Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Быть х о з я и н о м на у ч а с т к е Одной из основных задач, по­ ставленных перед работниками тракторной промышленности в одиннадцатой пятилетке, является всемерное улучшение качества продукции как одного из важней ­ ших условий повышения эффек­ тивности производства. Анализируя результаты работы завода за семь месяцев,- нужно отметить, что потери от брака снижены по сравнению с анало­ гичным периодом прошлого юда с 0,4 до 0,33 процента. Эго озна­ чает, что завод уложился в задан­ ные показатели по браку, которые должны быть не выше 0,39 про­ цента. Возврат тракторов от при­ емщиков остался на уровне прош ­ лого года. Наряду с положительными ре­ зультатами есть еще и немало не­ достатков. Допустили увеличение потерь от брака цехи: трактор ­ ный № 4, термический, сборки трансмиссий, чугунолитейный, ста ­ лелитейный корпус. Техническими службами цехов еще в недостаточной мере уделя­ ется внимание решению вопросов учета, анализа и списания брака. Ка к правило, оформление изве­ щений на списание выполняется контрольными мастерами, а вот отдельные контролеры об этом имеют самые поверхностные по- Л а т в и й с к а я С С Р . Т р у ж е ­ н и ки Ст у ч к и н ск о г о з а в о д а т е л еф о н н ы х а п п а р а т о в п р о ­ и з в о д ст в е н н о г о о б ъ е д и н е н и я « В ЭФ » и м ен и В . И . Л е н и н а в ы п уск а ю т в сю п р о д ук ц и ю с г о суд а р ст в е н н ы м З н а к о м к а ч е ст в а . З а в о д п р о и з в о д и т 12 в и д ов т е л еф о н н ы х а п п а ­ р а т о в , в о сн о в н о м э т о — ТА-6 8 и ТА-7 2 , к о т о ры е п о л ь з ую т ся б о л ь ш и м сп р о ­ со м . З а п о сл е д н и е го д ы их в ы п уск в о з р о с в 1,4 р а з а . Н а с н и м к е : о ч е р е д н а я п а р т и я т е л еф о н н ы х а п п а р а ­ т ов г о т о в а к о т п р а в к е . Ф о т о хр о н и к а Т АСС . К О Н Т Р О Л И Р УЕТ А В Т О М А Т И К А Количество и размер частичек любых примесей, содержащихся в воде, нефтепродуктах, химиче­ ских растворах, определяет ком ­ пактный электронный анализатор, серийный выпуск которого нала­ жен в тбилисском научно-произ ­ водственном объединении «Ана- литприбор». Новая разработка грузинских приборостроителей по ­ зволяет выявлять различные при ­ меси в жид ких средах с высокой точностью и за считанные секун ­ ды. Прибор-анализатор, удостоен­ ный государственного Знака ка чества, найдет широкое примене­ ние в различных отраслях народ ­ ного хозяйства, нятня. А это ведь их основная работа. Контролер должен на каждом участке систематически, ежесмен­ но заниматься учетом брака, что­ бы в любое время мог сказать, где и по какой причине находится бракованная продукция, следить за сроками списания выданных нзвеще 1 ний, а также запрещать производственному персоналу от ­ правлять бракованную продукцию на сборочные конвейеры и ставить об этом в известность руководите ­ лей ВТК. Надо быть хозяином, а не бесстрастным свидетелем на участке. Отсюда и очень малый процент списания брака на конк ­ ретных в>иновников. Например, в тракторном цехе № 2 он составил 3,2 процента, тракторном № 3 — 4,5, в цехе сборки трансмиссий — 0,07 процента. По-прежнему большое количе­ ство деталей с отклонениями от требований чертежей поступают на сборочные конвейеры. Если проанализировать возврат деталей и узло'В от цехов-потребителей за семь месяцев, то цифры будут следующие: по кузнечному цеху — 24594, по сталелитейному кор ­ пусу — 5485, по чугунолитейному — _5218, по трак торному ЛЬ 3 — 585, по П1рессо1вому цеху — 508 деталей. Становится очевидным, что со стороны начальников ВТК, конт ­ рольных мастеров еще недостаточ­ но уделяется внимания контролю за наиболее дефектными деталя­ ми. Отсутствует анализ причин возникновения отклонений. Не выявляются и не наказываются виновники. О Р И Е Н Т И Р - К А Ч Е С Т В О Одним из факторов, положи ­ тельно влияющих на качество, является высокий уровень рацио­ нализаторской работы. Однако сейчас очень плохо обстоит дело с выполнением плана по рациона­ лизации. При плане 75 предложе­ ний с экономическим эффектом 5000 рублей Выполнено лишь 43 предложения с экономическим эф­ фектом 3290 рублей. План по ра­ ционализации был сорван по вине цехов: термического, цветнолитей- иого, сборки трансмиссий, стале­ литейного корпуса, которые не по­ дали ни одного рационализатор­ ского предложения. Результаты проверки соблюде­ ния технологических процессов показали, что процент нарушении еще очень велик и составляет 12,4 по механосборочному производст­ ву и 6,8 по заготовительным це­ хам. А при повседневных провер­ ках по механосборочному произ­ водству процент нарушений со­ ставляет 37,7, по заготовительным 4,7. С роки выполнения мероприятий, записанных в актах проверки, за ­ частую срываются. А контроль за их выполнением со стороны на­ шей службы еще недостаточен. Отсюда и частое повторение на­ рушений. Проверкой деталей в комнате точных обмеров установ ­ лено, что процент деталей с откло ­ нениями от общего количества проверенньгх за семь месяцев воз­ рос в цехах: прессовом — 75,9, тракторном № 3 — 69,5, трактор ­ ном № 4 — 49, тракторном № 5— 44,6, тракторном № 2 — 45,7, ав­ томатном — 32,4, т р а к т о р н о м № 1 — 25,7. Начальники ВТК и контрольные мастера тракторных цехов №№ 2 и 3, прессового и некоторых дру ­ гих смирились с имеющимися не­ достатками, слабо проводят пре­ дупредительный контроль на уча­ стках, несвоевременно и некачест­ венно проводят анализ дефектов. Отсюда и недостаточная принци­ пиальность и отсутствие дейст­ венной борьбы за качество изго- товлйемых деталей и узлов. С пособствует улучшению каче­ ства и создание высокой культуры про'изводства. Но, к сожалению, она еще остается на низком уров ­ не, В отдельных цехах очень гряз ­ но, детали складируются навалом. Захламлены контрольные столы, установочные паспорта заляпаны или сорваны. Многое в этом вопросе на заво­ де сделано. Отведены площади для складирования деталей и за ­ готовок. Проведены и другие ме­ роприятия. Но для наведения над ­ лежащего порядка еще предсто'ит поработать. В этом большую роль должны сыграть и службы наших ВТК. А поддержка со стороны руководства завода всегда нам оказывалась. Поэтому мы должны не быть в стороне и не ос­ тавлять вопросы культуры произ­ водства без внимания. Для успешной реализации за­ дач, стоящих перед «оллективом отдела и завода, от технологиче­ ских служб потребуется разработ­ ка Н 01 ВЫХ и осуществление ранее принятых мероприятий, необходи­ мых для планомерной и система-, тической работы по улучшению качества продукции во всех звень­ ях производства. Потребуется на­ пряженная работа в этом вопросе ка к нашего коллектива, так и все­ го завода в целом. А. С ОБО ЛЕВ, руководитель группы отдела технического контроля. И З И С Т О Р И И О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Г О Т Р А К Т О Р О С Т Р О Е Н И Я в ЭВАКУАЦИИ ...Сбор был назначен в бомбо­ убежище чугунолитейного цеха, куда м-ы пришли, захватив с со- оои самое необходимое. ^ меня, иаиример, в руках был небольшой чемоданчик, а Г. М. Эльберт ири- ше.4 с велосипедом, который в дальнейшем мы поочередно ис­ пользовали ка к грузовое тран ­ спортное средство. Уходили с завода ночью не­ большими группами по 10—12 че­ ловек. Всю дорогу, пока шла на­ ша колонна по улицам города, в черном звездном небе были видны бортовые огни немецких самоле­ тов. В начальный период Сталин­ градской битвы воздушные пира­ ты чувствовали себя над городом свободно. Спустившись на берег Волги в раног 1 е завода «Баррикады», как нам было приказано, мы долго ждали обещанного баркаса, кото ­ рый должен был переправить нас на левый берег реки. Ниже по те ­ чению — в районе городской пе­ реправы — всю ночь не прекра ­ щалась бомбежка. Там же были видны большое зарево и клубы красного дыма. Город горел. Это было потрясающее душу зрелище. Мы расставались со С талингра ­ дом с тяжелым сердцем. Нам предстояла трудная н опас­ ная операция — перебраться че­ рез Волгу, которая в этом месте была особенно широка. Ждали долго. Наступил рассвет. Когда совсем стало светло, нашу груп ­ пу, видимо, засекли самолеты: вблизи стали рваться бомбы. Мы поспешили рассредоточиться. Ос­ новная часть группы спряталась под бар>йой, которая стояла на берегу на высоких подставках. Деревянное днище баржи, конеч ­ но, не могло нас спасти, но самое главное — мы скрылись от глаз немецких летчиков. Бомбежка нашего берега серь­ езно обеспокоила нас. Один из нашей группы с испугу засунул голову в трубу, из которой выте­ кала какая-то жидкость, а туло ­ вище осталось снаружи. Потом, когда мы были уже далеко от Волги, все-подтрунивали над то­ варищем, сравнивая его со страу ­ сом. Но в тот момент мы все пе­ репугались н было совсем не до шуток! Трезво оценив обстановку, по-, няв, что ждать баркаса бесполез­ но, а оставаться здесь на узкой береговой полосе дальше нель­ зя — опасно, мы решили переби- Окоичание, Начало см, в № 97. раться через Волгу на подсобных средствах. Недалеко от баржи на­ шли полузатоиувшую большую рыбацкую лодку. Общими усилия ­ ми вытащили ее па берег, перевер­ нули, слили воду, законопатили пробоины чем попало и спустили на воду. Убедившись, что большой течи нет, мы погрузились на нее все вместе с велосипедом. В каче­ стве весел использовали доски, оторванные от старой баржи. Во время переправы также пришлось пережить ряд острых моментов. Л одка была перегруже ­ на н малейшее неосторожное дви ­ жение кого-либо из нас могло кончиться аварией. Л одка текла, и надо было все время вычерпы­ вать воду. Доплыв до стрежня, мы оказались под 'бомбежкой. То справа, то слева вздымались столбы воды от взрывов бомб. «Совсем, ка к фонтаны в Петер­ гофе» — мелькнула у меня мысль. Поднятые взрывами волны изряд­ но качали лодку, которая оыла готова вот-вот перевернуться. От ­ качку воды пришлось усилить. От взрывов мы почти оглохли и объ­ яснялись только жестами. С амым страшным было бы прямое попа­ дание в лодку. Но нам повезло —■ водный рубеж преодолели благо­ получно, без потерь. Левый берег Волги в этом месте представлял собой широкий пес­ чаный пляж с очень пологим подъемом. Натерпевшись страху, мы обрадовались, когда почувст­ вовали, ка к днище лодки зашур ­ шало по дну. До берега остава­ лось еще метров двадцать. Но, не долго думая, все стали выпрыги ­ вать из лодки прямо в обуви. Бы ­ стро добрались до берега и врас­ сыпную побежали к кустам, до которых было довольно далеко. Достигнув зеленых зарослей, все бросились на песок, чтобы отдышаться. Затем собрались все вместе под деревьями и принялись сушить обувь и намокшую одеж ­ ду, Этот эпизод я запечатлел то г ­ да на фотографии, которая стала теперь исторической, несмотря на невысокое качество снимка. На этой фотографии запечатлены Г. М. Эльберт с женой, Николай Семенов (брат будущего директо ­ ра СТЗ ), А. П. Клюкин, Е. В. Старцев, П. А. Никитин и другие члены нашей группы. Пока сушились и отдыхали от пережитых волнений, мы смотре­ ли из нашего зеленого укрытия на правый берег Волги. Там на ши ­ роком пространстве в небо над горящим С талинградом поднима­ лись громадные облака дыма. Не ­ мецкие самолеты продолжали бомбить переправы. Такое запоминается па всю жизнь! Дальнейший наш пеший марш­ рут до райцентра' Средняя Ах- туба, куда было приказано сле­ довать ирн отправке с завода, прошел спокойно. После лесной зоны, перейдя по деревянному мосту реку Ахтубу, мы оказались в ровной степи. С наступлением темноты пришлось заночевать под открытым небом. Для маскировки костер решили ие разжигать. От всех недавних острых впе­ чатлений долго не могли заснуть, несмотря на усталость. Л ежа на спине с открытыми глазами, не­ привычно было видеть над собой огромный звездный шатер, с кр у ­ говым, ничем не защищенным горизонтом. Тишина после пере­ житых бомбежек была изуми ­ тельная... Но опять мы увидели бортовые огни летящего над нами немецкого самолета. Ошибки не могло быть ■— мы уже научились по характерному звенящему зву ­ ку отличать вражеские самоле­ ты от наших. Под утро мы изряд ­ но продрогли, но когда пошли дальше, быстро согрелись. Вторую ночь также пришлось коротать под небесным сводом. Характерно, что ни у кого из нас после проведенных этих двух хо­ лодных ночей на голой земле да ­ же насморка не было. В райцентре С редняя Ахтуба мы нашли эвакопункт. Здесь нас снабдили эвакуационными до ку ­ ментами, рейсовыми продуктовы ­ ми карточками и выдали сухой паек — клеклый черный хлеб, вы ­ печенный пополам с картошкой, и по две несвежих селедки. В связи с этим вспомнился такой эпизод. Когда мы все собрались во дворе эвакопункта у костра после полу ­ чения этих селедок, один бывалый рыбак предложил нам бросить на­ ши селедки в костер, для «про­ жарки», ка к он выразился. Когда после такой термической обработ­ ки мы вынули свои селедки из ко ­ стра, то все дурные запахи исчез­ ли, и мы съели эти селедки с боль­ шим аппетитом. Среди нас был А. П. Ситничеп- ко — главный металлург СТЗ, уже пожилой человек. Мы его знали ка к больного человека. Он строго соблюдал диету и ле­ чил свой желудок яблоками. К о г ­ да к нему ни придешь, в кабинете или дома (когда он болел, то ча ­ сто вызывал нас, своих заместите­ лей, на дом для решения текущих производственных вопросов), его всегда можно было застать за очисткой яблок от кожуры перед тем, ка к съесть их. И мы очень удивились, видя, с каким аппети­ том А. И. Ситниченко ел такие хлеб и селедку. На наш вопрос, ка к его желудок реагирует на та ­ кие «зигзаги» в питании, Алексей Иванович сделал удивленное лицо и ответил; — Пр е д с т а в ь т е с е б е , с а м у д и в ­ ляюсь. совершенно не чувствую каких-либо болей... И' такой «феномен» с Алексеем Мвановиче 1 Й 1 »не был единичным случае.м. Большинство из окружа ­ ющих меня товарищей и сотруд­ ников по работе во время войны забыли про свои болячки. Только один замечательный мастер мо- дельно-опочной группы чугуноли ­ тейного цеха И. Ф. Тершуков, ко ­ торый еще до войны заболел ту ­ беркулезом, находясь в эвакуа ­ ции, остался там навсегда... Что касается такой заразной болезни,_как сыпной тиф, то бла­ годаря решительным мерам, при ­ нятым партией и правительством, никаких эпидемий в стране не бы­ ло. Решающим мероприятием в борьбе против них была организа­ ция многочисленных «санпропуск ­ ников». Пока люди мылись в «сан­ пропускниках», белье и одежда их подвергались сильному прогре­ ву в специальных камерах. Эта операция тогда называлась «про­ жарка». Лицам, прошедшим та ­ кую санитарную обработку, выда­ вались специальные справки. Без справки «санпропускника» на всех станциях билеты пассажирам не продавались. Этот порядок со­ блюдался со строгой принципи ­ альностью. Последним воспоминанием о Сталинградской земле было рас­ ставание с нашей группой в Л е ­ нинске. Здесь все эвакуированные формировались в эшелоны и от ­ правлялись по железной доррге в глубокий тыл по указанию пред­ ставителей наркоматов. У меня сдучайно сохранилось командировочное удостоверение от последней поездки в Москву, которое не успел сдать. Это дало мне возможность быстро доехать -ДО Москвы пассажирским поез­ дом «Астрахань — Москва». В Наркомате был принят Нар ­ комом Л . Я. Зальцманом, кото ­ рый подробно расспрашивал меня о последних событиях на СТЗ. Там же получил направление на новое место работы, откуда сей­ час, спустя год с небольшим, ехал опять в . Москву, предаваясь сво- н.м воспоминаниям, подводя итоги сложным, опасным и трудным со ­ бытиям своей жизни за этот про­ шедший период. В Москву приехал с надеждой, что все тяжелые, подчас изнури ­ тельные переживания остались позади и теперь в моей жизни от ­ кроется новая, более светлая страница — восстановление из ру ­ ин Сталинградского тракторного завода. Так прошла моя эвакуационная «одиссея», начавшаяся в сентябре 1942 года и закончившаяся в де­ кабре 1943-го. В. А НТОНОВ , бывший главный металлург Л ТЗ , персональный пенсионер республиканского значения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz