Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
Н а с т а в н и ч е с т в о—з або т а общая На нашем заводе большое вни мание уделяется воспитанию до стойной смены ветеранам произ водства. В решении этой ответ ственной задачи важную роль иг рают наставники молодежи. Гене ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выступая на XV II съезде ВЛКСМ, сказал: «Наставники — это кадровые ра бочие, обладающие высоким ма стерством, богатым жизненным опытом, и я бы сказал, талантли вые педагоги. Они по доброй во ле, по призванию души учат мо лодежь трудолюбию, мастерству, воспитывают ее на героических традициях нашего славного рабо чего класса». Сама жизнь подтвердила цен ность трудового и нравственно го воспитания молодых рабочих в коллективе. Можно привести мно жество примеров благородной деятельности наставников. Но в большинстве случаев мы знаем лишь о конечном результате вос питателя, своего рода итоге его деятельности. Но о том, как ре шал он трудные задачи воспита ния, что волновало его, многим бывает неизвестно, Именно об этом богатую информацию дают специально оформленные «Угол ки наставника», «Экраны настав ничества», которые показывают, как трудятся рабочие педагоги и их подопечные, что волнует их, какие трудности и препятствия встают перед наставниками в процессе воспитания молодого ра бочего. Надо отметить, что в ряде це хов самым серьезным образом отнеслись к пропаганде опыта воспитательной работы. Хорошо оформлены «Уголки наставника» в цехах: автоматном, модельном, экспериментальном, тракторных № 2 и № 4 и некоторых других. В этих коллективах придают большое значение наглядной аги тации по наставничеству, ее про пагандистской, организаторской и агитаторской функциям. Совсем иная картина наблюда ется в других цехах, таких, как пятый и первый тракторные, ре монтно-механический, прессовый. На таком же низком уровне на ходится пропаганда наставничест ва и в корпусе МС-4. В этих кол лективах после долгих разгово ров о важности и необходимости «Уголков наставника», «Экранов наставничества» дело не сдвину лось ни на шаг. Нельзя сказать, что в этих коллективах работа по воспитанию молодых рабочих не ведется. Это не так. В коллек тивах немало опытных рабочих, воспитавших и подготовивших для завода хороших специали стов. Но беда здесь в том, что об опыте рабочих педагогов многие их коллеги подчас и не знают, и не только наставники других це хов, но даже и те, кто работает рядом с ними. Устранить этот пробел во мно гом поможет «Уголок наставни ка». Что представляет он собой? В нем помещаются, как правило, списки цехового совета наставни ков, здесь и имена (а еще лучше и фотографии) воспитателей и их подопечных. Отводится место и для того, чтобы наставник мог рассказать в заметке о своей ра боте, поставить на повестку дня вопрос, отметить трудности и не достатки, Но самая главная цен ность «Уголков наставника» в том, что весь коллектив цеха, от дела через них получает инфор мацию о том, что волнует воспи тателей, чем они живут, одним словом, появляется коллективная заинтересованность и ответствен ность за судьбу молодого рабоче го. Несколько лет назад богатую информацию содержала нагляд ная агитация в тракторном цехе № 3. В то время вопрос подго товки рабочих кадров своими си лами беспокоил не только настав ников и администрацию цеха, но и профсоюзную, комсомольскую организации. Всячески помогала растить трудовую смену и пар тийная организация. К сожале нию, сейчас положение нескольк иное. Нет здесь ни уголка, ни эк рана по наставничеству. Само устранились от этой работы и комсомольская организация, и ад министрация цеха (начальник це ха Н, А, Гордеев), О постоянном участии комсомольских организа ций в воспитании молодых рабо чих, к сожалению, приходится высказывать нелестные слова. По чему-то комсомольцы считают вопросы наставничества лишь де лом непосредственных воспитате лей, советов наставников. Но ведь всем известно, что без тесного взаимодействия советов настав* ников с комсомолом положитель ного эффекта достичь трудно. Думается, что если бы все орга низации цеха подходили к вопро су наставничества не обособлен но, а сообща, эффект был бы большим. На некоторых предприятиях нашей отрасли используют и кол лективную форму воспитания, та кую, как комсомольско-молодеж ные бригады, возглавляемые опыт ными наставниками. Такие брига ды созданы на Минском, Харь ковском тракторных заводах, на заводе имени Лихачева и других. На нашем заводе тоже решили использовать этот ценный опыт. Сейчас уже определены бригады, которые возглавят опытные спе циалисты, передовики производст ва, имеющие богатую практику воспитательной работы с моло дежью. До конца года - на эту форму перейдет большинство ком сомольско-молодежных бригад. Думается, что в этом начинании партийные, профсоюзные, комсо мольские организации цехов и отделов примут самое активное участие. А. ХВОРЫХ, инженер-методист отдела кадров. щедрость ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Душевная На днях после очередной командировки в редакцию зашел инже нер-конструктор, заместитель секретаря партбюро отдела главного конструктора В. И. Чунихин и поведал о том, как наш перспектив ный универсально-пропашной трактор ЛТЗ-145 держит государст венный экзамен. А потом Владимир Иванович высказал мысль о том, чтобы газета почаще писала о лучших людях отдела, о тех, кто вносит наибольший вклад в технический прогресс, кто творче ски работает над созданием новой машины и модернизацией се рийной техники. В числе таких творчески мыслящих инженеров он назвал Римму Юлиановну Лопатину. Имя инженера - конструктора первой категории Р. Ю. Лопати ной хорошо известно не только в отделе, но и на заводе. Оно не раз упоминалось в заводской га зете в материалах рабкоровского поста, сообщавшего о ходе испы таний и доводки трактора ЛТЗ- 145, в других заметках. Ее фото графии мы видели на Досках почета отдела и завода. Зная о том, что Римма Юлиа новна отличается удивительной скромностью, я решил вначале побеседовать с ее товарищами. Первым моим собеседником был начальник конструкторского бю ро В. К. Скаргин, который очень хорошо знает Р. Ю. Лопатину по совместной работе. Но вначале предоставим слово ветерану оте чественного тракторостроения Ге оргию Фаддеевичу Матюхову, ра ботающему на нашем заводе с 1945 года. — В те годы, — говорит Г. Ф. Матюхов, — я работал началь ником конструкторского бюро по ходовой части. — В 1947 году после окончания Липецкого ма шиностроительного техникума к нам пришла Римма Лопатина и сразу же включилась в работу по созданию трансмиссии. Моло дому конструктору мы поручили разрабатывать один из основных и сложных узлов трактора КДП- 35 — бортовую передачу. Девуш ка имела высокую теоретическую подготовку и работы выполняла квалифици] ованно, не допускала ошибок. Римма подкупала меня высокой работоспособно с т ь ю, усидчивостью, она, как говорит ся, на лету все схватывала. В свои юные годы она уже умела хорошо работать над книгой, чер пать необходимые материалы из технической литературы. Создан ный ею узел оказался надежным и пошел в серийное производство. Что ж, дебют молодого конст руктора был очень хорошим. Опытные инженеры-наставники увидели в Римме Лопатиной та лантливого конструктора, радова лись ее успехам, творческому росту, всячески поддерживали ее инициативу. Около двух десятков лет рабо тает вместе с Риммой Юлианов ной начальник бюро В. К. Скар гин. Мне понравилось, что этот руководитель так хорошо знает своих людей. Он с большим удов летворением рассказывал о своем товарище и как о талантливом инженере-конструкторе, и как о душевном, уважаемом в коллек тиве человеке. За 33 года работы в конструк торском отделе Р. Ю. Лопатина •Активно участвовала в разработке конструкции всех тракторов, но сящих марку нашего завода. Од новременно она училась во Все союзном заочном машинострои тельном институте по специально сти «Автомобили и тракторы». Дипломную работу делала по уз лам садово - виноградникового трактора, производство которого затем было налажено в Кишине ве. В 1961 году наши конструкторы приступили к созданию универ сально-пропашного трактора с четырьмя одинаковыми управляе мыми колесами. Машина имела оригинальную схему, что увлека ло конструкторов, здесь был ог ромный простор для их творче ской деятельности. Как говорят, с головой ушла в эту интересную работу и Р. Ю. Лопатина. И здесь на ее долю выпала наибо лее ответственная работа по соз данию таких узлов трансмиссии, как муфта сцепления, коробка пе редач, тормоза, дифференциалы, приводы вала отбора мощности и другие. А после работы она вы ступает перед инженерами-испы- тателями, а также трактористами с лекциями по конструкции узлов трансмиссии опытных перспектив ных тракторов. Много времени и внимания уде ляет Римма Юлиановна проведе нию практики студентов высших учебных заведений, а также тем, кто, получив диплом, начинает делать первые шаги в конструк торской работе. И потому моло дые специалисты уважительно называют ее своей наставницей. Творчество, поиск новых инже нерных решений, тщательность и точность разработок, четкость и ясность мысли — вот те харак терные качества, которые прису щи Р. Ю. Лопатиной. В составе группы инженеров В. К. Скарги- на, Н. С. Бобровского, Н. М. Чер касова она участвует в создании такого сложного и важного узда, как межмостовой самоблокирую- щийся дифференциал трактора ЛТЗ-145. Эта работа признана изобретением, ее творцам выдано авторское свидетельство. — Помнится, был однажды и такой случай, — говорит В. К. Скаргин. — В одном из цехов Новолипецкого металлургического завода на крупном агрегате по ломалась шестерня планетарного редуктора. Надо было срочно рассчитать геометрию и сделать чертежи новой, сложной по кон струкции детали, а специалистов на заводе не оказалось. Руковод ство соседнего предприятия вы нуждено было обратиться за по мощью на наш завод. Эту работу тогда’ поручили выполнить Рим ме Юлиановне Лопатиной, кото рая блестяще справилась с нею. Вместе с Р. Ю. Лопатиной 23 года работает руководитель груп пы 3. К. Куликова. Если мои пер вые собеседники характеризовали Римму Юлиановну в основном с точки зрения инженерных, произ водственных качеств, то Зинаида Кузьминична больше говорила о ее душевных качествах. С Лопа тиной, говорит 3. К. Куликова, работать хорошо, интересно. Она очень тактична, добросовестна, порядочна, имеет богатейший опыт. Очень эрудированная, гра мотная женщина, у нее широкий круг интересов. В ее доме бога тая библиотека, где много тех нической и художественной лите ратуры, есть здесь и книги об искусстве. Р. Ю. Лопатина пре красно разбирается в музыке, играет на пианино. 3. К. Куликова назвала Р. Ю. Лопатину человеком высоких ду шевных качеств. Эту же мысль она недавно высказала стихами на торжественном собрании, по священном юбилею и проводам на заслуженный отдых Р. Ю. Ло патиной. Культура, ум средь нас Вас отличали И в зрелом возрасте, и вначале. Ценнее же всего неравнодушие Ваше, Когда с товарищем, не близким даже, Подчас случается беда, — Помочь спешите Вы всегда. Строки этих стихов рождались, конечно, экспромтом, но сказаны они были от всей души. Теплые, проникновенные слова в адрес юбиляра произнесли также глав ный конструктор К. И. Виногра дов, председатель комитета проф союза В. А. Лопатин, другие то варищи. Говорили они о трудо вом вкладе Р. Ю. Лопатиной в создание липецких тракторов, о ее активном участии в общест венной жизни. Много лет работа ла профгрупоргом, избиралась в бюро НТО отдела. В числе луч ших тракторостроителей награж дена Почетной грамотой Прези диума Верховного Совета РСФСР Ее имя заносилось в городскую Книгу трудовой славы. При встрече с Риммой Юлиа новной я еще раз убедился в ее удивительной скромности. При ятно было беседовать с этой оба ятельной женщиной, ставшей на нашем заводе ведущим инжене- ром-конструктором и так много сделавшей для развития тракто ростроения. Осторожно спрашиваю Р. Ю. Лопатину о том, какие чувства она испытывает сейчас, перед уходом на заслуженный отдых. — Проработать в коллективе 33 года и уходить из него, даже если у тебя есть любимое хобби, очень нелегко, — сказала Римма Юлиановна. — Но мне разрешили иметь при себе пропуск, и я буд\ приходить в свой родной коллек тив, буду навещать товарищей. М. НАЛИВКИН . Москва. На Первом государственном подшипниковом заводе изго товлен 3-миллиардный подшипник. Его размеры уникальны: на ружный диаметр более двух метров, вес около двух тонн. В 53 страны мира отправляет продукцию Г'ПЗ-1. На предприя тиях нашей страны — автомобильных, станкостроительных, трак торных, судостроительных и других — успешно применяются из делия с маркой столичного завода. С начала года народному хозяйству поставлено сверх плана бо лее 700 тысяч подшипников. На ГПЗ-1, где многие операции вы полняют современные станки-автоматы, выпуск продукции с госу дарственным Знаком качества достиг 49,9 процента. На снимке' бригадир слесарей Ф. Д. Массеров, принимавший участие в сборке 3-миллиардного подшипника, в цехе, где выпу скаются крупногабаритные подшипники. Фотохроника ТАСС. Ф о т о м м ф о р ж а ж Краснознаменный Сибирский военный округ. Тепло, радушно- встретили молодое пополнение в Н-ской части'. Здесь все сделано для того, чтобы новички могли успешно овладевать военными н политическими знаниями. С первых дней молодые солдаты активно включились в армей скую жизнь. Они изучают уставы, оружие, занимаются строевой подготовкой. На снимке внизу: политработник лейтенант А. Тарасов рассказы вает вновь прибывшим о боевой истории части. В годы Великой Отечественной войны семи ее воинам было присвоено звание Героя- Советского Союза. Один из них — Яков Синев навечно зачислен в списки отличной роты, где будут служить новички. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz