Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
л А 2 » ^ Удивительный в о ж а т ы й С т р а н и ц а с т о д е в я т н а д ц а т а я Мн о ги е юноши и д е в ушк и н аш е го з а в о д а еже г од н о пол учают ср е д нее обр а з ов а н и е в шк ол е р абочей м ол од ежи без от ры в а от пр ои з в од ст в а . Вм е ст е р а б о т ают в цехе э к спл уа т а ци и и н ст р умен т а и вм е ст е уч а т ся в «в ечер к е» под р уги Ма р и н а Бе р ст п е в а и Ол ь г а По р я ди н а . На сн им к е : М . Бе р ст п е в а ( сл е в а ) и О. По р я д и н а . • Фот о В. Фи н оги н а . УРОК в БИБЛИОТЕКЕ Учащ иеся девято го класса деся той средней ш колы приняли а к тивное участие в «У ро ке библио графии», который был проведен в читальном зале заводской пр оф сою зн о й библиотеки . В течение часа ш кольники узнали м но го ин тересно го . ч-тарший библиоте карь Н. А. Смирнова познакомила ребят со с тр у к тур о й каталогов библиотеки . Рассказала о том, что картотеки подразделяю тся на множество видов, в числе которы х есть тема тические , газетно - журнальные , краеведческие . Благодаря им чи татель м ож е т быстро найти н у ж ную кни г у , подобрать необходи мый материал. О назначении справочно -библи о граф и ч е с ко г о фонда и правиль ном е го пользовании рассказала библио граф Л . Г. Желтова. Она позна комила ш кольни ков с Д е т ской и Большой Советской Э нцик лопедиями , различными словаря ми : толковым , иностранным , о р фо граф ическим , библио графиче . сними пособиями по математике, химии, физике . Старший библиоте карь Т. В. За харова сделала для ребят об зо р се^ии кни г по ш кольной п р о г р ам ме — «Философ ская библиотечка для юношества» , «Классики и со временность» , «Ш кольная библио тека», К «У ро ку библиографии» работ ники библиоте ки ор ганизовали кн иж н ую выставку, которая назы валась «За страницами вашего учебника» . М н о г о интересных и познавательных кни г приобрели на ней ш кольники . М. ПЕТРОВА. СТ АЛ И ПИ ОН ЕР АМИ Ак т овы й з а л ср ед н ей шк олы № 25 в эт от ден ь вы гл я д ел к р а сочн о и я р к о . По д бой б а р а б а н о в и з в ук и горн ов пост р ои л а сь в ся д р уж и н а . З а а л е л и кр а сны е г а л ст у ки на н ар я д ны х белы х б л уз к а х пион ер ов . Тор ж е ст в е н н а я ли нейка «Ка к п о в я ж еш ь г а л ст ук , береги его» бы ла посв я щ ен а в ст упл ен ию в пион еры самы х л учши х о к т я б р я т школы . ...Го р д о вск ин ул и горны гор н и ст ы , уд ар и л и б а р а б а н щ и к и .' Че т к о и сл аж е н н о ,,сд аю т р апор ты пр ед се д а т ел и сов е т ов от р я д ов . И к огд а на гр уди в чер ашн и х ок т я бр я т з а т р епет али к р а сны е т р еуголь ни ки , пр о з в уча л боевой пионер ский от зы в : «Все г д а гот овы !» — и руки р ебя т з ам ер л и в салют е . Ув е л и чи л а сь пи он ер ск а я д р уж и н а , а зн ачи т пр и ба ви т ся ув л е к а т ел ь ны х, ин т ер есны х д е л . А сд е л а но р ебя т ами бы л о н ем а л о . Эт о - пр аз дн и ки и ут р ен ни к и , т ор ж е ст венны е сборы и э к ск ур си и , мит ин ги сол и д ар н ост и . С эн т уз и а змом от кл и кн ул и сь в се от р я ды шк олы и на призы в пионерии ст р аны — со бр а т ь книги д л я библ иот ек п о д ш ефны х д е т ск и х д ом ов . С к а ж ды м дн ем ув е л и чи в а е т ся кол и чест во книг, кот оры е п од а р я т своим т о в а р ищ ам пионеры ср едней ш к о лы № 25. Е. Ф Р ОЛ ОВА, ст а :ршая пи он е р в ожа т а я ср едн ей школы № 25. «Удивительный вожатый есть, друзья , у нас. После смены вечерами он спешит к нам в класс...» К то из нас не слыш ал этой за д о р н о й п и о н е р с к о й п е с е н к и ! А вот у ч е н и к и 9 «А » класса ср е д н е й ш ко лы № 39 считаю т , ч то эта пе с ня о б их с та рш ем т о в а р ищ е , п р о и з в о д с т в е н н о м в о ж а т о м А . М . Н е - снове . В п е р вы й р а з он пр иш е л к р е бя там в ш к о л у тр и год а назад , ко г д а те бы ли ещ е п о д р о с т к а м и . Ш е с т и кл а с с н и ки в стре тили е г о ве се лы м л габ оры тс твом , см еш а н ны м с н е д о в е р и е м . И с к о л ь к о ж е п о н а д о б ило с ь м о л о д о м у р а б о ч е м у ф анта зии , эн е р г и и , д уш е в ны х сил, ч тобы ч е р е з н е к о т о р о е в р ем я е г о п о дш еф ны е , услыш ав , к а к о ц е н и ли их в о ж а т о г о сло в ом « хорош ий» , в с е р ь е з о б ид е ли с ь : — Х орош ий ? ! О тли ч ны й ! Д а вы д р у г о г о т а к о г о не найде те ! Есть ли на града или похвала , ср а вн им а я с этой вот р е б я ч ье й обидой? .. Вряд ли м о ж н о назвать д ёло , н а иб оле е в аж н о е , и н те ре с н о е и н а иб оле е т р у д н о е , о тве тс тв енное , ч ем рабо та с д е тьм и . Д а л е к о не з а у р я д н о й л и ч н о с т ью на д о бы ть , ч тобы не о д и н или два, а тр ид ца ть р е б я т п о в е р и ли тебе . В э то т кла сс п р и х о д и л и и д р у г и е в ож а ты е . Н о п е р вы м ж е в и з и т о м и за канч ивалась о б ы ч н о их ш еф с кая «дея тельн ос ть» . М о ж е т , ж е ла н и я недоставало , м о ж е т , т е р п е н и я . . . А вот А л е к с а н д р у хва тило и т е р п е ния, и такта , и лю б в и , ч тобы д о би ться г а р м о н и и в о тн ош е н и я х с р е б я там и , ч тобы о бщ е н и е д о с тав ляло о б о ю д н у ю радо с ть им и ем у . З а кан чи вался о бы ч ны й ш к о л ь ный день . Ребята, к т о вяло , кто э н е р г и ч н о , за со вы вали к н и ж к и в по р тф е ли , с о б и р а ли с ь д о м о й . И в д р у г м а л ь ч иш е с ки й г о л о с п р о н зил с во е й з в о н к о с т ь ю о бы ч ны й ш ко л ь н ы й р о п о т : — У р а ! А л е к с а н д р М и ха йло ви ч п р иш е л ! Все к и н ули с ь навстреч у , о к р у ж и ли в ож а то го . . . Х о р ош и х дел за тр и г о д а бы ло нем ало . Не р е ж е о д н о г о ра за в н е д е лю п р и х о д и л в кла сс в о ж а тый . А с н им п р и х о д и л и н е с к у ч ны е п о л и т и ч е с ки е и нф о рм а ц и и , г л у б о к о а н а л и з и р ую щ и е о б с т а н о в к у в м и р е ; кла с с ны е часы , п о с в я щ е н ны е г е р о я м - антиф аш истам , л е т ч и кам и г е р о я м тр у д а , п е р е д о в и к а м наш е г о завода . Вож а ты й старался пе р ед а ть в о с пи та н н и кам с в о ю влю б ле н н о с ть в п р и р о д у , р о д н ы е м еста . П о э т ом у и о р га н и з о вы в а л э к с к у р с и и в к р а е в е д ч е с ки й м у з е й . П о х о д на лы ж а х в лес по п о с л е д н е м у с н е г у ребя та на звали « П р о б у ж д е н и е » . У видели , к а к с тр я х и в аю т сон д е ревья . И сами б у д т о п р о с н у л и с ь : где ж е р а н ьш е -т о были , п о ч е м у не заметили? А л е к с а н д р в се гда п ом н и т о с в о их п о дш еф ны х . З а д о л г о г о то в и тся к п р е д с т о ящ е м у с б о р у или кл а с с н о м у часу. Роется в к н и г а х и ж у р налах, читает м а с с у газет . В о зв р а щ аясь из п о е з д к и , и з о тп у с ка , о б я з а т е л ь н о захватит ч т о -н и б у д ь лю б о п ы т н о е . К у с о ч к и и зв е с тн я ка с Галичьей г о ры , о г р о м н у ю р а к у ш к у с Ч е р н о г о м о р я . Д е в я т и кл а с с н и к и не п о м н я т слу чая, ч тобы А л е к с а н д р М и х а й л о вич п о о б ещ а л бы ть — и не явился . Или пр иш е л н е п о д г о т о в ле н ны м . Все гда с за п и с ям и , вы р е з к а м и из газет , ф о то г р аф и ям и , р и с у н к ам и . В те ч ен ие всех тр е х лет у ч е н и к и п о л ь з ую т с я кн и г а м и е г о ли ч но й б и б л и о т е ки . С е г о д н я шефа с за во д а вс тр е чаю т ю н ош и и д е в уш ки , к о т о р ы е у ж е в се р ь е з з а д умы в аю т с я о вы б о р е пр оф е с си и . И, н а в е р н о е , не о д и н из ни х п р и д е т ч е р е з п о л то ра г о д а на Л и п е ц к и й т р а к т о р ны й , п о т о м у ч то их с тарш ий т о в а р ищ не р а з о р га н и з о вы в а л и н т е ре с н е йш и е э к с к у р с и и по за в о д у , п р и в о д и л р е б я т в сталели тейны й к о р п у с , п о к а зывал плавильный у ч а с то к , свое р а б о ч е е м ес то . П р оф е с си я сталевара м у ж е с т венна и кра сива . За'гаив ды хание , см о т р е л и м а л ь ч иш ки на я р к у ю д о б о ли в глазах с т р ую р а с п ла в лен н о г о металла , на с тр ем и те л ь ны й «салю т» и с к р и о тсве ты о гн я на лице в о ж а т о г о . С ло вн о в т о р о г о ч е ло в е ка у ви д е ли в А л е к с а н д р е . Д о сих п о р знали е г о ве селым , м я г к и м , с н е к о т о р о й с е н т и м е н та л ь н о с тью г о в о р ящ и м о п р и р о д е , к о г д а бы вали в ле су или в з о о п а р ке . А в этот день сталевар н а п о м н им им б о йца в ср а ж е н и и . Саше не забы ть в о с т о р ж е н ны х глаз . И это не п о з в о л я е т е м у ра ботать с п ус тя р у ка в а . Разве с м о ж е т он , п р и д я в ш ко л у , сты дить н е р а д и в о г о у ч е н и ка , е сли сам т р у ди тся на «трой ку»? — П р и х о д и т с я ве зд е успева ть . У м е н я ведь ещ е и сем ь я , сын , с о в сем кр о х о т н а я д о ч ка . . . П о д р у ч ны й сталевара А . Н е сно в р а б о та е т о тли ч н о . Л и ч ны й план д е с я т о г о пя тиле тия он вы полн ил в п е р вы х числах д е к а б р я 1980 года . А ведь это была е г о пер вая р а б о чая п я тиле тка . За шесть лет тр уд а на за в о д е А л е к с а н д р в с о в е рш е н стве о владел всем и см е ж н ы м и п р оф е с с и я м и на у ч а с т ке : залив щ и ка , с т р о п а л ьщ и ка и д р у г и м и . За о тлич ие в т р у д е , н е у т о м и м о с т ь в о бщ е с т в е н н о й р а б о те к о м м у н и с т А . Н е сно в н е о д н о к р а т н о н а г р аж д а л с я П о ч е т ны м и г р а м о т ам и к ом и т е т а к о м с о м о л а ЛТЗ, Л е в о б е р е ж н о г о р а й к о м а и о б к о м а ВЛ КСМ . Д в а ж д ы был п р и з н а н по з а в о д у лу чш им вож а ты м . Е. ГОН Ч АР ОВ , оекр ет афь к ом сом ол ь ск ой орган 'иэации ст ал ел и т ей н ого кО| рпуса . К Т О П О М О Ж Е Т Ш К О Л Е ? Мн о гое д е л аю т пед а гоги шк олы р абочей м ол од ежи н аше го посе л к а . Кол и че ст в о вы пуск н и к ов , пр од ол ж а ющ и х уче бу д а л ьш е , р аст е т с к а ж д ы м год ом . Тр и д ца т ь ше ст ь че . л ов е к пост упи ли в эт ом- год у в т ехн и к умы , че т в ер о вы пуск ни ков шк олы уча т ся в Ли п е ц к ом пол и т ехн и ческ ом ин ст ит ут е , нек от оры е усп ешн о з ан им ают ся в д р уги х в у з а х . Кон ечно , под гот ов к а м о л о д е жи д л я пост упл ен и я в в уз не г л а в ная цель шк олы , но н еобходимы е з н ани я ученики пол учают именно з д е сь , и к аче ст в о и х, к а к видно, д ост а т очн о хо р ош е е . Но пробл ем хв а т а е т и з д е сь . И пробл емы эт и в ажн ы е , не т ер пя щи е о т л а г а т ел ь ст в . От св ое в р ем е н н ого их р ешени я з а в и си т решение мн оги х обр а з ов а т е л ь ны х з а д а ч , воспи т ан и е м ол од еж и , и в кон еч ном сче т е они в л и яют на общи е вопр осы п р ои з в од ст в а . Пр о б л ем а н а б о р а в ол н уе т , в ер нее , д о л ж н а в ол н ов а т ь не т ол ь к о адми н и ст р а цию шк ол ы , но и т е х, к т о св я з а н с в оспит ан и ем м ол оды х р а б очи х в ц е ха х. Мы з н а ем , к а к а я к р опот л и в а я р а б о т а в ед ет ся пед а гогам и шк олы р абочей м ол од еж и . Эт о — з а к р е п л ен и е учит ел ей з а ц е хам и и о т д е л а м и , специ ал ь ны й д ен ь р абот ы пр епод ав а т ел ей на з а в о д е , оф ор м ление н а гл я дн ой а гит ации в самой шк ол е . Но эт ого в се ж е н ед ост а т очно. Сл а б а я п о д д е р ж к а со ст ор оны админ и ст р ации н ек от оры х це хов , к ом сом ол ь ск и х ор ган и з аци й пр и в е л а в эт ом год у к обост р ен ию пр об лемы н а б о р а , ведь план по к ом п л е к т ов ан ию в зн ачит ел ьн ой ст епе ни выполн ен з а счет уч ащ и хся пр офе сси он ал ь н о - т ехниче с к о г о учи л ища № 5 . Но чт о ож и д а е т шк ол у в б уд ущ ем г о д у , к о г д а эт ой спа си т ел ь н ой «сол оми н к и » йе о к а ж е т ся ? Ка к пок а з а л опы т , н епл охо о б с т оит д е л о с учебой м ол оды х р а б о чих т ам , гд е чув ст в уе т ся з аи н т ер е сов а н н ост ь р ук о в о д ст в а , гд е юно шей и д е в уш е к пр и в л ек ают в ш к о . л у , а восемь ч а со в , пр ов ед ен ны х н а ур о к а х, з а счи т ы в ают р абочим дн ем . Уд о б н о : и обр а з ов а н и е по л уч а еш ь , и в з а р п л а т е не т ер я еш ь . Но з а ч а ст ую бы в а е т и т а к , чт о з а пи са л и в шк ол у юношей и д е в у ш е к , «охв а т и л и » м ер опр и я т и ем , а пр осл еди т ь з а посещен и ем н е про сл ед и л и . З абы л и или не з а хот е л и . Пл о хо н а л а ж е н а э т а р а б о т а в пер вом т р а к т ор н ом , а в т о т р а н спор т н ом ц е ха х. В пр е ссов ом це хе дела обст оя т хуже всех. Отноше ние к ор гани з ации учебы — безот - н е т ст в ен н ое , уч ащ и м ся не пр ед о ст а в л я ю т в о з м ожн ост и посеща т ь ш к ол у, нет д оговор ен н ост и по оп л а т е учебн ого д н я . Поч ем у ж е в озн и к ае т т акой п а р а д о к с, к о г д а , с одной ст ор оны , 1 все вер я т н н еобход и мост ь пол у чения з н ан ий , а , с д р уго й ст ор оны , от д елы в ают ся т ол ь к о р а з г о в о р а ми и б ум а г ам и ? Ви д и м о , в р я д е цехов з абы л и о пр ямой в з аимосв я з и з н ан ий и ум е ни я , от воспит ан и я и обр а з о в а н и я . Чем богаче чел ов ек д ухо в н о , т ем выше его соз н ан и е , т ем д о б р о со вест н ее е го т о уд , т ем ши р е к р уг о зор и г л убж е от ве т ст венност ь пе р е д общ е ст в ом . Нел ь з я ж е д ум а т ь т ол ь к о о д е н ежн ой пр емии , о п л а не. Вед ь не хл ебом единым жи в челов ек ! Ст ан ов и т ся очев идны м , чт о т а к ую р а б о т у одним учи т ел я м не подн я т ь . Со в сем з абы л и о шк ол е к ом сор ги ц е хов . В пр ошл ом год у ч а ст о н а в еды в ал ся ' в «в ечер к у» С. Б а й б а к о в , се к р е т а р ь к оми т е т а к ом сом ол а чет в ер т ого м е ха н о сб о р очного к о р п уса . А в эт ом год у «упор ст в уе т » т олько^ Е . Гон чар ов из ст ал ел и т ей н ого к о р п уса . Не о с- тавляетт он в пок ое пр огул ьщи к ов и нерадивых учеынков. И| конеч н о , его р а б о т а пр и н е сл а п ол ожи т ельный р е з ул ь т а т — к ол и че ст в о пр опущен ны х ур о к о в е г о под опе ч ными ум ен ьши л ось . А чт о ж е о с т ал ь ны е к ом сор ги ? Вед ь э т о их пр я м а я обя з ан н ост ь — помо г а т ь шк ол е р а б оч е й м ол од еж и . Ув ы , бы в а я ч а ст о н а се м и н а р а х, р я д ом с помещени ем шк ол ы , к ом сор ги з а бы в аю т з а г л я н ут ь в к л а ссы . А пр оя ви они и н т ер ес, их а в т ор и т е т , б е з усл ов н о , ср еди м ол оды х р а б о чих в оз р ос бы , пр и б а в и л ось бы ув аж е н и я . • Хор оши м под спор ь ем в пр и в л е чении м ол од ежи к з ан я т и я м в шк ол е ст а л и р е гул я р ны е з а се д а ния з а в о д ск о й пост оя н н о д е й ст в у ющей коми сси и п о ор ган и з аци и и | расши реиию в ечер н е го , з аочн ого обучен и я р а б о т ающ е й м ол од еж и . З а се д а н и я пр ов од я т ся р е гул я р н о . На них пр и гл аш ают ся р ук о в од и т е ли п р ои з в од ст в а , кот оры е н ед ост а т очно з ан им ают ся пр обл емой о б у чения моло-д ежи . Мн о г о н овы х пр ед л ожен и й бы л о внесено н а пос- л едн ем з а се д а н и и . Ка к о г о эф ф е к т а д об ь е т ся а д м и н и ст р аци я школы эт ими м ер ами ? Кт о пом ож е т ш к ол е ? Эт и вопр осы н а д о р еша т ь се й ч а с, пот ому чт о з а ними ст ои т в аж н а я пр обл ем а фор 1 - мир ов ани я че л ов е к а , т ем бол е е ч!то он — еще сов сем м ол од ой р а б о чий , М. ГРАЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz