Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

В С Е Г Д А В П О И С К Е Заслуженный рационализатор республики... У многих невольно возникает образ человека, непре­ менно в очках, склонившегося над кульманом, а рядом — чертежи, горы справочной литературы. Словом, такое высокое звание как-то заставляет представлять людей какими-то необычными пе­ ред остальными окружающими. Но все оказалось проще, доступ ­ нее... Старший мастер скрапоразде ­ лочного участка Василий Влади­ мирович Л яхов только что вернул­ ся с оперативного совещания, ко ­ торое проводил главный механик завода. Едва он переступил порог кабинета, ка к тут же в дверь по ­ стучали... В цехе у В. В. Л яхова — боль­ шой по объему и очень важный по своей ответственности участок работы. Более двух десятков че­ ловек под началом у Василия Владимировича. Это и слесари- ремонтники, и электрики, и кра ­ новщики. Одним словом, на Л я ­ хова возложены обязанности и механика, и энергетика цеха. Как, наверное, и у любого руководите ­ ля, в настольном календаре стар ­ шего мастера на каждый день за ­ писаны десятки самых различных вопросов. Тут и дела производст­ венные, и личные заботы его ра­ бочих. Вот зашла молодая работница. Просит отпустить ее с работы на следующий день. — Что так? — спрашивает Л яхов ее. — У меня свадьба скоро, — смущенно отвечает девушка, — заявление понесем в ЗАГС... Словом, заслуженный рациона­ лизатор РСФСР Василин Влади­ мирович Л яхов занимался самым обычным, будничным делом. ... Василию шел шестнадцатый год, когда на его еще не окреп ­ шие плечи, ка к и тысяч других его ровесников, тяжелым испыта­ нием легли дни и ночи Великой Отечественной войны. Родом Л я ­ хов из Курской области. И когда линия фронта приблизилась к родным местам Л яхова, его и одиннадцать сверстников вызвал райвоенком. Объясняя ребятам обстановку, проверил запас сухо ­ го пайка и порекомендовал им отходить вместе с воинскими час­ тями. А вскоре Василий Л яхов стоял на довольствии в одной из воин­ ских частей. Затем — школа ме- хаников-водителей. Боевое креще­ ние механик-водитель получил в боях с японскими самураями на Дальнем Востоке. Суровый ар ­ мейский быт, высокая ответствен­ ность сделали недавних подрост­ ков крепкими мужественными воинами. Именно тогда, гово ­ рит Василий Владимирович, в обстановке боевых будеп и реша­ лась его дальнейшая мирная судьба. С той поры техника проч ­ но свяжет Василия Л яхова на долгие годы. Еще когда водил боевую машину, Василий понял, ка к многое зависит от хорошо отлаженной техники. Ведь в бою от него, механика-водителя, от его машины зависело все: и побе­ да над противником, и жизнь все­ го экипажа. В такие трудные ми­ нуты на помощь молодому меха­ нику приходила смекалка и сно ­ ровка. На горьком опыте Ляхов не раз убеждался, что механик, хорошо знающий свою машину и постоянно поддерживающий ее на ходу, — это половина успеха в бою. ... В чугунолитейный цех Васи­ лий Л яхов пришел в мае 1951 го ­ да. И сразу же попросился в службу механика. Года два ушло на привыкание к обстановке, к людям. А опыт у слесаря Л яхо ­ ва накапливался изо дня в день, из смены в смену. Слесарям служ ­ бы механика в каждой ситуации О н и у д о с т о е н ы поч ет ног о зв а ния приходится иметь дело с чем-то новым и необычным. Но чаще всего они сталкиваются с одними и теми же поломками. Вот тогда и возникает вопрос: ка к добиться того, чтобы механизм работал дольше, надежнее. Сначала на счету начинающего рационализа­ тора были не очень сложные усо­ вершенствования, которые все же заметно облегчали ремонт обору ­ дования. Самая первая и наиболее весо­ мая разработка появилась на третьем году работы Л яхова в цехе. Не один раз слесарь видел, как на стержневом участке руби ­ ли вручную каркасы. Труд нелег­ кий, да и небезопасный. К тому же и производительность труда была низкой. В ту пору Василий Л яхов был уже на втором курсе машиностроительного техникума. Теперь помимо природной сме­ калки теоретические знания были для него хорошим подспорьем в новаторском деле. Василий сам подготовил чертежи, произвел не­ обходимые расчеты. Конечно, не обошлось и без помощи более опытных специалистов, но основ­ ную разработку сделал слесарь самостоятельно. И вот станок для резки карка ­ сов заработал. Эффект был не­ ожиданным. Ка к говорит Василий Владимирович, производитель­ ность труда на этом рабочем месте выросла почти... в 150 раз. Эта разработка положила начало для претворения в реальность де­ виза, своего рода творческого кредо В. В. Л яхова: получать от внедренных новшеств наиболь­ ший эффект при самых минималь­ ных затратах. Свыше сотни разработанных и внедренных предложений в чугу ­ нолитейном и скрапоразделочном цехах — таков далеко не полный счет новшеств у Василия Влади­ мировича Ляхова. Новаторство — дело вечно живое и постоянно требующее преданности, и, конеч­ но же, рационализатора оно за ­ хватывает навсегда. Достигнута победа, пришла удача. Казалось, все, вопрос ре­ шен. Но в том и особенность творчества рационализатора, что он постоянно находится в поиске новых решений и путей. Есть бли­ жайшая цель и у Василия Влади­ мировича. Узких мест в скрапо ­ разделочном цехе немало. Вот и стремится Л яхов устранить их. Сделать операции легче выполни­ мыми для рабочих и эффективны­ ми для производства. Вот цель поисков рационализатора Ляхова. На «примете» у Василия Влади­ мировича есть одна сложная за­ думка. В цехе пока не разработан вопрос отделения крупных дета­ лей в металлической стружке, ко ­ торая поступает на переработку. Пока, говорит Василий Владими­ рович, происходит «прикидка». Но по уверенным словам, а еще точ ­ нее, по предыдущим разработкам можно, пожалуй, предугадать, что и этот «темный» вопрос будет ус ­ пешно решен. У каждого рационализатора своя «теория», свой принцип, ко ­ торыми один новатор отличается от другого. Успех в рационализа­ торстве, считает Л яхов, невоз­ можен без хороших знаний техно­ логии производства, умения пра­ вил ь н о о п р е д е л и т ь о б - становку, в которой работает тот или иной механизм. И конечно же, без таких качеств, как настойчи­ вость и терпение, рассчитывать на успех очень трудно. Недавно В. В. Л яхову было присвоено звание «Заслуженный рационализатор РСФСР». Что и говорить, высокая честь оказана новатору. Приятно сознавать, что постоянный и нелегкий поиск но­ вого отмечен, оценен. Но это зва ­ ние еще и обязывает ко многому. Так считает и В. В. Л яхов. Авторитет у старшего мастера высокий. И не только как актив ­ ного рационализатора уважают в коллективе Василия Владимиро­ вича. Почти двадцать лет комму ­ нист Л яхов возглавляет партий ­ ную организацию скрапоразделоч ­ ного цеха. А такое доверие гово­ рит о высоких личных качествах новатора. В. БЫЧКОВ . 1 4 —. — — З а п о р о ж ь е . ( Ук р а и н ск а я ■ И О Г О р О Д Я Д Я С С Р ) . Па м я т н и к В . И . Л с - с т р а н ы н н н у у Д н е п р о г э с а . Ф о т о хр о н и к а Т у \ СС. Ч ТО МОЖ ЕТ ТРАКТОР Хорошо работают аппараты ма- шпппого дрсппя па фермах, когда электроэнергия поступает беспе­ ребойно. Иу, а если авария на Л ИНИН? А ведь режим дойки ко ­ ров нарушать нельзя — надои сразу падают... Но выход есть. Достаточно создать вакуумный режим в ап ­ парате. чтобы дойка продолжа ­ лась. С этой целью механик Н. Павлов, инженер Г. Горев п бригадир механизаторов А. Фе- дяй из колхоза «Завет Ленина» Годячского района, что на Пол- тявшипс, разраооталп простои, по эффективный способ. Трактор Т-40 подъезжает к тамбуру фермы, где расположены электродвигатели и вакуумные насосы системы машинного дое­ ния. Затем шланг вакуумного на ­ соса трубопровода снимается и насаживается на всасывающую трубку воздушного фильтра трак ­ торного двигателя. В результате — вакуум до 0,8 атмосферы, до­ статочный для дойки.' В. ПАВЛ ЕНКО . Н р А З ы — в е з д е х о д ы Г I Э к о н о м и к е — б ы т ь э к о н о м н о й ! З А К А З А Л И , П О Л У Ч И Л И И . . . В Ы Б Р О С И Л И «Всемерно содействовать даль ­ нейшему развитию массового творчества изобретателей н ра ­ ционализаторов», — говорится в Основных направлениях экономи ­ ческого и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы н на период до 1990 года. Этим подчеркнуто большое значение новаторского движения в реше­ нии задач одиннадцатой пятилет­ ки. Весом вклад, который внесли изобретатели и рационализаторы нашего завода в развитие техниче­ ского прогресса. Достаточно ска ­ зать, что в десятой пятилетке реа­ лизовано 7570 рационализатор ­ ских предложений н 103 изобрете­ ния, позволивших сэкономить 4700 тонн черных и цветных металлов, 11 млн. квт-ч электроэнергии, условно высвободить 497 человек. И тем досаднее, что у нас встре­ чаются факты волокиты и безот­ ветственного отношения при даче заключений па предложения. Так, в 1975 году авторы И. М. Иванников и А. В. Коротаев пода­ ли заявление на рационализатор­ ское предложение № А6984 « 2 -шп 1 Шдельная головка и приспо­ собление для обработки детали Т25-2805094». Тракторный цех № 2 принимает предложение и направ ­ ляет его для разработки чертежей в отдел главного технолога. Здесь работу эту не ведут, но в 1976 го ­ ду появляется новое предложение № А7828 автора В. Н. Мухина «8-шпиндельная головка для обра­ ботки детали Т25-2805094» — той же самой. Цех принимает предложение и заказывает оснастку инструмен- тально-штамповому отделу. В ап ­ реле 1978 года 8-шпиндельная го ­ ловка была изготовлена и направ ­ лена в тракторный цех № 2 на внедрение. Три года валялось в цехе это приспособление и, ка к ненужный хлам, было выброшено. А ведь этот цех заплатил за его Изготовление 1350 рублей. Пожимает плечами начальник цеха Н. Н. Тамбовский: — Нам оно и не нужно, мы прекрасно управляемся с одномест­ ным шпинделем, Спрашивается, кто же повинен в том, что выброшены государст ­ венные деньги на ветер? А ме­ талл, а трудовые ресурсы, кото ­ рых нам так не хватает везде! Инструментальщики старались сделать хорошо, а оказалось, что это никому не нужно. Это с одной стороны. А с дру ­ гой — сделали приспособление, а устанавлипать его некуда — нет станка. Д а и установка приспо­ собления требует невероятных усилий, так ка к оно очень гро ­ моздко. И дело в том, что в отде­ ле главного технолога при проек- тироваинн того нлп иного приспо­ собления, по-виднмому, абсолют­ но не продумывают вопрос — ка к установить, ка к работать с ним. Подобных примеров немало. Точно такая же участь постигла и предложение № А10183, подан ­ ное в апреле 1977 года начальни­ ком бюро ОГТ Н. Л . Вишняко ­ вым ,— «Деталь Т25-2801260 кре ­ пить к брусу механизированным 4-шпиндельным гайковертом». Если в январе 1981 года, после трехлетнего хождения предложе -1 ния по мукам, 4-шпиндельный гайковерт был изготовлен, то о механизации его работы не было и речи. — К а к пользоваться этим гай ­ ковертом? — такой вопрос был задан заместителю главного тех ­ нолога В. М. Добрынину. По от ­ вечать на него т. Добрынин не стал. Очевидно, ему этот вопрос не понравился: — Пусть цех внедряет. Если что не ясно, пусть звонят, зовут, мы поможем. Цеху же нужна не помощь со­ ветом, а проект механизации ра­ бот с этим 4-местным гайковер ­ том. Притом отвечающий всем правилам и нормам техники бе­ зопасности, так ка к весит гайко ­ верт больше 50 килограммов. К а к видим, предложение ценное н нужное, но вопрос практическо ­ го его осуществления мр проду ­ ман до сих пор, На этих примерах видно отно­ шение администрации тракторно ­ го цеха № 2 и руководства отдела главного технолога к нуждам производства и к новаторам. Гроши собирает второй трак ­ торный цех, чтобы выполнить план по рационализации. За 8 ме­ сяцев текущего года этот цех от использования рационализа­ торских предложений получил только 1300 рублей экономии при плане 13,3 тысячи рублей. П, не задумываясь, здесь выбрасывают государственные средства. «По­ думаешь 1350 рублей! Ведь не наказывают, же за это». О какой эффективности рационализации при подобном отношении может быть речь? Па факты иедобросовсстпого, безответственного отношения -к даче заключений по предложени­ ям указывалось и па недавно сос­ тоявшемся совещании у замести­ теля главного инженера Е. П. Готовского. Рационализаторы не обуза, а большая сила при умелом исполь­ зовании их творческих порывов, их заннтересопан,пости в развитии производства и повышешш его эффективности. 3. ЗАБЕЛ О , председатель заводского совета ВОИР, Полтавская область. Ежегодно с конвейера Кременчугского ав­ тозавода имени 50-летия Совет­ ской Украины сходят десятки мощных КрАЗов. Большегрузные тягачи, лесовозы, грузовики, само­ свалы с маркой этого предприя­ тия обладают высокой проходи ­ мостью, хорошей скоростью, вы ­ носливостью, просты и надежны в управлении. Они отлично заре­ комендовали себя на БАМе, в Тю ­ мени, на Крайнем Севере, в тро ­ пиках, нх покупают 56 стран ми­ ра. Внедрение в производство но ­ вейших достижений науки и тех­ ники, тесная взаимосвязь с пред- приятиямн-смежникамп, сотруд ­ ничество с 30 научными центрами страны помогли автомобилестрои­ телям выполнить досрочно произ­ водственную программу десятой пятилетки II реализовать сверх­ плановой продукции на 59 милли­ онов рублен. Это обеспечило ус ­ пешный старт в одиннадцатой пя ­ тилетке. К 30 декабря коллектив автозавода намерен реализовать всей продукции дополнительно к заданию на !,7 миллиона рублей. На снимке'; (слева направо) генеральный директор КрАЗа А. И. Горяйнов, главный конст ­ руктор В. В. Тоболнп и инженер- конструктор Т, С. Шишкина. Фотохроника ТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz