Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
4 : о к т я б р я — Д е д ь у и т е л л «Учи тель ница первая моя» Ш ко л ь ны е с туп е н ь ки привели м ен я к д в е р ям п е р в о г о «В» кла с са с р е д н е й ш колы № 10. Г олубые парты , я р ко -ж е л ты е ш то ры , цветы на о кна х , к р а с о ч ные на гляд ны е п о собия — все это со зд авало п р а зд н и ч н о е наст р о е н и е . «В та ко й ую тн о й , полной света ком на те хочется и учиться , и работать» , — подум ала я и вспом нила слова Нины Я ковлевны К о н еш е в с ко й , д и р е к то р а ш колы ; «Три нед ели назад в этот класс н е п р и я тн о бы ло входить» . И м не захотелось написать о ч е ло в е ке , волш ебно и зм е ни вш ем кл а с с н ую ком на ту . В ш ко л е я с р а з у ж е услышала м н о г о х о р о ш е г о в адрес этой уч и тельни цы : та кти чна , тр уд олю б и ва , добра ... И вот я на у р о к е письма , к о т о ры й ведет обаятельная ж е нщ и н а с л у ч и с тым в з г л я д ом — М ар и я Ф е д о т о в н а Ролдугина . А к к у р а т н о висят пор тф ели на к р ю ч к а х , приби ты х к партам р о д и телям и . М але н ь кий Володя У лья но в застенч иво улыбается р е б я там с пор трета . В о сем ьд еся т глаз д о в е р ч и в о см о тр я т на у ч и тельни цу . «Мы вну -ча -та Л е -ни -н а !» — ч и т а ю т дети по слогейй. П р е д л о ж е н и е в зя то для р а збо р а , для то го , ч тоб- у зна ть : с к о л ь ко зд е сь слов, с ко л ь к о сло го в в к а ж д о м слове . Но па раллель но с о б р а зо ва тельны м и целям и ставятся и во спи та тель ны е ; идет к о р о т ка я беседа о том , ч то с к о р о ребята станут не п р о с то у ч е н и кам и , а о ктяб р я там и . Н е зам е тно я о ка зы в аю с ь во власти у э то го л у ч и с то го взгляда , у этой а тм осф еры д о б р о ты и лю б в и , к о то ры е царя т зд е сь . За весь у р о к уч и тельница ни р а зу не повысила голоса , не п о см о тр ела се р д и то . Не получается у Саши написание б у квы «р». «Н иче го . П олуч и тся . Все ведь д ости гае тся тр у д ом » . А если, устав за три у р о ка , расслабились , заво зили сь , М а р и я Ф е д о то в н а о п я ть -та ки на хо д и т м у д ры й вы ход : — Ребята! А ка к х о р ош о с е г о д ня сиди т Маш а С и д о р о ва ! Вы т о л ь к о п о см о тр и те ! Ч е ре з с е ку н д у все вед ут себя отлично . К а ж д ы й день уч и тельница п о к а зывает п е р е д ребя там и лучш ие классны е и д ом аш ни е рабо ты в тетрадях . И с к а ж д ы м д н ем у ч е н и ки пиш ут л у ч ш е . . Они у ж е п о луч или пе р вы е « пя тер ки» , «чет ве р ки» и « тр ой ки» . « Д в о е к» у ч и тельница не ставит («Ну к а к это поставить «два» — ср а зу отбить о хо ту к уч е нию » ) . Но ко г д а з а д а ние написано хуж е , ч ем на «три», в те традя х появляется ч е рто ч ка вм е с то о тм е т ки . Ребята назы ваю т ее « п о зо р н о й ч ертой» и — стара ю тся не получать . М е т о д п о ощ р е н и я и м е т од м н о г о о б р а зи я видов рабо ты на у р о к е — вот главные п о м ощ н и ки М ар и и Ф е д о то в ны . Бла годаря им, а не « е ж о вы м р у кавицам » , д обивается п е д а г о г х о р ош е й д и сциплины и с т о п р о це н тн о й успе ва ем о с ти . В п р ош л о м г о д у из тр ид ца ти шести уч ащ ихся ее класса двадцать семь за ко н ч и л и у ч е б у на « хо р ош о » и «отлично» . Такие успе хи — н е с о м ненно , ре зуль та т б о л ьш о г о запа са знаний и опыта учителя . Но не т о л ь ко . Главная прич ина успеха м не видится в са м о о т в е рж е н н о й лю б в и п еда го га к е г о н е л е г ко й пр оф е ссии . Л ю б ви , начавш ейся в детстве . Стать у ч и телем все гда бы ло м еч то й М ар и и Ф е д о то в ны . Еще и не училась , а уж е играла в «ш ко лу» и все представляла ,, к а к п р о стучат ее ка б л у ч ки по ко р и д о р у , к а к войд е т она в класс , к а к за г о во р и т с у ч ени кам и ... П олуч ен д и п лом учителя . И юная е г о обладательница еде т по на п р а вле нию в Д а ге с тан . В м а л е н ь ко м ауле бы ло все го две р у с с ки х д е в уш ки , к о т о р ы е д о л ж ны обуч ать р е б я т всей ш колы р у с с к о м у я зы к у . Т р уд но . Но М а рия Ф е д о то в н а часто слыш ит на а ва р с ко м я зы ке (е г о с р о ч н о п р и шлось вы учи ть ) слова ; р у с с ки й — б о г . И это о бя зы ва е т быть все сильной . Н и к а к о й рабо ты не б о я лась м оло д а я уч и тельница . У ж и телей аула бы ло по н е с ко л ь к у к о ров . Ж е нщ и ны уставали дои ть . И М а р и я Ф е д о то в н а б е р е т в р у ки п о д о й н и к . В ко л х о зе ш кола — первая п ом ощ н и ца . И за сове том лю д и т о ж е шли в ш ко л у . Были случаи , ко г д а к д ом у , где ж и ли м ол о ды е учителя , п р иб е гали м у ж чины , ж е нщ и н ы и, размахи вая р у ками , путая р у с с ки е и аварские слова объясняли , что на к р а ю ау ла р ож д а е т с я ч елове к . Н а с ко р о на ки н ув плато к , беж али д е в уш ки к киш л а к у о ка зы ва ть а к уш е р с к ую п ом ощ ь . О ч ен ь тр о га тельным бы ло рас ставание с а улом . Рано у тр ом , так, ч тоб н и к то не видел, в о к р у ж е н и и самы х б л и з ки х д р у з е й вы шли д е в уш ки с ч ем од ан ам и из ш колы . Было со всем тем н о , ко г д а эта м ален ь кая г р уппа дош ла ^ до площ ади . И в д р у г им навстреч у хлынула толпа . Весь аул собрался на площ ади . К то -то нес цветы , к т о - т о — ле пеш ки , к то - то — оре хи . Л ю д и обним али д ев уш е к , целова ли на п р ощ ание , совали им на па мять свои не хи тры е п од а р ки .. . Более четверти века п р ош ло с тех по р , но в памяти М ар и и Ф е д о тов ны навсе гда остались те пять лет к а к лучш ие ее годы . С 1957 года М . Ф . Ролдугина н е и зм е н н о тр уд и тся в ср е д н ей ш коле № 10. За 33 года сво е г о п е д а г о г и ч е с ко г о стажа у ч и тельни ца не ра з на граж д ала сь пам я тны ми п о д а р кам и . П о ч е тным и г р а м о тами , зн а ч ко м «У д а р ни к к о м м у н и с ти ч е с ко г о труда» . Д е сять лет на зад вр уч или ей зна к отлич ни ка н а р о д н о г о п р о с вещ е ния . А не д ав но М ар и и Ф е д о т о в н е было п р и с во е н о звание за с л уж е н н о г о уч ителя ш колы РСФСР. — М н е и на общ е с твенны е п о р у ч ен и я везет , — г о в о р и т у ч и тельница . В ш коле она — р у ко во д и те л ь м е т о д и ч е с ко г о объ ед и не ния у ч и телей 1— 3-х классов . Вот уж е во семнадца ть лет воз главляет м е т о д и ч е с к ую с е кц ию п е д а г р го в на чальных классов Л е в о б е р е ж н о г о района . Пять лет является ч лен ом а тте с тационной ком и с с и и . Вся ее общ е с тве нна я работа не о б хо д им а для во спитания новой плеяды х о р ош и х п е д а г о ги ч е с ки х ка д р о в . В 10-й ш коле у М а р и и Ф е д о то в ны есть свои последователи , учителя , ко т о р ы м п ом о гла она квалиф ици роваться и ко т о р ы м и го р д и тся сейчас колле кти в . Это п ед а го ги В. Е. Бучнева, В. Л . Ш е стопалова , Т. И. Татарни кова . М а р и я Ф е д о товна часто бывает в ш кола х Л е в о б е р е ж н о г о района . Она наблю дает и оценивае т у р о к и м оло ды х специалистов , сама дает для них п о ка за тельны е у р о к и . П ровод ила она та ко й у р о к и для научной ко нф е р е н ц и и учителей Россий с ко й Ф е д е р а ц и и . У ч ен и ки этой замеч ательной у ч и тельницы ж и в у т во м но ги х у г о л ка х наш ей страны . И в м ор е , и в небе побывали ее вы п ус кни ки . Всех помни т , о б о всех знает М а рия Ф е д о то в н а . И они не забы ва ю т с вою п е р в ую уч и тельни цу . П и шут письма , п о зд р а в ляю т , пр и г ла ш аю т на свадьбы . П р е п о д а е т в Х а р ь ко в с ко м ле тном уч илищ е Ге на М а ка р о в , уч ит р е б я тиш е к м у зы ке М ари на Севастьянова . Л е т чи ки , то ва р о веды , учителя , с тр о и тели — е е у ч е н и ки . Были ср ед и них и та кие , к о т о р ы х назы ваю т « тр удным и» детьми . — Я считаю , — г о в о р и т М ария Ф ед о то в н а , — что если бы не мы — не бы ло бы тр уд ны х детей . От уч ителя в б ольш ей м е р е зависит, станет ли тр уд ны й р е б е н о к х о р о ш им ч е ло в е ком . — И но гда слыш иш ь слова зн а ком ы х , ч то не хоч ется идти на работу , — г о в о р и т М а р и я Ф е д о товна. — Я не п о ним аю , к а к м о ж но идти работать б е з радости . Д ля м еня рабо ч и й день — п р а з д н и к о т кры ти я м и р а м о и м м алы шам. Ведь я н а б лю д аю ка ж д ы й их шаг , ка ж ды й успе х . Вот сейчас п е р в о кл а с с н и ки пиш ут первые б у квы . А в м ар те о ни б уд у т р е шать ур а в н е н и я ! И сам о е важ ное , не по гасить в них и с к о р к у знаний , и с к о р к у в се го х о р ош е г о , ч то есть в детях , р а зж е ч ь в них с тр ем л е ние познать о к р у ж аю щ е е . И с к о л ь к о бы тр у д н о с те й в м о е й р а бо те ни встречалось , я н и ко г д а не испытывала р а зо ч а р о ва ни й . П е р е д о м н о й со ч ине ния у ч е н и ко в класса , к о т о р ы й ведет Ма рия Ф е д о то в н а . О т кр ы в аю те т радь на у гад и читаю : «М о я меч та — стать уч и телем . М н е оч ен ь хо чется учить м але н ь ки х детей» . Пусть эти слова п р о зв у ч а т ка к по зд р а в ле н и е , к а к бла год а р но с ть за Ваш б е с ко ры с тн ы й тр уд , д о р о гой уч итель ! И. ЖИВЫХ. У сп ехов вам и сч а с ть я ! Вот уж е шестой г о д мы знаем препод ава теля р у с с к о г о язы ка и ли те р а туры Тамару Н и кола е вн у В и хр и с тю к . С тех п ор , ко г д а она приш ла в наш класс и с ка за л а : «Я— ваш кла ссны й р у ко вод и тель» , мы с ней не расстаемся . Тамару Н и кола е в н у знает вся ш кола . Она спр а ведли вы й и честный , д об ры й и с тр о ги й , все п о н им ающ и й у ч и тель, к о т о р о м у м о ж н о поведать самые с о кр о в е н ны е тайны , с п р о сить совет, она н и ко гд а не о т ка ж е тся п ом о ч ь р а зобр а ть ся в твоих мы слях . ГТроизошел ли ко нф л и к т с то ва р ищ ам и , сл у ч и лась ли не пр ия тно с ть в семье — со всеми ка ж ущ им и с я нам н е р а з р еш им ы м и п р о б л ем ам и мы сп е ш им обра ти ть ся к Тамаре Н и к о лаевне . В та кие м ину ты она ста нови тся самы м б л и з ки м д р у г о м . в то р о й нашей м а тер ью . Это — не зам е н им ы й ч е ло в е к в нашей ш ко л ь н о й ж и зн и . Больш ое Вам спа сибо за все, наш лю б и мы й учитель ! П р о й д е т н е м н о г о вр ем е ни , и мы г р у с т н о с к а ж е м наш ем у вто р о м у д о м у «Д о свидания !» . Но это не б уд е т означать , ч то мы р а с п р ощ а ем с я со ш ко л о й навсе г да. В тр уд ны е м ину ты и м инуты удач мы вновь п р о й д е м «по ти хим ш ко л ь ны м этажам» . А с е го д н я мы п о зд р а в ля ем всех д о р о г и х нам наставников наш ей ш колы с их п р а з д н и к о м — Д н е м уч и теля ! И с кр е н н е ж е ла ем им х о р ош и х у ч е н и ко в , у спе хо в во всем , счастья и б л а г о д а р им их от всей д уш и ! УЧАЩИЕСЯ 9 «Б» КЛ АССА СРЕДНЕЙ Ш КО Л Ы № 39. Грузинская ССР. Директор М цхетск ой восьмилетней шк олы Ш алва Давидович Татар аш ви ли— ветеран войны, уч астн и к боев ч а Малой земле. Это о нем, моряке- десан тн и к е, пишет Л . И . Бреж нев в своих воспоминаниях «М алая .земля»: « ...1 5 февраля, то есть на. одиннадцатый день после первой высадк и , одному из десан тни к о в , Ш алве Татар аш ви ли , исполни лось 23 года. Его неразлуч ный др уг Петр Верещагин подарил ему 23 патрона из своего ди ск а. Это был самый дорогой подарок , по тому что патронов не хватало , а ож идалась очередная атак а вра г а» . 38 - й год пошел с того п ам ят ного дн я, но Ш алве Давидовичу ник о гда не забыть ег о ... Молодой уч и тель из М ц хета был призван в армию в ав густе 19 40 года. Война застала его в Бак инск ом высшем мореходном уч илище. Орден Красной Звезды, медали «За о тв аг у», «За боевые заслуги » — свидетельства муж е ства десан тн и к а. А к о гда отгремели залпы Вели кой Отечественной войны, Ш алва Татар ашвили вер нулся к самой мирной на земле профессии уч и теля. На снимке: Ш алва Давидович Татар ашвили . Фотохроник а ТАСС. Мы вырастаем — М ир в дом е тесен . Нам не хватает Романтик и , песен . Уно сим в дор о гу Ладоней тепло , И гр устно немно го . Что детство прошло . Но время не властно Над памятью . Нет. И первый уч итель — Всю ж изнь сер дц у свет. Он верный маяк мой В тр уде и в бор ьбе. За это , уч и тель. Спасибо тебе! В. СОСЕДОВА. Пятилетие отмечает самый крупный во Львове межшкольный учебный' комбинат Железнодорожного района города. Основная за дача его профессиональная ориентация школьников 9— 10 классов. Здесь можно получить специальности автослесаря, чертежника, сле саря широкого профиля, электромонтажника, радиомонтажника, сек- ретаря-делопроизводителя и другие. В процессе обучения учащиеся не просто знакомятся с рабочей профессией, но и приобретают профессиональные навыки, принима ют участие в изготовлении промыш,"енной продукции, После оконча ния курса производственного обучения выпускники комбината сда ют квалификационные экзамены и им вручаются свидетельства о получении той или иной профессии. Часто в гости на комбинат приходят передовики производства, чтобы рассказать ребятам о своих предприятиях. На снимке: депутат Верховного Совета СССР, бригадир монтаж ников производственного объединения «Электрон» Галина Ж арко (в центре) среди школьников. Фо тохроник а ТА СС, Помогают шефы Школа выполняет сейчас глав ную функцию формирования лич ности подрастающего поколения. Много забот у нее ка к в учебно- воспитательном плане, так и в хо зяйственно-бытовом. Поэтому школе просто необходимы настоя щие ПОМОЩНИКИ'—хорошие шефы. Средняя школа № 10 располо жена рядом с нашим заводом. Проходя мимо нее, приятно смот реть на опрятное, красивое зда ние. Невольно думаешь: «Это за вод помог стать школе такой». Но так ли это? Велика ли помощь завода школе? Этот вопрос я задала директо ру школы № 10 Нине Яковлевне Конешевской. — Нашими шефами на заво де, — ответила она, — являются: пятый тракторный, чугунолитей ный и кузнечный цехи, отделы технического контроля и подго товки производства. Но сущест венную помощь щколе оказывает только тракторный цех № 5. По- отечески заботятся о школе рабо чие цеха: делают инструменты и наглядные пособия, а совсем не давно заменили на новый вышед ший из строя электромотор. Вот поэтому своих добрых шефов ре бята ждут с нетерпением. Каждая новая встреча для них — празд ник. — К сожалению, — продолжает Нина Яковлевна, •— я не могу сказать добрых слов в адрес ос тальных четырех Шефских органи заций. Просьбы, с которыми мы обращаемся к ним, часто остают ся безответными. А ведь в нашей школе учатся дети рабочих и слу жащих завода. А сколько наших выпускников трудятся там1 Горький укор прозвучал в голо се директора школы. К а к хочется, чтобы его услышали товарищи из названных цехов и отделов, ответ ственные за шефскую помощь. И. ФЕДОРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz