Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

о т ПЕРВОГО - ДО МИЛЛИОННОГО ЗАВОД РОС НА ГЛАЗА Х ЩЩ ' Ш 1 1 ^ 1 П ОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ ПРОПА ГАНДИСТАМ П р е з и д и у м В е р хо в н о г о Со- вета РСФСР У ка з о м от 5 фев ­ раля 1981 года р а сп ро с тр а ни л на п р о па г а н д и с то в системы м а р к с и с т с к о -л е н и н с к о г о о б р а ­ зования , р а б о тн и ко в д ом о в и каб и не то в п о л и ти ч е с ко г о п р о ­ свещ е н ия пар тийны х к о м и т е ­ тов д ей с твие У ка за П р е з и д и ­ ум а В е р х о в н о г о Совета РСФСР Ш 26 м ая 1964 года «О б уста- |лении п о ч е тн о г о звания за- ж е н н о г о р а б о тни ка куль ту - ■ры РСФСР». В ф еврале 1944 года на звод е п р о ход ила первая ко нф е р е н ц и я ко м с о м о л ь с ко -м о .л о д еж ны х ф р о н ­ товы х б р и г а д . Газета « К ир о вец» оп уб ли ко в ала о ней отчет, вы ступ ­ ления м ол о ды х б р и г а д и р о в и их ф о то граф ии . «М н ож и ть и ра спро с тр а ня ть опы т стахановцев во е н н о г о вр е ­ м ени» — п о д та ким о бщ и м за г о ­ л о в ко м в газете ра сска зы вало сь об успехах м ол о ды х б р и г а д и р о в , в числе к о т о р ы х был и Василий М атвеевич Д о л г о в , ныне старш ий м ас тер в то р о г о м е х а н и ч е с ко г о уч астка р е м о н т н о -м е х а н и ч е с ко г о цеха. Со стр а ницы газеты см о три т на нас совсем м о л о д о й п а р ен е к . В своем выступлении он сказал тог­ да: «На заводе у ж е не ра з г о в о р и ­ ли о хо р ош е й ф р о н то в ой б р и г а д е Василия Иванищева . Нас ревность взяла, не уж е ли наша б р и гад а ху ­ же? И вот мы с коло тили свой кр е п к и й колле кти в , а м еня и зб р а ­ ли б р и г а д и р ом . Нам дове р или ценны е станки , на ко то р ы х мы и з г о то вля ем детали и п р и с п о с о б ­ ления для завода . Растут наши ребята — то ка р и - ка р у с е л ьщ и ки . Работу то л ь ко да ­ вай. И вот вы полн яем план на 200 п роцен тов» . Сейчас , вспом иная те уж е очень д але ки е г оды , Василий М атвеевии Д о л г о в , н а г р аж д е н ны й за д о б ­ лестный тр у д о р д е н о м «Зна к П о ­ чета», ра сс ка зы вае т : — Все мы были ещ е п о д р о с т ­ кам и , ко г д а и з во сьм ой ш колы Ф З О нас выпустили то ка р ям и . П р е д пр и я ти е начало то ль ко о р г а ­ ни зовы ваться . К о р п у с р е м о н т н о ­ м е х а н и ч е с к о г о цеха, п е ред анны й нам по наследству от завода - п р едш е с тв е нни ка , п р е д с то яло о с ­ ваивать заново — м он тирова ть станки и о б о р у д о в а н и е , ко то ры е поступали в оч ень о г р а н и ч е н н ом колич е с тве . Работали, д ей с тви ­ тельно , п о -ф р о н то в о м у , с к о м с о ­ м о л ь с ким за д о р ом , не считаясь со в р ем е нем , тр уд н о с тям и , ко то ры х было немало . П ом ню , на п ервой ко нф е р е н ц и и ко м с о м о л ь с к о -м о л о д е ж н ы х ф р о н ­ товы х б р и г а д в своем обр ащ е ни и к -м о л о д е ж и Л и п ецка и В о р о н е ж ­ с ко й области мы обя зались овла ­ деть д вум я см е ж н ы м и специаль ­ ностями , повысить с вою квалиф и ­ ка ц и ю на оди н р а зр я д , э кон ом и т ь эл е к тр о э н е р г ию , обуч ить к а ж д о ­ м у из нас не м енее о д н о г о м о л о ­ д о г о р а б о ч е г о , бла го ус тро и ть за ­ в о д с к ую т е р р и то р ию . П р ия тн о сознавать , что м н о ги е и з нашей славной ко г о р ты « п е р ­ во о ткры ва телей » п р о д о лж аю т ещ е находиться на т р у д о в о й вах ­ те. Это — слесари А. Н. Зенин , н а г р аж д е н ны й о р д е н о м Л енина , С. П. В о р о тн и ко в , П. Ф . К уч и н , то ­ ка р и А. Т. М я зи н , Н. Н. К у зн е цо в . — Завод вы рос на м о и х глазах от п е р в о г о д о м и лл и о н н о г о п р о ­ паш но го тр а кто р а , — п р о д о лж а е т Д о л г о в . — Р ем о н тно -м е ха ни ч е ­ ский , в ко т о р о м я р або таю все эти д ол г ие годы , о снащ ен с о в р е м е н ­ ным о б о р у д о в а н и е м и имеет опы тны е р аб о ч и е кад ры . Мы те ­ перь им е ем в о зм о ж н о с т ь не толь ­ к о вести самые с лож ны е р ем о н ты с та но ч но го и д р у г о г о о б о р у д о в а ­ ния, но и по лно с тью и з го товлять ещ е по 6— 7 новых станков самых р а злич ны х проф илей . ю . кочкин. На снимке: В. М. Долгов. Фото В. Финогина. О Б Ъ М в л Е и С М О Т Р „МАРШРУТАМ - ЗЕЛЕНУЮ УЛ ИЦУ ! " Так называется общест|Венный смотр, объявленный в коллективах отдела сбыта и железнодорожного цеха в честь XXVI партийного съезда. Это мероприятие пресле­ дует цель — отправлять железно­ дорожные составы с готовой про­ дукцией иолносоставными и пол­ новесными. Еще не так давно груженые ва­ гоны уходили с территории завода небольшими партиями, что вызы­ вало необходимость производить дополнительные маневровые опе­ рации при составлении маршрутов на сортировочных станциях. Это приводило к излишним непроизво­ дительным расходам и задержкам в доставке грузов адресатам. Введение полносоставных марш­ рутов позволило ликвидировать все эти недостатки. Сейчас трак­ торы с площадки сбыта отправля­ ются большими эшелонами в сос­ таве 50—55 вагонов. В период смотра коэффициент маршрутных отправлений достиг 90 процентов при задании 60 про­ центов. В системе отрасли такой высокий показатель получен впер­ вые, и коллективы отдела сбыта и железнодорожного цеха занимают сейчас первое место по Министер­ ству. С высокими показателями на предсъездовской вахте трудятся мастера погрузочного бюро В. 3. Шипулин, Н. Т. Струков, дежур­ ные по станции Тракторная Г. Е. Щеголькова, Е. В. Козлова, соста­ витель А. П. Догаев и другие. Своевременное отправление пол­ новесных маршрутов во многом зависит от быстрого оформления соответствующей документации работниками отдела сбыта. Этот участок возглавляет инженер-пла­ новик отдела Л. С. Черных. На р о д с т в е н н ы х п р е д п р и яти я х К а ж д ы й д е н ь у д а р н ы й По-ударному трудится па Харь, ковском тракторном заводе брига­ да кузнецов-Штамповщпков, воз. главляемая делегатом XXVI съез­ да КПСС, Героем Социалистиче­ ского Труда М. Калашниковым. Готовясь достойно встретить фо­ рум коммунистов, она обязалась ежесменно давать тонну поковок сверх плана. Свое обязательство коллектив значительно перевыполняет. До ­ полнительно уже изготовлено бо­ лее 50 тонн поковок, ^■спеx обес­ печивают большой опыт, отличное знание техники, неустанный твор­ ческий поиск. Поддерживая почин передови­ ков, систематически выдают сверх­ плановую продукцию кузнецы нз бригад Героя Социалистического •Труда В. Тарасенко, И. Золотаря, П. Ходеева и многих других. Э к о н о м и ч н ы й д в и г а т е л ь Экономичный двигатель для трактора «Беларусь» создан кон­ структорами Минского моторно­ го завода. При той же мощности он по­ требляет теперь топлива меньше, чем прежде. В пересчете на годо­ вую программу выпуска тракто­ ров марки МТЗ-80 применение но­ вых двигателей позволит эконо­ мить более 70 тысяч тонн горюче­ го. Предприятие изготовило пер­ вые партии моторов повышенной экономичности. — Одновре.менно с созданием и освоением новых высокоэконо- мнчных двигателей мы совершен­ ствуем и серийные модели, — го­ ворит главный инженер завода П. Воробьев. — Установив новые уплотнители и поршневые коль, ца, наши конструкторы сумели по­ высить не только экономичность, но и надежность, долговечность моторов. В нынешней пятилетке на заво­ де будут переоснащены все выпу­ скаемые двигатели. Это даст воз­ можность аттестовать на государ­ ственный Знак качества всю про­ дукцию предприятия. главного конструктора и главного технолога. Это позволяло нам резко сокращать сроки осуществ­ ления мероприятий. А. И. Демьянович, будучи по образованию механиком, быстро осознал, что для литейного цеха с его тяжелыми условиями труда каждая доля процента снижения брака или каждая секунда сниже­ ния трудоемкости имеет гораздо большую цену, чем для механо­ обрабатывающих цехов. Он ока­ зывал нам, технологам, большую помощь в ознакомлении с рабо­ той литейных цехов автомобиль­ ных заводов. Там уровень техно­ логической культуры был сущест­ венно выше, чем на тракторном производстве. Это объяснялось тем, что производственный темп на автомобильных заводах уже тогда был более чем в десять раз выше, чем в тракторной промыш­ ленности. Кроме всего перечисленного, А. Н. Демьянович вообще уделял большое внимание работе загото­ вительных цехов, правильно счи­ тая, что без успешной деятельно­ сти металлургических цехов не­ возможна ритмичная работа все­ го завода. Все это позволило ему бьустро стать авторитетным руко­ водителем технических служб за ­ вода. Его незаурядные способно­ сти особенно прояви.чись в предво­ енные и военные годы. В первом квартале 1937 года подготовка производства по ме­ таллургическим цехам близилась к концу. А во втором квартале завод был остановлен на два ме­ сяца, чтобы закончить отдельные строительно-монтажные работы, которые нельзя было выполнить при действующих цехах. Коллек­ тив завода, имея за плечами бога­ тый собствеишлй опыт, теперь ул<е без какой-либо помощи иностран­ цев в кратчайший срок осущест­ вил реконструкцию для перехода на новый производственный объ- ект. - 11 июля 1937 года с главного конвейера тракторосборочного це­ ха сошел первый серийный гусе­ ничный трактор марки СТЗ-ИАТИ. Эта дата явилась новой вехой в истории отечественного тракторо­ строения. С того дня наше сель­ ское хозяйство стало регулярно получать качественно новые гусе­ ничные тракторы. Одновременно с СТЗ на выпуск таких же гусеничных трактор.оз перешел и Харьковский трактор­ ный завод, осуществивший перед этим тоже большую реконструк­ цию. В металлургических цехах, как и на всем заводе, начался новый этап работы — освоение произ­ водства заготовок гусеничного трактора. Мы уже имели собст­ венные высококвалифицированные кадры производственников и тех­ нологов, Поэтому освоение поточ- , но-массового производства загото- вок для нового трактора шло бо­ лее быстрыми темпами, чем при освоении колесного трактора. Теперь о «мине замедленного действия», о которой упоминалось выше. «Мина» дала о себе знать при­ мерно через три месяца после на­ чала поставки потребителям гусе­ ничных тракторов. На завод стали приходить отдельные рекламации на моторы. В колхозы, по месту предъявления претензий, срочно были посланы конструкторы ОГК. Они сообщили примерно об оди­ наковых дефектах: после 600—800 часов работы трактора на блоках моторов в перегородке, отделяю­ щей водяную рубашку от клапан­ ной коробки, появлялись трещины Через них в масляную систему попадала вода. Из-за этого дви гатель полностью выходил нз строя. Трещину нельзя было исправ­ лять заваркой. Это был тяжелы:» дефект. Даже отдельные реклама­ ции такого рода были большой неприятностью для завода. Характерно, что с такими же трещинами в блоке цилиндров столкнулись и на ХТЗ. Это обсто­ ятельство сразу убедило нас в том, что причина возникновения трещин лежит не в литейной тех­ нологии, а в самой конструкции блока. Но, как это, к сожалению, нередко бывает, руководство за ­ вода обвинило нас, металлургов. Мы были вынуждены доказывать свою непричастность к этим тре­ щинам. Тщательно осмотрев прибывшие на завод рекламационные блоки и убедившись, что трещины появля­ ются в одном и том же месте, мы пришли к единственно правильно­ му выводу: он заключался в том, что зажатая с двух сторон на­ ружными стенками блока внут­ ренняя плоская перегородка при интенсивной работе двигателя ис­ пытывает большие термические напряжения. Это и приводило к разрушению плоской перегородки. Мы предложили конструкторам придать перегородке «эластичную» форму, сделав ее волнообразной вместо плоской, как было по чер­ тежу. Но согласиться с нашим пред­ ложением и внести в чертеж бло­ ка конструктивное изменение для конструкторов значило признать свою ошибку, а заодно и вину за появившиеся рекламации!.. И нам пришлось проявить большую на­ стойчивость, чтобы убедить их со- гласиться с нашим предложением. К ак ни странно , н о в этом нам помог В. И. Юшкин — автор кни­ жонки, изданной еще в 1905 году под названием «Руководство по литейному делу». Она случайно сохранилась у меня еще со сту­ денческих времен. В этой брошю­ ре автор приводит пример'со спи­ цами чугунного колеса, ко­ торые лопаются, если их сделать прямыми — жесткими. В спицах же криволинейной, эластичной формы в виде латинской «С» тре­ щин не возникает. Наши конст­ рукторы не смогли устоять перед авторитетом В. И, Юшкнна и да ­ ли «добро» на предлагае.мое нами- конструктивное изменение внут­ ренней перегородки блока цилинд­ ров. Переделка оснастки блока была осуществлена буквально в счи­ танные часы. А на следующий день были запущены в поток от­ ливки блока уже с измененной формой внутренней перегородки. Рекламации еще некоторое вре­ мя продолжали поступать, но только на блоки цилиндров ста­ рой, неизмененной конструкции. Что же касается блоков с волно­ образной внутренней перегород­ кой, то на них рекламаций совер­ шенно не поступало. Так в тесном содружестве тех­ нологов-металлургов с конструк­ торами ОГК в самый короткий срок был устранен тяжелый де­ фект двигателя гусеничного трак­ тора СТЗ-НАТИ. О том, как пытались организо- вать борьбу с трещиной в блоке цилиндров на Харьковском трак­ торном заводе, будет отдельный разговор. В. АНТОНОВ, бывший главный металлург завода, заслуженный рацио­ нализатор РСФСР, персональ­ ный пенсионер республиканского значения. Ленинград. Н ародный артист СССР, л ауреат Г осударственной премии РСФСР, худож ественный руководитель Академического те ­ атра драмы име ни А. С . П ушки ­ на И . 0 . Г орбачев (на снимке) и з ­ бран делегатом Х. К У! съ езда КПСС . Большая часть жизни актера отдана старейшей русской сцене — театру драмы , отмечающему в нынешнем году свой 2 2 5 -л е тн и н юбилей. Много образов создано здесь П. 0 . Г орбачевым— актером. И х роднит доброе отношение ма ­ стера сцены к героям , с тремление к справедливости , к свету . П роб ­ лема положительного героя всегда волновала и волнует И горя Оле го ­ вича. Сег одня в стенах одного из старейших зданий города идут репетиции инсценировки романа И . Ге расимова « П редел возможно ­ го» — спектакля , который по ­ священ съ е зду партии. Ег о тема — поэзия труда . Ф отохрони к а Т АСС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz