Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
ГЛАВНОЕ Д Е ЛО ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Легких дел, считает Евгений Васильевич Анпилогов, не бывает. Любое дело, говорит он, дается трудно. А успех приходит к тому, кто умеет собраться, довести на чатое до конца. Но зато в цехе и в бригаде Евгения Васильевича считают лег ким на руку. За что . ни возьмет ся, у него все выходит. Другой бы загордился, заваж ничал. Мол, вот я какой. Все умею, любого обойду в соревно вании, стоит лишь захотеть. А он и новичкам, и старожилам бригады говорит: «Работать надо с желанием, добросовестно. Тог да в цех будешь идти, как на праздник». Это главный критерий в рабо те бригадира токарей Анпилого ва. Он очень не уважает тех лю дей, которые умудряются сде лать на копейку, а потом звонят о себе во все колокола. Если бы он, Анпилогов, работая в первом механическом цехе четвертого механосборочного корпуса, поз волил себе подобное, то не ува жал бы себя. Поэтому и называ е т его принципиальным, дело вым. — Это как раз такой человек, вокруг которого цементируется коллектив, — сказал о нем сек ретарь парткома четвертого ме ханосборочного корпуса Влади мир Алексеевич Гамеев. — Луч шей кандидатуры в бригадиры найти очень трудно. В конце декабря в цехе состо ялось открытое партийное собра ние. У рабочих было празднич ное настроение. — Мы сегодня словно именин ники, — говорил слесарь Ярос лав Павлович Попов. — Цех за две недели до нового года за вершил задание четвертого года пятилетки. Ну, а у Анпилогова сегодня двойной праздник. Его, члена его бригады Михаила Ива новича Болдырева и одного из лучших наших зуборезчиков Сер гея Львовича Федотова сегодня приняли в члены КПСС. — А т(,| легок на руку, — слов но подвел итог после собрания секретарь партбюро цеха брига дир слесарей-сборщиков Свято слав Михайлович Сверночук. — Сам уж трудишься в счет марта 1981 года. Бригада у тебя отлич ная. Возвращаясь домой, Анпилогов думал о бригаде. Вспоминал. Первые недели работы токарей бригадой походили на репети цию, когда дружно заучиваются роли и каждый стремится скорее показать себя. Бригадир видел, что и его одолевает тоже нетер пение. Но был против того, что бы неоперившуюся бригаду сра зу «надрывать» заданиями. Но вому коллективу в любом случае непременно нужно время, чтобы люди лучше узнали друг друга в работе, пообвыкли. Чтобы на ряду с потребностью хорошо вы полнить свое дело возникла не обходимость друг в друге, прий ти на помощь товарищу. Такая тактика пол'ностью оп равдала себя. Все токари работа ют добросовестно. И бригадир, и члены бригады М. И. Болдырев, В. А. Усов, Н. М. Сергеев выпол нили личные пятилетки.' Два месяца назад в бригаду пришел новичок. Работать начал с прохладцей. Бригадир был убежден: силой заставить чело века что-либо сделать намного проще, нежели вызвать у нович ка желание самостоятельно сделать работу хорошо. Такого же мнения придерживался и совет бригады. — Все получится у тебя, — по хлопал как-то по плечу парня Николай Михайлович Сергеев. — Раз в тебе уверены наш брига дир, вся бригада, надо эту уве ренность теперь укреплять в се бе. Бригадир знает о таких разго ворах. И считает их очень полез ными. Пусть сами члены бригады оказывают влияние на новичка. Ведь одно дело, когда бригадир постоянно подсказывает, разъяс няет. Может сложиться впечатле ние, что бригадир цепляется по пустякам, оказывает давление. Совсем другое дело, когда под сказывают тдкие же рабочие, как и ты. Пусть и старше возрастом. Значит, и опыта у них больше. Значит, на их стороне моральное право давать советы, подсказы вать. Да, прав бригадир, считая, что легких дел нет. Всв! зависит от то го, как сам человек относится к делу. Работать добросовестно са мому — это очень мало для бригадира. Надо уметь других за- жечь. Тогда и твое дело стано вится нужнее, видней. ’ И сам о себе будешь лучшего мнения. В. ВИКТОРОВ. ^ то было минувшей чвесной в ^ Добринке, под Липецком. По полю двигалась необычная маши на, навьюченная, как верблюд. Впереди у нее был навешен плуг- культиватор, сзади' торчали бак с гербицидами и навесная сеялка. Необычность форм подчеркивали большие сдвоенные колеса одина кового диаметра, так что трудно было сразу понять, где у маши ны передняя, а где задняя ось. Небольшой, но мощный 150-силь- ный мотор был утоплен и ни сколько не мешал обзору водите ля, восседавшего в просторной высокой кабине. Удивительный трактор выпол нял сразу три операции: вел предпосевную обработку почвы, вносил гербициды и сеял сахар ную свеклу. Так состоялось мое первое знакомство с ЛТЗ-145, де тищем ордена .Ленина Липецкого тракторного завода.., У этого необычного агрегата многолетняя непростая судьба. Начиная с 1962 года, липецкие конструкторы создали целый ряд его образцов. Трактор становился мощнее, надежнее, производи тельнее. Но главный принцип — одинаковый диаметр управляе мых передних и задних сдвоен ных колес, а также навеска сель скохозяйственных орудий спереди и сзади — оставался неизменным. Последние пять лет на испыта тельных станциях и в хозяйствах самых разнообразных зон страны ЛТЗ-145 занимался возделывани ем свеклы, кукурузы, картофеля, лука, на площади более 6 тысяч гектаров. В этих испытаниях ли пецкий богатырь еще и еще раз доказал, что достойных соперни ков у него нет. По сравнению с действующим сейчас комплексом тракторов и сельхозмашин у него в 2,4 раза выше производительность: на каждом гектаре посевов сберега ется не менее двух рублей. Свое образная компоновка позволяет агрегату за один проход по полю сделать то, с чем обычный про пашной трактор управляется за три. В итоге — экономия време ни, горючего, моторесурса. Это не все. Липецкий трактор, как счита ют ученые, удобен и с точки зре ния сохранности почвы: ведь да леко не безразлично, как часто ее утрамбовывают колеса. Резкое сокращение сроков обработки и, стало быть, уменьшение выветри вания грунта ускоряют появление всходов на три дня. Наконец, по следнее: при обработке сдвоен ные колеса не повреждают меж дурядья, в то время, как трактор, созданный по- обычной схеме, с однокамерными колесами разного диаметра, «затаптывает» в сред нем 12 процентов растений. Но, может быть, у традицион ного пропашного трактора, издав на выпускаемого Минским трак торным заводом, есть свои преи мущества перед новичком? От нюдь нет. Особенности его компо новки не позволяют навешивать большое количество орудий: пос кольку основной вес приходится на задние колеса, в транспортном положении передок начинает от рываться от земли. Приходится навешивать дополнительный груз. Так, на вновь спроектированный 150-сильный МТЗ-142 минчане на вешивают по 600 килограммов балласта, что требует дополни тельно на год 54 тысячи тонн ме талла, а на его перевозку — 45 тысяч тонн топлива. Правда, мин чане пытаются устранить этот не достаток, навешивая вместо бал ластного груза сельскохозяйствен ные орудия. Но тогда передние колеса малого диаметра не вы держивают, да и машина начина ет увязать в грунте. - Специалисты Всесоюзного инс титута механизации сельского хо зяйства подсчитали: для возделы вания одного миллиона гектаров сахарной свеклы требуется 45 ты сяч тракторов МТЗ-82 и 33 тыся чи МТЗ-142. А липецких агрега тов ЛТЗ-145 нужно 18 тысяч! Та самые крупные зарубежные фир мы уже начали переходить к схе мам подобного рода. Но в головной конструкторской организации руководствовались иными интересами. Нет смысла перечислять все рогатки, которые были воздвигнуты на пути новин ки с 1.962 года. Были, например, попытки зачислить ЛТЗ-145 в раз ряд тракторов общего назначе ния, с тем чтобы минский МТЗ- 142 остался единственной универ- сально-пропашйой машиной. По смотреть со стороны, ни ГСКБ, ни генеральный конструктор И. Ксеневич вроде бы не мешали коллегам из Липецка. Но, если разобраться, такое решение обре кало липецких конструкторов на полное поражение. Ведь трактор ческому обеспечению сельского хозяйства и самого Минсельхоз- маша, где ЛТЗ-145 оценен как чрезвычайно нужный и перспек тивный агрегат, в министерстве пытаются игнорировать. Уже после принятия этого до кумента в вышестоящие органи зации даются отписки, дескать, говорить о новой машине рано, поскольку она еще... не создана. Как видим, детище липецких конструкторов пришлось не ко двору в родном министерстве. Се годня его право на существова ние отстаивают организации и учреждения, не имеющие прямого отношения к машиностроению. Вот выдержки из документов: «Липецкая схема обладает иск лючительно перспективными воз Недальновидная техническая политика Министерства транторного и сельскохозяйственного машиностроения поставила под сомнение талантливую работу липецких конструкторов. В итоге родился вопрос: ТРАКТОР Н А ПОЛЯ? ПРИДЕТ ЛИ ким образом, высвобождаются де сятки тысяч механизаторов. Ре шаются многие острые для села социальные проблемы... В пользу липецкого трактора сказали свое веское слово ученые десятка ведущих научно-исследо вательских институтов страны. Показательно, что одним из сто ронников нового агрегата 'стал дважды лауреат Государственной премии СССР профессор И. Дронг, основоположник всего се мейства традиционных пропашных тракторов «Беларусь». Он при держивается мнения, что «Бела руси», на определенном этапе сыг равшие огромную роль, теперь мо рально устарели. Их конструк тивная схема отстает от требова ний жизни. Липецкий трактор, считает ученый, это по-настояще му перспективная машина, дос тойная серийного производства. ■Казалось бы, нет места спорам? Судьба липецкой новинки реше на? Увы, ее злоключениям не вид но конца. Более того, стоит воп рос: не отправить ли липецкого богатыря в утиль? Дело в том, что конкурирую щая машина — уже упомянутый трактор МТЗ-142 сконструирован в Минске, в ГСКБ по пропашным тракторам.. Головному бюро, как известно, принадлежит решаю щее слово, дающее право на жизнь не только любому новому трактору, но даже модификации старого. Слов нет, коллектив кон структоров заслуженный, про славленный... А здесь заявляет о себе, да еще столь громко, не очень известное конструкторское бюро в Липецке. Как поступить в таком случае? Если исходить из государствен ных интересов, то следует объе динить усилия, использовать обо юдный опыт, техническую базу и форсировать производство трак тора нового типа. Тем более что общего назначения такой мощно сти уже есть — Т-150. И, конеч но же, Министерство сельского хозяйства и Госкомсельхозтехни- ка не согласятся на вторую ана логичную машину. Потом, когда этот маневр не удался, головное бюро отказа лось согласовать проект техничес кого задания на ЛТЗ-145 как на пропашной трактор, а без визы минчан не может быть и разгово ра о нем ни в научных институ тах, ни в техническом управлении Минсельхозмаша. Появилась еще и справка ГСКБ о том, что ли пецкая машина якобы показала на испытаниях полную непригод ность. Даже после того, как на науч но-техническом совете Минис терства тракторного и сельскохо зяйственного машиностроения по давляющее большинство голосов было подано за липецкую новин ку, в постановляющей части про токола, составленного в основ ном представителями ГСКБ, было записано: базовой моделью явля ется минский МТЗ-142, а липец кая машина — лишь его модифи кация. Пускай машины отлича лись друг от друга, как день от ночи, зато после такой записи ГСКБ потребовало унификации деталей и узлов липецкого трак тора с минским. А в унифициро ванном виде новинка потеряла все свои достоинства, и замести тель министра Н. Тарас.ов ее отк лонил. Правда, спустя время ли пецкие тракторостроители снова доказали свою правоту, но на это ушло два года. После этого им выставили новые рогатки. Удивляет позиция Минсельхоз маша, которому подведомственно минское ГСКБ. Даже решение объединенного научно-техническо го совета Министерства сельского хозяйства СССР, Госкомитета СССР по производственно-техни можностями возделывания про пашных культур. Ее применение повысит производительность тру да в сельском хозяйстве в два- три раза. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР акаде мик ВАСХНИЛ В. Болтянский». «Новый липецкий трактор обла дает рядом существенных преи муществ перед «Беларусью». Международное общество по ма шинам для садоводства, овоще водства и виноградарства «Агро- маш». «На севе каждых 100 га ЛТЗ- 145 высвобождает трех тракто ристов и экономит 0,78 тонны го рючего. Агрооценка — отличная. Считаю необходимым быстрей шую организацию производства ЛТЗ-145 и навесных орудий к не му. Герой Социалистического Тру да председатель колхоза им. Фрунзе Липецкой области А. Ас- танков». Наконец, с большим письмом в защиту ЛТЗ-145 в Минсельхоз- маш обратилась группа видных ученых. Но и оно положено там под сукно. Правда, есть приказ о включении липецкого трактора в число машин, подлежащих срав нительным испытаниям. Но это — ради формальности. Испытания начнутся через несколько меся цев, а министерству уже все ясно наперед. Есть другой приказ ми нистра — за номером 224 от 16 ноября 1979 года, где черным по белому записано: в качестве объ екта производства следует счи тать на будущее трактор МТЗ- 142... Не слишком ли дорого обходит ся народному хозяйству подобное упорство? В. ГОРОДЕЦКИЙ, (Корр. «Труда»). ЛИПЕЦК. («Труд» от 24 января 1980 г.). Для новостроек с т р а н ы Производственное объеди нение «Запорожтрансфор- матор» — одна из крупных украинских фирм. Мощная техника, изготовленная в ее цехах, несет службу на многих электростан ц и я х страны, в том числе на Брат ской, Красноярской, Нурек- ской, Саяно-Шушенско ГЭС, на Запорожской и Уг-~" легорской ГРЭС, ла Ленин градской, Нововоронежской и других атомных электро станциях. Продукция запорожского ><_ объединения из'вестна .и за рубежом: она экспортирует ся в десятки стран. Среди новинок, освоенных производством за последние годы, — уникальный силовой трансформатор мощностью миллион киловольт-ампер. Недавно изготовлен авто трансформатор, предназна ченный для использования на ЛЭП-1150. Выпуск комп лексов высоковольтного обо рудования для линий элект ропередачи переменного то ка напряжением до 1150 ки ловольт предусмотрен реше ниями XXV съезда КПСС. За создание и внедрение в энергетику мощных сило вых высоковольтных авто-, трансформаторов, примене ние которых значительно А снижает потери электроэнер гии при ее передаче, группе работников объедин е н и я присуждена Государствен ная премия СССР. На снимке: в цехе голов ного предприятия. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz