Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
г о в о р л т в е т е р а н ы Времен связ ующая нить Грозное военное лихолетье на всегда вошло в историю завод ской комсомольской организации Оно стало временем славы моло дежи предприятия. Славы сотен и тысяч юношей и девушек. Именно тогда рядом со старшими товари щами закалялось поколение лю дей, которое внесло большой вклад в освобождение страны от фашизма и снова вернулось к мирной работе. К той работе, ко торую мы продолжаем сегодня. С течением времени все отчет ливее видишь, насколько была огромна роль комсомольцев и молодежи, которые не покладая рук в годы Великой Отечествен ной трудились на многочисленных предприятиях страны, сутками не уходили из цехов, чтобы обеспе чить бесперебойный ритм работы. Всего 25 комсомольцев насчиты валось на заводе, когда по на правлению Воронежского обкома партии я приехала в Липецк. А буквально через десять дней после моего приезда из городов Воро нежа и Харькова прибыло сразу тысяча человек. Это были моло дые люди, испытавшие ужасы фашистской оккупации. Все они— добровольцы, с желанием и ком сомольским энтузиазмом прие хавшие на строительство нового завода. Десятки вопросов сразу встали перед комсомольским активом. Куда их расселить? Чем кормить? Во что одеть, когда будут рабо тать в стуж у и холод? Ведь не за горами была зима. Пришлось в домах барачного типа сделать трехярусные нары. А вот обеспе чить людей спецодеждой было де лом нелегким. И все же из любого трудного положения находили вы ход. Вот что писала о тех днях наша заводская ч1Ноготиражная газета «Кировец»: «Этих дней ни когда не забудет молодежь наше го завода. Каждое действие ре бят, каждый их поступок расцени вался тогда с точки зрения полез ности производству, каждый но вый факт о росте производитель ности труда на второй же день становился извествым всему кол лективу строителем, монтажников и рабочих действующих цехов. Не преувеличивая можно сказать, что в те памятные октябрьские дни молодежь, и в особенности ком сомольцы, задавала тон в обще ственной и производственной жизни завода». Постепенно жизнь входила в колею. По инициативе юношей и девушек стали организовываться к омсомольс ко-мол одежные брига ды. В первые месяцы были выяв лены большие преимущества кол лективного труда. Каждый член бригады почувствовал себя ответ ственным за состояние дел на про изводстве, он стал хозяином. И когда в честь 25-летия Л е нинского комсомола была объяв лена семидневная стахановская вахта, первыми на нее встали комсомольско-молодежные брига ды. В два-три раза перевыполня ли производственные задания коллективы, руководимые комсо мольцами Иванищевым, Смотрич. Развернулось соревнование двух- сотников. А ряды заводской ком сомольской организации росли с каждым днем. Только в течение стахановской вахты комсомоль ские билеты получили около пяти десяти юношей и девушек. Все жили лишь одним желани ем — выпустить как можно быст рее первую машину. И никто из комсомольцев не знал устали, не умели считать на работе время, трудились сколько потребуется, чтобы было выполнено не менее двух—трех норм за смену. А под спорьем в этом служило овладе ние молодежью смежными про фессиями. Например, сверловщица Мария Варварина, закончив учебу без отрыва от производства на курсах фрезеровщиков, стала ра-, ботать одновременно на двух станках. , Следует сказать о деятельности заводского комитета. Работа его шла на ходу, заседания проводи лись непосредственно в бригадах, на участках, под открытым не бом. Сеть актива быстро росла. Под его руководством организо вывались контрольные комсо мольские посты, проводились рей ды. А в феврале 1944 года состо ялось первое общезаводское сове щание комсомольско-молодеж ных оригад, сыгравшее немалую роль в создании новых моло дежных коллективов. И уже к концу сорок четвертого года их численность равнялась стам, в со рок третьем же их было не более двадцати. Большое развитие на заводе в , 1944 году получило движение фронтовых бригад. А зачинате лем его была комсомольско-моло дежная бригада, возглавляемая Иванищевым. Своим беспример ным трудом она увлекала мо лодежь на новые подвиги. Только в течение одного года звания фронтовых добились 65 _моло дежных коллективов. Кругом было столько дела, что невольно хотелось успеть как можно больше. Встретятся труд ности — удваивается энергия. Вечерами молодежь занималась в художественной" самодеятельно сти. Изредка выпадали свобод ные дни. Осенью их чаще ис пользовали для того, чтобы по мочь в уборке урожая совхозу «Красный горняк». И трудились по-ударному, и отдыхали с поль зой. Поэтому жили тесной, друж ной семьей. Но были и такие юноши и девушки, которые, не выдерживали трудностей военно го времени. Приходилось беседо вать с «кандидатами» на побег, были тяжелые часы. Воздейство вать можно было только на пси хологию человека. И надо ска зать. что I сила простой товари щеской беседы была огромна. Девушка или юноша зажигались мечтой о будущем. На другой день они снопа шли на завод. ...Сегодняшней молодежи все это незнакомо. Тем более надо сделать все для того, чтобы она не только пользовалась своими правами как чем-то должным от века, но и гордилась ими, испы тывая глубочайшее человеческое уважение к поколениям, не ж а левшим в борьбе,за них! ни сил, ни здоровья, ни самой жизни. К. МАМЗИНА , бывший секретарь первого заводского комитета ВЛ КСМ , кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслужен ный учитель школы РСФСР. ОНИ СОБ И РА Л И ЮБИЛЕЙНЫЙ . . . ,, В числе победителен заводского конкурса мастерства среди рабо чих основных профессий, посвященного выпуску липецкого милли онного пропашного трактора, назван и бригадир формовщиков чу гунолитейного цеха Николай Леонидович Холодняк. Таким образо.м он завоевал почетное право и принял участие в сборке миллионной машины. На снимке: И. Л . .Холодняк. Фото А. Драбкина. НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК Их двое , Беляевых, в пятом т р а к то р н ом . Оба , о тец и сын, сле с а ри -с б о рщ и ки , и оба р а б о тают отлично . П е тр М ихайлович и Иван П е трови ч даж е с о р е в н у ю тся м е ж д у собой , правда, пока п об еди телем в сем е й н ом с о р е в новании чаще вы ходит Беляев- старший . О нем наш небольш ой рассказ . Д е тс тво Петра М ихайлович а приш лось на в о е н н ую п ор у . Д о учиться в ш коле не см о г . Надо бы ло п омо га ть семье , п о этом у после о ко н ч а ния ш колы срЗО п о шел работать на с та н ко с тр о и тель ный завод , по том — служ ба в армии . А с 1955 года он — в п я том тр а к т о р н о м цехе. — Без м ало г о 26 лет я знаю Петра М ихайловича , — р а с с ка зы вает е го то варищ по тр у д у на ладч и к И. В. С амарин . — И за все эти годы не раз у б еж да лся в на д еж но с ти э то г о ч еловека . В сам ом про с том , р а б о ч ем смысле . С лово у не г о н и ко гд а не р а схо дится с д елом . Взял об я за те ль ство за конч и ть д е ся тую пяти ле т ку к 110-летию со дня р о ж д е ния В. И. Л енина , а выполнил за дание раньш е . Н а г раж д е н П о ч е т ной Л е н и н с кой г рам о той . С 1966 года уд а р н и к к о м м у н и с т и ч е с ко г о труда . Более пяти лет работает с лич ным кл е йм ом качества , а это больш ая честь для р або ч е го . И ещ е ум ее т он работать бе з прос тоев . Если ко г д а случится , что м ас тер за д ерж и тс я с о б е с п е ч е нием деталями , Петр М и ха й ло вич сам все ра здо б уде т . 22 мая П етр М ихайлович Беля ев работал не на своем р аб о ч ем месте . Он встал к г лавном у ко н в е й е р у т р а к т о р о с б о р о ч н о г о цеха, с к о т о р о г о с о шел ю би лей ны й тра кто р . Тот са мый , после к о т о р о г о мы г о в о ри м : теперь наш завод — м иллионер . П. М . Беляев завоевал право быть у ч а с тни ком с б о р к и тем, что стал п обеди телем во вн у тр и це х о вом к о н к у р с е мастерства , тем , что е ж е д н е в н о в п е р и о д с о р е в нования в честь вы пуска м и лли о н н о г о выполнял н о р м у на 120— 130 п р оце н тов . Это право п р и н а д леж и т ем у за е г о м но голе тни й бе зза ве тны й тр уд . Па м ят ны е д а т ы • 1976 ГОД. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ. Проводились испы тания опытного образца трак тора ЛТЗ-145 на возделыва нии сахарной свеклы в совхо зе имени Ленина Тамбовской области. • 1977 ГОД. 19 ИЮЛ Я . Указом Президиума Верховно го Совета СССР за трудовые успехи в выполнении плана 1976 года 60 передовиков про изводства завода награждены орденами п медалями СССР. • 1977 ГОД. ИЮЛ Ь. Боль шая группа тракторостроите лей удостоена правительствен ных наград по итогам социа листического соревнования за первый год десятой пятилетки. • 1978 ГОД. 12 ОКТЯБРЯ В Л^оскве открылась Между народная выставка «Сельхоз техника-78». Па выставке бы ли представлены и получили высокую оценку липецкие ко лесные тракторы Т-40АМ с двигателем мощностью 60 л. с., с повой кабиной и усовершен ствованными узлами, а также машины Т-40АП и Т-40АПМ «Супер». Торговой палатой СССР липецкий трактор отме чен Дипломом I степени. • 1979 ГОД. ИЮЛ Ь . М и нистерством тракторного н сельскохозяйственного машн- ностроення СССР наш завод занесен в «Книгу трудовой славы Министерства». Липецкий гусеничный трактор Т-38, выпускавшийся по первое полугодие 1973 года, завоевал широкую популярность в стране как отличная машина для работы на свекловичных плантациях. Всего с главного конвейера нашего завода сошло 134 тысячи Т-38Л4. Этот трактор навечно взошел на пьедестал при въезде в заводской ж и лой район как символ трудовой доблести липецких тракторострои- телеГи Фото А. Драбкина. Д Л Я Л Б М О К Р А Т И Ч Е С Е й Н Г Е Г М А П 0 1 1 В ко н ц е 1948 года наш завод получил задание М инистерства а в то тр а к то р н о й п р омыш ле нно с ти и зго тови ть для о тп р а в ки в д е м о кр а т и ч е с к ую Г ерм анию (б у д ущ ую ГДР) п ар тию т р а к то р о в КД -35 . П о д о б ны е задания п олучили т а к ж е С талин градс кий и Х а р ь ко в с кий тр а к то р ны е заводы . Т ра к т о ры предна значались для с о зд а ваемых в Г е рм а н с ком д е м о к р а т и ч е с ко м государ с тве м аш и н о п р о катны х станций для о б служ ива ни я с ель с ко хо зя й с тв ен ны х к о о п е р а т и вов, г о с хо зо в и даж е частных ф ерм . К началу 1949 года на заводе была и зго товлена первая партия т р а к то р о в КД -35 в колич ес тве пятидесяти ш ту к и отправлена в Г ерм анию . В м арте то г о ж е года из Г ла в тра ктор о п р ом а пос тупило р а с п о р я ж е н и е — послать с заво да двух специали стов для о р г а ни зации эксплуа тации тр а к то р о в КД -3 5 и о б уч е ния о б с л уж и в аю щ е г о персонала . И вот нам, м ас тер у испы та тельной станции м о т о р о в Петру Павловичу Ш и п и ло в у и автору этих с тр о к , и нж е н е р у -и спы та те лю ОГК, главный и н ж е н е р завода А р с е н и й Емельянович И зотов п р е д л о ж и л поехать в Г ерм анию . Мы со гласились и ч е ре з н е с ко л ь к о дней были в М о с к ве , в Глав- тр а к т о р о п р о м е . Вместе с нами сюда прибы ли специалисты с д р у г и х заводов и из НАТИ . После предвари тель ной беседы с нами в Г ла в тра кторо - п р ом е началось оф о рм ле н и е н е об х о д им ы х д о к ум е н т о в на выезд . К о гд а с этим бы ло п о ко н ч е н о , п е р е д о тъ е зд ом нас принял на ч альник Г ла в тра ктор о п р ом а тов. П арф енов для напутствия . Выехали в ко н ц е апреля 1949 года и прибы ли в п р и г о р о д Бер лина — Карлхор с т , где ра спола галась С ове тская военная а дм и ни страция . Встретили нас х о р ош о и поселили в гос тинице . А ч ере з день нас принял нач альник уп р а в ления с е л ь с ко г о хозяйства при С о ве тс кой военной адм и н и с тр а ции Л. А, К о рб у т , ныне зам ес ти тель начальника Г о с ком с е л ь х о з - те хни ки . О н расска зал нам о це лях незадачах пр е д с то ящ е й р а б о ты. Мь! д о лж ны были на местах эксплуа тации про вер я ть с о с то я ние нащгих тр а к то р о в , и н с тр у к ти ровать о б сл уж и в ающ и й персонал о правилах эксплуатации , о п р е делять при ч ины во зн и кающ и х не исправнос тей и о казывать п о м ощ ь в р ем о н те своих машин . К а ж д о м у из нас были о п р е д е лены районы , где мы со вм е с тно с предс тави телями наших к о м е н д атур д олж ны были проводи ть эту работу . За п е р и о д более чем т р е хм е с я ч н о г о пребы вания в Г ер м ании лич но мне п риш лось п о бы вать в адм инис тра тивны х районах г о р о д о в Ш ве р и н , Висмар , Росток и Д р е з д е н . О стальные члены на шей б ри г ады работали в д р у г и х районах . О д н о в р е м е н н о в Берлине бы ли ор га н и зо ва ны ку р сы п о д г о т о в ки м е ха н и ко в по об сл уж и ва н ию наших тр а к то р о в . Вел занятия на кур са х представитель НАТИ с п е р и о д и ч е с ки м нашим участием , ка к не п о ср е д с тв е н ны х п ред с та в и телей заводов . В сюду , где п р и ходи ло с ь нам ра ботать, мы встречали д р у ж е л ю б ное о тнош е ни е . Н ем ец ки е това рищ и п роявляли больш ой инте рес к нашим тр а к то р ам . Ведь п о д о б ны х маш ин у них не бы ло — знали то л ь ко свои с таринные неф тян ки типа «Л анц -Б ульдо г» . А наши тр а к то ры КД -3 5 о с о б е н н о понравились , так ка к они были небольш их р а зм е р о в , обладали хор ош е й м ан е вр е н н о с тью , о тли чались про с то то й в о б с л уж и в а нии. Возникали , ко н е ч н о , и н е и с правности . О с о б е н н о сер ье зны е — это о бры вы клапанов в зам ке , а на тра кто р а х ДТ-54 — п р о ти в о весов на коле н ч а том валу. На пра здн ова ние 1 М ая и чет вер той г од о вщ и ны Победь ! мы бь!ли п ри глаш ены в Берлин и п риняли участие в б о льш ом с п о р тивном п р а зд н и ке в Карлхорс те . Здесь с п риве тс твенной ре ч ью пе р ед нами выступил Г ла вн о ко м а н д ую щ и й с о ве тс ким и войс кам и в Г ермании прославленны й М а р шал С о в е т с ко г о С ою за Василий Иванович Ч уйков . В Берлине мы со верш или э к с к у р с и ю к рей хс та г у и Б ран де н б у р г с к и м воротам . В то врем я на рейхста ге еще сохранились ав то граф ы наших г е р о и ч е с ки х вои - но в -п обед и телей . М не удалось видеть и зв е с тн ую теперь по м н о гим ф о то г раф иям надпись «Мы из Ельца». Мы та кж е расписа лись... В ию не 1949 года наша ко м а н д и р о в ка подош ла к ко н ц у . Мы снова собрались в Берлине . С о ставили отчеты о продела нной работе , б ь т и приня ты Л. А. К о р бутом ,, к о т о р о м у расска зали о результатах работы . За п р о д е ла н н ую в к о м а н д и р о в ке рабо ту нам, ка к п ер вы м п о л п р е дам завода за гра н ицей , п р и к а з о м д и р е к то р а была объявле на б ла год ар но с ть и выдана п р е мия . П рош ли десятилетия ... Н едавно мы с р а до с тью узнали о том , что тр а к т о р КД -3 5 из той п ер вой п а р тии занял д ос той н о е м ес то в м у зее в Берлине ка к сим вол бр а т с ко й п ом ощ и с о в е т с ко г о народа в тр уд н о е врем я по сле вое нной ра зрухи . М. БУДЮ КИН . работник отдела главного конструктора, ветеран войны и труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz