Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

С лава велик ому (овете1;ому народу — строи телю ком му и на- ма, пос.1едоват(М1ыюму борду за мир! Д а здра вству е т г еропч( ‘ски11 рабочий к ласс Страны Советов! И з П р и зы н о п Ц К К Г К Т . . Ш Ш Ш ^ ■ . О .Ъслул.ч'иным ува;г; 1 ‘ 1 1 1 1 см п киллоктиве прессового цеха гюльзу- етса штамповщица мелких детален для тракторов Т -40 ударница коммунистического труда Таисия Григорьевна Тарасова. .Много лет отдала она атому делу. Богатый производственный опыт помогает Таисии Григорьевне дооиваться высоких показателей в социалисти­ ческом соревновании. Ее выраоотка достигает 140 процентов нор­ мы. Передовая штамповщица щедро делится своим богатым опытом с .молодыми |)абочими. Она обучила своей профессии несколько че­ ловек. ^ Радостно встречает Первомай эта замечательная труженица. За успехи в соревновании накануне праздника ей вручена высокая- награда — медаль «За трудовое отличие». На снимке: Т. Г. Тарасова. Фото А. Драбкина. ДЕ ЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ Сейчас, когда выпуск липецкого миллионного пропашного тракто ­ ра стал уже не далекой мечтой тракторостроителей, а очень близ­ ким и уже вполне реально осуще ­ ствимым событием, многие*люди, тем или иным образом причаст­ ные к выпуску первых машин, вспоминают те нелегкие, но на­ полненные великим оптимизмом годы. Есть что вспомнить и тем, кто стоял у колыбели и наших первенцев — неуклюжих «Киров­ цев», и уже элегантных пропаш- ников-трудяг КДП-35, Т-38 и, по ­ жалуй, самых многочисленных ма шин семейства Т-40. Сколько сил, энергии, радостей и тревог пере­ жили конструкторы ради того, чтобы сегодня на заводе готови­ лись к выпуску миллионного трак ­ тора! У многих работников отдела главного конструктора жизнь сло­ жилась так, что каждый из них причастен к выпуску если не са­ мой первой машины, сошедшей с конвейера, то к одной из многих серий тракторов — это уже точно. На Липецком тракторном заво­ де уже выходили из ворот сбо рочного цеха первые машины, а нынешний главный конструктор Константин Николаевич Виногра­ дов в то время'еще только начи­ нал изучать математику в Мо ­ сковском механико-машинострои­ тельном институте имени Н. Э. Баумана (ныне МВТУ им. Н. Э. Баумана). Выбор технического ву­ за был не случаен. Как и у мно ­ гих, страсть к Технике передалась Константину от отца. В довоенную пору в Кашире многим жителям был известен Николай Павлович Виноградов. И прежде всего о нем ходила слава как о мастере на все руки. И хотя Николай Павлович работал бухгал­ тером, он умел и плотничать, и столярничать. Неплохо знал сле­ сарное дело. Не одну путину про ­ водил с рыбаками Поволжья. И как часто бывает в семьях, при­ мер отца подхватывали дети. Кон ­ стантин Николаевич вспоминает, что «агитаторами» были малень­ кий токарный станок и... книжка о железнодорожниках, прочитанная в детстве. В институте, на факультете тран­ спортного машиностроения, про ­ фессор М. К. Кристи, крупный со ­ ветский ученый в области тран ­ спорта, сумел сагитировать многих студентов, в том числе и Констан­ тина Виноградова, на изучение проблем во вновь возрождаю ­ щейся отрасли — тракторострое ­ нии. Дипломную работу Виногра­ дов посвятил разработке навесной системы трактора КД-35. В 1949 году инженер-конструк ­ тор К. Виноградов приехал в Ли­ пецк. Город встретил молодого специалиста по-февральски мо ­ розной, но солнечной погодой. И пока добирался до поселка трак ­ торостроителей, хорошее настро­ ение не покидало его. Как и у всякого человека, стоящего в на­ чале уже определенного ранее пути, планы у молодого конструк ­ тора были грандиозные, будущие проекты ошеломляющие. Но чтобы по-настоящему осо ­ знать значимость работ конструк ­ торов, ему потребуется еще не­ мало времени. Молодость в серь ­ езном деле, в таком, как конст ­ руирование, еще не очень-то на­ дежное средство для достижения успехов. Тут в первую очередь нужнее всего опыт. А вот его-то и не было пока. — Как-то послали меня вместе с Николаем Илларионовичем Зо ­ лотаревым в одну из МТС прове­ рить, как там подготовили^тракто- ры к весеннему севу, — вспоми­ нает Константин Николаевич. — Хожу я возле тракторов и думаю: О Т П Е Р В О Г О - ДО МИЛЛИОННОГО с чего начать? Знал я, например, допуски и посадки, мог коробку передач рассчитать, а сказать, го-' тов ли трактор к севу, затруднял­ ся. А вот Николай Илларионович сразу: «А ну, открой,—говорит он трактористу, — крышку картера». Потом посмотрел, посмотрел и остался доволен. Вот тогда я еще раз понял, что значит опыт. В отделе инженер Виноградов занимался разработкой важных узлов пропашного трактора. Ра­ ботал старательно, аккуратно. Правда, бь^вали и досадные мело ­ чи, которые заставляли быть по­ стоянно требовательным к себе. Однажды на одном из чертежей копировщица допустила ошибку— неправильно поставила размер детали. А когда началу! собирать узел, слесари как ни бились, а деталь не подходила. Б. Е. Архан­ гельский (в то время началь­ ник отдела) строго отчитал моло ­ дого конструктора. Вывод был сделан: конструктор не должен ошибаться даже в мелочах, и он ответствен за каждую линию на чертеже. Пятидесятые годы для конструк ­ торов завода стали переходным этапом, на котором определялось конкретно, какую продукцию дол­ жен выпускать завод в ближай­ шие десять-двадцать лет. А при­ ехавший из Москвы главный ин­ женер А. Ё. Изотов привез новые планы для конструкторов. Надо было готовиться к выпуску колес ­ ного пропашного трактора. А за­ тем были предложены чертежи экспериментальной машины Т-30 НАТИ, разработанные автотрак­ торным институтом. Итогом рабо ­ ты заводских конструкторов стал трактор Т-40. Плод творческих исканий, сотни раз обсуждавший­ ся в разных инстанциях. Именно этот трактор стал базовой мо ­ делью. И на этот образец выпало счастье стать миллионным. Наверное, нельзя все описать и рассказать о тех творческих радо ­ стях, которые испытали конструк ­ торы на пути к каждой новой ма­ шине. О труде конструктора про ­ фессор А. А. Рихтер сказал так: «Конструирование технических ри стем требует технического ма­ стерства, но это не просто ремес­ ло. Оно покоится на разнообраз ­ ных конкретных знаниях, но это не просто наука. Оно требует творческого воображения и хо ­ рошего ^ те тич е с ко г о вкуса. Оно нуждается в высоко развитой ин­ туиции, но это не совсем искусст­ во». Конструкторы всегда живут бу ­ дущим, жить только сегодняшним днем это значит — безнадежно отставать, как говорится, ползти за техническим прогрессом. Мно ­ гие работники отдела главного конструктора посвятили свою жизнь, отдали лучшие годы раз­ работкам липецких тракторов. Среди них — Л. И. Перлов, Н. Т. Разина, В. С. Гречкивский, Н. С. Бобровский, Р. Ю. Лопатина, В. С. Гончаров, И. И. Золотарев, Н. М. Черкасов и другие. Некоторых уже нет в живых, но их помнят и они оставили о себе хорошую память. Огромен и весом вклад завод­ ских конструкторов в разработку новой мощной машины. ЛТЗ-145— это еще одно из направлений, к о ­ торому, возможно, будет отдано предпочтение в будущем. А ка ­ ким видится оно, это будущее, главному конструктору? Как счи­ тает К. Н. Виноградов, в дальней­ шем возможен переход на конст ­ руирование тракторов с одинако ­ выми размерами колес во всех классах. Водителю будет создано больше комфорта. А сам трактор станет своеобразной энергетиче­ ской и механической базой для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных работ. Каждый юбилей встречают, не­ изменно обращаясь к прошлому, словно пытаются соизмерить пройденный путь с предстоящей еще не проторенной дорогой. Дел было много, а предстоит еще больше. Для конструктора очень важно — как долго будет исполь. зовано людьми его творение. Быстро сойдет — значит не вы­ держало испытания временем и жизнью, если много лет выпуска­ ется — стало быть, такие машины нужны, они приносят пользу, и люди ждут их. А поэтому и стоит посвятить себя этому важному делу. В. ВАСИЛЬЕВ. СТУПЕНИ Р ОСТ Я ^/^л/\л/^лллллллл/\лл> > Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л > ' А втор п убли куем о й ниже статьи Л еонид Самойлович Ч е р ­ касский в годы войны работал на од н ом из уральских заво ­ дов. За успеш ное выполнение задания правительства по с о з ­ данию и вы пу с ку новых машин в числе д р у г и х специалистов был на граж д ен о р д е н ом Л енина. < В начале 50-х годов Л. С. Ч ер ка сский прибыл в Л ипецк и поступил на наш завод. Сперва работал старш им мастером , затем — заместителем начальника цеха, а в 1957 год у е го на ­ значили начальником т р а к то р о сб о р о ч н о г о цеха. Он не только свидетель , но и непосредственный участник интересны х со бы ­ тий, происходивш их в ж и зни коллектива нашего завода , ув е ­ ренно ид ущ е го к своему знаменательному ю билею — вы пус ­ ку миллионно го п р о паш но го трактора . Об этом он охотно со гласился рассказать на страницах нашей газеты. л/ччллллллллллл^- Вместе с коллективом завода готовятся к выпуску юбилейной миллионной машины и тракторо- сборщики. Путь, пройденный этим коллективом за тридцать с лиш­ ним лет, был очень нелегок. Но как бы ни было трудно, а 1 июня 1944 года из ворот сборочного цеха вышла первая машина с бен ­ зиновым двигателем. Это была великая радость молодого кол­ лектива предприятия. С 1944 по 1959 год сборщикам пришлось осваивать семь марок пропашных машин: К-35, КДП-35, Т-38, Т-30 и другие. До 1948 года в цехе не было конвейера. Маши- нь^ собирали на участках, с под ­ гонкой на месте узлов и деталей, Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л / Ч без малейшей механизации. И только 3 сентября 1948 года был введен в эксплуатацию сбороч ­ ный конвейер со скоростью 4,5 метра в час. ' Зимы в 1948— 1950 годах были Ьчень суровыми. А с топливом было плохо, и потому температу­ ра на участках доходила до 7— 10 градусов холода. В таких услови­ ях собирать тракторы, конечно, было очень тяжело. Но люди ра­ ботали с энтузиазмом, настойчи­ во преодолевали трудности, соз ­ навая дажность поставки на село техники. Ведь многие рабочие за­ вода — вчерашние колхозники. И в годы войны, и после нее им приходилось пахать землю на ло­ шадях, на волах и даже на собст­ венных коровах. Они-то уж знали цену каждому трактору, пришед­ шему в послевоенные годы на колхозные поля. В 1950 году коллектив завода приступил к выпуску пропашного трактора КДП-35 с дизельным двигателем. Эта машина работала на дешевом топливе, она была более экономичной, надежной. В том году было собрано 140 ма­ шин КДП-35. Потребности в трак ­ торах были огромные, но завод не мог производить их больше: в це­ хе не хватало производственных площадей. Сборка тракторов, их окраска, затем доводка и снова окраска — все это делалось в од ­ ном небольшом помещении. Тут же было организовано складиро ­ вание гусениц. Позже участок до ­ водки перевели в одно из старых помещений отдела сбыта, непри­ способленное для выполнения этих операций. Однако это и другие мероприя ­ тия, а также накопленный опыт позволили коллективу цеха нала­ дить ритмичный вь:пуск тракто ­ ров. Коллективу сборщиков за высокие трудовые показатели и хорошую культуру производства было присвоено звание «Цех ста­ хановского труда». Тракториста Е. И, Козлова наградили знаком отличника социалистического со ­ ревнования. В мае 1952 года завод снова по­ пал в число отстающих предприя ­ тий. Из-за отсутствия заготовок коленчатых валов, стальных отли­ вок, получаемых по кооперации, а также металлопроката выпуск тракторов практически был при­ остановлен. Затем положение по­ правилось, и завод стал входить в ритм. В 1953 году выпуск трак ­ торов уже возрос на 60 процен ­ тов. Темпы производства машин рос­ ли из года в год. 21 мая 1955 го ­ да с главного конвейера завода сошел 50-тысячный пропашной гусеничный трактор. По случаю этой большой победы состоялся м н о г о л ю д н ы й митинг. Сек ­ ретарь горкома КПСС С. А. Дра ­ гунов вручил тогда коллективу за­ вода переходящее Красное зна­ мя. Примечательно, что и выпуск миллионного трактора выпал на двадцатые числа мая 1981 года. Далеко шагнул коллектив нашего завода за четверть века, прошед ­ шую со дня выпуска 50-тысячно­ го трактора. Много труда и пытливой мысли при сборке и испытаниях тракто ­ ров внесли слесари Н. А. Гвоз­ дев, А. М. Поляков, М. С. Качу- рин, мастера И. И. Коростелев, И, А. Ткаченко, В. М. Пешков, на­ чальник смены И. ф. Баранов и многие другие товарищи, которых вправе можно назвать первопро ­ ходцами. Кстати, многие из этих товарищей работают и сейчас, по­ казывая пример большого трудо ­ любия, высокой организованно­ сти. В те годы в нашем цехе было широко развито движение нова­ торов. Рабочие, инженеры и тех­ ники искали резервы для повы­ шения производительности труда, для улучшения качества машин и увеличения их выпуска. Особенно плодотворно работал, творчески и настойчиво внедрял новшества слесарь Г. В. Демедюк. Создан­ ные им дозатор для заправки тракторов горючим, агрегат для смазки катков солидолом и дру ­ гие механизмы и приспособления оказались настолько эффективны­ ми, что отдельные из них служат и по сей день. Самоотверженный и творческий труд Г. В. Демедю- ка был отмечен присвоением ему звания «Заслуженный рационали­ затор РСФСР». А позже он удос ­ тоился звания Героя Социалисти­ ческого Труда. Партийное бюро цеха проводи­ ло большую работу по воспита­ нию кадров сборщиков, по моби ­ лизации их на успешное выпол­ нение производственных заданий. Секретарем партбюро в те годы был нынешний партийный вожак сборщиков М. Ф. Казаков, полу­ чивший закалку на фронтах Вели­ кой Отечественной войны. 25 тракторов в смену — таков был тогда твердый график сбор ­ ки машин, который в основном выдерживался. Но время предъ­ являло все новые требования к качеству машин. У КДП-35 обна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz