Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
о т ПЕРВОГО - ДО МИЛЛИОННОГО ЗАВОД РОС НА ГЛАЗА Х ЩЩ ' Ш 1 1 ^ 1 П ОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ ПРОПА ГАНДИСТАМ П р е з и д и у м В е р хо в н о г о Со- вета РСФСР У ка з о м от 5 фев раля 1981 года р а сп ро с тр а ни л на п р о па г а н д и с то в системы м а р к с и с т с к о -л е н и н с к о г о о б р а зования , р а б о тн и ко в д ом о в и каб и не то в п о л и ти ч е с ко г о п р о свещ е н ия пар тийны х к о м и т е тов д ей с твие У ка за П р е з и д и ум а В е р х о в н о г о Совета РСФСР Ш 26 м ая 1964 года «О б уста- |лении п о ч е тн о г о звания за- ж е н н о г о р а б о тни ка куль ту - ■ры РСФСР». В ф еврале 1944 года на звод е п р о ход ила первая ко нф е р е н ц и я ко м с о м о л ь с ко -м о .л о д еж ны х ф р о н товы х б р и г а д . Газета « К ир о вец» оп уб ли ко в ала о ней отчет, вы ступ ления м ол о ды х б р и г а д и р о в и их ф о то граф ии . «М н ож и ть и ра спро с тр а ня ть опы т стахановцев во е н н о г о вр е м ени» — п о д та ким о бщ и м за г о л о в ко м в газете ра сска зы вало сь об успехах м ол о ды х б р и г а д и р о в , в числе к о т о р ы х был и Василий М атвеевич Д о л г о в , ныне старш ий м ас тер в то р о г о м е х а н и ч е с ко г о уч астка р е м о н т н о -м е х а н и ч е с ко г о цеха. Со стр а ницы газеты см о три т на нас совсем м о л о д о й п а р ен е к . В своем выступлении он сказал тог да: «На заводе у ж е не ра з г о в о р и ли о хо р ош е й ф р о н то в ой б р и г а д е Василия Иванищева . Нас ревность взяла, не уж е ли наша б р и гад а ху же? И вот мы с коло тили свой кр е п к и й колле кти в , а м еня и зб р а ли б р и г а д и р ом . Нам дове р или ценны е станки , на ко то р ы х мы и з г о то вля ем детали и п р и с п о с о б ления для завода . Растут наши ребята — то ка р и - ка р у с е л ьщ и ки . Работу то л ь ко да вай. И вот вы полн яем план на 200 п роцен тов» . Сейчас , вспом иная те уж е очень д але ки е г оды , Василий М атвеевии Д о л г о в , н а г р аж д е н ны й за д о б лестный тр у д о р д е н о м «Зна к П о чета», ра сс ка зы вае т : — Все мы были ещ е п о д р о с т кам и , ко г д а и з во сьм ой ш колы Ф З О нас выпустили то ка р ям и . П р е д пр и я ти е начало то ль ко о р г а ни зовы ваться . К о р п у с р е м о н т н о м е х а н и ч е с к о г о цеха, п е ред анны й нам по наследству от завода - п р едш е с тв е нни ка , п р е д с то яло о с ваивать заново — м он тирова ть станки и о б о р у д о в а н и е , ко то ры е поступали в оч ень о г р а н и ч е н н ом колич е с тве . Работали, д ей с тви тельно , п о -ф р о н то в о м у , с к о м с о м о л ь с ким за д о р ом , не считаясь со в р ем е нем , тр уд н о с тям и , ко то ры х было немало . П ом ню , на п ервой ко нф е р е н ц и и ко м с о м о л ь с к о -м о л о д е ж н ы х ф р о н товы х б р и г а д в своем обр ащ е ни и к -м о л о д е ж и Л и п ецка и В о р о н е ж с ко й области мы обя зались овла деть д вум я см е ж н ы м и специаль ностями , повысить с вою квалиф и ка ц и ю на оди н р а зр я д , э кон ом и т ь эл е к тр о э н е р г ию , обуч ить к а ж д о м у из нас не м енее о д н о г о м о л о д о г о р а б о ч е г о , бла го ус тро и ть за в о д с к ую т е р р и то р ию . П р ия тн о сознавать , что м н о ги е и з нашей славной ко г о р ты « п е р во о ткры ва телей » п р о д о лж аю т ещ е находиться на т р у д о в о й вах те. Это — слесари А. Н. Зенин , н а г р аж д е н ны й о р д е н о м Л енина , С. П. В о р о тн и ко в , П. Ф . К уч и н , то ка р и А. Т. М я зи н , Н. Н. К у зн е цо в . — Завод вы рос на м о и х глазах от п е р в о г о д о м и лл и о н н о г о п р о паш но го тр а кто р а , — п р о д о лж а е т Д о л г о в . — Р ем о н тно -м е ха ни ч е ский , в ко т о р о м я р або таю все эти д ол г ие годы , о снащ ен с о в р е м е н ным о б о р у д о в а н и е м и имеет опы тны е р аб о ч и е кад ры . Мы те перь им е ем в о зм о ж н о с т ь не толь к о вести самые с лож ны е р ем о н ты с та но ч но го и д р у г о г о о б о р у д о в а ния, но и по лно с тью и з го товлять ещ е по 6— 7 новых станков самых р а злич ны х проф илей . ю . кочкин. На снимке: В. М. Долгов. Фото В. Финогина. О Б Ъ М в л Е и С М О Т Р „МАРШРУТАМ - ЗЕЛЕНУЮ УЛ ИЦУ ! " Так называется общест|Венный смотр, объявленный в коллективах отдела сбыта и железнодорожного цеха в честь XXVI партийного съезда. Это мероприятие пресле дует цель — отправлять железно дорожные составы с готовой про дукцией иолносоставными и пол новесными. Еще не так давно груженые ва гоны уходили с территории завода небольшими партиями, что вызы вало необходимость производить дополнительные маневровые опе рации при составлении маршрутов на сортировочных станциях. Это приводило к излишним непроизво дительным расходам и задержкам в доставке грузов адресатам. Введение полносоставных марш рутов позволило ликвидировать все эти недостатки. Сейчас трак торы с площадки сбыта отправля ются большими эшелонами в сос таве 50—55 вагонов. В период смотра коэффициент маршрутных отправлений достиг 90 процентов при задании 60 про центов. В системе отрасли такой высокий показатель получен впер вые, и коллективы отдела сбыта и железнодорожного цеха занимают сейчас первое место по Министер ству. С высокими показателями на предсъездовской вахте трудятся мастера погрузочного бюро В. 3. Шипулин, Н. Т. Струков, дежур ные по станции Тракторная Г. Е. Щеголькова, Е. В. Козлова, соста витель А. П. Догаев и другие. Своевременное отправление пол новесных маршрутов во многом зависит от быстрого оформления соответствующей документации работниками отдела сбыта. Этот участок возглавляет инженер-пла новик отдела Л. С. Черных. На р о д с т в е н н ы х п р е д п р и яти я х К а ж д ы й д е н ь у д а р н ы й По-ударному трудится па Харь, ковском тракторном заводе брига да кузнецов-Штамповщпков, воз. главляемая делегатом XXVI съез да КПСС, Героем Социалистиче ского Труда М. Калашниковым. Готовясь достойно встретить фо рум коммунистов, она обязалась ежесменно давать тонну поковок сверх плана. Свое обязательство коллектив значительно перевыполняет. До полнительно уже изготовлено бо лее 50 тонн поковок, ^■спеx обес печивают большой опыт, отличное знание техники, неустанный твор ческий поиск. Поддерживая почин передови ков, систематически выдают сверх плановую продукцию кузнецы нз бригад Героя Социалистического •Труда В. Тарасенко, И. Золотаря, П. Ходеева и многих других. Э к о н о м и ч н ы й д в и г а т е л ь Экономичный двигатель для трактора «Беларусь» создан кон структорами Минского моторно го завода. При той же мощности он по требляет теперь топлива меньше, чем прежде. В пересчете на годо вую программу выпуска тракто ров марки МТЗ-80 применение но вых двигателей позволит эконо мить более 70 тысяч тонн горюче го. Предприятие изготовило пер вые партии моторов повышенной экономичности. — Одновре.менно с созданием и освоением новых высокоэконо- мнчных двигателей мы совершен ствуем и серийные модели, — го ворит главный инженер завода П. Воробьев. — Установив новые уплотнители и поршневые коль, ца, наши конструкторы сумели по высить не только экономичность, но и надежность, долговечность моторов. В нынешней пятилетке на заво де будут переоснащены все выпу скаемые двигатели. Это даст воз можность аттестовать на государ ственный Знак качества всю про дукцию предприятия. главного конструктора и главного технолога. Это позволяло нам резко сокращать сроки осуществ ления мероприятий. А. И. Демьянович, будучи по образованию механиком, быстро осознал, что для литейного цеха с его тяжелыми условиями труда каждая доля процента снижения брака или каждая секунда сниже ния трудоемкости имеет гораздо большую цену, чем для механо обрабатывающих цехов. Он ока зывал нам, технологам, большую помощь в ознакомлении с рабо той литейных цехов автомобиль ных заводов. Там уровень техно логической культуры был сущест венно выше, чем на тракторном производстве. Это объяснялось тем, что производственный темп на автомобильных заводах уже тогда был более чем в десять раз выше, чем в тракторной промыш ленности. Кроме всего перечисленного, А. Н. Демьянович вообще уделял большое внимание работе загото вительных цехов, правильно счи тая, что без успешной деятельно сти металлургических цехов не возможна ритмичная работа все го завода. Все это позволило ему бьустро стать авторитетным руко водителем технических служб за вода. Его незаурядные способно сти особенно прояви.чись в предво енные и военные годы. В первом квартале 1937 года подготовка производства по ме таллургическим цехам близилась к концу. А во втором квартале завод был остановлен на два ме сяца, чтобы закончить отдельные строительно-монтажные работы, которые нельзя было выполнить при действующих цехах. Коллек тив завода, имея за плечами бога тый собствеишлй опыт, теперь ул<е без какой-либо помощи иностран цев в кратчайший срок осущест вил реконструкцию для перехода на новый производственный объ- ект. - 11 июля 1937 года с главного конвейера тракторосборочного це ха сошел первый серийный гусе ничный трактор марки СТЗ-ИАТИ. Эта дата явилась новой вехой в истории отечественного тракторо строения. С того дня наше сель ское хозяйство стало регулярно получать качественно новые гусе ничные тракторы. Одновременно с СТЗ на выпуск таких же гусеничных трактор.оз перешел и Харьковский трактор ный завод, осуществивший перед этим тоже большую реконструк цию. В металлургических цехах, как и на всем заводе, начался новый этап работы — освоение произ водства заготовок гусеничного трактора. Мы уже имели собст венные высококвалифицированные кадры производственников и тех нологов, Поэтому освоение поточ- , но-массового производства загото- вок для нового трактора шло бо лее быстрыми темпами, чем при освоении колесного трактора. Теперь о «мине замедленного действия», о которой упоминалось выше. «Мина» дала о себе знать при мерно через три месяца после на чала поставки потребителям гусе ничных тракторов. На завод стали приходить отдельные рекламации на моторы. В колхозы, по месту предъявления претензий, срочно были посланы конструкторы ОГК. Они сообщили примерно об оди наковых дефектах: после 600—800 часов работы трактора на блоках моторов в перегородке, отделяю щей водяную рубашку от клапан ной коробки, появлялись трещины Через них в масляную систему попадала вода. Из-за этого дви гатель полностью выходил нз строя. Трещину нельзя было исправ лять заваркой. Это был тяжелы:» дефект. Даже отдельные реклама ции такого рода были большой неприятностью для завода. Характерно, что с такими же трещинами в блоке цилиндров столкнулись и на ХТЗ. Это обсто ятельство сразу убедило нас в том, что причина возникновения трещин лежит не в литейной тех нологии, а в самой конструкции блока. Но, как это, к сожалению, нередко бывает, руководство за вода обвинило нас, металлургов. Мы были вынуждены доказывать свою непричастность к этим тре щинам. Тщательно осмотрев прибывшие на завод рекламационные блоки и убедившись, что трещины появля ются в одном и том же месте, мы пришли к единственно правильно му выводу: он заключался в том, что зажатая с двух сторон на ружными стенками блока внут ренняя плоская перегородка при интенсивной работе двигателя ис пытывает большие термические напряжения. Это и приводило к разрушению плоской перегородки. Мы предложили конструкторам придать перегородке «эластичную» форму, сделав ее волнообразной вместо плоской, как было по чер тежу. Но согласиться с нашим пред ложением и внести в чертеж бло ка конструктивное изменение для конструкторов значило признать свою ошибку, а заодно и вину за появившиеся рекламации!.. И нам пришлось проявить большую на стойчивость, чтобы убедить их со- гласиться с нашим предложением. К ак ни странно , н о в этом нам помог В. И. Юшкин — автор кни жонки, изданной еще в 1905 году под названием «Руководство по литейному делу». Она случайно сохранилась у меня еще со сту денческих времен. В этой брошю ре автор приводит пример'со спи цами чугунного колеса, ко торые лопаются, если их сделать прямыми — жесткими. В спицах же криволинейной, эластичной формы в виде латинской «С» тре щин не возникает. Наши конст рукторы не смогли устоять перед авторитетом В. И, Юшкнна и да ли «добро» на предлагае.мое нами- конструктивное изменение внут ренней перегородки блока цилинд ров. Переделка оснастки блока была осуществлена буквально в счи танные часы. А на следующий день были запущены в поток от ливки блока уже с измененной формой внутренней перегородки. Рекламации еще некоторое вре мя продолжали поступать, но только на блоки цилиндров ста рой, неизмененной конструкции. Что же касается блоков с волно образной внутренней перегород кой, то на них рекламаций совер шенно не поступало. Так в тесном содружестве тех нологов-металлургов с конструк торами ОГК в самый короткий срок был устранен тяжелый де фект двигателя гусеничного трак тора СТЗ-НАТИ. О том, как пытались организо- вать борьбу с трещиной в блоке цилиндров на Харьковском трак торном заводе, будет отдельный разговор. В. АНТОНОВ, бывший главный металлург завода, заслуженный рацио нализатор РСФСР, персональ ный пенсионер республиканского значения. Ленинград. Н ародный артист СССР, л ауреат Г осударственной премии РСФСР, худож ественный руководитель Академического те атра драмы име ни А. С . П ушки на И . 0 . Г орбачев (на снимке) и з бран делегатом Х. К У! съ езда КПСС . Большая часть жизни актера отдана старейшей русской сцене — театру драмы , отмечающему в нынешнем году свой 2 2 5 -л е тн и н юбилей. Много образов создано здесь П. 0 . Г орбачевым— актером. И х роднит доброе отношение ма стера сцены к героям , с тремление к справедливости , к свету . П роб лема положительного героя всегда волновала и волнует И горя Оле го вича. Сег одня в стенах одного из старейших зданий города идут репетиции инсценировки романа И . Ге расимова « П редел возможно го» — спектакля , который по священ съ е зду партии. Ег о тема — поэзия труда . Ф отохрони к а Т АСС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz