Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

ЧЕР ЕЗ Т Р УД НОСТИ К УСПЕХАМ В один из дней марта 19 44 го ­ да на станцию «Тракторная» при­ был пассажирский поезд. Из ва­ гонов выходили люди в армейской форме. Это были солдаты и ко ­ мандиры Красной Армии, боль- И1ИН СТ ВО которых из-за тяжелых ранений, полученных на фронтах Великой Отечественной войны, де­ мобилизовались с военной служ ­ бы. На станции нас, бывших фронтовиков, встретил предста­ витель завода Л. С . Мамзин. Он повел прибывших в среднюю школу № 1 0, которая была рас­ положена в живописном лесном массиве, так как в то время, кро ­ ме трех четырехэтажных домов, находившихся напротив пред­ приятия, в соцгороде ничего не было. Учеников в школе находи­ лось очень мало, им вполне хва ­ тало первого этажа, а на осталь­ ных в пустых классах разместили прибывших для работы на трак- то-рном заводе солдат. Спуст я несколько дней нас рас­ пределили по разным цехах заво­ да, а в конце марта мы впервые перешагнули заводские проход­ ные. Я вме сте с неско лькими сос­ луживцами был направлен в цех шасси, который в то время рас­ полагался на территории второго и третьего участков теперешнего первого тракторного цеха. Здесь нас встретили начальник цеха Г. И. Пещанский и парторг Ф. Ф. Щукин. После того, как мы озна­ комились с цехом, Г. И. Пещан­ ский рассказал нам о задачах, сто­ ящих перед цеховым коллекти ­ вом, о том, что руководство заво­ да возлагает на нас большие надежды по скорейшему освоению оборудования и началу выпуска липецких тракторов, в которых очень нуждается пострадавшее в годы войны сельское хозяйство. Да мы это и сами хорошо по­ нимали, поскольку нам лично пришлось участвовать в войне и испытать на себе ее последствия. Поэтому бывшим солдатам долго осваиваться не пришлось, к тому же среди прибывших были такие, которые до войны уже работали на машиностроительных заводах, имели специальность и навыки в работе. Это — Ф. С. Головин, М. С. Карпов, Г. И. Москалев и некоторые другие. Ф. С. Карпова сразу назначили наладчиком, так как ои до при­ зыва в армию трудился токарем. Ф. С. Головину было поручено заниматься расточкой катка, а Г. И. Москалев возглавил хозяй­ ственную службу цеха. Меня пос­ тавили учеником токаря на то­ карно-револьверный станок. На нем по сменам работали девушки Маша Кузнецова и Лида Дробо- тухина. Я попал в смену Маши Кузнецовой. Признаться, я своей наставницей был не доволен по-' тому, что она мне дней десять не разрешала браться за рукоятки станка, боялась, что я сломаю его. Но вскоре мне выделили то ­ карный станок, и я уже самостоя­ тельно стал изготавливать оси и стаканы подшипников для катков, затем освоил обработку оси те­ лежки. Изготовление деталей и провер­ ка их качества производились универсально, так как не было ни технологии, ни какой-либо спе­ циальной оснастки. Сверление от­ верстий в деталях производилось по разметке. Основным техничес­ ким советчиком был заместитель начальника цеха инженер К). В. Цукерман, а первыми нашими учителями являлись старший мас­ тер В. Я. Федорцов и наладчик М. С. Карпов, которые знакомили станочников с геометрией резцов, учили, как их самим надо пра­ вильно затачивать. Обработка деталей универсаль­ ным способом при нашей квали ­ фикации не всегда была удачной. Для лучшей собираемости детали подгонялись по размерам одна к другой. Взять хотя бы напрессов- ку стальных втулок на оси катка. Она производилась вручную, к у ­ валдой, что приводило к поломке втулок. Потом родилась коллек­ тивная мысль — втулки перед на- прессовкой нагревать. Попробова­ ли в металлической печке, распо­ ложенной в мастерской службы механика, — получилось. Эта опе­ рация была поручена мне. Я но­ сил в мастерскую ^^етали, так как в цехе не было никаких нагрева­ тельных приборов, клал в печку- «буржуйку» по 5 втулок, нагре­ вал до красного цвета, и после этого втулки легко надевались на ось, а после остывания на возду­ хе они очень плотно охватывали шейки оси. Таким образом, дыход был найден. Сейчас кажется это В К Л А Д Л 0 М С 0 М 0 Л Ы 1 ЕВ Гл^яЕвным пунктом социалисти­ ческих обязательств комсомоль­ цев и молодых рабочих отдела главного металлурга являются вопросы совершенствования произ­ водства, режима экономии. А путь к этому — участие в рацио­ нализаторской и изобретательской деятельности. Только за последнее время юношами и девушками отдела подано шесть заявок на различ­ ные изобретения, направленные на увеличение производительности труда, снижение трудоемкости и экономию металла. Уже получено положительное решение Всесоюз­ ного научно-исследовательского института государственной па­ тентной экспертизы на выдачу авторского свидетельства инже- неру-конструктору Нине Голубе­ вой и начальнику бюро Вячеславу Никитину на изобретение «Штамп горизонтально-ковочной машины», которое в три с половиной раза увеличивает производительность труда, резко снижает трудоем­ кость получения поковок при вы­ садке. Большую работу проводят ком ­ сомольцы отдела по внедрению личных творческих планов, кото ­ рые построены в основном на по­ данных ими рационализаторских предложениях. В качестве тем разрабатываются мероприятия из темника рационализатора, а та к ­ же связанные с узкими местами производства. Примером может служить предложение В. Никити ­ на «Внедрение безоблойной штам­ повки в разъемных матрицах». Внедрение новой технологии поз­ волит сэкономить металлопрокат, высвободить обрезной пресс и обрезчика. Предполагаемый эко ­ номический эффект — 7,5 тысячи рублей. Внедрен личный творческий план и комсомольца Александра Мипченкова, одним из пунктов которого является снижение бро­ ма в одной из дорогостоящих де талей. Разработка более совер шенной технологии и ее внедре­ ние дали экономический эффект в 6,3 тысячи рублей. Второй пункт плана молодого инженера — это оформление заявок на предполагаемое изобретение по теме «Очистка формовочной сме­ си от металлических магнитных и немагнитных включений и ее ре­ генерации». Оно даст экономиче­ ский эффект в 25 тысяч рублей. Этот вопрос является сегодня злободневным, и его решение поз­ волит значительно улучшить ка ­ чество отливок, формовочной сме­ си, сэкономить большое количест­ во марганцовистой П1ихты. Но вот что порой удивляет нас, молодых изобретателей и рационализаторов. Во многих це­ хах завода не на высоком уровне налажена работа по внедрению рацпредложений. Например, по одной из деталей в кузнечном це­ хе шел повышенный процент бра­ ка. Было подано соответствующее рацпредложение на его снижение. С тех пор прошло уже два года, а ответа с результатом нет, хотя- оснастка для проведения экспе­ римента была изготовлена в нача­ ле 1980 года и до сих пор ржа ­ веет. Еще один пример. Рацпред­ ложения, направленные на увели­ чение производительности труда и высвобождение рабочей силы, не раз подавались для внедрения в сталелитейный корпус. Но ра­ ботниками техбюро они откло ­ няются по неизвестным причинам. Создается впечатление, что ни в кузнечном цехе, ни в сталелитей­ ном корпусе не заинтересованы во внедрении нужных рацпредло­ жений. И. КУРДЮ КОВА , инженер-конструктор, секретарь комсомольской организации отдела главного металлурга. странным, но в то время, когда все учились делать детали для будущего трактора, не имея ни­ какой, кроме чертежной, техниче­ ской документации, это было нор­ мальным явлением. Сборкой первых катков зани­ мались в нашем цехе главный конструктор Б. Е. Архангельский и представитель НЛТИ И. И. Дронг. И вот собран первый липецкий трактор, в честь которого на пло­ щадке между чугунолитейным цехом и вторыми проходными (они в то время были централь­ ными) состоялся общезаводской митинг, на котором выступили директор завода А. П. Никаноров и другие работники предприятия. Митинг прошел под лозунгом «Успехи коллектива завода — — очередной удар по врагу!». К концу сорок пятого года ин ­ струментальный цех перебазиро­ вался из нашего корпуса в новое здание. На его месте началась ус- 0 Т П Е Р В О Г О - ДО МИЛЛИОННОГО тановка оборудования и освоение производства дизельных моторов. А в 1946 году по приказу дирек­ тора завода несколько человек из цехов шасси и других были пере­ ведены в моторный цех. Переве­ ден был туда мастером и я. НазигЛенный начальником мо­ торного цеха Г. И. Пещанский предложил мне возглавить учас­ ток, на котором изготовлялись шатуны дизеля и пускача, клапа ­ ны и распределители валика дизе­ ля. Рядом находился участок, где старшим мастером был А. С. Ми ­ наев, который, имея богатый опыт работы с людьми, помогал мне во всех вопросах. Праздник Победы в 1947 году мы ознаменовали выпуском пер­ вого дизеля собственной конст ­ рукции. Поздравить нас с этим большим успехом пришли руково ­ дители предприятия. Развитие дизельного производ­ ства требовало иной, более совер­ шенной организации труда, для чего ускоренными темпами стро­ ился моторный корпус. Здесь уже готовились к запуску поточные линии. Участки организовывались по родственности деталей и типу оборудования. В результате пере­ монтажа многое оборудование подолгу не запускалось, простаи­ вало, что приводило к срыву гра­ фика изготовления продукции. В связи с напряженным поло­ жением оперативные совещания с мастерами и руководителями служб цеха проводил лично ди­ ректор завода, которым в то вре­ мя стал Г. В. Бураков. На моем участке плохо обстоя­ ло дело с изготовлением шатуна дизеля. Он имел большой брак по деформации зева. Это вынуждало главного инженера А. Е. Изотова проводить почти все свое рабо­ чее время на нашем участке. С ним часто бывали главные спе­ циалисты предприятия, с по­ мощью которых были найдены пути устранения дефектов. Но тут обнаружился еще один недоста­ ток — проворачивание бронзовой втулки в верхней головке шатуна. Изучением этого недочета мы за­ нимались с начальником техбюро моторного цеха С. Ф. Егоровым. Однажды приходит он утром на участок и спрашивает меня: «Ну как дела, Петр?». А у меня поя­ вилась мысль уменьшить угол фа­ сок с 45 до 30 и менее градусов. С. Ф. Егоров немного подумал и говорит: «Пиши рацпредложе­ ние». Откровенно товоря, я до этого момента и не знал, что та ­ кое рационализаторское предло­ жение и рационализация вообще. После того, как предложение бы­ ло составлено, начальник техбюро посоветовал сходить к конструк- тсрам, так как от них требовалось соответствующее заключение. ■Захожу в отдел главного кон ­ структора. Спрашиваю, к кому мне обратиться по поводу рац­ предложения. Указали на стояще­ го у доски высокого человека. По­ дошел к нему, поздоровался, по­ казал ему свое предложение. Он внимательно просмотрел его и говорит: «Ну что ж, молодец, пра­ вильно придумал». Позднее уже я узнал, что это был ведущий конструктор группы отдела В. Г. Ткачевский. А через некоторое время было внедрено мое первое новшество. После окончания вечернего от­ деления Липецкого машинострои­ тельного техникума начальник мо­ торного цеха А. Е. Гольберг пере­ вел меня технологом на участок деталей пускового двигателя. На этом участке пришлось столкнуть ­ ся с новой проблемой — низким качеством поршня пускача. Пере­ косы оси отверстия под поршне- во|'( палец относительно наружно ­ го диаметра приводили к частым заклиниваниям поршней в цилинд­ ре при испытании в цехе сборки моторов. И вот однажды собрались у ал­ мазно-расточного станка замести­ тель главного механика завода Т. В. Даен, начальник техбюро цеха пусковых двигателей Л . А. Артемов и я. Обсуждали вопрос, как устранить перекос деталей. Я предложил производить расточку отверстия под поршневой палец, положив поршень в призму, при­ няв за базу его наружный диа­ метр. Ведущие специалисты отнес­ лись с недоверием к моему пред­ ложению, но потом приняли его. С изготовлением нового приспособ­ ления дефект удалось устранить. Надо сказать, что иа Липецком заводе пусковых двигателей и сейчас при обработке поршней ис­ пользуется эта база. Правда, сей­ час там высокопроизводительные станки и поршень устанавливает­ ся по-иному, но основная база ос­ талась прежней. В 1955 году началось освоение модификации тракторов КДП-35. Для изготовления новых деталей организовали тракторный цех № 2, куда меня назначили на­ чальником техбюро. Нас, специа­ листов, тревожил вопрос уборки стружки, который приносил мно­ го неприятностей станочникам. 14 вот в 1957 году совместно с орга ­ низованным отделом механизации 'производства мы начали разраба­ тывать проекты механизмов для уборки стружки. По ним вырыли неглубокие траншеи и смонтиро­ вали скребковые транспортеры на линиях обработки корпусов глав­ ной муфты и коленчатых передач. Потом эта конструкция транспор­ теров стала применяться в первом тракторном и других цехах заво­ да. Так, преодолевая трудности, мы шли к успехам, венцом кото ­ рых является выпуск миллионно­ го липецкого трактора. Он войдет яркой страницей в историю наше- то завода. П. ЕВСЮКОВ, инженер-технолог тракторного цеха № 1. Двадцать лет работает слеса- рем-сборщиком Б тракторосбороч ­ ном цехе Дмитрий Михайлович Пашинов. Это высококлассный специалист своего дела, он может выполнять почти все сборочные операции на главном конвейере, нередко заменяет мастера. Дмит ­ рий Михайлович с честью носит звание ударника коммунистиче­ ского труда, награжден несколь­ кими знаками победителя социа­ листического соревнования. На снимке: Д . М. Пашинов, Фото А, Драбкина. На р о д с т в е н н ы х п р е д п р и я т и я х П Е Р С О Н А Л Ь Н А Я Н А Д Б А В К А в соревновании по личным твор ­ ческим планам больших успехов добился инженер-технолог меха­ нического цеха № 5 Волгоградско ­ го тракторного завода В. А. К о ­ стин. Свои усилия он направляет на ппе.тропие нового оборудова­ ния и прогрессивной технологии. При его пепосредствеппом участии значительно повышено качество выпускаемой продукции, снижена трудоемкость. За высокое профессионалыюс мастерство и достижение отлич ­ ных показателей в работе прика ­ зом по заводу Владимиру Алек­ сандровичу Костину установлена персональная надбавка к окладу,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz