Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
от ПЕРВОГО-ДО- миллионного Пе рвые д и з е льные мо торы На р о д ст в е н н ых п р е д п р и я т и я х СТ ЕП Н Ы Е БО Г А ТЫ Р И На Харьковском тракторном за воде создан пахотный колесный трактор мощностью двести лоша диных сил _— Т -150КМ Серийный Т-150К и опытный Т-150КМ стоят рядом в экспери ментальном цехе. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заме тить их непохожесть. У новнчка каркасно-панельная кабина. Она больше прежней, сплошное остек ление обеспечивает лучший обзор. На крыше разместился кондици онер. Сажусь в кабину. Удобное, хо рошо амортизирующее сиденье. Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона. Нашлось здесь место и для радиоприемни ка. А если заглянуть в «нутро» ма шины? Каковы ее преимущества перед прежней? Об этом рассказы вает генеральный конструктор по энергонасыщенным п а х о т н ы м тракторам Б. Кашуба: — Главные наши задачи своди лись к тому, чтобы увеличить еди ничную мощность машины, повы сить ее ресурс работы без капи тального ремонта, снизить затраты времени па техническое обслужи вание, улучшить условия труда тракториста. Мощность двигателя выросла на 35 лошадиных сил. Исчез «пу скач» — бензиновый пусковой двигатель. Его заменил электро стартер. Более вместительный топ ливный бак позволяет работать без дозаправки целый день. Улучшена кинематическая схема коробки передач, повышена дол говечность карданной передачи, усилены корпуса ведущих мостов. Применены новые масля н ы е фильтры из нетканого материала с тонкостью очистки до тридцати микрон. В итоге ресурс основных узлов и деталей машин увеличился на две тысячи часов по сравнению с Т-150К. При всех различиях сохранилась большая унификация агрегатов предшественника и повой маши ны. Она равна семидесяти процен там. Расчеты показывают, что эко номический эффект от использова ния каждой машины на селе бу дет значительным. По своей про изводительности новый трактор под стать прославленному «Ки ровцу», В. ПАВЛ ЕНКО , Двадцать седьмой год работа ет шлифовщицей в третьем трак торном цехе Мария Егоровна Абросимова. За эти годы ею обработаны многие десятки ты сяч деталей и притом с безупреч ным качеством. Да и выработка у Марии Егоровны всегда высокая — 120 процентов нормы в смену. За успехи в тру,те передовая шли фовщица имеет многочисленные поощрения, в том числе знаки по бедителя социалистического со- реШювания. На снимке: М. Е. Абросимова. Фото А. Драбкина. Это было в 1947— 1948 годах. На месте нынешнего сварочного уча стка шестого отделения пятого тракторного цеха в небольшом помещении временно располага лась первая моторная лаборато рия отдела главного конструктора — экспериментального цеха тогда еще не было. А вдоль стены на против, где сейчас в том же цехе располагается механический учас ток первого отделения, организо вывался участок сборки первых дизельных моторов Д35. Возглав лял его Волошин (имя и отчество не сохранилось в памяти). На участке были установлены сборочные тележки, которые пе редвигались по швеллерной до рожке, а пол выстлан керамичес кой плиткой. В углу, где сейчас сваривают тормозные педали трактора, были установлены два трофейных гидротормоза «Юн кере» для обкатки и испытания двигателей. Когда на заводе были изготов лены первые детали для двигате ля Д35, бывшему механику-испы- тателю отдела главного конструк тора Ивану Федоровичу Кошеле ву, мастеру моторного участка Петру Павловичу Шипилову (ныне пенсионерам) и мне, бывшему тогда инженеру-испытателю бюро испытаний отдела, поручили соб рать первые три двигатеПя Д35. И вот в этой небольшой моторной лаборатории под наблюдением моторного бюро ОГК и замести теля главного конструктора Алек сандра Степановича Балаева мы и начали сборку. Первый двигатель собирали бо лее недели. Работа подвигалась медленно из-за того, что по ходу сборки выявлялось много как кон структивных, так и — особенно — производственных неточностей в изготовлении деталей. То и дело приходилось отдавать их на до работку или браковать и изготов лять заново, подгонять по месту сборки самим. Особенно трудно было уложить коленчатый вал в коренные подшипники так, чтобы при затянутых бугелях картера он проворачивался от руки с помо щью небольшого рычага. Потре бовался большой опыт механика И. ф. Кошелева, мастера П. П. Шипилова и рабочих, которые принимали участие в сборке. Каж дый вкладыш коренных подшипни ков пришлось тщательно подго нять к шейкам коленчатого вала. Не меньше трудностей довелось преодолевать также при сборке и установке шатунно-поршневой группы -г- шатунов, поршней, ко лец и т. д. Когда первый двигатель был собран, отрегулирован и прокру чен вручную, мне, как инженеру- испь]тателю, поручили проверить на собранном двигателе некото рые его технические данные. Та кие, как фазы газораспределите- ля, углы опережения подачи топ лива, регулировка клапанного ме ханизма и ряд других параметров. После этого двигатель был уста новлен на тормозной стенд, зап равлен и смазан. Настал самый от ветственный момент — обкатка и запуск двигателя. Холодная прокрутка длилась несколько смен. Двигатель грел ся. Приходилось обдувать его воз духом, часто останавливать для того, чтобы остудить. Кульминационным моментом стал запуск «на горячую», то есть в самостоятельную работу. Двига тель запустили. Но работал он не устойчиво, с перебоями. Приш лось регулировать и менять фор сунки, регулировать и угол впрыска топлива. Наконец, двига тель стал работать более или ме нее устойчиво, на малых оборо тах. Холостая обкатка прошла удов летворительно./ А на заводе узнали о том, что собран и работает на стенде пер вый (свой!) двигатель Д35. И к стенду началось настоящее па ломничество. Нас расспрашивали, поздравляли. * Но радоваться было рано. Ког да начали испытывать двигатель под нагрузкой, он вдруг резко остановился и заглох. Заклинило коленчатый вал — он не провора чивался. Двигатель' сняли со стен да для разборки и выяснения при чин. Оказалось, что произошел за дир коренных вкладышей из-за несоосности (несовпадения) от верстий в блоке под установку коренных подшипников. И на это было обращено особое внимание при последующем изготовлении блоков к двигателям. Тем временем по мере поступ ления деталей началась сборка двух следующих двигателей Д35. Собирались они уже с большей тщательностью и с более стро гим контролем за устанавливае мыми деталями. Двигатели благополучно прошли стендовые испытания и в начале мая 1948 года были передань: на главный конвейер для сборки пер вых тракторов КД-35 с двигателя ми собственного изготовления. Это стало большим и памятным событием на заводе. Первые тракторь^ с дизелями Д35 были переданы на заводские эксплуатационные испытания в испытательный тракторный отряд. А мне, как первому сборщику и испытателю дизелей Д35, было порученр наблюдение за их рабо той в ходе эксплуатации на трак торах КД-35. Так я оказался работником за водского испытательного трактор ного отряда, в котором и прора ботал более 23-х лет. Притом в течение почти пятнадцати лет из них руководил заводскими ис пытаниями всех моделей тракто ров, которые предстояло выпус кать нашему заводу, начиная с гусеничных КД-35, КДП-35, Т-38 и кончая колесными тракторами Т-40 и Т-40А. За это время нами было испь]тано также большое число опытных образцов других тракторов — садово-виноградни- кового, свекловичного, хлопково го... вплоть до модели 4x4 (с че тырьмя ведущими колесами оди накового размера) так называе мого Т-5 — прототипа универ сально-пропашного трактора ЛТЗ- 145, над которым завод продол жает работать в настоящее время. Приятно вспомнить и то, что ра бота с навесными плугами вместо прицепных была впервые освоена в начале пятидесятых годов в на шем завоДском испытательном от ряде. Лишь после опубликования рассказа об этом нашем опыте в журнале «Сельский механизатор» работа с навесными орудия<ли на чала внедряться по всей стране. Сейчас коллектив нашего орде- нонос1ного завода готовится к вы дающемуся событию в своей ис тории — выпуску миллионного пропашного трактора. И мне, от давшему 34 года жизни и труда родному заводу, хочется поже лать коллективу дальнейших успе хов в труде, в создании и освое нии новых, более совершенных тракторов с маркой «ЛТЗ». М. БУДЮ КИН , бывший работник испытатель ного тракторного отряда, ветеран войны и труда. Г о д 1 0 5 2 - Й в этом году коллектив завода продолжал наращивать темпы производства. Вводилось в строй самое совершенное по тому вре мени оборудование, были осу ществлены новые технологические приемы обработки деталей. Вот некоторые из них: были внедрены в производство поточные методы обработки деталей, освоена закал ка гильз блока токами высокой частоты прямо на линии механо обработки в моторном цехе, нала жена алмазная расточка на ряде операций взамен внутренней шли фовки, стал применяться новый метод навивки лент на трубки ра диатора на специально изготов ленных станках. Словом, многое было сделано по модернизации производства, и это позволило за воду работать ритмично. Широко внедрялась на заводе и механизация ручного труда на участках сборки отдельных узлоъ и агрегатов, и прежде всего в цехе сббрки тракторов. Благодаря это му уровень ручных работ умень шился с 40,5 процента в начале года до 35,8 процента к концу его. Завод постоянно преодолевал трудности роста. В связи с нара щиванием мощности он остро нуждался в стальном литье. Но уже к концу года мощный стале литейный цех был достроен и две сталеплавильные печи выдали первые плавки. Среди цехов продолжалось со циалистическое соревнование за присвоение почетного звания «Цех коллективного стахановского тру да». Коллектив цеха сборки тракто ров обратился с открытым пись мом ко всем тракторостроителям с инициативой развернуть соревно вание за отличное качество трак торов, за продление срока их службы, Труженики завода под держали это предложение и вклю чились в соревнование. В мае срстоялась первая завод ская конференция скоростников. Ее участники выступили с обра щением ко всем рабочим завода, в котором призвали внедрять скоро стную, обработку металла. Продолжалось благоустройство жилого поселка. Новые дома за селялись семьями рабочих и слу жащих, открывались новые дет ские сады и ясли, магазины. Жизнь становилась все лучше Вот несколько заметок из газеть' «Кировец» за 1952 год: ЗА ЧЕСТЬ ЗАВОДСКОЙ МАРКИ Коллектив цеха сборки тракто ров проявил ценную инициативу, выступив зачинателем соревнова ния за повышение качества выпу скаемых тракторов, за продление гарантийного срока их службы. Рабочие обратились ко всем тракторостроителям с призывом развернуть социалистическое со ревнование за отличное качество машин, за увеличение срока служ бы тракторов до 3000 часов, за честь заводской марки. Сборщики взяли на себя и другие обязатель ства, направленные на улучшение качественных показателей своей работы. ЗА ЦЕХ ОТЛ ИЧНОГО КАЧЕСТВА Включившись в соревнование за повышение качества тракторов и удлинение срока их службы, кол лектив стахановского термическо го цеха поставил перед собой за дачу завоевать звание «Цех от личного качества». Из цеха сейчас не выходит ни одной детали с отступлением от технических условий. Термисты принимают все меры к тому, что бы не только повысить качество обработки деталей, но и умень шить брак, допускаемый по вине механических цехов. ПОСЛ ЕДОВАТЕЛ И С. А. БАТРАКОВА Коллектив нашего завода явил ся зачинателем соревнования в Воронежской области за переход па коллективный стахановский труд. В ходе соревнования 11 це хов завоевали почетное звание стахановских. В достижении этих успехов большую роль сыграло внедрение новых форм и методов труда. У нас на заводе немало после дователей знатного токаря С. А. Батракова, который ломает суще ствующие нормы резания металла и вводит свои скоростные режи мы. Многие стахановцы дают продукцию хорошего и отличного качества, добиваются экономии материалов. За последнее время в цехах завода создано несколько бригад творческого содружества, которые вводят новую, стаханов скую технологию, направленную на улучшение не только количест венных, но н качественных пока зателей работы. НОВАЯ ТЕХНИКА Все больше и больше оснаща ется наш завод новейшей техни кой — машинами и механизмами отечественного производства. Пра вильная эксплуатация оборудова ния способствует повышению про изводительности труда рабочих, улучшению качества и снижению себестоимости продукции. На .завод поступили 200-кило- ваттная высокочастотная установ ка для закалки гильз, новейшей конструкции зубофрезерный ста нок, партия насосов для склада горючего, большое количество сложного электрооборудования для сталелитейного цеха. СОЛ ДАТЫ АРМИИ ТРУДА Последнюю правительственную награду за участие в боях против немецко-фашистских захватчиков Владимир Пишикии получил в Берлине, пал которым было во дружено Знамя Победы. Сейчас Владимир Пншикин —- фрезеровщик цеха шасси. Он за нят изготовлением мирной продук ции — тракторов для колхозных полей. Стахановской хваткой сла вится он в труде. В прошлом го ду дал около двух норм, В' этом году выполняет задания на 200— 220 процентов. МАССОВАЯ УЧЕБА КАДРОВ На заводе создано большое ко личество групп, в которых рабо чие, инженерно-технические работ ники повышают свои технические знания. В 29 группах занимается 397 рабочих—термистов, литейщиков, кузнецов, токарей, инструменталь щиков, фрезеровщиков и др. В 6 группах занимается 129 инженер но-технических работников. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР По инициативе воспитательницы при общежитиях шестого домо управления т. Лысенко и руково дителя хорового коллектива за водского клуба т. Гусева на пред приятии организуется русский на родный хор. В этот хор отбираются лучшие участники художественной само деятельности общежитий и цехо вых красных уголков. ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛ ЕЙ Ежегодно, большое количество рабочих и служащих завода про водят свои отпуска в домах отды ха и санаториях. За первое полу годие заводским комитетом проф союза тракторостроителям выдано 222 путевки в дома отдыха и 72 — в санатории. БЛ АГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛ КА Все краше становится завод ской поселок. Строятся новые многоэтажные здания, улицы оде ваются в зелень. Сейчас заасфальтирован троту ар от главных проходных ворот до улицы 3-го Сентября. В бли жайшее время будет заасфальти рован весь тротуар по улице име ни Ильича до здания заводского клуба, _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz