Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

З а о п ы т о м - к харьковчанам . На харьковском моторострои­ тельном заводе «Серп и молот» проведен семинар специалистов отрасли по изучению бригадной формы организации труда. Объ­ ектом изучения была бригада сле­ сарей второго механосборочного цеха, которой руководит Н. Е. Стребков. На семинар были приглашены работники отделов организации труда и заработной платы, брига ­ диры и мастера предприятий Ми ­ нистерства тракторного и сельско­ хозяйственного машиностроения. Наш завод на семинаре представ­ ляла автор этих строк. Цель семинара состояла в том, чтобы подробно изучить и пере­ нять опыт работы бригады слеса­ рей Н. Е. Стребкова по повыше­ нию эффективности производства и улучшению качества работы. На теоретических занятиях пер­ вым выступил заместитель главно­ го инженера завода В. Ф. Криво- кобыльск^й, который рассказал об и ^ р и и предприятия, о слав­ ных Ч ^ ^& в ы х традициях его кол ­ лектива. Много внимания нм было уделено характеристике продук ­ ции, изготовляемой харьковскими моторостроителями, а также лю. дям, которые являются гордостью заводского коллектива. Заместитель начальника отдела организации труда и заработной платы В. И. Лазарев и другие специалисты предприятия проин­ формировали участников семина­ ра о том, как обстоит дело на за­ воде с развитием бригадного ме­ тода работы. В состоявшемся разговоре приняли активное уча ­ стие члены бригады Н. Е. Стреб­ кова, а также рабочие других комплексно-сквозных бригад мо­ торостроительного завода. Слу­ шая их, участники семинара убе­ дились в заинтересованности мо­ торостроителей трудиться на один наряд, быть объединенными в бри­ гаду. Когда мы, участники семинара, посещали цехи завода, то рабочие, входящие в бригады, с большим желанием рассказывали нам о своем, опыте, обращая особое вни­ мание на взаимозаменяемость и взаимную выручку, повышение квалификации, ответственность за ко 1 !ечный результат своего труда. Наряду с этим было организо ­ вано посещение Харьковского за ­ вода тракторных двигателей с целью ознакомления с опытом ра ­ боты по внедрению бригадной формы организации труда. И здесь чувствовалось стремление самих рабочих объединяться в брйгады, так ка к они почувство ­ вали неоспоримую выгоду тру ­ диться сообща не только для се­ бя, но и для производства. Гостеприимные хозяева позна ­ комили участников семинара со своим городом, одним из крупней ­ ших промышленных центров стра ­ ны, в котором насчитывается свы­ ше 80 предприятий. Среди них такие гиганты индустрии, как Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе и неко­ торые другие. В ходе семинара по всем неяс­ ным вопросам давались консуль ­ тации. Их проводили специали­ сты завода, которые с большой заинтересованностью старались донести до специалистов предпри­ ятий отрасли все то ценное, что накопили харьковчане. Разумеется, есть немало заво­ дов, которые представляли на се­ минаре специалисты, где также накоплен немалый опыт использо­ вания бригадной организации труда. Эти специалисты рассказа­ ли о своих достижениях, сообщив о том, за счет чего они их доби­ лись. Хочется поблагодарить руково ­ дителей Кировоградского отделе­ ния Центрального научно-исследо­ вательского института технико ­ экономических знаний и админи­ страцию Харьковского моторо­ строительного завода за хорошую организацию и четкое проведение семинара, который, несомненно, окажет большую помощь пред­ приятиям отрасли в вопросах внедрения бригадных форм ор га - ' низации труда. М. СМЫКОВА , инженер по организации труда и заработ'ной платы тракторного цеха ЛЬ 4. К а те лжощшъиА тр а к то р Ш 1 Л 1 ш и я с т е р с к о Л 1 «Разработать конструкции и приступить к выпуску мощного пропашного трактора...» — э1о определено Основными панрацле- нпямп па XXV I съезде партии. Тако 11 трактор с нетерпением ждут земледельцы страны, особен, -но свекловоды. Назначение новой машины — взять на себя все тру ­ доемкие операции по возделыва­ нию пропашных культур. Это по­ зволит быстро проводить необхо­ димые агротехнические мероприя­ тия, снизить себестоимость продук ­ ции. Три года назад в программе по дальн(?йшему развитию ко.мп- лексной механизации сельскохо­ зяйственного производства и осна­ щению его высокопроизводитель­ ной техникой была предусмотрена разработка конструкции 150-силь­ ного пропашного трактора. . Для выпуска его предполагалось ре­ конструировать Л ипецкий трак ­ торный завод. Кроме того, наме­ чалось создать мощности по про­ изводству двигателя и других комплектующих узлов и агрегатов. Ка к же осуществляется важная народнохозяйственная задача. За ответом на этот вопрос я на ­ правился в Министерство трактор ­ ного и сельскохозяйственного ма­ шиностроения. Начальник Всесо­ юзного промыш.пенного объедине­ ния «Союзтракторопром» Г. Юш ­ ков недоуменно пожал плечами: — Зачем вы интересуетесь тем ,' чего еще нет? Новый пропашной трактор пока находится в эмбри­ ональном состоянии... Заявление члена коллегии ми­ нистерства крайне удивило. Дело в том, что еще два года назад до ­ велось видеть такой трактор ра­ ботающим на свекловичном поле колхоза имени Фрунзе Добринско- го района Л ипецкой области. Но ­ вая машина с четырьмя ведущими одинакового размера колёсами от ­ личалась даже внешней формой., Впереди — восемнадцатирядный культиватор, сзади — тдкая же широкозахватная сеялка. А на площадке за кабиной размещались два больших бака для гербицидов и жидких удобрений. Агрегат од­ новременно выполнял три опера­ ции: вел предпосевную обработку почвы, вносил в землю ядохими­ каты и сеял сахарную свеклу; Председатель колхоза. Герой Со ­ циалистического Труда А. Астан- ков не скрывал своего довольства: — Замечательная машина! Тре­ тий, год ее испытываем и радуем­ ся, ка к она работает. Один такой трактор в горячую посевную пору заменяет три обычных и высво­ бождает двух механизаторов.. Мы используем новый игрегат и на уходе за посевами, и на других • работах. Он пашет землю, заго ­ товляет корма, перевозит грузы. Вспоминая теперь разговор с- председателем колхоза, я было подумал, что началыи 1 к «Союз- тракторопрома» просто .не в кур ­ се дела, I I обратился непосредст, венио к начальнику технического управления министерства И. Ксе- невичу. Он оказался весьма осве­ домленным человеком, знал о ли ­ пецком тракторе все, не отрицал его бесспорных достоинств. — Но, — заметил И. Ксеневич, — кроме липецкой модели Л ТЗ- 145, у нас есть н минский опытный образец МТЗ-142. Он создан по классической схеме н имеет ряд преимуществ перед липецкой ма­ шиной. Действительно, каждая модель имеет свои достоинства н, недо­ статки. Минский образец легче, но при высоких тяговых нагрузках на переднюю часть его приходится дооавлять до иолутоннЫ чугун ­ ного балласта. У липецкой моде­ ли, в основу которой положена прогрессивная интегральная схе­ ма, мощно сказать, идеальная раз­ веска массы. Трактор устойчив, обладает высокой маневренностью, оснащен современными сисгемами навески орудий и валами отбора мощностей. На сравнительных го ­ сударственных испытаниях, кото ­ рые проходили прошлым летом на Кубани, Украине и в Подмоеко- вье, Л '13-14Ь в составе одноопера­ ционных н особенно комбиниро ­ ванных агрегатов показал лучшую приспособленность к работе, чем другие, в том числе и зарубежные Образцы. Заведующий лаборатори­ ей свекловодства Всесоюзного на ­ учно-исследовательского института механизации сельского' хозяйства Ф. Соловей убежденг'. для возде­ лывания сахарной 'свеклы-Лучше ­ го трактора, чем Л ТЗ-145 ' пока нет. Ученые и специалисты научно- исследовательского и проектно ­ технологического института меха­ низации и электрификации сель­ ского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР В. Сечкин, А. Ва ­ сильев, Б. Волков и другие счита­ ют, что новый липецкий трактор может стать базой для современ­ ных систем машин, предназначен­ ных для обработки картофельных и овощных плантаций. Можно бы ­ ло бы привести десятки других подобных оценок специалистов. Их вывод: надо ка к можно скорее начать серийный выпуск замена-. тельной машины. По результатам сравнительных испытаний минист­ ры сельского хозяйства СССР, тракторного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения, председа­ тель Госкомсельхозтехникн СССР еще осенью прошлого года напра ­ вили в Госкомитет СССР по науке и технике специальную записку, где высказали мнение, что целесо­ образно организовать производст­ во и липецкой, и минской моделей универсально - пропашного' 'трак ­ тора. — Это мнение уже изменилось, — заявил И. Ксеневич. — . Стро ­ ить, видимо, придется один завод. — И какую модель берете за основу? Начальник технического управ ­ ления Минсельхозмаша пожимает плечами: — Трудно пока сказать. Вероят­ нее всего, минскую, классическую. А может, ни ту, ни другую... Заместитель министра Г. Кири ­ ченко начал издалека: '. — Вы понимаете, что выпуск но­ вого трактора —- дело сложное. Программа, по нашим расчетам, обойдется очень дорого. — Но нельзя медлит,ь с ее осу ­ ществлением. Ведь трактор-то, ка к указано в решениях X X V I съезда КПСС, должен уже в текущей пя ­ тилетке прийти на поля. . .— Тут спешить опасно, но, со­ гласен, и опаздывать нельзя. Труд ­ ность в том,' что мы не имеем от ­ работанной отечественной модели. Поэтому и думаем пойти на сот­ рудничество с иностранными фир. мами. Что же, деловые взаимовыгод­ ные контакты — дело хорошее. Но всегда 'ли экономически целесооб­ разно передавать заказы' на изго ­ товление необходимых машин и оборудования за рубеж? Не ис­ пользуют ли некоторые министер­ ства и ведомства закуп ку за гра ­ ницей того или иного оборудова ­ ния ка к благоприятную возмож ­ ность избавить себя от лишних о к а з а л с я т у п и к е хлопот, прикрыть нерасторопность, безынициативность, организацион­ ные просчеты в работе? Такие вопросы невольно возни­ кают, когда детально знакомишь ­ ся с историей нового отечествен­ ного универсально - пропашного трактора. Задание создать такую машину было дано Министерству тракторного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения, его научным институтам й ■конструкторским, бюро не сегодня и не вчера. Но работа велась без должной забо­ ты и контроля со стороны минис­ терства и его отраслевого трактор ­ ного института. Правда, семь лет назад на научно-техническом сове­ те ПАТИ было принято решение, чтобы обе модели были макси­ мально унифицированными. Одна­ ко , конструкторы это указание, мягко говоря, игнорировали и ста­ рались сделать машины непохо­ жими друг на друга. Поскольку же конструкторское бюро Минского тракторного завода считается го ­ ловным в отрасли, а генеральный конструктор объединения П. Ксе- иевич стал начальником техничес­ кого управления министерства, минскому варианту отдавалось яв­ ное предпочтение. Но липецкие конструкторы проявили упорство и предложили по принципиально новой схеме свою модель, по. ряду параметров превосходящую мин­ скую. Государственные испытания по­ казали, что оба трактора имеют хорошие технико-производствен­ ные параметры, однако для серий­ ного выпуска еще не дозрел-и. Тре­ бовалось сделать надежнее неко­ торые узлы, улучшить комфорта- бельНоей) кабин. Государственная комиссия назначила сроки допол­ нительных испытаний. Но ни тот, ни другой завод не представил к назначенному времени необходи­ мые образцы. Теперь начальник отдела Всесоюзного промышленно­ го объединения «Союзтракторо ­ пром» В. Коробков, который не­ посредственно отвечает за работу заводских конструкторских бюро, признает: — Положение, конечно, сложи ­ лось щекотливое. Придется про­ сить отсрочки. Но мы сделали все, что могли... А все ли? В каких условиях ра­ ботают, скажем, конструкторы то ­ го же липецкого завода? — Конструкторской группе, ко ­ торая занимается новой машиной, не хватает людей, — рассказывает ведущий конструктор А. Дурма ­ нов. — У нас нет стендов для ус ­ коренных испытаний. Лаборатория не оснащенр и другим необходи­ мым оборудованием. Наш экспе­ риментальный цех не справляется с изготовлением в нужном коли ­ честве опытных образцов. Многие зональные институты и станции просят новые тракторы для опро­ бования с набором различных орудий и механизмов, но мы не можем вы доить машины... Не был выполнен в установлен­ ные сроки й ряд других пунктов протокола госкомиссии. И вот теперь руководители М ин ­ сельхозмаша убеждают Минис ­ терство сельского хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнику СССР от ­ казаться от отечественных моде­ лей пропашных тракторов и про ­ сить у Госплана СССР средства на за куп ку за границей и тракто ­ ра с мотором, и оборудования для их выпуска. — Только вы об этом ни в коем случае не пишите, — предупреж ­ дает Г. Кириченко. А почему нс писать? Разве об ­ щественности безразлично, какой дорогой ценой пытаются покры.ть министерскую нерасторопность?^ Специалисты утверждает: дове­ сти хотя бы одну из дву.х почти готовых отечественных моделей пропашного трактора и наладить своими силами его производство экономически значительно целесо­ образнее, чем выкладывать огром­ ные суммы заграничной фирме. Л и ­ пецкие тракторостроители, напри ­ мер, твердо намерены доработать ЛТЗ-145, на который затрачено немало средств, наладить произ­ водство мощных пропашников, проведя необходимую реконструк ­ цию производства. Такую пози­ цию активно поддерживает об­ ластной комитет КПСС. Приводят- ся убедительные аргументы в пользу отечественного варианта. Многие специалисты считают, что изготовить новый пропашной трактор в Липецке — вариант оптимальный во всех отношениях. Здесь • есть коллектив, который имеет опыт технической перестрой­ ки без остановки цехов: так, в шестидесятых годах был осущест­ влен перехрд на производство 'ко ­ лесных машин вместо гусеничных. В городе сосредоточены крупные строительные организации. Рекон­ струкция тракторного завода в сжатые сроки ка к раз и может стать тем делом, где строите-ли и монтажники смогут не только со­ хранить свои сложившиеся кол ­ лективы, но и вновь показать высокий класс работы. Важно и другое. Реконстоукии | действующего завода обойдется в несколько раз дешевле, чем строи­ тельство нового предприятия. При ­ чем липецкие тракторостроители твердо уверены, что их новая ма­ шина встанет в строй нашей сель­ скохозяйственной техники уже в текущей пятилетке, а не в отда ­ ленном будущем. Нельзя не учи ­ тывать наконец и таких благопри- я-тных факторов. Рядом е местом пролз_водства нового трактора — Липецкая Магнитка, давод «Цент- ролит», другие предприятия, отку ­ да может поступать тракторостро ­ ителям значительная часть листо­ вого проката, чугунного и сталь­ ного .7итья, комплектующих изде­ лий. На транспортных расходах будут ежегодно экономиться сот­ ни тысяч рублей. ■ . : — Мы осознаем свою высокую ответственность, представляем те трудности, которые неизбежно встанут перед нами в связи с ор ­ ганизацией производства нового пропашного трактора, — говорит первый секретарь Л ипецкого об ­ кома партии Г. Павлов. — Ка к й при строительстве шестой домны и крупного цеха холоднокатанной углеродистой стали, мы постара­ емся сделать все, чтобы с честью выполнить задание XXV I съезда КПСС. , Но вопрос о выпуске нового пропашного трактора практически до сих пор не решен. Какая мо­ дель пойдет на заводской конвей­ ер, еще неизвестно. И суть нашего разговора и не сводится к выбору модели. Это дело специалистов. Нам хотелось на истории создания новой машины показать два под ­ хода к решению важной государ ­ ственной задачи, две модели хо­ зяйственного мышления. Закон- 'чить корреспонденцию, ' думается, уместно словами товарища Л . Н. Брежнева: «Надо разобраться в причинах, по которым мы подчас упускаем свой приоритет, тратим большие деньги на закуп ку за ру ­ бежом такой техники и техноло­ гии, которые вполне можем произ­ водить сами, причем зачастую бо­ лее высокого качества». А. ПЯТУ НИН. ' (Наш спец. корр.). Л ипецк — Москва. («Советская Россия» от 12 11 Ю- ля 1981 г.) Азербайджанская ССР. Крупнейшее в Закавказье производствен­ ное объединение «Азерэлектротерм», в котором плечом к плечу тру ­ дятся азербайджанцы, русские, грузины, армяне, лезгины, осетины* — представители 15 национальностей — являет собой пример друж ­ ного интернационального коллектива. Связи «Азерэлек+ротерма» с коллективами различных городов крепнут и расширяются с каждым годом. Прокат, электродвигате­ ли, кабельные изделия, готовые детали для электротермических аг ­ регатов и многое другое прибывает в Баку из Грузии, Армении, РСФСР и других республик. В свою очередь «Азерэлектротерм» изготавливает мощные сталеплавильные печи, в которых варят ме­ талл на предприятиях Сибири, Урала, Украины, Казахстана, Закав ­ казья и Средней Азии. На снимке; передовики предприятия — рабочие разных нацио­ нальностей. '.г Фотохроника ТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz