Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
О д о б р е н о п ы т воспит а тельной р аб оты Н а э том снимке пи шгднте ветер а н а завода Ивана Ивановича Кузнецова. Много лет отдал он родному предприятию. Но и сейчас, получив право на заслуженный отдых по возрасту, Иван Иванович продолжает работать мастером хозслужбы тракторосборочного цеха, успешно выполняя возложенные обязанности. Фото В. Финогина. Н О В И Н Н И Т Е Х Н И К И Новые самоемазыпающнеся ма териалы созданы учеными Инсти тута механики металлополимер ных систем АН БССР. Использо вание их в узлах трения дает воз можность механизмам работать без смазки в глубоком вакууме, а та кже оставаться надежными в условиях вы со ких * температур. На несколько миллиграммов «погудела» капля бензина, ко то рая требуется для одного такта работы автомобильного двигателя. А за смену горючего экономится до четырнадцати процентов. Спе циалисты Фрунзенского политех нического института предложили СМАЗКА БЕЗ СМАЗКИ Применение зубчатых и цепных передач, подшипников и других деталей из самосмазывающихся материалов только на предприя тиях республиканской Госком- сельхозтехннки принесло годовой экономический эффект 600 тысяч рублей. корректор для карбюратора. Он автоматически регулирует состав рабочей смеси в зависимости от температуры воздуха. А установ ленная в приборе биметалличес кая пластина ограничивает излиш нюю подачу топлива в двигатель. В нашем заводском жилом рай оне созданы необходимые условия для обучения, воспитания и все стороннего развития детей до школьного и школьного возраста. Особое внимание уделяется рас ширению сети дошкольных учреж дений, потребность в которых на предприятии полностью удовле творяется. Школы микрорайона имеют хо рошую учебно-материальную базу. Они обеспечены техническими средствами обучения, наглядными пособиями. В них создан необхо димый книжный фонд, системати чески совершенствуется оснаще ние учебных кабинетов. В распоряжении детей—Дом пи онеров, детская музыкальная шко- ла, библиотеки, Дворец культуры, кинотеатр «Маяк». На базе спортивного комплекса завода открыта детско-юношеская спортивная школа. Для занятий физической культурой школьни кам предоставлены мини-стадио ны, футбольные и баскетбольные поля, теннисные столы, хоккейные площадки. Летом- дети отдыхают в загородном пионерском лагере «Звездный». Особ ая роль в создании атмос феры всеобщей заинтересованнос ти и ответственности родителей и трудового коллектива за обучение и воспитание детей, укреплении связи школы с жизнью принадле жит руководству предприятия,за водской общественности. Более 800 представителей общественнос ти являются руководителями раз нообразных детских объединений по интересам в школах и по мес ту жительства. По инициативе к о м и т е т а ВЛ КСМ завода организован ком сомольский педагогический отряд, в который входят около 200 мо лодых производственников пред приятия. Основное внимание -чле нов педагогического отряда на правлено на организацию краеве до-туристской работы, спортивных соревнований, художественной са модеятельности, индивидуальную работу с подростками. Выполняя решения X XV I съезда КПСС и постановление Ц К КПСС «О дальнейшем улучшении идео логической, политике - воспита тельной работы», педагогические коллективы шкал и внешкольных учреждений совместно с общест венными организациями завода много делают для улучшения идейной направленности всей вос питательной работы в микрорайо не, подготовки подрастающего по коления к труду, формирования у него активной жизненной позиции. Большое место в политико-вос питательной работе занимает еди ный политдень, который организу ется один раз в месяц во всех школах, внешкольных учреждени ях, трудовых коллективах заво да. В практике работы школ уста, новлено проведение еженедельных политинформаций с участием ро дителей и шефов из цехов и отде лов предприятия. * Тракторостроители оказывают постоянную помощь педагогичес-- ким коллективам школ в разъяс нении и пропаганде материалов X XV I съезда КПСС. В школах оформлены такие стенды, как «Наш микрорайон от съезда к съезду», «Трудовые будни 11-й пятилетки», «Один день трактор ного завода», «Интернациональ ные связи завода». Большой вклад в идейно-поли тическое воспитание школьников вносит заводской музей, в лектор скую группу которого, наряду со взрослыми, входят и школьники. Фонд музея постоянно пополняет ся, в том числе и за счет поиско вой работы, 'которую ведут пио неры и комсомольцы школ. Много новых интересных страниц откры ли они в биографиях тружеников завода, своих родителей, осущест вляя операции «Летопись Великой Отечественной», посвященные X IX съезду ВЛ КСМ и 60-летию Все союзной пионерской организации имени В. И. Ленина. У нас в заводском жилом райо не сложилась четкая система тр у дового воспитания и профессио нальной ориентации школьников. С этой целью в школах микрорай она оборудованы учебно-произ водственные мастерские, кабине ты труда для учащихся начальных классов. Учащиеся старших клас сов проходят профессиональную подготовку в техническом учили ще № 13, а также в межшкольных производственных мастер с к и х предприятия. Традиционными стали встречи учащихся школ и ГПТУ № 13 с передовиками производства, вете ранами партии и комсомола, уча стниками Великой Отечественной войны и труда. Накоплен у нас большой опыт в деле физического воспитания де тей. Постоянно проводятся спор тивные праздники, лыжные и лег- К А П Л Я С Э К О Н О М И Л А Л И Т Р ОТКЛИК НА НАШУ ПУБЛИКАЦИЮ [ ] Я М Я Т Н 0 6 событие Недавно с интересом прочитал в «Кировце» воспоминания вете рана завода В. Жилкина о пер вом трамвае. И мне, ка к активно му участнику пуска липецкого трамвая, хотелось бы сегодня кое- что уточнить и дополнить к ска занному В. Жилкиным. Действительно, в 1946 году по рельсам ходил мотовоз, выполняв ший функции трамвая. А первый настоящий липецкий трамвай по явился в 1948 году. Помнится, в конце 1947 или на чале 1948 года на наш завод при везли два совершенно непригод ных к эксплуатации трамвайных вагона устаревшей конструкции даже по тем временам. Откуда, точно сказать не берусь, но всего вероятнее списанные из Воронеж ского трамвайного парка. Это бы ли совершенно Голые проржавев шие металлические каркасы: ни полов, ни стен, ни крыш на них не было. Из энергооборудования мо талось несколько оборванных кон цов осветительной проводки. Х о довая- же часть требовала боль шого восстановительного ремонта. Возрождение этих вагонов бы ло поручено трем цехам нашего за вода —- ремонтно-механическому, электроремонтному и ремонтно- строительному. Бригаду ремонтно механического цеха возглавил опытный старший мастер Дмитрий Михайлович Чечнев, ныне покой ный. А от электроремонтного от ветственность возложили на меня, ка к бывшего тогда начальником цеха. Вот в таком составе мы и при ступили к работе. И с первых же' шагов возникли трудности. Так, в ремонтно-механическом цехе н у ж но было проточить бандажи ко лесных пар. А это оказалось не так просто — обточку предстояло выполнить по сложной кривой, при этом диаметр колес должен быть предельно одинаков, иначе колесная пара будет вращаться на рельсах с большим трением. Сде лать это удалось только с по мощью специалистов железнодо рожного цеха. В ремонтно-строительном цехе возникла проблема с сушкой до сок: на заводе в то время не бы ло сушилки. И ка(< плотники обо шли эту «заковыку» — сказать не могу. Но самые главные трудности, пожалуй, выпали на долю элек троцеха. И заключались они в сле дующем: не было схем ка к осве тительной, так и силовой провод ки; отсутствовали Пусковые со противления; контроллеры не со ответствовали старым проектным контроллерам. Мы обратились за помощью к воронежским трамвайщикам. Они прислали нам старые схемы, кото рые никак не подходили к новому оборудованию. Пришлось стать к чертежной доске и создавать свои схемы. Но основная трудность возник ла при изготовлении пусковых сопротивлений. Дело в том, что у нас не было никаких данных о фирменных сопротивлен и я х — главным образом о материале и омическом сопротивлении пуско вых ступеней. Иеготовлять их при шлось из полосового нихрома по ориентировочным расчетам. При том только применяя способ экс периментирования, ка к бы на- ощупь. Все это требовало много труда и времени, а сроки подходили к концу. Горисполком «нажимал» на дирекцию, а дирекция — на нас, исполнителей. Нас и «песочи ли» и «продраивали», дело дохо дило до «зуботычин» — так тогда называли выговоры. Осенью 1948 года два — самых первых! — ярко выкрашенных мо торных вагона липецкого трамвая стояли на железнодорожных пу тях нашего завода. И х подцепили к паровозу и вывезЛи на трамвай ные пути, ка к раз напротив ны нешнего здания трамвайного депо. К этому времени был полностью построен электрифицированный трамвайный путь от кинотеатра «Октябрь» до- конечной остановки «ЛТ З». ■ Точно числ а ' и месяц а уж е не помню, но, к аж ется, в декабре ди рекция Л ипецкого трамвая при гласила нас на сдачу в эксплуата цию изготовленных нами трамвай ных вагонов. При этом дирекция потребовала, чтобы я провел трамвай хотя бы одну остановку. Я отказывался, ссылась на то, что не имею прав на вождение, а трамвайщики не хотели брать на себя ответственность за возмож ную аварию. В конце концов я решился сесть за контроллер. Правая рука у ме ня после ранения на фронте была еще очень слабая, пришлось вра щать рукоятку обеими руками. И вот трамвай вздрогнул. Я приба вил еще одну ступень; вагон тро нулся с места. Еще прибавил — скорость возросла. Вывел сопро тивление почти полностью и, за быв о времени, пассажиры трам вая, как на крыльях, пролетели от трамвайного депо до остановки « З аводоуправление НЛ М З» . Все! Липецкий трамвай выдержал испытание. А я столь неожидан ным образом стал первым его во дителем. И сейчас, вспоминая это событие, чувствуешь себя причаст ным к рождению одного из самых надежных видов транспорта в на шем городе. В заключение хочется помянуть самым добрым словом Пантелея Александровича Минакова, ныне тяжело больного пенсионера, про живающего на улице Матросова на третьем участке заводского жилого района. Это он, бывший старший, мастер электроцеха, вло жил много труда и умения, не считаюсь со временем, сделал все от него зависящее для пуска пер вого липецкого трамвая. Очевидно, в ремонтно-механи ческом и ремонтно-строительном цехах есть в числе пенсионеров, а возможно, и еще работающих лю ди, которые также участвовали в создании трамвая, помнят его пер вый пуск. Они тоже с полным правом заслуживают самых теп лых и благодарных слов за это. п . мя зин . ветеран Великой Отечественной войны и труда. коатлетические кроссы, посвящен ные знаменательным датам, смот ры спортивных достижений разно возрастных коллективов по месту жительства. С целью обеспечения единства и координации действий по рабо те со взрослым населением, моло дежью, детьми и подростками соз дан координационный совет, кото рый возглавляет секретарь парт кома А. М. Авдеев. Он объединяет 7 секций: массово-политическую, физкультурно-массовую, охраны общественного порядка и некото рые другие. В минувшем месяце коллегия Министерства п р о с в е щ е н и я РСФСР на своем заседании рас смотрела и одобрила опыт работы педагогических коллективов школ, дошкольных и внешкольных уч реждений по использованию усло вий микрорайона нашего завода для воспитания детей. Было отмечено, что усилиями дирекции, партийного и профсо юзного комитетов, всего трудового коллектива предприятия созданы необходимые условия для обуче ния, воспитания и всестороннего развития детей дошкольного воз раста. За большую работу по комму нистическому воспитанию подрас тающего поколения Министерство просвещения РСФСР и республи канский комитет профсоюза работ ников просвещения, высшей шко лы и научных учреждений награ дили трудовой коллектив липец ких тракторостроителей Почетной грамотой. За большие успехи, достигнутые в деле коммунистического воспи тания учащихся и постановки учебно-воспитательной работы на граждены значком «Отличник на родного просвещения» первый сек ретарь Левобережного райкома КПСС В. В. Голощапов, генераль ный директор производственного объединения Н. Г. Загорский, сек ретарь парткома А. М. Авдеев, за меститель секретаря комитета ВЛ КСМ завода Н. А. Деулина, секретарь' Л евобережного райко ма КПСС А. В. Лебедева, препо даватель средней школы № 39 А. С. | Власова, заведующая на чальной школой № 33 Г. Г. Барба- шина, директор Дома пионеров М. Т. Прокопкина, заведующая детским садом № 30 Т. М. Климо ва, педагог-организатор комнаты школьника С. П. Слабухо и неко торые другие. Кроме того, группа работников предприятия за оказание шефской помощи школам и активную рабо ту по коммунистическому воспи танию подрастающего поколения награждена Почетными грамота ми. В. Ю ДИ Н . В БРАТСКИХ С Т Р А Н А Х СОЦИАЛИЗМА Б олгария. Специалисты института сельскохозяйст венного машиностроения в городе Русе создали новый мотоблок (на снимке), пред назначенный для работы на небольших приусадебных участках. Он может быть укомплектован плугом, фре зой, косилкой. Фото БТА -ТАСС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz