Кировец. 1981 г. (г. Липецк)
~ г Сл о в о об уч и т е л е ГПТУ № 13 готовит квалифицированных рабочих для нашего заво да. Обучает юношей и девушек коллектив опытных педагогов. Сре ди них — Надежда Константиновна Филатова, вот уже десять лет преподающая в училище русский язык и литературу. Она заслужен ный учитель профтехобразования РСФСР, ее имя занесено в обла стную Книгу почета. Надежда Константиновна счита ет свой предмет одним из самых важных в деле воспитания моло дежи. Сколько поколений совет ских людей учились патриотизму, мужеству, честности по произве дениям писателей-классиков рус ской и советской литературы! Но учились, заметим мы, не сами по себе. Учитель — вот кто проло жил нам дорогу в особый мир, в науку о жизни. Человек, кажущий ся нам лично знакомым с писате лями, поэтами и знакомящий с ними нас. Таким человеком и ви дим мы Надежду Константиновну, вот уже двадцать восемь лет пе редающую детям свою влюблен ность в русский язык, в литерату ру. Теперь у нее учатся не толь ко ученики, но и учителя проф техучилищ. Со всей области при езжают. И Надежда Константинов на, волнуясь еще больше обычно го, дает открытые уроки. С первого класса мечтала Надя стать учительницей. С тех пор, как узнала и полюбила свою первую учительницу. Потом закончила педучилище и Ярославский пед институт. Работала учителем в да леком селе, в школе-интернате. Приехав в Липецк, Надежда Константиновна преподавала в старших классах средней школы, а последние четырнадцать лет — в системе профтехобразования. Вот так и получилось, что половина сил отдана школе, половина — училищу. Что из них дороже сердцу учителя? «Теперь уже учи лище», — улыбается Надежда Константиновна. Мы встретились после урока, чтобы поговорить о делах учили ща. Надежда Константиновна рас сказала о своей работе, об учени ках. Не секрет, конечно, что в учи лище часто приходят те школьни ки, на которых, прямо скажем, учителя давно махнули рукой. Те, кто считался неисправимым, от стающим, трудным, те, кто имеет очень скудный запас знаний. А училище не может позволить се бе считать их безнадежными. Прежде всего здесь стараются снять с парня апатию к учебе, привить уважение к самому себе. Не уважая себя, он не будет счи таться с окружающими. Порой заметит учитель недоуменный ре бячий взгляд, когда мальчишка вдруг впервые услышит, что к не му обращаются на «Вы», что на него за шалость никто не кричит, что с него спрашивают так же, как и с других. Даже такие, казалось бы, «мелочи» заставляют подрост ка задуматься или впервые в жиз ни устыдиться. С этого начинается перестройка его отношения к жизни. И что интересно: в учили ще многие ребята хорошо учатся, с удовольствием осваивают про фессию. Проблемы дисциплины в училище не существует. Конечно, здесь, подчеркивает Надежда Константиновна, заслуга содруже ства учителей и мастеров. Очень много зависит оттого, как сумеет привить любовь к профессии ма стер. Особенно хорошо работает с ребятами мастер производст венного обучения Николай Ивано вич Карлин. Надежда Константиновна с гор достью показывает, как оборудо ван ее кабинет. Прекрасно вы полнены стенды, украшенные че канкой, портретная галерея писа телей-классиков. В распоряжении учительницы всевозможные тех нические средства обучения; те левизор, магнитофон, проигрыва тель, диапроектор, кодоскоп — все это на полуавтоматическом управлении. Техника находится в специально приспособленной по лированной стенке, здесь же эк ран, раздвижная доска. Все это сделано руками учащихся и ма стеров. Словом, в редкой школе можно увидеть такой кабинет, а он в училище не один. Все каби неты также оборудованы а соот ветствии с требованиями. А вот эти пособия вместили многие годь: кропотливого труда Надежды Константиновны. Здесь же, в стенке, есть много ящиков, где всегда под рукой все, что не обходимо для проведения урока: накопительные папки, в которых собраны статьи из журналов и га зет, портреты, репродукции кар тин, пластинки. В папках подроб ные разработки уроков. И во всем, к чему прикоснулись руки Надежды Константиновны, пре дельная аккуратность. В характе ре учительницы подтянутость, не смотря на недомогание; спокой ный, доброжелательный тон, да же если что-то не так дома; уме ние по-матерински положить ру ку на плечо, даже если непоседа- мальчишка никак не успокаивает ся. И заботы, постоянные, неот вязные: у кого-то из ребят не ла дится дома, кто-то связался с не желательными дружками. Вот как было, например, с выпускником Володей Дементьевым. Помогли парню. Теперь работает на ЛТЗ. «Спасибо вам, Надежда Констан тиновна. У меня все в порядке», — сказал он при встрече, И ко нечно, это очень приятно слышать учительнице. Нашу беседу прервала вошед шая в кабинет сотрудница учили ща: — Надежда Константиновна, вам еще поздравления. —Это бывшие ученики поздрав ляют, — немного смутившись, объяснила Надежда Константи новна. — А это нынешние позд равили с днем рождения, — и приподняла чеканку, лежавшую на столе, — сами в кружке сдела ли. Пишут своей любимой учитель нице разные люди; солдаты и ра бочие, парни и девушки из Ли пецка, из других городов. И даже из далекого Вьетнама. Чем измеряется учительский труд? Может быть, тем, что на стоящий учитель остается нужным на всю жизнь? И может быть, са мая главная награда учителю в простом письме, подписанном: «Ваши ученики». В. КАЛ УЖИНА . С т р а н и ц а с т о д в е н а д ц а т а я В О Т Г Е ' и в КЛУВ Е „В ОВ ЕВ НИЕИ и На очередной вечер-встречу в клубе «Ровесники», состоявшийся в заводском Дворце культуры, собрались руководители нашего предприятия, ветераны труда, пе редовики производства, комсо мольские работники, молодые ра бочие, представители профессио нально - технического училища № 13, учителя. Но главными гостя ми стали учащиеся средних щкол нащего жилого района, старше классники, кто через год-два закончит школу и станет на поро ге выбора будущей профессии. Возможно, многим для них эта встреча поможет избрать дорогу в самостоятельную жизнь. Большой откровенный разговор состоялся между участниками ве чера. Они рассказали о своем ра бочем пути, о тех профессиях, ко торым посвятили свою жизнь, о вкладе в работу завода, о много численных специальностях, кото рые можно приобрести в ГПТУ- 13. С большим вниманием и инте ресом было встречено каждое их выступление. Первым слово было предостав лено заместителю директора заво да по кадрам М. Г. Покидову. Михаил Герасимович говорил об истории нашего завода, о том времени, когда возводились корпуса его цехов, о том, в каких трудных условиях приходи лось людям строить здания и уста навливать оборудование, изготов лять детали и узлы для будущего трактора, об их самоотверженно сти и героизме. Сегодня, подчеркнул М. Г. По кидов, далеко за пределами наше го края известна продукция пред приятия. Липецкие тракторы мож но встретить на полях Кубани, Белоруссии и Казахстана, а так же за рубежом. А в мае нынеш него года с конвейера завода сой дет милионный пропашной трак тор. Это большое событие в жиз ни тракторостроителей. Сейчас в трудовых коллективах идет сорев нование за право участвовать в сборке юбилейной машины. А в числе тех, кто был участником из готовления первого трактора, — слесарь корпуса МС-4 Василий Иванович Иванищев. К микрофону подходит человек среднего роста, с живым, привет ливым лицом, в волосах прогляды вается седина, а на груди свер кают награды Родины. Это В. И. Иванищев. — Вот уже сорок пять лет я живу в Липецке, — начал Васи лий Иванович. — Это время вме стило и начало моей трудовой дея тельности, и учебу в школе ФЗО при заводе «Станкострой», на базе которого было построено наше предприятие. Немало трудностей пришлось испытать в годы войны, когда 16—17-летним молодым ра бочим приходилось работать по 12 часов в сутки наравне со взрослы ми, перевыполнять в два-три раза производственные задания. А ка кую радость испытывал каждый из нас, когда был собран первый трактор! Это событие придало всему коллективу завода еще большую уверенность в своих си лах. Далее В. И. Иванищев расска зал о создании на заводе первой комсомольско - молодежной бри гады, членом которой он был, об энтузиазме и ударной работе юно шей и девушек, которые труди лись не только за себя, но и за то варища, сражавшегося на фронте, о своей послевоенной деятельности и сегодняшней жизни. Интересным было выступление главного сварщика завода С. В. Королева. Он подробно рассказал о профессии газо- и электросвар щика, о тех требованиях, которые предъявляются к рабочим, овла девающим этой специальностью, о видах сварок, существующих на предприятии, напомнив, что сейчас нет такой области производства, где бы не использовались работы сварщика. В числе выступающих были и молодые рабочие. У некоторых из них трудовой стаж составляет уже несколько лет, и они имеют опыт, мастерство. Вот, например, Александр Бешкарев, мастер ста лелитейного корпуса. За его пле чами годы учебы в Липецком ма шиностроительном техникуме, ра бота на заводе, служба в армии, возвращение на родное предприя тие. Он рассказал также о коллек тиве, в котором трудится, о своих товарищах, о том, как они прово дят свободное время. Другие юноши и девушки толь ко начали свою трудовую жизнь. Это выпускники ГПТУ-13,■ отлич ники учебы Михаил Бабкин, Юрий Петрушин, Наталья Толчеева, Га лина Зубарева, Наталья Духано- ва. Разными профессиями они ов ладели за годы учебы в училище. Например, Г. Зубарева стала то карем и сейчас овладевает тонко стями мастерства этой специаль ности под руководством одного из лучших рабочих четвертого трак торного цеха, наставника молоде жи Н. Г. Филиппова, успешно вы полнившего за годы десятой пяти летки два пятилетних плана. Н. Ду- ханова выучилась на фрезеровщи цу, Н. Толчеева работает кранов щицей. И каждый, рассказывая о своей профессии, выделял в ней свои особенности. В заключение вечера выступил директор ГПТУ-13 В. С. Беляев. Он остановился на тех профес сиях, которые можно приобрести в училище, рассказал о выпускни ках, которые по-ударному трудят ся сегодня на заводе, о работе многочисленных секций и круж ков, клубов по интересам. С жизнью училища ребята поз накомились на выставке, которая была расположена на втором эта же Дворца культуры. Здесь они увидели фотографии, рассказы вающие о профессиях ГПТУ-13, о работе учащихся в учебных ма стерских, а также на заводе. Уви дели и работу кружков техниче ского творчества и прикладного искусства. В. БАБИЧЕВА, заведующая детским отделом заводского Дворца культуры. УСПЕХИ СПОРТСМЕНОВ Выступая на проводившихся не давно районных соревнованиях, спортсмены 31-й школы показали хорошие результаты: команда по зимнему военизированному четы рехборью заняла 3-е место. Л ыж ники показали второй результат, участвуя в зачете круглогодичной спартакиады школ. друж ба к р е п н е т Говоря об этой дружбе, нельзя не рассказать об одном комсо мольце, который много сил и вре мени отдает воспитанию школьни ков. Это наш выпускник прошлого года Игорь Ермаков. Все годы учебы в школе Игорь вел большую общественную рабо ту. Это комсомолец, который не умел и не умеет бездействовать. Увлекшись поисковой работой в клубе «Патриот», Игорь скоро стал начальником его штаба. По окончании десятого класса он уехал в Воронеж поступать в уни верситет. Однако там Игоря по стигла неудача: недобрал всего один балл и не прошел по конкур су. Обидно было парню, но он не раскис, а решил начать свою тру довую биографию на нашем заво де. Хорошо работает Игорь. И школу свою не забывает. Пони мает, как нуждаются его младшие товарищи в помощи комсомоль- це в-рабочих. Надо школьникам организовать вечер, встречу с ветеранами, про вести экскурсию по заводу — Игорь Ермаков всегда с ними. А то и просто поговорит с ребятами о жизни, знает, что их волнует, ведь по возрасту он почти им ро весник, но уже человек рабочий. По-прежнему Игорь шефствует над клубом «Патриот». Теперь он уже командир педагогического комсомольского отряда. Возглав ляет ту большую работу, которую ведут комсомольцы в школе и микрорайоне. Стали традиционными в нашей школе совместные с педотрядом мероприятия. Вместе с шефами дети встречают праздники, зна менательные для страны и завода события, участвуют в спортивных соревнованиях и выступают на концертах. Надо сказать, что завод, его люди становятся близкими нашим детям с «первого звонка», когда рабочие по з д равляют их с нача лом пути в мир знаний. Впослед ствии, бывая в цехах, трудясь бок о бок с заводчанами на уборке территории родного поселка, укра шая его деревьями и кустарника ми, встречаясь с передовиками производства, наши школьники лучше понимают ценность труда, равняются на старших товарищей. У нашей дружбы прочный и на дежный фундамент — это тесная связь с партийным комитетом за вода. Ребята знают о помощи за вода школе. И поэтому предложи ли в канун открытия XXV I съезда КПСС принять в почетные члены поискового клуба «Патриот» сек ретаря парткома Александра Ми хайловича Авдеева, заместителя секретаря парткома Владимира Ивановича Похваленного и секре таря комитета комсомола Юрия Александровича Медведева. Учителя и ученики будут стре миться упрочить дружбу с завод скими комсомольцами. А. ВЛАСОВА, организатор внешкольной и внеклассной работы средней школы № 39 . Ин т е р е с н ы й к л а с с н ы й ч а с в нашем 10 «А» состоялся от крытый классный час на тему «Наш завод — наша гордость!». Мы с увлечением готовились к нему. Оформили классную комна ту плакатами, разнообразными стендами; «Новое на ЛТЗ», «Исто рия ЛТЗ», «Рабочие ЛТЗ», «Наши родители», «Награды наших роди телей». Классный час начался с того, что Ирина Лаврентьева представила гостей: ветерана за вода, бывшего секретаря партко ма ЛТЗ Константина Данилови ча Болдырева, заместителя на чальника отдела подготовки про изводства Владимира Стефанови ча Уварова. Все вместе мы спели песню о рабочем классе. А Злата Козина прочитала стихотворение Яросла ва Смелякова «Рабочему классу». Состоялся серьезный разговор'о заводе, о рабочих профессиях. Много нового узнали мы из вы ступлений ребят. Марина Иванова рассказала о зарождении отечест венного тракторостроения, Люда Овсянникова о создании нашего завода, Олег Дрозник о его труд ностях в военные годы. С волнением слушали мы воспо минания наших гостей о пройден ном жизненном пути. Потому что их жизнь — это частичка жизни завода. Они рассказали, как приш ли на завод впервые, с какими встречались людьми, какие про фессии освоили. И как бы продол жая разговор о рабочих професси ях, Лена Майорникова напомнила нам, девочкам, о том, как мы учи лись на фрезеровщиц. О том. как убегала^ ю ^ р у г о й конец цеха, когда'хгаотер включал наш станок, как мы долго боялись к нему под ходить и как приятно было, когда у нас .получились первые детали. Потом речь зашла о наших ро дителях. Ребята поделились сво ими планами на будущее. Многие из них после десятого класса при дут на завод, чтобы работать ря дом с родителями, со своими друзьями. Много было еще рассказано, спето песен, прочитано стихов. Во время этой встречи мы подружи лись с нашими гостями. Владимир Стефанович Уваров вручил ком соргу Лене Косякиной приглаше ние всему классу на завод. Так закончился классный час. По мы с ребятами часто возвра щаемся к этой теме. Ведь через три месяца мы заканчиваем шко лу. Перед нами тысячи дорог в жизнь. Многие уже знают, кем будут, строят планы на будущее. Другие еще колеблются. Я считаю, это очень хорошо, что в нашем классе проводятся такие встречи с людьми завода. Они помогают в выборе профессии. ЛАРИСА ШИГРИНА, ученица 10-го «А» класса средней школы № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz