Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
М л к о х о с у р с Говоря откровенно, не так лег ко коротко рассказать об этом человеке — настолько он оригина лен и неповторим в своих делах и в мыслях. Каждый шаг в его боль шой жизни — глава истории. ...Красив южный город Одесса с его знаменитой Потемкинской лестницей, видом на порт с При морского бульвара, тенистыми парками Аркадии, прямыми ули цами в объятиях белых акаций и каштанов. В этом городе прошла юность Владимира Всеволодовича Папа-Афанасопуло. Все знают его на заводе как че ловека творческой технической мысли и старые друзья любовно называют просто — Папа. Самое первое знакомство с техникой, ко торая манила его с детских лет, состоялось в кабине старенького паровоза с высокой дымовой тру бой, когда отец, кадровый желез нодорожный машинист, взял од нажды сына в свою очередную поездку. Но вот с отличием окончено ре альное училигце, а затем экстер ном сдан экзамен в институт. Сту дентом он встретил Великую О к тябрьскую революцию, а в неза- бь]ваемом девятнадцатом получил диплом инженера-механика, ус пешно окончив Киевский политех нический институт. Первые советские специалисты. Их было еще так мало, и в них так остро нуждалась молодая Совет ская республика. Жизненный путь Владимира Всеволодовича уже с первых ша гов не был легким. Работал на заводах Донбасса. Глубокие ин женерные знания очень пригоди лись здесь на практической рабо те. В тридцатых годах начиналось строительство Штеровской ГРЭС, которая проектировалась для экс плуатации на угольном штыбе. Ин женер Папа-Афанасопуло предла гает сборку узлов станции вес ти на месте, после чего монтиро вать их уже на высоте. В те годы это явилось большим техническим новшеством. И нарком тяжелой промышленности Серго Орджони кидзе, который часто посещал но востройку, узнав о предложении АВ Т О Р И Т Е Т М О Л О ДО Г О специалиста, лично по хвалил его за ценную инициативу. С работой в Донбассе связана и преподавательская деятельность Владимира Всеволодовича в ве чернем ВТУЗе. Беседуя с Владимиром Всеволо довичем, прежде всего поража ешься его эрудиции. Человек, ро дившийся еще в самом конце прошлого века и продолжающий по сей день плодотворно трудить ся в коллективе завода, сохранил ясность мысли и необычайную энергию. Он получил назначение от нар кома Акопова в Липецк буквально через несколько дней после вы пуска первого липецкого трактора. Приехал из Бухары, где работал на одном из эвакуированных заво дов. Ознакомившись с обстанов кой на месте, решил, что все сле дует начинать с подготовки опыт- ла этих первых кадров, которому бы Папа-Афанасопуло не оказы вал практической помощи при прохождении таких сложных пред метов, как сопромат и высшая ма тематика, которыми он владеет достаточно хорошо. Очевидно, почти каждый чело век имеет какое-то свое собст венное «хобби». У Владимира Все володовича — это инструмента рий. Без него немыслимо совре менное машиностроительное про изводство. Дело это тонкое, спе цифичное, требующее глубоких, в первую очередь, теоретических и практических инженерных знаний. Без преувеличения можно сказать, что Папа-Афанасопуло в данном случае оказался на своем месте. О нем можно рассказывать как об организаторе на заводе цеха эк сплуатации инструмента, которым он долго руководил. О Т П Е Р В О Г О - Д О М И Л Л И О Н Н О Г О ных технических кадров, которых явно недоставало. Поэтому, воз главив отдел технического обуче ния, немедленно приступил к ор ганизации вечернего машиностро ительного техникума и курсов для мастерского состава. Однако заво ду требовались и специалисты с высшим инженерным образовани ем. Прошло немало времени, и Папа-Афанасопуло решил поехать в Москву в Министерство высшего и среднего специального образо вания со своим предложением, одобренным руководством и пар тийной организацией завода. За хватив с собой солидный список тракторостроителей, только что успешно окончивших техникум, он добился разрешения министра от крыть на базе завода вечернее от деление Тульского механического института. Многие из будущих сту- дентов-заочников даже и не зна ли, что им предстоит обучаться в вузе. Уже через пять лет завод получил первое пополнение инже неров, успешно сочетавших прак тику с глубокой теоретической подготовкой, И нет, очевидно, на заводе такого специалиста из чис- Стремительно бежит время, уходить на заслуженный отдых совсем не в натуре ветерана, это, как он говорит сам, пока исклю чается. И вот его новое интересное предложение — организовать в структуре цеха специальный уча сток восстановления инструмента. Всю организационную часть, как и прежде, он берет на себя, те перь уже в должности старшего мастера. Оперативно руководит строительством небольшого зда ния, используя для него в качест ве одной из стен — забор, окру жающий территорию завода. Под бирает необходимое станочное оборудование. Кстати, здесь стоит вспомнить такой интересный слу чай. Однажды в Липецк приехал для обмена опытом ответственный представитель родственного Ки ровоградского завода «Красная звезда» и при встрече рассказал Владимиру Всеволодовичу, что у них стоит без дела уникальный швейцарский зубошлифовальный станок «Маак» и никто из своих специалистов не может запустить его в работу. — Передайте его нам, — по просил Папа-Афанасопуло, — мы что-нибудь с ним придумаем. Кировоградцы пошли навстречу, и вскоре станок с инструкцией в сотню страниц на немецком языке поступил на наш завод. Почти целый месяц пришлось Владимиру Всеволодовичу пере водить инструкцию на русский язык. Благо, что немецкий еще не был забыт со школьной скамьи в Одесском реальном училище, хо тя уже минуло с тех пор... 70 лет. Сам лично взялся за отладку, и станок получил вторую жизнь. Те перь он исправно служит для пе- решлифовки шеверов, что рань ше являлось самым узким местом в цехе. А вот совсем недавно инженер Папа-Афанасопуло смонтировал и изготовил собственн о р у ч н о электропечь камерного типа для отпайки твердосплавных пластин с режущего инструмента. Режим работы печи, в которой достига ется температура 1240 градусов, полностью автоматизирован, что позволяет включать печь в работу заблаговременно до начала сме ны. По объему она небольшая, но, как говорится, мал золотник, да дорог. Если, к примеру, рань ше токами высокой частоты по очередно отпаивались по одному ножу фрезы, то теперь их можно! отпаять сразу семьдесят. Каждое утро точно в одно и то же время, примерно за полча са до начала смены, Владимир Всеволодович быстрой походкой спешит на свой производственный участок, небольшой коллектив ко торого, как и сам его очень авто ритетный руководитель, идет всег да строго в графике, в заданном ритме, обеспечивая основные ме ханообрабатывающие цехи нуж ным инструментом. Кадровый тракторостроитель, опытный инженер и умелец без скидки на старость строит новые планы на будущее. А ведь в лич ном деле этого человека с натру женными руками и острым взгля дом имеется такая запись: «Об щий непрерывный трудовой стаж с 1918 года...» — Не люблю таких людей, — бросает в разговоре фразу мой собеседник, — которые говорят; «Это я не умею». Можно уметь делать все, если только захотеть... ю. ко ч ки н , ветеран завода. В грз'де, КПК в бою. Эти слова в полной мере можно отнести к встерпну нашего завода бывшему заместителю начальника, а ныне мастеру сталелитейного корпуса коммунисту Василию Ивановичу Музалькопу. Он храбро воевал, за что награжден орденом Красной Звезды II боевыми медалями, и продолжает отлично трудиться, о чем свидетельствуют орден Октябрьской Революции нуТенннская юби лейная медаль, которых он удостоен. На снимке: В. I I . Музальков. Фото В. Финогина. ГОР Я Ч И Е д н и Р Е М О Н Т Н И К О В Слаженно, с большим трудовым напряжением работал в празднич ные майские дни коллектив служ бы механика сталелитейного кор пуса. Заранее был разработан и доведен до исполнителей план про ведения ремонтных работ. Глав ное внимание обращалось на уско ренное и качественное выполне ние работ по ремонту машин и агрегатов. Хорошо подготовились и вели ремонт оборудования слесари стержневого отделения, возглав ляемые бригадиром Николаем Андреевичем Ширяевым. Четко организовал работу старший ма стер кранового хозяйства Алек сандр Тихонович Севостьянов. И потому его подчиненные в срок и с высоким качеством сделали ре монт грузоподъемных механизмов. Наиболее добросовестно, про изводительно выполняли плано вый ремонт грузоподъемных меха низмов слесари Иван Петрович Лобов, Василий Егорович Хрипун- ков, Петр Андреевич Разумов, Анатолий Георгиевич Сурнин. Каждый из них хорошо владеет своей профессией, и любая рабо та, связанная с ремонтом обору дования, им по плечу. Наиболее важным и сложным участком у нас считается автома тическая литейная линия по про изводству звеньев гусениц. И по тому ремонт этого крупного агре гата, его обслуживание мы дове ряем наиболее квалифицирован ным слесарям. В праздничные май ские дни на этом объекте со зна нием дела работали слесари Иван Захарович Мещеряков, Валерий Георгиевич Курбатов, Василий Федорович Чеботарев. Несмотря на большой объем работы, они ус пешно справились с заданием. В праздничные дни приведено п порядок и оборудование формо вочного отделения. В этом нема лая заслуга слесарей Анатолия Ивановича Шкатова н Алексея Се рафимовича Швецова. Ремонт электросталеплавильных печей умело, организованно про вел коллектив слесарей, возглав ляемый мастером Александром Петровичем Чернышовым. В тер мообрубном цехе на ремонте обо рудования отличились слесари Митрофан Тнтович Говоров. Вик тор Иванович Шкатов, Виктор Илларионович Золотухин, Михаил Иванович Хромов, а также токари ремонтно-механической мастер ской Владимир Васильевич Ивчен ко и Зинаида Ивановна Сумина. В майские праздничные дни в нашем корпусе занималась ремон том оборудования также большая группа рабочих подрядных орга низаций из производственного объединения «Л нпецкремстрой- монтаж». На замене подкрановых балок слаженно работала брига да монтажников из РСУ-1, воз главляемая Иваном Даниловичем Коржом. Запланированный объ ем работы она выполнила на день раньше срока. На ремонте оборудования хо рошо работали бригады монтаж ников из Л РМУ-7, которыми руко водят Л . И. Кобляков и П. И. Ме- ренков. Четкая организация ремонта оборудования в праздничные дни позволила нам вовремя запустить машины и агрегаты, помогла про изводственникам войти в ритм первой майской недели. И. БОНДАРЕВ , механик сталелитейного корпуса. Мужество л е н и н г р а д ц е в в канун Дня Победы я с семьей побывал в Ленинграде. Экскур сия по городу-герою длилась пол- месяца и останется в нашей памя ти на всю жизнь. Экскурсовод объяснил, что сей час мы побываем на площади По беды и познакомимся с мемори альным ансамблем — памятником героическим защитникам Ленин града. Перед нами открылась па норама большого комплекса, на котором золотыми буквами напи сано: «Подвигу твоему, Ленин град». В залах мемориального комп лекса множество материалов, рас- сказываюигнх о мужестве ленин градцев в дни блокады, о подви гах советских воинов, стойко сра жавшихся за каждую пядь земли до последней капли крови, до по следнего патрона. За время бло кады, длившейся 900 дней и но чей, на город Ленина было обру шено более 250 тысяч вражеских бомб н снарядов. Пострадал поч ти каждый дом. От голода и хо лода умерли тысячи мирных ж и телей. А потом нам показали докумен тальный кинофильм. Многие кад ры кинохроники нельзя было смотреть без слез жалости за му ки жителей города, без чувства гнева и ненависти к немецко-фа шистским захватчикам. Вот два мальчика на санках везут с Невы бак с водой. И вдруг рядом взор валась бомба. Один мальчик по гибает, а второй дрожит, плачет от страха. Он с трудом положил на санки тело убитого фашистами товарища, а может быть, и брата. Но у него не хватает сил сдвинуть с места санки. Помогла ему по жилая женщина, которая тоже несла из реки в кастрюле воду. Но от истощения она падает и уми рает. А рядом на снегу лежат де сятки трупов ленинградцев, умер ших от голода. О неимоверных трудностях и лишениях ленинградцев в годы войны рассказывают многие эк спонаты мемориального комплек са. Вот хлебные карточки, на ко торых — цифры: 125, 300. По столько граммов хлеба получал в день каждый житель города. Поз же, когда через Л адожское озеро пролегла «дорога жизни», хлеб ный паек был немного увеличен. Но нм голод, ни холод, ни звер ства фашистов не сломили волю и упорство ленинградцев. По реше нию областной партийной органи зации в городе в 1941 году нача лось формирование отрядов на родного ополчения. Ядром народ ного ополчения были коммунисты и комсомольцы, в одном материа ле мемориального комплекса со общается, что в трудные дни бло кады 70 тысяч коммунистов и 135 тысяч комсомольцев Ленинграда ушли на фронт. Видели мы пробитые пулями партийные и комсомольские биле ты, изрешеченную осколками сол датскую каску. Здесь же и пуле метная лента с одним патроном, который боец не успел использо вать в неравном бою с фашиста ми. Знакомясь с экспонатами и до кументами мемориала, мы узнали о бессмертных подвигах и героиз ме народных ополченцев, парти зан, воинов доблестной Красной Армии, моряков Балтийского фло та, стойко и мужественно защи щавших колыбель Октябрьской революции. Экскурсовод назвал нам такие цифры: партизаны в тылу врага уничтожили более 100 самолетов, 327 танков, 1050 паро возов, 18640 вагонов, взорвали десятки железнодорожных мостов. Неувядаемой славой покрыли себя в боях за город великого Ленина летчики, моряки. В небе Ленинграда храбро сражался и^ наш знатный земляк Сергей Л и- таврин, за что был удостоен зва ния Героя Советского Союза. Побывали мы и на Пискарев- ском кладбище, в других местах, хранящих вечную память о герои ческом подвиге ленинградцев и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны. И. ПАНАСЮК , слесарь фасоннолитейного цеха, нештатный корреспондент «Кнровц,т».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz