Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

И д е о л о г и ч е с к а я р а б от а : эффе ктивность и к а ч е ство ПО ПРИЗВАНИЮ УШ И Сегодня мы рассказываем об опыте работы комсомоль­ ского пропагандиста Нины Колесниковой. На завод она при­ шла работать в 1973 году. В 1978 году без отрыва от произ­ водства окончила Воронежский государственный универси­ тет. Работала инженером-конструктором, ныне — инженер- программист. Общественные поручения: член штаба «Ком­ сомольского прожектора», дружинник, заместитель пропа­ гандиста, была секретарем бюро ВЛКСМ. В прошлом году реферат Н. Колесниковой был признан в числе лучших по области. В этом году новая работа Нины участвовала во Всесоюзном конкурсе рефератов пропаган­ дистов системы комсомольской политической и экономичес­ кой учебы, посвященном 110 -й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Только что пришло радостное сообщение: Н. Колесникова во Всесоюзном конкурсе рефератов комсо­ мольских пропагандистов, организованном ЦК ВЛКСМ, заня­ ла первое место. Ей присужден Диплом первой степени. — С чего начинается работа над рефератом? — Сколько раз «проигрывала» в воображении и первый, и вто­ рой, и третий варианты будущей работы. Это понятно. Ведь не по­ нимая конечной цели, не видя ее, вообще невозможно завершить, а тем более сделать хорошей ка­ кую-либо работу. «Проигрывая» текст будущего реферата, поправ­ лял и корректируя его, я все вре­ мя спрашивала себя: то ли это, что мне хочется? Наконец остано­ вилась на тексте, который наибо­ лее меня удовлетворял. Теперь возникла новая трудность: каким должно быть первое предложе­ ние? Ведь именно оно тот камер­ тон, по которому настраиваются на всю работу. Но не мыслю себе ни реферат, ни выступление пропагандиста, в которых бы материал строился в отрыве от современности, в кото­ рых бы отсутствовали примеры из нашей повседневной производ­ ственной, общественной деятель­ ности. — Нина, объясни свою мысль подробнее. — Перед началом прошлого учебного года я побывала на се­ минаре в областном Доме полит­ просвещения. Как обычно, осо­ бенно много мне дали встречи «в кулуарах», беседы с коллегами. '1ак, пропагандист из добринско- го колхоза рассказала о нехитром «изобретении» своего слушателя. Тракторный прицеп он оборудо­ вал сиденьями. Теперь полеводы могут сидя заниматься прополкой свеклы. Запомнился мне рассказ руко­ водителя кружка «Основы кям- .мунистической морали» из колхо­ за имени- Вавилова Краснннского района Эдуарда Неплюева. Эду­ ард третий год занимается с ком­ сомольцами. Пользуется автори­ тетом у молодежи. Он потомст­ венный пропагандист, его отец Василий Иванович много лет ра­ ботал в системе партийной учебы. ] 1о что более всего заинтересова­ ло меня: пропагандистская рабо­ та помогает секретарю в работе комсомольской и наоборот. Поэ­ тому и я стараюсь по примеру Эдуарда всегда связывать теоре­ тический материал с практикой, говорить о сегодняшнем дне, о насущных производственных де­ лах. То есть, на своих занятиях комсомольцы берут материал для своей ежедневной работы — ка­ сается ли это производства, об­ щественной работы. Взять, к при­ меру, такую тему, как воспитание подростков. «Я сама являюсь обществен­ ным воспитателем подростка Андрея Черных, который после совершения серьезного преступ­ ления получил наказание. Не просто было завоевать доверие Андрея. Вначале он меня по­ просту игнорировал. Дескать, пришла ко мне ради галочки, так быстрее и уходи. Не мешай нудными разговорами. Но я больше всего боялась всяких на­ ставлений. Пыталась быть для подростка во всем другом, по­ мощником. И какая для меня бы­ ла радость, когда Андрея сняли с учета в детской комнате. Ду­ маю, этими своими действиями я также приняла участие в вопло­ щении в жизнь задач, поставлен­ ных XVIII съездом ВЛКСМ, в ко­ торых, в частности, отмечалось, что надо усилить индивидуаль­ ную работу с подростками, бо­ роться за искоренение причин антиобщественного поведения от­ дельных учащихся». (Из реферата Н. Колесниковой). — Занятие, его тема обозначе­ ны у пропагандиста в плане. А выбор примеров для выступления? По какому принципу, Нина, ты отбираешь их для своего выступ* ленив? — Примеры... Они диктуются отнюдь не личными пристрастия­ ми и вкусами пропагандиста, а жизнью. Не секрет, пока многие выпускники средних школ с опа­ ской или равнодушием взирают на проходные завода. Увы, еще очень часто не видят они здесь работы по душе. Возможно, вы удивитесь: разве заместитель пропагандиста кружка «Консти­ туция СССР. Проблемы теории и политики», который я часто вела самостоятельно в прошлом году, должен всем этим заниматься? Непременно. И этими и другими актуальными проблемами. Ведь именно в кружках комсомоль­ ской политсети во многом форми­ руются взгляды, убеждения, ак­ тивная жизненная позиция нашей молодежи. Я, например, всегда с большим желанием выступаю перед старшеклассниками. Такие встречи приносят только пользу, формируют, шлифуют ораторское искусство пропагандиста. Да и школьникам они помогают лучше узнать жизнь завода. — Иногда начинающие пропа­ гандисты лишь руками разводят, видя «отсутствующие» лица слу­ шателей, безразличие аудитории. И тасуют. Мол, существуют темы скучные и интересные, ничего не сделаешь. А правильно ли такое деление? — Такого пропагандиста впору пожалеть. Значит, он начисто забыл о богатом арсенале, кото­ рым располагает пропагандист комсомольской политсети. И дело не только в том, что закрепление пройденного материала надежнее, если используются технические средства обучения, наглядная аги­ тация. А взять обсуждение нови­ нок литературы, диспуты по ост­ рым газетным и журнальным публикациям. У нас в кружке центральные газеты, по словам самих же слушателей, зачитыва­ ются буквально до дыр. Словом, интерес на занятиях в основном и в первую очередь за­ висит от самого пропагандиста. Чем заинтересовать, расшевелить слушателей? Обязательно надо давать ребятам практические за­ дания. Каждый слушатель дол­ жен не только рассказать о своем общественном поручении, но и подумать над предложениями, как сделать интереснее жизнь комсомольской организации, Мне запомнилось высказыва­ ние писателя Э, Казакевича. «Че­ ловек, не владеющий марксизмом- ленинизмом, — считал он, — упо­ добляется марсианину, попавше­ му на московскую площадь, Во­ круг быстро идут люди, а зачем движение — неизвестно». Увы, иногда приходится слы­ шать: подумаешь, это еще в школе проходили, Действительно, на первый взгляд материал мы изучаем известный, Вопросам кур­ са «Конституция развитого соци­ ализма» посвящены сотни статей, десятки популярных брошюр и солидных монографий, И все-таки занятия убедительно показывали — знали слушатели недостаточно, Возможно, сказывалась привыч­ ка к поверхностному прочтению. Основные-то положения, естест­ венно, знакомы, Но копнешь чуть глубже,,, — А главное, что делает любую тему интересной? — Выступление слушателей, Скажем, идет речь о благород­ ной обязанности советских граж­ дан защищать Родину. И как нельзя уместнее звучат безы, скусные строчки солдатских пи, сем, похвальных листов, что пришли на завод в .последнее вре­ мя, Кому же неинтересно узнать, как служит вчерашний тракторо­ строитель? ■— Из сказанного можно сде­ лать вывод: наилучших успехов добивается лишь тот пропаган­ дист, который свои воспитатель­ ные задачи решает в комплексе, умело сочетая методы убеждения и принуждения, заботу, внимание и требовательность. Далеко нс последнюю роль, конечно, здесь вграет я личный пример пропа­ гандиста, — Попробую провести анало­ гию с семьей. Сколько бы, допу­ стим, не внушал глава семейства своим детям, что нужно помогать матери по дому, больше читать в целях расширения кругозора и т. п., — едва ли эти внушения оказали бы желательное .действие, если бы сам воспитатель дома па­ лец о палец не ударил, не тянул­ ся бы к книге в каждую свобод­ ную минуту. Я вообще не считаю назидание лучшим методом вос­ питания. Что сказать в заключение? За­ ботой о завтрашнем дне рабочего класса должны руководствовать­ ся все, кто причастен к воспита­ нию нашей молодежи. Без созна­ ния ответственности за -судьбы новичков, без конкретной помощи им по всем, как часто сейчас говорят, параметрам, все призы­ вы к молодым идти в цехи, за станки, встать на ударную вахту, бороться за качество, рост произ­ водительности труда не найдут в их сердцах должного отклика. Пусть слова о высоком назначе­ нии человека труда всегда под­ крепляются соответствующими де­ лами — на это и должна быть на­ целена повседневная деятельность пропагандистов. Беседу вел В. ШАМЕТЬКО. Н а р о д с т в е н н ы х п р е д п р и яти я х ТРАКТОРЫ, КОТОРЫХ ЖДУТ На октябрьском (1980 г.) Пле­ нуме Ц К КПСС Л. И. Брежнев отмечал, что серьезные нарекания вызывает как технический уро­ вень, так и качество многих вы­ пускаемых сельскохозяйственных машин. Эти слова коллектив производ­ ственного объединения «Харьков­ ский тракторный завод имени С. Орджоникидзе» воспринял как свою первоочередную задачу. К XXV I съезду КПСС этот коллек­ тив подготовил свой трудовой подарок — машины, которых ждут. Это — новые энергонасыщен­ ные тракторы—колесный-150 КМ и гусеничный Т-150М, В результате модернизации мощность гусеничного трактора возрастет от 150 до 180 лошади- ных сил, колесного —- до 200. Немало новшеств направлено на улучшение условий труда, культуры производства: простор­ ная каркасно-панельная кабина, оборудованная вибро-шумоизоля- ционныдои материалами, новым, более эффективным воздухоохла­ дителем, радиоприемником. В целом экономический эффект от внедрения одного трактора Т-150 КМ — свыше 1.000 рублей. Опытные образцы новых машин уже прошли заводские испыта­ ния. Коллектив опытно-эксперимен­ тального цеха ХТЗ готовит трак­ торы к государственным испыта­ ниям. Последнюю пристальную проверку проводят слесари-сбор­ щики Виктор Иванович Микитен- ко, Иван Григорьевич Герман, Виктор Константинович Погоре­ лое и Анатолий Алексеевич Лит­ виненко. На сборке тракторов они выполняли свои сменные задания на 120— 125 процентов. -В б р а т с к о й с е к ь е н а р о д о в На з е м л е э в е н к и й с к о й 10 декабря исполнилось 50 лет Эвенкийскому автономному окру­ гу, расположенному в Красноярском крае. Некогда отсталая и заб­ рошенная провинция царской России за годы Советской власти не­ узнаваемо преобразилась. Кроме оленеводов, звероводов, рыбаков, охотников здесь живут и работают теперь горняки, геологи. Изменился быт эвенков. Построены новые поселки с двухэтаж­ ными жилыми домами, больницы, школы-интернаты, детские до­ школьные учреждения, магазины, комбинаты бытового обслужива­ ния. Окружной центр — поселок городского типа Тура и райцентр Байкит связаны е «большой землей» авиалиниями, на отдаленные стоянки оленеводов летают вертолеты, В домах у эвенков появи­ лись телевизоры, Телевизионная станция «Орбита», построенная не­ далеко от окружного центра, дала возможность жителям Туры и близлежащих поселков смотреть передачи из Москвы. За годы Советской власти в Эвенкии была создана своя письмен­ ность. Сейчас в округе 29 общеобразовательных школ, в которых учатся более 3000 детей эвенков, якутов, русских. На снимке: буровая вахта бригады Г. В. Мануйлова. Фотохроника ТАСС. П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е П Я Т И Л Е Т К И М А С Т Е Р А ПЛАВИЛЬНЫ Х ДЕЛ Когда бы ни заходил ,в пла­ вильное отделение чугунолитей­ ного цеха, всегда захватывает трудовая атмосфера коллектива. То тут, то там высоко над голо­ вой снуют мостовые драны, уно­ ся пышащие жаром ковши с рас­ плавленным металлом. Только в литейных цехах круглые сутки не спадает напряженный ритм рабо­ ты. ... У вагранок хлопочут специа­ листы — знатоки своего дела. Се­ годня очередную плавку ведет одна из опытных смея вагранщи­ ков. С Виктором Федоровичем Нарыксвым мы беседовали после того, как он уступил свое место помощнику Борису Купалову. — Вот уже шестнадцатую не­ делю у нас в отделении царит особый подъем. И это неспроста. Ведь вагранщики, как и все трак­ торостроители, включились в предсъездовскую ударную вахту, которая проходит под лозунгом: «XXVI съезду КПСС — 26 недель ударного труда!». Сразу же пос­ ле июньского Пленума ЦК КПСС собрались наши ребята в комна­ те у начальника отделения Н. А. Рогатовского. Вопрос обсуждал­ ся серьезный. Мы решали, каким трудовым подарком отметить день открытия съезда. Спорили, доказывали. Но потому, как на­ род у нас особый, мы ведь ваг­ ранщики, пришли к одному мне­ нию: дадим в дни ударной вахты 50 тонн литья сверх плана. И слово свое мы помним крепко. Вот так уверенно, по-деловому говорил о планах своих товари­ щей старший вагранщик Виктор Федорович Нарывов. А ведь в це­ хе Виктор трудится сравнительно недавно. Лет пять назад появил­ ся он в плавильном отделении. Начинал подручным' у самого А. П. Зайцева, про которого один из ветеранов цеха Иван Констан­ тинович Колесников сказал ко­ ротко, но достаточно веско: «Ана­ толий Павлович является лучшим (вагранщиком Мини стерттва». Вот к рему, к Зайцеву, при­ знанному мастеру плавильного дела, и попал в напарники Виктор Нарыкав. Правда, Виктору рабо­ та была не в новинку. Еще до службы в армии закончил он Енакиевский металлургический техникум и успел немного пора­ ботать’ на мёталлурпическом 'за- (воде, И поэтому к вагранке здесь, в чугунолитейном цехе, привык быстро, А скоро В. Нарыков уже и сам стал вести плавку, Конечно, выделить одного чело­ века из дружной семьи вагранщи­ ков трудно, хотя у -каждого из них есть свои особые приемы в рабо­ те, свой характер. Вот тот же Зайцев. Слава лучшего вагранщи­ ка в отрасли пришла к нему не -сама. Только упорство и желание достичь большего могли вырабо­ тать такие -навыки -в работе, за -которые его и уважают -в коллек­ тиве. И такие качества присущи другим работникам. Многое объ- -я-сн-яется -и чувством важности -и -ответственности -в работе, -без которых не справиться вагранщи­ ку. Сама работа их сплачивает, дисциплинирует, заставляет ваг­ ранщиков быть готовыми в любую минуту принять нужное решение. -Коллектив чугунолитейного це­ ха — один из передовых -на заво­ де. И -недаром в социалистиче­ ском соревновании среди цехо-в завода верхнюю строчку чаще (всего по праву занимают чугуно­ литейщики. В минувшем -году чугунолитей­ ный цех сработал отлично. До­ срочно справившись с заданием, -коллектив выдал дополнительно к пл-а-ну около четырехсот тонн литья. И в завершающем году де­ сятой пятилетки чугунолитейщики остались -верны своему слову. Только за одиннадцать -месяцев выпущено п-очт-и 600 тонн сверх­ планового металла. В успехах цеха огромен и ве­ сом1 -вклад рабочих плавильного отделения. В -сверхплановых тон­ нах велика доля труда и сил та­ ких мастеров -своего дела, как вагранщики А. В. Зайцев, В. Ф. Нарыков, И. Ф. Лисовский и дру­ гие. Сейчас в плавильном отделении проходят (испытания миксера. По­ ка идет наладка. И уже можно сказать, что с выходом нового оборудования на -полную мощ­ ность -чугунолитейщики получат хорошую возможность увеличить выпуск продукции, улучшить ка­ чество изделий. -Но не просто -ждут и надеются -в цехе на ввод -нового оборудования. Высокие -темпы работ сохраняются еже­ сменно. ...Взад -и вперед снуют мосто­ вые краны, у-но-ся -наполненные -ковши от вагранки к литейным -конвейерам. Четко, ритмично ра­ ботают люди, Трудовая предсъез­ довская вахта металлургов -не прерывается -ни -на минуту. В. БЫЧКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz