Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
Внимани е : в ц е х е — с т а р ш е к л а с с н и к и К а к все гда , на летних к а н и к у лах д е с я т к и с т а рш е кл а с с н и к о в и у ч ащ и хся ГПТУ N° 13 п р и х о д я т в це хи наш е г о завода . Их п р и в л е к а ет сю д а в о зм о ж н о с т ь лучш е у з нать р а б о ч и е пр оф е сси и , п о з н а к о м и ть ся с ко л л е к т и в ом , п о ч у в с т в о вать себя сам о с то я те льны м и лю д ьм и . Не с е к р е т та кж е , что м н о г и е из р е б я т во зла г аю т бо/Ть- ш ие н а д е ж д ы на п р е д с т о ящ и й за р а б о т о к . Его к а к ра з д о л ж н о хватить и на за в е тн ую вещь , и на п о д а р о к м ам е . В э том г о д у ю н о е п о п олн е н и е п р и н я ли цехи : д е р е в о о б д е л о ч ны й и к о н с е р в а ц и и (там рабо тае т б о л ьш е в се г о с та рш е кла с сн и к о в ) , тр а к т о р н ь ]й № 5, с б о р к и т р а к т о ров , р е м о н т н о -с т р о и т е л ь ны й , р е м о н т н о -м е х а н и ч е с к и й , п р е ссовы й , х р а н е н и я и п е р е р а б о т к и м а т е р и а лов. Х о р о ш о приняли р е б я т в свой к о л л е к т и в в д е р е в о о б д е л о ч н о м це хе . Н аставни ками зд е сь с м е н ны е м ас тера Е. И. Ц ве т ко ва ,и Ф . С. Ра хм ан куло в О ни бы с тр о на уч или парней и д е в уш е к р а б о тать с б о рщ и к а м и тары . Работа эта т р е б у е т с н о р о в к и и о п р е д е ле н ны х на вы ко в . П е р в о е в р ем я м о л о т к и в не ум елы х р у ка х попадали по паль цам . А сейчас, ко г д а у ж е р а б о та ю т по ч ти >лесяц, т а к о г о не сл у ч а ется . Вполне о своили спе ци а ль ность и вы п о лн яю т см ен ны е за д а ния Володя Бондарев , Валера Ива н н и ко в , Ю р а Н е кр а со в , С е р е ж а Р о лд у ги н и д р у г и е вы п у с к н и к и во сьм ь ]х кла ссо в ср е д н и х ш ко л . Есть и та кие с та рш е кла с сн и к и , ч то р а б о т аю т в цехе не пер вы й ра з . Н а п р им е р , С е р е ж а Ч ерн ь : . ш ов из ш ко лы № 39. В п р ош л о м г о д у он пр иш е л сю д а после с е д ь м о г о класса , а в э том— снова ра бо та е т с б о р щ и к о м тары , да ещ е и то в а р ищ е й по ш ко л е с а г и т и р о вал п р и й ти на завод . В у ж е з н а к о м ы й им р е м о н т н о м е х а н и ч е с к и й цех приш ли - д вое д р у з е й — Г еннадий М и хале в и И г о р ь К о р о л е в — д е в я ти кла с сн и ки из 25 -й ш ко лы . О ни п р о х о д и л и в н ем п р о и з в о д с т в е н н ую п р а к т и к у в м ар те и апреле . П ом о га ли б р и г а д е слесарей , к о т о р у ю в о з главляе т Н. А . Хальзев . П о й р а в и - ло сь им зд е сь работать , и н те р е с но . г Этой б р и г а д е д о в е р яю т наиб олее с л о ж н у ю р а б о ту по ка п и та л ьн ом у р е м о н т у стан ко в . На наш ем за в о де ко л л е к т и в х о р о ш о известен . Сам Н и кола й А л е кс е е в и ч — ка ва ле р о р д е н а Т р уд о в о й Славь: III с тепени , оди н из п е р вы х на з а в о де уд о с т о е н звания «Л учш ий р а ц и о н а л и з а т о р области» . У вле ч ен ность , д е л о в о й на с трой п р и в л е к а . ю т "в б р и г а д у м о л о д е ж ь . П о э т ом у и ш к о л ь н и к и за хо тели п о р а б о тать зд е сь ле том , да не оди н м е сяц, к а к все, а два. О н и приш ли к Н и к о л аю А л е к с е е в и ч у и п о п р о с и ли : «Д яд я Коля , в о зьм и нас к с е бе на лето». — Я д о в о лен Г еной и И г о рем , — р а сс ка зы в ае т Н и колай А ле ксе е в и ч , — он и всем и н т е р е сую тся , пы таю тся п р о б о ва ть са м о с т о я те л ь н о делать опе ра ци и , с уд о в о л ь с т в и ем вы п о лн яю т все задания , д аж е если они не очень ин тере сны е . Так ч то если п о ж е лаю т после д е с я т о г о класса к нам — мы б у д е м им рады . О тн ош е н и е к наш им м о ло д ь ]м п о м ощ н и к а м в д е р е в о о б д е л о ч н о м и р е м о н т н о -м е х а н и ч е с к о м цехах сам ое б ла г ож е ла те л ьн о е , что, к о н е ч н о , не о зна ч ает б л а г о д уш н о е , О н о д о с т а т о ч н о т р е б о вательное . В цехе п о н им аю т , ка к в аж н о привле ч ь р е б я т к р а б о ч им п р оф е с си ям , дать им по п ро б о в а ть свои силы в том или и н ом деле . К с о ж а л е н и ю , не в е зд е р у к о вод с тво це хов о тдает себе отчет в том , для ч е го п р и х о д я т ш к о л ь н и ки в цех. К а к м н о г о зави сит от рабо чи х , от м а с т ер о в впеч а тле ние, к о т о р о е остане тся у п о д р о с т к о в о наш ем п р е д п р и я ти и . Чаще их стара :отся исполь зо ва ть для ра зли ч ны х п о д с о б н ы х работ, не т р е б ую щ и х к а к о й -л и б о кв а ли ф и каци и . Такие о б я за н н о с ти не п р и в л е к аю т парней и д е в уш е к . О б этом они и р а с с к а ж у т п о том с в о им д р у з ь ям , в ш ко ле , в у ч и л и ще . И там по явя тся р а з о ч а р о в а н ные. Да , хло п о тн о е это д ело з а н и маться с п о д р о с т к а м и : учить , воспитывать . Н о о н о н е о б х о д и м ое . О т не го , от то г о , к а к оно поставлено , зависит : п р и д у т ли на наше п р е д п р и я т и е вы п у с к н и к и и с к о л ь к о их пр ид е т . Л . ДЫМОВА , инспектор отдела кадров. С т р а н и ц а с т о ш е с т н а д ц а т а я в студии бального танца при заводском Дворце культуры зани мается немало старшеклассников. Здесь они не только приобщаются к миру прекрасного, но и достав ляют своим искусством большое удовольствие зрителям. На снимке: студийцы выступаюг перед участинкамн конкурса «А ну-ка, девушки!». Анато лий ФИСЕННО П И О Н Е Р С К И Й Л А Г Е Р Ь Капли сонно шепчутся на Пусть ничто покой их не крыше, встревожит, ^ лужах перламутровых ребят. голубые - . СНЫ — Тише дождь, пожалуйста, уе, что не сбываются, потише может, __ которым верить мы должны. Дело государственной важности Выступая с трибуны XXVI съезда КПСС, Л . И. Брежнев от мечал, что за отчетный период в целом успешно выполнялись ука зания XXV съезда партии, касаю щиеся рЯвития народного' обра зования, и взят важный рубеж — завершен переход к обязательно му среднему образованию. Немалая заслуга в этом и ве черних школ. Тысячи молодых людей успешно сочетают труд с учебой и активной общественной жизнью. Советское правительство постоянно улучшает условия ж из ни учащейся без отрыва от произ водства молодежи. Много делается в этом направ лении и в нашей школе. Постоян но совершенствуется система обу. чення. В ней предусмотрены и уч тены как характер профессии, так и семейное положение учеников. Это многорежимная система: можно.заниматься очно и заочно, утром, днем и вечером, индивиду ально й по скользящему графику. Мы предусмотрели также воз можность суммировать свободные от работы льготные дни (36 рабо чих дней в один учебный год), и ввести сессионную форму заня тий. ^ В школе трудятся 20 учителей. Все они имеют высшее образова ние. Это опытные педагоги, кото, рые многие годы работают на ни ве просвещения. У большинства из них педагогический стаж пре вышает 15—25 лет. Есть у нас учителя, имеющие правительствен ные награды за большие заслуги перед государством. Хочется сказать также о том, что занятия в школе проходят в хорошо оборудованных кабине тах. В нашей библиотеке уже имеется необходимый комплект учебников для 8, 9, 10, 11-х клас сов, кроме того, более 7 тысяч эк. земпляров художественной лите ратуры, научные и методические пособия. Как видно из приведен ного выше, школа готова к ново му учебному году. Сейчас наш педагогический кол лектив проводит большую работу по набору учеников. И опять, уже не в первый раз, сталкивается с немалыми трудностями на этом пути. Особенно беспокоит нас по ложение со средним всеобучем на тракторном заводе. Сколько молодых рабочих не учится и почему? На этот вопрос мы не можем сегодня ответить. Не можем потому, что учет мо лодежи, не имеющей среднего об разования, ведется на заводе из рук вон плохо. В отделе кадров нам дают одни сведения, а в це хах другие, где количество по тенциальных учеников намного ниже. Кто же прав? Нам, учителям, ра зобраться в этом вопросе трудно. Правда, одна причина нам извест- на: не ежегодно обновляются от метки об образовании в отделе кадров. То есть, зачастую уже закончившие школу числятся здесь как недоучившиеся. Это соз дает путаницу, а в результате — некоторые рабочие так и не попа дают в школу. Вот только один пример. По данным отдела кадров в кузнеч ном цехе не закончили среднюю школу 18 человек. А вот сведения, представленные цехом: перечисле. но только 7 человек. Причем, све дения эти никем не подписаны, хотя под списком и напечатано «начальник цеха». Видел ли эти сведения начальник цеха, парторг, или комсорг, кто их составил и на основании каких документов — неизвестно. Приближается новый учебный год. Времени до его начала оста ется все меньше. Сейчас как раз та пора, когда надо приложить максимум усилий для нривлече- ния молодых рабочих в школу. Разъяснить, убедить в необходи мости законченного среднего об разования — вот задача не только наших педагогов, которые уже работают в цехах, но и адми нистрации, партийных й обще ственных организаций. Об этом говорилось неоднократно и в пар. тийном комитете завода. Пока же наблюдается порази тельное бездействие в некоторых коллективах. Так, до сих пор не подано ни одного заявления о поступлении в школу из цехов: тракторного № 4, сборки тракторов и сборки трансмиссий, 'заготовительного, модельного, эк спериментального. Лучше обстоят дела в тракторном цехе № 5: от сюда поступило 8 заявлений из 10-ти возможных, и в первом трак торном цехе — 5 заявлений из 10 предполагаемых. Здесь необходимо отметить, что такое отношение наносит ущерб прежде всего производству. Соци ологические исследования убеди тельно доказали, что «недоучен, ные и недоучтенные» молодые лю ди оборачиваются для государст ва большими моральными и мате риальными потерями. Такие люди, как правило, хуже работают, на рушают трудовую дисциплину. Подсчитано, что у рабочих со средним образованием выше про изводительность труда, они скорее осваивают новые виды работ, легче приобретают и повышают квалификацию. Видите, какой мощный резерв повышения произ водительности труда и эффектив ности производства скрывается в школьных классах! Есть у нас на заводе постоянно действующая комиссия по органи зации и расширению вечернего и заочного обучения работающей молодежи. Однако действует эта комиссия, вопреки названию, от нюдь не постоянно. А чаще — под нажимом дирекции и партийно го комитета. Поэтому и помощь от нее" мизерная. Приток рабочих в школу зависит от разъяснительной работы среди молодежи со стороны инженерно- технических работников завода, особенно со стороны мастеров. К сожалению, мы можем привести немало примеров, когда мастера не только не способствуют повыше, нию образования рабочих, но, на против, стараются не * отпускать своих подчиненных на. занятия. При этом они ссылаются на про изводственные нужды, однако, от вадив таким образом молодого рабочего от школы, добиваются как раз противоположных резуль. тагов. Большую помощь нам, учите лям, могли бы оказать заводские специалисты — лекторы общества «Знание». Такие лекции (в этом учебном году их состоялось три), раскрывают особенности произ водства, ориентируют нас на то, какие раздела программы следует углубить, чтобы учащимся легче было впоследствии учиться в тех никуме и применять свои знания на практике. Кстати, такие беседы, консуль тации стали традиционными с пре подавателями вечернего механи ческого техникума. За что мы им очень благодарны. В свою очередь наши выпускники постоянно по полняют контингент учащихся техникума. В прошлом году туда поступили 31 человек, а в этом — 26 наших выпускников. Наши учащиеся в основном лю ди молодые, комсомольцы. Поэто му будут ли они продолжать обу чение, во многом зависит от пози ции комсомольских бюро цехов и отделов, от работы самих комсор гов, Там, где комсомольские во жаки болеют душой за общеобра зовательный уровень своих комсо мольцев, как правило, учатся все. Такие секретари комсомольских организаций, ка к Ольга Никола ева — из комбината питания, Александр Гончаров — стале. литейного корпуса, Александр По лухин — из чугунолитейного цеха активно работают по набору уча щихся, в течение учебного года постоянно контролируют успевае мость и посещаемость. Хорошо сей час сотрудничает со школой ксгр- пус МС-4. Секретарь партбюро А .И. Суслов уделяет много вни мания своим учащимся. Немало можно назвать наших выпускни. ков из этого коллектива, кто от лично трудится и успешно учился: слесарь А. Морозов, токарь В. По тапов, фрезеровщица М. Сафоно ва и другие. Однако примеров внимания к школьным делам на заводе не так уж много. Поэтому сегодня, в канун нового учебного года,^ мы обращаемся к дирекции, партий ным и общественным организаци ям, наставникам и мастерам с призывом — объединить наши усилия по созданию оптимальных условий для учащихся, по развер тыванию широкой пропагандист ской кампании среди молодых ра бочих. Ни один молодой человек без аттестата зрелости не должен остаться в стороне от школы. За бота эта общая, государственная. В основных направлениях соци ального и экономического разви тия СССР сказано: «Развивать и улучшать вечернее и заочное обу чение». А. ТИШ ИН А , заместитель директора по учебно-воспитательной работе вечерней средней школы № 2,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz