Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

4 : о к т я б р я — Д е д ь у и т е л л «Учи тель ница первая моя» Ш ко л ь ны е с туп е н ь ки привели м ен я к д в е р ям п е р в о г о «В» кла с ­ са с р е д н е й ш колы № 10. Г олубые парты , я р ко -ж е л ты е ш то ры , цветы на о кна х , к р а с о ч ­ ные на гляд ны е п о собия — все это со зд авало п р а зд н и ч н о е наст ­ р о е н и е . «В та ко й ую тн о й , полной света ком на те хочется и учиться , и работать» , — подум ала я и вспом нила слова Нины Я ковлевны К о н еш е в с ко й , д и р е к то р а ш колы ; «Три нед ели назад в этот класс н е п р и я тн о бы ло входить» . И м не захотелось написать о ч е ло в е ке , волш ебно и зм е ни вш ем кл а с с н ую ком на ту . В ш ко л е я с р а з у ж е услышала м н о г о х о р о ­ ш е г о в адрес этой уч и тельни цы : та кти чна , тр уд олю б и ва , добра ... И вот я на у р о к е письма , к о т о ­ ры й ведет обаятельная ж е нщ и н а с л у ч и с тым в з г л я д ом — М ар и я Ф е д о т о в н а Ролдугина . А к к у р а т н о висят пор тф ели на к р ю ч к а х , приби ты х к партам р о ­ д и телям и . М але н ь кий Володя У лья но в застенч иво улыбается р е б я там с пор трета . В о сем ьд еся т глаз д о в е р ч и в о см о тр я т на у ч и тельни цу . «Мы вну -ча -та Л е -ни -н а !» — ч и т а ю т дети по слогейй. П р е д л о ж е н и е в зя то для р а збо р а , для то го , ч тоб- у зна ть : с к о л ь ко зд е сь слов, с ко л ь ­ к о сло го в в к а ж д о м слове . Но па ­ раллель но с о б р а зо ва тельны м и целям и ставятся и во спи та тель ­ ны е ; идет к о р о т ка я беседа о том , ч то с к о р о ребята станут не п р о с ­ то у ч е н и кам и , а о ктяб р я там и . Н е зам е тно я о ка зы в аю с ь во власти у э то го л у ч и с то го взгляда , у этой а тм осф еры д о б р о ты и лю б в и , к о то ры е царя т зд е сь . За весь у р о к уч и тельница ни р а зу не повысила голоса , не п о см о тр ела се р д и то . Не получается у Саши написание б у квы «р». «Н иче го . П олуч и тся . Все ведь д ости гае тся тр у д ом » . А если, устав за три у р о ка , расслабились , заво зили сь , М а р и я Ф е д о то в н а о п я ть -та ки на ­ хо д и т м у д ры й вы ход : — Ребята! А ка к х о р ош о с е г о д ­ ня сиди т Маш а С и д о р о ва ! Вы т о л ь к о п о см о тр и те ! Ч е ре з с е ку н д у все вед ут себя отлично . К а ж д ы й день уч и тельница п о к а ­ зывает п е р е д ребя там и лучш ие классны е и д ом аш ни е рабо ты в тетрадях . И с к а ж д ы м д н ем у ч е ­ н и ки пиш ут л у ч ш е . . Они у ж е п о ­ луч или пе р вы е « пя тер ки» , «чет ­ ве р ки» и « тр ой ки» . « Д в о е к» у ч и ­ тельница не ставит («Ну к а к это поставить «два» — ср а зу отбить о хо ту к уч е нию » ) . Но ко г д а з а д а ­ ние написано хуж е , ч ем на «три», в те традя х появляется ч е рто ч ка вм е с то о тм е т ки . Ребята назы ваю т ее « п о зо р н о й ч ертой» и — стара ­ ю тся не получать . М е т о д п о ощ р е н и я и м е т од м н о ­ г о о б р а зи я видов рабо ты на у р о к е — вот главные п о м ощ н и ки М ар и и Ф е д о то в ны . Бла годаря им, а не « е ж о вы м р у кавицам » , д обивается п е д а г о г х о р ош е й д и сциплины и с т о п р о це н тн о й успе ва ем о с ти . В п р ош л о м г о д у из тр ид ца ти шести уч ащ ихся ее класса двадцать семь за ко н ч и л и у ч е б у на « хо р ош о » и «отлично» . Такие успе хи — н е с о м ­ ненно , ре зуль та т б о л ьш о г о запа ­ са знаний и опыта учителя . Но не т о л ь ко . Главная прич ина успеха м не видится в са м о о т в е рж е н н о й лю б в и п еда го га к е г о н е л е г ко й пр оф е ссии . Л ю б ви , начавш ейся в детстве . Стать у ч и телем все гда бы ло м еч то й М ар и и Ф е д о то в ны . Еще и не училась , а уж е играла в «ш ко ­ лу» и все представляла ,, к а к п р о ­ стучат ее ка б л у ч ки по ко р и д о р у , к а к войд е т она в класс , к а к за г о ­ во р и т с у ч ени кам и ... П олуч ен д и п лом учителя . И юная е г о обладательница еде т по на п р а вле нию в Д а ге с тан . В м а ­ л е н ь ко м ауле бы ло все го две р у с с ки х д е в уш ки , к о т о р ы е д о л ж ­ ны обуч ать р е б я т всей ш колы р у с с к о м у я зы к у . Т р уд но . Но М а ­ рия Ф е д о то в н а часто слыш ит на а ва р с ко м я зы ке (е г о с р о ч н о п р и ­ шлось вы учи ть ) слова ; р у с с ки й — б о г . И это о бя зы ва е т быть все ­ сильной . Н и к а к о й рабо ты не б о я ­ лась м оло д а я уч и тельница . У ж и ­ телей аула бы ло по н е с ко л ь к у к о ­ ров . Ж е нщ и ны уставали дои ть . И М а р и я Ф е д о то в н а б е р е т в р у ки п о д о й н и к . В ко л х о зе ш кола — первая п ом ощ н и ца . И за сове том лю д и т о ж е шли в ш ко л у . Были случаи , ко г д а к д ом у , где ж и ли м ол о ды е учителя , п р иб е гали м у ж ­ чины , ж е нщ и н ы и, размахи вая р у ­ ками , путая р у с с ки е и аварские слова объясняли , что на к р а ю ау ­ ла р ож д а е т с я ч елове к . Н а с ко р о на ки н ув плато к , беж али д е в уш ки к киш л а к у о ка зы ва ть а к уш е р с к ую п ом ощ ь . О ч ен ь тр о га тельным бы ло рас ­ ставание с а улом . Рано у тр ом , так, ч тоб н и к то не видел, в о к р у ­ ж е н и и самы х б л и з ки х д р у з е й вы ­ шли д е в уш ки с ч ем од ан ам и из ш колы . Было со всем тем н о , ко г д а эта м ален ь кая г р уппа дош ла ^ до площ ади . И в д р у г им навстреч у хлынула толпа . Весь аул собрался на площ ади . К то -то нес цветы , к т о - т о — ле пеш ки , к то - то — оре хи . Л ю д и обним али д ев уш е к , целова ­ ли на п р ощ ание , совали им на па ­ мять свои не хи тры е п од а р ки .. . Более четверти века п р ош ло с тех по р , но в памяти М ар и и Ф е ­ д о тов ны навсе гда остались те пять лет к а к лучш ие ее годы . С 1957 года М . Ф . Ролдугина н е и зм е н н о тр уд и тся в ср е д н ей ш коле № 10. За 33 года сво е г о п е д а г о г и ч е с ко г о стажа у ч и тельни ­ ца не ра з на граж д ала сь пам я тны ­ ми п о д а р кам и . П о ч е тным и г р а м о ­ тами , зн а ч ко м «У д а р ни к к о м м у ­ н и с ти ч е с ко г о труда» . Д е сять лет на зад вр уч или ей зна к отлич ни ка н а р о д н о г о п р о с вещ е ния . А не ­ д ав но М ар и и Ф е д о т о в н е было п р и с во е н о звание за с л уж е н н о г о уч ителя ш колы РСФСР. — М н е и на общ е с твенны е п о ­ р у ч ен и я везет , — г о в о р и т у ч и ­ тельница . В ш коле она — р у ко во д и те л ь м е т о д и ч е с ко г о объ ед и не ния у ч и ­ телей 1— 3-х классов . Вот уж е во ­ семнадца ть лет воз главляет м е т о ­ д и ч е с к ую с е кц ию п е д а г р го в на ­ чальных классов Л е в о б е р е ж н о г о района . Пять лет является ч лен ом а тте с тационной ком и с с и и . Вся ее общ е с тве нна я работа не о б хо д им а для во спитания новой плеяды х о ­ р ош и х п е д а г о ги ч е с ки х ка д р о в . В 10-й ш коле у М а р и и Ф е д о то в ны есть свои последователи , учителя , ко т о р ы м п ом о гла она квалиф ици ­ роваться и ко т о р ы м и го р д и тся сейчас колле кти в . Это п ед а го ги В. Е. Бучнева, В. Л . Ш е стопалова , Т. И. Татарни кова . М а р и я Ф е д о ­ товна часто бывает в ш кола х Л е ­ в о б е р е ж н о г о района . Она наблю дает и оценивае т у р о к и м оло ды х специалистов , сама дает для них п о ка за тельны е у р о к и . П ровод ила она та ко й у р о к и для научной ко нф е р е н ц и и учителей Россий ­ с ко й Ф е д е р а ц и и . У ч ен и ки этой замеч ательной у ч и тельницы ж и в у т во м но ги х у г о л ка х наш ей страны . И в м ор е , и в небе побывали ее вы п ус кни ки . Всех помни т , о б о всех знает М а ­ рия Ф е д о то в н а . И они не забы ва ­ ю т с вою п е р в ую уч и тельни цу . П и ­ шут письма , п о зд р а в ляю т , пр и г ла ­ ш аю т на свадьбы . П р е п о д а е т в Х а р ь ко в с ко м ле тном уч илищ е Ге­ на М а ка р о в , уч ит р е б я тиш е к м у ­ зы ке М ари на Севастьянова . Л е т ­ чи ки , то ва р о веды , учителя , с тр о и ­ тели — е е у ч е н и ки . Были ср ед и них и та кие , к о т о р ы х назы ваю т « тр удным и» детьми . — Я считаю , — г о в о р и т М ария Ф ед о то в н а , — что если бы не мы — не бы ло бы тр уд ны х детей . От уч ителя в б ольш ей м е р е зависит, станет ли тр уд ны й р е б е н о к х о р о ­ ш им ч е ло в е ком . — И но гда слыш иш ь слова зн а ­ ком ы х , ч то не хоч ется идти на работу , — г о в о р и т М а р и я Ф е д о ­ товна. — Я не п о ним аю , к а к м о ж ­ но идти работать б е з радости . Д ля м еня рабо ч и й день — п р а з д ­ н и к о т кры ти я м и р а м о и м м алы ­ шам. Ведь я н а б лю д аю ка ж д ы й их шаг , ка ж ды й успе х . Вот сейчас п е р в о кл а с с н и ки пиш ут первые б у квы . А в м ар те о ни б уд у т р е ­ шать ур а в н е н и я ! И сам о е важ ное , не по гасить в них и с к о р к у знаний , и с к о р к у в се го х о р ош е г о , ч то есть в детях , р а зж е ч ь в них с тр ем л е ­ ние познать о к р у ж аю щ е е . И с к о л ь к о бы тр у д н о с те й в м о е й р а ­ бо те ни встречалось , я н и ко г д а не испытывала р а зо ч а р о ва ни й . П е р е д о м н о й со ч ине ния у ч е н и ­ ко в класса , к о т о р ы й ведет Ма рия Ф е д о то в н а . О т кр ы в аю те т ­ радь на у гад и читаю : «М о я меч та — стать уч и телем . М н е оч ен ь хо ­ чется учить м але н ь ки х детей» . Пусть эти слова п р о зв у ч а т ка к по зд р а в ле н и е , к а к бла год а р но с ть за Ваш б е с ко ры с тн ы й тр уд , д о р о ­ гой уч итель ! И. ЖИВЫХ. У сп ехов вам и сч а с ть я ! Вот уж е шестой г о д мы знаем препод ава теля р у с с к о г о язы ка и ли те р а туры Тамару Н и кола е вн у В и хр и с тю к . С тех п ор , ко г д а она приш ла в наш класс и с ка за л а : «Я— ваш кла ссны й р у ко вод и тель» , мы с ней не расстаемся . Тамару Н и кола е в н у знает вся ш кола . Она спр а ведли вы й и честный , д об ры й и с тр о ги й , все п о н им ающ и й у ч и ­ тель, к о т о р о м у м о ж н о поведать самые с о кр о в е н ны е тайны , с п р о ­ сить совет, она н и ко гд а не о т ка ­ ж е тся п ом о ч ь р а зобр а ть ся в твоих мы слях . ГТроизошел ли ко нф л и к т с то ва р ищ ам и , сл у ч и ­ лась ли не пр ия тно с ть в семье — со всеми ка ж ущ им и с я нам н е р а з ­ р еш им ы м и п р о б л ем ам и мы сп е ­ ш им обра ти ть ся к Тамаре Н и к о ­ лаевне . В та кие м ину ты она ста ­ нови тся самы м б л и з ки м д р у г о м . в то р о й нашей м а тер ью . Это — не зам е н им ы й ч е ло в е к в нашей ш ко л ь н о й ж и зн и . Больш ое Вам спа сибо за все, наш лю б и мы й учитель ! П р о й д е т н е м н о г о вр ем е ни , и мы г р у с т н о с к а ж е м наш ем у вто ­ р о м у д о м у «Д о свидания !» . Но это не б уд е т означать , ч то мы р а с п р ощ а ем с я со ш ко л о й навсе г ­ да. В тр уд ны е м ину ты и м инуты удач мы вновь п р о й д е м «по ти ­ хим ш ко л ь ны м этажам» . А с е го д н я мы п о зд р а в ля ем всех д о р о г и х нам наставников наш ей ш колы с их п р а з д н и к о м — Д н е м уч и теля ! И с кр е н н е ж е ла ем им х о р ош и х у ч е н и ко в , у спе хо в во всем , счастья и б л а г о д а р им их от всей д уш и ! УЧАЩИЕСЯ 9 «Б» КЛ АССА СРЕДНЕЙ Ш КО Л Ы № 39. Грузинская ССР. Директор М цхетск ой восьмилетней шк олы Ш алва Давидович Татар аш ви ли— ветеран войны, уч астн и к боев ч а Малой земле. Это о нем, моряке- десан тн и к е, пишет Л . И . Бреж нев в своих воспоминаниях «М алая .земля»: « ...1 5 февраля, то есть на. одиннадцатый день после первой высадк и , одному из десан тни к о в , Ш алве Татар аш ви ли , исполни ­ лось 23 года. Его неразлуч ный др уг Петр Верещагин подарил ему 23 патрона из своего ди ск а. Это был самый дорогой подарок , по ­ тому что патронов не хватало , а ож идалась очередная атак а вра­ г а» . 38 - й год пошел с того п ам ят­ ного дн я, но Ш алве Давидовичу ник о гда не забыть ег о ... Молодой уч и тель из М ц хета был призван в армию в ав густе 19 40 года. Война застала его в Бак инск ом высшем мореходном уч илище. Орден Красной Звезды, медали «За о тв аг у», «За боевые заслуги » — свидетельства муж е­ ства десан тн и к а. А к о гда отгремели залпы Вели ­ кой Отечественной войны, Ш алва Татар ашвили вер нулся к самой мирной на земле профессии уч и ­ теля. На снимке: Ш алва Давидович Татар ашвили . Фотохроник а ТАСС. Мы вырастаем — М ир в дом е тесен . Нам не хватает Романтик и , песен . Уно сим в дор о гу Ладоней тепло , И гр устно немно го . Что детство прошло . Но время не властно Над памятью . Нет. И первый уч итель — Всю ж изнь сер дц у свет. Он верный маяк мой В тр уде и в бор ьбе. За это , уч и тель. Спасибо тебе! В. СОСЕДОВА. Пятилетие отмечает самый крупный во Львове межшкольный учебный' комбинат Железнодорожного района города. Основная за ­ дача его профессиональная ориентация школьников 9— 10 классов. Здесь можно получить специальности автослесаря, чертежника, сле­ саря широкого профиля, электромонтажника, радиомонтажника, сек- ретаря-делопроизводителя и другие. В процессе обучения учащиеся не просто знакомятся с рабочей профессией, но и приобретают профессиональные навыки, принима­ ют участие в изготовлении промыш,"енной продукции, После оконча ­ ния курса производственного обучения выпускники комбината сда­ ют квалификационные экзамены и им вручаются свидетельства о получении той или иной профессии. Часто в гости на комбинат приходят передовики производства, чтобы рассказать ребятам о своих предприятиях. На снимке: депутат Верховного Совета СССР, бригадир монтаж ­ ников производственного объединения «Электрон» Галина Ж арко (в центре) среди школьников. Фо тохроник а ТА СС, Помогают шефы Школа выполняет сейчас глав­ ную функцию формирования лич­ ности подрастающего поколения. Много забот у нее ка к в учебно- воспитательном плане, так и в хо ­ зяйственно-бытовом. Поэтому школе просто необходимы настоя­ щие ПОМОЩНИКИ'—хорошие шефы. Средняя школа № 10 располо­ жена рядом с нашим заводом. Проходя мимо нее, приятно смот­ реть на опрятное, красивое зда ­ ние. Невольно думаешь: «Это за ­ вод помог стать школе такой». Но так ли это? Велика ли помощь завода школе? Этот вопрос я задала директо ­ ру школы № 10 Нине Яковлевне Конешевской. — Нашими шефами на заво­ де, — ответила она, — являются: пятый тракторный, чугунолитей ­ ный и кузнечный цехи, отделы технического контроля и подго ­ товки производства. Но сущест­ венную помощь щколе оказывает только тракторный цех № 5. По- отечески заботятся о школе рабо­ чие цеха: делают инструменты и наглядные пособия, а совсем не­ давно заменили на новый вышед­ ший из строя электромотор. Вот поэтому своих добрых шефов ре­ бята ждут с нетерпением. Каждая новая встреча для них — празд­ ник. — К сожалению, — продолжает Нина Яковлевна, •— я не могу сказать добрых слов в адрес ос­ тальных четырех Шефских органи ­ заций. Просьбы, с которыми мы обращаемся к ним, часто остают­ ся безответными. А ведь в нашей школе учатся дети рабочих и слу ­ жащих завода. А сколько наших выпускников трудятся там1 Горький укор прозвучал в голо ­ се директора школы. К а к хочется, чтобы его услышали товарищи из названных цехов и отделов, ответ­ ственные за шефскую помощь. И. ФЕДОРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz