Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

М л к о х о с у р с Говоря откровенно, не так лег ­ ко коротко рассказать об этом человеке — настолько он оригина ­ лен и неповторим в своих делах и в мыслях. Каждый шаг в его боль­ шой жизни — глава истории. ...Красив южный город Одесса с его знаменитой Потемкинской лестницей, видом на порт с При­ морского бульвара, тенистыми парками Аркадии, прямыми ули­ цами в объятиях белых акаций и каштанов. В этом городе прошла юность Владимира Всеволодовича Папа-Афанасопуло. Все знают его на заводе как че­ ловека творческой технической мысли и старые друзья любовно называют просто — Папа. Самое первое знакомство с техникой, ко ­ торая манила его с детских лет, состоялось в кабине старенького паровоза с высокой дымовой тру ­ бой, когда отец, кадровый желез ­ нодорожный машинист, взял од ­ нажды сына в свою очередную поездку. Но вот с отличием окончено ре ­ альное училигце, а затем экстер ­ ном сдан экзамен в институт. Сту­ дентом он встретил Великую О к ­ тябрьскую революцию, а в неза- бь]ваемом девятнадцатом получил диплом инженера-механика, ус ­ пешно окончив Киевский политех­ нический институт. Первые советские специалисты. Их было еще так мало, и в них так остро нуждалась молодая Совет­ ская республика. Жизненный путь Владимира Всеволодовича уже с первых ша­ гов не был легким. Работал на заводах Донбасса. Глубокие ин­ женерные знания очень пригоди ­ лись здесь на практической рабо ­ те. В тридцатых годах начиналось строительство Штеровской ГРЭС, которая проектировалась для экс ­ плуатации на угольном штыбе. Ин­ женер Папа-Афанасопуло предла­ гает сборку узлов станции вес­ ти на месте, после чего монтиро ­ вать их уже на высоте. В те годы это явилось большим техническим новшеством. И нарком тяжелой промышленности Серго Орджони ­ кидзе, который часто посещал но ­ востройку, узнав о предложении АВ Т О Р И Т Е Т М О Л О ДО Г О специалиста, лично по ­ хвалил его за ценную инициативу. С работой в Донбассе связана и преподавательская деятельность Владимира Всеволодовича в ве­ чернем ВТУЗе. Беседуя с Владимиром Всеволо­ довичем, прежде всего поража ­ ешься его эрудиции. Человек, ро ­ дившийся еще в самом конце прошлого века и продолжающий по сей день плодотворно трудить ­ ся в коллективе завода, сохранил ясность мысли и необычайную энергию. Он получил назначение от нар­ кома Акопова в Липецк буквально через несколько дней после вы­ пуска первого липецкого трактора. Приехал из Бухары, где работал на одном из эвакуированных заво­ дов. Ознакомившись с обстанов­ кой на месте, решил, что все сле­ дует начинать с подготовки опыт- ла этих первых кадров, которому бы Папа-Афанасопуло не оказы ­ вал практической помощи при прохождении таких сложных пред ­ метов, как сопромат и высшая ма­ тематика, которыми он владеет достаточно хорошо. Очевидно, почти каждый чело­ век имеет какое-то свое собст­ венное «хобби». У Владимира Все­ володовича — это инструмента­ рий. Без него немыслимо совре ­ менное машиностроительное про ­ изводство. Дело это тонкое, спе­ цифичное, требующее глубоких, в первую очередь, теоретических и практических инженерных знаний. Без преувеличения можно сказать, что Папа-Афанасопуло в данном случае оказался на своем месте. О нем можно рассказывать как об организаторе на заводе цеха эк ­ сплуатации инструмента, которым он долго руководил. О Т П Е Р В О Г О - Д О М И Л Л И О Н Н О Г О ных технических кадров, которых явно недоставало. Поэтому, воз­ главив отдел технического обуче ­ ния, немедленно приступил к ор ­ ганизации вечернего машиностро­ ительного техникума и курсов для мастерского состава. Однако заво­ ду требовались и специалисты с высшим инженерным образовани­ ем. Прошло немало времени, и Папа-Афанасопуло решил поехать в Москву в Министерство высшего и среднего специального образо ­ вания со своим предложением, одобренным руководством и пар­ тийной организацией завода. За­ хватив с собой солидный список тракторостроителей, только что успешно окончивших техникум, он добился разрешения министра от­ крыть на базе завода вечернее от­ деление Тульского механического института. Многие из будущих сту- дентов-заочников даже и не зна­ ли, что им предстоит обучаться в вузе. Уже через пять лет завод получил первое пополнение инже ­ неров, успешно сочетавших прак ­ тику с глубокой теоретической подготовкой, И нет, очевидно, на заводе такого специалиста из чис- Стремительно бежит время, уходить на заслуженный отдых совсем не в натуре ветерана, это, как он говорит сам, пока исклю ­ чается. И вот его новое интересное предложение — организовать в структуре цеха специальный уча­ сток восстановления инструмента. Всю организационную часть, как и прежде, он берет на себя, те­ перь уже в должности старшего мастера. Оперативно руководит строительством небольшого зда­ ния, используя для него в качест­ ве одной из стен — забор, окру ­ жающий территорию завода. Под­ бирает необходимое станочное оборудование. Кстати, здесь стоит вспомнить такой интересный слу­ чай. Однажды в Липецк приехал для обмена опытом ответственный представитель родственного Ки­ ровоградского завода «Красная звезда» и при встрече рассказал Владимиру Всеволодовичу, что у них стоит без дела уникальный швейцарский зубошлифовальный станок «Маак» и никто из своих специалистов не может запустить его в работу. — Передайте его нам, — по­ просил Папа-Афанасопуло, — мы что-нибудь с ним придумаем. Кировоградцы пошли навстречу, и вскоре станок с инструкцией в сотню страниц на немецком языке поступил на наш завод. Почти целый месяц пришлось Владимиру Всеволодовичу пере­ водить инструкцию на русский язык. Благо, что немецкий еще не был забыт со школьной скамьи в Одесском реальном училище, хо­ тя уже минуло с тех пор... 70 лет. Сам лично взялся за отладку, и станок получил вторую жизнь. Те­ перь он исправно служит для пе- решлифовки шеверов, что рань­ ше являлось самым узким местом в цехе. А вот совсем недавно инженер Папа-Афанасопуло смонтировал и изготовил собственн о р у ч н о электропечь камерного типа для отпайки твердосплавных пластин с режущего инструмента. Режим работы печи, в которой достига­ ется температура 1240 градусов, полностью автоматизирован, что позволяет включать печь в работу заблаговременно до начала сме­ ны. По объему она небольшая, но, как говорится, мал золотник, да дорог. Если, к примеру, рань­ ше токами высокой частоты по­ очередно отпаивались по одному ножу фрезы, то теперь их можно! отпаять сразу семьдесят. Каждое утро точно в одно и то же время, примерно за полча­ са до начала смены, Владимир Всеволодович быстрой походкой спешит на свой производственный участок, небольшой коллектив ко ­ торого, как и сам его очень авто­ ритетный руководитель, идет всег­ да строго в графике, в заданном ритме, обеспечивая основные ме ­ ханообрабатывающие цехи нуж ­ ным инструментом. Кадровый тракторостроитель, опытный инженер и умелец без скидки на старость строит новые планы на будущее. А ведь в лич­ ном деле этого человека с натру­ женными руками и острым взгля­ дом имеется такая запись: «Об­ щий непрерывный трудовой стаж с 1918 года...» — Не люблю таких людей, — бросает в разговоре фразу мой собеседник, — которые говорят; «Это я не умею». Можно уметь делать все, если только захотеть... ю. ко ч ки н , ветеран завода. В грз'де, КПК в бою. Эти слова в полной мере можно отнести к встерпну нашего завода бывшему заместителю начальника, а ныне мастеру сталелитейного корпуса коммунисту Василию Ивановичу Музалькопу. Он храбро воевал, за что награжден орденом Красной Звезды II боевыми медалями, и продолжает отлично трудиться, о чем свидетельствуют орден Октябрьской Революции нуТенннская юби ­ лейная медаль, которых он удостоен. На снимке: В. I I . Музальков. Фото В. Финогина. ГОР Я Ч И Е д н и Р Е М О Н Т Н И К О В Слаженно, с большим трудовым напряжением работал в празднич­ ные майские дни коллектив служ ­ бы механика сталелитейного кор ­ пуса. Заранее был разработан и доведен до исполнителей план про­ ведения ремонтных работ. Глав­ ное внимание обращалось на уско ­ ренное и качественное выполне­ ние работ по ремонту машин и агрегатов. Хорошо подготовились и вели ремонт оборудования слесари стержневого отделения, возглав­ ляемые бригадиром Николаем Андреевичем Ширяевым. Четко организовал работу старший ма­ стер кранового хозяйства Алек ­ сандр Тихонович Севостьянов. И потому его подчиненные в срок и с высоким качеством сделали ре­ монт грузоподъемных механизмов. Наиболее добросовестно, про­ изводительно выполняли плано­ вый ремонт грузоподъемных меха­ низмов слесари Иван Петрович Лобов, Василий Егорович Хрипун- ков, Петр Андреевич Разумов, Анатолий Георгиевич Сурнин. Каждый из них хорошо владеет своей профессией, и любая рабо­ та, связанная с ремонтом обору­ дования, им по плечу. Наиболее важным и сложным участком у нас считается автома­ тическая литейная линия по про­ изводству звеньев гусениц. И по­ тому ремонт этого крупного агре­ гата, его обслуживание мы дове­ ряем наиболее квалифицирован­ ным слесарям. В праздничные май­ ские дни на этом объекте со зна­ нием дела работали слесари Иван Захарович Мещеряков, Валерий Георгиевич Курбатов, Василий Федорович Чеботарев. Несмотря на большой объем работы, они ус ­ пешно справились с заданием. В праздничные дни приведено п порядок и оборудование формо­ вочного отделения. В этом нема­ лая заслуга слесарей Анатолия Ивановича Шкатова н Алексея Се­ рафимовича Швецова. Ремонт электросталеплавильных печей умело, организованно про­ вел коллектив слесарей, возглав­ ляемый мастером Александром Петровичем Чернышовым. В тер­ мообрубном цехе на ремонте обо­ рудования отличились слесари Митрофан Тнтович Говоров. Вик ­ тор Иванович Шкатов, Виктор Илларионович Золотухин, Михаил Иванович Хромов, а также токари ремонтно-механической мастер­ ской Владимир Васильевич Ивчен­ ко и Зинаида Ивановна Сумина. В майские праздничные дни в нашем корпусе занималась ремон­ том оборудования также большая группа рабочих подрядных орга­ низаций из производственного объединения «Л нпецкремстрой- монтаж». На замене подкрановых балок слаженно работала брига­ да монтажников из РСУ-1, воз­ главляемая Иваном Даниловичем Коржом. Запланированный объ­ ем работы она выполнила на день раньше срока. На ремонте оборудования хо ­ рошо работали бригады монтаж ­ ников из Л РМУ-7, которыми руко ­ водят Л . И. Кобляков и П. И. Ме- ренков. Четкая организация ремонта оборудования в праздничные дни позволила нам вовремя запустить машины и агрегаты, помогла про­ изводственникам войти в ритм первой майской недели. И. БОНДАРЕВ , механик сталелитейного корпуса. Мужество л е н и н г р а д ц е в в канун Дня Победы я с семьей побывал в Ленинграде. Экскур ­ сия по городу-герою длилась пол- месяца и останется в нашей памя­ ти на всю жизнь. Экскурсовод объяснил, что сей­ час мы побываем на площади По­ беды и познакомимся с мемори­ альным ансамблем — памятником героическим защитникам Ленин ­ града. Перед нами открылась па­ норама большого комплекса, на котором золотыми буквами напи­ сано: «Подвигу твоему, Ленин ­ град». В залах мемориального комп ­ лекса множество материалов, рас- сказываюигнх о мужестве ленин­ градцев в дни блокады, о подви­ гах советских воинов, стойко сра­ жавшихся за каждую пядь земли до последней капли крови, до по­ следнего патрона. За время бло­ кады, длившейся 900 дней и но­ чей, на город Ленина было обру ­ шено более 250 тысяч вражеских бомб н снарядов. Пострадал поч­ ти каждый дом. От голода и хо ­ лода умерли тысячи мирных ж и ­ телей. А потом нам показали докумен ­ тальный кинофильм. Многие кад ­ ры кинохроники нельзя было смотреть без слез жалости за му ­ ки жителей города, без чувства гнева и ненависти к немецко-фа­ шистским захватчикам. Вот два мальчика на санках везут с Невы бак с водой. И вдруг рядом взор­ валась бомба. Один мальчик по­ гибает, а второй дрожит, плачет от страха. Он с трудом положил на санки тело убитого фашистами товарища, а может быть, и брата. Но у него не хватает сил сдвинуть с места санки. Помогла ему по­ жилая женщина, которая тоже несла из реки в кастрюле воду. Но от истощения она падает и уми ­ рает. А рядом на снегу лежат де­ сятки трупов ленинградцев, умер­ ших от голода. О неимоверных трудностях и лишениях ленинградцев в годы войны рассказывают многие эк ­ спонаты мемориального комплек ­ са. Вот хлебные карточки, на ко ­ торых — цифры: 125, 300. По столько граммов хлеба получал в день каждый житель города. Поз­ же, когда через Л адожское озеро пролегла «дорога жизни», хлеб­ ный паек был немного увеличен. Но нм голод, ни холод, ни звер­ ства фашистов не сломили волю и упорство ленинградцев. По реше­ нию областной партийной органи­ зации в городе в 1941 году нача­ лось формирование отрядов на­ родного ополчения. Ядром народ­ ного ополчения были коммунисты и комсомольцы, в одном материа­ ле мемориального комплекса со­ общается, что в трудные дни бло­ кады 70 тысяч коммунистов и 135 тысяч комсомольцев Ленинграда ушли на фронт. Видели мы пробитые пулями партийные и комсомольские биле­ ты, изрешеченную осколками сол­ датскую каску. Здесь же и пуле­ метная лента с одним патроном, который боец не успел использо­ вать в неравном бою с фашиста­ ми. Знакомясь с экспонатами и до­ кументами мемориала, мы узнали о бессмертных подвигах и героиз­ ме народных ополченцев, парти­ зан, воинов доблестной Красной Армии, моряков Балтийского фло­ та, стойко и мужественно защи­ щавших колыбель Октябрьской революции. Экскурсовод назвал нам такие цифры: партизаны в тылу врага уничтожили более 100 самолетов, 327 танков, 1050 паро­ возов, 18640 вагонов, взорвали десятки железнодорожных мостов. Неувядаемой славой покрыли себя в боях за город великого Ленина летчики, моряки. В небе Ленинграда храбро сражался и^ наш знатный земляк Сергей Л и- таврин, за что был удостоен зва­ ния Героя Советского Союза. Побывали мы и на Пискарев- ском кладбище, в других местах, хранящих вечную память о герои­ ческом подвиге ленинградцев и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны. И. ПАНАСЮК , слесарь фасоннолитейного цеха, нештатный корреспондент «Кнровц,т».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz