Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
й Г о в о р и т в е т е р а н Ъ 1 В о б щ е м с т р о ю в летописи нашего завода по четное место занимают даты, свя занные с пуском и становлением сталелитейного цеха. Ввод его в эксплуатацию позволил расшить узкое место производства на предприятии, отказаться от заво за стального литья с других за водов страны. Двадцать восемь лет прои]ло с того времени, как стал действо вать крупнейший цех завода, а у нас ветеранов этого цеха до сих пор свежи воспоминания о тех днях, когда сталелитейщики впервые уверенно заявили о се бе, вместе с другими тракторо строителями стали работать над воплощением в жизнь планов пар тии. Не все на первых порах полу чалось. Бывали случаи, когда за держивался выпуск литья, отка зывало оборудование, отливки, так необходимые механическим цехам завода, уходили в брак. Казалось, что нет выхода из соз давшегося положения. Но энер гия, настойчивость и упорство мо лодого коллектива победили, хо тя, надо сказать, путь к успеху для нас был нелегким. Много хлопот доставили стале литейщикам корпусные отливки. Оми часто поступали к обрубщи кам с трещинами, раковинами и другими литейными дефектами. Некоторые из них подвергались исправлению, а другие возвраща лись на переплавку. Кто виноват? Что надо сделать, чтобы покон чить с браком? Общее мнение бы ло таково: надо учить людей про фессиональному мастерству и од новременно совершенствовать тех процессы. В цехе так и поступили. Это позволило через определен ное время резко улучшить качест во литья, а следовательно, уве личить его выпуск. Л\ного пришлось поработать в период освоения цеха рационали- зато|)ам. Их творческий поиск по могал облегчать труд людей, со вершенствовать оборудование, экономить металл. Я, к примеру, бы л автором первого рационали заторского предложения, внед ренного в цехе. Было моим и де сятитысячное предложение. Мно го новшеств записали на свой счет и другие новаторы. Причем разрабатывали они их не столько ради материальной выгоды, сколь ко для того, чтобы принести больше пользы производству. В шестидесятые годы наш за вод стал выпускать колесные ма шины. Ст алелитейщики вместе с другими тракторостроителями внесли большой вклад в их осво ение, успешно справились с боль шой и ответственной задачей. Д о казали они на деле, что им по плечу -любые задачи и тогда. когда им было поручено за ко роткий срок выпустить миллион траков. Труженики села получили их досрочно. Л\ного сделали для организации и становления сталелитейного це ха О. С . Чигин, В. П. Музальков. И. Г. Неугодов, Т. И. Боев, М. Д. Пестриков, Н. Г. Л укин, М. Е. Авдеев и многие другие. Немало из тех, кто стоял у ис токов цеха, продолжают трудить ся на заводе. Это — сталевары П. А. Ханин, В. А. Быков. В. С. Грухачев, электросварщик Д. П. Овчинников и некоторые другие. Как и раньше, они работают по- ударному, показывают пример трудовой доблести. Паш цех стал хорошей кузни цей кадров. Так, бывший мастер формовочного отделения В. Ф. Третьяков является начальником научно-исследовательского отдела, ему присвоено звание заслуженно го рационализатора РСФСР. Ра ботавший в свое время у нас ин- женером-технологом И. Д. Шумов сейчас — преподаватель Л ипецко го политехнического института, кандидат технических наук. Миллион пропашных тракторов дал наш завод Родине. Радостно сознавать, что в этом достиже нии есть большая доля труда и коллектива сталелитейного корпу са, который, идя в общем строю с другими подразделениями заво да, достойно выполняет свой долг. А. СИНЕЛ БНИКОВ , инженер-технолог сталелитей ного корпуса. I I а м я т п ые д а т ы • 1972 ГОД. ДЕКАБРЬ . За успехи в соревновании в честь 50-летия образования СССР коллектив завода награжден юбилейной Почетной грамотой .V\нннстерства тракторного н сельскохозяйственного машино строения СССР и Ц К профсо юза отрасли. • 1973 ГОД. ИЮЛ Ь. В чу- гунолнгеймом цехе введена в эксплуатацию вторая литейная автоматическая линия. О 1973 ГОД. 1 СЕНТЯБРЯ. Поставлены иа производство .модернизированные колесные тракторы .Т-40М и Т--10АДТ с двигателем мощностью 50 л. с. • 1973 ГОД. НОЯБРЬ. На чались испытания опытного об разца трактора Т-80Л .п'есохо- зяйствениой модификации. • 1974 ГОД. АПРЕЛ Ь. За успехи в выполнении социали стических обязательств 1973 года Президиум Верховного Совета СССР наградил орде рами и медалями СССР 102 пе редовых работника завода. • 1974 ГОД. АПРЕЛ Ь. И з готовлен опытный образец про пашного трактора ЛТЗ-150 со всеми ведущими и управляе мыми колесами. • 1974 ГОД. 29 МАЯ. Завод посетил первый заместитель председателя Госплана СССР В. М. Рябиков. Он побывал в цехах, интересовался ходо.м производства, перспективой развития завода. В этот же день во Дворце культуры сос тоялась встреча В. М. Рябико- ва с избирателями. • 1975 ГОД. АПРЕЛ Ь. Г у сеничный трактор Т-38М уста новлен иа пьедестале при въез де в жилой район завода. • 1975 ГОД. АПРЕЛ Ь. Вве дены в эксплуатацию завод ская база отдыха «Ландыш» и пионерский лагерь «Звезд ный» близ с. Горицы Добров- ского района • 1975 ГОД. 10 АПРЕЛ Я . АЬжистром тракторного и сельскохозяйственного маши ностроения СССР издан при каз «О техническом псрс:зо- оруженнн Липецкого трактор ного завода на период 1975— 1982 годов». • 1975 ГОД. 27 МАЯ. Завод посетил секретарь Ц К КПСС | В. И. Долгих. Он побывал в це.хах, подробно интересовался организацией труда и быта тракторостроителей. • 1975 ГОД. 7 ИЮНЯ . За высокие производственные ус пехи и многолетнюю работу 35 тракторостроителей награжде ны орденами Трудовой Славы П 1 степени. • 1976 ГОД. 24 ФЕВРАЛ Я — 5 МАРТА. Токарь-расточ- ннк ремонтно-механического цеха П. Т. Болотов принимал участие п работе XXV съезда КПСС. ■ ОНИ СОБИРАЛИ ЮБИЛЕЙНЫЙ... И К о гд а в б р и г а де И. М . Тарав- кова случается к о м у - т о заболеть , б р и г а д и р уж е знает наверня ка : но рм а э то го р а б о ч е г о б уд е т вь 1 - полняться и зо дня в день. Пока тот не вернется в строй . И буде т работать за о тс у т с т в ующ е го е го то ва р ищ А л е к с а н д р Иванович С кв о р ц о в . На с б о р к е тра нсм и ссий С к в о р цов работает с 1963 года . Все о п ерации , а их о ко л о двадцати , знает д ос ко на ль но . Н ед ар ом ра ботает он в так на зы ваем ой б р и гаде э к с п о р тн и ко в , обка ты вае т трансм иссии , ко то р ы е пойд у т на экспо р т . — П р е ж д е все го А л е кс а н д р у И ванович у б ла г од аре н я за то, что он п о м о г освоить лю б и м о е дело , — г о в о ри т М . П. Зайцев , один из п еред о вы х сле сарей - с б о рщ и ко в . — И м е нно он «зара зил» своим э н ту зи а зм ом , э н е р г и ей в работе . П е р е кур и ва ть не ум ее т . Бывает и так, что А л е к сандр Иванович по три н о рм ы за см ен у выполняет . И что самое глазное — е го работа вы сш е го качества . М н о ги е рабочие на с б о р ке п рош ли ш ко л у С кворцЪ ва . Ста ли специали стами вы сш е го кла с са Ю . К. Ры ж ков и А. А. Зайцев , те пер ь они мастера уч ас тков . М о ж н о ли назвать п о им е н н о всех е г о учеников? П р е ж д е ч ем о тве тить на этот вопрос , нач альни ку цеха А. Г. С та р о д у б це в у п р иш лось зад ум а ть ся : «Да ведь это... о к о л о тридцати фамилий п е р е числить надо . А надо ли? Главное в этом ч ело в е ке то, что б е р е т на свои плечи д в о й н ую н а г р у з к у — и за себя , и за тех, кто работает рядом » . А л е к с а н д р Иванович привил лю б о в ь к с во ем у за вод у и сыну С е р г ею . Ч астень ко п ривод ил е го в цех, рассказывал , ка к начинал собира ть м о т о ры во в то р ом т р а к т о р н о м цехе для г у се н и ч н о го ещ е тра ктора , ка к переш ел на с б о р к у трансм иссий , собирал первы й коле сны й тр а к т о р Т-30, по том Т-60... Наверное , из таких э к с к у р с и й и вынес С ер гей ж елание стать тр а кто р о с тр о и те лем . З акон ч и л м аш ино с тр о и те ль ны й те хни кум , работает в о тделе г лавно го м е ханика. На заводе тр уд и тся и ж е на А ле кс а н д р а Ивановича. «Вся наша семья завод с кая , — г ов о ри т он, — теперь о ч ер е д ь за м ла д ш им сы н ом . Ему одиннадцать , но уж е решил тве р д о — прид е т на наш завод» . С е г од н я А л е кс а н д р Иванович С кв о р ц о в работал на глав ном ко н в ей е ре т р а к т о р о с б о р о ч н о г о цеха. Ему, у д а р н и к у к о м м у н и с ти ч е с ко г о труда , н е о д н о к р а т н ом у п о б е ди те лю социали с ти ч е с к о г о соре вно ва ни я и п о б е ди те лю с оре вно ва ни я в честь вы пуска м и л л и о н н о г о тра ктора , бы ло п р е дос тавле но право участвовать в с б о р к е ю б и лей но й маш ины . Дор огой т в ор че ск и х и сканий История нашего завода — это история творческого поиска трак торостроителей, . их исканий и дерзаний. Отрадно сознавать, что большой вклад в развитие техни ческого прогресса внес^ти люди пытливой мысли, которыми за время существования предприя тия внедрено более 46 тысяч изобретений и рационализатор ских предложений с экономиче ским эффектом, превышающим 32 миллиона рублей. Кроме того, за это время оформлено свыше 500 заявок на предполагаемые изобретения, использование кото рых принесло большую пользу производству. Необходимо отметить, что на все важные события, происходив шие в нашей стране, заводские изобретатели и рационализаторы отвечали высокой творческой ак тивностью. Приоритетом липчан явилась разработка такого основного уз ла трактора, как торсионная под веска. В практике машинострое ния при обработке торсионного вала впервые внедрен новый тех нологический метод повышения усталостной прочности деталей машин — упрочняющее точение, которое позволило исключить из техпроцесса трудоемкие операции шлифования, полирования и об катки роликом. Важным нововведением было создание и внедрение коленчатых валов без противовесов с центро бежной очисткой масла в поло стях шатунных шеек. Это новше ство было разработано инженера ми А. С. Балаевым и Л . Я. Бек- рицким. Оно позволило снизить вес коленчатого вала на 13 кило граммов и вдвое увеличить его износоустойчивость. Новая кон струкция коленчатого вала полу чила применение на других пред приятиях отрасли. По предложению бывшего на чальника бюро отдела главного конструктора В. Г. Ткачевского была внедрена новая конструкция опорных катков и направляющих колес гусеничного трактора. Изобретение заводских инжене ров И. И. Лурье и И. Н. Галай- бы, разработавших .оригинальную конструкцию гидроусилителя с так называемым «плавающим» золотником, позволило значитель но повысить качество и надеж ность колесного трактора. Большим достижением было внедрение по предложению канди дата технических наук И. С. Штейнберга стружколомающих резцов. Резцы с мелкой лункой, притертой диском, избавили ста ночников от опасной сливной стружки и облегчили транспорти ровку отходов. Этот ценный опыт впоследствии внедрили на многих машиностроительных предприяти ях СССР. Липецкие стружколомы экспонировались в 1966 году на Международной выставке в Ми лане, а также неоднократно на ВДНХ в Москве. С каждым годом изобретатель ство и рационализация на заводе получают свое дальнейшее разви тие. Если в 1946 году на пред приятии было 56 рационализато ров, которыми внедрено 65 нов шеств с экономическим эффектом в 6,6 тысячи рублей, то в настоя щее время на заводе насчитыва ется более 2500 изобретателей и рационализаторов, от которых ежегодно поступает более 3 тысяч рацпредложений. Наш завод известен многими активными новаторами, которые внесли неоценимый вклад в раз витие технического прогресса. К ним относятся бывший главный металлург завода В. П. Антонов, слесарь тракторосборочного цеха Еерой Социалистического Труда Г. В. Демедюк и начальник науч но-исследовательского отдела кан- » дидат технических наук В. Ф. Третьяков, удостоенные звания заслуженного рационализатора РСФСР, старшие мастера скрапо разделочного и прессового цехов В. В. Л яхов и Н. К. Аргунов, на чальник чугунолитейного цеха В. В. Переверзев, инженер-техно- лог первого тракторного цеха П, П. Евсюков, начальник техбю- ро кузнечного цеха А. В. Дианов... На протяжении многих лет мы удерживаем первенство в област ном социалистическом соревнова нии по изобретательству и рацио нализации. Назывались новаторы предприятия в числе лучших и в отрасли. План десятой пятилетки они выполнили досрочно. Хоро ших успехов добиваются люди пытливой мысли и в наступившем году. Они уже внедрили более 600 рацпредложений с экономи ческим эффектом, превышающим 500 тысяч рублей. С таким ре зультатом приятно встречать зна- ' менательное событие в жизни на шего предприятия — выпуск юби лейного трактора. И. СКУРАТОВ, заместитель начальника отдела рационализации, изобретатель ства и научно-технической информации. Трактор Т-40А Трактор Т-60 Перспективный трактор ЛТЗ-145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz