Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Алла ТУМАРОВСНАЯ Загляните в Липецк Протянулась лентой синей речка, Поделила город пополам. Если вы случайно недалечко— Непременно загляните к нам! Город наш хорош зимой и летом, Ни конца, ни края нет лесам. Что вам говорить, друзья, об этом — Лучше сами загляните к нам! Хороши зеленые просторы. Золотые россыпи полей. Корпуса веселых новостроек С кранами, как стая журавлей. Здесь мужали славные герои. Каждая тропа хранит их след. Тех, кто к нам вернулся после боя, И кого сегодня с нами нет. Над Магниткой Липецкой недаром Зарево уходит к небесам. Это салютуют сталевары: Не забудьте, загляните к нам! Вас улыбки радостные встретят От сердец идущие к сердцам. Запах леса донесет к вам ветер, Непременно загляните к нам! Вы за все нам скажите спасибо. Город наш навеки полюбив. Только побывав у нас, могли бы Вы сказать, как Липецк наш красив. Липецк. Памятник Петру I. Фото М. Михайлова. А Н Т И Мы ночами встречаемся с теми, Кто по нашим понятиям—тени, Кто пронзает пространство и стены. Проникает незримо сквозь нас. Как с негаданным паводком вешним, Мы встречаемся с миром нездешним. Что живет по мгновеньям спешным Анатолий ФИСЕННО М И Р Ы В полуночный медлительный час. Чьи-то судьбы, машины и взгляды Пробивают нас точно снаряды, И как призрачные преграды. Тают стены наших квартир. Но дневное светило над нами Все опять переменит местами— И теперь в свою очередь сами Мы врезаемся в антимир. С добрым почином! Только что в Центрально-Чер­ ноземном книжном издательстве (г. Воронеж) в серии «Биб­ лиотечка молодой поэзии» 5-ты- сячным тиражом вышла очеред­ ная «обойма» из пяти книжек. На этот раз дебютировали с само­ стоятельными сборниками: «Шо­ ферские версты» — шофер из Курска Леонид Звягинцев, «Крас­ ный цвет» — кровельщик ремонт­ но-строительного управления из Воронежа Борис Пичугин, «Не оскудеет жизнь земная» — ма­ стер производственного обучения Липецкого ГПТУ-10 Иван Харин, «Долгий переход» — заведующий отделом пропаганды тамбовской областной молодежной газеты «Комсомольское знамя» Сергей Бирюков, «Сирень» — партийный работник из Белгорода Владимир Молчанов. Нам особенно приятно отме­ тить, что в той «обойме» пред­ ставлен Иван Харин, который свое самое первое в жизни сти­ хотворение напечатал в «Киров­ це», как и то, что он — уже тре­ тий по счету автор нашей газеты, дебютировавший в «Библиотечке молодой поэзии». Напомним, что в 1978 и 1979 годах в этой биб­ лиотечке вышли первые само­ стоятельные книжечки «Чернава» и «Утренний дождь» сотрудниц «Кировца» Валентины Купавых и Александры Тамбовской. В краткой справке, предваряю­ щей сборник, сказано, что Иван Харин родился в 1942 году в се­ ле Борисовка Добровского рай­ она Липецкой области, после се­ милетки работал помощником за­ бойщика на шахте, служил в ар­ мии, с 1965 по 1971 год работал на нашем заводе кузнецом-штам- повщиком, окончил вечернее от­ деление машиностроительн о г о техникума. А к нам в «Кировец», помнит­ ся, Иван Харин впервые пришел в июле 1970 года. Робко предло­ жил посмотреть стихи. Они ока­ зались слабыми, описательными. Указали на недостатки, посове­ товали заниматься в литератур­ ной студии при Дворце культуры и взяли одно стихотворение — «Шаги осени». 1 августа это 12- строчное стихотворение и появи­ лось в «Литературной странице» «Кировца» за подписью «И. Ха­ рин, нормировщик кузнечного це­ ха». Следующее стихотв о р е н и е И. Харина «Кузнец» открывало очередную «Литературную стра­ ницу» — в номере от 17 сентября 1970 года. Вот его начало: Сверкает радужная плаха. Кузнец плечист, Проворный перестук. Дыбится сталь! И шелестом рубаха Прошлась от цепких, В рукавицах, рук... Энергичные, отрывистые фразы стихотворения как бы передают напряженный трудовой ритм ге­ роя. И в то же время в нем явно чувствовалось неумение автора поработать над словом и формой, придать строчкам более четкое смысловое звучание. Стихотворение «Кузнец» вошло и в сборник. Оно то же по со­ держанию, но обрело совершенно новую, более четкую и строгую форму, яркую смысловую выра­ зительность. На пути к сборнику у автора были занятия в завод­ ской литстудии, неоценимые со­ веты ее руководителя, а ныне секретаря Липецкого областного отделения Союза писате л е й СССР поэта Ивана Сергеевича Завражина, участие в семинаре молодых писателей Центра и Юга России в 1978 году, много­ численные публикации в «Киров­ це», областных газетах и солид­ ной подборки стихов — в шестом номере журнала «Подъем» за прошлый год. Словом, пройдена определенная школа совершенст­ вования поэтического мастерства. Многие стихи сборника прони­ заны горячим, неувядаемым чув­ ством сыновней любви к родной земле и отчему дому, в них отра­ жены впечатления трудного по­ слевоенного детства, его радости и переживания, в них — незату­ хающая память сердца: Так и живу — душою там, где дым столбом над крышей дома. А телом здесь, где шум и гам и снег темнее чернозема. Родина в стихах Ивана Харина предстает перед нами и в картин­ ках природы, напоминающих эпо­ ды — краткие, сочные зарисовки ее состояний: Ударил гром раскатисто и звучно, как будто кто сто бочек вдруг с горы обрушил неожиданно и кучно без промедленья в тихие дворы. Еще светило солнце, не мигая. И гнал пастух коров на водопой. А над дубравой, тучу рассекая. Сверкнул разряд разбойно­ озорной... Емко и образно, не правда ли? Притом не только по смыслу, но и по звукописи. Чередование бук­ вы «р» с твердыми согласными (этот прием называется аллите­ рацией) вызывает звуковые ассо­ циации, так что словно ты сам видишь и слышишь начало сти­ хии: «Уда-рил гром...», «Сверк­ нул раз-ряд раз-бой-но-озор- ной...». А в этом и заключается искусство настоящей поэзии— мыслить образами, когда слово, строка рождают в воображении ту картину, которую хочет пока­ зать нам автор. Конечно, не все стихи сборника написаны на таком высоком по образности уровне. Однако мно­ гие и многие из них не могут не вызвать отклика в душе читате­ ля. В заключение хочется поздра. вить Ивана Харина с добрым по­ чином и высказать пожелание на будущее строкой из его же сти­ хотворения, помещенного в сбор­ нике: Не подведи, крестьянская порода! Н. ДОРОФЕЕВ. На пути пои сков ИЗ ВО С ПОМ И Н А Н И Й ВЕТЕРАНА ЗАВОДА Заводское бюро рационализа­ ции и изобретательства только что организовалось, рационализа­ торская работа велась очень пло­ хо. Отделы главного конструктора и главного металлурга не уделяли ей должного внимания. Рациона­ лизаторские предложения подол­ гу рассматривались или же нео­ боснованно отклонялись. Так бы­ ло с рацпредложением старшего механика В. С. Гончарова, кото­ рый нашел возможным изменить конструкцию фрикциона управле­ ния подачей топлива для дизель- мотора. Его новшество не могло сдвинуться с места более двух лет. Автору самому пришлось из­ готовить фрикцион, поставить на работающий в испытательном от­ ряде трактор и испытать. Толь­ ко после этого его предложение было принято. Оно оказалось цен­ ным: давало большую условную экономию. В испытательном отряде нас мучила водяная » помпа. Самое большее через двое-трое суток работы в ней появлялась течь. Особенно мы замечали этот де­ фект когда глушили мотор: при работе двигателя вода разбрызги­ валась, а когда заглушали его —• текла непрерывной струйкой. Нам приходилось часто доливать в ра­ диатор воду, которая от высокой температуры закипала ключом. Был случай, когда мой напар­ ник Николай Золотарев стал отк­ рывать верхнюю пробку радиато­ ра и чуть не выжег себе глаза вырвавшимся паром. Этот случай заставил нас, как только появля­ лась течь, снимать водяную пом­ пу, перебирать ее, менять вышед­ шую из строя фибровую уплот­ нительную шайбу. Мы стали об­ думывать, как устранить этот де­ фект. В испытательном отряде у нас был трактор иностранной марки «Катерпиллер Д-2». Водя­ ная помпа его весь сезон не тре­ бовала переборки. Правда, течь тоже появлялась, но стоило под­ вернуть на пол-оборота специаль­ ную гайку, и она прекращалась. И мне пришла в голову мысль: а что если сделать и на нашем тракторе так же? Посоветовался со старшим механиком В. С. Гон­ чаровым. - — Пиши рацпредложение, — сказал он мне. Предложение было написано и отправлено в БРИЗ. Через неко­ торое время наш завхоз И. А. Иванов приезжает с завода, дает мне корешок моего рацпредложе­ ния за подписью главного конст­ руктора Б. Е. Архангельского, в котором было написано: «Данный вариант водяной помпы неприем­ лем. Он влечет за собой большое изменение в конструкции тракто­ ра. Для того, чтобы ввести под­ жимную гайку, надо оттянуть ра­ диатор от мотора, удлинить ра­ му...». Я показал эту бумажку В. С. Гончарову, он пообещал погово­ рить с главным. Примерно месяца через два приезжаю на завод, захожу к себе в экспериментальный цех и вижу — стоит двигатель у двери моторной лаборатории. Меня он заинтересовал. Я стал осматри­ вать его. И что ж вы думаете? На дизеле стояла водяная помпа такая же, как у «Катерпиллера». Все так, как было мною предло­ жено, только и всего что изменен патрубок, крепящийся к верхне­ му бачку радиатора. Около дизеля меня застал на­ чальник моторной лаборатории А. Ф. Тарнавский. Он сказал мне: — Этот мотор с новой водяной помпой поступил на лабораторные испытания. Когда испытаем, от­ дадим его вам в отряд. — А чье же это предложение? — поинтересовался я. — Точно не знаю, -— сказал Тарнавский. Сколько веревочке ни виться— конец ее приходит. Года через два попала в мои руки заводская газета «Кировец» со статьей об одном тогдашнем главном специа­ листе завода, который на протя­ жении нескольких лет занимался присваиванием чужой техничес­ кой мысли, выдавая предложен­ ное кем-то и ранее отклоненное незаконно за свое собственное, за что получал соответствующее воз­ награждение как рационализатор. Как-то среди зимы приезжает из Москвы седой щупленький ста­ ричок Дарьялов—автор автомати­ ческой пробки, предназначенной для заправки наших тракторов дизтопливом при помощи выхлоп­ ных газов. Он приехал на завод с соответствующей бумагой, в ко­ торой администрации предписы­ валось оказать ему существенную помощь в изготовлении и прове­ дении испытаний автопробки, Для первого образца детали были изготовлены в быстром тем­ пе. Остались сборка и доводка. Дарьялов попросил себе помощ­ ника. В. С. Гончаров направил меня в его распоряжение. Мы со­ брали автопробку, установили ее на цистерну и опробовали. А вес­ ной наш испытательный отряд вы­ ехал с автопробкой в поле. Если раньше мы заправляли тракторы при помощи ведра и воронки, много разливали горючего и об­ ливались сами, то при пользова­ нии автопробкой это было иск­ лючено. Да и время заправки сок­ ратилось, намного облегчился также и труд. Автопробка выдержала испыта­ ние. Была написана хорошая ха­ рактеристика, подтверждающая целесообразность внедрения авто­ пробки в производство. Дарьялов отбыл в Москву в хорошем наст­ роении. Вдруг среди зимы Дарьялов опять появляется в нашем цехе. Мы засыпали его вопросами. — Пока, — сказал он, — все находится «в волнах». Надо те­ перь собрать целую партию та­ ких автопробок и разослать по различным машиноиспытательным станциям для прохождения госис- пытаний. Тогда решится оконча­ тельно ее судьба. К весне партия автопробок бы­ ла нами изготовлена и отправле­ на по различным адресам. Более года Дарьялов не появлялся на нашем заводе. Мы уже думали: «Наконец-то старичок протолкнул свое изобретение в жизнь». Но дело обстояло не совсем так. Не­ которыми «дельцами» автопробка была принята, что называется, в штыки и оказалась в стадии за­ мораживания. Дарьялов решил спасти ее. Он снова прибывает на завод и приступает к изготовле­ нию новой, более усовершенство­ ванной конструкции. Однако ру­ ководство завода отказало ему в изготовлении нужных деталей. Дарьялову пришлось просить то­ карей экспериментального цеха, и они выкраивали для него время. Сделав последнюю автопробку, Дарьялов уехал в Москву и боль­ ше мы его не видели. Уже после стало известно, что и этот вари­ ант был не одобрен. Автор так и не получил положенного ему ав­ торского свидетельства... Но и по сей день в нашем испытательном отряде тракторы заправляются с помощью автопробки Дарьялова. Она работает безотказно уже поч­ ти три десятка лет. Это осталась память о человеке, труженике и ученом. И теперь, перелистывая «пожел­ тевшие листы» памяти, невольно вспоминаешь все то, что уже уда­ лилось от нас на десятки лет. Как тогда было трудно рациона­ лизаторам и изобретателям «про­ толкнуть» в жизнь свое новшест­ во! Как много было всяких пре­ пятствий! И все это зависело от людей, которым по должности по­ ложено было поддерживать но­ вое, прогрессивное. И очень при­ ятно сознавать, что сейчас на за­ воде рационализаторам и изобре­ тателям уделяется большое вни- .мание, что их у нас теперь мно­ гие сотни. В. Ж И Л КИ Н , бывший рабочий эксперимен­ тального цеха, ветеран труда,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz