Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

по ГОРОДАМ СТРАВЫ Таллинская телебашня Эст он ск а я ССР . Тал лин ск ая т елебашня — самое вы ­ сокое строение города . Он а взмет нулась ввысь на 3 14 метров . На высоте 167 метров обор удован а смот ровая пл ощад к а , от куда от кры вает ся вид на Тал лии и его ж и ­ вописные окрестности . Сюд а экскур сант ов дост авля ет скоростной лифт . На снимках: смот ровая плонщдка ; общий вид т елебащнн . / Фот охроника ТЛСС. V, » А.С.'Д ^ I „ ; ' , На а т е и ст и ч е ск и е т ем ы З ачем человеку и споведь Церковники отводят покаянию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате исповеди грехи «делаются совершенно уничтожен­ ными, как бы их вовсе не было», а исповедующийся «возрождается духрвно». По мнению церковни­ ков, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сде­ лать человека совестливее, нравст­ венно чище, добрее. Однако если обратиться к таин­ ству покаяния, посмотреть на его существо, то с этими утвержде­ ниями согласиться нельзя. И вот почему. Защитники религии ут ­ верждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на деле та ­ кая цепь существует: это страх перед божьим судом, наказанием в аду и надежда на вечное спа­ сение, жизнь 'в раю. Следователь­ но, имя этой невидимой, но могу­ чей цепи — страх и надежда. Очень образно писал об этом за­ мечательный французский фило­ соф К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могу­ щественным и богатым. Каким путем добилось оно этого? Про­ дажей страха и надежды... Но ко- му продавать страх? Грешникам. Кому продавать -надежды? Каю ­ щимся. Убедившись в этой истине, духовенство поняло, что покупате­ лей тем больше, чем больше греш­ ников... Грешник становится- ра­ бом попа». В этих словах схвачено главное: именно сознание собственного ничтожества, греховности, необхЪ- димости покаяния для спасения— и есть та узда, которая связывает верующего с церковью,—делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают христи­ анское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не способст­ вуют укреплению моральных ус­ тоев, Одна провозглашает: чело­ век неискоренимо порочен, не спо­ собен собственными силами про­ тивостоять злу. Мол, пороки, дур ­ ные поступки неизбежны. Право- •славные каноны не допускают да­ же мысли о том, что исповедую­ щийся может не обнаружить в се­ бе никаких грехов: ведь в таком случае он не нуждается в их от­ пущении и, стало быть, выходит из-под контроля духовного лица. Интересен рассказ одной верую­ щей женщины, честной и правди­ вой, о том, как священник убеж ­ дал ее, что грех неизбежен: «Ни ­ когда я не воровала, не прелюбо­ действовала, не обижала близких и знакомых, не лгала, честно ра­ ботала. Священник на исповеди- спрашивает: грешна ли я? Гово­ рю, что не грешна и не желаю возводить на себя поклеп. А свя­ щенник, видно, осерчал, да и го ­ ворит: «Неправда твоя, раба божия Домна! Все мы грешны. По'этому молись богу». Тут я уже и смирилась». Так покаяние делает верующего рабом сознания своей испорчен­ ности. Религиозное учение о все­ общей греховности создает у ве­ рующего убеждейне, что грехов не миновать. Тем более, что они зачастую объявляются результа­ том «бесовских наваждений», «дьявольских искушений», а иног ­ да н «божеского попущения», что­ бы смирить гордость человека, по­ казать ему его ничтожество. От­ сюда и возник, очевидно, безнрав­ ственный принцип: «Не согре­ шишь — не покаешься, не пока­ ешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Этак МОЖНО и все антиобществен­ ные явления — воровство, хули­ ганство, пьянство — признать не­ отвратимыми, а вину переложить на какие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние,—идея все­ прощения. Церковники утвержда ­ ют, что милосердие божье безмер­ но, поэтому и большие, и малые грехи могут быть отпущены на­ всегда, Надо только смиренно по­ каяться, а если грехов много, то помолиться, попоститься, поста­ вить в церкви свечу потолще. Ина­ че говоря, откупиться от греха. Проповедь всепрощения, конечно, не может способствовать укреп ­ лению высоких нравственных ка ­ честв, Она создает у верующих привычку к легкому, необремени­ тельному освобождению от гре­ хов. Так формируется сознание безнаказанности любых проступ­ ков, которое не оставляет места, для глубоких душевных тревог. Давайте посмотрим, как проте­ кает исповедь. ИсповедПик ставит стереотипные вопросы. Они на­ столько привычны для него, что произносятся автоматически. В разговоре со мной один священ­ ник как-то сетовал: тяжело, мол, и утомительно переспрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Действительно, где уж ту^ быть духовному пламени, ис­ пепеляющему нравственные поро­ ки?! Ну а верующий? Он тоже приучается к односложному авто­ матизму ответов: «грешен, грешен, грешен...» Причем, отвечая на воп­ росы исповедника, он часто не знает толком ии содержания за­ поведей, ни даже того, нарушил ли он их или нет. Еще более формальный харак ­ тер носит практикуемая ныне в православных храмах общая ис­ поведь, когда каются одновремен­ но несколько человек. Священник перечисляет длинный список гре­ хов, а верующие возгЛасом_ «гре­ шен, батюшка» отмечают тот грех, в котором считают себя повин­ ными. Конечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не мо­ жет возникнуть глубокп.х пережи­ ваний. Они бывают у искрение ве­ рующего. Но дело все в том, что сам характер христианского по­ каяния, возможность постоянного сравнительно легкого избавления от грехов не способствует подлин­ ному раскаянию. Самоанализ, внутренняя работа души, нравственная самокритика, совесть как внутренний судья — все это становится ненужным при исповеди. Зачем? Ведь верую­ щий — только подсудимый, А судья — евященник, действующий от имени «божественной • силы». Но он требует от верующего приз­ нания своей вины только перед богом, а не перед людьми, обще­ ством, Разве священнику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что представляет собой кающийся, как он трудится, как относится к то­ варищам, к семье?! Это с религи­ озной точки зрения дело второ­ степенное. Самое важное — греш­ ник смиренно кается перед богом. Именно с такой позиции церковни­ ки и оценивают человека. - Идеи, лежащие в основе хрис­ тианского покаяния, неразрывно связаны с общими принципами религиозного мировоззрения, суть которых — принизить земную жизнь, свести все помыслы верую­ щего к спасению своей души. Что ему греховное и бренное земное существование, если истинный смысл бытия ,'жжит вне ее, в веч­ ном потустороннем блаженстве? Так совесть верующего получает ориентацию на иллюзорные цен­ ности, уводящие его от реальной действительности. Христианская исповедь своим всепрощением усыпляет совесть человека, унижает его мыслями о неискоренимой испорченности, соб­ ственном ничтожестве. Она не требует от верующего большого мужества: тот заранее уверен в полной амнистии своим грехам. Религиозное поквяние не может выявить причины безнравственных поступков: до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской исповеди, уводящей в мир иллюзий, черпает наш современник свои духовные силы. Источник его благородных нравственных идеалов — актив ­ ное участие в жизни социалисти­ ческого общества, творческий труд во имя счастья советских людей. М. СКИБИЦКИЙ , кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛ ЬТУРЫ 29, 30 АВГУСТА. Театральный зал. Художественный фильм «Плывут моржи»—в 18.00, 20.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 29, 30 АВГУСТА. «Берем все на себя» - - в 8.30, 14.20, 20.30. «Личной безопасности не гаранти­ рую» — в 10 . 20 , 12 . 20 , 16.10, 18.10 (удлиненный сеанс). Детский зал. «Красавица и чудовище» — в 12.00. Г4.00, 15.40. 31 АВГУСТА. Неделя француз­ ского фильма «Лифт на эша­ фот» — в 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30, 20.30. Спортивному клубу «Пламя» на постоянную работу ТРЕБУЮТ­ СЯ электрики, слесари, рабочие, дежурные, уборщицы, дворники. С предложениями обращаться к администрации стадиона «Пламя» ;1ТЗ с 8 .00 до 17.00. Дворец культуры ЛТЗ пригла- шрет на постоянную работу БАЯ­ НИСТОВ и ХУДОЖНИКА. С предложениями обращаться к администрации Дворца. Неделя французского фильма ,,Комбинат здоровья^ в строю Моск в а . В живописном уголке Леиино-Дачпоы н ед ав ­ но вст упила в строй первая очередь нового «комбинат а здоровья » — многопрофильной клинической болы шцц авт омобильного з авода имени М. А. Ли .хачева (н а сним ­ к е ) . Он а построена по плану социального развития пред ­ приятия . Зд е сь одновременно могут лечиться более ты ся чи , р а ­ бочих и сл ужащи х авт оз аводов имени Ли хаче в а и Ле-. иииского комсомол а . Фот охроника ТАСС. С 31 августа по 6 сентября в кинотеатре «Д4аяк» пройдет неде­ ля французского фильма. Зрители увидят два новых фильма: «Лифт на эшафот» — остросюжетная ки ­ нолента, в которой расследуются два запутанных убийства, и «Чу ­ довище» — о забавных приключе­ ниях каскадера и его партнерши. Во Дворце культуры будет де­ монстрироваться новая музы­ кальная кинокомедия «Фантазия на тему любви». Песни и танцы под суперсовременные ритмы, фе­ ерия фигурного катания, удиви­ тельные, почти волшебные фоку­ сы — псе это сплавлено воедино в этой истории, граничащей со сказкой II повествующей о любви, которая творит чудеса. Кроме этого, будут показаны повторные фильмы: «Пираты XX века» и «Максим Перепелица». Разнообразен репертуар кино­ фильмов II в детском зале. Это кнносборннки «Привет мартыш­ ке», «Волшебник «Ох», художест ­ венный фильм «Там вдали, за ре­ кой» и мультфильм «Большое пу­ тешествие Болека и Лелека». Мы ждем вас, -уважаемые зри­ тели. И. СПИРИНА, инструктор кино Дворца культуры. Отделу вневедомственной охра­ ны при Левобережном райотделе внутренних дел гор. Липецка для охраны объектов, расположенных в районе НЛМЗ, на постоянную работу ТРЕБУЮТСЯ: СТОРОЖА— оклад 75 рублей в месяц; КОНТРОЛЕРЫ контрольно-про­ пускных пунктов — оклад 80 рублей в месяц; ЭЛЕКТРОМОНТЕРЫ связи и сигнализации — зарплата 185 рублей в месяц (по шестой груп ­ пе). С предложениями обращаться по адресам: гор. Липецк, улица Гришина, 19, отдел кадров (те­ лефон 3 -6 8 -1 3 ) ; гор. Липецк, ЛТЗ, улица 3-го Сентября, 3. Комбинату питания Л Т З СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ тракторис­ ты на трактор Т -40 . С предложениями обращаться в отдел кадров комбината по ад­ ресу: ЛТЗ, улица Ильича, 9. 1 Х Г И Г Л Л Ш Л Е М 2 сентлпря с. г. во Дворец кудьтуры ЛТЗ на вечер «НА ЭСТРАДЕ — ЛЕНИНГРАДЦЫ». Поет заслуженный артист РСФСР, дипломант Международ­ ного конкурса Владимир ГОРОДНИЧИЙ. В концерте принимают участие: Анатолий Беленький, На­ талья Вахрушева и Геннадий Кулаков, Лариса Приходько, Николай Смирнов, Юрий Прусаков н инструментальный ан-. оамб.чь под руководством В. Другова. Начало концерта — в 20 .00 . Пилеты можно приобрести в кассе Дворца. VV^/^Л/^/^/^/\/VЧ^|ЛЛЛЛ/^ЛЛ/VVVVVУV^V!^V'<'VVVVVV^Л/VЛЛ/^Л/V^ЛЛ(^ Н А Ш А Д Р Е С : 398006 . Ли пецк, Красноэа- водская улица, дом Нв 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-21): редактора и ответ, секретаря — доб. 4-70, лите­ ратурных сотрудников — доб. 2 - 0 *. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам, Типография тракторного завода 398006, г. Липецк, ул. Красноза» еодежая, 2. ) -А- АЭ 12559. Зак. Хэ 1422, Тираж 2655 эвэ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz