Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

О д о б р е н о п ы т воспит а тельной р аб оты Н а э том снимке пи шгднте ветер а н а завода Ивана Ивановича Кузнецова. Много лет отдал он родному предприятию. Но и сейчас, получив право на заслуженный отдых по возрасту, Иван Иванович продолжает работать мастером хозслужбы тракторосборочного цеха, успешно выполняя возложенные обязанности. Фото В. Финогина. Н О В И Н Н И Т Е Х Н И К И Новые самоемазыпающнеся ма ­ териалы созданы учеными Инсти ­ тута механики металлополимер ­ ных систем АН БССР. Использо­ вание их в узлах трения дает воз­ можность механизмам работать без смазки в глубоком вакууме, а та кже оставаться надежными в условиях вы со ких * температур. На несколько миллиграммов «погудела» капля бензина, ко то ­ рая требуется для одного такта работы автомобильного двигателя. А за смену горючего экономится до четырнадцати процентов. Спе­ циалисты Фрунзенского политех ­ нического института предложили СМАЗКА БЕЗ СМАЗКИ Применение зубчатых и цепных передач, подшипников и других деталей из самосмазывающихся материалов только на предприя ­ тиях республиканской Госком- сельхозтехннки принесло годовой экономический эффект 600 тысяч рублей. корректор для карбюратора. Он автоматически регулирует состав рабочей смеси в зависимости от температуры воздуха. А установ ­ ленная в приборе биметалличес­ кая пластина ограничивает излиш ­ нюю подачу топлива в двигатель. В нашем заводском жилом рай­ оне созданы необходимые условия для обучения, воспитания и все­ стороннего развития детей до ­ школьного и школьного возраста. Особое внимание уделяется рас­ ширению сети дошкольных учреж ­ дений, потребность в которых на предприятии полностью удовле­ творяется. Школы микрорайона имеют хо ­ рошую учебно-материальную базу. Они обеспечены техническими средствами обучения, наглядными пособиями. В них создан необхо ­ димый книжный фонд, системати­ чески совершенствуется оснаще­ ние учебных кабинетов. В распоряжении детей—Дом пи­ онеров, детская музыкальная шко- ла, библиотеки, Дворец культуры, кинотеатр «Маяк». На базе спортивного комплекса завода открыта детско-юношеская спортивная школа. Для занятий физической культурой школьни ­ кам предоставлены мини-стадио­ ны, футбольные и баскетбольные поля, теннисные столы, хоккейные площадки. Летом- дети отдыхают в загородном пионерском лагере «Звездный». Особ ая роль в создании атмос ­ феры всеобщей заинтересованнос­ ти и ответственности родителей и трудового коллектива за обучение и воспитание детей, укреплении связи школы с жизнью принадле­ жит руководству предприятия,за ­ водской общественности. Более 800 представителей общественнос­ ти являются руководителями раз­ нообразных детских объединений по интересам в школах и по мес­ ту жительства. По инициативе к о м и т е т а ВЛ КСМ завода организован ком ­ сомольский педагогический отряд, в который входят около 200 мо ­ лодых производственников пред­ приятия. Основное внимание -чле ­ нов педагогического отряда на ­ правлено на организацию краеве­ до-туристской работы, спортивных соревнований, художественной са­ модеятельности, индивидуальную работу с подростками. Выполняя решения X XV I съезда КПСС и постановление Ц К КПСС «О дальнейшем улучшении идео­ логической, политике - воспита­ тельной работы», педагогические коллективы шкал и внешкольных учреждений совместно с общест­ венными организациями завода много делают для улучшения идейной направленности всей вос­ питательной работы в микрорайо ­ не, подготовки подрастающего по­ коления к труду, формирования у него активной жизненной позиции. Большое место в политико-вос ­ питательной работе занимает еди­ ный политдень, который организу ­ ется один раз в месяц во всех школах, внешкольных учреждени ­ ях, трудовых коллективах заво ­ да. В практике работы школ уста, новлено проведение еженедельных политинформаций с участием ро­ дителей и шефов из цехов и отде ­ лов предприятия. * Тракторостроители оказывают постоянную помощь педагогичес-- ким коллективам школ в разъяс­ нении и пропаганде материалов X XV I съезда КПСС. В школах оформлены такие стенды, как «Наш микрорайон от съезда к съезду», «Трудовые будни 11-й пятилетки», «Один день трактор ­ ного завода», «Интернациональ ­ ные связи завода». Большой вклад в идейно-поли­ тическое воспитание школьников вносит заводской музей, в лектор ­ скую группу которого, наряду со взрослыми, входят и школьники. Фонд музея постоянно пополняет­ ся, в том числе и за счет поиско ­ вой работы, 'которую ведут пио­ неры и комсомольцы школ. Много новых интересных страниц откры ­ ли они в биографиях тружеников завода, своих родителей, осущест­ вляя операции «Летопись Великой Отечественной», посвященные X IX съезду ВЛ КСМ и 60-летию Все­ союзной пионерской организации имени В. И. Ленина. У нас в заводском жилом райо ­ не сложилась четкая система тр у ­ дового воспитания и профессио­ нальной ориентации школьников. С этой целью в школах микрорай ­ она оборудованы учебно-произ­ водственные мастерские, кабине ­ ты труда для учащихся начальных классов. Учащиеся старших клас ­ сов проходят профессиональную подготовку в техническом учили ­ ще № 13, а также в межшкольных производственных мастер с к и х предприятия. Традиционными стали встречи учащихся школ и ГПТУ № 13 с передовиками производства, вете­ ранами партии и комсомола, уча ­ стниками Великой Отечественной войны и труда. Накоплен у нас большой опыт в деле физического воспитания де­ тей. Постоянно проводятся спор ­ тивные праздники, лыжные и лег- К А П Л Я С Э К О Н О М И Л А Л И Т Р ОТКЛИК НА НАШУ ПУБЛИКАЦИЮ [ ] Я М Я Т Н 0 6 событие Недавно с интересом прочитал в «Кировце» воспоминания вете­ рана завода В. Жилкина о пер­ вом трамвае. И мне, ка к активно ­ му участнику пуска липецкого трамвая, хотелось бы сегодня кое- что уточнить и дополнить к ска ­ занному В. Жилкиным. Действительно, в 1946 году по рельсам ходил мотовоз, выполняв ­ ший функции трамвая. А первый настоящий липецкий трамвай по­ явился в 1948 году. Помнится, в конце 1947 или на ­ чале 1948 года на наш завод при ­ везли два совершенно непригод ­ ных к эксплуатации трамвайных вагона устаревшей конструкции даже по тем временам. Откуда, точно сказать не берусь, но всего вероятнее списанные из Воронеж ­ ского трамвайного парка. Это бы­ ли совершенно Голые проржавев ­ шие металлические каркасы: ни полов, ни стен, ни крыш на них не было. Из энергооборудования мо­ талось несколько оборванных кон ­ цов осветительной проводки. Х о ­ довая- же часть требовала боль­ шого восстановительного ремонта. Возрождение этих вагонов бы ­ ло поручено трем цехам нашего за ­ вода —- ремонтно-механическому, электроремонтному и ремонтно- строительному. Бригаду ремонтно­ механического цеха возглавил опытный старший мастер Дмитрий Михайлович Чечнев, ныне покой ­ ный. А от электроремонтного от ­ ветственность возложили на меня, ка к бывшего тогда начальником цеха. Вот в таком составе мы и при­ ступили к работе. И с первых же' шагов возникли трудности. Так, в ремонтно-механическом цехе н у ж ­ но было проточить бандажи ко ­ лесных пар. А это оказалось не так просто — обточку предстояло выполнить по сложной кривой, при этом диаметр колес должен быть предельно одинаков, иначе колесная пара будет вращаться на рельсах с большим трением. Сде­ лать это удалось только с по ­ мощью специалистов железнодо ­ рожного цеха. В ремонтно-строительном цехе возникла проблема с сушкой до ­ сок: на заводе в то время не бы­ ло сушилки. И ка(< плотники обо­ шли эту «заковыку» — сказать не могу. Но самые главные трудности, пожалуй, выпали на долю элек ­ троцеха. И заключались они в сле­ дующем: не было схем ка к осве­ тительной, так и силовой провод ­ ки; отсутствовали Пусковые со ­ противления; контроллеры не со ­ ответствовали старым проектным контроллерам. Мы обратились за помощью к воронежским трамвайщикам. Они прислали нам старые схемы, кото ­ рые никак не подходили к новому оборудованию. Пришлось стать к чертежной доске и создавать свои схемы. Но основная трудность возник ­ ла при изготовлении пусковых сопротивлений. Дело в том, что у нас не было никаких данных о фирменных сопротивлен и я х — главным образом о материале и омическом сопротивлении пуско ­ вых ступеней. Иеготовлять их при ­ шлось из полосового нихрома по ориентировочным расчетам. При ­ том только применяя способ экс ­ периментирования, ка к бы на- ощупь. Все это требовало много труда и времени, а сроки подходили к концу. Горисполком «нажимал» на дирекцию, а дирекция — на нас, исполнителей. Нас и «песочи­ ли» и «продраивали», дело дохо ­ дило до «зуботычин» — так тогда называли выговоры. Осенью 1948 года два — самых первых! — ярко выкрашенных мо ­ торных вагона липецкого трамвая стояли на железнодорожных пу ­ тях нашего завода. И х подцепили к паровозу и вывезЛи на трамвай ­ ные пути, ка к раз напротив ны ­ нешнего здания трамвайного депо. К этому времени был полностью построен электрифицированный трамвайный путь от кинотеатра «Октябрь» до- конечной остановки «ЛТ З». ■ Точно числ а ' и месяц а уж е не помню, но, к аж ется, в декабре ди­ рекция Л ипецкого трамвая при ­ гласила нас на сдачу в эксплуата ­ цию изготовленных нами трамвай ­ ных вагонов. При этом дирекция потребовала, чтобы я провел трамвай хотя бы одну остановку. Я отказывался, ссылась на то, что не имею прав на вождение, а трамвайщики не хотели брать на себя ответственность за возмож ­ ную аварию. В конце концов я решился сесть за контроллер. Правая рука у ме­ ня после ранения на фронте была еще очень слабая, пришлось вра­ щать рукоятку обеими руками. И вот трамвай вздрогнул. Я приба ­ вил еще одну ступень; вагон тро ­ нулся с места. Еще прибавил — скорость возросла. Вывел сопро­ тивление почти полностью и, за ­ быв о времени, пассажиры трам ­ вая, как на крыльях, пролетели от трамвайного депо до остановки « З аводоуправление НЛ М З» . Все! Липецкий трамвай выдержал испытание. А я столь неожидан ­ ным образом стал первым его во­ дителем. И сейчас, вспоминая это событие, чувствуешь себя причаст ­ ным к рождению одного из самых надежных видов транспорта в на ­ шем городе. В заключение хочется помянуть самым добрым словом Пантелея Александровича Минакова, ныне тяжело больного пенсионера, про ­ живающего на улице Матросова на третьем участке заводского жилого района. Это он, бывший старший, мастер электроцеха, вло­ жил много труда и умения, не считаюсь со временем, сделал все от него зависящее для пуска пер­ вого липецкого трамвая. Очевидно, в ремонтно-механи ­ ческом и ремонтно-строительном цехах есть в числе пенсионеров, а возможно, и еще работающих лю ­ ди, которые также участвовали в создании трамвая, помнят его пер­ вый пуск. Они тоже с полным правом заслуживают самых теп­ лых и благодарных слов за это. п . мя зин . ветеран Великой Отечественной войны и труда. коатлетические кроссы, посвящен­ ные знаменательным датам, смот­ ры спортивных достижений разно­ возрастных коллективов по месту жительства. С целью обеспечения единства и координации действий по рабо­ те со взрослым населением, моло ­ дежью, детьми и подростками соз­ дан координационный совет, кото ­ рый возглавляет секретарь парт ­ кома А. М. Авдеев. Он объединяет 7 секций: массово-политическую, физкультурно-массовую, охраны общественного порядка и некото ­ рые другие. В минувшем месяце коллегия Министерства п р о с в е щ е н и я РСФСР на своем заседании рас­ смотрела и одобрила опыт работы педагогических коллективов школ, дошкольных и внешкольных уч ­ реждений по использованию усло ­ вий микрорайона нашего завода для воспитания детей. Было отмечено, что усилиями дирекции, партийного и профсо­ юзного комитетов, всего трудового коллектива предприятия созданы необходимые условия для обуче­ ния, воспитания и всестороннего развития детей дошкольного воз­ раста. За большую работу по комму ­ нистическому воспитанию подрас­ тающего поколения Министерство просвещения РСФСР и республи­ канский комитет профсоюза работ­ ников просвещения, высшей шко ­ лы и научных учреждений награ ­ дили трудовой коллектив липец­ ких тракторостроителей Почетной грамотой. За большие успехи, достигнутые в деле коммунистического воспи­ тания учащихся и постановки учебно-воспитательной работы на ­ граждены значком «Отличник на ­ родного просвещения» первый сек ­ ретарь Левобережного райкома КПСС В. В. Голощапов, генераль­ ный директор производственного объединения Н. Г. Загорский, сек ­ ретарь парткома А. М. Авдеев, за ­ меститель секретаря комитета ВЛ КСМ завода Н. А. Деулина, секретарь' Л евобережного райко ­ ма КПСС А. В. Лебедева, препо­ даватель средней школы № 39 А. С. | Власова, заведующая на ­ чальной школой № 33 Г. Г. Барба- шина, директор Дома пионеров М. Т. Прокопкина, заведующая детским садом № 30 Т. М. Климо ­ ва, педагог-организатор комнаты школьника С. П. Слабухо и неко­ торые другие. Кроме того, группа работников предприятия за оказание шефской помощи школам и активную рабо­ ту по коммунистическому воспи­ танию подрастающего поколения награждена Почетными грамота ­ ми. В. Ю ДИ Н . В БРАТСКИХ С Т Р А Н А Х СОЦИАЛИЗМА Б олгария. Специалисты института сельскохозяйст­ венного машиностроения в городе Русе создали новый мотоблок (на снимке), пред­ назначенный для работы на небольших приусадебных участках. Он может быть укомплектован плугом, фре­ зой, косилкой. Фото БТА -ТАСС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz