Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Р ОЖ Д ЕНИ Е ЭКСПЕР ИМЕНТАЛ ЬНОГО ЦЕХА До пятидесятого года испыта­ тельный отряд отдела главного конструктора, что называется, не имел своего угла. Возвращаясь с полевых испытаний, мы кочевали по разным цехам, подобно цыган­ скому табору. Одну зиму зимова­ ли в холодном, узком, как капро ­ новый чулок, пролете терллооб- рубки чугунолитейного цеха, вто­ рую — в теплой бытовке цеха шасси, третью—в деревообделоч ­ ном цехе, в только что возведен­ ной под крышу пристройке, еще полностью не заставленной обору ­ дованием. На заводе подходило к финишу строительство большого корпуса для прессового цеха. Нам стало известно о том, что прессовщики перейдут на новое место, и тогда у нас будет свой цех. Весной 1950 года, были образо ­ ваны два новых цеха: эксперимен ­ тальный и ЦБРТ (цех безрельсово ­ го транспорта). В ЦБРТ был уже соответствующий штат, имелось хозяйство; несколько карбюра ­ торных машин-малюток, окрещен- нь:х «бобиками», и с десяток электрокар довоенного образца. А в экспериментальном — кроме двух десятков рабочих испыта­ тельного отряда никого и ничего не было. В начале июня вновь назначен­ ный директор В. Я. Клименков в присутствии министра автотрак­ торной промышленности Г. С. Хламова принимал завод от Г. В. Буракова. Они втроем ходили по цехам. Зашли и в будущий экспе ­ риментальный, где пока лишь бы­ ли одни стень^. Несколько рабо­ чих занимались уборкой помеще ­ ния, выскребая изо всех закоул­ ков мусор, мелкие штампованные деталюшки, куски металла. Внут­ ри помещения стоял полумрак и тяжелый запах машинного масла. Стены, давно не беленные и за­ копченные, лоснились черным ма­ никюром. Цементный пол пестрел глубокими выбоинами и свежими следами от стоявшего здесь обо ­ рудования. С одной стороны к зданию, видно, уже намного поз ­ же, была прилеплена узкая, но довольно длинная пристройка — совершенно без окон. Она слу­ жила прессовщикам кладовкой. Прибывшее начальство встретил инженер-испытатель Михаил Ива­ нович Будюкин. Министр Хламов, поздоровавшись с ним, предста­ вил незнакомого мужчину высоко ­ го роста, коренастого, плотного телосложением. — Василий Яковлевич Климеч- ков — ваш новый директор, — сказал он. И, улыбнувшись, пошу ­ тил; — Прошу любить и жаловать! Тут раздался голос Г. В. Бурако­ ва: — А здесь будет эксперимен ­ тальный цех. Василий Яковлевич молча оки ­ нул пристальным взглядом поме ­ щение, затем обратился к Будю- кину: —■Ты кем здесь будешь? — Инженер-испытатель, — по­ следовал ответ. — Каким должен быть экспери ­ ментальный цех, знаешь? — Никак нет, Василий Яковле­ вич, не имею представления. — На Владимирском трактор ­ ном был? — Не приходилось, — признал­ ся Будюкин. — Как будешь там, зайди к эк- спериментальщикам, полюбуйся, как они живут и трудятся. — При первой возможности за­ гляну. — Не при первой возможно ­ сти... Специально поехать надо. Василий Яковлевич сделал пау­ зу, а затем продолжил; — Мы и на Липецком трактор ­ ном сделаем экспериментальный цех не хуже, чем на Владимир­ ском... И первым направился к выходу, что-то оживленно рассказь]вая своим спутникам. Первое знакомство с Клименко- вым и свой краткий разговор с ним Будюкин помнит и посейчас. Как-то, разговорившись со мной, он признался: — Тогда я не знал, что и отве­ чать. Той же осенью с полевь]х испы­ таний мы возвратились уже на свое постоянное место. Наше «цыганское кочевье» прекрати­ лось. Начиналась, как говорится, пора оседлой жизни. Сперва появился начальник це­ ха, за ним — новые рабочие. По­ том стали посТ'упагь станки и дру ­ гое оборудование. Станки уста­ навливались на постаменть;, бето­ нировались. Электрики меняли старую электропроводку на но­ вую, устанавливали распредели­ тельные щитки, рубильники и другое свое хозяйство. Работы хватило на всю зиму. А когда на улице по-весеннему пригрело солнышко, в цех нагря­ нули строители. Одна бригада стала настилать пол из березовых шашек, выравнивая его чуть ли не по уровню, вторая принялась переделывать темную пристройку, перегораживая ее пополам, де ­ лая оконные проемы. Когда ка ­ менщики управились с кладкой, плотники вставили оконные блоки вместе с застекленными рамами. Затем в одной половине прист­ ройки сделали изолированные боксы под установку стендов для лабораторных испытаний дизель- моторов и трансмиссий. В другой половине главный конструктор Борис Евграфович Архангельский наметил создать заводской музей. Он тогда так и сказал: — Поставим сюда две ходовые части нашего трактора; одну транс­ миссию, сделанную по чертежам НАТИ, вторую — по своим, уже переработанным чертежам. На НАТИевской напишем; «Как не надо проектировать», а на своей — «Делать так и еще лучше». Трансмиссия, изготовленная по чертежам НАТИ, представляла собой груду неразделяемого ме ­ талла, так как корпуса заднего моста, коробки скоростей и бор ­ товых передач были отлиты за одно целое, что затрудняло обра ­ ботку на поточной линии. От та­ кой конструкции пришлось отка ­ заться, заменив ее разборной. Потом пришла бригада маля­ ров. Цех побелили изнутри, наве­ ли на стенах панели, покрасили окна, двери и все оборудование. Электрики развесили большие са­ модельные светильники. Стало светло, красиво, уютно. Спустя несколько лет к экспе ­ риментальному цеху сделали при ­ стройку, а рядом с ней воздвиг- иули Г-образное четырехэтажное здание для отдела главного кон ­ структора. В цехе осуществили также капитальную планировку: один пролет закрепили за испы­ тательным отрядом, два соседних — за механическим участком. По­ мещение, намеченное под завод­ ской музей, отдали под гидрола ­ бораторию. А в новой пристройке образовали тракторосборочное отделение для сборки и доводки экспериментальнь^x образцов бу ­ дущих машин, над которыми ра­ ботали конструкторы и эксцери- ментальщики. Были созданы КИБы (контрольно-измерительные бю ­ ро) тензометрии и трансмиссии, малярно-сушильный участок, же ­ стяное отделение. Завезли новое оборудование: токарные, фре­ зерные, расточные и другие станки. Штат пополнился высоко- квалифицированными рабочими и инженерно-техническими кадра ­ ми. О Т П Е Р В О Г О - ДО МИЛЛИОННОГО Слово «экспериментальщик» на заводе произносилось с заслу­ женным уважением и неизменной завистью. Многие рабочие других цехов горели желанием перейти работать в экспериментальный. Но не всем представлялась такая возможность. Желающим не хватало вакантных мест — штат был переполнен. А если кому удавалось через отдел кадров оформить перевод, то дружный коллектив экспериментальщиков, возглавляемый А. И. Коробочки- ным, принимал их в свою семью с распростертыми руками, гово ­ ря; «Добро пожаловать!». На это «добро» откликались добром. Люди, не роняя чести экспериментальщиков, работали с огоньком, с большим энтузиаз­ мом. Они знали, что их- труд для завода ценен, а сами они окру ­ жены большой заботой и внима­ нием не только со стороны адми­ нистрации цеха, но и руководства завода. На заводе все больше развер ­ тывалось капитальное строитель­ ство. Словно грибы, росли прист­ ройки у старых зданий, рожда ­ лись новые заводские корпуса цехов и отделов. Между чугуно- литейнь;м и экспериментальным цехами выросло здание заводоуп­ равления. Оно было сложено из красного кирпича и получило на­ звание у тракторостроителей — «Красный дом». На втором этаже— кабинет директора. Когда Кл'и- менков давал задание начальнику отдела капитального строительст­ ва И. А. Карманову оборудовать директорский кабинет, то сказал: — Делай так, чтобы все бле­ стело. Здесь буду не только при ­ нимать своих заводских рабочих, но и встречаться с высоким на­ чальством из Москвы, с делегаци­ ями других заводов, которые бу ­ дут посещать нас по обмену опы­ том. А возможно, придется при­ нимать гостей из-за рубежа... Как сказал Василий Яжэвлевич: экспериментальный цех будет не хуже владимирского, то слово его — железное. С каждым го ­ дом цех хорошел, благоустраи­ вался. На центральном проходе, соединяющим все четыре проле ­ та цеха, из специальнь:х плит на­ стелили пол. Внутреннюю лице­ вую стенку украсили мелкой раз­ ноцветной штамповкой. Повесили красочно оформленные стенды, витрины, графики, доску прика ­ зов и объявлений и цеховую До ­ ску почета. Было на что посмо ­ треть. Кругом чистота и порядок. В годы становления в цехе часто менялись н а ч а л ь н и к и . Сколько их у нас перебывало — трудно припомнить. Хорошо оста­ лись в моей памяти: Л. И. Перлов, Б. И. Рожнов, В. Н. Белов"' И. Т. Степченко и самое длительное время работавший из них — Александр Иванович Коробочкин. Ему-то и надо отдать должное за благоустройство цеха, за уме ­ лое руководство коллективом, за чуткость, душевность и заботу о людях — кадровых рабочих, про ­ работавших в цехе не один деся­ ток лет непрерывно. Много внимания уделял экспе­ риментальному цеху В. Я. Кли­ менков. Для директора завода эта производственная единица бы­ ла особо важной. Он считал ее мозгом и сердцем предприятия. Здесь воплощалась, а нередко и зарождалась техническая мысль у конструкторов. Из множества разных деталю- шек экспериментальщики собира­ ли узль^, затем новые образцы тракторов, нужные для страны, для сельского хозяйства. Здесь делались экспериментальные гу ­ сеничные машины: общего назна­ чения, пропашные, хлопковые, са- доао-виноградниковые. Затем пе­ решли на колесные модификации. Изготовляли Т-30, однобрусные и двубрусные шасси, работали над созданием пропашного колесного трактора Т-40, который потом встал на конвейер и продолжает выпускаться в настоящее воемя. Трудились над созданием более мощных модификаций, начиная от 50- до 150-сильных. Василий Яковлевич Клименков радовался хорошим модификаци­ ям тракторов, создаваемым от­ делом главного конструктора и экспериментальным цехом, видел в них будущее завода. И пережи ­ вал, когда новь:й образец маши­ ны не оправдывал своего назна­ чения на государственных испыта­ ниях, проводимых Центральной и другими машиноиспытательными станциями, разбросанными по разным точкам страны. Такой финиш огорчал Василия'Яковле ­ вича, нанося ему глубокую ду ­ шевную травму. Но он крепился, верил, что когда-то такой трактор будет, который пойдет в серию. Он видел — люди творчески ра­ ботают, хотя терпят пока неудачу. Но придет время, они добьются своего, создадут перспективную машину. Не оставался в стороне и глав­ ный инженер завода В. Г. Ткачев- ский. Вячеслав Григорьевич рань­ ше сам работал рядовым конст­ руктором отдела главного кон ­ структора. Мне с ним довелось испытывать опорные катки (его конструкции) на КДП-35. Я ездил на тракторе, делая «восьмерки» и разные выкрутасы по жидкой грязи у реки Воронеж, а он ходил за мной пешком. И теперь, буду ­ чи главнь:м инженером, он ча­ стенько заглядывал в эксперимен ­ тальный цех, болея душой за но ­ вую технику, оказывая руковод ­ ству цеха и отдела необходимую помощь. ^ Вячеслав Григорьевич был мой ровесник и называл меня по име­ ни. Как-то он подходит вместе с главным конструктором Борисом Евграфовичем Архангельским в то время, когда я опутывал гид ­ ротрубками лесотрелевочный трактор Т-80Л, и говорит; — Виктор, этот трактор не род ­ ня тем, которые мы делали в со ­ рок восьмом году. Те были лили- путики, а этот настоящий Гулли­ вер. Да и силенкой обладает бо ­ гатырской. — Но те, Вячеслав Григорьевич, собирать было проще. Этот на­ много сложнее. Тут одних гидро ­ трубок вагон и малая тележка, — ответил я. — Этого жизнь потребовала. Время бежит — все изменяется. Мы и то стали другими. Тогда — были молодые, неопытные. Те­ перь — возмужали, постарели, стали мастерами своего дела. Тут Борис Евграфович бросил шутку в мой адрес; — Ты у нас стал профессором по трубкам. Пора тебе присваи­ вать ученую степень — доктор ­ скую. И оба весело заулыбались. Время неумолимо движется вперед. Ушли из жизни В. Я. Кли­ менков, В. Г. Ткачевский, Б. Е. А р ­ хангельский. Каждого из них мы провожали в последний путь с великой скорбью. Тяжела была такая утрата. Эти товарищи жили и работали рядом с нами. Они поставили на крепкие ноги экспе ­ риментальный цех. С ними мы, как говорится, не один пуд соли съели, вместе радовались своим успехам, вместе переживали не­ удачи и огорчения. Да, жизнь не стоит на месте. И вот уже наш многотысячный коллектив готовится к выпуску миллионного пропашного тракто ­ ра. А путь к этой выдающейся победе был проложен тогда, в трудные начальные годы созда ­ ния завода и первых наших ма­ шин. В . Ж И Л КИ Н , бывший рабочий эксперимен­ тального цеха, ветеран войны и труда. По с л а н ц ы Мо л д а в и и с т р о я т Б АМ Хабаровский край. Усп е ш ­ но т р уд я т ся посл ан цы Мо л ­ д а в и и на ст р ои т е л ь ст в е п о ­ се л к а Ал о н к а — буд ущ ей ст анции Вост очн о го уч а ст к а Ь / ' .Ма . ^ 'же пост р оены ж и ­ лы е д о м а , ш к о л а , д е т с к и и са д , э л е к т р опод ст а н ц и и, очи ст ны е со о р уж е н и я , з а ­ к а н чи в а е т ся соор уж е н и е к о ­ т ел ь н ой , т ор гов ого цен т р а , з а л ож е н с| )ундамеит ж е л е з ­ н о д ор ожн о го в о к з а л а . Ср е д и бр и г а д и уч а ст к ов «Мо л д а в Б АМст р о я » р а з ­ в е р н ул о сь соци а л и ст и че ск ое сор е в н о в а н и е з а вы пол н ени е р ешений XXVI съ е з д а К П СС . Реш е н о допол н и т е л ь н о к р а ­ т > ' Ж * нее пр ин я т ы м годовы м о б я ­ з а т е л ь ст в ам сд а т ь бол е е 1700 к в а д р а т н ы х мет р ов лсилья , сни з ит ь се б е ст ои ­ мост ь р а бо т , пол учи т ь 10 т ы ­ ся ч р убл ен св е р хпл а н ов ой пр и бы л и . На снимках: б р и г а д а м он ­ т аж н и к о в , к от орой р ук о в о ­ дит И . Кр и в ц о в (в ц е н т р е ) , воз води т жи л ы е д ом а в Ал о н к е ; д ет ский са д «Т а е ж ­ ный». Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz