Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

от ПЕРВОГО-ДО- миллионного Пе рвые д и з е льные мо торы На р о д ст в е н н ых п р е д п р и я т и я х СТ ЕП Н Ы Е БО Г А ТЫ Р И На Харьковском тракторном за ­ воде создан пахотный колесный трактор мощностью двести лоша­ диных сил _— Т -150КМ Серийный Т-150К и опытный Т-150КМ стоят рядом в экспери­ ментальном цехе. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заме­ тить их непохожесть. У новнчка каркасно-панельная кабина. Она больше прежней, сплошное остек­ ление обеспечивает лучший обзор. На крыше разместился кондици ­ онер. Сажусь в кабину. Удобное, хо ­ рошо амортизирующее сиденье. Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона. Нашлось здесь место и для радиоприемни­ ка. А если заглянуть в «нутро» ма­ шины? Каковы ее преимущества перед прежней? Об этом рассказы­ вает генеральный конструктор по энергонасыщенным п а х о т н ы м тракторам Б. Кашуба: — Главные наши задачи своди­ лись к тому, чтобы увеличить еди­ ничную мощность машины, повы­ сить ее ресурс работы без капи ­ тального ремонта, снизить затраты времени па техническое обслужи ­ вание, улучшить условия труда тракториста. Мощность двигателя выросла на 35 лошадиных сил. Исчез «пу ­ скач» — бензиновый пусковой двигатель. Его заменил электро­ стартер. Более вместительный топ ­ ливный бак позволяет работать без дозаправки целый день. Улучшена кинематическая схема коробки передач, повышена дол­ говечность карданной передачи, усилены корпуса ведущих мостов. Применены новые масля н ы е фильтры из нетканого материала с тонкостью очистки до тридцати микрон. В итоге ресурс основных узлов и деталей машин увеличился на две тысячи часов по сравнению с Т-150К. При всех различиях сохранилась большая унификация агрегатов предшественника и повой маши­ ны. Она равна семидесяти процен­ там. Расчеты показывают, что эко ­ номический эффект от использова­ ния каждой машины на селе бу­ дет значительным. По своей про­ изводительности новый трактор под стать прославленному «Ки ­ ровцу», В. ПАВЛ ЕНКО , Двадцать седьмой год работа­ ет шлифовщицей в третьем трак ­ торном цехе Мария Егоровна Абросимова. За эти годы ею обработаны многие десятки ты ­ сяч деталей и притом с безупреч­ ным качеством. Да и выработка у Марии Егоровны всегда высокая — 120 процентов нормы в смену. За успехи в тру,те передовая шли­ фовщица имеет многочисленные поощрения, в том числе знаки по ­ бедителя социалистического со- реШювания. На снимке: М. Е. Абросимова. Фото А. Драбкина. Это было в 1947— 1948 годах. На месте нынешнего сварочного уча­ стка шестого отделения пятого тракторного цеха в небольшом помещении временно располага­ лась первая моторная лаборато­ рия отдела главного конструктора — экспериментального цеха тогда еще не было. А вдоль стены на­ против, где сейчас в том же цехе располагается механический учас­ ток первого отделения, организо ­ вывался участок сборки первых дизельных моторов Д35. Возглав­ лял его Волошин (имя и отчество не сохранилось в памяти). На участке были установлены сборочные тележки, которые пе­ редвигались по швеллерной до­ рожке, а пол выстлан керамичес­ кой плиткой. В углу, где сейчас сваривают тормозные педали трактора, были установлены два трофейных гидротормоза «Юн­ кере» для обкатки и испытания двигателей. Когда на заводе были изготов­ лены первые детали для двигате­ ля Д35, бывшему механику-испы- тателю отдела главного конструк ­ тора Ивану Федоровичу Кошеле­ ву, мастеру моторного участка Петру Павловичу Шипилову (ныне пенсионерам) и мне, бывшему тогда инженеру-испытателю бюро испытаний отдела, поручили соб ­ рать первые три двигатеПя Д35. И вот в этой небольшой моторной лаборатории под наблюдением моторного бюро ОГК и замести­ теля главного конструктора Алек ­ сандра Степановича Балаева мы и начали сборку. Первый двигатель собирали бо ­ лее недели. Работа подвигалась медленно из-за того, что по ходу сборки выявлялось много как кон ­ структивных, так и — особенно — производственных неточностей в изготовлении деталей. То и дело приходилось отдавать их на до ­ работку или браковать и изготов­ лять заново, подгонять по месту сборки самим. Особенно трудно было уложить коленчатый вал в коренные подшипники так, чтобы при затянутых бугелях картера он проворачивался от руки с помо ­ щью небольшого рычага. Потре ­ бовался большой опыт механика И. ф. Кошелева, мастера П. П. Шипилова и рабочих, которые принимали участие в сборке. Каж ­ дый вкладыш коренных подшипни­ ков пришлось тщательно подго ­ нять к шейкам коленчатого вала. Не меньше трудностей довелось преодолевать также при сборке и установке шатунно-поршневой группы -г- шатунов, поршней, ко ­ лец и т. д. Когда первый двигатель был собран, отрегулирован и прокру ­ чен вручную, мне, как инженеру- испь]тателю, поручили проверить на собранном двигателе некото ­ рые его технические данные. Та­ кие, как фазы газораспределите- ля, углы опережения подачи топ ­ лива, регулировка клапанного ме ­ ханизма и ряд других параметров. После этого двигатель был уста­ новлен на тормозной стенд, зап­ равлен и смазан. Настал самый от­ ветственный момент — обкатка и запуск двигателя. Холодная прокрутка длилась несколько смен. Двигатель грел­ ся. Приходилось обдувать его воз­ духом, часто останавливать для того, чтобы остудить. Кульминационным моментом стал запуск «на горячую», то есть в самостоятельную работу. Двига ­ тель запустили. Но работал он не­ устойчиво, с перебоями. Приш­ лось регулировать и менять фор­ сунки, регулировать и угол впрыска топлива. Наконец, двига­ тель стал работать более или ме ­ нее устойчиво, на малых оборо ­ тах. Холостая обкатка прошла удов ­ летворительно./ А на заводе узнали о том, что собран и работает на стенде пер ­ вый (свой!) двигатель Д35. И к стенду началось настоящее па­ ломничество. Нас расспрашивали, поздравляли. * Но радоваться было рано. Ког ­ да начали испытывать двигатель под нагрузкой, он вдруг резко остановился и заглох. Заклинило коленчатый вал — он не провора ­ чивался. Двигатель' сняли со стен­ да для разборки и выяснения при ­ чин. Оказалось, что произошел за­ дир коренных вкладышей из-за несоосности (несовпадения) от­ верстий в блоке под установку коренных подшипников. И на это было обращено особое внимание при последующем изготовлении блоков к двигателям. Тем временем по мере поступ­ ления деталей началась сборка двух следующих двигателей Д35. Собирались они уже с большей тщательностью и с более стро ­ гим контролем за устанавливае­ мыми деталями. Двигатели благополучно прошли стендовые испытания и в начале мая 1948 года были передань: на главный конвейер для сборки пер ­ вых тракторов КД-35 с двигателя­ ми собственного изготовления. Это стало большим и памятным событием на заводе. Первые тракторь^ с дизелями Д35 были переданы на заводские эксплуатационные испытания в испытательный тракторный отряд. А мне, как первому сборщику и испытателю дизелей Д35, было порученр наблюдение за их рабо­ той в ходе эксплуатации на трак ­ торах КД-35. Так я оказался работником за­ водского испытательного трактор ­ ного отряда, в котором и прора ­ ботал более 23-х лет. Притом в течение почти пятнадцати лет из них руководил заводскими ис­ пытаниями всех моделей тракто ­ ров, которые предстояло выпус­ кать нашему заводу, начиная с гусеничных КД-35, КДП-35, Т-38 и кончая колесными тракторами Т-40 и Т-40А. За это время нами было испь]тано также большое число опытных образцов других тракторов — садово-виноградни- кового, свекловичного, хлопково ­ го... вплоть до модели 4x4 (с че­ тырьмя ведущими колесами оди­ накового размера) так называе­ мого Т-5 — прототипа универ ­ сально-пропашного трактора ЛТЗ- 145, над которым завод продол­ жает работать в настоящее время. Приятно вспомнить и то, что ра­ бота с навесными плугами вместо прицепных была впервые освоена в начале пятидесятых годов в на­ шем завоДском испытательном от­ ряде. Лишь после опубликования рассказа об этом нашем опыте в журнале «Сельский механизатор» работа с навесными орудия<ли на­ чала внедряться по всей стране. Сейчас коллектив нашего орде- нонос1ного завода готовится к вы­ дающемуся событию в своей ис­ тории — выпуску миллионного пропашного трактора. И мне, от­ давшему 34 года жизни и труда родному заводу, хочется поже ­ лать коллективу дальнейших успе­ хов в труде, в создании и освое­ нии новых, более совершенных тракторов с маркой «ЛТЗ». М. БУДЮ КИН , бывший работник испытатель­ ного тракторного отряда, ветеран войны и труда. Г о д 1 0 5 2 - Й в этом году коллектив завода продолжал наращивать темпы производства. Вводилось в строй самое совершенное по тому вре­ мени оборудование, были осу­ ществлены новые технологические приемы обработки деталей. Вот некоторые из них: были внедрены в производство поточные методы обработки деталей, освоена закал ­ ка гильз блока токами высокой частоты прямо на линии механо­ обработки в моторном цехе, нала­ жена алмазная расточка на ряде операций взамен внутренней шли­ фовки, стал применяться новый метод навивки лент на трубки ра­ диатора на специально изготов ­ ленных станках. Словом, многое было сделано по модернизации производства, и это позволило за­ воду работать ритмично. Широко внедрялась на заводе и механизация ручного труда на участках сборки отдельных узлоъ и агрегатов, и прежде всего в цехе сббрки тракторов. Благодаря это ­ му уровень ручных работ умень­ шился с 40,5 процента в начале года до 35,8 процента к концу его. Завод постоянно преодолевал трудности роста. В связи с нара­ щиванием мощности он остро нуждался в стальном литье. Но уже к концу года мощный стале­ литейный цех был достроен и две сталеплавильные печи выдали первые плавки. Среди цехов продолжалось со­ циалистическое соревнование за присвоение почетного звания «Цех коллективного стахановского тру ­ да». Коллектив цеха сборки тракто ­ ров обратился с открытым пись­ мом ко всем тракторостроителям с инициативой развернуть соревно­ вание за отличное качество трак ­ торов, за продление срока их службы, Труженики завода под­ держали это предложение и вклю ­ чились в соревнование. В мае срстоялась первая завод­ ская конференция скоростников. Ее участники выступили с обра­ щением ко всем рабочим завода, в котором призвали внедрять скоро ­ стную, обработку металла. Продолжалось благоустройство жилого поселка. Новые дома за ­ селялись семьями рабочих и слу ­ жащих, открывались новые дет­ ские сады и ясли, магазины. Жизнь становилась все лучше Вот несколько заметок из газеть' «Кировец» за 1952 год: ЗА ЧЕСТЬ ЗАВОДСКОЙ МАРКИ Коллектив цеха сборки тракто ­ ров проявил ценную инициативу, выступив зачинателем соревнова­ ния за повышение качества выпу ­ скаемых тракторов, за продление гарантийного срока их службы. Рабочие обратились ко всем тракторостроителям с призывом развернуть социалистическое со­ ревнование за отличное качество машин, за увеличение срока служ ­ бы тракторов до 3000 часов, за честь заводской марки. Сборщики взяли на себя и другие обязатель­ ства, направленные на улучшение качественных показателей своей работы. ЗА ЦЕХ ОТЛ ИЧНОГО КАЧЕСТВА Включившись в соревнование за повышение качества тракторов и удлинение срока их службы, кол ­ лектив стахановского термическо­ го цеха поставил перед собой за ­ дачу завоевать звание «Цех от ­ личного качества». Из цеха сейчас не выходит ни одной детали с отступлением от технических условий. Термисты принимают все меры к тому, что ­ бы не только повысить качество обработки деталей, но и умень­ шить брак, допускаемый по вине механических цехов. ПОСЛ ЕДОВАТЕЛ И С. А. БАТРАКОВА Коллектив нашего завода явил­ ся зачинателем соревнования в Воронежской области за переход па коллективный стахановский труд. В ходе соревнования 11 це­ хов завоевали почетное звание стахановских. В достижении этих успехов большую роль сыграло внедрение новых форм и методов труда. У нас на заводе немало после­ дователей знатного токаря С. А. Батракова, который ломает суще­ ствующие нормы резания металла и вводит свои скоростные режи ­ мы. Многие стахановцы дают продукцию хорошего и отличного качества, добиваются экономии материалов. За последнее время в цехах завода создано несколько бригад творческого содружества, которые вводят новую, стаханов­ скую технологию, направленную на улучшение не только количест­ венных, но н качественных пока ­ зателей работы. НОВАЯ ТЕХНИКА Все больше и больше оснаща­ ется наш завод новейшей техни ­ кой — машинами и механизмами отечественного производства. Пра ­ вильная эксплуатация оборудова­ ния способствует повышению про ­ изводительности труда рабочих, улучшению качества и снижению себестоимости продукции. На .завод поступили 200-кило- ваттная высокочастотная установ ­ ка для закалки гильз, новейшей конструкции зубофрезерный ста ­ нок, партия насосов для склада горючего, большое количество сложного электрооборудования для сталелитейного цеха. СОЛ ДАТЫ АРМИИ ТРУДА Последнюю правительственную награду за участие в боях против немецко-фашистских захватчиков Владимир Пишикии получил в Берлине, пал которым было во ­ дружено Знамя Победы. Сейчас Владимир Пншикин —- фрезеровщик цеха шасси. Он за ­ нят изготовлением мирной продук ­ ции — тракторов для колхозных полей. Стахановской хваткой сла­ вится он в труде. В прошлом го ­ ду дал около двух норм, В' этом году выполняет задания на 200— 220 процентов. МАССОВАЯ УЧЕБА КАДРОВ На заводе создано большое ко ­ личество групп, в которых рабо­ чие, инженерно-технические работ­ ники повышают свои технические знания. В 29 группах занимается 397 рабочих—термистов, литейщиков, кузнецов, токарей, инструменталь­ щиков, фрезеровщиков и др. В 6 группах занимается 129 инженер ­ но-технических работников. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР По инициативе воспитательницы при общежитиях шестого домо­ управления т. Лысенко и руково ­ дителя хорового коллектива за ­ водского клуба т. Гусева на пред­ приятии организуется русский на ­ родный хор. В этот хор отбираются лучшие участники художественной само­ деятельности общежитий и цехо­ вых красных уголков. ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛ ЕЙ Ежегодно, большое количество рабочих и служащих завода про­ водят свои отпуска в домах отды ­ ха и санаториях. За первое полу ­ годие заводским комитетом проф­ союза тракторостроителям выдано 222 путевки в дома отдыха и 72 — в санатории. БЛ АГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛ КА Все краше становится завод­ ской поселок. Строятся новые многоэтажные здания, улицы оде­ ваются в зелень. Сейчас заасфальтирован троту ­ ар от главных проходных ворот до улицы 3-го Сентября. В бли­ жайшее время будет заасфальти­ рован весь тротуар по улице име­ ни Ильича до здания заводского клуба, _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz