Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
Быть х о з я и н о м на у ч а с т к е Одной из основных задач, по ставленных перед работниками тракторной промышленности в одиннадцатой пятилетке, является всемерное улучшение качества продукции как одного из важней ших условий повышения эффек тивности производства. Анализируя результаты работы завода за семь месяцев,- нужно отметить, что потери от брака снижены по сравнению с анало гичным периодом прошлого юда с 0,4 до 0,33 процента. Эго озна чает, что завод уложился в задан ные показатели по браку, которые должны быть не выше 0,39 про цента. Возврат тракторов от при емщиков остался на уровне прош лого года. Наряду с положительными ре зультатами есть еще и немало не достатков. Допустили увеличение потерь от брака цехи: трактор ный № 4, термический, сборки трансмиссий, чугунолитейный, ста лелитейный корпус. Техническими службами цехов еще в недостаточной мере уделя ется внимание решению вопросов учета, анализа и списания брака. Ка к правило, оформление изве щений на списание выполняется контрольными мастерами, а вот отдельные контролеры об этом имеют самые поверхностные по- Л а т в и й с к а я С С Р . Т р у ж е н и ки Ст у ч к и н ск о г о з а в о д а т е л еф о н н ы х а п п а р а т о в п р о и з в о д ст в е н н о г о о б ъ е д и н е н и я « В ЭФ » и м ен и В . И . Л е н и н а в ы п уск а ю т в сю п р о д ук ц и ю с г о суд а р ст в е н н ы м З н а к о м к а ч е ст в а . З а в о д п р о и з в о д и т 12 в и д ов т е л еф о н н ы х а п п а р а т о в , в о сн о в н о м э т о — ТА-6 8 и ТА-7 2 , к о т о ры е п о л ь з ую т ся б о л ь ш и м сп р о со м . З а п о сл е д н и е го д ы их в ы п уск в о з р о с в 1,4 р а з а . Н а с н и м к е : о ч е р е д н а я п а р т и я т е л еф о н н ы х а п п а р а т ов г о т о в а к о т п р а в к е . Ф о т о хр о н и к а Т АСС . К О Н Т Р О Л И Р УЕТ А В Т О М А Т И К А Количество и размер частичек любых примесей, содержащихся в воде, нефтепродуктах, химиче ских растворах, определяет ком пактный электронный анализатор, серийный выпуск которого нала жен в тбилисском научно-произ водственном объединении «Ана- литприбор». Новая разработка грузинских приборостроителей по зволяет выявлять различные при меси в жид ких средах с высокой точностью и за считанные секун ды. Прибор-анализатор, удостоен ный государственного Знака ка чества, найдет широкое примене ние в различных отраслях народ ного хозяйства, нятня. А это ведь их основная работа. Контролер должен на каждом участке систематически, ежесмен но заниматься учетом брака, что бы в любое время мог сказать, где и по какой причине находится бракованная продукция, следить за сроками списания выданных нзвеще 1 ний, а также запрещать производственному персоналу от правлять бракованную продукцию на сборочные конвейеры и ставить об этом в известность руководите лей ВТК. Надо быть хозяином, а не бесстрастным свидетелем на участке. Отсюда и очень малый процент списания брака на конк ретных в>иновников. Например, в тракторном цехе № 2 он составил 3,2 процента, тракторном № 3 — 4,5, в цехе сборки трансмиссий — 0,07 процента. По-прежнему большое количе ство деталей с отклонениями от требований чертежей поступают на сборочные конвейеры. Если проанализировать возврат деталей и узло'В от цехов-потребителей за семь месяцев, то цифры будут следующие: по кузнечному цеху — 24594, по сталелитейному кор пусу — 5485, по чугунолитейному — _5218, по трак торному ЛЬ 3 — 585, по П1рессо1вому цеху — 508 деталей. Становится очевидным, что со стороны начальников ВТК, конт рольных мастеров еще недостаточ но уделяется внимания контролю за наиболее дефектными деталя ми. Отсутствует анализ причин возникновения отклонений. Не выявляются и не наказываются виновники. О Р И Е Н Т И Р - К А Ч Е С Т В О Одним из факторов, положи тельно влияющих на качество, является высокий уровень рацио нализаторской работы. Однако сейчас очень плохо обстоит дело с выполнением плана по рациона лизации. При плане 75 предложе ний с экономическим эффектом 5000 рублей Выполнено лишь 43 предложения с экономическим эф фектом 3290 рублей. План по ра ционализации был сорван по вине цехов: термического, цветнолитей- иого, сборки трансмиссий, стале литейного корпуса, которые не по дали ни одного рационализатор ского предложения. Результаты проверки соблюде ния технологических процессов показали, что процент нарушении еще очень велик и составляет 12,4 по механосборочному производст ву и 6,8 по заготовительным це хам. А при повседневных провер ках по механосборочному произ водству процент нарушений со ставляет 37,7, по заготовительным 4,7. С роки выполнения мероприятий, записанных в актах проверки, за частую срываются. А контроль за их выполнением со стороны на шей службы еще недостаточен. Отсюда и частое повторение на рушений. Проверкой деталей в комнате точных обмеров установ лено, что процент деталей с откло нениями от общего количества проверенньгх за семь месяцев воз рос в цехах: прессовом — 75,9, тракторном № 3 — 69,5, трактор ном № 4 — 49, тракторном № 5— 44,6, тракторном № 2 — 45,7, ав томатном — 32,4, т р а к т о р н о м № 1 — 25,7. Начальники ВТК и контрольные мастера тракторных цехов №№ 2 и 3, прессового и некоторых дру гих смирились с имеющимися не достатками, слабо проводят пре дупредительный контроль на уча стках, несвоевременно и некачест венно проводят анализ дефектов. Отсюда и недостаточная принци пиальность и отсутствие дейст венной борьбы за качество изго- товлйемых деталей и узлов. С пособствует улучшению каче ства и создание высокой культуры про'изводства. Но, к сожалению, она еще остается на низком уров не, В отдельных цехах очень гряз но, детали складируются навалом. Захламлены контрольные столы, установочные паспорта заляпаны или сорваны. Многое в этом вопросе на заво де сделано. Отведены площади для складирования деталей и за готовок. Проведены и другие ме роприятия. Но для наведения над лежащего порядка еще предсто'ит поработать. В этом большую роль должны сыграть и службы наших ВТК. А поддержка со стороны руководства завода всегда нам оказывалась. Поэтому мы должны не быть в стороне и не ос тавлять вопросы культуры произ водства без внимания. Для успешной реализации за дач, стоящих перед «оллективом отдела и завода, от технологиче ских служб потребуется разработ ка Н 01 ВЫХ и осуществление ранее принятых мероприятий, необходи мых для планомерной и система-, тической работы по улучшению качества продукции во всех звень ях производства. Потребуется на пряженная работа в этом вопросе ка к нашего коллектива, так и все го завода в целом. А. С ОБО ЛЕВ, руководитель группы отдела технического контроля. И З И С Т О Р И И О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Г О Т Р А К Т О Р О С Т Р О Е Н И Я в ЭВАКУАЦИИ ...Сбор был назначен в бомбо убежище чугунолитейного цеха, куда м-ы пришли, захватив с со- оои самое необходимое. ^ меня, иаиример, в руках был небольшой чемоданчик, а Г. М. Эльберт ири- ше.4 с велосипедом, который в дальнейшем мы поочередно ис пользовали ка к грузовое тран спортное средство. Уходили с завода ночью не большими группами по 10—12 че ловек. Всю дорогу, пока шла на ша колонна по улицам города, в черном звездном небе были видны бортовые огни немецких самоле тов. В начальный период Сталин градской битвы воздушные пира ты чувствовали себя над городом свободно. Спустившись на берег Волги в раног 1 е завода «Баррикады», как нам было приказано, мы долго ждали обещанного баркаса, кото рый должен был переправить нас на левый берег реки. Ниже по те чению — в районе городской пе реправы — всю ночь не прекра щалась бомбежка. Там же были видны большое зарево и клубы красного дыма. Город горел. Это было потрясающее душу зрелище. Мы расставались со С талингра дом с тяжелым сердцем. Нам предстояла трудная н опас ная операция — перебраться че рез Волгу, которая в этом месте была особенно широка. Ждали долго. Наступил рассвет. Когда совсем стало светло, нашу груп пу, видимо, засекли самолеты: вблизи стали рваться бомбы. Мы поспешили рассредоточиться. Ос новная часть группы спряталась под бар>йой, которая стояла на берегу на высоких подставках. Деревянное днище баржи, конеч но, не могло нас спасти, но самое главное — мы скрылись от глаз немецких летчиков. Бомбежка нашего берега серь езно обеспокоила нас. Один из нашей группы с испугу засунул голову в трубу, из которой выте кала какая-то жидкость, а туло вище осталось снаружи. Потом, когда мы были уже далеко от Волги, все-подтрунивали над то варищем, сравнивая его со страу сом. Но в тот момент мы все пе репугались н было совсем не до шуток! Трезво оценив обстановку, по-, няв, что ждать баркаса бесполез но, а оставаться здесь на узкой береговой полосе дальше нель зя — опасно, мы решили переби- Окоичание, Начало см, в № 97. раться через Волгу на подсобных средствах. Недалеко от баржи на шли полузатоиувшую большую рыбацкую лодку. Общими усилия ми вытащили ее па берег, перевер нули, слили воду, законопатили пробоины чем попало и спустили на воду. Убедившись, что большой течи нет, мы погрузились на нее все вместе с велосипедом. В каче стве весел использовали доски, оторванные от старой баржи. Во время переправы также пришлось пережить ряд острых моментов. Л одка была перегруже на н малейшее неосторожное дви жение кого-либо из нас могло кончиться аварией. Л одка текла, и надо было все время вычерпы вать воду. Доплыв до стрежня, мы оказались под 'бомбежкой. То справа, то слева вздымались столбы воды от взрывов бомб. «Совсем, ка к фонтаны в Петер гофе» — мелькнула у меня мысль. Поднятые взрывами волны изряд но качали лодку, которая оыла готова вот-вот перевернуться. От качку воды пришлось усилить. От взрывов мы почти оглохли и объ яснялись только жестами. С амым страшным было бы прямое попа дание в лодку. Но нам повезло —■ водный рубеж преодолели благо получно, без потерь. Левый берег Волги в этом месте представлял собой широкий пес чаный пляж с очень пологим подъемом. Натерпевшись страху, мы обрадовались, когда почувст вовали, ка к днище лодки зашур шало по дну. До берега остава лось еще метров двадцать. Но, не долго думая, все стали выпрыги вать из лодки прямо в обуви. Бы стро добрались до берега и врас сыпную побежали к кустам, до которых было довольно далеко. Достигнув зеленых зарослей, все бросились на песок, чтобы отдышаться. Затем собрались все вместе под деревьями и принялись сушить обувь и намокшую одеж ду, Этот эпизод я запечатлел то г да на фотографии, которая стала теперь исторической, несмотря на невысокое качество снимка. На этой фотографии запечатлены Г. М. Эльберт с женой, Николай Семенов (брат будущего директо ра СТЗ ), А. П. Клюкин, Е. В. Старцев, П. А. Никитин и другие члены нашей группы. Пока сушились и отдыхали от пережитых волнений, мы смотре ли из нашего зеленого укрытия на правый берег Волги. Там на ши роком пространстве в небо над горящим С талинградом поднима лись громадные облака дыма. Не мецкие самолеты продолжали бомбить переправы. Такое запоминается па всю жизнь! Дальнейший наш пеший марш рут до райцентра' Средняя Ах- туба, куда было приказано сле довать ирн отправке с завода, прошел спокойно. После лесной зоны, перейдя по деревянному мосту реку Ахтубу, мы оказались в ровной степи. С наступлением темноты пришлось заночевать под открытым небом. Для маскировки костер решили ие разжигать. От всех недавних острых впе чатлений долго не могли заснуть, несмотря на усталость. Л ежа на спине с открытыми глазами, не привычно было видеть над собой огромный звездный шатер, с кр у говым, ничем не защищенным горизонтом. Тишина после пере житых бомбежек была изуми тельная... Но опять мы увидели бортовые огни летящего над нами немецкого самолета. Ошибки не могло быть ■— мы уже научились по характерному звенящему зву ку отличать вражеские самоле ты от наших. Под утро мы изряд но продрогли, но когда пошли дальше, быстро согрелись. Вторую ночь также пришлось коротать под небесным сводом. Характерно, что ни у кого из нас после проведенных этих двух хо лодных ночей на голой земле да же насморка не было. В райцентре С редняя Ахтуба мы нашли эвакопункт. Здесь нас снабдили эвакуационными до ку ментами, рейсовыми продуктовы ми карточками и выдали сухой паек — клеклый черный хлеб, вы печенный пополам с картошкой, и по две несвежих селедки. В связи с этим вспомнился такой эпизод. Когда мы все собрались во дворе эвакопункта у костра после полу чения этих селедок, один бывалый рыбак предложил нам бросить на ши селедки в костер, для «про жарки», ка к он выразился. Когда после такой термической обработ ки мы вынули свои селедки из ко стра, то все дурные запахи исчез ли, и мы съели эти селедки с боль шим аппетитом. Среди нас был А. П. Ситничеп- ко — главный металлург СТЗ, уже пожилой человек. Мы его знали ка к больного человека. Он строго соблюдал диету и ле чил свой желудок яблоками. К о г да к нему ни придешь, в кабинете или дома (когда он болел, то ча сто вызывал нас, своих заместите лей, на дом для решения текущих производственных вопросов), его всегда можно было застать за очисткой яблок от кожуры перед тем, ка к съесть их. И мы очень удивились, видя, с каким аппети том А. И. Ситниченко ел такие хлеб и селедку. На наш вопрос, ка к его желудок реагирует на та кие «зигзаги» в питании, Алексей Иванович сделал удивленное лицо и ответил; — Пр е д с т а в ь т е с е б е , с а м у д и в ляюсь. совершенно не чувствую каких-либо болей... И' такой «феномен» с Алексеем Мвановиче 1 Й 1 »не был единичным случае.м. Большинство из окружа ющих меня товарищей и сотруд ников по работе во время войны забыли про свои болячки. Только один замечательный мастер мо- дельно-опочной группы чугуноли тейного цеха И. Ф. Тершуков, ко торый еще до войны заболел ту беркулезом, находясь в эвакуа ции, остался там навсегда... Что касается такой заразной болезни,_как сыпной тиф, то бла годаря решительным мерам, при нятым партией и правительством, никаких эпидемий в стране не бы ло. Решающим мероприятием в борьбе против них была организа ция многочисленных «санпропуск ников». Пока люди мылись в «сан пропускниках», белье и одежда их подвергались сильному прогре ву в специальных камерах. Эта операция тогда называлась «про жарка». Лицам, прошедшим та кую санитарную обработку, выда вались специальные справки. Без справки «санпропускника» на всех станциях билеты пассажирам не продавались. Этот порядок со блюдался со строгой принципи альностью. Последним воспоминанием о Сталинградской земле было рас ставание с нашей группой в Л е нинске. Здесь все эвакуированные формировались в эшелоны и от правлялись по железной доррге в глубокий тыл по указанию пред ставителей наркоматов. У меня сдучайно сохранилось командировочное удостоверение от последней поездки в Москву, которое не успел сдать. Это дало мне возможность быстро доехать -ДО Москвы пассажирским поез дом «Астрахань — Москва». В Наркомате был принят Нар комом Л . Я. Зальцманом, кото рый подробно расспрашивал меня о последних событиях на СТЗ. Там же получил направление на новое место работы, откуда сей час, спустя год с небольшим, ехал опять в . Москву, предаваясь сво- н.м воспоминаниям, подводя итоги сложным, опасным и трудным со бытиям своей жизни за этот про шедший период. В Москву приехал с надеждой, что все тяжелые, подчас изнури тельные переживания остались позади и теперь в моей жизни от кроется новая, более светлая страница — восстановление из ру ин Сталинградского тракторного завода. Так прошла моя эвакуационная «одиссея», начавшаяся в сентябре 1942 года и закончившаяся в де кабре 1943-го. В. А НТОНОВ , бывший главный металлург Л ТЗ , персональный пенсионер республиканского значения,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz