Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Н О В А Т О Р * РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ— ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ Коллектив новаторов нашего за ­ вода успешно справился с полу­ годовым заданием по рационали­ зации. От использова!Ния в произ­ водстве 600 технических новшеств получено 530 тысяч рублей эконо­ мии. Внедрение рацпредложений позволило сберечь около 500 тонн черных и цветных металлов, ме­ таллопроката, более 600 тысяч ки ­ ловатт-часов электроэнергии, сни­ зить трудоемкость изготовления деталей и узлов трактора на 75 тысяч нормо-часов. Хороших результатов в первом полугодии добились рационализа­ торы корпуса МС-4, фасонноли­ тейного, заготовительного, авто­ матного, теплосилового, железно­ дорожного, ремонтно-механическо­ го и модельного цехов, цеха сбор­ ки трансмиссий. В этих коллекти­ вах царит творческая обстановка, поэтому они досрочно, к 20 июня, выполнили задания первого полу­ годия по рационализации. Беспомощность и полную безот­ ветственность за развитие техниче­ ского творчества проявляют руко ­ водители цехов: второго трактор ­ ног о, консервации, эксплуатации инструмента, тракторосборочного. Выполнение полугодового задания у них идет на уровне 10 процен­ тов. Значительно ухудшили работу по рационализации коллективы чугунолитейного, третьего, пятого тракторных, термического и цвет- иолнтейного цехов. Большую работу по разработке и реализации технических нов­ шеств осуществляют обществен­ ные конструкторские бюро и твор­ ческие бригады. Заслуживает одобрения опыт коллективов ОК Б отделов главно­ го металлурга , главного техноло­ га, комплексной механизации и автоматизации производства, ко ­ торыми руководят П. М. Огрыз­ ков, А. В. Минченков, И. С. Сте­ панов, Л . Д. Гугнина и А. А. Ситнянский. Следовательно, изобретатели и рационализаторы своим творчес­ ким трудом вносят весомый вклад в развитие технического прогресса, в улучшение технико-экономичес­ ких показателей завода. Но для того, чтобы сегодня можно было с успехом решать важную задачу по дальнейшей интенсификации народного хозяй­ ства, ;надо постоянно привлекать к активной творческой деятельности новых рабочих, инженеров, техни­ ков, а также создавать необходи­ мые условия для скорейшего внед­ рения в производство рационали­ заторских предложений. Ведь не­ редко получается так, что рац­ предложения, дающие значитель­ ный экономический эффект, внед­ ряются годами. Так, на реализацию рационали­ заторского предложения А12763, направленного на экономию про­ ката, потребовалось более трех лет. А есть предложения, которые не внедряются и более длительное время. Печальная судьба постигла ра­ ционализаторское предложение № 18335 по изменению технологии обработки ряда деталей, использу­ емых при сборке узлов трактора. Два года оно ходило из отдела главного технолога в отдел глав­ ного конструктора то на согласо­ вание, то на заключение. Потом почти в течение шести лет изготов­ лялась оснастка. И вот с 1979 го­ да тракторный цех № 3 никак не может внедрить это предложение. Затягивается внедрение предло­ жения № А 12292 по вине руково ­ дителей ремонтно-механического цеха. Его использование позволило бы коллективу тракторного цеха № 5 повысить производительность груда, снизить затраты на вы­ пуск продукции. Создание подобных затяжных ситуаций на стадии рассмотрения и разработки документации по предложениям и непринятие мер по своевременному использованию ценных новшеств не делают чести руководству цехов и отделов за ­ вода, советам ВОИР этих подраз­ делений. Кроме того, такое отно­ шение к новаторам наносит огром­ ный вред развитию массовости технического творчества. Внедрение изобретений — неис­ черпаемый резерв повышения эф­ фективности общественного про­ изводства. Получаемая экономия в результате их использования вы­ ше, чем от рацпредложений. Так, у нас на предприятии в 1981 году от одного рацпредложения было сэкономлено в среднем 569 руб­ лей, а одно изобретение в сред­ нем дало 17800 рублей экономии. К сожалению, в настоящее время работе по внедрению эффективных изобретений не придается долж ­ ного внимания. Руководителям це­ хов и отделов завода надо изме­ нить отношение к отбору и ис­ пользованию изобретений, имею­ щих важное значение в деле ус­ пешного решения социальных и экономических задач. Пора подумать и о вопросе по использованию собственных изо­ бретений, созданных на заводе на­ шими специалистами. Он заслужи ­ вает того, чтобы заняться им вплотную. Мы ежегодно отчитываемся о количестве поданных заявок на предполагаемые изобретения, по­ лученных положительных решений и авторских свидетельств. А ведь важно, чтобы они внедрялись и приносили ощутимую пользу про­ изводству. Может быть, недалеко то время, когда деятельность предприятий будет оцениваться главным образом по количеству внедренных изобретений, по их значению для народного хозяйст­ ва. Развитию массовости техничес­ кого творчества могли бы спо­ собствовать правильное составле­ ние темников узких мест произ­ водства и организация работы по их выполнению. Для целенаправ­ ленной деятельности изобретате­ лей и рационализаторов у нас на заводе темники разрабатываются на двух—трехлетний период. Про­ шло полтора года, а решено толь­ ко 5—7 процентов запланирован­ ных тем. Неплохо поставлена эта работа в сталелитейном корпусе, первом, четвертом тракторных, автомат­ ном, чугунолитейном, фасонноли­ тейном, кузнечном цехах, отделе главного металлурга. Но ни одной темы не взято для разработки в отделах: главного энергетика, главного конструктора, главного технолога, научно-исследователь­ ском, цехах: втором, третьем, пя­ том тракторных и термическом. Для успешного решения вопро­ сов из темника необходимо уком ­ плектовать творческие комплекс­ ные бригады по каждой теме, и тогда темник из «информатора» превратится в «организатора» де­ ла. Здесь большую роль должны сыграть советы ВОИР цехов и от­ делов объединения. Свой праздник—День изобрета­ теля и рационализатора новаторы нашего предприятия встречают с большим творческим подъемом. Они полны решимости и впредь активно участвовать в изыскании резервов производства, идти в первых рядах социалистического соревнования в честь 60-летия об­ разования СССР. 3. ЗАВЕЛО, председатель заводского совета ВОИР, На снимке: группа рационализаторов сталели­ тейного корпуса. Слева направо — инженеры- технологи Петр Дмитриевич Скляднев, Надежда Николаевна Пашенцева, Иван Филиппович Фро- 'лов и Анна Матвеевна Филимонова за разработ­ кой новой технологии отливки деталей. Фото В. Лизунова. Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а Освоение производства пропаш­ ных тракторов на нашем заводе, начавшем свое существование в 1943 году, шло крайне тяжело. Во-первых, было военное время, и все основное внимание уделялось фронту,-А во-вторых, на молодом предприятии не хватало опытных организаторов и исполнителей производства. Оживление технического роста почувствовалось с 1946— 1948 го­ дов, когда к нам прибыла группа знающих специалистов с Челя­ бинского, Сталинградского трак ­ торных и некоторых других заво- А. Е. Изотов, С. Б. Ратинов, А. Е. А. И. Изотов, С. Б. Ратинов, А. Е. Гольберг, С. Ф. Егоров, А. А. Рат- нер, В. И. Варакин, Б. Ф. Цибу­ лин, Г. А. Палесчиков и- некото­ рые другие. В этот период шла наладка соб­ ственного производства дизельных моторов. Работая мастером, то и дело приходилось сталкиваться с большими неполадками. Среди многих других обнаружился и та­ кой дефект, как проворачивание бронзовой втулки в верхней го­ ловке шатуна трактора. Анализ причин дефекта показал, что во время запрессовки втулки в голов­ ку шатуна происходит срез ее на­ ружного диаметра, что и приводи­ ло к проворачиванию втулки во время окончательной расточки от­ верстия под поршневой палец. Причиной этому было плохое на­ правление втулки при запрессовке ее в отверстие шатуна. Я попро­ бовал уменьшить угол фасок де­ тали с 45 до 30 градусов. Потом сам сделал их и запрессовал. Втулка вошла в шатун без среза и сидела в нем плотно. На следующий день утром на участок пришел начальник техбю- ро моторного цеха С. Ф. Егоров, он поинтересовался, как идут де­ ла. После информации я сказал ему о том, что мною опробована запрессовка втулки с углами фа­ сок 30 градусов и показал ему образцы. Он одобрил мое начина­ ние, а потом сказал: «Слушай, Петр, это ведь надо оформить как рационализаторское предложе­ ние». Он пригласил меня в техбю- ро, дал бланк рацпредложения, рассказал, как его оформить. За­ тем, просмотрев заполненный бланк рационализаторского пред­ ложения, одобрительно кивнул го ­ ловой и написал на нем технологи­ ческое заключение. Уполномочен­ ного БРИЗа в цехе в то время еще не было, поэтому С. Ф. Его­ ров сказал мне, чтобы я сам схо­ дил с этим предложением в от­ дел главного конструктора. В отделе главного конструктора направили меня к молодому, вы­ сокого роста мужчине, стоявшему в раздумье с карандашом за куль ­ маном. Прочитав мое предложе­ ние, он одобрил его, тут же напи­ сал свое заключение и пообещал как можно быстрее провести изме­ нение в чертежах деталей. Позд­ нее я узнал, что это был ведущий конструктор моторной группы В. Г. Ткачевский. Так, в конце 1948 года родилось мое первое рационализаторское предложе­ ние. Моральное удовлетворение ре­ зультатами внедрения первого новшества вызвало заинтересован­ ность думать и направлять свои мысли на постоянное совершенст­ вование техники и технологии про­ изводства. После этого я чаще стал задумываться над тем, где еще можно улучшить техпроцесс или упростить конструкцию дета­ лей. Вот стаканы подшипников. Их технология была трудоемкой. Осо­ бенно тяжелой считалась операция фрезерования пазов. По этой при­ чине часто срывалось выполнение суточного графика производства изделий. Ни днем, ни ночью не покидали мысли, как упростить конструкцию и улучшить техноло­ гию обработки стакана подшип­ ников. И вот по моему предложе­ нию на валу стала делаться ка ­ навка под круглое стопорное коль­ цо, вследствие чего отпала необ­ ходимость фрезеровать в деталях пазы. Изделия стали выпускаться быстрее, их трудоемкость была значительно уменьшена. А вот другой пример. Для де­ монтажа маховика пускового дви­ гателя на его полотне делались два резьбовых отверстия под съем­ ник. Резьба часто срывалась, и слесарь-сбофщик вынужден был снимать маховик молотком. Я предложил конструкцию такого устройства, с помощью которого маховик снимается за обод. Это дало возможность отказаться от двух резьбовых отверстий на по­ лотне маховика, что помогло сэкономить много денежных сред­ ств. В начале 1950 года после окон­ чания вечернего отделения Липец­ кого машиностроительного техни­ кума я был переведен технологом в цех пусковых моторов. Хорошо запомнился случай, связанный с обработкой поршня пускового двигателя трактора. Дело в том, что во время стендовой обкатки пускачей в цехе сборки моторов часто происходило заклинивание поршней в цилиндре. Сборщики ежедневно нашему цеху предъяв­ ляли претензии, на разбор кото ­ рых уходило много времени. Основная причина заклинива­ ния поршней — это перекос ори отверстия под поршневой палец относительно наружного диаметра поршня. Вдумавшись в техноло­ гию обработки поршня, я пришел к выводу, что технологические ба­ зы для расточки отверстия под палец приняты неправильно и по­ этому предложил взять за базу вместо внутреннего наружный диаметр поршня. Для этого тре­ бовалось спроектировать и изгото­ вить новое приспособление. Вскоре оно было сделано. Невозможно выразить всех чувств радости и удовлетворения после того, как внедрение этого приспособления полностью исключило такой де­ фект, как перекос оси отверстия к наружному диаметру поршня. И заклинивания поршней резко сок ­ ратились. Отрадно сознавать, что эти базы используются и сейчас на заводе пусковых двигателей, где работает современное оборудова­ ние, обеспечивающее выпуск дета­ лей в больших количествах и вы­ сокого качества. Работая начальником техбюро, а затем заместителем начальника второго тракторного цеха по тех­ нической части, я вплотную стол­ кнулся с таким злободневным воп­ росом, как механизация уборки отходов производства. Для тран­ спортировки чугунной стружки были смонтированы в неглубоких траншеях скребковые транспорте­ ры. Они показали себя хорошо, а вот со стальной стружкой при­ шлось заниматься не один десяток лет. Поездки на ряд предприятий страны с целью заимствования пе­ редового опыта помогли найти пу ­ ти решения и этого вопроса. В 70-х годах в тракторном цехе № 1 были начаты строительство траншей и монтаж шнековых кон ­ вейеров для уборки стальной стружки. В настоящее время в це­ хе насчитывается шнековых кон: вейеров общей протяженностью более 500 метров. Это дало воз­ можность значительно улучшить условия труда, повысить культуру производства, решить важный воп­ рос раздельной уборки стружки по маркам сталей, для чего пришлось произвести перемонтаж сотен еди­ ниц оборудования. С начала рационализаторской деятельности мною подано около 150 предложений, многие из кото ­ рых внедрены и успешно исполь­ зуются на производстве. Много де­ лал я и делаю по вовлечению в ряды новаторов работников цеха. Не без моей помощи стали актив ­ ными рационализаторами Н. П. Байдиков, В. П. Строков, И. М. Чернухин, Н. С. Бельский, А. В. Курдюков. А. И. Боровков, А. И. Лобеев, В. В. Ильин, Н. С. Комо­ ва и многие другие. На протяжении нескольких лет коллектив нашего цеха добивает­ ся хороших результатов по рацио­ нализации. День изобретателя и рационализатора он встречает до­ срочным выполнением полугодово­ го плана. Это вселяет уверенность, что юбилей СССР будет им озна­ менован достойно. П. ЕВСЮКОВ, инженер-технолог тракторного цеха № 1,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz