Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

у п р а в офл а н г ов ы х сор е в н ов а н и я > • Это было в начале февраля те­ кущего года. Коллектив нашего цеха вместе с работниками ста­ лелитейного корпуса выступил с ценной инициативой, призвав всех тракторостроителей в дни работы XXV I съезда К П СС трудится по- ударному. И вот партийный съезд начал свою работу. Стремясь оз­ наменовать важное политическое событие в жизни Советской стра­ ны хорошими производственными показателями, станочники, налад­ чики, ремонтники и другие труже ­ ники цеха не только выполняли, но и перевыполняли задание по выпуску деталей, полностью обес­ печивая ими смежников. Еже ­ дневно цеховой штаб информации выпускал «Молнии», в которых рассказывал о героях ударной трудовой вахты, о их вкладе в успешное выполнение социалис1И- ческих обязательств первого года одиннадцатой пятилетки. А когда XXV I съезд КПСС закончился, то оказалось, что за время его работы коллектив тракторного цеха № 1 выпустил сверхплано­ вой продукции на 3 тысячи руб ­ лей. Наряду с другими радова­ лась этому успеху и молодежь, которая вместе со своими стар­ шими товарищами с честью спра­ вилась с поставленными задачами. У нас в первом тракторном почти нет такого коллектива, где бы не было молодых рабочих и специалистов. Энергичные, ста ­ рательные, трудолюбивые, они показывают хороший пример во С ЗАДОРОМ И ОГОНЬКОМ всех делах, задают тон в социали­ стическом соревновании. Заслуживает внимания работа коллектива, где мастером Миха ­ ил Васильевич Кижлай. Так, на­ пример, в мае он завершил месяч­ ное задание на несколько дней раньше срока. Хорошие резуль­ таты нм достигнуты и в июне, в чем большая заслуга молодежи. С большим уважением и тепло­ той произносят на третьем отде­ лении имя зуборезчнцы Нины Се- востьяновой. Трудовой стаж у Нины небольшой, однако сделано ею уже много. Она в совершенст­ ве овладела своей профессией, что позволяет ей одновременно обслуживать несколько станков. Сменные задания ею перевыпол­ няются на 10^— 1.5 процентов, каче­ ство продукции у нее всегда хо­ рошее. Не ограничиваясь профессией зуборезчнцы, Н. Севостьянова освоила специальность токаря. Это помогает ей в нужную мину ­ ту заменить отсутствующего ста. ночника, предотвратить простой на отделении. Много времени уделяет передо­ вая производственница обществен­ ной деятельности. Руководимая ею комсомольская группа являет­ ся одной из лучших в цехе. Она держит под своим контролем со­ циалистическое соревнование, еле. дит за состоянием трудовой дис­ циплины в коллективе, пропаган­ дирует опыт правофланговых пя ­ тилетки, критикует недостатки, добиваясь их' устранения. Входит станочница и в штаб «Комсомольского прожектора» це­ ха. «Прожектористы» бичуют в своих сатирических листках бра ­ коделов, прогульщиков, срывщи­ ков производственных заданий. И, надо сказать, их критика до ­ стигает цели. Раиса Богданова, как и Нина Севостьянова, работает зуборез- чицей. Детали она изготовляет быстро и качественно, постоянно опережая время. Включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий первого года одиннадцатой пяти ­ летки, она уже выпустила сотни сверхплановых деталей. Хочется верить, что их у молодой станоч­ ницы будет еще больше. Любовь Бобровникова пришла в первый тракторный цех в прош. лом году, закончив техническое училище. Быстро освоившись с работой, она теперь занимает до­ стойное место в ряду правофлан­ говых социалистического соревно­ вания. Люба учится в Липецком вечернем механическом техникуме. Есть уверенность, что она со вре­ менем станет хорошим специали­ стом. Смена мастера Александра Ва­ сильевича Двуреченского трудит ­ ся на четвертом отделении. Она занимается изготовлением слож ­ ных деталей трактора. И в этом коллективе молодые производст­ венники добиваются хороших ре­ зультатов в работе. Так, шлнфов- |цица. Светлана Л опатина еже ­ сменно перекрь?вает норму на 10 и более процентов. Так же успеш­ но выполняет принятые обяза­ тельства и станочница Валентина Караваева, которая, ка к и другие передовики производства, по-удар- ному несет трудовую вахту один­ надцатой пятилетки. Творческой направленностью отличается работа наладчика Сергея Одинцова, который при необходимости может стать за станок, чтобы обрабатывать де­ тали. Принимает он участие и во внедрении- новой техники, кото ­ рой становится все больше в цехе. Нельзя не отметить и токаря службы механика Ивана Абани ­ на. Молодой ремонтник не раз выручал коллективы участков в устранении поломок оборудова­ ния, ликвидации простоя станков. Детали изготовляются им быстро и качественно. Хочется сказать доброе слово в адрес наставников молодежи, ко ­ торые помогают начинающим ра­ бочим осваивать специальности, набираться опыта, повышать ма­ стерство. К ним относятся налад­ чики Иван Григорьевич Панов, Зинаида Николаевна Белевкина и некоторые другие кадровые рабо­ чие, в любую минуту готовые вы­ ручить своих младших товарищей. Их бывшие ученики работают не только в первом тракторном, но и в других цехах нашего предпри. ятия. Большими трудовыми достиже ­ ниями славятся у нас токарп Клавдия Кузьминична Злобина и Николай Петрович Хрнпунков, сверловщица Зинаида Андреевна Полякова, протяжница Нина Его­ ровна Меркулова и целый ряд других передовиков производства. Комсомольское бюро делает все для того, чтобы их богатый про­ изводственный опыт широко рас­ пространялся среди молодежи. Комсомольцы нашего цеха не стоят в стороне от событий, про ­ исходящих на заводе. Активное участие они приняли в субботни­ ке, посвященном Дню советской молодежи. Каждый из них рабо­ тал на празднике труда вдохно ­ венно, с подъемом. В результате производственные задания были ими успешно выполнены. Сейчас перед молодыми работ­ никами цеха стоит важная задача — закрепить успехи, достигнутые в первом полугодии, и добиться еще более высоких результатов в социалистическом соревновании, В том, что эта цель будет осу ­ ществлена, сомневаться не прихо ­ дится, Порукой тому — высокая трудова-я и общественная актив ­ ность молодежи, ее твердая реши, мость претворить в жизнь пред­ начертания XXV I съезда КПСС. Г. ОРЕХОВ, секретарь комсомольского бюро тракторного цеха № I, И з и ст о р ии от е ч е ст в е нн о г о т р а к т о р о ст р о е н и я НОВЫЕ о т в е т с т в е н н ы е 1 Ш ч и «Экономике — быть эконом­ ной!» — под таким девизом раз­ вернулось социалистическое со­ ревнование на Калининском экска ­ ваторном заводе. Инициаторами этого трудового соперничества за достижение в одиннадцатой пятилетке высоких показателей в труде при иаимень- иш,\ затратах выступили комму ­ нисты бригады слссарей-сборщи- ков, возглавляемой членом Ка ­ лининского обкома КПСС В, Та- рубаровым. По инициативе парткома в це­ хах начали работать обществен­ ные посты экономии. На снимках: второй секретарь _».Московского РК КПСС города Калинина Н. В. Куликов, секре­ тарь парткома экскаваторного за ­ вода В. С. Ершов и заведующий отделом Р К КПСС В. В. Синицын (справа налево) готовятся к сове­ щанию секретарей партийных ко ­ митетов предприятий района по вопросу распространения почина экскаваторостроителей; комплексно - механизированный участок. Годовой экономический эффект от его создания составля­ ет почти 250 тысяч рублей. Фотохроника ТАСС. Начиная с 1938 года, СТЗ при­ ступил к серийному выпуску транспортных тракторов собствен­ ной конструкции, в которых наша страна испытывала большую пот ­ ребность. Транспортный трактор (СТЗ-5) обладал большой прохо ­ димостью по сравнению с грузо ­ выми автомашинами и более вы­ сокой скоростью, чем трактор г у ­ сеничный. Это была незаменимая машина в условиях бездорожья в весеннюю и осеннюю распутицу. Пробег этих машин по маршруту Сталинград—Москва показал их высокие эксплуатационные каче­ ства. Кроме транспортного трактора наши конструкторы разработали болотный трактор, крайне необхо­ димый для работы на торфораз­ работках. К серийному выпуску эти.х машин завод приступил в 1939 году. К этому же времени следует отнести переход на вы ­ пуск дизельных моторов для трак ­ тора СТЗ-НАТП . Словом, наши конструкторы «подбрасывали» нам, технологам, псе новые и но ­ вые подготовки. А тут еще стали поговаривать об организации на заводе производства танков. В 1940 г о д у в с в я з и с большим объемом работ по под­ готовке производства танка Т-34 на СТЗ был создан большой отдел подгот.овки по литейным цехам. Руководство этим отделом было поручено мне. В состав отдела входили технологические и кон ­ структорские (по оснастке) бюро по всем видам литья. Они были укомплектованы наиболее квали ­ фицированными и опытными кад ­ рами, способными эффективно и оперативно справляться с любыми заданиями. 11аш отдел обеспечп. вал полный цикл подготовки про­ изводства, начиная с проектиро­ вания оснастки и кончая внедре­ нием заготовки детали в произ­ водство. Такая централизация подготовки по литейным цехам была весьма целесообразна. I I вот наступила пора вплот ­ ную заняться подготовкой произ­ водства к выпуску танков. В 1940 году большая группа конструкторов, технологов-меха- ников и металлургов была коман ­ дирована на один из заводов, чтобы ознакомиться с первыми образцами тайка Т-34, получить всю необходимую техническую до­ кументацию и вместе с заместите, лем главного конструктора А, А. Морозовым, который принимал участие в создании этой грозной машины, произвести необходимую корректировку деталей с целью изготовления их в условиях по ­ точно-массового производ с т в а СТЗ. Технологическая проработка всех чертежей, уточнение материа­ лов и марок сталей, составление заявочных спецификаций ' заняло довольно много времени, несмотря на то, что мы усиленно работали с утра до позднего вечера без вы ­ ходных дней. По возвращении на СТЗ в уско ­ ренном темпе мы развернули под ­ готовку производства по этому новому сложному производствен­ ному объекту. Объем подготовки был исключительно велик. При пе­ реработке конструкции деталей нам приходилось проявлять твор ­ чество и изобретательность. Ха ­ рактерным примером может слу ­ жить гусеница, звенья которой по чертежу головного завода должны были штамповаться из го ­ рячекатаного проката. Наша творческая группа, включая П. В. Черногорова, М. М. Горшенина и И. И. Атопова, по аналогии со звеньями гусениц для тракторов, организовала изготовление этих звеньев литыми из высокомарган­ цовистой стали, которая обладает хорошей износоустойчивостью и высоким сопротивлением ударным нагрузкам. Внедрение этого мето­ да было исключительно эффектив­ ным. Во-первых, отпала необходи. мость в приобретении большого количества металлорежущих стан ­ ков и соответственно в выделении площади для их размещения, не потребовалось расходовать гро ­ мадное количество длинных сверл для глубокого сверления отвер­ стий под палец шарнира. Были также сэкономлены тысячи тонн горячекатаного проката. Весьма существенно снизилась трудоем ­ кость изготовления этих звеньев, что было особо важным в услови ­ ях военного времени при дефици­ те рабочих. Звенья гусениц стали поступать из сталефасонного цеха прямо на сборку лент, минуя ме­ ханический цех. Кроме звена гусеницы для тан ­ ка Т-34 потребовалось осваивать много других литых деталей из углеродистой и хромоникелевых марок сталей. Технология изго ­ товления этих отливок на голов ­ ном заводе была очень сложной. Для получения качественных отливок там применялись боль­ шие «прибыли» — для пропитки металлом массивных мест отли ­ вок. В обрубном отделении эти «прибыли» отрезали автогеном. Это была очень трудоемкая опе­ рация, требующая большого шта ­ та газорезчиков. Инициативная группа технологов в составе ЛА А-. Зисмана, П. И. Кожеурова и 11. П. Трусова, возглавляемая М. М. Горшениным, подвергла сущест­ венной переработке технологию изготовления этих отливок с при ­ менением прогрессивного тогда метода — метода легкоотделяе- мых прибылей, который дал боль­ шой экономический эффект, а главное — значительное снижение трудоемкости. Не менее сложной и ответствен­ ной была подготовка производства и освоение выпуска отливок для танкового двигателя. С этой зада­ чей наши литейщики справились в рекордно короткий срок, несмотря на то, что к отливкам двигателя предъявлялись исключительно жесткие требования. В этом боль­ шая заслуга Б. А. Баринова, И. И. Григорова, Л . К. Бояковского, В. И|. Устюжанина, Г. А. Цыби- зова, В. I I . Фролова и других. За всю нашу многолетнюю практику, учитывая все подготов ­ ки, которыми мы занимались в прошлом, подготовка произврдст- ва по танку Т-34 была самой сложной и напряженной. Слож ­ ной потому, что почти все детали этой машины, рассчитанной на мелкосерийное производство, при ­ шлось перерабатывать примени­ тельно к массово-поточному про ­ изводству. А также потому, что потребовалось осваивать выплавку новых марок сталей и осваивать технологию таких отливок, к кото ­ рым предъявлялись особо жест ­ кие требования. Как, например, поплавочный контроль не только по химическому анализу, но и по механическим свойствам каждой отливки. Кроме того, сжатые сро­ ки подготовки не давали нам воз­ можности экспериментировать для нахождения наилучших техиоло. гических решений. Во все время проведения под­ готовки мы были целиком погло ­ щены этой работой не только на заводе, но и на улице, дома. Д а ­ же ложась спать и просыпаясь у т ­ ром, все время мысленно взвеши­ вали еще и еще раз со всех сторон правильность принимаемых реше­ ний. Мы знали, насколько -подго-- товка была ответственной, по не боялись этой ответственности,вер ­ нее, не думали об этом, будучи уверенными в своих силах. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. С этого времени обстановка на заводе значительно усложнилась. Перед ним было по­ ставлено много новых задач. План по выпуску всех марок тракторов был увеличен, поскольку Харьков ­ ский тракторный завод уже в тре­ тьем квартале 1941 года прекра ­ тил выпуск тракторов по причине начавшейся эвакуации в глубокий тыл. Потребность в пахотных тракто ­ рах типа СТЗ-НАТП , несмотря на войну, не уменьшилась. Удов ­ летворение этой потребности сель­ ского хозяйства теперь ложилось целиком па один Сталинградск. 1 Й тракторный завод. Следует напом­ нить, что в то время других заво ­ дов, выпускающих пахотные трак ­ тора такого типа,- в стране не бы­ ло. А часть рабочих ушла в ар­ мию. Задание по выпуску танков Т-34 было значительно увеличено. Сложность положения с выполне­ нием этого резко возросшего за ­ дания усугублялась одним серьез­ ным обстоятельством. Если по танковому производству к началу 1941 года на заводе уже были соз­ даны проектные мощности, то по литым заготовкам для дизельного производства таких мощностей не было — строительство специализи­ рованного цеха на заводе проек ­ том не предусматривалось, а обес­ печение дизельного производства заготовками возлагалось на коо ­ перированные поставки с других заводов. Начавшиеся военные действия в колоссальных масштабах — от Черного до Балтийского морей спутали всех планы проектантов. Хорошо, что мы своевременно по собственной инициативе создали под крышей чугунолитейного цеха небольшой участок, где организо ­ вали отливку дизельных загото ­ вок. Но дальнейшее увеличение выпуска заготовок упиралось в «узкое место», которым являлось плавильное отделение. Там име­ лись плавильные печи с нефтяным отоплением собственного изготов ­ ления, которые, помимо низкой производительности, .не могли обеспечить получение достаточно ­ го количества качественных заго ­ товок. Зная все это, еще в 1940 году заказали специальные элект ­ ропечи. Но срок их поставки был установлен заводом-изготовите- лем на третий квартал 1941 года. Внезапно начавшаяся война ли ­ шила нас возможности своевре­ менно получить эти печи. В. АНТОНОВ , бывший главный металлург Л ТЗ , заслуженный рационализатор РСФСР, персональный пенсионер республиканского значения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz