Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
С лава велик ому (овете1;ому народу — строи телю ком му и на- ма, пос.1едоват(М1ыюму борду за мир! Д а здра вству е т г еропч( ‘ски11 рабочий к ласс Страны Советов! И з П р и зы н о п Ц К К Г К Т . . Ш Ш Ш ^ ■ . О .Ъслул.ч'иным ува;г; 1 ‘ 1 1 1 1 см п киллоктиве прессового цеха гюльзу- етса штамповщица мелких детален для тракторов Т -40 ударница коммунистического труда Таисия Григорьевна Тарасова. .Много лет отдала она атому делу. Богатый производственный опыт помогает Таисии Григорьевне дооиваться высоких показателей в социалисти ческом соревновании. Ее выраоотка достигает 140 процентов нор мы. Передовая штамповщица щедро делится своим богатым опытом с .молодыми |)абочими. Она обучила своей профессии несколько че ловек. ^ Радостно встречает Первомай эта замечательная труженица. За успехи в соревновании накануне праздника ей вручена высокая- награда — медаль «За трудовое отличие». На снимке: Т. Г. Тарасова. Фото А. Драбкина. ДЕ ЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ Сейчас, когда выпуск липецкого миллионного пропашного тракто ра стал уже не далекой мечтой тракторостроителей, а очень близ ким и уже вполне реально осуще ствимым событием, многие*люди, тем или иным образом причаст ные к выпуску первых машин, вспоминают те нелегкие, но на полненные великим оптимизмом годы. Есть что вспомнить и тем, кто стоял у колыбели и наших первенцев — неуклюжих «Киров цев», и уже элегантных пропаш- ников-трудяг КДП-35, Т-38 и, по жалуй, самых многочисленных ма шин семейства Т-40. Сколько сил, энергии, радостей и тревог пере жили конструкторы ради того, чтобы сегодня на заводе готови лись к выпуску миллионного трак тора! У многих работников отдела главного конструктора жизнь сло жилась так, что каждый из них причастен к выпуску если не са мой первой машины, сошедшей с конвейера, то к одной из многих серий тракторов — это уже точно. На Липецком тракторном заво де уже выходили из ворот сбо рочного цеха первые машины, а нынешний главный конструктор Константин Николаевич Виногра дов в то время'еще только начи нал изучать математику в Мо сковском механико-машинострои тельном институте имени Н. Э. Баумана (ныне МВТУ им. Н. Э. Баумана). Выбор технического ву за был не случаен. Как и у мно гих, страсть к Технике передалась Константину от отца. В довоенную пору в Кашире многим жителям был известен Николай Павлович Виноградов. И прежде всего о нем ходила слава как о мастере на все руки. И хотя Николай Павлович работал бухгал тером, он умел и плотничать, и столярничать. Неплохо знал сле сарное дело. Не одну путину про водил с рыбаками Поволжья. И как часто бывает в семьях, при мер отца подхватывали дети. Кон стантин Николаевич вспоминает, что «агитаторами» были малень кий токарный станок и... книжка о железнодорожниках, прочитанная в детстве. В институте, на факультете тран спортного машиностроения, про фессор М. К. Кристи, крупный со ветский ученый в области тран спорта, сумел сагитировать многих студентов, в том числе и Констан тина Виноградова, на изучение проблем во вновь возрождаю щейся отрасли — тракторострое нии. Дипломную работу Виногра дов посвятил разработке навесной системы трактора КД-35. В 1949 году инженер-конструк тор К. Виноградов приехал в Ли пецк. Город встретил молодого специалиста по-февральски мо розной, но солнечной погодой. И пока добирался до поселка трак торостроителей, хорошее настро ение не покидало его. Как и у всякого человека, стоящего в на чале уже определенного ранее пути, планы у молодого конструк тора были грандиозные, будущие проекты ошеломляющие. Но чтобы по-настоящему осо знать значимость работ конструк торов, ему потребуется еще не мало времени. Молодость в серь езном деле, в таком, как конст руирование, еще не очень-то на дежное средство для достижения успехов. Тут в первую очередь нужнее всего опыт. А вот его-то и не было пока. — Как-то послали меня вместе с Николаем Илларионовичем Зо лотаревым в одну из МТС прове рить, как там подготовили^тракто- ры к весеннему севу, — вспоми нает Константин Николаевич. — Хожу я возле тракторов и думаю: О Т П Е Р В О Г О - ДО МИЛЛИОННОГО с чего начать? Знал я, например, допуски и посадки, мог коробку передач рассчитать, а сказать, го-' тов ли трактор к севу, затруднял ся. А вот Николай Илларионович сразу: «А ну, открой,—говорит он трактористу, — крышку картера». Потом посмотрел, посмотрел и остался доволен. Вот тогда я еще раз понял, что значит опыт. В отделе инженер Виноградов занимался разработкой важных узлов пропашного трактора. Ра ботал старательно, аккуратно. Правда, бь^вали и досадные мело чи, которые заставляли быть по стоянно требовательным к себе. Однажды на одном из чертежей копировщица допустила ошибку— неправильно поставила размер детали. А когда началу! собирать узел, слесари как ни бились, а деталь не подходила. Б. Е. Архан гельский (в то время началь ник отдела) строго отчитал моло дого конструктора. Вывод был сделан: конструктор не должен ошибаться даже в мелочах, и он ответствен за каждую линию на чертеже. Пятидесятые годы для конструк торов завода стали переходным этапом, на котором определялось конкретно, какую продукцию дол жен выпускать завод в ближай шие десять-двадцать лет. А при ехавший из Москвы главный ин женер А. Ё. Изотов привез новые планы для конструкторов. Надо было готовиться к выпуску колес ного пропашного трактора. А за тем были предложены чертежи экспериментальной машины Т-30 НАТИ, разработанные автотрак торным институтом. Итогом рабо ты заводских конструкторов стал трактор Т-40. Плод творческих исканий, сотни раз обсуждавший ся в разных инстанциях. Именно этот трактор стал базовой мо делью. И на этот образец выпало счастье стать миллионным. Наверное, нельзя все описать и рассказать о тех творческих радо стях, которые испытали конструк торы на пути к каждой новой ма шине. О труде конструктора про фессор А. А. Рихтер сказал так: «Конструирование технических ри стем требует технического ма стерства, но это не просто ремес ло. Оно покоится на разнообраз ных конкретных знаниях, но это не просто наука. Оно требует творческого воображения и хо рошего ^ те тич е с ко г о вкуса. Оно нуждается в высоко развитой ин туиции, но это не совсем искусст во». Конструкторы всегда живут бу дущим, жить только сегодняшним днем это значит — безнадежно отставать, как говорится, ползти за техническим прогрессом. Мно гие работники отдела главного конструктора посвятили свою жизнь, отдали лучшие годы раз работкам липецких тракторов. Среди них — Л. И. Перлов, Н. Т. Разина, В. С. Гречкивский, Н. С. Бобровский, Р. Ю. Лопатина, В. С. Гончаров, И. И. Золотарев, Н. М. Черкасов и другие. Некоторых уже нет в живых, но их помнят и они оставили о себе хорошую память. Огромен и весом вклад завод ских конструкторов в разработку новой мощной машины. ЛТЗ-145— это еще одно из направлений, к о торому, возможно, будет отдано предпочтение в будущем. А ка ким видится оно, это будущее, главному конструктору? Как счи тает К. Н. Виноградов, в дальней шем возможен переход на конст руирование тракторов с одинако выми размерами колес во всех классах. Водителю будет создано больше комфорта. А сам трактор станет своеобразной энергетиче ской и механической базой для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных работ. Каждый юбилей встречают, не изменно обращаясь к прошлому, словно пытаются соизмерить пройденный путь с предстоящей еще не проторенной дорогой. Дел было много, а предстоит еще больше. Для конструктора очень важно — как долго будет исполь. зовано людьми его творение. Быстро сойдет — значит не вы держало испытания временем и жизнью, если много лет выпуска ется — стало быть, такие машины нужны, они приносят пользу, и люди ждут их. А поэтому и стоит посвятить себя этому важному делу. В. ВАСИЛЬЕВ. СТУПЕНИ Р ОСТ Я ^/^л/\л/^лллллллл/\лл> > Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л > ' А втор п убли куем о й ниже статьи Л еонид Самойлович Ч е р касский в годы войны работал на од н ом из уральских заво дов. За успеш ное выполнение задания правительства по с о з данию и вы пу с ку новых машин в числе д р у г и х специалистов был на граж д ен о р д е н ом Л енина. < В начале 50-х годов Л. С. Ч ер ка сский прибыл в Л ипецк и поступил на наш завод. Сперва работал старш им мастером , затем — заместителем начальника цеха, а в 1957 год у е го на значили начальником т р а к то р о сб о р о ч н о г о цеха. Он не только свидетель , но и непосредственный участник интересны х со бы тий, происходивш их в ж и зни коллектива нашего завода , ув е ренно ид ущ е го к своему знаменательному ю билею — вы пус ку миллионно го п р о паш но го трактора . Об этом он охотно со гласился рассказать на страницах нашей газеты. л/ччллллллллллл^- Вместе с коллективом завода готовятся к выпуску юбилейной миллионной машины и тракторо- сборщики. Путь, пройденный этим коллективом за тридцать с лиш ним лет, был очень нелегок. Но как бы ни было трудно, а 1 июня 1944 года из ворот сборочного цеха вышла первая машина с бен зиновым двигателем. Это была великая радость молодого кол лектива предприятия. С 1944 по 1959 год сборщикам пришлось осваивать семь марок пропашных машин: К-35, КДП-35, Т-38, Т-30 и другие. До 1948 года в цехе не было конвейера. Маши- нь^ собирали на участках, с под гонкой на месте узлов и деталей, Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л / Ч без малейшей механизации. И только 3 сентября 1948 года был введен в эксплуатацию сбороч ный конвейер со скоростью 4,5 метра в час. ' Зимы в 1948— 1950 годах были Ьчень суровыми. А с топливом было плохо, и потому температу ра на участках доходила до 7— 10 градусов холода. В таких услови ях собирать тракторы, конечно, было очень тяжело. Но люди ра ботали с энтузиазмом, настойчи во преодолевали трудности, соз навая дажность поставки на село техники. Ведь многие рабочие за вода — вчерашние колхозники. И в годы войны, и после нее им приходилось пахать землю на ло шадях, на волах и даже на собст венных коровах. Они-то уж знали цену каждому трактору, пришед шему в послевоенные годы на колхозные поля. В 1950 году коллектив завода приступил к выпуску пропашного трактора КДП-35 с дизельным двигателем. Эта машина работала на дешевом топливе, она была более экономичной, надежной. В том году было собрано 140 ма шин КДП-35. Потребности в трак торах были огромные, но завод не мог производить их больше: в це хе не хватало производственных площадей. Сборка тракторов, их окраска, затем доводка и снова окраска — все это делалось в од ном небольшом помещении. Тут же было организовано складиро вание гусениц. Позже участок до водки перевели в одно из старых помещений отдела сбыта, непри способленное для выполнения этих операций. Однако это и другие мероприя тия, а также накопленный опыт позволили коллективу цеха нала дить ритмичный вь:пуск тракто ров. Коллективу сборщиков за высокие трудовые показатели и хорошую культуру производства было присвоено звание «Цех ста хановского труда». Тракториста Е. И, Козлова наградили знаком отличника социалистического со ревнования. В мае 1952 года завод снова по пал в число отстающих предприя тий. Из-за отсутствия заготовок коленчатых валов, стальных отли вок, получаемых по кооперации, а также металлопроката выпуск тракторов практически был при остановлен. Затем положение по правилось, и завод стал входить в ритм. В 1953 году выпуск трак торов уже возрос на 60 процен тов. Темпы производства машин рос ли из года в год. 21 мая 1955 го да с главного конвейера завода сошел 50-тысячный пропашной гусеничный трактор. По случаю этой большой победы состоялся м н о г о л ю д н ы й митинг. Сек ретарь горкома КПСС С. А. Дра гунов вручил тогда коллективу за вода переходящее Красное зна мя. Примечательно, что и выпуск миллионного трактора выпал на двадцатые числа мая 1981 года. Далеко шагнул коллектив нашего завода за четверть века, прошед шую со дня выпуска 50-тысячно го трактора. Много труда и пытливой мысли при сборке и испытаниях тракто ров внесли слесари Н. А. Гвоз дев, А. М. Поляков, М. С. Качу- рин, мастера И. И. Коростелев, И, А. Ткаченко, В. М. Пешков, на чальник смены И. ф. Баранов и многие другие товарищи, которых вправе можно назвать первопро ходцами. Кстати, многие из этих товарищей работают и сейчас, по казывая пример большого трудо любия, высокой организованно сти. В те годы в нашем цехе было широко развито движение нова торов. Рабочие, инженеры и тех ники искали резервы для повы шения производительности труда, для улучшения качества машин и увеличения их выпуска. Особенно плодотворно работал, творчески и настойчиво внедрял новшества слесарь Г. В. Демедюк. Создан ные им дозатор для заправки тракторов горючим, агрегат для смазки катков солидолом и дру гие механизмы и приспособления оказались настолько эффективны ми, что отдельные из них служат и по сей день. Самоотверженный и творческий труд Г. В. Демедю- ка был отмечен присвоением ему звания «Заслуженный рационали затор РСФСР». А позже он удос тоился звания Героя Социалисти ческого Труда. Партийное бюро цеха проводи ло большую работу по воспита нию кадров сборщиков, по моби лизации их на успешное выпол нение производственных заданий. Секретарем партбюро в те годы был нынешний партийный вожак сборщиков М. Ф. Казаков, полу чивший закалку на фронтах Вели кой Отечественной войны. 25 тракторов в смену — таков был тогда твердый график сбор ки машин, который в основном выдерживался. Но время предъ являло все новые требования к качеству машин. У КДП-35 обна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz