Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
И д е о л о г и ч е с к а я р а б от а : эффе ктивность и к а ч е ство ПО ПРИЗВАНИЮ УШ И Сегодня мы рассказываем об опыте работы комсомоль ского пропагандиста Нины Колесниковой. На завод она при шла работать в 1973 году. В 1978 году без отрыва от произ водства окончила Воронежский государственный универси тет. Работала инженером-конструктором, ныне — инженер- программист. Общественные поручения: член штаба «Ком сомольского прожектора», дружинник, заместитель пропа гандиста, была секретарем бюро ВЛКСМ. В прошлом году реферат Н. Колесниковой был признан в числе лучших по области. В этом году новая работа Нины участвовала во Всесоюзном конкурсе рефератов пропаган дистов системы комсомольской политической и экономичес кой учебы, посвященном 110 -й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Только что пришло радостное сообщение: Н. Колесникова во Всесоюзном конкурсе рефератов комсо мольских пропагандистов, организованном ЦК ВЛКСМ, заня ла первое место. Ей присужден Диплом первой степени. — С чего начинается работа над рефератом? — Сколько раз «проигрывала» в воображении и первый, и вто рой, и третий варианты будущей работы. Это понятно. Ведь не по нимая конечной цели, не видя ее, вообще невозможно завершить, а тем более сделать хорошей ка кую-либо работу. «Проигрывая» текст будущего реферата, поправ лял и корректируя его, я все вре мя спрашивала себя: то ли это, что мне хочется? Наконец остано вилась на тексте, который наибо лее меня удовлетворял. Теперь возникла новая трудность: каким должно быть первое предложе ние? Ведь именно оно тот камер тон, по которому настраиваются на всю работу. Но не мыслю себе ни реферат, ни выступление пропагандиста, в которых бы материал строился в отрыве от современности, в кото рых бы отсутствовали примеры из нашей повседневной производ ственной, общественной деятель ности. — Нина, объясни свою мысль подробнее. — Перед началом прошлого учебного года я побывала на се минаре в областном Доме полит просвещения. Как обычно, осо бенно много мне дали встречи «в кулуарах», беседы с коллегами. '1ак, пропагандист из добринско- го колхоза рассказала о нехитром «изобретении» своего слушателя. Тракторный прицеп он оборудо вал сиденьями. Теперь полеводы могут сидя заниматься прополкой свеклы. Запомнился мне рассказ руко водителя кружка «Основы кям- .мунистической морали» из колхо за имени- Вавилова Краснннского района Эдуарда Неплюева. Эду ард третий год занимается с ком сомольцами. Пользуется автори тетом у молодежи. Он потомст венный пропагандист, его отец Василий Иванович много лет ра ботал в системе партийной учебы. ] 1о что более всего заинтересова ло меня: пропагандистская рабо та помогает секретарю в работе комсомольской и наоборот. Поэ тому и я стараюсь по примеру Эдуарда всегда связывать теоре тический материал с практикой, говорить о сегодняшнем дне, о насущных производственных де лах. То есть, на своих занятиях комсомольцы берут материал для своей ежедневной работы — ка сается ли это производства, об щественной работы. Взять, к при меру, такую тему, как воспитание подростков. «Я сама являюсь обществен ным воспитателем подростка Андрея Черных, который после совершения серьезного преступ ления получил наказание. Не просто было завоевать доверие Андрея. Вначале он меня по просту игнорировал. Дескать, пришла ко мне ради галочки, так быстрее и уходи. Не мешай нудными разговорами. Но я больше всего боялась всяких на ставлений. Пыталась быть для подростка во всем другом, по мощником. И какая для меня бы ла радость, когда Андрея сняли с учета в детской комнате. Ду маю, этими своими действиями я также приняла участие в вопло щении в жизнь задач, поставлен ных XVIII съездом ВЛКСМ, в ко торых, в частности, отмечалось, что надо усилить индивидуаль ную работу с подростками, бо роться за искоренение причин антиобщественного поведения от дельных учащихся». (Из реферата Н. Колесниковой). — Занятие, его тема обозначе ны у пропагандиста в плане. А выбор примеров для выступления? По какому принципу, Нина, ты отбираешь их для своего выступ* ленив? — Примеры... Они диктуются отнюдь не личными пристрастия ми и вкусами пропагандиста, а жизнью. Не секрет, пока многие выпускники средних школ с опа ской или равнодушием взирают на проходные завода. Увы, еще очень часто не видят они здесь работы по душе. Возможно, вы удивитесь: разве заместитель пропагандиста кружка «Консти туция СССР. Проблемы теории и политики», который я часто вела самостоятельно в прошлом году, должен всем этим заниматься? Непременно. И этими и другими актуальными проблемами. Ведь именно в кружках комсомоль ской политсети во многом форми руются взгляды, убеждения, ак тивная жизненная позиция нашей молодежи. Я, например, всегда с большим желанием выступаю перед старшеклассниками. Такие встречи приносят только пользу, формируют, шлифуют ораторское искусство пропагандиста. Да и школьникам они помогают лучше узнать жизнь завода. — Иногда начинающие пропа гандисты лишь руками разводят, видя «отсутствующие» лица слу шателей, безразличие аудитории. И тасуют. Мол, существуют темы скучные и интересные, ничего не сделаешь. А правильно ли такое деление? — Такого пропагандиста впору пожалеть. Значит, он начисто забыл о богатом арсенале, кото рым располагает пропагандист комсомольской политсети. И дело не только в том, что закрепление пройденного материала надежнее, если используются технические средства обучения, наглядная аги тация. А взять обсуждение нови нок литературы, диспуты по ост рым газетным и журнальным публикациям. У нас в кружке центральные газеты, по словам самих же слушателей, зачитыва ются буквально до дыр. Словом, интерес на занятиях в основном и в первую очередь за висит от самого пропагандиста. Чем заинтересовать, расшевелить слушателей? Обязательно надо давать ребятам практические за дания. Каждый слушатель дол жен не только рассказать о своем общественном поручении, но и подумать над предложениями, как сделать интереснее жизнь комсомольской организации, Мне запомнилось высказыва ние писателя Э, Казакевича. «Че ловек, не владеющий марксизмом- ленинизмом, — считал он, — упо добляется марсианину, попавше му на московскую площадь, Во круг быстро идут люди, а зачем движение — неизвестно». Увы, иногда приходится слы шать: подумаешь, это еще в школе проходили, Действительно, на первый взгляд материал мы изучаем известный, Вопросам кур са «Конституция развитого соци ализма» посвящены сотни статей, десятки популярных брошюр и солидных монографий, И все-таки занятия убедительно показывали — знали слушатели недостаточно, Возможно, сказывалась привыч ка к поверхностному прочтению. Основные-то положения, естест венно, знакомы, Но копнешь чуть глубже,,, — А главное, что делает любую тему интересной? — Выступление слушателей, Скажем, идет речь о благород ной обязанности советских граж дан защищать Родину. И как нельзя уместнее звучат безы, скусные строчки солдатских пи, сем, похвальных листов, что пришли на завод в .последнее вре мя, Кому же неинтересно узнать, как служит вчерашний тракторо строитель? ■— Из сказанного можно сде лать вывод: наилучших успехов добивается лишь тот пропаган дист, который свои воспитатель ные задачи решает в комплексе, умело сочетая методы убеждения и принуждения, заботу, внимание и требовательность. Далеко нс последнюю роль, конечно, здесь вграет я личный пример пропа гандиста, — Попробую провести анало гию с семьей. Сколько бы, допу стим, не внушал глава семейства своим детям, что нужно помогать матери по дому, больше читать в целях расширения кругозора и т. п., — едва ли эти внушения оказали бы желательное .действие, если бы сам воспитатель дома па лец о палец не ударил, не тянул ся бы к книге в каждую свобод ную минуту. Я вообще не считаю назидание лучшим методом вос питания. Что сказать в заключение? За ботой о завтрашнем дне рабочего класса должны руководствовать ся все, кто причастен к воспита нию нашей молодежи. Без созна ния ответственности за -судьбы новичков, без конкретной помощи им по всем, как часто сейчас говорят, параметрам, все призы вы к молодым идти в цехи, за станки, встать на ударную вахту, бороться за качество, рост произ водительности труда не найдут в их сердцах должного отклика. Пусть слова о высоком назначе нии человека труда всегда под крепляются соответствующими де лами — на это и должна быть на целена повседневная деятельность пропагандистов. Беседу вел В. ШАМЕТЬКО. Н а р о д с т в е н н ы х п р е д п р и яти я х ТРАКТОРЫ, КОТОРЫХ ЖДУТ На октябрьском (1980 г.) Пле нуме Ц К КПСС Л. И. Брежнев отмечал, что серьезные нарекания вызывает как технический уро вень, так и качество многих вы пускаемых сельскохозяйственных машин. Эти слова коллектив производ ственного объединения «Харьков ский тракторный завод имени С. Орджоникидзе» воспринял как свою первоочередную задачу. К XXV I съезду КПСС этот коллек тив подготовил свой трудовой подарок — машины, которых ждут. Это — новые энергонасыщен ные тракторы—колесный-150 КМ и гусеничный Т-150М, В результате модернизации мощность гусеничного трактора возрастет от 150 до 180 лошади- ных сил, колесного —- до 200. Немало новшеств направлено на улучшение условий труда, культуры производства: простор ная каркасно-панельная кабина, оборудованная вибро-шумоизоля- ционныдои материалами, новым, более эффективным воздухоохла дителем, радиоприемником. В целом экономический эффект от внедрения одного трактора Т-150 КМ — свыше 1.000 рублей. Опытные образцы новых машин уже прошли заводские испыта ния. Коллектив опытно-эксперимен тального цеха ХТЗ готовит трак торы к государственным испыта ниям. Последнюю пристальную проверку проводят слесари-сбор щики Виктор Иванович Микитен- ко, Иван Григорьевич Герман, Виктор Константинович Погоре лое и Анатолий Алексеевич Лит виненко. На сборке тракторов они выполняли свои сменные задания на 120— 125 процентов. -В б р а т с к о й с е к ь е н а р о д о в На з е м л е э в е н к и й с к о й 10 декабря исполнилось 50 лет Эвенкийскому автономному окру гу, расположенному в Красноярском крае. Некогда отсталая и заб рошенная провинция царской России за годы Советской власти не узнаваемо преобразилась. Кроме оленеводов, звероводов, рыбаков, охотников здесь живут и работают теперь горняки, геологи. Изменился быт эвенков. Построены новые поселки с двухэтаж ными жилыми домами, больницы, школы-интернаты, детские до школьные учреждения, магазины, комбинаты бытового обслужива ния. Окружной центр — поселок городского типа Тура и райцентр Байкит связаны е «большой землей» авиалиниями, на отдаленные стоянки оленеводов летают вертолеты, В домах у эвенков появи лись телевизоры, Телевизионная станция «Орбита», построенная не далеко от окружного центра, дала возможность жителям Туры и близлежащих поселков смотреть передачи из Москвы. За годы Советской власти в Эвенкии была создана своя письмен ность. Сейчас в округе 29 общеобразовательных школ, в которых учатся более 3000 детей эвенков, якутов, русских. На снимке: буровая вахта бригады Г. В. Мануйлова. Фотохроника ТАСС. П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е П Я Т И Л Е Т К И М А С Т Е Р А ПЛАВИЛЬНЫ Х ДЕЛ Когда бы ни заходил ,в пла вильное отделение чугунолитей ного цеха, всегда захватывает трудовая атмосфера коллектива. То тут, то там высоко над голо вой снуют мостовые драны, уно ся пышащие жаром ковши с рас плавленным металлом. Только в литейных цехах круглые сутки не спадает напряженный ритм рабо ты. ... У вагранок хлопочут специа листы — знатоки своего дела. Се годня очередную плавку ведет одна из опытных смея вагранщи ков. С Виктором Федоровичем Нарыксвым мы беседовали после того, как он уступил свое место помощнику Борису Купалову. — Вот уже шестнадцатую не делю у нас в отделении царит особый подъем. И это неспроста. Ведь вагранщики, как и все трак торостроители, включились в предсъездовскую ударную вахту, которая проходит под лозунгом: «XXVI съезду КПСС — 26 недель ударного труда!». Сразу же пос ле июньского Пленума ЦК КПСС собрались наши ребята в комна те у начальника отделения Н. А. Рогатовского. Вопрос обсуждал ся серьезный. Мы решали, каким трудовым подарком отметить день открытия съезда. Спорили, доказывали. Но потому, как на род у нас особый, мы ведь ваг ранщики, пришли к одному мне нию: дадим в дни ударной вахты 50 тонн литья сверх плана. И слово свое мы помним крепко. Вот так уверенно, по-деловому говорил о планах своих товари щей старший вагранщик Виктор Федорович Нарывов. А ведь в це хе Виктор трудится сравнительно недавно. Лет пять назад появил ся он в плавильном отделении. Начинал подручным' у самого А. П. Зайцева, про которого один из ветеранов цеха Иван Констан тинович Колесников сказал ко ротко, но достаточно веско: «Ана толий Павлович является лучшим (вагранщиком Мини стерттва». Вот к рему, к Зайцеву, при знанному мастеру плавильного дела, и попал в напарники Виктор Нарыкав. Правда, Виктору рабо та была не в новинку. Еще до службы в армии закончил он Енакиевский металлургический техникум и успел немного пора ботать’ на мёталлурпическом 'за- (воде, И поэтому к вагранке здесь, в чугунолитейном цехе, привык быстро, А скоро В. Нарыков уже и сам стал вести плавку, Конечно, выделить одного чело века из дружной семьи вагранщи ков трудно, хотя у -каждого из них есть свои особые приемы в рабо те, свой характер. Вот тот же Зайцев. Слава лучшего вагранщи ка в отрасли пришла к нему не -сама. Только упорство и желание достичь большего могли вырабо тать такие -навыки -в работе, за -которые его и уважают -в коллек тиве. И такие качества присущи другим работникам. Многое объ- -я-сн-яется -и чувством важности -и -ответственности -в работе, -без которых не справиться вагранщи ку. Сама работа их сплачивает, дисциплинирует, заставляет ваг ранщиков быть готовыми в любую минуту принять нужное решение. -Коллектив чугунолитейного це ха — один из передовых -на заво де. И -недаром в социалистиче ском соревновании среди цехо-в завода верхнюю строчку чаще (всего по праву занимают чугуно литейщики. В минувшем -году чугунолитей ный цех сработал отлично. До срочно справившись с заданием, -коллектив выдал дополнительно к пл-а-ну около четырехсот тонн литья. И в завершающем году де сятой пятилетки чугунолитейщики остались -верны своему слову. Только за одиннадцать -месяцев выпущено п-очт-и 600 тонн сверх планового металла. В успехах цеха огромен и ве сом1 -вклад рабочих плавильного отделения. В -сверхплановых тон нах велика доля труда и сил та ких мастеров -своего дела, как вагранщики А. В. Зайцев, В. Ф. Нарыков, И. Ф. Лисовский и дру гие. Сейчас в плавильном отделении проходят (испытания миксера. По ка идет наладка. И уже можно сказать, что с выходом нового оборудования на -полную мощ ность -чугунолитейщики получат хорошую возможность увеличить выпуск продукции, улучшить ка чество изделий. -Но не просто -ждут и надеются -в цехе на ввод -нового оборудования. Высокие -темпы работ сохраняются еже сменно. ...Взад -и вперед снуют мосто вые краны, у-но-ся -наполненные -ковши от вагранки к литейным -конвейерам. Четко, ритмично ра ботают люди, Трудовая предсъез довская вахта металлургов -не прерывается -ни -на минуту. В. БЫЧКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz