Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Кировец. 1982 г. (г. Липецк)

Ш » ! Х 0 1 К М М И Р А , П Р О Ч Н О Г О М И Р А Э Т О - ^ У Н Д А М Ш Т А Л Ь Н А Я О С Н О В А Н А Ш Е Й В Н Е Ш Н Е Й П О Л И Т И К И [ Ш О Р Ш Ш Ш Р 8 Й К А Д Ш Ш Ъ О Ш П , *>****■* 4**»яая «а«ЧЙ&1* - «««« С$&28* х т* т«юк'ъжупъ д*»ушв** «Мы хотим мира, прочного мира. Эго — фун­ даментальная основа Нсашей внешней политики». Эти слова Леонида Ильича Брежнева начерта­ ны на плакате «Программа мира в действии», созданном московским художником 0. Масляко­ вым. Произведение, образно раскрывающее суть миролюбивой внешней политики КПСС и Совет­ ского государства, удостоено первой премии на Международном конкурсе «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». Благородный девиз конкурса привлек широкое внимание прогрессивных мастеров, многих ху- дожников-любителей. Почти из 50 стран посту­ пило в Москву более 3,5 тысячи работ. Вое произведения объединены общей мыслью — языком искусства отразить стремление наро­ дов к миру и разрядке международной напряжен­ ности, разоблачить американский империализм, стремящийся ввергнуть планету в пучину ядер- ной катастрофы. Лучшие плакаты будут выпущены массовым тиражом. На снимке слева: репродукция плаката «Про­ грамма мира в действии» — 1 премия, автор — O. Масляков (СССР). На снимке справа: репродукция плаката «Мир — дело всех и каждого» — 1 премия, автор — P. Соха (ПНР). Фотохроника ТАСС. ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯЦ Заболел учитель пения. И вот я, начинающая вбжатая в пушис­ том свитере с кисточками красно­ го галстука под шеей, захожу к шумным пятиклассникам, а поку ­ да они разглядывают меня, тихо говорю: — А сейчас, ребята, мы будем с вами петь... И неожиданно для себя и, на­ верное, для них запеваю: «Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше. Только утро за­ алеет у ворот...». Сквозь слегка пораженную сиюминутную тишину класса про­ резывается мой несмелый, чуть- чуть дрожащий, совсем не певчес­ кий голос, который так легко можно было погасить вспышкой смеха или даже скрипом парты. Как долго-долго кажется мне, что я пою одна! Хотя... уже со вто­ рой строчки я вдруг радостно По­ нимаю, слышу, что дети подтяги­ вают мне, пока еще тоже негром­ ко, как бы выручая, но чтобы и не перебить. А потом все лучше и лучше, с каким-то звонким озор­ ством и сердечностью. Мы словно благодарим друг друга за довер­ чивость, за эту песню, за напол­ ненный радостью класс. ...Скосив глаза, я вижу, как настырно приклеивается к откры­ той форточке умная синичка и подсвистывает подружек. И они летят к ней, летят одна, другая— Синицы или звонок? Ах да, и то, и другое! Валентина КУПАВЫХ. Алла ТУМЛРОВСНЛЯ Ж Е Н Щ И Н Е Если ж енщ ине скажут, что нравится, И сказавший при этом вздохнет, Пусть собою она не красавица, П О д С н П одснежнику не дтрашен Ни ветер, ни моро з . Он прямо из -под снега Высовывает нос. Глазами голубыми Глядит, он не моргнет. ПЕРВОЕ Хотя снежинки кружатся . Ка к мухи за о кном , Хотя покрылись лужицы П розрачным , чистым льдом , — А мне сегодня весело, Не знаю, что со миой1 Все равно на глазах расцветет. Ка к девчонка она заалеется, Позабыв в этот ми г про года. Будет снова и снова надеяться, Что еще для любви молода. Е Ж Н И К Весну из дальних странствий Цветок п о д снеж н и к ждед. Он первый ее встретит, Пусть д о ж д и к или снег . Весна зато недаром С ним др уж и т больше всех. МАРТА Мне показалось , в воздухе Запахло вдру г весной. На календарь я глянула И вижу со стены: Задорно улыбается Мне первый день весны. ГУУУ УУ УУУ УУ УУУ УУУ УУ УУУ УУ УУУ УУУ УУ УУУ ГУ У У У УУУ УУУ УУ У ,У 'УУУУУГУ У УУ, -УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ 'УУУУУУУУУУУУ '^ УУ - УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ> П е р в ы й т р а м в а й ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА З АВОДА Тракторозаводской жилой район создавался и рос на моих глазах. Вслед за рождением соцгородка па втором участке стали появлять­ ся новые улицы и целые жилые кварталы. ’ За развернувшимся здесь частным строительством на­ чалась большая стройка также на третьем и четвертом участках. Ра­ бочим выделялись приусадебные участки. Всюду слышался .шум, стук топоров, визг пил. Каждый индивидуальный за­ стройщик строился по-своему. Од­ ни рассчитывали на получаемую зарплату, другие брали ссуду и эти деньги экономно расходовали. Одни на своих участках ставили готовые срубы, другие из бревен рубили их на месте. Третьи вы­ кладывали коробки из силикатно­ го или красного кирпича, а боль­ шинство лили свои домики нз шлакового раствора, приготовляе­ мого тут же. Многие сначала отстраивали времянки для жилья. А некоторые по-быстрому возводили под кры­ шу целые дома, отстраивали в них по комнатке, переходили сюда жить и продолжали строительст­ во. На месте бывшей грунтовой до­ роги, тянувшейся от центральной проходной завода в сторону ста­ ринного пруда, появилась прямая, как струна, асфальтированная ма­ гистраль. Здесь родилась улица Ильича. На нечетной ее стороне в рядок стояли двухэтажные до­ мики, заводской клуб, на месте которого ныне возведем, кинотеатр «Маяк», а на четной — строились многоквартирные жилые дома и помещения под бытовые учрежде­ ния. Через жилой квартал от завода улицу Ильича пересекла улица 3-го Сентября, соединившая вто­ рой участок с соцгородом. На ней была построена поселковая баня с парной, ванными, душевыми и общими моечными отделениями. Потом на четной стороне улицы Ильича, ближе к третьему участ­ ку, появились коттеджи. Здесь разместились руководители и главные специалисты завода. В одном из таких коттеджей посе­ лился директор Василий Яковле­ вич Клименков. Позже здесь же, в редком ле­ сочке, выросло здание школы №25, а рядом с ней- —■. массив­ ный кирпичный забор стадиона, превративш'егося ныне в большой спортивный комплекс спортклуба «Пламя» — прекрасное место для отдыха тракторостроителей. С развернувшимся большим строительством тракторного заво­ да остро дал о себе знать вопрос о транспорте. Ведь большинство работающих проживали в старом городе и в районе Новолипецка. Автопарк был малочисленный. Он не справлялся с доставкой рабо­ чих на завод и перевозкой их об­ ратно. Вот тогда-то и заговорили о липецком трамвае. На строи­ тельство его отпустили средства. Были начаты работы, но продви­ гались они медленно. Первый отрезок трамвайного пути от спиртзавода до тогдашней конторы НЛМЗ был проложен в 1946 году. Пустили трамвай. Из- за отсутствия силовой электропе­ редачи он буксировался старень­ ким мотовозом, восстановленным сборщиками тракторного завода. Трамвай не доходил до трактор­ ного на три километра, хоть и'был нужен, как воздух. Городские власти приняли ре­ шение прокладывать трамвайный путь силами горожан. Нача­ лись массовые субботники и вос­ кресники. Рабочие тракторного за­ вода перешли на скользящий гра­ фик. Каждому цеху был"выделен участок работ. Люди гуртом де­ лали насыпь, укладывали рельсы и шпалы, ставили столбы, наве­ шивали провода. Большинство работ выполня­ лось вручную, поэтому прокладка линии заняла продолжительное время. Наконец, одноколейный трамвайный путь С четырьмя разъ­ ездами был проложен от города до тракторного. Пустили трам­ вайные составы из двух старень­ ких вагончиков с фигурными ре­ шетками вместо дверей. Центральную заводскую про­ ходную со второго участка при- шлоеь перенести*на соцгород. В 1957 году силами трактороза­ водцев проложили трамвайную линию до третьего участка. Ос­ новная масса рабочих шла на смены теперь через новую про­ ходную. Но была она неблаго-' устроенной, с малой пропускной способностью. Спустя годы, иду однажды ут ­ ром на работу, вижуг у проход­ ной настоящее столпотворение. Повалены стоявшие здесь сосны- великаны. В заводском заборе ог ­ ромный пролом, в нем копошатся люди. Тут же слышались различные толки: — Клименков еще что-то заду­ мал... — Видно, проходную решил от­ грохать. — Давно пора вместо дыры в заборе сделать что-либо разумное. А идя со смены, я уже видел длинное сооружение, стены кото­ рого зияли сквозными дверными проемами. По центру этого соору­ жения стояли большие металли­ ческие ворота, поверх которых еще что-то надстраивалось. Через, два-три дня была отстро­ ена шикарная проходная, строи­ тельный мусор убран и на асфаль. тированной площади перед вхо­ дом в завод стоял памятник В. И. Ленину, который до этого нахо­ дился на территории предприятия. Трамвайный путь от спиртзаво­ да до города проходил по старой насыпной дамбе, через реку Во­ ронеж. Дамба каждую весну за­ топлялась паводком. В это время трамваи с тракторного ходили только до кольца «Спиртзавод». Проживающие в городе рабочие переправлялись на баркасах, кур ­ сировавших между правым и ле­ вым берегами небезопасной в та­ кое время реки. И люди ждали, когда же построят через нее мост, разговор о котором шел уже несколько лет. Помнится, по это­ му поводу даже по радио было выступление знаменитых артистов Ю. Тимошенко и Е. Березина — Тарапуньки и Штепселя. — Какая у нас,самая широкая река? — спрашивал первый. — Волга... Днепр... Лена... — перечислял второй. Но тут же по­ лучал отрицательный ответ: — Не угадал! Затем — голос первого: — Да это же Воронеж! Через эту реку в городе Липецке нес­ колько лет строится мост, и кон ­ ца этому не видно. Время шло. И-, наконец, в райо­ не спиртзавода через реку Воро­ неж пролег прекрасный мостовой переход. По нему проложили двухколейный трамвайный путь от кинотеатра «Октябрь» до трак ­ торного. Вместо скрипучих допо­ топных трамваев появились новые комфортабельные вагончики. Параллельно трамвайным лини­ ям проложили асфальтированную магистраль, по которой пошли маршрутные автобусы. Сообщение между городом и тракторным за­ водом стало нормальным. Зато у трамвайного кольца «Тракторный завод» в часы «пик» возникал на­ стоящий людской поток, устрем­ лявшийся через дорожную ма­ гистраль, по которой интенсивно двигайся автотранспорт. А люди должны были пересекать ее в обоих направлениях — на завод и с завода. Это было небезопасно. Василий Яковлевич Клименков, чтобы оградить рабочих от воз­ можных несчастных случаев, ре­ шил построить подземный пере­ ход. Под свою ответственность он добился приостановки трамвайно го движения, бросил на строитель­ ство много техники и рабочей си лы. На третьи сутки переход был готов. Этот подземный переход был первым в Липецке. Лишь спустя некоторое время такие переходы стали появляться и в других мес­ тах нашего города. В. Ж ИЛ КИН , бывший рабочий эксперимен­ тального цеха, ветеран труда, Анатолий ФИСЕН!{ 0 Р о м а н с Я ухож у не навсегда — • И нет верней тому поруки , Ведь для то г о нужны разлуки. Чтоб встречи были иногда. Я у хож у не навсегда, Ведь сердцу возвращая муки . Твои глаза, улыбка, р у ки Не сгинут в прошлом без следа. Я у хож у не навсегда — И клятва не пустые звуки . Все дни печали и разлуки Уйдут, ка к вешняя вода. „Снежный человек" В городах неоновые смерчи Пляшут дни и ночи напролет , А в горах искрящ иеся свечи Зажигает первобытный лед. Вдалеке от буднично го быта. Где по корны газ, вода и свет. Д ревний человек палеолита Заблудился в лабиринте лет. Он бредет по снежным Гималаям В стороне от населенных мест— Там встречали кри кам и и лаем. Г улко улюлю кавш им окрест . Там опасны взрослые и дети, Там в долине притаилась смерть — И уходит о с торож ны й йети В снеж н ую ту г ую кру говер ть . Закаленный на мо р о зе лютом . Небожитель гор и ледников , Он шагает к современным людям Длинными ступенями веков. Б е с с И ’н н и ц а Когда нам забыться не просто От будничных дел и обид , Поднимемся мысленно к звездам — И пусть человечество спит. - За кружится рядом планета, Под нас облаками стеля, И все, чем грустил до рассвета, Прольется д ож д ем на поля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz