Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
Р ОЖ Д ЕНИ Е ЭКСПЕР ИМЕНТАЛ ЬНОГО ЦЕХА До пятидесятого года испыта тельный отряд отдела главного конструктора, что называется, не имел своего угла. Возвращаясь с полевых испытаний, мы кочевали по разным цехам, подобно цыган скому табору. Одну зиму зимова ли в холодном, узком, как капро новый чулок, пролете терллооб- рубки чугунолитейного цеха, вто рую — в теплой бытовке цеха шасси, третью—в деревообделоч ном цехе, в только что возведен ной под крышу пристройке, еще полностью не заставленной обору дованием. На заводе подходило к финишу строительство большого корпуса для прессового цеха. Нам стало известно о том, что прессовщики перейдут на новое место, и тогда у нас будет свой цех. Весной 1950 года, были образо ваны два новых цеха: эксперимен тальный и ЦБРТ (цех безрельсово го транспорта). В ЦБРТ был уже соответствующий штат, имелось хозяйство; несколько карбюра торных машин-малюток, окрещен- нь:х «бобиками», и с десяток электрокар довоенного образца. А в экспериментальном — кроме двух десятков рабочих испыта тельного отряда никого и ничего не было. В начале июня вновь назначен ный директор В. Я. Клименков в присутствии министра автотрак торной промышленности Г. С. Хламова принимал завод от Г. В. Буракова. Они втроем ходили по цехам. Зашли и в будущий экспе риментальный, где пока лишь бы ли одни стень^. Несколько рабо чих занимались уборкой помеще ния, выскребая изо всех закоул ков мусор, мелкие штампованные деталюшки, куски металла. Внут ри помещения стоял полумрак и тяжелый запах машинного масла. Стены, давно не беленные и за копченные, лоснились черным ма никюром. Цементный пол пестрел глубокими выбоинами и свежими следами от стоявшего здесь обо рудования. С одной стороны к зданию, видно, уже намного поз же, была прилеплена узкая, но довольно длинная пристройка — совершенно без окон. Она слу жила прессовщикам кладовкой. Прибывшее начальство встретил инженер-испытатель Михаил Ива нович Будюкин. Министр Хламов, поздоровавшись с ним, предста вил незнакомого мужчину высоко го роста, коренастого, плотного телосложением. — Василий Яковлевич Климеч- ков — ваш новый директор, — сказал он. И, улыбнувшись, пошу тил; — Прошу любить и жаловать! Тут раздался голос Г. В. Бурако ва: — А здесь будет эксперимен тальный цех. Василий Яковлевич молча оки нул пристальным взглядом поме щение, затем обратился к Будю- кину: —■Ты кем здесь будешь? — Инженер-испытатель, — по следовал ответ. — Каким должен быть экспери ментальный цех, знаешь? — Никак нет, Василий Яковле вич, не имею представления. — На Владимирском трактор ном был? — Не приходилось, — признал ся Будюкин. — Как будешь там, зайди к эк- спериментальщикам, полюбуйся, как они живут и трудятся. — При первой возможности за гляну. — Не при первой возможно сти... Специально поехать надо. Василий Яковлевич сделал пау зу, а затем продолжил; — Мы и на Липецком трактор ном сделаем экспериментальный цех не хуже, чем на Владимир ском... И первым направился к выходу, что-то оживленно рассказь]вая своим спутникам. Первое знакомство с Клименко- вым и свой краткий разговор с ним Будюкин помнит и посейчас. Как-то, разговорившись со мной, он признался: — Тогда я не знал, что и отве чать. Той же осенью с полевь]х испы таний мы возвратились уже на свое постоянное место. Наше «цыганское кочевье» прекрати лось. Начиналась, как говорится, пора оседлой жизни. Сперва появился начальник це ха, за ним — новые рабочие. По том стали посТ'упагь станки и дру гое оборудование. Станки уста навливались на постаменть;, бето нировались. Электрики меняли старую электропроводку на но вую, устанавливали распредели тельные щитки, рубильники и другое свое хозяйство. Работы хватило на всю зиму. А когда на улице по-весеннему пригрело солнышко, в цех нагря нули строители. Одна бригада стала настилать пол из березовых шашек, выравнивая его чуть ли не по уровню, вторая принялась переделывать темную пристройку, перегораживая ее пополам, де лая оконные проемы. Когда ка менщики управились с кладкой, плотники вставили оконные блоки вместе с застекленными рамами. Затем в одной половине прист ройки сделали изолированные боксы под установку стендов для лабораторных испытаний дизель- моторов и трансмиссий. В другой половине главный конструктор Борис Евграфович Архангельский наметил создать заводской музей. Он тогда так и сказал: — Поставим сюда две ходовые части нашего трактора; одну транс миссию, сделанную по чертежам НАТИ, вторую — по своим, уже переработанным чертежам. На НАТИевской напишем; «Как не надо проектировать», а на своей — «Делать так и еще лучше». Трансмиссия, изготовленная по чертежам НАТИ, представляла собой груду неразделяемого ме талла, так как корпуса заднего моста, коробки скоростей и бор товых передач были отлиты за одно целое, что затрудняло обра ботку на поточной линии. От та кой конструкции пришлось отка заться, заменив ее разборной. Потом пришла бригада маля ров. Цех побелили изнутри, наве ли на стенах панели, покрасили окна, двери и все оборудование. Электрики развесили большие са модельные светильники. Стало светло, красиво, уютно. Спустя несколько лет к экспе риментальному цеху сделали при стройку, а рядом с ней воздвиг- иули Г-образное четырехэтажное здание для отдела главного кон структора. В цехе осуществили также капитальную планировку: один пролет закрепили за испы тательным отрядом, два соседних — за механическим участком. По мещение, намеченное под завод ской музей, отдали под гидрола бораторию. А в новой пристройке образовали тракторосборочное отделение для сборки и доводки экспериментальнь^x образцов бу дущих машин, над которыми ра ботали конструкторы и эксцери- ментальщики. Были созданы КИБы (контрольно-измерительные бю ро) тензометрии и трансмиссии, малярно-сушильный участок, же стяное отделение. Завезли новое оборудование: токарные, фре зерные, расточные и другие станки. Штат пополнился высоко- квалифицированными рабочими и инженерно-техническими кадра ми. О Т П Е Р В О Г О - ДО МИЛЛИОННОГО Слово «экспериментальщик» на заводе произносилось с заслу женным уважением и неизменной завистью. Многие рабочие других цехов горели желанием перейти работать в экспериментальный. Но не всем представлялась такая возможность. Желающим не хватало вакантных мест — штат был переполнен. А если кому удавалось через отдел кадров оформить перевод, то дружный коллектив экспериментальщиков, возглавляемый А. И. Коробочки- ным, принимал их в свою семью с распростертыми руками, гово ря; «Добро пожаловать!». На это «добро» откликались добром. Люди, не роняя чести экспериментальщиков, работали с огоньком, с большим энтузиаз мом. Они знали, что их- труд для завода ценен, а сами они окру жены большой заботой и внима нием не только со стороны адми нистрации цеха, но и руководства завода. На заводе все больше развер тывалось капитальное строитель ство. Словно грибы, росли прист ройки у старых зданий, рожда лись новые заводские корпуса цехов и отделов. Между чугуно- литейнь;м и экспериментальным цехами выросло здание заводоуп равления. Оно было сложено из красного кирпича и получило на звание у тракторостроителей — «Красный дом». На втором этаже— кабинет директора. Когда Кл'и- менков давал задание начальнику отдела капитального строительст ва И. А. Карманову оборудовать директорский кабинет, то сказал: — Делай так, чтобы все бле стело. Здесь буду не только при нимать своих заводских рабочих, но и встречаться с высоким на чальством из Москвы, с делегаци ями других заводов, которые бу дут посещать нас по обмену опы том. А возможно, придется при нимать гостей из-за рубежа... Как сказал Василий Яжэвлевич: экспериментальный цех будет не хуже владимирского, то слово его — железное. С каждым го дом цех хорошел, благоустраи вался. На центральном проходе, соединяющим все четыре проле та цеха, из специальнь:х плит на стелили пол. Внутреннюю лице вую стенку украсили мелкой раз ноцветной штамповкой. Повесили красочно оформленные стенды, витрины, графики, доску прика зов и объявлений и цеховую До ску почета. Было на что посмо треть. Кругом чистота и порядок. В годы становления в цехе часто менялись н а ч а л ь н и к и . Сколько их у нас перебывало — трудно припомнить. Хорошо оста лись в моей памяти: Л. И. Перлов, Б. И. Рожнов, В. Н. Белов"' И. Т. Степченко и самое длительное время работавший из них — Александр Иванович Коробочкин. Ему-то и надо отдать должное за благоустройство цеха, за уме лое руководство коллективом, за чуткость, душевность и заботу о людях — кадровых рабочих, про работавших в цехе не один деся ток лет непрерывно. Много внимания уделял экспе риментальному цеху В. Я. Кли менков. Для директора завода эта производственная единица бы ла особо важной. Он считал ее мозгом и сердцем предприятия. Здесь воплощалась, а нередко и зарождалась техническая мысль у конструкторов. Из множества разных деталю- шек экспериментальщики собира ли узль^, затем новые образцы тракторов, нужные для страны, для сельского хозяйства. Здесь делались экспериментальные гу сеничные машины: общего назна чения, пропашные, хлопковые, са- доао-виноградниковые. Затем пе решли на колесные модификации. Изготовляли Т-30, однобрусные и двубрусные шасси, работали над созданием пропашного колесного трактора Т-40, который потом встал на конвейер и продолжает выпускаться в настоящее воемя. Трудились над созданием более мощных модификаций, начиная от 50- до 150-сильных. Василий Яковлевич Клименков радовался хорошим модификаци ям тракторов, создаваемым от делом главного конструктора и экспериментальным цехом, видел в них будущее завода. И пережи вал, когда новь:й образец маши ны не оправдывал своего назна чения на государственных испыта ниях, проводимых Центральной и другими машиноиспытательными станциями, разбросанными по разным точкам страны. Такой финиш огорчал Василия'Яковле вича, нанося ему глубокую ду шевную травму. Но он крепился, верил, что когда-то такой трактор будет, который пойдет в серию. Он видел — люди творчески ра ботают, хотя терпят пока неудачу. Но придет время, они добьются своего, создадут перспективную машину. Не оставался в стороне и глав ный инженер завода В. Г. Ткачев- ский. Вячеслав Григорьевич рань ше сам работал рядовым конст руктором отдела главного кон структора. Мне с ним довелось испытывать опорные катки (его конструкции) на КДП-35. Я ездил на тракторе, делая «восьмерки» и разные выкрутасы по жидкой грязи у реки Воронеж, а он ходил за мной пешком. И теперь, буду чи главнь:м инженером, он ча стенько заглядывал в эксперимен тальный цех, болея душой за но вую технику, оказывая руковод ству цеха и отдела необходимую помощь. ^ Вячеслав Григорьевич был мой ровесник и называл меня по име ни. Как-то он подходит вместе с главным конструктором Борисом Евграфовичем Архангельским в то время, когда я опутывал гид ротрубками лесотрелевочный трактор Т-80Л, и говорит; — Виктор, этот трактор не род ня тем, которые мы делали в со рок восьмом году. Те были лили- путики, а этот настоящий Гулли вер. Да и силенкой обладает бо гатырской. — Но те, Вячеслав Григорьевич, собирать было проще. Этот на много сложнее. Тут одних гидро трубок вагон и малая тележка, — ответил я. — Этого жизнь потребовала. Время бежит — все изменяется. Мы и то стали другими. Тогда — были молодые, неопытные. Те перь — возмужали, постарели, стали мастерами своего дела. Тут Борис Евграфович бросил шутку в мой адрес; — Ты у нас стал профессором по трубкам. Пора тебе присваи вать ученую степень — доктор скую. И оба весело заулыбались. Время неумолимо движется вперед. Ушли из жизни В. Я. Кли менков, В. Г. Ткачевский, Б. Е. А р хангельский. Каждого из них мы провожали в последний путь с великой скорбью. Тяжела была такая утрата. Эти товарищи жили и работали рядом с нами. Они поставили на крепкие ноги экспе риментальный цех. С ними мы, как говорится, не один пуд соли съели, вместе радовались своим успехам, вместе переживали не удачи и огорчения. Да, жизнь не стоит на месте. И вот уже наш многотысячный коллектив готовится к выпуску миллионного пропашного тракто ра. А путь к этой выдающейся победе был проложен тогда, в трудные начальные годы созда ния завода и первых наших ма шин. В . Ж И Л КИ Н , бывший рабочий эксперимен тального цеха, ветеран войны и труда. По с л а н ц ы Мо л д а в и и с т р о я т Б АМ Хабаровский край. Усп е ш но т р уд я т ся посл ан цы Мо л д а в и и на ст р ои т е л ь ст в е п о се л к а Ал о н к а — буд ущ ей ст анции Вост очн о го уч а ст к а Ь / ' .Ма . ^ 'же пост р оены ж и лы е д о м а , ш к о л а , д е т с к и и са д , э л е к т р опод ст а н ц и и, очи ст ны е со о р уж е н и я , з а к а н чи в а е т ся соор уж е н и е к о т ел ь н ой , т ор гов ого цен т р а , з а л ож е н с| )ундамеит ж е л е з н о д ор ожн о го в о к з а л а . Ср е д и бр и г а д и уч а ст к ов «Мо л д а в Б АМст р о я » р а з в е р н ул о сь соци а л и ст и че ск ое сор е в н о в а н и е з а вы пол н ени е р ешений XXVI съ е з д а К П СС . Реш е н о допол н и т е л ь н о к р а т > ' Ж * нее пр ин я т ы м годовы м о б я з а т е л ь ст в ам сд а т ь бол е е 1700 к в а д р а т н ы х мет р ов лсилья , сни з ит ь се б е ст ои мост ь р а бо т , пол учи т ь 10 т ы ся ч р убл ен св е р хпл а н ов ой пр и бы л и . На снимках: б р и г а д а м он т аж н и к о в , к от орой р ук о в о дит И . Кр и в ц о в (в ц е н т р е ) , воз води т жи л ы е д ом а в Ал о н к е ; д ет ский са д «Т а е ж ный». Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz