Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Иван СТРЕЛЬНИКОВ Анатолий ФИСЕННО А т л а н Поверх волны скользят дельфины. Бурунный оставляя след. Мерцают матовые спины Живых стремительных торпед. Спешит корабль — творенье века, А пассажиры видят сны: Летящий профиль человека Поверх искрящейся волны. Так много тайн скрывает море, Что забывать их не с руки — т и д а Секреты нам откроют вскоре Пропавшие материки. В индейских мифах говорится, Что не всегда была Луна, Что будто бы залетной птицей Пожаловала к нам она. А верить хочется в иное: Что в космос был проложен мост — И Атлантида, став Луною, Плывет над нами мимо звезд. П И С Ь М А . Еще не утро, но уже не ночь— Мир на границе темноты и света. Пока рассвет не в силах превозмочь Ночной прохлады дремлющего лета. И, не проснувшись, ты уже не спишь, Меж сном и явью одолев стремнину, — А за окном предутренняя тишь Звенит осой, попавшей в паутину. Испытания на прочность ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА ЗАВОДА В 1947— 1951 годы я непрерыв­ но работал в испытательном отря­ де. За это время мне довелось ис­ пытывать наши липецкие тракто­ ры, сперва — КД-35, а потом — КДП -35. С постановкой на конвейер про­ пашного трактора, потребовались для него узкие гусеницы, которые умещались бы в междуряднях по­ севных сельскохозяйственных культур. На заводе приступили к отливке траков из легированной стали, а также стали изготавли­ вать специальные соединительные пальцы с ребристой накаткой на одном конце. Накатка предназна­ чалась для запрессовки и удержи­ вания пальца в звене гусеницы. Первые опытные гусеничные це. пи собирались в эксперименталь­ ном цехе. Мы «всем кагалом» по­ очередно долбили полупудовой кувалдой, забивая накатку в проу­ шину трака, проклиная конструк­ цию, представив, что будет де­ лать один тракторист в поле, если потребуется рассоединить или со­ единить гусеницу. То, как мы это представляли, и пришлось увидеть во время испы­ таний. На крутых разворотах гу­ сеницы сваливались с ведущей звездочки и поддерживающего ролика. А иногда вовсе спадали с тележек. И надеть на место гу­ сеничную цепь одному человеку было совершенно не под силу. При. ходилось звать на помощь това­ рища, пахавшего на своем трак­ торе соседнюю загонку, или бе­ жать за сменным механиком на полевой стан к будке. Уже вдво­ ем мы пускали в .ход кувалду, специально Т-образную выколот­ ку и лом. Без этого обойтись бы­ ло нельзя. Вот почему, работая на КДП -35, я возил такой инст­ румент с собой. Чтобы устранить этот серьез­ ный дефект, потребовалось много труда и времени. Конструкторы проводили разные изменения в конструкции ходовой части трак­ тора и каждое новшество прове­ рялось в работе. От потребителей на завод поступил сигнал: отры­ вается балансир жесткой рессор­ ной подвески. Главный конструк­ тор Б. Е.-'Архангельский дал ука­ зание старшему механику В. С. Гончарову проверить балансир на прочность в испытательном отря- де. В то же время я получил зада­ ние: перебить рессору. Для этого надо было создать большую на­ грузку на всю подвеску. И мы решили на большой скорости го­ нять КДП -35 по ухабам, канавам и пенькам на лесосеке. От неимо­ верной тряски, казалось, скорее у меня что-либо оторвется внутри, нежели поломается рессора. Так продолжалось целую неделю. Рес­ сора, как назло, выдержала, зато обнаружилось другое — полома­ лась конечная бортовая передача в соединении корпусов верхней и нижней ступеней. Осмотрев место излома, конструкторы приняли ре­ шение усилить эту область за счет утолщения металла, ввели ребра жесткости. А несколько дней спустя балансир все-таки оторвался и трактор клюнул но­ сом в землю на пахоте. Вскоре жесткая рессора была заменена торсионной подвеской. Работавший в то время в отде­ ле главного конструктора В. Г. Ткачевский спроектировал новую конструцию опорного катка. До этого катки смазывались через шариковые масленки солидолом. Масленки часто выходили из строя, и катки от недостаточной смазки нагревались докрасна, за­ клинивались. При разборке мы обнаружили приварку оси к кор­ пусу катка. Ткачевский предло­ жил жидкую смазку: дизельное масло специально заливалось в резервуар и оттуда, по ходам со­ общения, поступало самотеком в каждый каток. Новую конструкцию опорного катка надо было срочно прове­ рить в работе, а затем внедрить в серийное производство. С Ткачев- ским я выехал на тракторе за зо­ ну завода, чтобы провести испы­ тания. Время было весеннее. Река Воронеж только что вошла в свои берега. На деревьях, благоухая, набухали почки. Вот-вот должны выглянуть первые зеленые лис­ точки. Мы выбрали место на лугу возле речки. Здесь была жидкая грязь, что и требовалось. Я гонял трактор по топкой жиже, а Тка­ чевский ходил следом. Свое испытание в жидкой грязи катки выдержали прекрасно, но главному конструктору Б. Е. Ар­ хангельскому пришла в голову мысль проверить их на герметич­ ность в чистой воде. И заодно — всю трансмиссию и дизель. Он задался целью: загнать трактор в реку по возможности глубже, по­ смотреть, не будет ли вода посту­ пать через уплотнения в бортовые передачи, задний мост, коробку скоростей и картер двигателя. — Виктор, — сказал Борис Ев­ графович, — ты должен сегодня К Д П «искупать» в реке Воронеж. И, объяснив для какой цели, до­ бавил: — Сделать это надо обязатель­ но. Не бойся что увязнешь, выта­ щим. Я приехал к реке Воронеж в районе очистных сооружений. Там в То время был чистый за­ лив. С нашей стороны он имел по­ логий берег и песчаное, довольно твердое дно. Я заехал на тракто­ ре в воду по самый верхний ка­ пот двигателя. Вначале на малой скорости перемещался вдоль бе­ рега вперед — назад, а потом ос­ тановился и стоял на одном месте более двух часов. Мотор работал на полную мощность. Лопасти вентилятора бурлили воду. Я си­ дел на сидении, спустив по щико­ лотки ноги в воду, так как она залила полик. Когда пригнал трактор на за­ вод, у цеха меня встретил Борис Евграфович. — Ну, какие дела? — спросил он. — Все в порядке, — ответил я. — Заезжал в воду, так что виден был только верхний капот двига­ теля. Двигался туда-сюда и стоял на месте два часа с лишним. Прекрасно. Теперь глу­ ши мотор, пусть трактор постоит с часок, а потом проверим есть ли вода в трансмиссии и картере двигателя. А сейчас сними пару катков, посмотрим их. В опорных катках воды не ока­ залось. Не было ее также в транс­ миссии и двигателе. Так закончились испытания кат­ ков. Через некоторое время они пошли в серийное производство. В. ЖИЛКИН , бывший рабочий экспериментального цеха, ветеран труда. У МОРЯ Я бывал на морском берегу. Замирала волна на бегу. А потом закипала — и враз Налетала на наш баркас. Первый раз я на море гляжу. С рыбаками за мыс ухожу. Рыбаки—как один богатырь! — Все познали: и штормы и штиль. Вот гребут они дружно, в такт. Будто сжаты в один кулак. А кругом — синий, синий простор, Да скалистые скулы гор. ☆ ☆ Говорят, есть такие края, жизнь там — отдых, покой и прохлада. Но у каждого тропка своя... Мне другой, Хоть и лучше, не надо. Горных кряжей вдали не увидит мой взор, Потому что в степи Я веду разговор. Ах, какая здесь ширь, необъятность полей! Комбайнер — богатырь! Он мужицких кровей! Вместе е ним я тружусь от зари до зари. Солнцем я прокалюсь, Потом я обольюсь — Радость душу мою озарит. ☆ ☆ ' ★ Ветерок пробегает игривый, звонко плещет в излуке река. В синем небе, как клин журавлинный, в даль сквозную плывут облака. С луга веет настоем медовым. Утром зори чисты, высоки. Бродит запах духмяный по селам. — зреет хлеб, — говорят старики. Я так хочу, чтоб Вы мне написали — Ведь письма могут многое сказать: Все кажется, в безмолвном светлом зале Глядим друг другу в тихие глаза. Пускай слова, бессмертные как вечность, Запечатлит бегущая строка. Прекрасен мир, как детская беспечность, Пока над строчкой замерла рука. Вопреки закону притяженья Дождь зигзагом скачет по земле. Угадай свое изображенье В искривленном брызгами стекле! За окном перемешались круто Элементы яви и чудес — И трамвай плывет, как чудо- к>ДО, Виденное в озере Лох-Несс. На исходе августа, Фотоэтюд В. Савельева, Алла ТУМАРОВСНАЯ Ч Ь Е С О Л Н Ц Е ? Поделили мы игрушки: Варе — куклу, шар —- Андрюшке. Наша маленькая Нина Получила — Буратино. А кому же вороного! — Мне коня! — воскликнул Вова. Получил он и седло — Очень Вове повезло. Вдруг в открытое оконце Заглянуло к детям солнце. Ну, а с солнцем как же быть! Будем солнышко делить! — Нет, — сказали хором дети, — Пусть оно всем людям светит! Светит в каждое окно, Ведь оно для всех одно! На соис к ание Государственной * премии СССР 1 9 8 0 г о д а Москва. На соискание Го­ сударственной премии СССР 1980 года за цикл телепрог­ рамм «Наследники Мао» и телефильмы «Кубинские портреты» и «Весна в Пном­ пене» представлен автор сце­ нариев и ведущий цикла А. А. Каверзнев (на снимке). Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz