Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

Кировец. 1981 г. (г. Липецк)

~ г Сл о в о об уч и т е л е ГПТУ № 13 готовит квалифицированных рабочих для нашего заво­ да. Обучает юношей и девушек коллектив опытных педагогов. Сре­ ди них — Надежда Константиновна Филатова, вот уже десять лет преподающая в училище русский язык и литературу. Она заслужен­ ный учитель профтехобразования РСФСР, ее имя занесено в обла­ стную Книгу почета. Надежда Константиновна счита­ ет свой предмет одним из самых важных в деле воспитания моло­ дежи. Сколько поколений совет­ ских людей учились патриотизму, мужеству, честности по произве­ дениям писателей-классиков рус­ ской и советской литературы! Но учились, заметим мы, не сами по себе. Учитель — вот кто проло­ жил нам дорогу в особый мир, в науку о жизни. Человек, кажущий­ ся нам лично знакомым с писате­ лями, поэтами и знакомящий с ними нас. Таким человеком и ви­ дим мы Надежду Константиновну, вот уже двадцать восемь лет пе­ редающую детям свою влюблен­ ность в русский язык, в литерату­ ру. Теперь у нее учатся не толь­ ко ученики, но и учителя проф­ техучилищ. Со всей области при­ езжают. И Надежда Константинов­ на, волнуясь еще больше обычно­ го, дает открытые уроки. С первого класса мечтала Надя стать учительницей. С тех пор, как узнала и полюбила свою первую учительницу. Потом закончила педучилище и Ярославский пед­ институт. Работала учителем в да­ леком селе, в школе-интернате. Приехав в Липецк, Надежда Константиновна преподавала в старших классах средней школы, а последние четырнадцать лет — в системе профтехобразования. Вот так и получилось, что половина сил отдана школе, половина — училищу. Что из них дороже сердцу учителя? «Теперь уже учи­ лище», — улыбается Надежда Константиновна. Мы встретились после урока, чтобы поговорить о делах учили­ ща. Надежда Константиновна рас­ сказала о своей работе, об учени­ ках. Не секрет, конечно, что в учи­ лище часто приходят те школьни­ ки, на которых, прямо скажем, учителя давно махнули рукой. Те, кто считался неисправимым, от­ стающим, трудным, те, кто имеет очень скудный запас знаний. А училище не может позволить се­ бе считать их безнадежными. Прежде всего здесь стараются снять с парня апатию к учебе, привить уважение к самому себе. Не уважая себя, он не будет счи­ таться с окружающими. Порой заметит учитель недоуменный ре­ бячий взгляд, когда мальчишка вдруг впервые услышит, что к не­ му обращаются на «Вы», что на него за шалость никто не кричит, что с него спрашивают так же, как и с других. Даже такие, казалось бы, «мелочи» заставляют подрост­ ка задуматься или впервые в жиз ­ ни устыдиться. С этого начинается перестройка его отношения к жизни. И что интересно: в учили­ ще многие ребята хорошо учатся, с удовольствием осваивают про­ фессию. Проблемы дисциплины в училище не существует. Конечно, здесь, подчеркивает Надежда Константиновна, заслуга содруже­ ства учителей и мастеров. Очень много зависит оттого, как сумеет привить любовь к профессии ма­ стер. Особенно хорошо работает с ребятами мастер производст­ венного обучения Николай Ивано­ вич Карлин. Надежда Константиновна с гор ­ достью показывает, как оборудо­ ван ее кабинет. Прекрасно вы­ полнены стенды, украшенные че­ канкой, портретная галерея писа­ телей-классиков. В распоряжении учительницы всевозможные тех­ нические средства обучения; те­ левизор, магнитофон, проигрыва­ тель, диапроектор, кодоскоп — все это на полуавтоматическом управлении. Техника находится в специально приспособленной по­ лированной стенке, здесь же эк ­ ран, раздвижная доска. Все это сделано руками учащихся и ма­ стеров. Словом, в редкой школе можно увидеть такой кабинет, а он в училище не один. Все каби­ неты также оборудованы а соот­ ветствии с требованиями. А вот эти пособия вместили многие годь: кропотливого труда Надежды Константиновны. Здесь же, в стенке, есть много ящиков, где всегда под рукой все, что не­ обходимо для проведения урока: накопительные папки, в которых собраны статьи из журналов и га­ зет, портреты, репродукции кар­ тин, пластинки. В папках подроб­ ные разработки уроков. И во всем, к чему прикоснулись руки Надежды Константиновны, пре­ дельная аккуратность. В характе­ ре учительницы подтянутость, не­ смотря на недомогание; спокой­ ный, доброжелательный тон, да­ же если что-то не так дома; уме­ ние по-матерински положить ру­ ку на плечо, даже если непоседа- мальчишка никак не успокаивает­ ся. И заботы, постоянные, неот­ вязные: у кого-то из ребят не ла­ дится дома, кто-то связался с не­ желательными дружками. Вот как было, например, с выпускником Володей Дементьевым. Помогли парню. Теперь работает на ЛТЗ. «Спасибо вам, Надежда Констан­ тиновна. У меня все в порядке», — сказал он при встрече, И ко ­ нечно, это очень приятно слышать учительнице. Нашу беседу прервала вошед­ шая в кабинет сотрудница учили­ ща: — Надежда Константиновна, вам еще поздравления. —Это бывшие ученики поздрав­ ляют, — немного смутившись, объяснила Надежда Константи­ новна. — А это нынешние позд­ равили с днем рождения, — и приподняла чеканку, лежавшую на столе, — сами в кружке сдела­ ли. Пишут своей любимой учитель­ нице разные люди; солдаты и ра­ бочие, парни и девушки из Ли­ пецка, из других городов. И даже из далекого Вьетнама. Чем измеряется учительский труд? Может быть, тем, что на­ стоящий учитель остается нужным на всю жизнь? И может быть, са­ мая главная награда учителю в простом письме, подписанном: «Ваши ученики». В. КАЛ УЖИНА . С т р а н и ц а с т о д в е н а д ц а т а я В О Т Г Е ' и в КЛУВ Е „В ОВ ЕВ НИЕИ и На очередной вечер-встречу в клубе «Ровесники», состоявшийся в заводском Дворце культуры, собрались руководители нашего предприятия, ветераны труда, пе­ редовики производства, комсо­ мольские работники, молодые ра­ бочие, представители профессио­ нально - технического училища № 13, учителя. Но главными гостя­ ми стали учащиеся средних щкол нащего жилого района, старше­ классники, кто через год-два закончит школу и станет на поро­ ге выбора будущей профессии. Возможно, многим для них эта встреча поможет избрать дорогу в самостоятельную жизнь. Большой откровенный разговор состоялся между участниками ве­ чера. Они рассказали о своем ра­ бочем пути, о тех профессиях, ко ­ торым посвятили свою жизнь, о вкладе в работу завода, о много­ численных специальностях, кото­ рые можно приобрести в ГПТУ- 13. С большим вниманием и инте­ ресом было встречено каждое их выступление. Первым слово было предостав­ лено заместителю директора заво­ да по кадрам М. Г. Покидову. Михаил Герасимович говорил об истории нашего завода, о том времени, когда возводились корпуса его цехов, о том, в каких трудных условиях приходи­ лось людям строить здания и уста­ навливать оборудование, изготов­ лять детали и узлы для будущего трактора, об их самоотверженно­ сти и героизме. Сегодня, подчеркнул М. Г. По­ кидов, далеко за пределами наше­ го края известна продукция пред­ приятия. Липецкие тракторы мож ­ но встретить на полях Кубани, Белоруссии и Казахстана, а так ­ же за рубежом. А в мае нынеш­ него года с конвейера завода сой­ дет милионный пропашной трак ­ тор. Это большое событие в жиз ­ ни тракторостроителей. Сейчас в трудовых коллективах идет сорев­ нование за право участвовать в сборке юбилейной машины. А в числе тех, кто был участником из­ готовления первого трактора, — слесарь корпуса МС-4 Василий Иванович Иванищев. К микрофону подходит человек среднего роста, с живым, привет­ ливым лицом, в волосах прогляды­ вается седина, а на груди свер­ кают награды Родины. Это В. И. Иванищев. — Вот уже сорок пять лет я живу в Липецке, — начал Васи­ лий Иванович. — Это время вме­ стило и начало моей трудовой дея­ тельности, и учебу в школе ФЗО при заводе «Станкострой», на базе которого было построено наше предприятие. Немало трудностей пришлось испытать в годы войны, когда 16—17-летним молодым ра­ бочим приходилось работать по 12 часов в сутки наравне со взрослы­ ми, перевыполнять в два-три раза производственные задания. А ка ­ кую радость испытывал каждый из нас, когда был собран первый трактор! Это событие придало всему коллективу завода еще большую уверенность в своих си­ лах. Далее В. И. Иванищев расска­ зал о создании на заводе первой комсомольско - молодежной бри­ гады, членом которой он был, об энтузиазме и ударной работе юно­ шей и девушек, которые труди­ лись не только за себя, но и за то­ варища, сражавшегося на фронте, о своей послевоенной деятельности и сегодняшней жизни. Интересным было выступление главного сварщика завода С. В. Королева. Он подробно рассказал о профессии газо- и электросвар­ щика, о тех требованиях, которые предъявляются к рабочим, овла­ девающим этой специальностью, о видах сварок, существующих на предприятии, напомнив, что сейчас нет такой области производства, где бы не использовались работы сварщика. В числе выступающих были и молодые рабочие. У некоторых из них трудовой стаж составляет уже несколько лет, и они имеют опыт, мастерство. Вот, например, Александр Бешкарев, мастер ста­ лелитейного корпуса. За его пле­ чами годы учебы в Липецком ма­ шиностроительном техникуме, ра­ бота на заводе, служба в армии, возвращение на родное предприя­ тие. Он рассказал также о коллек­ тиве, в котором трудится, о своих товарищах, о том, как они прово­ дят свободное время. Другие юноши и девушки толь­ ко начали свою трудовую жизнь. Это выпускники ГПТУ-13,■ отлич­ ники учебы Михаил Бабкин, Юрий Петрушин, Наталья Толчеева, Га­ лина Зубарева, Наталья Духано- ва. Разными профессиями они ов­ ладели за годы учебы в училище. Например, Г. Зубарева стала то­ карем и сейчас овладевает тонко­ стями мастерства этой специаль­ ности под руководством одного из лучших рабочих четвертого трак ­ торного цеха, наставника молоде­ жи Н. Г. Филиппова, успешно вы­ полнившего за годы десятой пяти­ летки два пятилетних плана. Н. Ду- ханова выучилась на фрезеровщи­ цу, Н. Толчеева работает кранов­ щицей. И каждый, рассказывая о своей профессии, выделял в ней свои особенности. В заключение вечера выступил директор ГПТУ-13 В. С. Беляев. Он остановился на тех профес­ сиях, которые можно приобрести в училище, рассказал о выпускни­ ках, которые по-ударному трудят­ ся сегодня на заводе, о работе многочисленных секций и круж ­ ков, клубов по интересам. С жизнью училища ребята поз­ накомились на выставке, которая была расположена на втором эта­ же Дворца культуры. Здесь они увидели фотографии, рассказы­ вающие о профессиях ГПТУ-13, о работе учащихся в учебных ма­ стерских, а также на заводе. Уви­ дели и работу кружков техниче­ ского творчества и прикладного искусства. В. БАБИЧЕВА, заведующая детским отделом заводского Дворца культуры. УСПЕХИ СПОРТСМЕНОВ Выступая на проводившихся не­ давно районных соревнованиях, спортсмены 31-й школы показали хорошие результаты: команда по зимнему военизированному четы­ рехборью заняла 3-е место. Л ыж ­ ники показали второй результат, участвуя в зачете круглогодичной спартакиады школ. друж ба к р е п н е т Говоря об этой дружбе, нельзя не рассказать об одном комсо­ мольце, который много сил и вре­ мени отдает воспитанию школьни­ ков. Это наш выпускник прошлого года Игорь Ермаков. Все годы учебы в школе Игорь вел большую общественную рабо­ ту. Это комсомолец, который не умел и не умеет бездействовать. Увлекшись поисковой работой в клубе «Патриот», Игорь скоро стал начальником его штаба. По окончании десятого класса он уехал в Воронеж поступать в уни ­ верситет. Однако там Игоря по­ стигла неудача: недобрал всего один балл и не прошел по конкур ­ су. Обидно было парню, но он не раскис, а решил начать свою тру ­ довую биографию на нашем заво­ де. Хорошо работает Игорь. И школу свою не забывает. Пони­ мает, как нуждаются его младшие товарищи в помощи комсомоль- це в-рабочих. Надо школьникам организовать вечер, встречу с ветеранами, про­ вести экскурсию по заводу — Игорь Ермаков всегда с ними. А то и просто поговорит с ребятами о жизни, знает, что их волнует, ведь по возрасту он почти им ро­ весник, но уже человек рабочий. По-прежнему Игорь шефствует над клубом «Патриот». Теперь он уже командир педагогического комсомольского отряда. Возглав­ ляет ту большую работу, которую ведут комсомольцы в школе и микрорайоне. Стали традиционными в нашей школе совместные с педотрядом мероприятия. Вместе с шефами дети встречают праздники, зна­ менательные для страны и завода события, участвуют в спортивных соревнованиях и выступают на концертах. Надо сказать, что завод, его люди становятся близкими нашим детям с «первого звонка», когда рабочие по з д равляют их с нача ­ лом пути в мир знаний. Впослед­ ствии, бывая в цехах, трудясь бок о бок с заводчанами на уборке территории родного поселка, укра ­ шая его деревьями и кустарника­ ми, встречаясь с передовиками производства, наши школьники лучше понимают ценность труда, равняются на старших товарищей. У нашей дружбы прочный и на­ дежный фундамент — это тесная связь с партийным комитетом за­ вода. Ребята знают о помощи за­ вода школе. И поэтому предложи­ ли в канун открытия XXV I съезда КПСС принять в почетные члены поискового клуба «Патриот» сек­ ретаря парткома Александра Ми ­ хайловича Авдеева, заместителя секретаря парткома Владимира Ивановича Похваленного и секре­ таря комитета комсомола Юрия Александровича Медведева. Учителя и ученики будут стре­ миться упрочить дружбу с завод­ скими комсомольцами. А. ВЛАСОВА, организатор внешкольной и внеклассной работы средней школы № 39 . Ин т е р е с н ы й к л а с с н ы й ч а с в нашем 10 «А» состоялся от­ крытый классный час на тему «Наш завод — наша гордость!». Мы с увлечением готовились к нему. Оформили классную комна­ ту плакатами, разнообразными стендами; «Новое на ЛТЗ», «Исто­ рия ЛТЗ», «Рабочие ЛТЗ», «Наши родители», «Награды наших роди­ телей». Классный час начался с того, что Ирина Лаврентьева представила гостей: ветерана за­ вода, бывшего секретаря партко­ ма ЛТЗ Константина Данилови­ ча Болдырева, заместителя на­ чальника отдела подготовки про­ изводства Владимира Стефанови­ ча Уварова. Все вместе мы спели песню о рабочем классе. А Злата Козина прочитала стихотворение Яросла­ ва Смелякова «Рабочему классу». Состоялся серьезный разговор'о заводе, о рабочих профессиях. Много нового узнали мы из вы­ ступлений ребят. Марина Иванова рассказала о зарождении отечест­ венного тракторостроения, Люда Овсянникова о создании нашего завода, Олег Дрозник о его труд­ ностях в военные годы. С волнением слушали мы воспо­ минания наших гостей о пройден­ ном жизненном пути. Потому что их жизнь — это частичка жизни завода. Они рассказали, как приш­ ли на завод впервые, с какими встречались людьми, какие про­ фессии освоили. И как бы продол­ жая разговор о рабочих професси­ ях, Лена Майорникова напомнила нам, девочкам, о том, как мы учи­ лись на фрезеровщиц. О том. как убегала^ ю ^ р у г о й конец цеха, когда'хгаотер включал наш станок, как мы долго боялись к нему под­ ходить и как приятно было, когда у нас .получились первые детали. Потом речь зашла о наших ро­ дителях. Ребята поделились сво­ ими планами на будущее. Многие из них после десятого класса при­ дут на завод, чтобы работать ря­ дом с родителями, со своими друзьями. Много было еще рассказано, спето песен, прочитано стихов. Во время этой встречи мы подружи­ лись с нашими гостями. Владимир Стефанович Уваров вручил ком­ соргу Лене Косякиной приглаше­ ние всему классу на завод. Так закончился классный час. По мы с ребятами часто возвра­ щаемся к этой теме. Ведь через три месяца мы заканчиваем шко ­ лу. Перед нами тысячи дорог в жизнь. Многие уже знают, кем будут, строят планы на будущее. Другие еще колеблются. Я считаю, это очень хорошо, что в нашем классе проводятся такие встречи с людьми завода. Они помогают в выборе профессии. ЛАРИСА ШИГРИНА, ученица 10-го «А» класса средней школы № 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz