Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
В С Е Г Д А В П О И С К Е Заслуженный рационализатор республики... У многих невольно возникает образ человека, непре менно в очках, склонившегося над кульманом, а рядом — чертежи, горы справочной литературы. Словом, такое высокое звание как-то заставляет представлять людей какими-то необычными пе ред остальными окружающими. Но все оказалось проще, доступ нее... Старший мастер скрапоразде лочного участка Василий Влади мирович Л яхов только что вернул ся с оперативного совещания, ко торое проводил главный механик завода. Едва он переступил порог кабинета, ка к тут же в дверь по стучали... В цехе у В. В. Л яхова — боль шой по объему и очень важный по своей ответственности участок работы. Более двух десятков че ловек под началом у Василия Владимировича. Это и слесари- ремонтники, и электрики, и кра новщики. Одним словом, на Л я хова возложены обязанности и механика, и энергетика цеха. Как, наверное, и у любого руководите ля, в настольном календаре стар шего мастера на каждый день за писаны десятки самых различных вопросов. Тут и дела производст венные, и личные заботы его ра бочих. Вот зашла молодая работница. Просит отпустить ее с работы на следующий день. — Что так? — спрашивает Л яхов ее. — У меня свадьба скоро, — смущенно отвечает девушка, — заявление понесем в ЗАГС... Словом, заслуженный рациона лизатор РСФСР Василин Влади мирович Л яхов занимался самым обычным, будничным делом. ... Василию шел шестнадцатый год, когда на его еще не окреп шие плечи, ка к и тысяч других его ровесников, тяжелым испыта нием легли дни и ночи Великой Отечественной войны. Родом Л я хов из Курской области. И когда линия фронта приблизилась к родным местам Л яхова, его и одиннадцать сверстников вызвал райвоенком. Объясняя ребятам обстановку, проверил запас сухо го пайка и порекомендовал им отходить вместе с воинскими час тями. А вскоре Василий Л яхов стоял на довольствии в одной из воин ских частей. Затем — школа ме- хаников-водителей. Боевое креще ние механик-водитель получил в боях с японскими самураями на Дальнем Востоке. Суровый ар мейский быт, высокая ответствен ность сделали недавних подрост ков крепкими мужественными воинами. Именно тогда, гово рит Василий Владимирович, в обстановке боевых будеп и реша лась его дальнейшая мирная судьба. С той поры техника проч но свяжет Василия Л яхова на долгие годы. Еще когда водил боевую машину, Василий понял, ка к многое зависит от хорошо отлаженной техники. Ведь в бою от него, механика-водителя, от его машины зависело все: и побе да над противником, и жизнь все го экипажа. В такие трудные ми нуты на помощь молодому меха нику приходила смекалка и сно ровка. На горьком опыте Ляхов не раз убеждался, что механик, хорошо знающий свою машину и постоянно поддерживающий ее на ходу, — это половина успеха в бою. ... В чугунолитейный цех Васи лий Л яхов пришел в мае 1951 го да. И сразу же попросился в службу механика. Года два ушло на привыкание к обстановке, к людям. А опыт у слесаря Л яхо ва накапливался изо дня в день, из смены в смену. Слесарям служ бы механика в каждой ситуации О н и у д о с т о е н ы поч ет ног о зв а ния приходится иметь дело с чем-то новым и необычным. Но чаще всего они сталкиваются с одними и теми же поломками. Вот тогда и возникает вопрос: ка к добиться того, чтобы механизм работал дольше, надежнее. Сначала на счету начинающего рационализа тора были не очень сложные усо вершенствования, которые все же заметно облегчали ремонт обору дования. Самая первая и наиболее весо мая разработка появилась на третьем году работы Л яхова в цехе. Не один раз слесарь видел, как на стержневом участке руби ли вручную каркасы. Труд нелег кий, да и небезопасный. К тому же и производительность труда была низкой. В ту пору Василий Л яхов был уже на втором курсе машиностроительного техникума. Теперь помимо природной сме калки теоретические знания были для него хорошим подспорьем в новаторском деле. Василий сам подготовил чертежи, произвел не обходимые расчеты. Конечно, не обошлось и без помощи более опытных специалистов, но основ ную разработку сделал слесарь самостоятельно. И вот станок для резки карка сов заработал. Эффект был не ожиданным. Ка к говорит Василий Владимирович, производитель ность труда на этом рабочем месте выросла почти... в 150 раз. Эта разработка положила начало для претворения в реальность де виза, своего рода творческого кредо В. В. Л яхова: получать от внедренных новшеств наиболь ший эффект при самых минималь ных затратах. Свыше сотни разработанных и внедренных предложений в чугу нолитейном и скрапоразделочном цехах — таков далеко не полный счет новшеств у Василия Влади мировича Ляхова. Новаторство — дело вечно живое и постоянно требующее преданности, и, конеч но же, рационализатора оно за хватывает навсегда. Достигнута победа, пришла удача. Казалось, все, вопрос ре шен. Но в том и особенность творчества рационализатора, что он постоянно находится в поиске новых решений и путей. Есть бли жайшая цель и у Василия Влади мировича. Узких мест в скрапо разделочном цехе немало. Вот и стремится Л яхов устранить их. Сделать операции легче выполни мыми для рабочих и эффективны ми для производства. Вот цель поисков рационализатора Ляхова. На «примете» у Василия Влади мировича есть одна сложная за думка. В цехе пока не разработан вопрос отделения крупных дета лей в металлической стружке, ко торая поступает на переработку. Пока, говорит Василий Владими рович, происходит «прикидка». Но по уверенным словам, а еще точ нее, по предыдущим разработкам можно, пожалуй, предугадать, что и этот «темный» вопрос будет ус пешно решен. У каждого рационализатора своя «теория», свой принцип, ко торыми один новатор отличается от другого. Успех в рационализа торстве, считает Л яхов, невоз можен без хороших знаний техно логии производства, умения пра вил ь н о о п р е д е л и т ь о б - становку, в которой работает тот или иной механизм. И конечно же, без таких качеств, как настойчи вость и терпение, рассчитывать на успех очень трудно. Недавно В. В. Л яхову было присвоено звание «Заслуженный рационализатор РСФСР». Что и говорить, высокая честь оказана новатору. Приятно сознавать, что постоянный и нелегкий поиск но вого отмечен, оценен. Но это зва ние еще и обязывает ко многому. Так считает и В. В. Л яхов. Авторитет у старшего мастера высокий. И не только как актив ного рационализатора уважают в коллективе Василия Владимиро вича. Почти двадцать лет комму нист Л яхов возглавляет партий ную организацию скрапоразделоч ного цеха. А такое доверие гово рит о высоких личных качествах новатора. В. БЫЧКОВ . 1 4 —. — — З а п о р о ж ь е . ( Ук р а и н ск а я ■ И О Г О р О Д Я Д Я С С Р ) . Па м я т н и к В . И . Л с - с т р а н ы н н н у у Д н е п р о г э с а . Ф о т о хр о н и к а Т у \ СС. Ч ТО МОЖ ЕТ ТРАКТОР Хорошо работают аппараты ма- шпппого дрсппя па фермах, когда электроэнергия поступает беспе ребойно. Иу, а если авария на Л ИНИН? А ведь режим дойки ко ров нарушать нельзя — надои сразу падают... Но выход есть. Достаточно создать вакуумный режим в ап парате. чтобы дойка продолжа лась. С этой целью механик Н. Павлов, инженер Г. Горев п бригадир механизаторов А. Фе- дяй из колхоза «Завет Ленина» Годячского района, что на Пол- тявшипс, разраооталп простои, по эффективный способ. Трактор Т-40 подъезжает к тамбуру фермы, где расположены электродвигатели и вакуумные насосы системы машинного дое ния. Затем шланг вакуумного на соса трубопровода снимается и насаживается на всасывающую трубку воздушного фильтра трак торного двигателя. В результате — вакуум до 0,8 атмосферы, до статочный для дойки.' В. ПАВЛ ЕНКО . Н р А З ы — в е з д е х о д ы Г I Э к о н о м и к е — б ы т ь э к о н о м н о й ! З А К А З А Л И , П О Л У Ч И Л И И . . . В Ы Б Р О С И Л И «Всемерно содействовать даль нейшему развитию массового творчества изобретателей н ра ционализаторов», — говорится в Основных направлениях экономи ческого и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы н на период до 1990 года. Этим подчеркнуто большое значение новаторского движения в реше нии задач одиннадцатой пятилет ки. Весом вклад, который внесли изобретатели и рационализаторы нашего завода в развитие техниче ского прогресса. Достаточно ска зать, что в десятой пятилетке реа лизовано 7570 рационализатор ских предложений н 103 изобрете ния, позволивших сэкономить 4700 тонн черных и цветных металлов, 11 млн. квт-ч электроэнергии, условно высвободить 497 человек. И тем досаднее, что у нас встре чаются факты волокиты и безот ветственного отношения при даче заключений па предложения. Так, в 1975 году авторы И. М. Иванников и А. В. Коротаев пода ли заявление на рационализатор ское предложение № А6984 « 2 -шп 1 Шдельная головка и приспо собление для обработки детали Т25-2805094». Тракторный цех № 2 принимает предложение и направ ляет его для разработки чертежей в отдел главного технолога. Здесь работу эту не ведут, но в 1976 го ду появляется новое предложение № А7828 автора В. Н. Мухина «8-шпиндельная головка для обра ботки детали Т25-2805094» — той же самой. Цех принимает предложение и заказывает оснастку инструмен- тально-штамповому отделу. В ап реле 1978 года 8-шпиндельная го ловка была изготовлена и направ лена в тракторный цех № 2 на внедрение. Три года валялось в цехе это приспособление и, ка к ненужный хлам, было выброшено. А ведь этот цех заплатил за его Изготовление 1350 рублей. Пожимает плечами начальник цеха Н. Н. Тамбовский: — Нам оно и не нужно, мы прекрасно управляемся с одномест ным шпинделем, Спрашивается, кто же повинен в том, что выброшены государст венные деньги на ветер? А ме талл, а трудовые ресурсы, кото рых нам так не хватает везде! Инструментальщики старались сделать хорошо, а оказалось, что это никому не нужно. Это с одной стороны. А с дру гой — сделали приспособление, а устанавлипать его некуда — нет станка. Д а и установка приспо собления требует невероятных усилий, так ка к оно очень гро моздко. И дело в том, что в отде ле главного технолога при проек- тироваинн того нлп иного приспо собления, по-виднмому, абсолют но не продумывают вопрос — ка к установить, ка к работать с ним. Подобных примеров немало. Точно такая же участь постигла и предложение № А10183, подан ное в апреле 1977 года начальни ком бюро ОГТ Н. Л . Вишняко вым ,— «Деталь Т25-2801260 кре пить к брусу механизированным 4-шпиндельным гайковертом». Если в январе 1981 года, после трехлетнего хождения предложе -1 ния по мукам, 4-шпиндельный гайковерт был изготовлен, то о механизации его работы не было и речи. — К а к пользоваться этим гай ковертом? — такой вопрос был задан заместителю главного тех нолога В. М. Добрынину. По от вечать на него т. Добрынин не стал. Очевидно, ему этот вопрос не понравился: — Пусть цех внедряет. Если что не ясно, пусть звонят, зовут, мы поможем. Цеху же нужна не помощь со ветом, а проект механизации ра бот с этим 4-местным гайковер том. Притом отвечающий всем правилам и нормам техники бе зопасности, так ка к весит гайко верт больше 50 килограммов. К а к видим, предложение ценное н нужное, но вопрос практическо го его осуществления мр проду ман до сих пор, На этих примерах видно отно шение администрации тракторно го цеха № 2 и руководства отдела главного технолога к нуждам производства и к новаторам. Гроши собирает второй трак торный цех, чтобы выполнить план по рационализации. За 8 ме сяцев текущего года этот цех от использования рационализа торских предложений получил только 1300 рублей экономии при плане 13,3 тысячи рублей. П, не задумываясь, здесь выбрасывают государственные средства. «По думаешь 1350 рублей! Ведь не наказывают, же за это». О какой эффективности рационализации при подобном отношении может быть речь? Па факты иедобросовсстпого, безответственного отношения -к даче заключений по предложени ям указывалось и па недавно сос тоявшемся совещании у замести теля главного инженера Е. П. Готовского. Рационализаторы не обуза, а большая сила при умелом исполь зовании их творческих порывов, их заннтересопан,пости в развитии производства и повышешш его эффективности. 3. ЗАБЕЛ О , председатель заводского совета ВОИР, Полтавская область. Ежегодно с конвейера Кременчугского ав тозавода имени 50-летия Совет ской Украины сходят десятки мощных КрАЗов. Большегрузные тягачи, лесовозы, грузовики, само свалы с маркой этого предприя тия обладают высокой проходи мостью, хорошей скоростью, вы носливостью, просты и надежны в управлении. Они отлично заре комендовали себя на БАМе, в Тю мени, на Крайнем Севере, в тро пиках, нх покупают 56 стран ми ра. Внедрение в производство но вейших достижений науки и тех ники, тесная взаимосвязь с пред- приятиямн-смежникамп, сотруд ничество с 30 научными центрами страны помогли автомобилестрои телям выполнить досрочно произ водственную программу десятой пятилетки II реализовать сверх плановой продукции на 59 милли онов рублен. Это обеспечило ус пешный старт в одиннадцатой пя тилетке. К 30 декабря коллектив автозавода намерен реализовать всей продукции дополнительно к заданию на !,7 миллиона рублей. На снимке'; (слева направо) генеральный директор КрАЗа А. И. Горяйнов, главный конст руктор В. В. Тоболнп и инженер- конструктор Т, С. Шишкина. Фотохроника ТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz