Кировец. 1980 г. (г. Липецк)
ПРАВОФЛАНГОВЫЕ П Я Т И Л Е Т К И Н О В А Т О Р На самом видном месте главно- первый успех, за которым после- го корпуса чугунолитейного цеха довали новые победы. А вскоре — Доска почета. На ней фотогра- А. Шишкин стал одним из луч- фии правофланговых социалиста- ших станочников цеха. Его ста- ческого соревнования. Среди них—вили в пример, о нем говорили — портрет слесаря-ремонтника на общецеховых собраниях. О А. Я. Шишкина. — Золотые руки у Александра Яковлевича, — говорит замести тель начальника цеха В. В. Ме- жевов. — Дайте ему любое пору чение, и он выполнит его обяза тельно. А старший мастер службы ме ханика П. И. Беляев, знающий Александра Яковлевича на протя жении многих лет, так отозвался о**л!ем: — Александр Яковлевич при надлежит к той категории людей, которые не мыслят свою трудо вую деятельность без творческого поиска. Он стремится так рабо тать, чтобы на формовочном от делении цеха, за которым он за креплен, с каждым днем внед рялось все больше новшеств. Пришел на завод Шишкин в 1951 году после окончания шко лы. Его направили в моторный цех, где он стал работать учени ком токаря. Нелегко, конечно, ему пришлось на первых порах. Кажется, все было ясно после рассказа прикрепленного к нему опытного станочника, который подробно объяснил, как изготов лять детали. Но стоило ему стать за станок, и неудачи следовали одна за другой. Стремясь помочь А. Шишкину в овладении профессией, старшие товарищи ободряли его. — Не расстраивайся, — гово рили они ему, — в нашем деле без трудностей не оббйтись. Глав ное — настойчиво изучай специ альность, присматривайся к рабо те лучших токарей цеха, и успех придет. Следуя этим советам, молодой рабочий упорно постигал секреты токарного мастерства, готовя се бя к самостоятельной трудовой деятельности. И вот наступил день, когда А. Шишкину довери ли изготовить ответственную де таль. Сначала молодой токарь волновался, но за’гем на смену волнению пришли спокойствие и уверенность. Когда сделанная де таль была предъявлена для про верки контролеру, то оказалось, что она соответствует всем тех ническим требованиям. Это был Уходя в ряды Советской Ар мии, А. Шишкин дал слово вер нуться на родной завод. И он сдержал обещание. Правда, тру диться теперь он стал .в чугуно литейном цехе. Ремонтно-механическая мастер ская, куда оформился на работу после возвращения из армии Шиш кин, являлась одним из важных участков чугунолитейного цеха. Работникам мастерской приходи лось выполнять много заказов по изготовлению запасных частей для ремонта оборудования. Не смотря на ряд трудностей, со всеми задачами они справлялись хорошо, помогая производствен никам четко и ритмично выпу скать продукцию. Как правило, вместе с другими иницатором ценных начинаний был и А. Я. Шишкин, который по-новаторски относился к работе, стремился наполнить ее творческим содер жанием. Как-то узнал Александр Яков левич, что на формовочном отде лении решено смонтировать авто матическую литейную линию — первую на нашем заводе. Эта весть заин гересовала его. А уз нав подробней о новшестве, он твердо решил принять участие в его внедрении. Гак Шишкин стал слесарем службы механика. Однажды перед окончанием дневной смены Александра Яков левича пригласили в кабинет к начальнику цеха. Когда он при шел туда, го там уже находи лись другие работники служб и специалисты формовочного отде ления. Начальник цеха сообщил присутствующим, что необходи мо срочно выехать на завод-изго товитель с тем, чтобы принять участие в осмотре у&лов автома тической формовочной линии пе ред их отправкой на наше пред приятие. Приемка агрегата — дело ответственное, вот почему им должны занятье* еныт-ные и знающие специалисты. В их число включили и слесаря А. Я. Шиш. кина. Автоматическая формовочная линия принята и доставлена на завод. Теперь ее надо монтиро вать. И здесь ремонтник не остал ся'в стороне. Он помогал монтаж никам устанавливать узлы линии, принимал участие в их отладке. Спустя некоторое время линия стала действовать. Это было большой радостью для чугуноли тейщиков, так как агрегат заме нял тяжелый труд, позволил им лучше трудиться. Разумеется, при освоении ав. тематической формовочной линии пришлось столкнуться с рядом трудностей. Дело в том, что неко торые узлы и механизмы литей ного агрегата имели конструктив ные недоработки, что замедляло, его освоение. Это заставило но ваторов цеха заняться их усовер шенствованием. Большой вклад в решение этого вопроса внес и А. Я. Шишкин. По его предложе нию, например, была изменена секция перемещения моделей. Новшество рационализатора поз волило повысить надежность ме ханизма, что в свою очередь по ложительно сказалось на увеличе ние выпуска литья. Много дало цеху и модерниза ция отсекателя опок, С его внед рением значительно уменьшились простои агрегата. Большой выгодой для произ водства обернулась также меха низация участка заливки метал ла, сделанная по предложению А. Я. Шишкина. Если до внедре ния новшества на Участке было слишком много механизмов, то теперь, их заменил один пневмо цилиндр, который прост в обра щении и легко поддается ремонту. Раньше, чтобы отремонтировать механизмы подвески опок и под опечных плит, надо было затра тить не менее 3 дней, сейчас же на это уходит 5—6 часов. Кроме того, за счет уменьшения выпуска запасных частей значительно уменьшен расход металла. Немало сделано Александром Яковлевичем и по совершенство ванию узлов второй автоматиче ской линии. В настоящее время он занимается реконструкцией участка выбивки. Часть этой ра боты уже выполнена, а остальное -будет завершено в скором време ни. У А. Я. Шишкина много ценных задумок. Пожелаем же их пре творить в жизнь! Пусть творче ские удачи сопутствуют ему веет, да! В. ЮДИН . • Заслуженным уважением в кол лективе модельно-конструкторско го бюро отдела главного метал лурга пользуется пнженер-конст- руктор комсомолка ударница ком мунистического труда Ирина Кур дюкова. Успешно окончив в 1978 году без отрыва от производства вечернее отделение Липецкого по литехнического института, она по казывает себя грамотным специа листом и с исключительной доб росовестностью выполняет свои трудовые обязанности. Принимает Ирина активное участие и в об щественной жизни: она избрана заместителем секретаря комсо мольского бюро отдела. Фотогра фия передового инженера занесе на на Доску почета отдела. На снимке: И. Курдюкова. Фото П. Селютина. ЛХХХХХХЧХЧХХХХХЧЧУЧХ^ЛХЧХХЧ^ ШЕФСКАЯ ПОЕЗДКА Рационализаторы нашего заво да поддерживают с новаторами подшефного Усманского района самую тесную связь. Только что группа заводских специалистов побывала у рационализаторов колхоза имени В. И. Ленина, сов хозов «Ударник», «Коммунар» и других. Тракторозаводцы озна комились с состоянием дел по ра ционализации. Они помогли сель ским рационализаторам в оформ лении поданных предложений, в подведении итогов социалистичес кого соревнования за второй квартал с. г. В течение лета наши специалис ты планируют еще несколько та ких шефских выездов на село. Д. КЛИНОВ. ПЕРВЕНЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ Значение и слава Волгоградско го тракторного завода, 50-летний юбилей которого отмечается 17 июня с. г., никогда не померкнет а истории индустриализации на шей страны, так же, как слава Днепрогэса, Магнитогорска, Турк- сиба и других строек первой пя тилетки. Недаром в приветствии ЦК ВКП(б) в связи с пуском завода в 1930 г. говорилось, что «50000 тракторов это — — 50000 снаря дов, взрывающих старый буржу азный мир». Мне, проработавшему на тогда еще называвшемся Сталинградском тракторном заводе почти 17 лет, этот завод по-особенному дорог. Ведь именно здесь я получил ква лификацию металлурга и с СТЗ связаны самые тревожные, но и самые светлые воспоминания мо ей жизни. Поэтому не могу оста ваться равнодушным в этот тор жественный, юбилейный для ВгТЗ день. В связи с 50-летним юбилеем, думается, уместно будет напом нить знаменательные даты из жизни коллектива ВгТЗ, которые крепко врезались мне в память. В строительстве завода принима ло участие 32000 рабочих. При этом одновременно строился и жилой поселок для тракторостро ителей. 10 февраля 1930 г. все работы были закончены досрочно — за 1 ) месяцев вместо 18 по плану, что вызвало удивление во всем мире. В мае 1930 г. Прези диум ВЦИК наградил строителей завода орденом Трудового Крас ного Знамени. Пуск завода первоначально по плану был намечен на 1 октября. Коллектив же завода дал встреч ный плановый срок, который был д честью выполнен: 17 июня 1930 Сегодня исполняется г. в 3 часа дня с конвейера заво да сошел первый, мощный по тем временам, колесный трактор, о чем коллектив завода послал ра порт XV I съезду ВКП(б). Большое количество строителей влилось в рабочий коллектив тракторозаводцев. Кроме того, по мобилизации ЦК ВЛКСМ на за вод было направлено 1000 комсо мольцев. Начался нелегкий пери од освоения передовой техноло гии нашей молодежью. За первые четыре месяца работы завода бы ло допущено 2700 поломок стан ков. Зарубежная печать подняла большой шум и улюлюканье, кар кая, что большевистские планы провалились и никогда нам не освоить тракторное производст во... Но если в 1930 г. было вы пущено только 1000 тракторов, то в 1931 г. — 18.500, а 20 апреля 1932 г. был освоен суточный про ектный выпуск в 144 трактора. 12 апреля 1934 года с конвейе ра завода сошел 100 . 000 -й трак тор. Это событие было торжест венно отмечено коллективом за вода. Еще бы, свершилась мечта В. И. Ленина, о чем он говорил в самый разгар гражданской войны на V III съезде партии: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снаб дить ж бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знае те, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию» (т. е. за комму низм)». Если в механообрабатывающих цехах передовая по тем временам американская технология доволь но быстро была освоена, то в чу гунолитейном цехе коллектив чу гунолитейщиков столкнулся с та* 50 лет Волгоградскому кими технологическими процесса ми, заложенными в проект амери канскими специалистами, которые необходимо было в корне изме нить: они были совершенно не приемлемыми для наПшх рабочих. Так, выбивка опок на конвейерах была рассчитана буквально на негров, на их беспощадную эк сплуатацию. Теснота, жара, зага зованность, пыль и грохот на ра бочем месте превышали все допу стимые нормы. То же можно бы ло сказать и о сушке стержней. На этой операции, согласно аме риканской технологии, рабочий должен был заезжать в камеру сушильной печи, температура в которой была 250 градусов! Кроме того, были еще и другие участки производства, крайне неудачно решенные американски ми специалистами в литейном цехе, над устранением которых коллективу чугунолитейщиков и всему заводу пришлось много по работать, прежде чем все эти не достатки были ликвидированы. В начале 1937 г. завод был оста новлен на реконструкцию в связи с переходом на новый гусенич ный трактор марки СТЗ НАТИ. К этому времени было еще выпуще но 207,200 колесных тракторов. А 11 июля 1937 г. с конвейера заво да сошел первый гусеничный трактор отечественной конструк ции. В годы Великой Отечественной войны завод внес большой вклад в обеспечение фронта военной техникой. В том числе знамени тыми танками Т-34, за что 6 фев раля 1942 г. завод был награжден еще одним орденом Трудового Красного Знамени. Во время великой Сталинград- тракторному заводу ской битвы коллектив завода про явил исключительную стойкость и героизм — 42 дня защищал завод от натиска озверелого врага, не прекращая выпуск танков, кото рые прямо из ворот завода шли в бой. 2 февраля 1943 г. армия Паулюса была разгромлена, и Сталинград был полностью очи щен от фашистов. Началась новая героическая страница в истории коллектива — восстановлен и е разрушенного завода и поселка. Одновременно с восстановлением цехов на заводе производился ре монт танков. Уже 12 июня 1943 г. на фронт была отправлена первая партия отремонтированных тан ков «Ответ Сталинграда». В марте 1944 г. были восста новлены металлургические цехи, а в июне того же года начали работать механические цехи. 1 ноября 1944 г. сельскому хозяй ству был направлен первый эше лон гусеничных тракторов, кото рый был украшен плакатом: «Ро дина, встречай тракторы СТ31». 7 февраля 1945 г. завод был награжден орденом Отечествен ной войны I степени за ратные подвиги коллектива во время Ста линградской битвы. 9 апреля 1945 г. была выпущена первая тысяча тракторов после восста новления завода. В апреле 1949 г. мне пришлось расстаться с ВгТЗ в связи с на значением главным металлургом Липецкого тракторного завода. Значение ВгТЗ исключитель но велико не только в преоб разовании сельского хозяйства нашей страны, но и в подготовке высококвалифицированных кад ров для отечественного машино строения. СТЗ был поистине пер вой кузницей кадров, представи телей которых можно найти на многих предприятиях страны. За примером далеко ходить не надо. Только на Липецкий тракторный завод прибыло с ВгТЗ не менее 15-ти человек. В частности, быв шие главный инженер ЛТЗ А. Е. Изотов, главный бухгалтер В. М. Серостанов, начальник ОТиЗ П. Н. Семенов, начальник производства Я. В. Немов, начальник сталели тейного цеха О. С. Чигин, заме ститель главного конструктора Г. Ф. Матюхов, начальник чугу нолитейного цеха В. Н. Фролов, начальник механической мастер ской центральной заводской ла боратории В. В. Тульский, началь ник бюро наладки ТВЧ В. Н. Фи липпов, сталевары М И. Арши нов, Н. С. Слободских, автор этой статьи и другие товарищи. Все они, имея за плечами школу и закалку СТЗ, в меру своих спо собностей, воспитали на ЛТЗ большую группу молодых специа листов технологии поточно-массо вого производства, организации и экономики производства. Наибо ее талантливые из этих высоко квалифицированных специалистов ЛТЗ были выдвинуты, в свою оче редь, на руководящие должности на другие заводы и в организации города Липецка и облает?!, в со юзные министерства. Рост технических кадров нашей промышленности напоминает про цесс цепной реакции, начало ко торой было заложено еще на до военном Сталинградском трак торном заводе. В. АНТОНОВ, бывший главный металлург завода, заслуженный рацио нализатор РСФСР, персональ ный пенсионер республиканско го значения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz