность груда, снизить затраты на вы пуск продукции. Создание подобных затяжных ситуаций на стадии рассмотрения и разработки документации по предложениям и непринятие мер по своевременному использованию ценных новшеств не делают чести руководству цехов и отделов за вода, советам ВОИР этих подраз делений. Кроме того, такое отно шение к новаторам наносит огром ный вред развитию массовости технического творчества. Внедрение изобретений — неис черпаемый резерв повышения эф фективности общественного про изводства. Получаемая экономия в результате их использования вы ше, чем от рацпредложений. Так, у нас на предприятии в 1981 году от одного рацпредложения было сэкономлено в среднем 569 руб лей, а одно изобретение в сред нем дало 17800 рублей экономии. К сожалению, в настоящее время работе по внедрению эффективных изобретений не придается долж ного внимания. Руководителям це хов и отделов завода надо изме нить отношение к отбору и ис пользованию изобретений, имею щих важное значение в деле ус пешного решения социальных и экономических задач. Пора подумать и о вопросе по использованию собственных изо бретений, созданных на заводе на шими специалистами. Он заслужи вает того, чтобы заняться им вплотную. Мы ежегодно отчитываемся о количестве поданных заявок на предполагаемые изобретения, по лученных положительных решений и авторских свидетельств. А ведь важно, чтобы они внедрялись и приносили ощутимую пользу про изводству. Может быть, недалеко то время, когда деятельность предприятий будет оцениваться главным образом по количеству внедренных изобретений, по их значению для народного хозяйст ва. Развитию массовости техничес кого творчества могли бы спо собствовать правильное составле ние темников узких мест произ водства и организация работы по их выполнению. Для целенаправ ленной деятельности изобретате лей и рационализаторов у нас на заводе темники разрабатываются на двух—трехлетний период. Про шло полтора года, а решено толь ко 5—7 процентов запланирован ных тем. Неплохо поставлена эта работа в сталелитейном корпусе, первом, четвертом тракторных, автомат ном, чугунолитейном, фасонноли тейном, кузнечном цехах, отделе главного металлурга. Но ни одной темы не взято для разработки в отделах: главного энергетика, главного конструктора, главного технолога, научно-исследователь ском, цехах: втором, третьем, пя том тракторных и термическом. Для успешного решения вопро сов из темника необходимо уком плектовать творческие комплекс ные бригады по каждой теме, и тогда темник из «информатора» превратится в «организатора» де ла. Здесь большую роль должны сыграть советы ВОИР цехов и от делов объединения. Свой праздник—День изобрета теля и рационализатора новаторы нашего предприятия встречают с большим творческим подъемом. Они полны решимости и впредь активно участвовать в изыскании резервов производства, идти в первых рядах социалистического соревнования в честь 60-летия об разования СССР. 3. ЗАВЕЛО, председатель заводского совета ВОИР, На снимке: группа рационализаторов сталели тейного корпуса. Слева направо — инженеры- технологи Петр Дмитриевич Скляднев, Надежда Николаевна Пашенцева, Иван Филиппович Фро- 'лов и Анна Матвеевна Филимонова за разработ кой новой технологии отливки деталей. Фото В. Лизунова. Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а Освоение производства пропаш ных тракторов на нашем заводе, начавшем свое существование в 1943 году, шло крайне тяжело. Во-первых, было военное время, и все основное внимание уделялось фронту,-А во-вторых, на молодом предприятии не хватало опытных организаторов и исполнителей производства. Оживление технического роста почувствовалось с 1946— 1948 го дов, когда к нам прибыла группа знающих специалистов с Челя бинского, Сталинградского трак торных и некоторых других заво- А. Е. Изотов, С. Б. Ратинов, А. Е. А. И. Изотов, С. Б. Ратинов, А. Е. Гольберг, С. Ф. Егоров, А. А. Рат- нер, В. И. Варакин, Б. Ф. Цибу лин, Г. А. Палесчиков и- некото рые другие. В этот период шла наладка соб ственного производства дизельных моторов. Работая мастером, то и дело приходилось сталкиваться с большими неполадками. Среди многих других обнаружился и та кой дефект, как проворачивание бронзовой втулки в верхней го ловке шатуна трактора. Анализ причин дефекта показал, что во время запрессовки втулки в голов ку шатуна происходит срез ее на ружного диаметра, что и приводи ло к проворачиванию втулки во время окончательной расточки от верстия под поршневой палец. Причиной этому было плохое на правление втулки при запрессовке ее в отверстие шатуна. Я попро бовал уменьшить угол фасок де тали с 45 до 30 градусов. Потом сам сделал их и запрессовал. Втулка вошла в шатун без среза и сидела в нем плотно. На следующий день утром на участок пришел начальник техбю- ро моторного цеха С. Ф. Егоров, он поинтересовался, как идут де ла. После информации я сказал ему о том, что мною опробована запрессовка втулки с углами фа сок 30 градусов и показал ему образцы. Он одобрил мое начина ние, а потом сказал: «Слушай, Петр, это ведь надо оформить как рационализаторское предложе ние». Он пригласил меня в техбю- ро, дал бланк рацпредложения, рассказал, как его оформить. За тем, просмотрев заполненный бланк рационализаторского пред ложения, одобрительно кивнул го ловой и написал на нем технологи ческое заключение. Уполномочен ного БРИЗа в цехе в то время еще не было, поэтому С. Ф. Его ров сказал мне, чтобы я сам схо дил с этим предложением в от дел главного конструктора. В отделе главного конструктора направили меня к молодому, вы сокого роста мужчине, стоявшему в раздумье с карандашом за куль маном. Прочитав мое предложе ние, он одобрил его, тут же напи сал свое заключение и пообещал как можно быстрее провести изме нение в чертежах деталей. Позд нее я узнал, что это был ведущий конструктор моторной группы В. Г. Ткачевский. Так, в конце 1948 года родилось мое первое рационализаторское предложе ние. Моральное удовлетворение ре зультатами внедрения первого новшества вызвало заинтересован ность думать и направлять свои мысли на постоянное совершенст вование техники и технологии про изводства. После этого я чаще стал задумываться над тем, где еще можно улучшить техпроцесс или упростить конструкцию дета лей. Вот стаканы подшипников. Их технология была трудоемкой. Осо бенно тяжелой считалась операция фрезерования пазов. По этой при чине часто срывалось выполнение суточного графика производства изделий. Ни днем, ни ночью не покидали мысли, как упростить конструкцию и улучшить техноло гию обработки стакана подшип ников. И вот по моему предложе нию на валу стала делаться ка навка под круглое стопорное коль цо, вследствие чего отпала необ ходимость фрезеровать в деталях пазы. Изделия стали выпускаться быстрее, их трудоемкость была значительно уменьшена. А вот другой пример. Для де монтажа маховика пускового дви гателя на его полотне делались два резьбовых отверстия под съем ник. Резьба часто срывалась, и слесарь-сбофщик вынужден был снимать маховик молотком. Я предложил конструкцию такого устройства, с помощью которого маховик снимается за обод. Это дало возможность отказаться от двух резьбовых отверстий на по лотне маховика, что помогло сэкономить много денежных сред ств. В начале 1950 года после окон чания вечернего отделения Липец кого машиностроительного техни кума я был переведен технологом в цех пусковых моторов. Хорошо запомнился случай, связанный с обработкой поршня пускового двигателя трактора. Дело в том, что во время стендовой обкатки пускачей в цехе сборки моторов часто происходило заклинивание поршней в цилиндре. Сборщики ежедневно нашему цеху предъяв ляли претензии, на разбор кото рых уходило много времени. Основная причина заклинива ния поршней — это перекос ори отверстия под поршневой палец относительно наружного диаметра поршня. Вдумавшись в техноло гию обработки поршня, я пришел к выводу, что технологические ба зы для расточки отверстия под палец приняты неправильно и по этому предложил взять за базу вместо внутреннего наружный диаметр поршня. Для этого тре бовалось спроектировать и изгото вить новое приспособление. Вскоре оно было сделано. Невозможно выразить всех чувств радости и удовлетворения после того, как внедрение этого приспособления полностью исключило такой де фект, как перекос оси отверстия к наружному диаметру поршня. И заклинивания поршней резко сок ратились. Отрадно сознавать, что эти базы используются и сейчас на заводе пусковых двигателей, где работает современное оборудова ние, обеспечивающее выпуск дета лей в больших количествах и вы сокого качества. Работая начальником техбюро, а затем заместителем начальника второго тракторного цеха по тех нической части, я вплотную стол кнулся с таким злободневным воп росом, как механизация уборки отходов производства. Для тран спортировки чугунной стружки были смонтированы в неглубоких траншеях скребковые транспорте ры. Они показали себя хорошо, а вот со стальной стружкой при шлось заниматься не один десяток лет. Поездки на ряд предприятий страны с целью заимствования пе редового опыта помогли найти пу ти решения и этого вопроса. В 70-х годах в тракторном цехе № 1 были начаты строительство траншей и монтаж шнековых кон вейеров для уборки стальной стружки. В настоящее время в це хе насчитывается шнековых кон: вейеров общей протяженностью более 500 метров. Это дало воз можность значительно улучшить условия труда, повысить культуру производства, решить важный воп рос раздельной уборки стружки по маркам сталей, для чего пришлось произвести перемонтаж сотен еди ниц оборудования. С начала рационализаторской деятельности мною подано около 150 предложений, многие из кото рых внедрены и успешно исполь зуются на производстве. Много де лал я и делаю по вовлечению в ряды новаторов работников цеха. Не без моей помощи стали актив ными рационализаторами Н. П. Байдиков, В. П. Строков, И. М. Чернухин, Н. С. Бельский, А. В. Курдюков. А. И. Боровков, А. И. Лобеев, В. В. Ильин, Н. С. Комо ва и многие другие. На протяжении нескольких лет коллектив нашего цеха добивает ся хороших результатов по рацио нализации. День изобретателя и рационализатора он встречает до срочным выполнением полугодово го плана. Это вселяет уверенность, что юбилей СССР будет им озна менован достойно. П. ЕВСЮКОВ, инженер-технолог тракторного цеха № 1,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz