Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Экономить можно больше В годы текущей пятилетки на нашем заводе систематически ве­ лась борьба за снижение норм расхода всех видов энергии. Это­ му способствовало внедрение но­ вых технологических процессов, в том числе автоматических линий. Определенная экономия электри­ ческой энергии дала возможность ежегодно применять премиаль­ ную систему для тех категорий работников, которые непосредст­ венно связаны с электроснабже­ нием. За девять месяцев текущего го­ да в сфере производства получе­ на экономия электрической энер­ гии в количестве 7 миллионов киловатт-часов, что составляет немногим более 3 процентов от установленных норм расхода. Какие пути дальнейшей эконо­ мии электроресурсов? Об этом нашему нештатному корреспон­ денту рассказал главный энерге­ тик завода Алексей Григорьевич Бабак. * * * Корреспондент: Алексей Г ри- горьевич, назовите примеры ра­ чительного отношения к расходу энергоресурсов и особенно элек­ трической энергии. — Ежемесячно наш завод по­ требляет около 25 миллионов ки­ ловатт-часов электроэнергии, из которых около трех миллионов— жилой район. В сфере пробизводства больше всего потребляют энергии загото­ вительные подразделения, особен­ но сталелитейный корпус, чугуно. литейный, фасоннолитейный и цветнолитейный цехи. Положительным примером мо­ жет служить чугунолитейный цех, который во втором и третьем кварталах сумел сэкономить 600 тысяч киловатт-часов электро­ энергии за счет получения поло­ жительного коэффициента, так называемой постоянной состав­ ляющей, чему способствовало очень сложное мероприятие—пе­ реход с трехсменной на двух­ сменную работу. Этот путь и в будущем при постепенном пере­ воде отдельных участков на двух, сменную работу может дать большую экономию всех видов энергии. За счет внедрения автоматов и полуавтоматов определенных успехов за последнее время до­ бивается коллектив прессового цеха. С положительным балансом выходят также четвертый меха­ носборочный корпус и отдельные механические цехи. Корреспондент: Однако, оче­ видно, имеются и такие заводские подразделения, где перерасход электрической энергии все еще имеет место? —Да, конечно. Пока еще явно неблагополучно обстоит в стале­ литейном корпусе, где в текущем году в среднем ежеквартально перерасходуется более миллиона киловатт-часов электроэнергии. Причины? Неритмичная работа отдельных участков цеха, дефи­ цит рабочей силы и другие об­ стоятельства, которых, к сожале­ нию, пока еще очень много. Правда, в третьем квартале пе­ рерасход энергии здесь резко со­ кратился, но до экономии еще далеко. Следует вдуматься толь­ ко в такую цифру. Ежесуточное потребление энергии заводом со­ ставляет около одного миллиона киловатт-часов. И если учесть, что потери по сталькорпусу толь­ ко за последние три квартала со­ ставили более трех миллионов киловатт-часов, то этим количе­ ством энергии завод мог быть удовлетворен в течение трех су­ ток. Не дают пока экономии и многие механические цехи. Чтобы избежать этого, нужно давать оборудованию полную нагрузку, улучшить организацию труда. Корреспондент: Ну, а как об­ стоят дела с экономией осталь­ ных лидов энергоресурсов? Ведь завод получает со стороны пере, гретый пар, горячую воду, при­ родный газ, а также сам произ­ водит сжатый воздух. — За 9 месяцев текущего года определенная экономия, конечно, имеется. Она составила более 10 тысяч гигакалорий и 214 ты­ сяч тонн условного топлива. На заводе успешно использует­ ся отработанный в кузнечном це­ хе пар, который поступает в бой­ лерные установки и частично отапливает производственные по­ мещения. Намечены и уже осуществляют­ ся также другие пути экономии энергоресурсов. Беседу вел Ю. КОЧКИН. Г И Д Р О А Г Р Е Г А Т Ъ 1 - В С Т Р О И Д О С Р О Ч Н О На р о д с т в е н н ы х п р е д п р и я т и я х В Ч Е С Т Ь Ю Б И Л Е Я З А В О Д А Онежские тракторостроители, развернув социалистическое со­ ревнование за достойную встречу XXVI съезда КПСС, готовятся также отметить в январе 1981 го­ да знаменательную дату в жизни предприятия — 25-^е.тие со дня постановления правительства о специализации предприятия на выпуск трелевочных тракторов и запасных частей к ним. 25-летие тракторного производ­ ства на старейшем машинострои­ тельном предприятии Карелии — Онежском тракторном заводе — значительная веха в жизни кол­ лектива предприятия. Партийный комитет завода ут­ вердил мероприятия по подготовь ке к 25-летию тракторного произ­ водства. В цехах и отделах уже началось социалистическое сорев­ нование за достойную встречу знаменательной даты. Идет под­ бор материалов и подготовка вы­ ставок научно-технического твор­ чества молодежи и тракторов, вы­ пускаемых заводом. Заводские художники работают над,эскизами памятных значков и сувениров в честь 25-летия трак­ торного производства. В Доме культуры и цехах завода, в под­ шефном совхозе «Прогресс» прой­ дут лекции, беседы, доклады аги­ таторов об истории завода и пер­ спективах его развития. Красноярский край. Строители Саяно-Шушенской ГЭС досрочно введут в строй в этом году чет­ вертый и пятый гидроагрегаты мощностью 640 тысяч киловатт каждый. Это/будет трудовым по­ дарком коллективов, сооружаю­ щих Саянский исполин, XXVI съезду КПСС. Крупнейшая в стране ГЭС строится и работает. С момента пуска первого блока ее гидроге­ нераторы выработали свыше трех миллиардов киловатт-часов элек­ троэнергии. Четкий трудовой ритм царит в Саянах. Все внима­ ние приковано к пусковым объ­ ектам. Четвертый гидроагрегат называют здесь комсомольским. По инициативе молодых строите­ лей его намечено пустить в день рождения Ленинского комсомола — 29 октября. Сейчас специали­ сты ленинградского завода «Элек­ тросила» ведут сборку статора генератора этого агрегата. На верхнем снимке: машинист мощного крана комсомолка На­ талья Якимова. Она участвует в сборке четвертого и пятого энер­ гоблоков станции. На нижнем снимке: монтаж­ ные работы на сборке статора ге­ нератора четвертого энергоблока станции. Фотохроника ТАСС. УПРАВЛЯЮТ ПРОИЗВОДСТВОМ Каждый второй минский трак­ торозаводец сегодня участвует в управлении производством. Так, например, в 36 обществен­ ных бюро научной организации труда предприятия состоят 324 человека. В десятой пятилетке большинство из них подало пред­ ложения, направленные на улуч­ шение организации рабочих мест, повышение производительности труда, усиление режима эконо­ мии. 42 начала года в цехах МТЗ внедрено' 60 различных мероприя­ тий, которые дали экономический эффект 175 тысяч рублей. Услов­ но высвобождено 165 рабочих. В заводском соревновании в за­ вершающем году пятилетки луч­ шими признаны общественные бю­ ро НОТ цехов литейного № 1, ме­ ханических №№ 4 и 5. К 60-летню ленинского Декрета „ 0 сельскохозяйственном машиностроении “ Так зарождалось тракторное производство Мои краткие воспоминания о Волгоградском тракторном заво­ де, где я начал свою инженерную деятельность, уже были опубли­ кованы на страницах «Кировца» № 66 от 17.07.80 г. Сейчас мне хотелось бы более подробно оста­ новиться на отдельных фактах и событиях полувековой давности из своей жизни и работы на этом заводе — первенце первой пяти­ летки. История проектирования, стро­ ительства и пуска Сталинградско­ го (ныне Волгоградского) трак­ торного завода достаточно хоро­ шо освещена в литературе. Исто­ рия эта является волнующей страницей развития всей нашей машиностроительной промышлен­ ности, важной составной частью индустриализации. Одновременно это и история создания в нашей стране кадров технической интел­ лигенции, которая закладывала тогда фундамент передовой тех­ нологии в промышленности, что наглядно можно проследить на судьбе любого из нас, молодых специалистов—ровесников первой пятилетки.' В развитие курса, взятого на­ шей партией на индустриализа­ цию страны, в 1928 году на базе металлургического факультета Ленинградского политехнического института был создан отдельный Металлургический институт. Пер­ вый выпуск молодых специалис­ тов этого института был направ­ лен на важнейшие стройки пер­ вой пятилетки, в том числе и на Сталинградский тракторный за­ вод. Забегая вперед, отмечу, что многие из выпускников Ленин- .градского металлургического инс­ титута впоследствии выросли до крупных руководителей промыш­ ленности. В частности, С. Д. Ула- севич стал главным метал­ лургом большого авиационного завода, С. П. Чекуреев — на­ чальником цеха на липецком ме­ таллургическом заводе «Свобод­ ный сокол», П. В. Черногоров — профессором Ура л ь с к о г о политехнического института, А. Б. Аристов — видным п а р т и й ­ ным работником, автор этих вос­ поминаний — главным металлур­ гом Липецкого тракторного заво­ да... Итак, окончив институт и полу, чив направление, мы, молодые специалисты, в феврале 1932 года прибыли на Сталинградский трак­ торный. Нас было трое: Уласевич С. Д., Мишнев О. В. и я. Оформ­ ление на работу не заняло много времени. Меня с Уласевичем на­ правили в чугунолитейный цех, а Мишнева — в центральную за­ водскую лабораторию. Здесь хочется особо отметить то большое и яркое впечатление, ко­ торое осталось у нас от этого первого приезда на СТЗ, учиты­ вая, что современное поколение (не говоря уж о молодежи) со­ вершенно не представляет тех ус­ ловий, в которых жила наша страна в 1932 году. Все, что мы увидели здесь, по­ ражало наше воображение. Ниче­ го подобного мы не видели до сих пор. Заводской поселок был великолепен. Это он впервые в нашей стране был назвав «Соцго- родом». Добротные четырехэтаж­ ные дома были расположены в строгом геометрическом порядке. Между домами — широкие ас­ фальтированные улицы и скверы с молодыми еще деревцами. Рабочий поселок тракторного завода недаром назвали социалис­ тическим городом. Здесь было все, что нужно его жителям для удов­ летворения материальных и ду­ ховных потребностей, включая Политехнический институт, техш к кум, школы, кинотеатр «Ударник», клуб, цирк, специализированные магазины, несколько столовых, фабрику-кухню, детские ясли и садики, больницу и т. д. Иными словами, Соцгород имел, как те­ перь говорят, полный комплекс соцкультбытпредприятий, включая учреждения советских и партий­ ных органов. Так что его жителям совершенно не было необходимос­ ти часто пользоваться обществен­ ным транспортом для поездки в город. Сталинград (теперешний Волгоград). Свцзь же с городом была отличной — трамвай, авто-, бус и пригородный поезд. То, что мы здесь увидели, было для нас резким контрастом по сравнению с существовавшими в то время заводскими поселками, которые обычно представляли со­ бой скопления маленьких халуп и бараков с грязными улочками и темными переулками, где жил ра­ бочий люд, не имея самых эле­ ментарных коммунальных удобств. О кино, клубах, поликлиниках в поселках никто и не мечтал. Та­ кие заводские поселки мы видели во многих городах, в том числе на Урале. Застали мы еще в 1932 году такой же рабочий поселок у завода «Красный Октябрь», что в Сталинграде. Что касается самого тракторно­ го завода, то мы были поражены чистотой и порядком на его тер­ ритории и в цехах. Строгая пря­ молинейность заводских магист­ ралей особенно бросалась в глаза. Поразила громадная площадь ме­ ханического корпуса и отсутстви­ ем привычных трансмиссий и приводных ремней, которые были в нашем представлении неизбеж­ ной принадлежностью механичес­ ких цехов. Вместо старых, темных, пыль­ ных и закопченых литейных це­ хов со сводчатыми кирпичными потолками, как-, например, в ме­ таллургических цехах на Урале, унаследованных еще от демидов­ ских времен, мы были приятно об. радованы мощностью и высокой механизацией литейного цеха СТЗ. В те далекие времена в стране еще испытывались трудности с продуктами питания,- В Ленингра­ де в институте, например, питаясь в студенческой столовой, на обед мы имели только’ соленую треску и суп со -снетками. Не лучше бы­ ло питание и в Нижнем Тагиле, где мы проходили последнюю производственную практику, по­ этому для нас оказался полной неожиданностью высокий уровень питания и снабжения продуктами на СТЗ. Все это вместе взятое создало у нас совершенно необычное впе­ чатление. того, что мы попали в новый, неизвестный нам ранее мир. Это действительно был но­ вый мир — прообраз будущего социалистического общества во всей нашей стране. Свершилась наша мечта — ра­ ботать на таком прекрасном, по­ строенном по последнему слову техники заводе. И мы, как гово­ рится, сразу «прикипели» к СТЗ на всю жизнь. Но, к сожалению, не по своей воле мне этого не удалось осуществить: первый раз кратковременно убыл отсюда на время эвакуации в 1942 году, а второй раз навсегда — в 1949-м, подчиняясь приказу министерст­ ва в связи с переводом на Л и ­ пецкий 'тракторный завод... По прибытии на СТЗ нас, тро­ их молодых специалистов, как не обремененных еще семьями, поме­ стили в одну комнату общежи­ тия, которое находилось в са­ мом конце поселка.' Несмотря на то, что это был деревянный дом барачного типа, в комнате, где мы разместились, было тепло, светло и уютно. После трех месяцев прожива­ ния здесь нам всем дали по од­ ной комнате в доме в Нижнем поселке. Квартира, куда нас по­ селили, была со всеми удобства­ ми, включая ванну с горячей во­ дой. Наш дом находился на берегу Волги, с высокого берега которой открывался великолепный вид на заволжские дали. Жителям Ниж ­ него поселка был обеспечен летом отличный отдых на реке. Внизу у реки был яхт-клуб с различными лодками. Зимой же в дни отдыха мы катались на лыжах по «Де­ нежному» острову... В, АНТОНОВ, бывший главный металлург за­ вода, заслуженный рационализа­ тор РСФСР, персональный пенси­ онер республиканского значения. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz