Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

г о в о р л т в е т е р а н ы Времен связ ующая нить Грозное военное лихолетье на­ всегда вошло в историю завод­ ской комсомольской организации Оно стало временем славы моло­ дежи предприятия. Славы сотен и тысяч юношей и девушек. Именно тогда рядом со старшими товари­ щами закалялось поколение лю ­ дей, которое внесло большой вклад в освобождение страны от фашизма и снова вернулось к мирной работе. К той работе, ко ­ торую мы продолжаем сегодня. С течением времени все отчет­ ливее видишь, насколько была огромна роль комсомольцев и молодежи, которые не покладая рук в годы Великой Отечествен­ ной трудились на многочисленных предприятиях страны, сутками не уходили из цехов, чтобы обеспе­ чить бесперебойный ритм работы. Всего 25 комсомольцев насчиты­ валось на заводе, когда по на­ правлению Воронежского обкома партии я приехала в Липецк. А буквально через десять дней после моего приезда из городов Воро­ нежа и Харькова прибыло сразу тысяча человек. Это были моло­ дые люди, испытавшие ужасы фашистской оккупации. Все они— добровольцы, с желанием и ком ­ сомольским энтузиазмом прие­ хавшие на строительство нового завода. Десятки вопросов сразу встали перед комсомольским активом. Куда их расселить? Чем кормить? Во что одеть, когда будут рабо­ тать в стуж у и холод? Ведь не за горами была зима. Пришлось в домах барачного типа сделать трехярусные нары. А вот обеспе­ чить людей спецодеждой было де­ лом нелегким. И все же из любого трудного положения находили вы­ ход. Вот что писала о тех днях наша заводская ч1Ноготиражная газета «Кировец»: «Этих дней ни­ когда не забудет молодежь наше­ го завода. Каждое действие ре­ бят, каждый их поступок расцени­ вался тогда с точки зрения полез­ ности производству, каждый но­ вый факт о росте производитель­ ности труда на второй же день становился извествым всему кол­ лективу строителем, монтажников и рабочих действующих цехов. Не преувеличивая можно сказать, что в те памятные октябрьские дни молодежь, и в особенности ком ­ сомольцы, задавала тон в обще­ ственной и производственной жизни завода». Постепенно жизнь входила в колею. По инициативе юношей и девушек стали организовываться к омсомольс ко-мол одежные брига­ ды. В первые месяцы были выяв­ лены большие преимущества кол­ лективного труда. Каждый член бригады почувствовал себя ответ­ ственным за состояние дел на про­ изводстве, он стал хозяином. И когда в честь 25-летия Л е ­ нинского комсомола была объяв­ лена семидневная стахановская вахта, первыми на нее встали комсомольско-молодежные брига ­ ды. В два-три раза перевыполня­ ли производственные задания коллективы, руководимые комсо­ мольцами Иванищевым, Смотрич. Развернулось соревнование двух- сотников. А ряды заводской ком ­ сомольской организации росли с каждым днем. Только в течение стахановской вахты комсомоль­ ские билеты получили около пяти ­ десяти юношей и девушек. Все жили лишь одним желани­ ем — выпустить как можно быст­ рее первую машину. И никто из комсомольцев не знал устали, не умели считать на работе время, трудились сколько потребуется, чтобы было выполнено не менее двух—трех норм за смену. А под­ спорьем в этом служило овладе­ ние молодежью смежными про­ фессиями. Например, сверловщица Мария Варварина, закончив учебу без отрыва от производства на курсах фрезеровщиков, стала ра-, ботать одновременно на двух станках. , Следует сказать о деятельности заводского комитета. Работа его шла на ходу, заседания проводи­ лись непосредственно в бригадах, на участках, под открытым не­ бом. Сеть актива быстро росла. Под его руководством организо­ вывались контрольные комсо­ мольские посты, проводились рей­ ды. А в феврале 1944 года состо­ ялось первое общезаводское сове­ щание комсомольско-молодеж­ ных оригад, сыгравшее немалую роль в создании новых моло­ дежных коллективов. И уже к концу сорок четвертого года их численность равнялась стам, в со рок третьем же их было не более двадцати. Большое развитие на заводе в , 1944 году получило движение фронтовых бригад. А зачинате­ лем его была комсомольско-моло­ дежная бригада, возглавляемая Иванищевым. Своим беспример­ ным трудом она увлекала мо­ лодежь на новые подвиги. Только в течение одного года звания фронтовых добились 65 _моло­ дежных коллективов. Кругом было столько дела, что невольно хотелось успеть как можно больше. Встретятся труд ­ ности — удваивается энергия. Вечерами молодежь занималась в художественной" самодеятельно­ сти. Изредка выпадали свобод­ ные дни. Осенью их чаще ис­ пользовали для того, чтобы по­ мочь в уборке урожая совхозу «Красный горняк». И трудились по-ударному, и отдыхали с поль­ зой. Поэтому жили тесной, друж ­ ной семьей. Но были и такие юноши и девушки, которые, не выдерживали трудностей военно­ го времени. Приходилось беседо­ вать с «кандидатами» на побег, были тяжелые часы. Воздейство­ вать можно было только на пси­ хологию человека. И надо ска ­ зать. что I сила простой товари­ щеской беседы была огромна. Девушка или юноша зажигались мечтой о будущем. На другой день они снопа шли на завод. ...Сегодняшней молодежи все это незнакомо. Тем более надо сделать все для того, чтобы она не только пользовалась своими правами как чем-то должным от века, но и гордилась ими, испы­ тывая глубочайшее человеческое уважение к поколениям, не ж а ­ левшим в борьбе,за них! ни сил, ни здоровья, ни самой жизни. К. МАМЗИНА , бывший секретарь первого заводского комитета ВЛ КСМ , кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслужен ­ ный учитель школы РСФСР. ОНИ СОБ И РА Л И ЮБИЛЕЙНЫЙ . . . ,, В числе победителен заводского конкурса мастерства среди рабо­ чих основных профессий, посвященного выпуску липецкого милли­ онного пропашного трактора, назван и бригадир формовщиков чу ­ гунолитейного цеха Николай Леонидович Холодняк. Таким образо.м он завоевал почетное право и принял участие в сборке миллионной машины. На снимке: И. Л . .Холодняк. Фото А. Драбкина. НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК Их двое , Беляевых, в пятом т р а к то р н ом . Оба , о тец и сын, сле с а ри -с б о рщ и ки , и оба р а б о ­ тают отлично . П е тр М ихайлович и Иван П е трови ч даж е с о р е в н у ­ ю тся м е ж д у собой , правда, пока п об еди телем в сем е й н ом с о р е в ­ новании чаще вы ходит Беляев- старший . О нем наш небольш ой рассказ . Д е тс тво Петра М ихайлович а приш лось на в о е н н ую п ор у . Д о ­ учиться в ш коле не см о г . Надо бы ло п омо га ть семье , п о этом у после о ко н ч а ния ш колы срЗО п о ­ шел работать на с та н ко с тр о и тель ­ ный завод , по том — служ ба в армии . А с 1955 года он — в п я ­ том тр а к т о р н о м цехе. — Без м ало г о 26 лет я знаю Петра М ихайловича , — р а с с ка зы ­ вает е го то варищ по тр у д у на ­ ладч и к И. В. С амарин . — И за все эти годы не раз у б еж да лся в на д еж но с ти э то г о ч еловека . В сам ом про с том , р а б о ч ем смысле . С лово у не г о н и ко гд а не р а схо ­ дится с д елом . Взял об я за те ль ­ ство за конч и ть д е ся тую пяти ­ ле т ку к 110-летию со дня р о ж д е ­ ния В. И. Л енина , а выполнил за ­ дание раньш е . Н а г раж д е н П о ч е т ­ ной Л е н и н с кой г рам о той . С 1966 года уд а р н и к к о м м у н и с т и ч е с ко г о труда . Более пяти лет работает с лич ным кл е йм ом качества , а это больш ая честь для р або ч е го . И ещ е ум ее т он работать бе з прос тоев . Если ко г д а случится , что м ас тер за д ерж и тс я с о б е с п е ­ ч е нием деталями , Петр М и ха й ло ­ вич сам все ра здо б уде т . 22 мая П етр М ихайлович Беля ­ ев работал не на своем р аб о ч ем месте . Он встал к г лавном у ко н в е й е р у т р а к т о р о ­ с б о р о ч н о г о цеха, с к о т о р о г о с о ­ шел ю би лей ны й тра кто р . Тот са ­ мый , после к о т о р о г о мы г о в о ри м : теперь наш завод — м иллионер . П. М . Беляев завоевал право быть у ч а с тни ком с б о р к и тем, что стал п обеди телем во вн у тр и це х о ­ вом к о н к у р с е мастерства , тем , что е ж е д н е в н о в п е р и о д с о р е в ­ нования в честь вы пуска м и лли ­ о н н о г о выполнял н о р м у на 120— 130 п р оце н тов . Это право п р и н а д ­ леж и т ем у за е г о м но голе тни й бе зза ве тны й тр уд . Па м ят ны е д а т ы • 1976 ГОД. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ. Проводились испы­ тания опытного образца трак ­ тора ЛТЗ-145 на возделыва­ нии сахарной свеклы в совхо­ зе имени Ленина Тамбовской области. • 1977 ГОД. 19 ИЮЛ Я . Указом Президиума Верховно­ го Совета СССР за трудовые успехи в выполнении плана 1976 года 60 передовиков про ­ изводства завода награждены орденами п медалями СССР. • 1977 ГОД. ИЮЛ Ь. Боль ­ шая группа тракторостроите ­ лей удостоена правительствен­ ных наград по итогам социа­ листического соревнования за первый год десятой пятилетки. • 1978 ГОД. 12 ОКТЯБРЯ В Л^оскве открылась Между ­ народная выставка «Сельхоз­ техника-78». Па выставке бы­ ли представлены и получили высокую оценку липецкие ко ­ лесные тракторы Т-40АМ с двигателем мощностью 60 л. с., с повой кабиной и усовершен­ ствованными узлами, а также машины Т-40АП и Т-40АПМ «Супер». Торговой палатой СССР липецкий трактор отме­ чен Дипломом I степени. • 1979 ГОД. ИЮЛ Ь . М и ­ нистерством тракторного н сельскохозяйственного машн- ностроення СССР наш завод занесен в «Книгу трудовой славы Министерства». Липецкий гусеничный трактор Т-38, выпускавшийся по первое полугодие 1973 года, завоевал широкую популярность в стране как отличная машина для работы на свекловичных плантациях. Всего с главного конвейера нашего завода сошло 134 тысячи Т-38Л4. Этот трактор навечно взошел на пьедестал при въезде в заводской ж и ­ лой район как символ трудовой доблести липецких тракторострои- телеГи Фото А. Драбкина. Д Л Я Л Б М О К Р А Т И Ч Е С Е й Н Г Е Г М А П 0 1 1 В ко н ц е 1948 года наш завод получил задание М инистерства а в то тр а к то р н о й п р омыш ле нно с ти и зго тови ть для о тп р а в ки в д е м о ­ кр а т и ч е с к ую Г ерм анию (б у д ущ ую ГДР) п ар тию т р а к то р о в КД -35 . П о д о б ны е задания п олучили т а к ­ ж е С талин градс кий и Х а р ь ко в ­ с кий тр а к то р ны е заводы . Т ра к т о ­ ры предна значались для с о зд а ­ ваемых в Г е рм а н с ком д е м о к р а т и ­ ч е с ко м государ с тве м аш и н о п р о ­ катны х станций для о б служ ива ни я с ель с ко хо зя й с тв ен ны х к о о п е р а т и ­ вов, г о с хо зо в и даж е частных ф ерм . К началу 1949 года на заводе была и зго товлена первая партия т р а к то р о в КД -35 в колич ес тве пятидесяти ш ту к и отправлена в Г ерм анию . В м арте то г о ж е года из Г ла в тра ктор о п р ом а пос тупило р а с п о р я ж е н и е — послать с заво ­ да двух специали стов для о р г а ­ ни зации эксплуа тации тр а к то р о в КД -3 5 и о б уч е ния о б с л уж и в аю ­ щ е г о персонала . И вот нам, м ас тер у испы та ­ тельной станции м о т о р о в Петру Павловичу Ш и п и ло в у и автору этих с тр о к , и нж е н е р у -и спы та те лю ОГК, главный и н ж е н е р завода А р с е н и й Емельянович И зотов п р е д л о ж и л поехать в Г ерм анию . Мы со гласились и ч е ре з н е с ко л ь ­ к о дней были в М о с к ве , в Глав- тр а к т о р о п р о м е . Вместе с нами сюда прибы ли специалисты с д р у г и х заводов и из НАТИ . После предвари тель ной беседы с нами в Г ла в тра кторо - п р ом е началось оф о рм ле н и е н е ­ об х о д им ы х д о к ум е н т о в на выезд . К о гд а с этим бы ло п о ко н ч е н о , п е р е д о тъ е зд ом нас принял на ­ ч альник Г ла в тра ктор о п р ом а тов. П арф енов для напутствия . Выехали в ко н ц е апреля 1949 года и прибы ли в п р и г о р о д Бер ­ лина — Карлхор с т , где ра спола ­ галась С ове тская военная а дм и ­ ни страция . Встретили нас х о р ош о и поселили в гос тинице . А ч ере з день нас принял нач альник уп р а в ­ ления с е л ь с ко г о хозяйства при С о ве тс кой военной адм и н и с тр а ­ ции Л. А, К о рб у т , ныне зам ес ти ­ тель начальника Г о с ком с е л ь х о з - те хни ки . О н расска зал нам о це ­ лях незадачах пр е д с то ящ е й р а б о ­ ты. Мь! д о лж ны были на местах эксплуа тации про вер я ть с о с то я ­ ние нащгих тр а к то р о в , и н с тр у к ти ­ ровать о б сл уж и в ающ и й персонал о правилах эксплуатации , о п р е ­ делять при ч ины во зн и кающ и х не ­ исправнос тей и о казывать п о ­ м ощ ь в р ем о н те своих машин . К а ж д о м у из нас были о п р е д е ­ лены районы , где мы со вм е с тно с предс тави телями наших к о м е н ­ д атур д олж ны были проводи ть эту работу . За п е р и о д более чем т р е хм е с я ч н о г о пребы вания в Г ер ­ м ании лич но мне п риш лось п о бы ­ вать в адм инис тра тивны х районах г о р о д о в Ш ве р и н , Висмар , Росток и Д р е з д е н . О стальные члены на ­ шей б ри г ады работали в д р у г и х районах . О д н о в р е м е н н о в Берлине бы ­ ли ор га н и зо ва ны ку р сы п о д г о т о в ­ ки м е ха н и ко в по об сл уж и ва н ию наших тр а к то р о в . Вел занятия на кур са х представитель НАТИ с п е р и о д и ч е с ки м нашим участием , ка к не п о ср е д с тв е н ны х п ред с та в и ­ телей заводов . В сюду , где п р и ходи ло с ь нам ра ­ ботать, мы встречали д р у ж е л ю б ­ ное о тнош е ни е . Н ем ец ки е това ­ рищ и п роявляли больш ой инте ­ рес к нашим тр а к то р ам . Ведь п о д о б ны х маш ин у них не бы ло — знали то л ь ко свои с таринные неф тян ки типа «Л анц -Б ульдо г» . А наши тр а к то ры КД -3 5 о с о б е н н о понравились , так ка к они были небольш их р а зм е р о в , обладали хор ош е й м ан е вр е н н о с тью , о тли ­ чались про с то то й в о б с л уж и в а ­ нии. Возникали , ко н е ч н о , и н е и с ­ правности . О с о б е н н о сер ье зны е — это о бры вы клапанов в зам ке , а на тра кто р а х ДТ-54 — п р о ти в о ­ весов на коле н ч а том валу. На пра здн ова ние 1 М ая и чет ­ вер той г од о вщ и ны Победь ! мы бь!ли п ри глаш ены в Берлин и п риняли участие в б о льш ом с п о р ­ тивном п р а зд н и ке в Карлхорс те . Здесь с п риве тс твенной ре ч ью пе р ед нами выступил Г ла вн о ко ­ м а н д ую щ и й с о ве тс ким и войс кам и в Г ермании прославленны й М а р ­ шал С о в е т с ко г о С ою за Василий Иванович Ч уйков . В Берлине мы со верш или э к ­ с к у р с и ю к рей хс та г у и Б ран де н ­ б у р г с к и м воротам . В то врем я на рейхста ге еще сохранились ав ­ то граф ы наших г е р о и ч е с ки х вои - но в -п обед и телей . М не удалось видеть и зв е с тн ую теперь по м н о ­ гим ф о то г раф иям надпись «Мы из Ельца». Мы та кж е расписа ­ лись... В ию не 1949 года наша ко м а н ­ д и р о в ка подош ла к ко н ц у . Мы снова собрались в Берлине . С о ­ ставили отчеты о продела нной работе , б ь т и приня ты Л. А. К о р ­ бутом ,, к о т о р о м у расска зали о результатах работы . За п р о д е ла н н ую в к о м а н д и р о в ­ ке рабо ту нам, ка к п ер вы м п о л ­ п р е дам завода за гра н ицей , п р и ­ к а з о м д и р е к то р а была объявле ­ на б ла год ар но с ть и выдана п р е ­ мия . П рош ли десятилетия ... Н едавно мы с р а до с тью узнали о том , что тр а к т о р КД -3 5 из той п ер вой п а р ­ тии занял д ос той н о е м ес то в м у ­ зее в Берлине ка к сим вол бр а т ­ с ко й п ом ощ и с о в е т с ко г о народа в тр уд н о е врем я по сле вое нной ра зрухи . М. БУДЮ КИН . работник отдела главного конструктора, ветеран войны и труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz