Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Лекции о Куликовской битве Большой интерес у тружеников нашего завода вызывают лекции, посвященные 600-летию Куликов ской битвы. Сотни рабочих соби раются на них, чтобы еще раз ус лышать о великой освободитель ной битве в истории русского на рода, которую по праву называют символом воинской славы. Эти лекции уже состоялись в ремонт но-механическом и чугунолитей ном цехах, сталелитейном корпу се. В дни их проведения были ор ганизованы выставки, рассказыва ющие о битве на Куликовом поле. С лекциями об одном из выда ющихся событий русской истории выступают лекторы заводской организации общества «Знание». Например, в чугунолитейном це хе она была прочитана ответст венным секретарем заводской ор ганизации общества «Знание» Е. В. Матыциной. — Летописцы XI—XII веков со общают нам сведения о народ ных выступлениях в селах и горо дах, о беспощадной княжеской расправе с восставшими, о меж- дуусобных войнах между князья ми, вследствии которых ослабло военное могущество Руси, — на чала свой рассказ Екатерина Ва сильевна. — Этим и воспользова лись иноземцы Снова из-за Дона на южные русские степи начина ют двигаться половцы. В середине XII века напор кочевников стано вится угрожающим. Вторглись на ...Они собираются группами и сразу же заводят свои ритуаль ные пляски с бесконечными сла вословиями аллаху, то и дело повторяя: «Ла-илиха-ила-аллах!..» В переводе на русский язык эта фраза звучит так: нет божества, кроме аллаха. Участники, пляски доходят до крайнего экстаза, до отупленного изнеможения, демон стрируя «верность» аллаху. Сценка взята из религиозной жизни членов мюридских общин, которые сохранились в нашей стране в районах традиционного распространения ислама. К ним относятся, в частности, Чечено- Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия и некоторые другие райо ны Северного Кавказа. Что же такое мюридизм? Это одна из разновидностей мистичес кого направления в исламе — су физма (араб, суфа — грубая шер стяная одежда, которую носили мусульманские аскеты-дервиши). Суфизм проповедовал жертвен ный аскетизм, примирение с дей ствительностью. Это, конечно же, отвечало классовым интересам феодальной верхушки и духовен ства. В X I веке суфизм перестал быть в оппозиции и вошел в об щепринятую среди мусульман систему вероучения-и обрядности ислама. Отрешаясь от всего мир ского, усиленно молясь, соблюдая обряды, суфии стремились «слить ся с божеством», в котором и за ключена, по их мнению, абсолют ная истина всего бытия. Суфизм никогда не имел единой социальной базы, поэтому не бы- русскую землю и монголо-татар ские полчища. Затем Е. В. Матыцина отмечает стойкость и мужество народа ря занской земли, который одним из первых подвергся опустошению и насилию со стороны монгольских орд. Население Рязанщины сутка ми сражалось без сна и отдыха. После недельного непрерывного сражения татаро-монголы захва тили город. Наперекор «злому татарину» русские люди поднимались на борьбу за свое освобождение. Так, против жадного и злого та тарского откупщика Ахмата всту пили в открытую вооруженную борьбу жители Курской земли. Не выдержав притеснений, вос стала городская беднота Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля. И для всех этих выступлений ха рактерен самоотверженный патри отизм городских низов населе ния. Поэтому уже в самом нача ле волна народных восстаний на несла чувствительный удар тата ро-монголам. Несмотря на жестокость войск Мамая, русские люди восстанав ливали и строили новые города. Уже в начале XIV века Москва стала большим и многолюдным городом, в Твери возобновилось каменное строительство, в Новго роде закладывались основы ис кусства. Началось объединение русских земель в единое Россий ское государство во главе с Москвой. Это стало беспокоить »ло в нем и идеологического един ства. Идеи, принципы повсюду видоизменялись, приобретали те или иные оттенки в зависимости от конкретных социально-эконо мических и политических условий. Из числа суфийских орденов (братств) на Северном Кавказе получили распространение ордена Накшбанди и Кадири, известные здесь под названием мюриды. Принципиальных различий в учениях этих орденов нет. Разни ца лишь в особенностях ритуала. Так, последователи Накшбандий- ского тариката (путь к истине, бо гу) признают тихий зикр (от араб, слова зикруллах — воспоминание о боге) и отвергают громкое ра дение. Последователи учения Ка- дирн признают только громкий зикр. Как правило, мюриды малооб щительны, не признают иных че ловеческих связей, кроме религи, озных. Для них очень важно сов местное отправление культа. Чле ны мюридских орденов противопо ставляют себя остальным людям, которых рассматривают как бы со стороны, употребляя обезличенное слово «они». Причем последовате ли учения одного тариката обо собляют себя от других верующих по толку, признанию и соблюде нию формы отдельных ритуалов. Вожаки мюридских общин тре буют от своей паствы полного от решения от мира, всецелого пос вящения служению аллаху. Соци альный смысл этих требований очевиден: отвлечь человека от ак тивной трудовой и общественной татарских ханов. Поэтому и начал собирать хан Мамай огромное войско, чтобы усмирить непокор ную Русь, подавить ее возросшую мощь. Но и русский народ готовился к отпору. По словам советского ис торика М. М. Тихомирова, мпод- нялась рать не просто москов ская, а общерусская». Наряду с москвичами сражались люди Смо ленщины, Брянска, Ростова, Вла димира, Костромы... И вот 8 сен тября 1380 года в междуречье Дона и Непрядвы произошла Ку ликовская битва. Благодаря геро изму русских воинов была одер жана выдающаяся победа. Огромно значение Куликовской битвы. И прежде всего оно сос тоит в том, что после полутора ста лет жестокого ханского ига с его хищническими наездами про изошел резкий перелом: разроз ненные прежде русские силы объединились вокруг Москвы и смогли нанести на «Мамаевской земле» сокрушительный удар, положивший начало высвобожде нию русского народа от ордын ского ига. Подвиг героев поля Куликова служит вдохновляю щим примером беззаветной люб ви к Родине, готовности защи щать ее от посягательств любого врага, сказала в заключение Е. В. Матыцина. По окончании лекции Екатери на Васильевна ответила на вопро сы слушателей. жизни, превратить верующих в послушное орудие в руках шей хов. В общинах культивируются иск лючительность, замкнутость веру ющих, настороженность и вражда не только к представителям дру гих вероисповеданий, но и толков, направлений в рамках учения од ного тариката. Эта целая система запретов, строгая регуляция жиз ни мюридов. На правах духовных наставников вожаки активно вме шиваются в личную и семейную жизнь верующих. Мюриды многих братств под их давлением запре щают своим дочерям выходить замуж за представителей других религиозных течений, тем более за неверующих. Мюридские общины, призывая к братству и единству людей, по нимают это как обращение их в свой тарйкат, в свою веру. Мюриды, как правило, обожест вляют шейхов-наставников, свя зывая их происхождение не только с основателем учения та риката, но и с самим аллахом. В одном из наставлений братства Накшбанди говорится: «Если ты почитаешь своего шейха, то почи таешь и бога». Между тем иные вожаки мю ридов, лицемерно призывая «бра тьев» к умеренности и аскетизму, сами ведут паразитический образ жизни, ни в чем себе не отказы вая. А чтобы легче было держать своих последователей в покорнос ти и повиновении, натравливают их друг на друга во имя «сохра нения чистоты» учения шейха. На Ленинградском производст венном объединении «Кировский завод» большое внимание уделя ется здоровью и отдыху тружени- ков’ предприятия. После рабочей смены принимает отдыхающих заводской санаторий- профилакторий. Новую жизнь по лучили старинные особняки в поселке Стрельна, где находится пансионат «Красные зори». Для прохождения стационарного лече ния построена многопрофильная больница. На снимке: группа отдыхающих в санатории-профилактории. Идеология мюридизма отличает ся реакционностью и консерва тизмом. Ее цель: препятствовать духовной эмансипации человека, не допустить интернационализа ции быта, семейно-брачных отно шений, распространения и утверж дения социалистических праздни ков и обрядов, то есть влияния советского образа жизни, закон сервировать патриархально-родо вые отношения. Однако мюридская идеология претерпевает изменения, вынуж дена приспосабливаться к усло виям нашей действительности. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сравнительно молодом братстве (возникло в 50-е годы) так называемых «бело. шапочников» (висхаджинцев), в религиозном обряде которых мно го нововведений, привлекающих к себе внимание молодежи. Здесь и национальная одежда (обряд со вершается в белых папахах), и музыкальное оформление (звуки скрипки). Борьба с реакционной идеоло гией мюридизма — прежде всего борьба с пережитками патриар хально-родовых общественных от ношений, борьба за новые отно шения в быту. Она предполагает единство атеистического и интер национального воспитания, актив ную пропаганду коммунистичес кой морали, советского образа жизни, характерной чертой кото рого является" подлинное братст во и дружба народов СССР. Л . БАШИРОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ 16 СЕНТЯБРЯ. Театральный зал. Художественный фи л ь м «Судьба», две серии— в 17.30, 20.00. 17 .СЕНТЯБРЯ. Театральный зал. Художественные фильмы: «Точка, точка, запятая» (детям) в 11.00: «Судьба», две серии — в 17.30, 20.00. В КИНОТЕАТРЕ «МАЯК» 16, 17 СЕНТЯБРЯ. Новый ху дожественный фильм ПЕТРО — в 8.30, 10.20, 12.10 (удли ненный сеанс), 14.30, 16.20, 18.10 (удлиненный сеанс), 20.30. Дворец культуры ЛТЗ объявля ет дополнительный набор на плат ные КУРСЫ МАШИННОЙ ВЫ ШИВКИ И ВЯЗАНИЯ НА СПИ ЦАХ. Запись желающих поступить на курсы производится ежедневно с 8 до 18 часов у дежурного Дворца, АДМИНИСТРАЦИЯ . Коллектив заводоуправле ния с глубоким прискорбием извещает о скоропостижной смерти заместителя начальни ка отдела, участника Великой Отечественной войны КОРЧАГИНА Николая Ефимовича и выражает искреннее собо лезнование семье и близким покойного. Администрация, партийное бюро и комитет профсоюза тракторосборочного цеха с глубоким прискорбием изве щают о скоропостижной кон чине мастера службы механи ка, участника Великой Отече ственной войны, члена КПСС ПРОВОТОРОВА Петра Григорьевича и выражают искреннее собо лезнование родным и близким покойного. НАШ АДРЕС : 398006. Липецк, Красноза водская улица, дом № 2. Телефоны (по коммутатору 3-90-2Ц: редактора и ответ, секретаря — доб, 4-70, лите ратурных сотрудников — доб. 2-05. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам, Типография тракторного завода 398006, о. Липецк, ул. Красном, водс&гл, 2. * АЭ 06363. Ц- Зак. № 1548. Тираж 2505 экз. Ч е л о в е к и п р и р о д а И л е м н о — родина аистов Новгородская область. Деревню Илемно прозвали аистиной не :лучайно. Сюда каждую весну при летают эти редкие птицы созда- зать семьи и продолжать свой род. В том, что Илемно стало роди- гой сотен аистов, большая заслу- 'а пенсионера К. Н. Волкова. Он «астерит на деревьях новые осно вания для гнезд, помогает аис- 1ам опекать птенцов, наблюдает ;а поведением пернатых, кольцу ет их. В этом году из Илемно на шмовку в теплые края улетит жоло семидесяти аистов, г На снимке: К. Н. Волков гото- ит птенцов к кольцеванию. Фотохроника ТАСС, ЛИПЕЦКИЙ ВЕЧЕРНИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ объявляет прием на 1980—1981 учебный год на второй курс по специальности «Литейное производство черных металлов» — юношей и девушек всех возрастов, окончивших среднюю школу или училище на «4» и «5», без вступительных экзаменов по мере поступления заявлений. Прием документов — до 15 ноября с. г. Поступающие представляют: 1. Заявление. 2. Три фотокарточки. 3. Документ об образовании. 4. Медицинскую справку. 5. Выписку из трудовой книжки. Адрес техникума: 398012. г. Липецк, улица Студенческая, 6. Проезд трамваями №№ 1, 10 — до становки «Улица 3-го Сентября»; автобусами №№ 5, 10, 15, 19, 20 — до остановки «Улица Ильича»; троллейбусом № 1 — до --------- *" школа». остановки «10-я Справки по телефону: 3-90-21, доб. 3-32. АДМИНИСТРАЦИЯ . Т. НИКОЛАЕВА. Фотохроника ТАСС. I ш !Что та ко е мюридизм?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz