Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Экономить можно больше В годы текущей пятилетки на нашем заводе систематически ве лась борьба за снижение норм расхода всех видов энергии. Это му способствовало внедрение но вых технологических процессов, в том числе автоматических линий. Определенная экономия электри ческой энергии дала возможность ежегодно применять премиаль ную систему для тех категорий работников, которые непосредст венно связаны с электроснабже нием. За девять месяцев текущего го да в сфере производства получе на экономия электрической энер гии в количестве 7 миллионов киловатт-часов, что составляет немногим более 3 процентов от установленных норм расхода. Какие пути дальнейшей эконо мии электроресурсов? Об этом нашему нештатному корреспон денту рассказал главный энерге тик завода Алексей Григорьевич Бабак. * * * Корреспондент: Алексей Г ри- горьевич, назовите примеры ра чительного отношения к расходу энергоресурсов и особенно элек трической энергии. — Ежемесячно наш завод по требляет около 25 миллионов ки ловатт-часов электроэнергии, из которых около трех миллионов— жилой район. В сфере пробизводства больше всего потребляют энергии загото вительные подразделения, особен но сталелитейный корпус, чугуно. литейный, фасоннолитейный и цветнолитейный цехи. Положительным примером мо жет служить чугунолитейный цех, который во втором и третьем кварталах сумел сэкономить 600 тысяч киловатт-часов электро энергии за счет получения поло жительного коэффициента, так называемой постоянной состав ляющей, чему способствовало очень сложное мероприятие—пе реход с трехсменной на двух сменную работу. Этот путь и в будущем при постепенном пере воде отдельных участков на двух, сменную работу может дать большую экономию всех видов энергии. За счет внедрения автоматов и полуавтоматов определенных успехов за последнее время до бивается коллектив прессового цеха. С положительным балансом выходят также четвертый меха носборочный корпус и отдельные механические цехи. Корреспондент: Однако, оче видно, имеются и такие заводские подразделения, где перерасход электрической энергии все еще имеет место? —Да, конечно. Пока еще явно неблагополучно обстоит в стале литейном корпусе, где в текущем году в среднем ежеквартально перерасходуется более миллиона киловатт-часов электроэнергии. Причины? Неритмичная работа отдельных участков цеха, дефи цит рабочей силы и другие об стоятельства, которых, к сожале нию, пока еще очень много. Правда, в третьем квартале пе рерасход энергии здесь резко со кратился, но до экономии еще далеко. Следует вдуматься толь ко в такую цифру. Ежесуточное потребление энергии заводом со ставляет около одного миллиона киловатт-часов. И если учесть, что потери по сталькорпусу толь ко за последние три квартала со ставили более трех миллионов киловатт-часов, то этим количе ством энергии завод мог быть удовлетворен в течение трех су ток. Не дают пока экономии и многие механические цехи. Чтобы избежать этого, нужно давать оборудованию полную нагрузку, улучшить организацию труда. Корреспондент: Ну, а как об стоят дела с экономией осталь ных лидов энергоресурсов? Ведь завод получает со стороны пере, гретый пар, горячую воду, при родный газ, а также сам произ водит сжатый воздух. — За 9 месяцев текущего года определенная экономия, конечно, имеется. Она составила более 10 тысяч гигакалорий и 214 ты сяч тонн условного топлива. На заводе успешно использует ся отработанный в кузнечном це хе пар, который поступает в бой лерные установки и частично отапливает производственные по мещения. Намечены и уже осуществляют ся также другие пути экономии энергоресурсов. Беседу вел Ю. КОЧКИН. Г И Д Р О А Г Р Е Г А Т Ъ 1 - В С Т Р О И Д О С Р О Ч Н О На р о д с т в е н н ы х п р е д п р и я т и я х В Ч Е С Т Ь Ю Б И Л Е Я З А В О Д А Онежские тракторостроители, развернув социалистическое со ревнование за достойную встречу XXVI съезда КПСС, готовятся также отметить в январе 1981 го да знаменательную дату в жизни предприятия — 25-^е.тие со дня постановления правительства о специализации предприятия на выпуск трелевочных тракторов и запасных частей к ним. 25-летие тракторного производ ства на старейшем машинострои тельном предприятии Карелии — Онежском тракторном заводе — значительная веха в жизни кол лектива предприятия. Партийный комитет завода ут вердил мероприятия по подготовь ке к 25-летию тракторного произ водства. В цехах и отделах уже началось социалистическое сорев нование за достойную встречу знаменательной даты. Идет под бор материалов и подготовка вы ставок научно-технического твор чества молодежи и тракторов, вы пускаемых заводом. Заводские художники работают над,эскизами памятных значков и сувениров в честь 25-летия трак торного производства. В Доме культуры и цехах завода, в под шефном совхозе «Прогресс» прой дут лекции, беседы, доклады аги таторов об истории завода и пер спективах его развития. Красноярский край. Строители Саяно-Шушенской ГЭС досрочно введут в строй в этом году чет вертый и пятый гидроагрегаты мощностью 640 тысяч киловатт каждый. Это/будет трудовым по дарком коллективов, сооружаю щих Саянский исполин, XXVI съезду КПСС. Крупнейшая в стране ГЭС строится и работает. С момента пуска первого блока ее гидроге нераторы выработали свыше трех миллиардов киловатт-часов элек троэнергии. Четкий трудовой ритм царит в Саянах. Все внима ние приковано к пусковым объ ектам. Четвертый гидроагрегат называют здесь комсомольским. По инициативе молодых строите лей его намечено пустить в день рождения Ленинского комсомола — 29 октября. Сейчас специали сты ленинградского завода «Элек тросила» ведут сборку статора генератора этого агрегата. На верхнем снимке: машинист мощного крана комсомолка На талья Якимова. Она участвует в сборке четвертого и пятого энер гоблоков станции. На нижнем снимке: монтаж ные работы на сборке статора ге нератора четвертого энергоблока станции. Фотохроника ТАСС. УПРАВЛЯЮТ ПРОИЗВОДСТВОМ Каждый второй минский трак торозаводец сегодня участвует в управлении производством. Так, например, в 36 обществен ных бюро научной организации труда предприятия состоят 324 человека. В десятой пятилетке большинство из них подало пред ложения, направленные на улуч шение организации рабочих мест, повышение производительности труда, усиление режима эконо мии. 42 начала года в цехах МТЗ внедрено' 60 различных мероприя тий, которые дали экономический эффект 175 тысяч рублей. Услов но высвобождено 165 рабочих. В заводском соревновании в за вершающем году пятилетки луч шими признаны общественные бю ро НОТ цехов литейного № 1, ме ханических №№ 4 и 5. К 60-летню ленинского Декрета „ 0 сельскохозяйственном машиностроении “ Так зарождалось тракторное производство Мои краткие воспоминания о Волгоградском тракторном заво де, где я начал свою инженерную деятельность, уже были опубли кованы на страницах «Кировца» № 66 от 17.07.80 г. Сейчас мне хотелось бы более подробно оста новиться на отдельных фактах и событиях полувековой давности из своей жизни и работы на этом заводе — первенце первой пяти летки. История проектирования, стро ительства и пуска Сталинградско го (ныне Волгоградского) трак торного завода достаточно хоро шо освещена в литературе. Исто рия эта является волнующей страницей развития всей нашей машиностроительной промышлен ности, важной составной частью индустриализации. Одновременно это и история создания в нашей стране кадров технической интел лигенции, которая закладывала тогда фундамент передовой тех нологии в промышленности, что наглядно можно проследить на судьбе любого из нас, молодых специалистов—ровесников первой пятилетки.' В развитие курса, взятого на шей партией на индустриализа цию страны, в 1928 году на базе металлургического факультета Ленинградского политехнического института был создан отдельный Металлургический институт. Пер вый выпуск молодых специалис тов этого института был направ лен на важнейшие стройки пер вой пятилетки, в том числе и на Сталинградский тракторный за вод. Забегая вперед, отмечу, что многие из выпускников Ленин- .градского металлургического инс титута впоследствии выросли до крупных руководителей промыш ленности. В частности, С. Д. Ула- севич стал главным метал лургом большого авиационного завода, С. П. Чекуреев — на чальником цеха на липецком ме таллургическом заводе «Свобод ный сокол», П. В. Черногоров — профессором Ура л ь с к о г о политехнического института, А. Б. Аристов — видным п а р т и й ным работником, автор этих вос поминаний — главным металлур гом Липецкого тракторного заво да... Итак, окончив институт и полу, чив направление, мы, молодые специалисты, в феврале 1932 года прибыли на Сталинградский трак торный. Нас было трое: Уласевич С. Д., Мишнев О. В. и я. Оформ ление на работу не заняло много времени. Меня с Уласевичем на правили в чугунолитейный цех, а Мишнева — в центральную за водскую лабораторию. Здесь хочется особо отметить то большое и яркое впечатление, ко торое осталось у нас от этого первого приезда на СТЗ, учиты вая, что современное поколение (не говоря уж о молодежи) со вершенно не представляет тех ус ловий, в которых жила наша страна в 1932 году. Все, что мы увидели здесь, по ражало наше воображение. Ниче го подобного мы не видели до сих пор. Заводской поселок был великолепен. Это он впервые в нашей стране был назвав «Соцго- родом». Добротные четырехэтаж ные дома были расположены в строгом геометрическом порядке. Между домами — широкие ас фальтированные улицы и скверы с молодыми еще деревцами. Рабочий поселок тракторного завода недаром назвали социалис тическим городом. Здесь было все, что нужно его жителям для удов летворения материальных и ду ховных потребностей, включая Политехнический институт, техш к кум, школы, кинотеатр «Ударник», клуб, цирк, специализированные магазины, несколько столовых, фабрику-кухню, детские ясли и садики, больницу и т. д. Иными словами, Соцгород имел, как те перь говорят, полный комплекс соцкультбытпредприятий, включая учреждения советских и партий ных органов. Так что его жителям совершенно не было необходимос ти часто пользоваться обществен ным транспортом для поездки в город. Сталинград (теперешний Волгоград). Свцзь же с городом была отличной — трамвай, авто-, бус и пригородный поезд. То, что мы здесь увидели, было для нас резким контрастом по сравнению с существовавшими в то время заводскими поселками, которые обычно представляли со бой скопления маленьких халуп и бараков с грязными улочками и темными переулками, где жил ра бочий люд, не имея самых эле ментарных коммунальных удобств. О кино, клубах, поликлиниках в поселках никто и не мечтал. Та кие заводские поселки мы видели во многих городах, в том числе на Урале. Застали мы еще в 1932 году такой же рабочий поселок у завода «Красный Октябрь», что в Сталинграде. Что касается самого тракторно го завода, то мы были поражены чистотой и порядком на его тер ритории и в цехах. Строгая пря молинейность заводских магист ралей особенно бросалась в глаза. Поразила громадная площадь ме ханического корпуса и отсутстви ем привычных трансмиссий и приводных ремней, которые были в нашем представлении неизбеж ной принадлежностью механичес ких цехов. Вместо старых, темных, пыль ных и закопченых литейных це хов со сводчатыми кирпичными потолками, как-, например, в ме таллургических цехах на Урале, унаследованных еще от демидов ских времен, мы были приятно об. радованы мощностью и высокой механизацией литейного цеха СТЗ. В те далекие времена в стране еще испытывались трудности с продуктами питания,- В Ленингра де в институте, например, питаясь в студенческой столовой, на обед мы имели только’ соленую треску и суп со -снетками. Не лучше бы ло питание и в Нижнем Тагиле, где мы проходили последнюю производственную практику, по этому для нас оказался полной неожиданностью высокий уровень питания и снабжения продуктами на СТЗ. Все это вместе взятое создало у нас совершенно необычное впе чатление. того, что мы попали в новый, неизвестный нам ранее мир. Это действительно был но вый мир — прообраз будущего социалистического общества во всей нашей стране. Свершилась наша мечта — ра ботать на таком прекрасном, по строенном по последнему слову техники заводе. И мы, как гово рится, сразу «прикипели» к СТЗ на всю жизнь. Но, к сожалению, не по своей воле мне этого не удалось осуществить: первый раз кратковременно убыл отсюда на время эвакуации в 1942 году, а второй раз навсегда — в 1949-м, подчиняясь приказу министерст ва в связи с переводом на Л и пецкий 'тракторный завод... По прибытии на СТЗ нас, тро их молодых специалистов, как не обремененных еще семьями, поме стили в одну комнату общежи тия, которое находилось в са мом конце поселка.' Несмотря на то, что это был деревянный дом барачного типа, в комнате, где мы разместились, было тепло, светло и уютно. После трех месяцев прожива ния здесь нам всем дали по од ной комнате в доме в Нижнем поселке. Квартира, куда нас по селили, была со всеми удобства ми, включая ванну с горячей во дой. Наш дом находился на берегу Волги, с высокого берега которой открывался великолепный вид на заволжские дали. Жителям Ниж него поселка был обеспечен летом отличный отдых на реке. Внизу у реки был яхт-клуб с различными лодками. Зимой же в дни отдыха мы катались на лыжах по «Де нежному» острову... В, АНТОНОВ, бывший главный металлург за вода, заслуженный рационализа тор РСФСР, персональный пенси онер республиканского значения. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz