Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Алла ТУМАРОВСНАЯ Загляните в Липецк Протянулась лентой синей речка, Поделила город пополам. Если вы случайно недалечко— Непременно загляните к нам! Город наш хорош зимой и летом, Ни конца, ни края нет лесам. Что вам говорить, друзья, об этом — Лучше сами загляните к нам! Хороши зеленые просторы. Золотые россыпи полей. Корпуса веселых новостроек С кранами, как стая журавлей. Здесь мужали славные герои. Каждая тропа хранит их след. Тех, кто к нам вернулся после боя, И кого сегодня с нами нет. Над Магниткой Липецкой недаром Зарево уходит к небесам. Это салютуют сталевары: Не забудьте, загляните к нам! Вас улыбки радостные встретят От сердец идущие к сердцам. Запах леса донесет к вам ветер, Непременно загляните к нам! Вы за все нам скажите спасибо. Город наш навеки полюбив. Только побывав у нас, могли бы Вы сказать, как Липецк наш красив. Липецк. Памятник Петру I. Фото М. Михайлова. А Н Т И Мы ночами встречаемся с теми, Кто по нашим понятиям—тени, Кто пронзает пространство и стены. Проникает незримо сквозь нас. Как с негаданным паводком вешним, Мы встречаемся с миром нездешним. Что живет по мгновеньям спешным Анатолий ФИСЕННО М И Р Ы В полуночный медлительный час. Чьи-то судьбы, машины и взгляды Пробивают нас точно снаряды, И как призрачные преграды. Тают стены наших квартир. Но дневное светило над нами Все опять переменит местами— И теперь в свою очередь сами Мы врезаемся в антимир. С добрым почином! Только что в Центрально-Чер ноземном книжном издательстве (г. Воронеж) в серии «Биб лиотечка молодой поэзии» 5-ты- сячным тиражом вышла очеред ная «обойма» из пяти книжек. На этот раз дебютировали с само стоятельными сборниками: «Шо ферские версты» — шофер из Курска Леонид Звягинцев, «Крас ный цвет» — кровельщик ремонт но-строительного управления из Воронежа Борис Пичугин, «Не оскудеет жизнь земная» — ма стер производственного обучения Липецкого ГПТУ-10 Иван Харин, «Долгий переход» — заведующий отделом пропаганды тамбовской областной молодежной газеты «Комсомольское знамя» Сергей Бирюков, «Сирень» — партийный работник из Белгорода Владимир Молчанов. Нам особенно приятно отме тить, что в той «обойме» пред ставлен Иван Харин, который свое самое первое в жизни сти хотворение напечатал в «Киров це», как и то, что он — уже тре тий по счету автор нашей газеты, дебютировавший в «Библиотечке молодой поэзии». Напомним, что в 1978 и 1979 годах в этой биб лиотечке вышли первые само стоятельные книжечки «Чернава» и «Утренний дождь» сотрудниц «Кировца» Валентины Купавых и Александры Тамбовской. В краткой справке, предваряю щей сборник, сказано, что Иван Харин родился в 1942 году в се ле Борисовка Добровского рай она Липецкой области, после се милетки работал помощником за бойщика на шахте, служил в ар мии, с 1965 по 1971 год работал на нашем заводе кузнецом-штам- повщиком, окончил вечернее от деление машиностроительн о г о техникума. А к нам в «Кировец», помнит ся, Иван Харин впервые пришел в июле 1970 года. Робко предло жил посмотреть стихи. Они ока зались слабыми, описательными. Указали на недостатки, посове товали заниматься в литератур ной студии при Дворце культуры и взяли одно стихотворение — «Шаги осени». 1 августа это 12- строчное стихотворение и появи лось в «Литературной странице» «Кировца» за подписью «И. Ха рин, нормировщик кузнечного це ха». Следующее стихотв о р е н и е И. Харина «Кузнец» открывало очередную «Литературную стра ницу» — в номере от 17 сентября 1970 года. Вот его начало: Сверкает радужная плаха. Кузнец плечист, Проворный перестук. Дыбится сталь! И шелестом рубаха Прошлась от цепких, В рукавицах, рук... Энергичные, отрывистые фразы стихотворения как бы передают напряженный трудовой ритм ге роя. И в то же время в нем явно чувствовалось неумение автора поработать над словом и формой, придать строчкам более четкое смысловое звучание. Стихотворение «Кузнец» вошло и в сборник. Оно то же по со держанию, но обрело совершенно новую, более четкую и строгую форму, яркую смысловую выра зительность. На пути к сборнику у автора были занятия в завод ской литстудии, неоценимые со веты ее руководителя, а ныне секретаря Липецкого областного отделения Союза писате л е й СССР поэта Ивана Сергеевича Завражина, участие в семинаре молодых писателей Центра и Юга России в 1978 году, много численные публикации в «Киров це», областных газетах и солид ной подборки стихов — в шестом номере журнала «Подъем» за прошлый год. Словом, пройдена определенная школа совершенст вования поэтического мастерства. Многие стихи сборника прони заны горячим, неувядаемым чув ством сыновней любви к родной земле и отчему дому, в них отра жены впечатления трудного по слевоенного детства, его радости и переживания, в них — незату хающая память сердца: Так и живу — душою там, где дым столбом над крышей дома. А телом здесь, где шум и гам и снег темнее чернозема. Родина в стихах Ивана Харина предстает перед нами и в картин ках природы, напоминающих эпо ды — краткие, сочные зарисовки ее состояний: Ударил гром раскатисто и звучно, как будто кто сто бочек вдруг с горы обрушил неожиданно и кучно без промедленья в тихие дворы. Еще светило солнце, не мигая. И гнал пастух коров на водопой. А над дубравой, тучу рассекая. Сверкнул разряд разбойно озорной... Емко и образно, не правда ли? Притом не только по смыслу, но и по звукописи. Чередование бук вы «р» с твердыми согласными (этот прием называется аллите рацией) вызывает звуковые ассо циации, так что словно ты сам видишь и слышишь начало сти хии: «Уда-рил гром...», «Сверк нул раз-ряд раз-бой-но-озор- ной...». А в этом и заключается искусство настоящей поэзии— мыслить образами, когда слово, строка рождают в воображении ту картину, которую хочет пока зать нам автор. Конечно, не все стихи сборника написаны на таком высоком по образности уровне. Однако мно гие и многие из них не могут не вызвать отклика в душе читате ля. В заключение хочется поздра. вить Ивана Харина с добрым по чином и высказать пожелание на будущее строкой из его же сти хотворения, помещенного в сбор нике: Не подведи, крестьянская порода! Н. ДОРОФЕЕВ. На пути пои сков ИЗ ВО С ПОМ И Н А Н И Й ВЕТЕРАНА ЗАВОДА Заводское бюро рационализа ции и изобретательства только что организовалось, рационализа торская работа велась очень пло хо. Отделы главного конструктора и главного металлурга не уделяли ей должного внимания. Рациона лизаторские предложения подол гу рассматривались или же нео боснованно отклонялись. Так бы ло с рацпредложением старшего механика В. С. Гончарова, кото рый нашел возможным изменить конструкцию фрикциона управле ния подачей топлива для дизель- мотора. Его новшество не могло сдвинуться с места более двух лет. Автору самому пришлось из готовить фрикцион, поставить на работающий в испытательном от ряде трактор и испытать. Толь ко после этого его предложение было принято. Оно оказалось цен ным: давало большую условную экономию. В испытательном отряде нас мучила водяная » помпа. Самое большее через двое-трое суток работы в ней появлялась течь. Особенно мы замечали этот де фект когда глушили мотор: при работе двигателя вода разбрызги валась, а когда заглушали его —• текла непрерывной струйкой. Нам приходилось часто доливать в ра диатор воду, которая от высокой температуры закипала ключом. Был случай, когда мой напар ник Николай Золотарев стал отк рывать верхнюю пробку радиато ра и чуть не выжег себе глаза вырвавшимся паром. Этот случай заставил нас, как только появля лась течь, снимать водяную пом пу, перебирать ее, менять вышед шую из строя фибровую уплот нительную шайбу. Мы стали об думывать, как устранить этот де фект. В испытательном отряде у нас был трактор иностранной марки «Катерпиллер Д-2». Водя ная помпа его весь сезон не тре бовала переборки. Правда, течь тоже появлялась, но стоило под вернуть на пол-оборота специаль ную гайку, и она прекращалась. И мне пришла в голову мысль: а что если сделать и на нашем тракторе так же? Посоветовался со старшим механиком В. С. Гон чаровым. - — Пиши рацпредложение, — сказал он мне. Предложение было написано и отправлено в БРИЗ. Через неко торое время наш завхоз И. А. Иванов приезжает с завода, дает мне корешок моего рацпредложе ния за подписью главного конст руктора Б. Е. Архангельского, в котором было написано: «Данный вариант водяной помпы неприем лем. Он влечет за собой большое изменение в конструкции тракто ра. Для того, чтобы ввести под жимную гайку, надо оттянуть ра диатор от мотора, удлинить ра му...». Я показал эту бумажку В. С. Гончарову, он пообещал погово рить с главным. Примерно месяца через два приезжаю на завод, захожу к себе в экспериментальный цех и вижу — стоит двигатель у двери моторной лаборатории. Меня он заинтересовал. Я стал осматри вать его. И что ж вы думаете? На дизеле стояла водяная помпа такая же, как у «Катерпиллера». Все так, как было мною предло жено, только и всего что изменен патрубок, крепящийся к верхне му бачку радиатора. Около дизеля меня застал на чальник моторной лаборатории А. Ф. Тарнавский. Он сказал мне: — Этот мотор с новой водяной помпой поступил на лабораторные испытания. Когда испытаем, от дадим его вам в отряд. — А чье же это предложение? — поинтересовался я. — Точно не знаю, -— сказал Тарнавский. Сколько веревочке ни виться— конец ее приходит. Года через два попала в мои руки заводская газета «Кировец» со статьей об одном тогдашнем главном специа листе завода, который на протя жении нескольких лет занимался присваиванием чужой техничес кой мысли, выдавая предложен ное кем-то и ранее отклоненное незаконно за свое собственное, за что получал соответствующее воз награждение как рационализатор. Как-то среди зимы приезжает из Москвы седой щупленький ста ричок Дарьялов—автор автомати ческой пробки, предназначенной для заправки наших тракторов дизтопливом при помощи выхлоп ных газов. Он приехал на завод с соответствующей бумагой, в ко торой администрации предписы валось оказать ему существенную помощь в изготовлении и прове дении испытаний автопробки, Для первого образца детали были изготовлены в быстром тем пе. Остались сборка и доводка. Дарьялов попросил себе помощ ника. В. С. Гончаров направил меня в его распоряжение. Мы со брали автопробку, установили ее на цистерну и опробовали. А вес ной наш испытательный отряд вы ехал с автопробкой в поле. Если раньше мы заправляли тракторы при помощи ведра и воронки, много разливали горючего и об ливались сами, то при пользова нии автопробкой это было иск лючено. Да и время заправки сок ратилось, намного облегчился также и труд. Автопробка выдержала испыта ние. Была написана хорошая ха рактеристика, подтверждающая целесообразность внедрения авто пробки в производство. Дарьялов отбыл в Москву в хорошем наст роении. Вдруг среди зимы Дарьялов опять появляется в нашем цехе. Мы засыпали его вопросами. — Пока, — сказал он, — все находится «в волнах». Надо те перь собрать целую партию та ких автопробок и разослать по различным машиноиспытательным станциям для прохождения госис- пытаний. Тогда решится оконча тельно ее судьба. К весне партия автопробок бы ла нами изготовлена и отправле на по различным адресам. Более года Дарьялов не появлялся на нашем заводе. Мы уже думали: «Наконец-то старичок протолкнул свое изобретение в жизнь». Но дело обстояло не совсем так. Не которыми «дельцами» автопробка была принята, что называется, в штыки и оказалась в стадии за мораживания. Дарьялов решил спасти ее. Он снова прибывает на завод и приступает к изготовле нию новой, более усовершенство ванной конструкции. Однако ру ководство завода отказало ему в изготовлении нужных деталей. Дарьялову пришлось просить то карей экспериментального цеха, и они выкраивали для него время. Сделав последнюю автопробку, Дарьялов уехал в Москву и боль ше мы его не видели. Уже после стало известно, что и этот вари ант был не одобрен. Автор так и не получил положенного ему ав торского свидетельства... Но и по сей день в нашем испытательном отряде тракторы заправляются с помощью автопробки Дарьялова. Она работает безотказно уже поч ти три десятка лет. Это осталась память о человеке, труженике и ученом. И теперь, перелистывая «пожел тевшие листы» памяти, невольно вспоминаешь все то, что уже уда лилось от нас на десятки лет. Как тогда было трудно рациона лизаторам и изобретателям «про толкнуть» в жизнь свое новшест во! Как много было всяких пре пятствий! И все это зависело от людей, которым по должности по ложено было поддерживать но вое, прогрессивное. И очень при ятно сознавать, что сейчас на за воде рационализаторам и изобре тателям уделяется большое вни- .мание, что их у нас теперь мно гие сотни. В. Ж И Л КИ Н , бывший рабочий эксперимен тального цеха, ветеран труда,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz