Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Кировец. 1980 г. (г. Липецк)

Н а с т а в н и ч е с т в о—з або т а общая На нашем заводе большое вни­ мание уделяется воспитанию до­ стойной смены ветеранам произ­ водства. В решении этой ответ­ ственной задачи важную роль иг­ рают наставники молодежи. Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выступая на XV II съезде ВЛКСМ, сказал: «Наставники — это кадровые ра­ бочие, обладающие высоким ма­ стерством, богатым жизненным опытом, и я бы сказал, талантли­ вые педагоги. Они по доброй во­ ле, по призванию души учат мо­ лодежь трудолюбию, мастерству, воспитывают ее на героических традициях нашего славного рабо­ чего класса». Сама жизнь подтвердила цен­ ность трудового и нравственно­ го воспитания молодых рабочих в коллективе. Можно привести мно­ жество примеров благородной деятельности наставников. Но в большинстве случаев мы знаем лишь о конечном результате вос­ питателя, своего рода итоге его деятельности. Но о том, как ре­ шал он трудные задачи воспита­ ния, что волновало его, многим бывает неизвестно, Именно об этом богатую информацию дают специально оформленные «Угол­ ки наставника», «Экраны настав­ ничества», которые показывают, как трудятся рабочие педагоги и их подопечные, что волнует их, какие трудности и препятствия встают перед наставниками в процессе воспитания молодого ра­ бочего. Надо отметить, что в ряде це­ хов самым серьезным образом отнеслись к пропаганде опыта воспитательной работы. Хорошо оформлены «Уголки наставника» в цехах: автоматном, модельном, экспериментальном, тракторных № 2 и № 4 и некоторых других. В этих коллективах придают большое значение наглядной аги­ тации по наставничеству, ее про­ пагандистской, организаторской и агитаторской функциям. Совсем иная картина наблюда­ ется в других цехах, таких, как пятый и первый тракторные, ре­ монтно-механический, прессовый. На таком же низком уровне на­ ходится пропаганда наставничест­ ва и в корпусе МС-4. В этих кол­ лективах после долгих разгово­ ров о важности и необходимости «Уголков наставника», «Экранов наставничества» дело не сдвину­ лось ни на шаг. Нельзя сказать, что в этих коллективах работа по воспитанию молодых рабочих не ведется. Это не так. В коллек­ тивах немало опытных рабочих, воспитавших и подготовивших для завода хороших специали­ стов. Но беда здесь в том, что об опыте рабочих педагогов многие их коллеги подчас и не знают, и не только наставники других це­ хов, но даже и те, кто работает рядом с ними. Устранить этот пробел во мно­ гом поможет «Уголок наставни­ ка». Что представляет он собой? В нем помещаются, как правило, списки цехового совета наставни­ ков, здесь и имена (а еще лучше и фотографии) воспитателей и их подопечных. Отводится место и для того, чтобы наставник мог рассказать в заметке о своей ра­ боте, поставить на повестку дня вопрос, отметить трудности и не­ достатки, Но самая главная цен­ ность «Уголков наставника» в том, что весь коллектив цеха, от­ дела через них получает инфор­ мацию о том, что волнует воспи­ тателей, чем они живут, одним словом, появляется коллективная заинтересованность и ответствен­ ность за судьбу молодого рабоче­ го. Несколько лет назад богатую информацию содержала нагляд­ ная агитация в тракторном цехе № 3. В то время вопрос подго­ товки рабочих кадров своими си­ лами беспокоил не только настав­ ников и администрацию цеха, но и профсоюзную, комсомольскую организации. Всячески помогала растить трудовую смену и пар­ тийная организация. К сожале­ нию, сейчас положение нескольк иное. Нет здесь ни уголка, ни эк­ рана по наставничеству. Само­ устранились от этой работы и комсомольская организация, и ад­ министрация цеха (начальник це­ ха Н, А, Гордеев), О постоянном участии комсомольских организа­ ций в воспитании молодых рабо­ чих, к сожалению, приходится высказывать нелестные слова. По­ чему-то комсомольцы считают вопросы наставничества лишь де­ лом непосредственных воспитате­ лей, советов наставников. Но ведь всем известно, что без тесного взаимодействия советов настав* ников с комсомолом положитель­ ного эффекта достичь трудно. Думается, что если бы все орга­ низации цеха подходили к вопро­ су наставничества не обособлен­ но, а сообща, эффект был бы большим. На некоторых предприятиях нашей отрасли используют и кол­ лективную форму воспитания, та­ кую, как комсомольско-молодеж­ ные бригады, возглавляемые опыт­ ными наставниками. Такие брига­ ды созданы на Минском, Харь­ ковском тракторных заводах, на заводе имени Лихачева и других. На нашем заводе тоже решили использовать этот ценный опыт. Сейчас уже определены бригады, которые возглавят опытные спе­ циалисты, передовики производст­ ва, имеющие богатую практику воспитательной работы с моло­ дежью. До конца года - на эту форму перейдет большинство ком­ сомольско-молодежных бригад. Думается, что в этом начинании партийные, профсоюзные, комсо­ мольские организации цехов и отделов примут самое активное участие. А. ХВОРЫХ, инженер-методист отдела кадров. щедрость ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Душевная На днях после очередной командировки в редакцию зашел инже­ нер-конструктор, заместитель секретаря партбюро отдела главного конструктора В. И. Чунихин и поведал о том, как наш перспектив­ ный универсально-пропашной трактор ЛТЗ-145 держит государст­ венный экзамен. А потом Владимир Иванович высказал мысль о том, чтобы газета почаще писала о лучших людях отдела, о тех, кто вносит наибольший вклад в технический прогресс, кто творче­ ски работает над созданием новой машины и модернизацией се­ рийной техники. В числе таких творчески мыслящих инженеров он назвал Римму Юлиановну Лопатину. Имя инженера - конструктора первой категории Р. Ю. Лопати­ ной хорошо известно не только в отделе, но и на заводе. Оно не раз упоминалось в заводской га­ зете в материалах рабкоровского поста, сообщавшего о ходе испы­ таний и доводки трактора ЛТЗ- 145, в других заметках. Ее фото­ графии мы видели на Досках почета отдела и завода. Зная о том, что Римма Юлиа­ новна отличается удивительной скромностью, я решил вначале побеседовать с ее товарищами. Первым моим собеседником был начальник конструкторского бю­ ро В. К. Скаргин, который очень хорошо знает Р. Ю. Лопатину по совместной работе. Но вначале предоставим слово ветерану оте­ чественного тракторостроения Ге­ оргию Фаддеевичу Матюхову, ра­ ботающему на нашем заводе с 1945 года. — В те годы, — говорит Г. Ф. Матюхов, — я работал началь­ ником конструкторского бюро по ходовой части. — В 1947 году после окончания Липецкого ма­ шиностроительного техникума к нам пришла Римма Лопатина и сразу же включилась в работу по созданию трансмиссии. Моло­ дому конструктору мы поручили разрабатывать один из основных и сложных узлов трактора КДП- 35 — бортовую передачу. Девуш­ ка имела высокую теоретическую подготовку и работы выполняла квалифици] ованно, не допускала ошибок. Римма подкупала меня высокой работоспособно с т ь ю, усидчивостью, она, как говорит­ ся, на лету все схватывала. В свои юные годы она уже умела хорошо работать над книгой, чер­ пать необходимые материалы из технической литературы. Создан­ ный ею узел оказался надежным и пошел в серийное производство. Что ж, дебют молодого конст­ руктора был очень хорошим. Опытные инженеры-наставники увидели в Римме Лопатиной та­ лантливого конструктора, радова­ лись ее успехам, творческому росту, всячески поддерживали ее инициативу. Около двух десятков лет рабо­ тает вместе с Риммой Юлианов­ ной начальник бюро В. К. Скар­ гин. Мне понравилось, что этот руководитель так хорошо знает своих людей. Он с большим удов­ летворением рассказывал о своем товарище и как о талантливом инженере-конструкторе, и как о душевном, уважаемом в коллек­ тиве человеке. За 33 года работы в конструк­ торском отделе Р. Ю. Лопатина •Активно участвовала в разработке конструкции всех тракторов, но­ сящих марку нашего завода. Од­ новременно она училась во Все­ союзном заочном машинострои­ тельном институте по специально­ сти «Автомобили и тракторы». Дипломную работу делала по уз­ лам садово - виноградникового трактора, производство которого затем было налажено в Кишине­ ве. В 1961 году наши конструкторы приступили к созданию универ­ сально-пропашного трактора с четырьмя одинаковыми управляе­ мыми колесами. Машина имела оригинальную схему, что увлека­ ло конструкторов, здесь был ог­ ромный простор для их творче­ ской деятельности. Как говорят, с головой ушла в эту интересную работу и Р. Ю. Лопатина. И здесь на ее долю выпала наибо­ лее ответственная работа по соз­ данию таких узлов трансмиссии, как муфта сцепления, коробка пе­ редач, тормоза, дифференциалы, приводы вала отбора мощности и другие. А после работы она вы­ ступает перед инженерами-испы- тателями, а также трактористами с лекциями по конструкции узлов трансмиссии опытных перспектив­ ных тракторов. Много времени и внимания уде­ ляет Римма Юлиановна проведе­ нию практики студентов высших учебных заведений, а также тем, кто, получив диплом, начинает делать первые шаги в конструк­ торской работе. И потому моло­ дые специалисты уважительно называют ее своей наставницей. Творчество, поиск новых инже­ нерных решений, тщательность и точность разработок, четкость и ясность мысли — вот те харак­ терные качества, которые прису­ щи Р. Ю. Лопатиной. В составе группы инженеров В. К. Скарги- на, Н. С. Бобровского, Н. М. Чер­ касова она участвует в создании такого сложного и важного узда, как межмостовой самоблокирую- щийся дифференциал трактора ЛТЗ-145. Эта работа признана изобретением, ее творцам выдано авторское свидетельство. — Помнится, был однажды и такой случай, — говорит В. К. Скаргин. — В одном из цехов Новолипецкого металлургического завода на крупном агрегате по­ ломалась шестерня планетарного редуктора. Надо было срочно рассчитать геометрию и сделать чертежи новой, сложной по кон­ струкции детали, а специалистов на заводе не оказалось. Руковод­ ство соседнего предприятия вы­ нуждено было обратиться за по­ мощью на наш завод. Эту работу тогда’ поручили выполнить Рим­ ме Юлиановне Лопатиной, кото­ рая блестяще справилась с нею. Вместе с Р. Ю. Лопатиной 23 года работает руководитель груп­ пы 3. К. Куликова. Если мои пер­ вые собеседники характеризовали Римму Юлиановну в основном с точки зрения инженерных, произ­ водственных качеств, то Зинаида Кузьминична больше говорила о ее душевных качествах. С Лопа­ тиной, говорит 3. К. Куликова, работать хорошо, интересно. Она очень тактична, добросовестна, порядочна, имеет богатейший опыт. Очень эрудированная, гра­ мотная женщина, у нее широкий круг интересов. В ее доме бога­ тая библиотека, где много тех­ нической и художественной лите­ ратуры, есть здесь и книги об искусстве. Р. Ю. Лопатина пре­ красно разбирается в музыке, играет на пианино. 3. К. Куликова назвала Р. Ю. Лопатину человеком высоких ду­ шевных качеств. Эту же мысль она недавно высказала стихами на торжественном собрании, по­ священном юбилею и проводам на заслуженный отдых Р. Ю. Ло­ патиной. Культура, ум средь нас Вас отличали И в зрелом возрасте, и вначале. Ценнее же всего неравнодушие Ваше, Когда с товарищем, не близким даже, Подчас случается беда, — Помочь спешите Вы всегда. Строки этих стихов рождались, конечно, экспромтом, но сказаны они были от всей души. Теплые, проникновенные слова в адрес юбиляра произнесли также глав­ ный конструктор К. И. Виногра­ дов, председатель комитета проф­ союза В. А. Лопатин, другие то­ варищи. Говорили они о трудо­ вом вкладе Р. Ю. Лопатиной в создание липецких тракторов, о ее активном участии в общест­ венной жизни. Много лет работа­ ла профгрупоргом, избиралась в бюро НТО отдела. В числе луч­ ших тракторостроителей награж­ дена Почетной грамотой Прези­ диума Верховного Совета РСФСР Ее имя заносилось в городскую Книгу трудовой славы. При встрече с Риммой Юлиа­ новной я еще раз убедился в ее удивительной скромности. При­ ятно было беседовать с этой оба­ ятельной женщиной, ставшей на нашем заводе ведущим инжене- ром-конструктором и так много сделавшей для развития тракто­ ростроения. Осторожно спрашиваю Р. Ю. Лопатину о том, какие чувства она испытывает сейчас, перед уходом на заслуженный отдых. — Проработать в коллективе 33 года и уходить из него, даже если у тебя есть любимое хобби, очень нелегко, — сказала Римма Юлиановна. — Но мне разрешили иметь при себе пропуск, и я буд\ приходить в свой родной коллек­ тив, буду навещать товарищей. М. НАЛИВКИН . Москва. На Первом государственном подшипниковом заводе изго­ товлен 3-миллиардный подшипник. Его размеры уникальны: на­ ружный диаметр более двух метров, вес около двух тонн. В 53 страны мира отправляет продукцию Г'ПЗ-1. На предприя­ тиях нашей страны — автомобильных, станкостроительных, трак­ торных, судостроительных и других — успешно применяются из­ делия с маркой столичного завода. С начала года народному хозяйству поставлено сверх плана бо­ лее 700 тысяч подшипников. На ГПЗ-1, где многие операции вы­ полняют современные станки-автоматы, выпуск продукции с госу­ дарственным Знаком качества достиг 49,9 процента. На снимке' бригадир слесарей Ф. Д. Массеров, принимавший участие в сборке 3-миллиардного подшипника, в цехе, где выпу­ скаются крупногабаритные подшипники. Фотохроника ТАСС. Ф о т о м м ф о р ж а ж Краснознаменный Сибирский военный округ. Тепло, радушно- встретили молодое пополнение в Н-ской части'. Здесь все сделано для того, чтобы новички могли успешно овладевать военными н политическими знаниями. С первых дней молодые солдаты активно включились в армей­ скую жизнь. Они изучают уставы, оружие, занимаются строевой подготовкой. На снимке внизу: политработник лейтенант А. Тарасов рассказы­ вает вновь прибывшим о боевой истории части. В годы Великой Отечественной войны семи ее воинам было присвоено звание Героя- Советского Союза. Один из них — Яков Синев навечно зачислен в списки отличной роты, где будут служить новички. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz