Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
у п р а в офл а н г ов ы х сор е в н ов а н и я > • Это было в начале февраля те кущего года. Коллектив нашего цеха вместе с работниками ста лелитейного корпуса выступил с ценной инициативой, призвав всех тракторостроителей в дни работы XXV I съезда К П СС трудится по- ударному. И вот партийный съезд начал свою работу. Стремясь оз наменовать важное политическое событие в жизни Советской стра ны хорошими производственными показателями, станочники, налад чики, ремонтники и другие труже ники цеха не только выполняли, но и перевыполняли задание по выпуску деталей, полностью обес печивая ими смежников. Еже дневно цеховой штаб информации выпускал «Молнии», в которых рассказывал о героях ударной трудовой вахты, о их вкладе в успешное выполнение социалис1И- ческих обязательств первого года одиннадцатой пятилетки. А когда XXV I съезд КПСС закончился, то оказалось, что за время его работы коллектив тракторного цеха № 1 выпустил сверхплано вой продукции на 3 тысячи руб лей. Наряду с другими радова лась этому успеху и молодежь, которая вместе со своими стар шими товарищами с честью спра вилась с поставленными задачами. У нас в первом тракторном почти нет такого коллектива, где бы не было молодых рабочих и специалистов. Энергичные, ста рательные, трудолюбивые, они показывают хороший пример во С ЗАДОРОМ И ОГОНЬКОМ всех делах, задают тон в социали стическом соревновании. Заслуживает внимания работа коллектива, где мастером Миха ил Васильевич Кижлай. Так, на пример, в мае он завершил месяч ное задание на несколько дней раньше срока. Хорошие резуль таты нм достигнуты и в июне, в чем большая заслуга молодежи. С большим уважением и тепло той произносят на третьем отде лении имя зуборезчнцы Нины Се- востьяновой. Трудовой стаж у Нины небольшой, однако сделано ею уже много. Она в совершенст ве овладела своей профессией, что позволяет ей одновременно обслуживать несколько станков. Сменные задания ею перевыпол няются на 10^— 1.5 процентов, каче ство продукции у нее всегда хо рошее. Не ограничиваясь профессией зуборезчнцы, Н. Севостьянова освоила специальность токаря. Это помогает ей в нужную мину ту заменить отсутствующего ста. ночника, предотвратить простой на отделении. Много времени уделяет передо вая производственница обществен ной деятельности. Руководимая ею комсомольская группа являет ся одной из лучших в цехе. Она держит под своим контролем со циалистическое соревнование, еле. дит за состоянием трудовой дис циплины в коллективе, пропаган дирует опыт правофланговых пя тилетки, критикует недостатки, добиваясь их' устранения. Входит станочница и в штаб «Комсомольского прожектора» це ха. «Прожектористы» бичуют в своих сатирических листках бра коделов, прогульщиков, срывщи ков производственных заданий. И, надо сказать, их критика до стигает цели. Раиса Богданова, как и Нина Севостьянова, работает зуборез- чицей. Детали она изготовляет быстро и качественно, постоянно опережая время. Включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий первого года одиннадцатой пяти летки, она уже выпустила сотни сверхплановых деталей. Хочется верить, что их у молодой станоч ницы будет еще больше. Любовь Бобровникова пришла в первый тракторный цех в прош. лом году, закончив техническое училище. Быстро освоившись с работой, она теперь занимает до стойное место в ряду правофлан говых социалистического соревно вания. Люба учится в Липецком вечернем механическом техникуме. Есть уверенность, что она со вре менем станет хорошим специали стом. Смена мастера Александра Ва сильевича Двуреченского трудит ся на четвертом отделении. Она занимается изготовлением слож ных деталей трактора. И в этом коллективе молодые производст венники добиваются хороших ре зультатов в работе. Так, шлнфов- |цица. Светлана Л опатина еже сменно перекрь?вает норму на 10 и более процентов. Так же успеш но выполняет принятые обяза тельства и станочница Валентина Караваева, которая, ка к и другие передовики производства, по-удар- ному несет трудовую вахту один надцатой пятилетки. Творческой направленностью отличается работа наладчика Сергея Одинцова, который при необходимости может стать за станок, чтобы обрабатывать де тали. Принимает он участие и во внедрении- новой техники, кото рой становится все больше в цехе. Нельзя не отметить и токаря службы механика Ивана Абани на. Молодой ремонтник не раз выручал коллективы участков в устранении поломок оборудова ния, ликвидации простоя станков. Детали изготовляются им быстро и качественно. Хочется сказать доброе слово в адрес наставников молодежи, ко торые помогают начинающим ра бочим осваивать специальности, набираться опыта, повышать ма стерство. К ним относятся налад чики Иван Григорьевич Панов, Зинаида Николаевна Белевкина и некоторые другие кадровые рабо чие, в любую минуту готовые вы ручить своих младших товарищей. Их бывшие ученики работают не только в первом тракторном, но и в других цехах нашего предпри. ятия. Большими трудовыми достиже ниями славятся у нас токарп Клавдия Кузьминична Злобина и Николай Петрович Хрнпунков, сверловщица Зинаида Андреевна Полякова, протяжница Нина Его ровна Меркулова и целый ряд других передовиков производства. Комсомольское бюро делает все для того, чтобы их богатый про изводственный опыт широко рас пространялся среди молодежи. Комсомольцы нашего цеха не стоят в стороне от событий, про исходящих на заводе. Активное участие они приняли в субботни ке, посвященном Дню советской молодежи. Каждый из них рабо тал на празднике труда вдохно венно, с подъемом. В результате производственные задания были ими успешно выполнены. Сейчас перед молодыми работ никами цеха стоит важная задача — закрепить успехи, достигнутые в первом полугодии, и добиться еще более высоких результатов в социалистическом соревновании, В том, что эта цель будет осу ществлена, сомневаться не прихо дится, Порукой тому — высокая трудова-я и общественная актив ность молодежи, ее твердая реши, мость претворить в жизнь пред начертания XXV I съезда КПСС. Г. ОРЕХОВ, секретарь комсомольского бюро тракторного цеха № I, И з и ст о р ии от е ч е ст в е нн о г о т р а к т о р о ст р о е н и я НОВЫЕ о т в е т с т в е н н ы е 1 Ш ч и «Экономике — быть эконом ной!» — под таким девизом раз вернулось социалистическое со ревнование на Калининском экска ваторном заводе. Инициаторами этого трудового соперничества за достижение в одиннадцатой пятилетке высоких показателей в труде при иаимень- иш,\ затратах выступили комму нисты бригады слссарей-сборщи- ков, возглавляемой членом Ка лининского обкома КПСС В, Та- рубаровым. По инициативе парткома в це хах начали работать обществен ные посты экономии. На снимках: второй секретарь _».Московского РК КПСС города Калинина Н. В. Куликов, секре тарь парткома экскаваторного за вода В. С. Ершов и заведующий отделом Р К КПСС В. В. Синицын (справа налево) готовятся к сове щанию секретарей партийных ко митетов предприятий района по вопросу распространения почина экскаваторостроителей; комплексно - механизированный участок. Годовой экономический эффект от его создания составля ет почти 250 тысяч рублей. Фотохроника ТАСС. Начиная с 1938 года, СТЗ при ступил к серийному выпуску транспортных тракторов собствен ной конструкции, в которых наша страна испытывала большую пот ребность. Транспортный трактор (СТЗ-5) обладал большой прохо димостью по сравнению с грузо выми автомашинами и более вы сокой скоростью, чем трактор г у сеничный. Это была незаменимая машина в условиях бездорожья в весеннюю и осеннюю распутицу. Пробег этих машин по маршруту Сталинград—Москва показал их высокие эксплуатационные каче ства. Кроме транспортного трактора наши конструкторы разработали болотный трактор, крайне необхо димый для работы на торфораз работках. К серийному выпуску эти.х машин завод приступил в 1939 году. К этому же времени следует отнести переход на вы пуск дизельных моторов для трак тора СТЗ-НАТП . Словом, наши конструкторы «подбрасывали» нам, технологам, псе новые и но вые подготовки. А тут еще стали поговаривать об организации на заводе производства танков. В 1940 г о д у в с в я з и с большим объемом работ по под готовке производства танка Т-34 на СТЗ был создан большой отдел подгот.овки по литейным цехам. Руководство этим отделом было поручено мне. В состав отдела входили технологические и кон структорские (по оснастке) бюро по всем видам литья. Они были укомплектованы наиболее квали фицированными и опытными кад рами, способными эффективно и оперативно справляться с любыми заданиями. 11аш отдел обеспечп. вал полный цикл подготовки про изводства, начиная с проектиро вания оснастки и кончая внедре нием заготовки детали в произ водство. Такая централизация подготовки по литейным цехам была весьма целесообразна. I I вот наступила пора вплот ную заняться подготовкой произ водства к выпуску танков. В 1940 году большая группа конструкторов, технологов-меха- ников и металлургов была коман дирована на один из заводов, чтобы ознакомиться с первыми образцами тайка Т-34, получить всю необходимую техническую до кументацию и вместе с заместите, лем главного конструктора А, А. Морозовым, который принимал участие в создании этой грозной машины, произвести необходимую корректировку деталей с целью изготовления их в условиях по точно-массового производ с т в а СТЗ. Технологическая проработка всех чертежей, уточнение материа лов и марок сталей, составление заявочных спецификаций ' заняло довольно много времени, несмотря на то, что мы усиленно работали с утра до позднего вечера без вы ходных дней. По возвращении на СТЗ в уско ренном темпе мы развернули под готовку производства по этому новому сложному производствен ному объекту. Объем подготовки был исключительно велик. При пе реработке конструкции деталей нам приходилось проявлять твор чество и изобретательность. Ха рактерным примером может слу жить гусеница, звенья которой по чертежу головного завода должны были штамповаться из го рячекатаного проката. Наша творческая группа, включая П. В. Черногорова, М. М. Горшенина и И. И. Атопова, по аналогии со звеньями гусениц для тракторов, организовала изготовление этих звеньев литыми из высокомарган цовистой стали, которая обладает хорошей износоустойчивостью и высоким сопротивлением ударным нагрузкам. Внедрение этого мето да было исключительно эффектив ным. Во-первых, отпала необходи. мость в приобретении большого количества металлорежущих стан ков и соответственно в выделении площади для их размещения, не потребовалось расходовать гро мадное количество длинных сверл для глубокого сверления отвер стий под палец шарнира. Были также сэкономлены тысячи тонн горячекатаного проката. Весьма существенно снизилась трудоем кость изготовления этих звеньев, что было особо важным в услови ях военного времени при дефици те рабочих. Звенья гусениц стали поступать из сталефасонного цеха прямо на сборку лент, минуя ме ханический цех. Кроме звена гусеницы для тан ка Т-34 потребовалось осваивать много других литых деталей из углеродистой и хромоникелевых марок сталей. Технология изго товления этих отливок на голов ном заводе была очень сложной. Для получения качественных отливок там применялись боль шие «прибыли» — для пропитки металлом массивных мест отли вок. В обрубном отделении эти «прибыли» отрезали автогеном. Это была очень трудоемкая опе рация, требующая большого шта та газорезчиков. Инициативная группа технологов в составе ЛА А-. Зисмана, П. И. Кожеурова и 11. П. Трусова, возглавляемая М. М. Горшениным, подвергла сущест венной переработке технологию изготовления этих отливок с при менением прогрессивного тогда метода — метода легкоотделяе- мых прибылей, который дал боль шой экономический эффект, а главное — значительное снижение трудоемкости. Не менее сложной и ответствен ной была подготовка производства и освоение выпуска отливок для танкового двигателя. С этой зада чей наши литейщики справились в рекордно короткий срок, несмотря на то, что к отливкам двигателя предъявлялись исключительно жесткие требования. В этом боль шая заслуга Б. А. Баринова, И. И. Григорова, Л . К. Бояковского, В. И|. Устюжанина, Г. А. Цыби- зова, В. I I . Фролова и других. За всю нашу многолетнюю практику, учитывая все подготов ки, которыми мы занимались в прошлом, подготовка произврдст- ва по танку Т-34 была самой сложной и напряженной. Слож ной потому, что почти все детали этой машины, рассчитанной на мелкосерийное производство, при шлось перерабатывать примени тельно к массово-поточному про изводству. А также потому, что потребовалось осваивать выплавку новых марок сталей и осваивать технологию таких отливок, к кото рым предъявлялись особо жест кие требования. Как, например, поплавочный контроль не только по химическому анализу, но и по механическим свойствам каждой отливки. Кроме того, сжатые сро ки подготовки не давали нам воз можности экспериментировать для нахождения наилучших техиоло. гических решений. Во все время проведения под готовки мы были целиком погло щены этой работой не только на заводе, но и на улице, дома. Д а же ложась спать и просыпаясь у т ром, все время мысленно взвеши вали еще и еще раз со всех сторон правильность принимаемых реше ний. Мы знали, насколько -подго-- товка была ответственной, по не боялись этой ответственности,вер нее, не думали об этом, будучи уверенными в своих силах. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. С этого времени обстановка на заводе значительно усложнилась. Перед ним было по ставлено много новых задач. План по выпуску всех марок тракторов был увеличен, поскольку Харьков ский тракторный завод уже в тре тьем квартале 1941 года прекра тил выпуск тракторов по причине начавшейся эвакуации в глубокий тыл. Потребность в пахотных тракто рах типа СТЗ-НАТП , несмотря на войну, не уменьшилась. Удов летворение этой потребности сель ского хозяйства теперь ложилось целиком па один Сталинградск. 1 Й тракторный завод. Следует напом нить, что в то время других заво дов, выпускающих пахотные трак тора такого типа,- в стране не бы ло. А часть рабочих ушла в ар мию. Задание по выпуску танков Т-34 было значительно увеличено. Сложность положения с выполне нием этого резко возросшего за дания усугублялась одним серьез ным обстоятельством. Если по танковому производству к началу 1941 года на заводе уже были соз даны проектные мощности, то по литым заготовкам для дизельного производства таких мощностей не было — строительство специализи рованного цеха на заводе проек том не предусматривалось, а обес печение дизельного производства заготовками возлагалось на коо перированные поставки с других заводов. Начавшиеся военные действия в колоссальных масштабах — от Черного до Балтийского морей спутали всех планы проектантов. Хорошо, что мы своевременно по собственной инициативе создали под крышей чугунолитейного цеха небольшой участок, где организо вали отливку дизельных загото вок. Но дальнейшее увеличение выпуска заготовок упиралось в «узкое место», которым являлось плавильное отделение. Там име лись плавильные печи с нефтяным отоплением собственного изготов ления, которые, помимо низкой производительности, .не могли обеспечить получение достаточно го количества качественных заго товок. Зная все это, еще в 1940 году заказали специальные элект ропечи. Но срок их поставки был установлен заводом-изготовите- лем на третий квартал 1941 года. Внезапно начавшаяся война ли шила нас возможности своевре менно получить эти печи. В. АНТОНОВ , бывший главный металлург Л ТЗ , заслуженный рационализатор РСФСР, персональный пенсионер республиканского значения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz