Кировец. 1982 г. (г. Липецк)
Ш » ! Х 0 1 К М М И Р А , П Р О Ч Н О Г О М И Р А Э Т О - ^ У Н Д А М Ш Т А Л Ь Н А Я О С Н О В А Н А Ш Е Й В Н Е Ш Н Е Й П О Л И Т И К И [ Ш О Р Ш Ш Ш Р 8 Й К А Д Ш Ш Ъ О Ш П , *>****■* 4**»яая «а«ЧЙ&1* - «««« С$&28* х т* т«юк'ъжупъ д*»ушв** «Мы хотим мира, прочного мира. Эго — фун даментальная основа Нсашей внешней политики». Эти слова Леонида Ильича Брежнева начерта ны на плакате «Программа мира в действии», созданном московским художником 0. Масляко вым. Произведение, образно раскрывающее суть миролюбивой внешней политики КПСС и Совет ского государства, удостоено первой премии на Международном конкурсе «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». Благородный девиз конкурса привлек широкое внимание прогрессивных мастеров, многих ху- дожников-любителей. Почти из 50 стран посту пило в Москву более 3,5 тысячи работ. Вое произведения объединены общей мыслью — языком искусства отразить стремление наро дов к миру и разрядке международной напряжен ности, разоблачить американский империализм, стремящийся ввергнуть планету в пучину ядер- ной катастрофы. Лучшие плакаты будут выпущены массовым тиражом. На снимке слева: репродукция плаката «Про грамма мира в действии» — 1 премия, автор — O. Масляков (СССР). На снимке справа: репродукция плаката «Мир — дело всех и каждого» — 1 премия, автор — P. Соха (ПНР). Фотохроника ТАСС. ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯЦ Заболел учитель пения. И вот я, начинающая вбжатая в пушис том свитере с кисточками красно го галстука под шеей, захожу к шумным пятиклассникам, а поку да они разглядывают меня, тихо говорю: — А сейчас, ребята, мы будем с вами петь... И неожиданно для себя и, на верное, для них запеваю: «Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше. Только утро за алеет у ворот...». Сквозь слегка пораженную сиюминутную тишину класса про резывается мой несмелый, чуть- чуть дрожащий, совсем не певчес кий голос, который так легко можно было погасить вспышкой смеха или даже скрипом парты. Как долго-долго кажется мне, что я пою одна! Хотя... уже со вто рой строчки я вдруг радостно По нимаю, слышу, что дети подтяги вают мне, пока еще тоже негром ко, как бы выручая, но чтобы и не перебить. А потом все лучше и лучше, с каким-то звонким озор ством и сердечностью. Мы словно благодарим друг друга за довер чивость, за эту песню, за напол ненный радостью класс. ...Скосив глаза, я вижу, как настырно приклеивается к откры той форточке умная синичка и подсвистывает подружек. И они летят к ней, летят одна, другая— Синицы или звонок? Ах да, и то, и другое! Валентина КУПАВЫХ. Алла ТУМЛРОВСНЛЯ Ж Е Н Щ И Н Е Если ж енщ ине скажут, что нравится, И сказавший при этом вздохнет, Пусть собою она не красавица, П О д С н П одснежнику не дтрашен Ни ветер, ни моро з . Он прямо из -под снега Высовывает нос. Глазами голубыми Глядит, он не моргнет. ПЕРВОЕ Хотя снежинки кружатся . Ка к мухи за о кном , Хотя покрылись лужицы П розрачным , чистым льдом , — А мне сегодня весело, Не знаю, что со миой1 Все равно на глазах расцветет. Ка к девчонка она заалеется, Позабыв в этот ми г про года. Будет снова и снова надеяться, Что еще для любви молода. Е Ж Н И К Весну из дальних странствий Цветок п о д снеж н и к ждед. Он первый ее встретит, Пусть д о ж д и к или снег . Весна зато недаром С ним др уж и т больше всех. МАРТА Мне показалось , в воздухе Запахло вдру г весной. На календарь я глянула И вижу со стены: Задорно улыбается Мне первый день весны. ГУУУ УУ УУУ УУ УУУ УУУ УУ УУУ УУ УУУ УУУ УУ УУУ ГУ У У У УУУ УУУ УУ У ,У 'УУУУУГУ У УУ, -УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ 'УУУУУУУУУУУУ '^ УУ - УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ> П е р в ы й т р а м в а й ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА З АВОДА Тракторозаводской жилой район создавался и рос на моих глазах. Вслед за рождением соцгородка па втором участке стали появлять ся новые улицы и целые жилые кварталы. ’ За развернувшимся здесь частным строительством на чалась большая стройка также на третьем и четвертом участках. Ра бочим выделялись приусадебные участки. Всюду слышался .шум, стук топоров, визг пил. Каждый индивидуальный за стройщик строился по-своему. Од ни рассчитывали на получаемую зарплату, другие брали ссуду и эти деньги экономно расходовали. Одни на своих участках ставили готовые срубы, другие из бревен рубили их на месте. Третьи вы кладывали коробки из силикатно го или красного кирпича, а боль шинство лили свои домики нз шлакового раствора, приготовляе мого тут же. Многие сначала отстраивали времянки для жилья. А некоторые по-быстрому возводили под кры шу целые дома, отстраивали в них по комнатке, переходили сюда жить и продолжали строительст во. На месте бывшей грунтовой до роги, тянувшейся от центральной проходной завода в сторону ста ринного пруда, появилась прямая, как струна, асфальтированная ма гистраль. Здесь родилась улица Ильича. На нечетной ее стороне в рядок стояли двухэтажные до мики, заводской клуб, на месте которого ныне возведем, кинотеатр «Маяк», а на четной — строились многоквартирные жилые дома и помещения под бытовые учрежде ния. Через жилой квартал от завода улицу Ильича пересекла улица 3-го Сентября, соединившая вто рой участок с соцгородом. На ней была построена поселковая баня с парной, ванными, душевыми и общими моечными отделениями. Потом на четной стороне улицы Ильича, ближе к третьему участ ку, появились коттеджи. Здесь разместились руководители и главные специалисты завода. В одном из таких коттеджей посе лился директор Василий Яковле вич Клименков. Позже здесь же, в редком ле сочке, выросло здание школы №25, а рядом с ней- —■. массив ный кирпичный забор стадиона, превративш'егося ныне в большой спортивный комплекс спортклуба «Пламя» — прекрасное место для отдыха тракторостроителей. С развернувшимся большим строительством тракторного заво да остро дал о себе знать вопрос о транспорте. Ведь большинство работающих проживали в старом городе и в районе Новолипецка. Автопарк был малочисленный. Он не справлялся с доставкой рабо чих на завод и перевозкой их об ратно. Вот тогда-то и заговорили о липецком трамвае. На строи тельство его отпустили средства. Были начаты работы, но продви гались они медленно. Первый отрезок трамвайного пути от спиртзавода до тогдашней конторы НЛМЗ был проложен в 1946 году. Пустили трамвай. Из- за отсутствия силовой электропе редачи он буксировался старень ким мотовозом, восстановленным сборщиками тракторного завода. Трамвай не доходил до трактор ного на три километра, хоть и'был нужен, как воздух. Городские власти приняли ре шение прокладывать трамвайный путь силами горожан. Нача лись массовые субботники и вос кресники. Рабочие тракторного за вода перешли на скользящий гра фик. Каждому цеху был"выделен участок работ. Люди гуртом де лали насыпь, укладывали рельсы и шпалы, ставили столбы, наве шивали провода. Большинство работ выполня лось вручную, поэтому прокладка линии заняла продолжительное время. Наконец, одноколейный трамвайный путь С четырьмя разъ ездами был проложен от города до тракторного. Пустили трам вайные составы из двух старень ких вагончиков с фигурными ре шетками вместо дверей. Центральную заводскую про ходную со второго участка при- шлоеь перенести*на соцгород. В 1957 году силами трактороза водцев проложили трамвайную линию до третьего участка. Ос новная масса рабочих шла на смены теперь через новую про ходную. Но была она неблаго-' устроенной, с малой пропускной способностью. Спустя годы, иду однажды ут ром на работу, вижуг у проход ной настоящее столпотворение. Повалены стоявшие здесь сосны- великаны. В заводском заборе ог ромный пролом, в нем копошатся люди. Тут же слышались различные толки: — Клименков еще что-то заду мал... — Видно, проходную решил от грохать. — Давно пора вместо дыры в заборе сделать что-либо разумное. А идя со смены, я уже видел длинное сооружение, стены кото рого зияли сквозными дверными проемами. По центру этого соору жения стояли большие металли ческие ворота, поверх которых еще что-то надстраивалось. Через, два-три дня была отстро ена шикарная проходная, строи тельный мусор убран и на асфаль. тированной площади перед вхо дом в завод стоял памятник В. И. Ленину, который до этого нахо дился на территории предприятия. Трамвайный путь от спиртзаво да до города проходил по старой насыпной дамбе, через реку Во ронеж. Дамба каждую весну за топлялась паводком. В это время трамваи с тракторного ходили только до кольца «Спиртзавод». Проживающие в городе рабочие переправлялись на баркасах, кур сировавших между правым и ле вым берегами небезопасной в та кое время реки. И люди ждали, когда же построят через нее мост, разговор о котором шел уже несколько лет. Помнится, по это му поводу даже по радио было выступление знаменитых артистов Ю. Тимошенко и Е. Березина — Тарапуньки и Штепселя. — Какая у нас,самая широкая река? — спрашивал первый. — Волга... Днепр... Лена... — перечислял второй. Но тут же по лучал отрицательный ответ: — Не угадал! Затем — голос первого: — Да это же Воронеж! Через эту реку в городе Липецке нес колько лет строится мост, и кон ца этому не видно. Время шло. И-, наконец, в райо не спиртзавода через реку Воро неж пролег прекрасный мостовой переход. По нему проложили двухколейный трамвайный путь от кинотеатра «Октябрь» до трак торного. Вместо скрипучих допо топных трамваев появились новые комфортабельные вагончики. Параллельно трамвайным лини ям проложили асфальтированную магистраль, по которой пошли маршрутные автобусы. Сообщение между городом и тракторным за водом стало нормальным. Зато у трамвайного кольца «Тракторный завод» в часы «пик» возникал на стоящий людской поток, устрем лявшийся через дорожную ма гистраль, по которой интенсивно двигайся автотранспорт. А люди должны были пересекать ее в обоих направлениях — на завод и с завода. Это было небезопасно. Василий Яковлевич Клименков, чтобы оградить рабочих от воз можных несчастных случаев, ре шил построить подземный пере ход. Под свою ответственность он добился приостановки трамвайно го движения, бросил на строитель ство много техники и рабочей си лы. На третьи сутки переход был готов. Этот подземный переход был первым в Липецке. Лишь спустя некоторое время такие переходы стали появляться и в других мес тах нашего города. В. Ж ИЛ КИН , бывший рабочий эксперимен тального цеха, ветеран труда, Анатолий ФИСЕН!{ 0 Р о м а н с Я ухож у не навсегда — • И нет верней тому поруки , Ведь для то г о нужны разлуки. Чтоб встречи были иногда. Я у хож у не навсегда, Ведь сердцу возвращая муки . Твои глаза, улыбка, р у ки Не сгинут в прошлом без следа. Я у хож у не навсегда — И клятва не пустые звуки . Все дни печали и разлуки Уйдут, ка к вешняя вода. „Снежный человек" В городах неоновые смерчи Пляшут дни и ночи напролет , А в горах искрящ иеся свечи Зажигает первобытный лед. Вдалеке от буднично го быта. Где по корны газ, вода и свет. Д ревний человек палеолита Заблудился в лабиринте лет. Он бредет по снежным Гималаям В стороне от населенных мест— Там встречали кри кам и и лаем. Г улко улюлю кавш им окрест . Там опасны взрослые и дети, Там в долине притаилась смерть — И уходит о с торож ны й йети В снеж н ую ту г ую кру говер ть . Закаленный на мо р о зе лютом . Небожитель гор и ледников , Он шагает к современным людям Длинными ступенями веков. Б е с с И ’н н и ц а Когда нам забыться не просто От будничных дел и обид , Поднимемся мысленно к звездам — И пусть человечество спит. - За кружится рядом планета, Под нас облаками стеля, И все, чем грустил до рассвета, Прольется д ож д ем на поля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz