Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

ГЛАВНОЕ Д Е ЛО ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Легких дел, считает Евгений Васильевич Анпилогов, не бывает. Любое дело, говорит он, дается трудно. А успех приходит к тому, кто умеет собраться, довести на­ чатое до конца. Но зато в цехе и в бригаде Евгения Васильевича считают лег­ ким на руку. За что . ни возьмет­ ся, у него все выходит. Другой бы загордился, заваж­ ничал. Мол, вот я какой. Все умею, любого обойду в соревно­ вании, стоит лишь захотеть. А он и новичкам, и старожилам бригады говорит: «Работать надо с желанием, добросовестно. Тог­ да в цех будешь идти, как на праздник». Это главный критерий в рабо­ те бригадира токарей Анпилого­ ва. Он очень не уважает тех лю­ дей, которые умудряются сде­ лать на копейку, а потом звонят о себе во все колокола. Если бы он, Анпилогов, работая в первом механическом цехе четвертого механосборочного корпуса, поз­ волил себе подобное, то не ува­ жал бы себя. Поэтому и называ­ е т его принципиальным, дело­ вым. — Это как раз такой человек, вокруг которого цементируется коллектив, — сказал о нем сек­ ретарь парткома четвертого ме­ ханосборочного корпуса Влади­ мир Алексеевич Гамеев. — Луч­ шей кандидатуры в бригадиры найти очень трудно. В конце декабря в цехе состо­ ялось открытое партийное собра­ ние. У рабочих было празднич­ ное настроение. — Мы сегодня словно именин­ ники, — говорил слесарь Ярос­ лав Павлович Попов. — Цех за две недели до нового года за­ вершил задание четвертого года пятилетки. Ну, а у Анпилогова сегодня двойной праздник. Его, члена его бригады Михаила Ива­ новича Болдырева и одного из лучших наших зуборезчиков Сер­ гея Львовича Федотова сегодня приняли в члены КПСС. — А т(,| легок на руку, — слов­ но подвел итог после собрания секретарь партбюро цеха брига­ дир слесарей-сборщиков Свято­ слав Михайлович Сверночук. — Сам уж трудишься в счет марта 1981 года. Бригада у тебя отлич­ ная. Возвращаясь домой, Анпилогов думал о бригаде. Вспоминал. Первые недели работы токарей бригадой походили на репети­ цию, когда дружно заучиваются роли и каждый стремится скорее показать себя. Бригадир видел, что и его одолевает тоже нетер­ пение. Но был против того, что­ бы неоперившуюся бригаду сра­ зу «надрывать» заданиями. Но­ вому коллективу в любом случае непременно нужно время, чтобы люди лучше узнали друг друга в работе, пообвыкли. Чтобы на­ ряду с потребностью хорошо вы­ полнить свое дело возникла не­ обходимость друг в друге, прий­ ти на помощь товарищу. Такая тактика пол'ностью оп­ равдала себя. Все токари работа­ ют добросовестно. И бригадир, и члены бригады М. И. Болдырев, В. А. Усов, Н. М. Сергеев выпол­ нили личные пятилетки.' Два месяца назад в бригаду пришел новичок. Работать начал с прохладцей. Бригадир был убежден: силой заставить чело­ века что-либо сделать намного проще, нежели вызвать у нович­ ка желание самостоятельно сделать работу хорошо. Такого же мнения придерживался и совет бригады. — Все получится у тебя, — по­ хлопал как-то по плечу парня Николай Михайлович Сергеев. — Раз в тебе уверены наш брига­ дир, вся бригада, надо эту уве­ ренность теперь укреплять в се­ бе. Бригадир знает о таких разго­ ворах. И считает их очень полез­ ными. Пусть сами члены бригады оказывают влияние на новичка. Ведь одно дело, когда бригадир постоянно подсказывает, разъяс­ няет. Может сложиться впечатле­ ние, что бригадир цепляется по пустякам, оказывает давление. Совсем другое дело, когда под­ сказывают тдкие же рабочие, как и ты. Пусть и старше возрастом. Значит, и опыта у них больше. Значит, на их стороне моральное право давать советы, подсказы­ вать. Да, прав бригадир, считая, что легких дел нет. Всв! зависит от то­ го, как сам человек относится к делу. Работать добросовестно са­ мому — это очень мало для бригадира. Надо уметь других за- жечь. Тогда и твое дело стано­ вится нужнее, видней. ’ И сам о себе будешь лучшего мнения. В. ВИКТОРОВ. ^ то было минувшей чвесной в ^ Добринке, под Липецком. По полю двигалась необычная маши­ на, навьюченная, как верблюд. Впереди у нее был навешен плуг- культиватор, сзади' торчали бак с гербицидами и навесная сеялка. Необычность форм подчеркивали большие сдвоенные колеса одина­ кового диаметра, так что трудно было сразу понять, где у маши­ ны передняя, а где задняя ось. Небольшой, но мощный 150-силь- ный мотор был утоплен и ни­ сколько не мешал обзору водите­ ля, восседавшего в просторной высокой кабине. Удивительный трактор выпол­ нял сразу три операции: вел предпосевную обработку почвы, вносил гербициды и сеял сахар­ ную свеклу. Так состоялось мое первое знакомство с ЛТЗ-145, де­ тищем ордена .Ленина Липецкого тракторного завода.., У этого необычного агрегата многолетняя непростая судьба. Начиная с 1962 года, липецкие конструкторы создали целый ряд его образцов. Трактор становился мощнее, надежнее, производи­ тельнее. Но главный принцип — одинаковый диаметр управляе­ мых передних и задних сдвоен­ ных колес, а также навеска сель­ скохозяйственных орудий спереди и сзади — оставался неизменным. Последние пять лет на испыта­ тельных станциях и в хозяйствах самых разнообразных зон страны ЛТЗ-145 занимался возделывани­ ем свеклы, кукурузы, картофеля, лука, на площади более 6 тысяч гектаров. В этих испытаниях ли­ пецкий богатырь еще и еще раз доказал, что достойных соперни­ ков у него нет. По сравнению с действующим сейчас комплексом тракторов и сельхозмашин у него в 2,4 раза выше производительность: на каждом гектаре посевов сберега­ ется не менее двух рублей. Свое­ образная компоновка позволяет агрегату за один проход по полю сделать то, с чем обычный про­ пашной трактор управляется за три. В итоге — экономия време­ ни, горючего, моторесурса. Это не все. Липецкий трактор, как счита­ ют ученые, удобен и с точки зре­ ния сохранности почвы: ведь да­ леко не безразлично, как часто ее утрамбовывают колеса. Резкое сокращение сроков обработки и, стало быть, уменьшение выветри­ вания грунта ускоряют появление всходов на три дня. Наконец, по­ следнее: при обработке сдвоен­ ные колеса не повреждают меж­ дурядья, в то время, как трактор, созданный по- обычной схеме, с однокамерными колесами разного диаметра, «затаптывает» в сред­ нем 12 процентов растений. Но, может быть, у традицион­ ного пропашного трактора, издав­ на выпускаемого Минским трак­ торным заводом, есть свои преи­ мущества перед новичком? От­ нюдь нет. Особенности его компо­ новки не позволяют навешивать большое количество орудий: пос­ кольку основной вес приходится на задние колеса, в транспортном положении передок начинает от­ рываться от земли. Приходится навешивать дополнительный груз. Так, на вновь спроектированный 150-сильный МТЗ-142 минчане на­ вешивают по 600 килограммов балласта, что требует дополни­ тельно на год 54 тысячи тонн ме­ талла, а на его перевозку — 45 тысяч тонн топлива. Правда, мин­ чане пытаются устранить этот не­ достаток, навешивая вместо бал­ ластного груза сельскохозяйствен­ ные орудия. Но тогда передние колеса малого диаметра не вы­ держивают, да и машина начина­ ет увязать в грунте. - Специалисты Всесоюзного инс­ титута механизации сельского хо­ зяйства подсчитали: для возделы­ вания одного миллиона гектаров сахарной свеклы требуется 45 ты­ сяч тракторов МТЗ-82 и 33 тыся­ чи МТЗ-142. А липецких агрега­ тов ЛТЗ-145 нужно 18 тысяч! Та­ самые крупные зарубежные фир­ мы уже начали переходить к схе­ мам подобного рода. Но в головной конструкторской организации руководствовались иными интересами. Нет смысла перечислять все рогатки, которые были воздвигнуты на пути новин­ ки с 1.962 года. Были, например, попытки зачислить ЛТЗ-145 в раз­ ряд тракторов общего назначе­ ния, с тем чтобы минский МТЗ- 142 остался единственной универ- сально-пропашйой машиной. По­ смотреть со стороны, ни ГСКБ, ни генеральный конструктор И. Ксеневич вроде бы не мешали коллегам из Липецка. Но, если разобраться, такое решение обре­ кало липецких конструкторов на полное поражение. Ведь трактор ческому обеспечению сельского хозяйства и самого Минсельхоз- маша, где ЛТЗ-145 оценен как чрезвычайно нужный и перспек­ тивный агрегат, в министерстве пытаются игнорировать. Уже после принятия этого до­ кумента в вышестоящие органи­ зации даются отписки, дескать, говорить о новой машине рано, поскольку она еще... не создана. Как видим, детище липецких конструкторов пришлось не ко двору в родном министерстве. Се­ годня его право на существова­ ние отстаивают организации и учреждения, не имеющие прямого отношения к машиностроению. Вот выдержки из документов: «Липецкая схема обладает иск­ лючительно перспективными воз­ Недальновидная техническая политика Министерства транторного и сельскохозяйственного машиностроения поставила под сомнение талантливую работу липецких конструкторов. В итоге родился вопрос: ТРАКТОР Н А ПОЛЯ? ПРИДЕТ ЛИ ким образом, высвобождаются де­ сятки тысяч механизаторов. Ре­ шаются многие острые для села социальные проблемы... В пользу липецкого трактора сказали свое веское слово ученые десятка ведущих научно-исследо­ вательских институтов страны. Показательно, что одним из сто­ ронников нового агрегата 'стал дважды лауреат Государственной премии СССР профессор И. Дронг, основоположник всего се­ мейства традиционных пропашных тракторов «Беларусь». Он при­ держивается мнения, что «Бела­ руси», на определенном этапе сыг­ равшие огромную роль, теперь мо­ рально устарели. Их конструк­ тивная схема отстает от требова­ ний жизни. Липецкий трактор, считает ученый, это по-настояще­ му перспективная машина, дос­ тойная серийного производства. ■Казалось бы, нет места спорам? Судьба липецкой новинки реше­ на? Увы, ее злоключениям не вид­ но конца. Более того, стоит воп­ рос: не отправить ли липецкого богатыря в утиль? Дело в том, что конкурирую­ щая машина — уже упомянутый трактор МТЗ-142 сконструирован в Минске, в ГСКБ по пропашным тракторам.. Головному бюро, как известно, принадлежит решаю­ щее слово, дающее право на жизнь не только любому новому трактору, но даже модификации старого. Слов нет, коллектив кон­ структоров заслуженный, про­ славленный... А здесь заявляет о себе, да еще столь громко, не очень известное конструкторское бюро в Липецке. Как поступить в таком случае? Если исходить из государствен­ ных интересов, то следует объе­ динить усилия, использовать обо­ юдный опыт, техническую базу и форсировать производство трак­ тора нового типа. Тем более что общего назначения такой мощно­ сти уже есть — Т-150. И, конеч­ но же, Министерство сельского хозяйства и Госкомсельхозтехни- ка не согласятся на вторую ана­ логичную машину. Потом, когда этот маневр не удался, головное бюро отказа­ лось согласовать проект техничес­ кого задания на ЛТЗ-145 как на пропашной трактор, а без визы минчан не может быть и разгово­ ра о нем ни в научных институ­ тах, ни в техническом управлении Минсельхозмаша. Появилась еще и справка ГСКБ о том, что ли­ пецкая машина якобы показала на испытаниях полную непригод­ ность. Даже после того, как на науч­ но-техническом совете Минис­ терства тракторного и сельскохо­ зяйственного машиностроения по­ давляющее большинство голосов было подано за липецкую новин­ ку, в постановляющей части про­ токола, составленного в основ­ ном представителями ГСКБ, было записано: базовой моделью явля­ ется минский МТЗ-142, а липец­ кая машина — лишь его модифи­ кация. Пускай машины отлича­ лись друг от друга, как день от ночи, зато после такой записи ГСКБ потребовало унификации деталей и узлов липецкого трак­ тора с минским. А в унифициро­ ванном виде новинка потеряла все свои достоинства, и замести­ тель министра Н. Тарас.ов ее отк­ лонил. Правда, спустя время ли­ пецкие тракторостроители снова доказали свою правоту, но на это ушло два года. После этого им выставили новые рогатки. Удивляет позиция Минсельхоз­ маша, которому подведомственно минское ГСКБ. Даже решение объединенного научно-техническо­ го совета Министерства сельского хозяйства СССР, Госкомитета СССР по производственно-техни­ можностями возделывания про­ пашных культур. Ее применение повысит производительность тру­ да в сельском хозяйстве в два- три раза. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР акаде­ мик ВАСХНИЛ В. Болтянский». «Новый липецкий трактор обла­ дает рядом существенных преи­ муществ перед «Беларусью». Международное общество по ма­ шинам для садоводства, овоще­ водства и виноградарства «Агро- маш». «На севе каждых 100 га ЛТЗ- 145 высвобождает трех тракто­ ристов и экономит 0,78 тонны го­ рючего. Агрооценка — отличная. Считаю необходимым быстрей­ шую организацию производства ЛТЗ-145 и навесных орудий к не­ му. Герой Социалистического Тру­ да председатель колхоза им. Фрунзе Липецкой области А. Ас- танков». Наконец, с большим письмом в защиту ЛТЗ-145 в Минсельхоз- маш обратилась группа видных ученых. Но и оно положено там под сукно. Правда, есть приказ о включении липецкого трактора в число машин, подлежащих срав­ нительным испытаниям. Но это — ради формальности. Испытания начнутся через несколько меся­ цев, а министерству уже все ясно наперед. Есть другой приказ ми­ нистра — за номером 224 от 16 ноября 1979 года, где черным по белому записано: в качестве объ­ екта производства следует счи­ тать на будущее трактор МТЗ- 142... Не слишком ли дорого обходит­ ся народному хозяйству подобное упорство? В. ГОРОДЕЦКИЙ, (Корр. «Труда»). ЛИПЕЦК. («Труд» от 24 января 1980 г.). Для новостроек с т р а н ы Производственное объеди­ нение «Запорожтрансфор- матор» — одна из крупных украинских фирм. Мощная техника, изготовленная в ее цехах, несет службу на многих электростан ц и я х страны, в том числе на Брат­ ской, Красноярской, Нурек- ской, Саяно-Шушенско ГЭС, на Запорожской и Уг-~" легорской ГРЭС, ла Ленин­ градской, Нововоронежской и других атомных электро­ станциях. Продукция запорожского ><_ объединения из'вестна .и за рубежом: она экспортирует­ ся в десятки стран. Среди новинок, освоенных производством за последние годы, — уникальный силовой трансформатор мощностью миллион киловольт-ампер. Недавно изготовлен авто­ трансформатор, предназна­ ченный для использования на ЛЭП-1150. Выпуск комп­ лексов высоковольтного обо­ рудования для линий элект­ ропередачи переменного то­ ка напряжением до 1150 ки­ ловольт предусмотрен реше­ ниями XXV съезда КПСС. За создание и внедрение в энергетику мощных сило­ вых высоковольтных авто-, трансформаторов, примене­ ние которых значительно А снижает потери электроэнер­ гии при ее передаче, группе работников объедин е н и я присуждена Государствен­ ная премия СССР. На снимке: в цехе голов­ ного предприятия. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz