Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Лекции о Куликовской битве Большой интерес у тружеников нашего завода вызывают лекции, посвященные 600-летию Куликов­ ской битвы. Сотни рабочих соби­ раются на них, чтобы еще раз ус­ лышать о великой освободитель­ ной битве в истории русского на­ рода, которую по праву называют символом воинской славы. Эти лекции уже состоялись в ремонт­ но-механическом и чугунолитей­ ном цехах, сталелитейном корпу­ се. В дни их проведения были ор­ ганизованы выставки, рассказыва­ ющие о битве на Куликовом поле. С лекциями об одном из выда­ ющихся событий русской истории выступают лекторы заводской организации общества «Знание». Например, в чугунолитейном це­ хе она была прочитана ответст­ венным секретарем заводской ор­ ганизации общества «Знание» Е. В. Матыциной. — Летописцы XI—XII веков со­ общают нам сведения о народ­ ных выступлениях в селах и горо­ дах, о беспощадной княжеской расправе с восставшими, о меж- дуусобных войнах между князья­ ми, вследствии которых ослабло военное могущество Руси, — на­ чала свой рассказ Екатерина Ва­ сильевна. — Этим и воспользова­ лись иноземцы Снова из-за Дона на южные русские степи начина­ ют двигаться половцы. В середине XII века напор кочевников стано­ вится угрожающим. Вторглись на ...Они собираются группами и сразу же заводят свои ритуаль­ ные пляски с бесконечными сла­ вословиями аллаху, то и дело повторяя: «Ла-илиха-ила-аллах!..» В переводе на русский язык эта фраза звучит так: нет божества, кроме аллаха. Участники, пляски доходят до крайнего экстаза, до отупленного изнеможения, демон­ стрируя «верность» аллаху. Сценка взята из религиозной жизни членов мюридских общин, которые сохранились в нашей стране в районах традиционного распространения ислама. К ним относятся, в частности, Чечено- Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия и некоторые другие райо­ ны Северного Кавказа. Что же такое мюридизм? Это одна из разновидностей мистичес­ кого направления в исламе — су­ физма (араб, суфа — грубая шер­ стяная одежда, которую носили мусульманские аскеты-дервиши). Суфизм проповедовал жертвен­ ный аскетизм, примирение с дей­ ствительностью. Это, конечно же, отвечало классовым интересам феодальной верхушки и духовен­ ства. В X I веке суфизм перестал быть в оппозиции и вошел в об­ щепринятую среди мусульман систему вероучения-и обрядности ислама. Отрешаясь от всего мир­ ского, усиленно молясь, соблюдая обряды, суфии стремились «слить­ ся с божеством», в котором и за­ ключена, по их мнению, абсолют­ ная истина всего бытия. Суфизм никогда не имел единой социальной базы, поэтому не бы- русскую землю и монголо-татар­ ские полчища. Затем Е. В. Матыцина отмечает стойкость и мужество народа ря­ занской земли, который одним из первых подвергся опустошению и насилию со стороны монгольских орд. Население Рязанщины сутка­ ми сражалось без сна и отдыха. После недельного непрерывного сражения татаро-монголы захва­ тили город. Наперекор «злому татарину» русские люди поднимались на борьбу за свое освобождение. Так, против жадного и злого та­ тарского откупщика Ахмата всту­ пили в открытую вооруженную борьбу жители Курской земли. Не выдержав притеснений, вос­ стала городская беднота Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля. И для всех этих выступлений ха­ рактерен самоотверженный патри­ отизм городских низов населе­ ния. Поэтому уже в самом нача­ ле волна народных восстаний на­ несла чувствительный удар тата­ ро-монголам. Несмотря на жестокость войск Мамая, русские люди восстанав­ ливали и строили новые города. Уже в начале XIV века Москва стала большим и многолюдным городом, в Твери возобновилось каменное строительство, в Новго­ роде закладывались основы ис­ кусства. Началось объединение русских земель в единое Россий­ ское государство во главе с Москвой. Это стало беспокоить »ло в нем и идеологического един­ ства. Идеи, принципы повсюду видоизменялись, приобретали те или иные оттенки в зависимости от конкретных социально-эконо­ мических и политических условий. Из числа суфийских орденов (братств) на Северном Кавказе получили распространение ордена Накшбанди и Кадири, известные здесь под названием мюриды. Принципиальных различий в учениях этих орденов нет. Разни­ ца лишь в особенностях ритуала. Так, последователи Накшбандий- ского тариката (путь к истине, бо­ гу) признают тихий зикр (от араб, слова зикруллах — воспоминание о боге) и отвергают громкое ра­ дение. Последователи учения Ка- дирн признают только громкий зикр. Как правило, мюриды малооб­ щительны, не признают иных че­ ловеческих связей, кроме религи, озных. Для них очень важно сов­ местное отправление культа. Чле­ ны мюридских орденов противопо­ ставляют себя остальным людям, которых рассматривают как бы со стороны, употребляя обезличенное слово «они». Причем последовате­ ли учения одного тариката обо­ собляют себя от других верующих по толку, признанию и соблюде­ нию формы отдельных ритуалов. Вожаки мюридских общин тре­ буют от своей паствы полного от­ решения от мира, всецелого пос­ вящения служению аллаху. Соци­ альный смысл этих требований очевиден: отвлечь человека от ак­ тивной трудовой и общественной татарских ханов. Поэтому и начал собирать хан Мамай огромное войско, чтобы усмирить непокор­ ную Русь, подавить ее возросшую мощь. Но и русский народ готовился к отпору. По словам советского ис­ торика М. М. Тихомирова, мпод- нялась рать не просто москов­ ская, а общерусская». Наряду с москвичами сражались люди Смо­ ленщины, Брянска, Ростова, Вла­ димира, Костромы... И вот 8 сен­ тября 1380 года в междуречье Дона и Непрядвы произошла Ку­ ликовская битва. Благодаря геро­ изму русских воинов была одер­ жана выдающаяся победа. Огромно значение Куликовской битвы. И прежде всего оно сос­ тоит в том, что после полутора­ ста лет жестокого ханского ига с его хищническими наездами про­ изошел резкий перелом: разроз­ ненные прежде русские силы объединились вокруг Москвы и смогли нанести на «Мамаевской земле» сокрушительный удар, положивший начало высвобожде­ нию русского народа от ордын­ ского ига. Подвиг героев поля Куликова служит вдохновляю­ щим примером беззаветной люб­ ви к Родине, готовности защи­ щать ее от посягательств любого врага, сказала в заключение Е. В. Матыцина. По окончании лекции Екатери­ на Васильевна ответила на вопро­ сы слушателей. жизни, превратить верующих в послушное орудие в руках шей­ хов. В общинах культивируются иск­ лючительность, замкнутость веру­ ющих, настороженность и вражда не только к представителям дру­ гих вероисповеданий, но и толков, направлений в рамках учения од­ ного тариката. Эта целая система запретов, строгая регуляция жиз­ ни мюридов. На правах духовных наставников вожаки активно вме­ шиваются в личную и семейную жизнь верующих. Мюриды многих братств под их давлением запре­ щают своим дочерям выходить замуж за представителей других религиозных течений, тем более за неверующих. Мюридские общины, призывая к братству и единству людей, по­ нимают это как обращение их в свой тарйкат, в свою веру. Мюриды, как правило, обожест­ вляют шейхов-наставников, свя­ зывая их происхождение не только с основателем учения та­ риката, но и с самим аллахом. В одном из наставлений братства Накшбанди говорится: «Если ты почитаешь своего шейха, то почи­ таешь и бога». Между тем иные вожаки мю­ ридов, лицемерно призывая «бра­ тьев» к умеренности и аскетизму, сами ведут паразитический образ жизни, ни в чем себе не отказы­ вая. А чтобы легче было держать своих последователей в покорнос­ ти и повиновении, натравливают их друг на друга во имя «сохра­ нения чистоты» учения шейха. На Ленинградском производст­ венном объединении «Кировский завод» большое внимание уделя­ ется здоровью и отдыху тружени- ков’ предприятия. После рабочей смены принимает отдыхающих заводской санаторий- профилакторий. Новую жизнь по­ лучили старинные особняки в поселке Стрельна, где находится пансионат «Красные зори». Для прохождения стационарного лече­ ния построена многопрофильная больница. На снимке: группа отдыхающих в санатории-профилактории. Идеология мюридизма отличает­ ся реакционностью и консерва­ тизмом. Ее цель: препятствовать духовной эмансипации человека, не допустить интернационализа­ ции быта, семейно-брачных отно­ шений, распространения и утверж­ дения социалистических праздни­ ков и обрядов, то есть влияния советского образа жизни, закон­ сервировать патриархально-родо­ вые отношения. Однако мюридская идеология претерпевает изменения, вынуж­ дена приспосабливаться к усло­ виям нашей действительности. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сравнительно молодом братстве (возникло в 50-е годы) так называемых «бело. шапочников» (висхаджинцев), в религиозном обряде которых мно­ го нововведений, привлекающих к себе внимание молодежи. Здесь и национальная одежда (обряд со­ вершается в белых папахах), и музыкальное оформление (звуки скрипки). Борьба с реакционной идеоло­ гией мюридизма — прежде всего борьба с пережитками патриар­ хально-родовых общественных от­ ношений, борьба за новые отно­ шения в быту. Она предполагает единство атеистического и интер­ национального воспитания, актив­ ную пропаганду коммунистичес­ кой морали, советского образа жизни, характерной чертой кото­ рого является" подлинное братст­ во и дружба народов СССР. Л . БАШИРОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 16 СЕНТЯБРЯ. Театральный зал. Художественный фи л ь м «Судьба», две серии— в 17.30, 20.00. 17 .СЕНТЯБРЯ. Театральный зал. Художественные фильмы: «Точка, точка, запятая» (детям) в 11.00: «Судьба», две серии — в 17.30, 20.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 16, 17 СЕНТЯБРЯ. Новый ху­ дожественный фильм ПЕТРО — в 8.30, 10.20, 12.10 (удли­ ненный сеанс), 14.30, 16.20, 18.10 (удлиненный сеанс), 20.30. Дворец культуры ЛТЗ объявля­ ет дополнительный набор на плат­ ные КУРСЫ МАШИННОЙ ВЫ­ ШИВКИ И ВЯЗАНИЯ НА СПИ­ ЦАХ. Запись желающих поступить на курсы производится ежедневно с 8 до 18 часов у дежурного Дворца, АДМИНИСТРАЦИЯ . Коллектив заводоуправле­ ния с глубоким прискорбием извещает о скоропостижной смерти заместителя начальни­ ка отдела, участника Великой Отечественной войны КОРЧАГИНА Николая Ефимовича и выражает искреннее собо­ лезнование семье и близким покойного. Администрация, партийное бюро и комитет профсоюза тракторосборочного цеха с глубоким прискорбием изве­ щают о скоропостижной кон­ чине мастера службы механи­ ка, участника Великой Отече­ ственной войны, члена КПСС ПРОВОТОРОВА Петра Григорьевича и выражают искреннее собо­ лезнование родным и близким покойного. НАШ АДРЕС : 398006. Липецк, Красноза­ водская улица, дом № 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-2Ц: редактора и ответ, секретаря — доб, 4-70, лите­ ратурных сотрудников — доб. 2-05. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам, Типография тракторного завода 398006, о. Липецк, ул. Красном, водс&гл, 2. * АЭ 06363. Ц- Зак. № 1548. Тираж 2505 экз. Ч е л о в е к и п р и р о д а И л е м н о — родина аистов Новгородская область. Деревню Илемно прозвали аистиной не :лучайно. Сюда каждую весну при­ летают эти редкие птицы созда- зать семьи и продолжать свой род. В том, что Илемно стало роди- гой сотен аистов, большая заслу- 'а пенсионера К. Н. Волкова. Он «астерит на деревьях новые осно­ вания для гнезд, помогает аис- 1ам опекать птенцов, наблюдает ;а поведением пернатых, кольцу­ ет их. В этом году из Илемно на шмовку в теплые края улетит жоло семидесяти аистов, г На снимке: К. Н. Волков гото- ит птенцов к кольцеванию. Фотохроника ТАСС, ЛИПЕЦКИЙ ВЕЧЕРНИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ объявляет прием на 1980—1981 учебный год на второй курс по специальности «Литейное производство черных металлов» — юношей и девушек всех возрастов, окончивших среднюю школу или училище на «4» и «5», без вступительных экзаменов по мере поступления заявлений. Прием документов — до 15 ноября с. г. Поступающие представляют: 1. Заявление. 2. Три фотокарточки. 3. Документ об образовании. 4. Медицинскую справку. 5. Выписку из трудовой книжки. Адрес техникума: 398012. г. Липецк, улица Студенческая, 6. Проезд трамваями №№ 1, 10 — до становки «Улица 3-го Сентября»; автобусами №№ 5, 10, 15, 19, 20 — до остановки «Улица Ильича»; троллейбусом № 1 — до --------- *" школа». остановки «10-я Справки по телефону: 3-90-21, доб. 3-32. АДМИНИСТРАЦИЯ . Т. НИКОЛАЕВА. Фотохроника ТАСС. I ш !Что та ко е мюридизм?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz