Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
по ГОРОДАМ СТРАВЫ Таллинская телебашня Эст он ск а я ССР . Тал лин ск ая т елебашня — самое вы сокое строение города . Он а взмет нулась ввысь на 3 14 метров . На высоте 167 метров обор удован а смот ровая пл ощад к а , от куда от кры вает ся вид на Тал лии и его ж и вописные окрестности . Сюд а экскур сант ов дост авля ет скоростной лифт . На снимках: смот ровая плонщдка ; общий вид т елебащнн . / Фот охроника ТЛСС. V, » А.С.'Д ^ I „ ; ' , На а т е и ст и ч е ск и е т ем ы З ачем человеку и споведь Церковники отводят покаянию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате исповеди грехи «делаются совершенно уничтожен ными, как бы их вовсе не было», а исповедующийся «возрождается духрвно». По мнению церковни ков, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сде лать человека совестливее, нравст венно чище, добрее. Однако если обратиться к таин ству покаяния, посмотреть на его существо, то с этими утвержде ниями согласиться нельзя. И вот почему. Защитники религии ут верждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на деле та кая цепь существует: это страх перед божьим судом, наказанием в аду и надежда на вечное спа сение, жизнь 'в раю. Следователь но, имя этой невидимой, но могу чей цепи — страх и надежда. Очень образно писал об этом за мечательный французский фило соф К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могу щественным и богатым. Каким путем добилось оно этого? Про дажей страха и надежды... Но ко- му продавать страх? Грешникам. Кому продавать -надежды? Каю щимся. Убедившись в этой истине, духовенство поняло, что покупате лей тем больше, чем больше греш ников... Грешник становится- ра бом попа». В этих словах схвачено главное: именно сознание собственного ничтожества, греховности, необхЪ- димости покаяния для спасения— и есть та узда, которая связывает верующего с церковью,—делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают христи анское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не способст вуют укреплению моральных ус тоев, Одна провозглашает: чело век неискоренимо порочен, не спо собен собственными силами про тивостоять злу. Мол, пороки, дур ные поступки неизбежны. Право- •славные каноны не допускают да же мысли о том, что исповедую щийся может не обнаружить в се бе никаких грехов: ведь в таком случае он не нуждается в их от пущении и, стало быть, выходит из-под контроля духовного лица. Интересен рассказ одной верую щей женщины, честной и правди вой, о том, как священник убеж дал ее, что грех неизбежен: «Ни когда я не воровала, не прелюбо действовала, не обижала близких и знакомых, не лгала, честно ра ботала. Священник на исповеди- спрашивает: грешна ли я? Гово рю, что не грешна и не желаю возводить на себя поклеп. А свя щенник, видно, осерчал, да и го ворит: «Неправда твоя, раба божия Домна! Все мы грешны. По'этому молись богу». Тут я уже и смирилась». Так покаяние делает верующего рабом сознания своей испорчен ности. Религиозное учение о все общей греховности создает у ве рующего убеждейне, что грехов не миновать. Тем более, что они зачастую объявляются результа том «бесовских наваждений», «дьявольских искушений», а иног да н «божеского попущения», что бы смирить гордость человека, по казать ему его ничтожество. От сюда и возник, очевидно, безнрав ственный принцип: «Не согре шишь — не покаешься, не пока ешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Этак МОЖНО и все антиобществен ные явления — воровство, хули ганство, пьянство — признать не отвратимыми, а вину переложить на какие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние,—идея все прощения. Церковники утвержда ют, что милосердие божье безмер но, поэтому и большие, и малые грехи могут быть отпущены на всегда, Надо только смиренно по каяться, а если грехов много, то помолиться, попоститься, поста вить в церкви свечу потолще. Ина че говоря, откупиться от греха. Проповедь всепрощения, конечно, не может способствовать укреп лению высоких нравственных ка честв, Она создает у верующих привычку к легкому, необремени тельному освобождению от гре хов. Так формируется сознание безнаказанности любых проступ ков, которое не оставляет места, для глубоких душевных тревог. Давайте посмотрим, как проте кает исповедь. ИсповедПик ставит стереотипные вопросы. Они на столько привычны для него, что произносятся автоматически. В разговоре со мной один священ ник как-то сетовал: тяжело, мол, и утомительно переспрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Действительно, где уж ту^ быть духовному пламени, ис пепеляющему нравственные поро ки?! Ну а верующий? Он тоже приучается к односложному авто матизму ответов: «грешен, грешен, грешен...» Причем, отвечая на воп росы исповедника, он часто не знает толком ии содержания за поведей, ни даже того, нарушил ли он их или нет. Еще более формальный харак тер носит практикуемая ныне в православных храмах общая ис поведь, когда каются одновремен но несколько человек. Священник перечисляет длинный список гре хов, а верующие возгЛасом_ «гре шен, батюшка» отмечают тот грех, в котором считают себя повин ными. Конечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не мо жет возникнуть глубокп.х пережи ваний. Они бывают у искрение ве рующего. Но дело все в том, что сам характер христианского по каяния, возможность постоянного сравнительно легкого избавления от грехов не способствует подлин ному раскаянию. Самоанализ, внутренняя работа души, нравственная самокритика, совесть как внутренний судья — все это становится ненужным при исповеди. Зачем? Ведь верую щий — только подсудимый, А судья — евященник, действующий от имени «божественной • силы». Но он требует от верующего приз нания своей вины только перед богом, а не перед людьми, обще ством, Разве священнику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что представляет собой кающийся, как он трудится, как относится к то варищам, к семье?! Это с религи озной точки зрения дело второ степенное. Самое важное — греш ник смиренно кается перед богом. Именно с такой позиции церковни ки и оценивают человека. - Идеи, лежащие в основе хрис тианского покаяния, неразрывно связаны с общими принципами религиозного мировоззрения, суть которых — принизить земную жизнь, свести все помыслы верую щего к спасению своей души. Что ему греховное и бренное земное существование, если истинный смысл бытия ,'жжит вне ее, в веч ном потустороннем блаженстве? Так совесть верующего получает ориентацию на иллюзорные цен ности, уводящие его от реальной действительности. Христианская исповедь своим всепрощением усыпляет совесть человека, унижает его мыслями о неискоренимой испорченности, соб ственном ничтожестве. Она не требует от верующего большого мужества: тот заранее уверен в полной амнистии своим грехам. Религиозное поквяние не может выявить причины безнравственных поступков: до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской исповеди, уводящей в мир иллюзий, черпает наш современник свои духовные силы. Источник его благородных нравственных идеалов — актив ное участие в жизни социалисти ческого общества, творческий труд во имя счастья советских людей. М. СКИБИЦКИЙ , кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛ ЬТУРЫ 29, 30 АВГУСТА. Театральный зал. Художественный фильм «Плывут моржи»—в 18.00, 20.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 29, 30 АВГУСТА. «Берем все на себя» - - в 8.30, 14.20, 20.30. «Личной безопасности не гаранти рую» — в 10 . 20 , 12 . 20 , 16.10, 18.10 (удлиненный сеанс). Детский зал. «Красавица и чудовище» — в 12.00. Г4.00, 15.40. 31 АВГУСТА. Неделя француз ского фильма «Лифт на эша фот» — в 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30, 20.30. Спортивному клубу «Пламя» на постоянную работу ТРЕБУЮТ СЯ электрики, слесари, рабочие, дежурные, уборщицы, дворники. С предложениями обращаться к администрации стадиона «Пламя» ;1ТЗ с 8 .00 до 17.00. Дворец культуры ЛТЗ пригла- шрет на постоянную работу БАЯ НИСТОВ и ХУДОЖНИКА. С предложениями обращаться к администрации Дворца. Неделя французского фильма ,,Комбинат здоровья^ в строю Моск в а . В живописном уголке Леиино-Дачпоы н ед ав но вст упила в строй первая очередь нового «комбинат а здоровья » — многопрофильной клинической болы шцц авт омобильного з авода имени М. А. Ли .хачева (н а сним к е ) . Он а построена по плану социального развития пред приятия . Зд е сь одновременно могут лечиться более ты ся чи , р а бочих и сл ужащи х авт оз аводов имени Ли хаче в а и Ле-. иииского комсомол а . Фот охроника ТАСС. С 31 августа по 6 сентября в кинотеатре «Д4аяк» пройдет неде ля французского фильма. Зрители увидят два новых фильма: «Лифт на эшафот» — остросюжетная ки нолента, в которой расследуются два запутанных убийства, и «Чу довище» — о забавных приключе ниях каскадера и его партнерши. Во Дворце культуры будет де монстрироваться новая музы кальная кинокомедия «Фантазия на тему любви». Песни и танцы под суперсовременные ритмы, фе ерия фигурного катания, удиви тельные, почти волшебные фоку сы — псе это сплавлено воедино в этой истории, граничащей со сказкой II повествующей о любви, которая творит чудеса. Кроме этого, будут показаны повторные фильмы: «Пираты XX века» и «Максим Перепелица». Разнообразен репертуар кино фильмов II в детском зале. Это кнносборннки «Привет мартыш ке», «Волшебник «Ох», художест венный фильм «Там вдали, за ре кой» и мультфильм «Большое пу тешествие Болека и Лелека». Мы ждем вас, -уважаемые зри тели. И. СПИРИНА, инструктор кино Дворца культуры. Отделу вневедомственной охра ны при Левобережном райотделе внутренних дел гор. Липецка для охраны объектов, расположенных в районе НЛМЗ, на постоянную работу ТРЕБУЮТСЯ: СТОРОЖА— оклад 75 рублей в месяц; КОНТРОЛЕРЫ контрольно-про пускных пунктов — оклад 80 рублей в месяц; ЭЛЕКТРОМОНТЕРЫ связи и сигнализации — зарплата 185 рублей в месяц (по шестой груп пе). С предложениями обращаться по адресам: гор. Липецк, улица Гришина, 19, отдел кадров (те лефон 3 -6 8 -1 3 ) ; гор. Липецк, ЛТЗ, улица 3-го Сентября, 3. Комбинату питания Л Т З СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ тракторис ты на трактор Т -40 . С предложениями обращаться в отдел кадров комбината по ад ресу: ЛТЗ, улица Ильича, 9. 1 Х Г И Г Л Л Ш Л Е М 2 сентлпря с. г. во Дворец кудьтуры ЛТЗ на вечер «НА ЭСТРАДЕ — ЛЕНИНГРАДЦЫ». Поет заслуженный артист РСФСР, дипломант Международ ного конкурса Владимир ГОРОДНИЧИЙ. В концерте принимают участие: Анатолий Беленький, На талья Вахрушева и Геннадий Кулаков, Лариса Приходько, Николай Смирнов, Юрий Прусаков н инструментальный ан-. оамб.чь под руководством В. Другова. Начало концерта — в 20 .00 . Пилеты можно приобрести в кассе Дворца. VV^/^Л/^/^/^/\/VЧ^|ЛЛЛЛ/^ЛЛ/VVVVVУV^V!^V'<'VVVVVV^Л/VЛЛ/^Л/V^ЛЛ(^ Н А Ш А Д Р Е С : 398006 . Ли пецк, Красноэа- водская улица, дом Нв 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-21): редактора и ответ, секретаря — доб. 4-70, лите ратурных сотрудников — доб. 2 - 0 *. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам, Типография тракторного завода 398006, г. Липецк, ул. Красноза» еодежая, 2. ) -А- АЭ 12559. Зак. Хэ 1422, Тираж 2655 эвэ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz