Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

От п е р в о г о ^ д о м и л л ш о ш ш о г о в НАШИХ СЕРДЦАХ НАВЕЧНО О Б З О Р П И С Е М В Е Т Е Р А Н О В З А В О Д А в начале января нынешнего го­ да на страницах нашей газеты бы­ ло опубликовано обращение коми­ тета ВЛ КСМ завода ко всем ра­ бочим и инженерно-техническим работникам, принимавшим участие в создании первого липецкого трактора, который сошел с главно­ го конвейера в 1944 году, с прось­ бой сообщить о наиболее интерес­ ных событиях тех дней, В комитет комсомола уже поступило несколь­ ко десятков писем. Сегодня мы знакомим читателей с некоторыми из них. Николай Ильич Белоусов рабо­ тать на заводе начал в 1943 году. Был слесарем в прессовом цехе. Он пищет: «Мне как молодому специалисту было оказано большое доверие: принять участие в окончательной сборке первого трактора. Я был занят на облицовке этой машины. Наша группа в те дни испытыва­ ла огромный прилив энергии, сил. Работали мы с желанием, без устали. Несколько суток подряд не уходили из цеха, укомплекто­ вывали трактор. И вот наступило первое июня. В 10 часов утра состоялся общеза­ водской митинг. Обстановка была удивительной. Море плакатов, тракторостроители плотной мас­ сой примкнули к только что сооруженным эстакаде и трибуне! Звенела медь оркестра. А нам на глаза набегали слезы. Слезы сча­ стья. Гордость переполняла грудь, рвалась наружу. Словами трудно это описать». Далее Н. И. Белоусов сообщил, что он 28 лет работал в прессовом цехе. После окончания техникума был переведен на работу в корпус* МС-4, Сейчас работает там стар­ шим мастером в цехе холодной штамповки. А. Д. Толмачев работал на ЛТЗ с 1943 по 1975 год. Сейчас он на пенсии. Вспоминая те давние дни, он сообщил, что работал старшим мастером цеха сборки тракторов. «Люди тех лет проявляли истин­ ный героизм в труде, — пишет в своем письме Александр Дмитрие­ вич. — Они не только строили це­ хи, завод, своими руками собира­ ли первые гусеничные тракторы. Они еще и закалялись духовно, мужали сами и помогали преоб­ ражаться в труде своим товари­ щам»... Трудовая биография Ивана Гри­ горьевича Абрамова началась в 1935 году. В сорок первом ушел на фронт. Прошел по дорогам Ве­ ликой Отечественной войны до Берлина. И вот вновь Липецк. Иван Григорьевич стал работать на ЛТЗ с 25 декабря 1945 года. К тому времени из ворот ЛТЗ уже вышли десятки тракторов К-35. День сборки первого трактора стал историей. Но Иван Григорье­ вич в своем письме сообщает, что товарищи по работе, те, кто уча­ ствовали в создании первенца ЛТЗ, часто вспоминали о торжест­ венном митинге, который состоял­ ся утром первого июня сорок чет­ вертого. Они вспоминали об этом дне как об одном из самых празд­ ничных и необычных в своей жиз ­ ни... В марте сорок четвертого П. Казак поступил работать наладчи­ ком зуборезных станков в первый тракторный цех. Он вспоминает: «Принимал активное участие в выпуске первой машины с маркой нашего завода. На всю жизнь за­ помнил митинг. Можно сказать, что наш первый гусеничный трак ­ тор мы несли к трибуне на руках. Дело в том, что первые траки бы­ ли изготовлены из чугуна. Вре­ менно , ра зум ее тся . И Первый трактор был выпущен как символ, как макет. Но всем хотелось, что­ бы на эстакаду трактор шел своим ходом. Так и было в то памятное утро. Но когда трактор развернул­ ся у эстакады и своим ходом стал вползать на нее, неожиданно за­ глох мотор. Мы, рабочие, двину­ лись к трактору. Трактор втащили своими руками и поставили рядом с трибуной. И в этот миг зарабо­ тал мотор. Больше он не подво­ дил своих создателей...» Письма. Они написаны теми, кто принимал участие в создании первого липецкого трактора. Эти письма теперь бесценные доку ­ менты. Они будут храниться в за­ водском музее. Читая их, комсо­ мольцы, молодежь будут соприка­ саться со славной историей заво­ да. И вновь оживет память, толь­ ко теперь уже в сердцах молодых. Память будет вести юношей и де­ вушек по бывшим участкам и це­ хам завода. Она сохранит имена первопроходцев. Мы ждем новых ваших писем, товарищи ветераны! В. ШАМЕТЬКО. РЕЗУЛЬТАТЫ МОГЛИ БЫТЬ ЛУЧШЕ Успехи коллектива нашего заво­ да в выполнении государственного плана в минувшей пятилетке не­ разрывно связаны с решением большого комплекса организаци­ онно-технических вопросов, на­ правленных на создание безопас­ ных и безвредных условий произ­ водства, на воспитание у каждого члена коллектива чувства высокой ответственности за порученное де­ ло по охране здоровья и жизни людей. Основное развитие эти воп­ росы получили в комплексном плане улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровитель­ ных мероприятий на 1976 — 1980 годы и в коллективном договоре на 1980 год. За годы десятой пятилетки на реализацию комплексного плана с учетом внедрения внеплановых мероприятий затрачено свыше десяти с половиной миллионов рублей вместо семи миллионов. В 1980 году в физическом объеме и в денежном выражении выполне­ ны мероприятия коллективного договора по охране труда, технике безопасности и промышленной са­ нитарии. Иа заводе проделана значитель­ ная работа по доведению на рабо­ чих местах до санитарно-гигие- “ Ьнческих норм состояния запылен- _1ости и загазованности, уро'аней производственного шума и вибра­ ции, температурно-влажностного режима и микроклимата. В ре­ зультате численность работников, для которых условия труда при­ ведены в соответствие с требова­ ниями и нормами охраны труда, в 1980 году составила более вось­ мисот человек, за годы прошед­ шей пятилетки — около одиннад­ цати тысяч человек. Но результаты наши могли бы быть значительно выше, если бы подрядные организации и воответ- ствующие заводские службы со всей ответственностью отнеслись к выполнению мероприятий по нор­ мализации воздушной среды. Так, при запланированном объеме ра­ бот по реконструкции и капиталь­ ному ремонту вентиляционных систем и установок на сумму 700 тысяч рублей производственным объединением «Липецкремстрой- монтаж» в 1980 году освоено лишь 265 тысяч рублей. Приведу другой факт. С молча­ ливого согласия бывшего началь­ ника третьего тракторного цеха т. Гордеева и его заместителя тов. Баранова на участке обработки корпуса трансмиссий была раз­ укомплектована пневмотранспорт- ная установка, позволявшая уда- ^ г ^ я т ь с участка основную массу ^ чугунной стружки и пыли. В ян­ варе прошлого года приказом ди­ ректора завода службе главного энергетика и руководителям цеха было поручено восстановить пнев- мотранспортную установку, но до сего времени она бездействует. Как известно, современная тех­ нология, модернизация морально устаревшего и изношенного обо­ рудования, снижение удельного веса тяжелого физического труда, автоматизация и механизация т р у д о е м к и х процессов в з н а ч и ­ тельной мере определяют состоя­ ние безопасности труда и произ­ водственного травматизма. В этой связи многие вопросы безопаснос­ ти труда решены на заводе за счет внедрения в производство но­ вой техники и современной техно­ логии. Примером этому служит организация нового окрасочного отделения в сталелитейном корпу ­ се, коренным образом изменивше­ го процесс окраски заготовок, и ликвидация в чугунолитейном це­ хе не удовлетворявшего санитар­ ным нормам участка окраски мел­ кого литья. Необходимо также отметить внедрение в механических цехах смазочноохлаждающей жидкости МР-1, которая в отличие от суль- фофрезола не оказывает вредного влияния на кожный покров тела. С заменой на хонинговальных операциях керосина на безвредную охлаждающую жидкость устране­ ны ожоги рук. В стадии завершения находится работа по пересмотру действую­ щей на заводе нормативно-техни­ ческой документации и приведе­ нию ее в соответствие с требова­ ниями стандартов безопасности труда. Однако сроки переработки подачи заготовок к станкам, в сталелитейном корпусе установлен транспортер для подачи отливок к рабочим местам обрубщиков литья. Но и в этой работе имеются не­ достатки. Во втором тракторном цехе регламентом технологическо­ го процесса на участках обработ­ ки бруса, большого и малого ру ­ кавов предусмотрены консольные краны для установки деталей на станки. Однако из-за бездействия начальника цеха и технической службы подъемные устройства на десятой и двадцатой операциях не установлены. К поэтому рабо­ чим приходится всю смену подни­ мать детали весом 39 кг. Аналогичная картина и в трак ­ торном цехе № 4 на участке из­ готовления полуоси трактора. Вес детали — 32 кг. Руководители це­ ха пытались устранить этот ] 1 е- достаток. Подготовили эскиз и выдали заказ отделу комплексной механизации и автоматизации на проектирование чалочных приспо­ соблений. К сожалению, руково­ дители цеха столкнулись с непро­ биваемым упрямством работников ОКМА, которые наотрез отказа­ лись выполнить заказ. О Х Р Л Ш Л Т Р У Д А . документации затянулись. В ре­ зультате встречаются еще техно­ логические процессы, в которых не предусмотрены самые элементар­ ные требования безопасности тру ­ да. Так, в цехе сборки трансмис­ сий каленые штифты в корпуса забиваются стальным молотком, а в регламенте техпроцесса не пре­ дусмотрены средства защиты глаз. В стержневом отделении чугуно ­ литейного цеха производится рез- ■ка центрального стержня корпуса бортовой передачи и крышек ци­ линдра на самодельно изготовлент ном отрезном станке. При рацио­ нальном подходе к решению воп­ роса эту операцию можно произ­ водить в момент изготовления стержня, исключив резку на стан­ ке. Руководителям технологических и технических служб завода необ­ ходимо приложить максимум уси­ лий с тем, чтобы в ближайшее время завершить отработку тех­ нологических процессов и привес­ ти нормативно-техническую доку ­ ментацию в соответствие со стан­ дартами безопасности труда, на­ учно обоснованными нормами и требованиями техники безопас­ ности. На заводе продолжалась даль­ нейшая механизация и автомати­ зация производственных процес­ сов, велось строительство шнеко­ вых и скребковых транспортеров для механизированной уборки и транспортировки стружки. Напри­ мер, в термическом цехе внедрена новая технология рихтовки дета­ лей, в первом тракторном цехе см о н ти р о в а н подвесной конвейер Может показаться случайностью равнодушное отношение руково­ дителей этого отдела к вопросам улучшения условий труда. Однако это не так. Еще в 1978 году и повторно в 1980 году начальнику ОКМА А. А. Богданову было по­ ручено разработать конструкции ограждений опасных зон дерево­ обрабатывающих станков. Зада­ ние было согласовано с т. Богда­ новым, но до сих пор отдел к разработке конструкции огражде­ ний не приступил. Наряду с решением технических мероприятий на заводе продол­ жалась напряженная организа­ ционно-профилактическая работа по предупреждению производст­ венного травматизма и профессио­ нальной заболеваемости, в ходе которой совершенствовалась сис­ тема трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда, активи­ зировалась борьба с нарушителя­ ми правил безопасности. Особо важное внимание уделялось ос­ нащению станков и механизмов защитными приспособлени я м и, ограждениями и блокировочными устройствами. Активизации этой работы спо­ собствовал Всесоюзный общест­ венный смотр состояния условий и охраны труда. Постановлением отраслевого обкома профсоюза тракторостроители признаны по­ бедителями в смотре среди родст­ венных предприятий области. Делом большой важности яви­ лось обучение и переаттестация руководящих и инженерно-техни­ ческих работников завода. Это по зволило по вы си ть и х зн а н и я в области охраны труда и соблюде ния трудового законодательства. И все же у нас не полностью изжиты на производстве несчаст ные случаи, связанные с потерей общей и профессиональной трудо способности. Велики они в чугуно­ литейном, кузнечном, втором трак ­ торном, прессовом, автотранспорт ном, деревообделочном, модельном и железнодорожном цехах. Рост травматизма в названных подраз делениях обусловлен слабой вое питательной и организационно­ профилактической работой по ис­ ключению нарушений правил тех­ ники безопасности, устранению недостатков в содержании и эк ­ сплуатации технологического обо­ рудования. В то же время статистика пока­ зывает, что 95 процентов всех случаев травматизма происходит по причине грубого нарушения рабочими правил техники безопас­ ности. В связи с этим отделом техники безопасности велась кро ­ потливая работа. Ежемесячно из­ давались распоряжения с анали­ зом травматизма, где вскрывались причины несчастных случаев, раз­ рабатывались организационные и технические мероприятия по их устранению, принимались меры строгого воздействия на наруши­ телей. Проводились беседы с рабо­ чими непосредственно на местах, на заседаниях цеховых советов и собраниях, организовывались лек­ ции с показом кинофильмов. Большое воспитательное значе­ ние придавалось пропаганде пра­ вил охраны труда через стенную печать, газету «Кировец», завод­ ское радио. И результаты неза­ медлительно сказались. Если рань­ ше в прессовом цехе редко можно было видеть пресс, кнопки управ­ ления которым были бы не за- шунтированы, то теперь обстанов­ ка резко изменилась. Совместные усилия отдела техники безопас­ ности и коллектива прессовщиков практически свели на нет это зло. И все-таки еще встречаются слу­ чаи, когда штамповщики, в част­ ности тт. Кукина, Симонян, Пан­ феров, Ширяев, Артамонова, шун­ тируют кнопки управления, под­ вергая себя опасности. В наступившем году нам пред­ стоит большая работа по выпол­ нению комплексного плана улуч ­ шения условий охраны труда и са­ нитарно-оздоровительных меро­ приятий с освоением средств в полтора миллиона рублей. Необ­ ходимо также обучить всех рабо­ чих по 20-часовой программе. Эти задачи будут успешно решены лишь при условии правильного по­ нимания каждым руководителем и рабочим огромной важности вопроса по улучшению условий труда. Н. ЗЕМЛЯНУХИН, начальник отдела техники безопасности, нештатный кор р е спо нд е н т «Ки р о вца » . «Первый металл — к XXV I съезду КПСС» — под таким де­ визом трудились строители, на­ ладчики и эксплуатационники вто­ рой очереди Надеждинского ме­ таллургического завода, соору­ жаемого на Норильском горно-ме­ таллургическом комбинате в Крас­ ноярском крае. Новое крупное предприятие цветной металлургии отличается высоким уровнем ме­ ханизации, автоматизации всех производственных процессов. С вводом его в строй здесь значи­ тельно возрастет производство ме­ ди и никеля. На снимке: анодное отделение второй очереди завода. Фотохроника ТАСС. Н о В И Н Н И Т Е X н и н и ШЛИФУЕТ АВТОМАТ Тщательно отшлифовать любой металлический предмет — от уче­ нического пера до коленчатого ва­ ла — хюжет автоматический виб­ рационный станок, разработанный учеными Львовского лесотехниче­ ского института. Готовые для обработки детали помещаются в специальный кон­ тейнер с абразивными гранулами. Включаются вибрационные двига. тели, и контейнер начинает коле­ баться. В ходе этого «массажа» не только снимаются заусенцы, окалина, ржавчина, но и детали становятся более прочными и дол­ говечными. Есть у станка и свой контролер — специальное устрой! ство, выталкивающее готовые де­ тали из станка. ЗАКАЛИВАЕТ ИМПУЛЬС Чем тверже и прочнее сплав, тем более «жестким» и стойким должно быть лезвие резца или фрезы. Оригинальный метод уп ­ рочнения инструмента предлагают ученые харьковского института «Укроргстанкинпром» —- лазерную термообработку на установке «Квант-16». Суть ее в том, что ра­ бочие поверхности «обстреливают» мощными световыми импульсами. В результате быстрого локального разогрева поверхностный слой приобретает мелкодиспер с н у ю структуру, и его микротвердость увеличивается. Испытания пло­ ских протяжек показали, что им­ пульсное лазерное упрочнение уве­ личило их стойкость в 1,5 ра за ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz