Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
З а о п ы т о м - к харьковчанам . На харьковском моторострои тельном заводе «Серп и молот» проведен семинар специалистов отрасли по изучению бригадной формы организации труда. Объ ектом изучения была бригада сле сарей второго механосборочного цеха, которой руководит Н. Е. Стребков. На семинар были приглашены работники отделов организации труда и заработной платы, брига диры и мастера предприятий Ми нистерства тракторного и сельско хозяйственного машиностроения. Наш завод на семинаре представ ляла автор этих строк. Цель семинара состояла в том, чтобы подробно изучить и пере нять опыт работы бригады слеса рей Н. Е. Стребкова по повыше нию эффективности производства и улучшению качества работы. На теоретических занятиях пер вым выступил заместитель главно го инженера завода В. Ф. Криво- кобыльск^й, который рассказал об и ^ р и и предприятия, о слав ных Ч ^ ^& в ы х традициях его кол лектива. Много внимания нм было уделено характеристике продук ции, изготовляемой харьковскими моторостроителями, а также лю. дям, которые являются гордостью заводского коллектива. Заместитель начальника отдела организации труда и заработной платы В. И. Лазарев и другие специалисты предприятия проин формировали участников семина ра о том, как обстоит дело на за воде с развитием бригадного ме тода работы. В состоявшемся разговоре приняли активное уча стие члены бригады Н. Е. Стреб кова, а также рабочие других комплексно-сквозных бригад мо торостроительного завода. Слу шая их, участники семинара убе дились в заинтересованности мо торостроителей трудиться на один наряд, быть объединенными в бри гаду. Когда мы, участники семинара, посещали цехи завода, то рабочие, входящие в бригады, с большим желанием рассказывали нам о своем, опыте, обращая особое вни мание на взаимозаменяемость и взаимную выручку, повышение квалификации, ответственность за ко 1 !ечный результат своего труда. Наряду с этим было организо вано посещение Харьковского за вода тракторных двигателей с целью ознакомления с опытом ра боты по внедрению бригадной формы организации труда. И здесь чувствовалось стремление самих рабочих объединяться в брйгады, так ка к они почувство вали неоспоримую выгоду тру диться сообща не только для се бя, но и для производства. Гостеприимные хозяева позна комили участников семинара со своим городом, одним из крупней ших промышленных центров стра ны, в котором насчитывается свы ше 80 предприятий. Среди них такие гиганты индустрии, как Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе и неко торые другие. В ходе семинара по всем неяс ным вопросам давались консуль тации. Их проводили специали сты завода, которые с большой заинтересованностью старались донести до специалистов предпри ятий отрасли все то ценное, что накопили харьковчане. Разумеется, есть немало заво дов, которые представляли на се минаре специалисты, где также накоплен немалый опыт использо вания бригадной организации труда. Эти специалисты рассказа ли о своих достижениях, сообщив о том, за счет чего они их доби лись. Хочется поблагодарить руково дителей Кировоградского отделе ния Центрального научно-исследо вательского института технико экономических знаний и админи страцию Харьковского моторо строительного завода за хорошую организацию и четкое проведение семинара, который, несомненно, окажет большую помощь пред приятиям отрасли в вопросах внедрения бригадных форм ор га - ' низации труда. М. СМЫКОВА , инженер по организации труда и заработ'ной платы тракторного цеха ЛЬ 4. К а те лжощшъиА тр а к то р Ш 1 Л 1 ш и я с т е р с к о Л 1 «Разработать конструкции и приступить к выпуску мощного пропашного трактора...» — э1о определено Основными панрацле- нпямп па XXV I съезде партии. Тако 11 трактор с нетерпением ждут земледельцы страны, особен, -но свекловоды. Назначение новой машины — взять на себя все тру доемкие операции по возделыва нию пропашных культур. Это по зволит быстро проводить необхо димые агротехнические мероприя тия, снизить себестоимость продук ции. Три года назад в программе по дальн(?йшему развитию ко.мп- лексной механизации сельскохо зяйственного производства и осна щению его высокопроизводитель ной техникой была предусмотрена разработка конструкции 150-силь ного пропашного трактора. . Для выпуска его предполагалось ре конструировать Л ипецкий трак торный завод. Кроме того, наме чалось создать мощности по про изводству двигателя и других комплектующих узлов и агрегатов. Ка к же осуществляется важная народнохозяйственная задача. За ответом на этот вопрос я на правился в Министерство трактор ного и сельскохозяйственного ма шиностроения. Начальник Всесо юзного промыш.пенного объедине ния «Союзтракторопром» Г. Юш ков недоуменно пожал плечами: — Зачем вы интересуетесь тем ,' чего еще нет? Новый пропашной трактор пока находится в эмбри ональном состоянии... Заявление члена коллегии ми нистерства крайне удивило. Дело в том, что еще два года назад до велось видеть такой трактор ра ботающим на свекловичном поле колхоза имени Фрунзе Добринско- го района Л ипецкой области. Но вая машина с четырьмя ведущими одинакового размера колёсами от личалась даже внешней формой., Впереди — восемнадцатирядный культиватор, сзади — тдкая же широкозахватная сеялка. А на площадке за кабиной размещались два больших бака для гербицидов и жидких удобрений. Агрегат од новременно выполнял три опера ции: вел предпосевную обработку почвы, вносил в землю ядохими каты и сеял сахарную свеклу; Председатель колхоза. Герой Со циалистического Труда А. Астан- ков не скрывал своего довольства: — Замечательная машина! Тре тий, год ее испытываем и радуем ся, ка к она работает. Один такой трактор в горячую посевную пору заменяет три обычных и высво бождает двух механизаторов.. Мы используем новый игрегат и на уходе за посевами, и на других • работах. Он пашет землю, заго товляет корма, перевозит грузы. Вспоминая теперь разговор с- председателем колхоза, я было подумал, что началыи 1 к «Союз- тракторопрома» просто .не в кур се дела, I I обратился непосредст, венио к начальнику технического управления министерства И. Ксе- невичу. Он оказался весьма осве домленным человеком, знал о ли пецком тракторе все, не отрицал его бесспорных достоинств. — Но, — заметил И. Ксеневич, — кроме липецкой модели Л ТЗ- 145, у нас есть н минский опытный образец МТЗ-142. Он создан по классической схеме н имеет ряд преимуществ перед липецкой ма шиной. Действительно, каждая модель имеет свои достоинства н, недо статки. Минский образец легче, но при высоких тяговых нагрузках на переднюю часть его приходится дооавлять до иолутоннЫ чугун ного балласта. У липецкой моде ли, в основу которой положена прогрессивная интегральная схе ма, мощно сказать, идеальная раз веска массы. Трактор устойчив, обладает высокой маневренностью, оснащен современными сисгемами навески орудий и валами отбора мощностей. На сравнительных го сударственных испытаниях, кото рые проходили прошлым летом на Кубани, Украине и в Подмоеко- вье, Л '13-14Ь в составе одноопера ционных н особенно комбиниро ванных агрегатов показал лучшую приспособленность к работе, чем другие, в том числе и зарубежные Образцы. Заведующий лаборатори ей свекловодства Всесоюзного на учно-исследовательского института механизации сельского' хозяйства Ф. Соловей убежденг'. для возде лывания сахарной 'свеклы-Лучше го трактора, чем Л ТЗ-145 ' пока нет. Ученые и специалисты научно- исследовательского и проектно технологического института меха низации и электрификации сель ского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР В. Сечкин, А. Ва сильев, Б. Волков и другие счита ют, что новый липецкий трактор может стать базой для современ ных систем машин, предназначен ных для обработки картофельных и овощных плантаций. Можно бы ло бы привести десятки других подобных оценок специалистов. Их вывод: надо ка к можно скорее начать серийный выпуск замена-. тельной машины. По результатам сравнительных испытаний минист ры сельского хозяйства СССР, тракторного и сельскохозяйствен ного машиностроения, председа тель Госкомсельхозтехникн СССР еще осенью прошлого года напра вили в Госкомитет СССР по науке и технике специальную записку, где высказали мнение, что целесо образно организовать производст во и липецкой, и минской моделей универсально - пропашного' 'трак тора. — Это мнение уже изменилось, — заявил И. Ксеневич. — . Стро ить, видимо, придется один завод. — И какую модель берете за основу? Начальник технического управ ления Минсельхозмаша пожимает плечами: — Трудно пока сказать. Вероят нее всего, минскую, классическую. А может, ни ту, ни другую... Заместитель министра Г. Кири ченко начал издалека: '. — Вы понимаете, что выпуск но вого трактора —- дело сложное. Программа, по нашим расчетам, обойдется очень дорого. — Но нельзя медлит,ь с ее осу ществлением. Ведь трактор-то, ка к указано в решениях X X V I съезда КПСС, должен уже в текущей пя тилетке прийти на поля. . .— Тут спешить опасно, но, со гласен, и опаздывать нельзя. Труд ность в том,' что мы не имеем от работанной отечественной модели. Поэтому и думаем пойти на сот рудничество с иностранными фир. мами. Что же, деловые взаимовыгод ные контакты — дело хорошее. Но всегда 'ли экономически целесооб разно передавать заказы' на изго товление необходимых машин и оборудования за рубеж? Не ис пользуют ли некоторые министер ства и ведомства закуп ку за гра ницей того или иного оборудова ния ка к благоприятную возмож ность избавить себя от лишних о к а з а л с я т у п и к е хлопот, прикрыть нерасторопность, безынициативность, организацион ные просчеты в работе? Такие вопросы невольно возни кают, когда детально знакомишь ся с историей нового отечествен ного универсально - пропашного трактора. Задание создать такую машину было дано Министерству тракторного и сельскохозяйствен ного машиностроения, его научным институтам й ■конструкторским, бюро не сегодня и не вчера. Но работа велась без должной забо ты и контроля со стороны минис терства и его отраслевого трактор ного института. Правда, семь лет назад на научно-техническом сове те ПАТИ было принято решение, чтобы обе модели были макси мально унифицированными. Одна ко , конструкторы это указание, мягко говоря, игнорировали и ста рались сделать машины непохо жими друг на друга. Поскольку же конструкторское бюро Минского тракторного завода считается го ловным в отрасли, а генеральный конструктор объединения П. Ксе- иевич стал начальником техничес кого управления министерства, минскому варианту отдавалось яв ное предпочтение. Но липецкие конструкторы проявили упорство и предложили по принципиально новой схеме свою модель, по. ряду параметров превосходящую мин скую. Государственные испытания по казали, что оба трактора имеют хорошие технико-производствен ные параметры, однако для серий ного выпуска еще не дозрел-и. Тре бовалось сделать надежнее неко торые узлы, улучшить комфорта- бельНоей) кабин. Государственная комиссия назначила сроки допол нительных испытаний. Но ни тот, ни другой завод не представил к назначенному времени необходи мые образцы. Теперь начальник отдела Всесоюзного промышленно го объединения «Союзтракторо пром» В. Коробков, который не посредственно отвечает за работу заводских конструкторских бюро, признает: — Положение, конечно, сложи лось щекотливое. Придется про сить отсрочки. Но мы сделали все, что могли... А все ли? В каких условиях ра ботают, скажем, конструкторы то го же липецкого завода? — Конструкторской группе, ко торая занимается новой машиной, не хватает людей, — рассказывает ведущий конструктор А. Дурма нов. — У нас нет стендов для ус коренных испытаний. Лаборатория не оснащенр и другим необходи мым оборудованием. Наш экспе риментальный цех не справляется с изготовлением в нужном коли честве опытных образцов. Многие зональные институты и станции просят новые тракторы для опро бования с набором различных орудий и механизмов, но мы не можем вы доить машины... Не был выполнен в установлен ные сроки й ряд других пунктов протокола госкомиссии. И вот теперь руководители М ин сельхозмаша убеждают Минис терство сельского хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнику СССР от казаться от отечественных моде лей пропашных тракторов и про сить у Госплана СССР средства на за куп ку за границей и тракто ра с мотором, и оборудования для их выпуска. — Только вы об этом ни в коем случае не пишите, — предупреж дает Г. Кириченко. А почему нс писать? Разве об щественности безразлично, какой дорогой ценой пытаются покры.ть министерскую нерасторопность?^ Специалисты утверждает: дове сти хотя бы одну из дву.х почти готовых отечественных моделей пропашного трактора и наладить своими силами его производство экономически значительно целесо образнее, чем выкладывать огром ные суммы заграничной фирме. Л и пецкие тракторостроители, напри мер, твердо намерены доработать ЛТЗ-145, на который затрачено немало средств, наладить произ водство мощных пропашников, проведя необходимую реконструк цию производства. Такую пози цию активно поддерживает об ластной комитет КПСС. Приводят- ся убедительные аргументы в пользу отечественного варианта. Многие специалисты считают, что изготовить новый пропашной трактор в Липецке — вариант оптимальный во всех отношениях. Здесь • есть коллектив, который имеет опыт технической перестрой ки без остановки цехов: так, в шестидесятых годах был осущест влен перехрд на производство 'ко лесных машин вместо гусеничных. В городе сосредоточены крупные строительные организации. Рекон струкция тракторного завода в сжатые сроки ка к раз и может стать тем делом, где строите-ли и монтажники смогут не только со хранить свои сложившиеся кол лективы, но и вновь показать высокий класс работы. Важно и другое. Реконстоукии | действующего завода обойдется в несколько раз дешевле, чем строи тельство нового предприятия. При чем липецкие тракторостроители твердо уверены, что их новая ма шина встанет в строй нашей сель скохозяйственной техники уже в текущей пятилетке, а не в отда ленном будущем. Нельзя не учи тывать наконец и таких благопри- я-тных факторов. Рядом е местом пролз_водства нового трактора — Липецкая Магнитка, давод «Цент- ролит», другие предприятия, отку да может поступать тракторостро ителям значительная часть листо вого проката, чугунного и сталь ного .7итья, комплектующих изде лий. На транспортных расходах будут ежегодно экономиться сот ни тысяч рублей. ■ . : — Мы осознаем свою высокую ответственность, представляем те трудности, которые неизбежно встанут перед нами в связи с ор ганизацией производства нового пропашного трактора, — говорит первый секретарь Л ипецкого об кома партии Г. Павлов. — Ка к й при строительстве шестой домны и крупного цеха холоднокатанной углеродистой стали, мы постара емся сделать все, чтобы с честью выполнить задание XXV I съезда КПСС. , Но вопрос о выпуске нового пропашного трактора практически до сих пор не решен. Какая мо дель пойдет на заводской конвей ер, еще неизвестно. И суть нашего разговора и не сводится к выбору модели. Это дело специалистов. Нам хотелось на истории создания новой машины показать два под хода к решению важной государ ственной задачи, две модели хо зяйственного мышления. Закон- 'чить корреспонденцию, ' думается, уместно словами товарища Л . Н. Брежнева: «Надо разобраться в причинах, по которым мы подчас упускаем свой приоритет, тратим большие деньги на закуп ку за ру бежом такой техники и техноло гии, которые вполне можем произ водить сами, причем зачастую бо лее высокого качества». А. ПЯТУ НИН. ' (Наш спец. корр.). Л ипецк — Москва. («Советская Россия» от 12 11 Ю- ля 1981 г.) Азербайджанская ССР. Крупнейшее в Закавказье производствен ное объединение «Азерэлектротерм», в котором плечом к плечу тру дятся азербайджанцы, русские, грузины, армяне, лезгины, осетины* — представители 15 национальностей — являет собой пример друж ного интернационального коллектива. Связи «Азерэлек+ротерма» с коллективами различных городов крепнут и расширяются с каждым годом. Прокат, электродвигате ли, кабельные изделия, готовые детали для электротермических аг регатов и многое другое прибывает в Баку из Грузии, Армении, РСФСР и других республик. В свою очередь «Азерэлектротерм» изготавливает мощные сталеплавильные печи, в которых варят ме талл на предприятиях Сибири, Урала, Украины, Казахстана, Закав казья и Средней Азии. На снимке; передовики предприятия — рабочие разных нацио нальностей. '.г Фотохроника ТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz